
Полная версия
Изменить себя и свою жизнь за 10 недель
Поход в ресторан, приобретение нового костюма, поездка на курорт, замена обоев, посещение косметолога для кого-то могут быть рядовыми вопросами, а для других – целью определенного промежутка жизни. Каждый может сам пораскидывать мозгами на эту тему (если ему больше нечем заняться), но вряд ли извлечет из этого какую-нибудь практическую пользу прямо сейчас. С тем, чтобы пресечь на корню наметившееся словоблудие, сразу оговоримся, что нас будут интересовать исключительно истинные желания, то есть те, которые требуют времени и усилий. А для их выделения продолжим строительство анонсированного ранее водораздела.
Конечно, у каждого есть свои истинные желания: выгодное замужество, защита диссертации, полет в космос, покорение Эвереста, овладение китайским языком, переезд на постоянное местожительство в Гренландию, смещение Цукерберга с его должности. Тогда как же выделить желания отдельно взятого читателя? Решение состоит в том, что существуют некие базовые предпосылки, овладение которыми открывает многие возможности: личностные, профессиональные, материальные. В своих масштабах. Если вам за пятьдесят, а росточку метра полтора с кепкой, то мы не обещаем, что вы по прохождению Курса сможете «накостылять» чемпиону мира по боксу в тяжелом весе, но в остальном… Известный физик Стивен Хокинг вследствие неизлечимой болезни оказался полностью парализованным, потерял речь. Тем не менее, с помощью синтезатора речи он продолжал читать лекции, совершил полет в невесомости, даже планировал полет в космос. Вот к таким высоким стремлениям, связанным с внутренним самоизменениям, мы и обратим свой взор, ну а уже на их основе получим приземленное и практическое. Однако тут мы начинаем покушаться на хлеб следующего раздела, поэтому вспомним о совести и вернемся к предмету текущей главы.
Мы тут постоянно декларируем зависимость результатов от действий, но чем определяются сами действия? Если один поступает так, а другой эдак, значит, что-то у них в голове устроено по-разному, и поэтому нам для перемены модели поведения нужно измениться самим. Стало быть, исполнение желаний, до сегодняшнего дня недостижимых для нас, связано с нашим внутренним самоизменением. Если мы пришли к безоговорочному согласию в этом вопросе (а без этого никак), осталось выяснить, что и как нужно делать, чтобы самоизмениться, и вперед на штурм своих взглядов, убеждений, привычек! Но нет, сначала необходимо принять твердое решение, от которого не отступать ни при каких обстоятельствах.
Определиться же с решением насчет того, стоит ли ввязываться в это дело (самоизменение) и пытаться что-то менять в себе (дело не самое праздничное), поможет представление своей жизни через год, пять лет, десять, исходя из сегодняшнего положения дел. Если результатами прогнозирования вы остались удовлетворены, то, наверное, и не стоит напрягаться с нашими упражнениями и заданиями, подвергать себя психическому, физическому, ментальному насилию. Если сегодня вы настолько всем довольны, что о будущем и думать не желаете, то, видимо, время переосмысления жизни еще не наступило, равно, как и необходимость каких-то изменений в ней. А может вам это и не понадобится вовсе. Вообще, если вы не испытываете психического или физического дискомфорта, нет мучительного ощущения несостоятельности, неудовлетворения собой, то задумываться о каких-то изменениях в себе и своей жизни не стоит. Мы еще остановимся на некоторых состояниях, когда наша или другая методическая помощь, скорее всего, будет излишней, ну а в прочих случаях (хотя и не во всех) определенный смысл читать дальше, найти себя где-то, пытаться что-то изменить, имеется.
В этой главе мы, кроме прочего, попробуем классифицировать кандидатов в наши курсанты по некоторым группам, исходя из критериев соответствия идеям нашего Учения. Ранее этот вопрос уже затрагивался («армейцы» и «эстеты»), теперь копнем в этом месте поглубже и начнем с нашего типичного пациента, некоего бунтаря духа, который всегда готов к внутренней борьбе, но никак не может разобраться в какую сторону бунтовать.
Как-то не так все идет. Рабочий день начинается с обсуждения беспредельно глупых ток-шоу и противоречивых прогнозов погоды, футбольных баталий и сериальных страстей, нервных жен и пьющих мужей. Наиболее продвинутые сослуживцы затрагивают неправильную политику и необоснованные коммунальные платежи, реальных инопланетян и нереальные землетрясения, конец света и начало жизни. Неинтересно, скучно, бессмысленно, но …. Абстрагируешься – попадаешь в изгои; принимаешь участие – чувствуешь скуку и презрение к самому себе. Руководство, вообще, кажется, не замечает твоего существования и никак, похоже, не задумывается о повышении жалованья. У знакомых и приятелей свои дела и проблемы, не до тебя им, отчего грустно и одиноко. Отношения со спутником жизни, если таковая или таковой имеется, укладываются в формулу Высоцкого «придешь домой, там ты сидишь», что настроения тоже не добавляет. А еще денег не хватает, теща волком смотрит, дети не слушаются, голуби гадят, в космонавты не берут. А как рискнешь остановиться у зеркала, так, вообще, горе пришло в кишлак: потухший взгляд, оплывшее тело, убогий наряд – ну как тут не переполниться восторгом!
Насмотрелся на себя, нарадовался, придал новый импульс самопрезрению и почувствовал, как со всех сторон наваливаются злость, отчаяние и безнадега. Задумался о том, что можно сделать, и еще хуже стало от сознания собственного бессилия – не видишь никакого просвета, кажется, уже ничего изменить нельзя. Интуитивно чувствуешь, что выход все же есть: нужно менять настроение, что-то одно прекращать и что-то другое начинать делать, но что именно и, самое главное, как? Немного подумал, пораскинул мозгами, но … как обычно ничего в них не поймал; нет вдохновения, не видно путей и решений, не чувствуешь сил, хочется на все махнуть рукой, но, с другой стороны, жить так тоже больше нельзя, что-то делать надо.
Откуда-то «выползают» чьи-то умные слова о связи изменения жизни с изменением себя, ну, типа, изменишься ты, изменится твоя жизнь: хочешь изменить мир – начни с себя, кажется, кто-то сказал. Но, как менять и что? Поговорить бы с кем-нибудь, посоветоваться, но с кем? Среди своих никто не заморачивается такими проблемами, не поймут, еще посмеются. Наверное, можно об этом почитать – сейчас обо всем пишут, но у кого и что? Начинаешь исследовать полки книжных магазинов, разбирать терриконы книжных развалов и теряешься в многообразии авторов и обложек. Море бескрайнее литературы по саморазвитию, укреплению силы воли, исполнению желаний, управлению собой, успеху во всем, единению с мирозданием накатывает и топит в безысходности. Оказывается, писать об этом начали еще до наступления эпохи исторического материализма китайцы, римляне, греки и бог знает, кто там еще, которые бросились прорабатывать вопрос, как будто, социалистическое соревнование устроили. Глаза разбегаются, жизни не хватит, чтобы просто перелистать, не то, чтобы прочитать. Все же если решил, то надо идти, но опять же, как выбрать себе то самое, что для меня, которое подойдет, ответит на все вопросы, научит? Которое оставит после себя понимание и результаты, а не чувство бездарно потерянного времени.
Если не получается ни прочитать, ни даже перелистать, попробовать, что ли, хотя бы названия просмотреть, а там, глядишь, и зацепит чего-нибудь. «Милиционер за минуту» (кажется, «миллионер» все-таки), «За семь лет от нищего до миллионера», «Как изменить свою жизнь за семь дней» (на семь дней согласен сразу и без торга, а семь лет…) – бесконечный ряд проникновенных историй и поучений. А еще «Думай и богатей», «Хватит думать, делай!», «Думай и делай» – так думать или делать?! И вообще, пусть так или эдак, только что делать, о чем думать – читать еще не начал, уже потерялся. Чтобы хоть как-то разобраться, начинаешь читать аннотации. Э, да тут серьезные ребята собрались: один самоизолировался на три года в дремучем канадском лесу и чем-то там мудрел, другой пять лет медитировал в заброшенной гималайской пещере, а кто-то десять лет размышлял о жизни и себе в колонии строго режима. Медитации, аффирмации, визуализации, мыслеформы, голограммы, молитвы – все по-взрослому, но какие-то сомнения все-таки не дают покоя. Если тот, который в колонии, пребывал на государственном обеспечении, а этот в пещере находился на иждивении у Вселенной, то, как решал вопросы пропитания, одежды, гигиены который в лесу? Еще интересно из чего и как материализуются у них виллы, машины, яхты? С неба падают? Я вот тужился, пыжился, медитировал, визуализировал, выпрашивал у того, кто там наверху отвечает за материальное снабжение, но ничего не упало. Так что делать, как снискать хлеб Мерседес насущный? И вообще я не хочу ни в лес, ни в пещеру, ни в тюрьму!
Если вы страдаете всей этой фигней, но пытаетесь найти выход, готовы собрать все силы в кулак, только не знаете, куда (или кого) им ударить, тогда вы – наш читатель!
Вероятно, по итогам ознакомления с творческим наследием некоторых экспертов в области обретения себя вы уже подошли к мысли о том, что одно только внутреннее стремление к здоровью, деньгам и прочим атрибутам счастья вряд ли выведет из сегодняшнего тупика. Несмотря на сладкие песни сирен (не пожарных), призывающие погрузиться в астрал и там найти спутника жизни, мешок денег и вечную молодость, наверное, у вас все больше крепнет грустное понимание того, что одними песнями решение вопроса может и не обойтись (как бы чего и станцевать не пришлось). Если все это так, и по своему сегодняшнему настроению вы готовы решительно порвать постромки, удерживающие вас в стремлении к новому самому себе, а не хватает для этого лишь совета или руководства на предмет, чего и как делать, тогда можете считать, что все это у вас уже есть.
По идее, вы уже должны внутренне подойти к пониманию неотвратимости и необходимости собственных решений, действий, ограничений, но хорошо было бы, если бы кто по ходу движения подсказывал, какие принимать решения, куда направлять действия, в чем себе «на горло наступать». Еще лучше было бы найти проводника, который взял бы за руку да сопровождал бы на каждом шагу, подсказывал и подбадривал, выдавая по необходимости стимулирующие пинки. Вот так мы вас плавно подвели к мысли, что в этом Пособии вы найдете и необходимую информацию, и поводыря по жизни, который будет всегда с вами, объясняя и напоминая, чем заполнять каждую минуту, проверяя выполнение заданий и выставляя оценки.
Прямо или косвенно здесь неоднократно упоминалось о том, что одним читателям наше Наставление подойдет больше, другим – меньше, третьим – тоже где-то как-то в чем-то поможет. Далее мы снова вернемся к систематизации и классификация читателей (очень условным), с которыми вы сможете себя сверить, но не стоит сразу и категорически вешать на себя ярлык: во-первых, вы можете неверно себя оценить, во-вторых, мы можем ошибаться (градация эта отнюдь не претендует на абсолютную истину). Никаких барьеров мы ни перед кем не ставим, ни от кого не отгораживаемся, приглашаем всех к работе над собой, если присутствуют решимость и желание. Вообще, коли вы всерьез хотите изменить свою жизнь, нацелились на результат, то отвлеченные размышления автора не должны ни смущать вас, ни, тем более, останавливать. В завершение этих вдохновляющих напутствий еще раз повторим, что приветствуем всех энтузиастов внутреннего роста, будем рады, если наша Программа заинтересует тех, кто, было, вначале усомнился, но затем одумался, правильно оценил ситуацию на Ближнем Востоке и примкнул к свидетелям Иегова последователям великого Учения. Итак, наша мрачная секта жизнерадостная компания принимает всех желающих что-то делать, что-то менять в себе и своей жизни.
Интерес к любому печатному слову всегда предопределяется скрытыми или явными потребностями читателя: познавательными, развлекательными, практическими. Подобрать книги, брошюры, статьи искомого жанра – дело нехитрое, а вот найти среди них именно то … Даже громкое имя автора и мировое признание его творения не гарантируют удовлетворение в полной мере этих самых ваших скрытых или явных потребностей. Артур Блох в своем «Законе Мерфи» совершенно справедливо заметил, что заранее ничего нельзя сказать о глубине лужи. Эта глава, равно как и остальные главы первого раздела, призвана помочь вам в предварительной оценке соответствия наших идей и принципов вашим ожиданиям. Не будем гадать, что именно вы рассчитываете найти тут – секреты несокрушимого здоровья, маршруты к сокровищам капитана Флинта или того самого принца на белом коне, – просто скромно отметим, что всего этого здесь … есть! Вероятно, оптимистическую уверенность этим громким заявлением мы вряд ли сейчас вам внушили, скорее всего, у вас присутствует некоторый скепсис относительно неотвратимого благополучия, ну если так, тогда вперед, давайте искать подтверждение или опровержение нашим декларациям и вашим надеждам.
Как уже не единожды отмечалось, одним наше Руководство подойдет в большей степени, а другим – в меньшей (что русскому хорошо, то немцу – смерть), поэтому гарантий покорения Сагарматхи желаний для каждого восходителя мы не даем, но реальный эффект даже от простого чтения (не говоря уже о систематических занятиях) какой-никакой да будет. Ну а с тем чтобы судьба несчастного «немца» ни в коей мере не стала вашей, постараемся общими усилиями обозначить результат, на который именно вам стоит рассчитывать по окончании простого ознакомления или практического прохождения полного десятинедельного Курса трансформации лягушки во вполне себе такую царевну.
Если вы предполагаете пополнить ряды миллионеров (да чего там мелочиться – миллиардеров) исключительно за счет непрерывного повторения мантр типа «я притягиваю к себе деньги», то вам нет смысла искать здесь для себя новые заклинания, да и результат от прочтения не будет особенно велик. Сюда же присовокупим искателей решения вопросов материального характера посредством бесконечных визуализаций виллы из двадцати комнат, яхты о десяти палубах, электросамоката с вертикальным взлетом. Наша Инструкция мало поможет, если вы прониклись чувством собственной неотразимости и пребываете в перманентном ожидании принца на белом коне (принцессы с приданным), красиво и элегантно (типа, как в кино) наполняясь при этом через трубочку какой-то мутно-сладкой бурдой. Отступая от основной линии повествования, сделаем предположение, что, вероятнее всего, таким путем вы сможете получить только посадочную площадку увеличенного размера, на которую принц (ну и конь, наверное, тоже) вряд ли «клюнет». Не придем мы к взаимопониманию, если вы непоколебимо и последовательно прокладываете путь к здоровью через аптеку, при этом спотыкаясь и падая, но другой дороги не знаете и знать не желаете. Наши пути разойдутся, если ответственными за свое бедственное положение вы назначили начальство, космос, родителей, скорбь (вселенскую), детей (собственных), социальную несправедливость, инопланетян. В таких случаях обычно ограничиваются тем, что строго спрашивают со всех виновников (в курилке или на кухне, разумеется) за возмутительную бездеятельность в решении ваших проблем. В самом деле, ведь они просто обязаны озаботиться вами!
Каждому из нас по жизни встречались люди, до глубины души убежденные в своей правоте и не воспринимающие другого мнения. Иногда – это внутренне состояние, чаще – оборонительная позиция, но в любом случае, наверное, можно говорить о въевшейся в сознание косности. Они не сомневаются (или делают вид, что не сомневаются) в себе и, вообще, ни в чем, а литературе подобного рода (впрочем, как и любой другой) просто не находится места в их жизни. Будучи истинной, позиция эта спокойная, комфортная и устойчивая в повседневной жизни, но создает неразрешимые вопросы в непредвиденных ситуациях. Если вы относитесь к этой группе, то, скорее всего, Книга прошла мимо вас и ничего этого вы сейчас не читаете, хотя не исключено, что из легкого любопытства вы заглянули в эти строки, когда их читал кто-то рядом, может, заинтересовало (если читать еще не разучились). Это трудно представить, но возможно, начнете почитывать дальше и что-то там для себя откроете. Вдруг даже начнете заниматься (это уже совсем за пределами реальности), то есть обратитесь к практике, которая, как это внезапно вспомнится, является основным критерием истины.
Среди любого народонаселения (нашего и не нашего) можно выделить интересную сообщность граждан, не склонных к самоанализу, самопознанию, самоизменению, однако обладающих развитым интеллектом и широкой эрудицией. В отличие от представителей предыдущего конгломерата они не чураются печатного слова, но жанр этого Наставления не вызывает у них горячего интереса. Обычно их привлекают книги иного направления и содержания, например, детективы или романы, познавательная литература или художественная классика, мемуары военачальников Первой Пунической войны или воспоминания пассажиров Ноева ковчега. Так среди них довольно часто можно встретить людей приятных, мыслящих, небесталанных, и при этом полностью удовлетворенных устоявшимся ритмом своей жизни. Тогда получается, что ни глава эта, ни книга в целом их не привлекут? В какой-то степени, наверное, заинтересовать могут, но на практические действия вряд ли подвигнут, хотя, как и в предыдущей группе, если в силу какой-то случайности тот или иной абзац попадет в поле зрения, то может вызвать интерес и породить желание почитать дальше. А если в тот момент еще будут иметь место серьезные жизненные осложнения, то вероятность приобщения возрастает.
Жизнь весьма широкой общности людей (независимо от ареала их обитания) можно сравнить со спокойной тихой рекой, неторопливо несущей свои воды без крутых поворотов и больших перепадов. Продлевая эту метафорическую линию, непременно придем к мысли, что имеем ну прямо-таки иллюстрацию к первому закону старика Ньютона о склонности тел (живых и прочих) к равномерному и прямолинейному движению при условии отсутствия внешних воздействий. Насколько легко рассчитывается равномерное и прямолинейное движение, настолько просто планировать жизнь, ее этапы и вехи, если вы приняли наследие Ньютона в качестве личного руководства. Так живут многие люди, причем живут долго и счастливо, более того, именно они придают обществу стабильность и устойчивость, но не способствуют его развитию, появлению нового. Среди них благополучно сосуществуют инженеры и учителя, рабочие и продавцы, врачи и журналисты; многие реально отличаются высоким культурным уровнем, богатым внутренним миром, интересными увлечениями. Нередко там встречаются истинные книгочеи, интересующиеся абсолютно всем, но при этом они вполне удовлетворяются устоявшимся порядком вещей и совсем не склонны к каким-либо изменениям. Оставаясь на своем уровне, они всем довольны, однако практически всегда оказываются беззащитными перед внезапными жизненными потрясениями. Проблемы со здоровьем, финансами, отношениями часто застают их неподготовленными, нарушают ритм привычного уютного существования и способны полностью выбить из привычной колеи.
Девяностые годы двадцатого века полностью перевернули жизнь десятков миллионов жителей бывшего Советского Союза: многие из доселе благополучных граждан оказались без работы, денег, будущего. Дабы хоть как-то выйти из положения, учителя пошли торговать на рынки, врачи начали возить всякий хлам из ближних и дальних стран (для тех же учителей, торгующих на рынках), спортсмены подались в бандиты (караулить и тех и других), инженеры стали мести улицы. Многие так и не смогли вернуться к прежней жизни, но других ожидала судьба куда более мрачная.
Не все смогли устоять в крушении привычного образа жизни и перестроиться на новый лад: расцвели алкоголизм, наркомания, проституция и, как ужасающе это не звучит, массово появились беспризорники и бездомные. Собственно, подобные явления сопутствуют любой эпохе и присутствуют в любой стране, вопрос только в массовости, которая зависит от масштаба потрясений. При прочих же равных условиях положение каждого, отдельно взятого, гражданина проистекает из порога его устойчивости к изменениям во внешней среде и неполадкам в состоянии организма. Забегая вперед, отметим, что повышение этого порога и есть наша основная задача.
Вот и в то не самое простое время отдельные граждане не пожелали углубляться в размышления о несправедливости окружающего мира и собственном бессилии перед ним, не утратили трезвого взгляда на происходящее и способности управлять собой. Они смогли правильно воспринять события, сумели найти свое место в новых условиях, взять себя в руки и даже сформировать капитал, сохранить и многократно приумножить его. Так получается, что в любое время существуют возможности, а их выбор определяется нашей способностью увидеть таковые, пойти на риск, а также способностью и готовностью к преодолению мнимых страхов и реальных трудностей. В этом контексте не могу себе отказать в удовольствии привести выдержку из рассказа «Страшные Соломоновы острова» любимейшего мною Джека Лондона: «Белый может долго прожить на Соломоновых островах, – для этого ему нужна только осторожность и удача, а кроме того, надо, чтобы он был неукротимым. Печатью неукротимости должны быть отмечены его мысли и поступки. Он должен уметь с великолепным равнодушием встречать неудачи, должен обладать колоссальным самомнением, уверенностью, что все, что бы он ни сделал, правильно; должен, наконец, непоколебимо верить в свое расовое превосходство и никогда не сомневаться в том, что один белый в любое время может справиться с тысячью черных, а по воскресным дням – и с двумя тысячами».
Ну да ладно, революции происходят не каждый день, поэтому останемся реалистами и здраво оценим перспективы людей благополучных и удовлетворенных своей жизнью стать последователями нашего Учения в условиях относительной политической и экономической стабильности. Без особых сожалений признаем невысокую вероятность того, что они вольются в стройные ряды мучеников героев самопреодоления. Наверное, что-то серьезное должно произойти в их жизни, что-то должно пойти очень уж не так, чтобы потребовалась психологическая поддержка или практическая помощь со стороны. А так, без внезапных социальных, физических или финансовых потрясений, они вряд ли станут читать и, тем более, заниматься по нашему (или другому) Пособию: одним будет некомфортно, другим – неинтересно. Хотя, кто знает, возможно, в силу каких-то причин прочитав этот первый раздел, они решат получить страховой полис от непредвиденных личных и общественных потрясений на будущее или подняться на новый уровень существования сегодня.
Среди возможных участников нашего забега мы описали несколько групп народонаселения, правда провести между ними границу можно с тем же успехом, с каким попытаться установить в океане границу между теплой и холодной водой. Строго говоря, переходные зоны неопределенностей присутствуют везде и во всем, поэтому не стоит и пытаться расставлять пограничные знаки – создадим больше вопросов, чем получим ответов (даже в математике – царице точности два с половиной можно отнести к двум, а можно и к трем). А что делать? А ничего – в отношении других; себя же отнести к той группе, в которой желаете пребывать, и плавно переместиться туда. «Хочешь быть счастливым – будь им», – сказал когда-то Козьма Прутков.
Классификацию наших потенциальных курсантов мы начали «бунтарями духа» с их нравственными поисками, ими же и закончим, как наиболее благодатной почвой для посева наших семян «разумного, доброго, вечного». Отчасти повторим представленное, правда, теперь под другим углом – попробуем предсказать результаты душевных исканий и предостережем от ошибочных выводов. Пожалуй, главная проблема и отличительная черта этой гвардии «борцов с ветряными мельницами» состоит в подмене истинных ценностей надуманными.
Бодро (но с натугой) «отбарабанили» рабочий день и «стремительным домкратом» устремились к приятному вечернему времяпровождению. Так, что там у нас сегодня? Да, собственно, что и всегда: вечер лиги чемпионов – для одних; переживания Кончиты и Педро – для других; отчаянные схватки в компьютерных играх – для третьих; трогательные картинки в социальных сетях – для четвертых; волшебный мир интернета – для пятых; … и далее по списку. А как мы украсим вечер? Пиво с чипсами – для одних, кофе с пирожными – для других, портвейн с колбасой – для третьих … Душа наполняется пустыми переживаниями, желудок – сомнительными продуктами, легкие – табачным дымом, голова – прогрессирующим маразмом, жизнь – бесконечной пустотой. В общем, все нормально, вы пребываете в центре событий, аккумулируете информацию и эмоции для коллективного обсуждения завтра в офисе (магазине, банке, кабинете министров), чувствуете себя в социуме (ведь все такие), но бывает, просыпается какой-то мерзкий червячок сомнения, отравляющий безмятежное бытие. Временами возникает ощущение планомерного и целенаправленного погружения в пучину убожества и безысходности, однако придание значимости своим занятиям освобождает от уголовной внутренней ответственности. При этом вполне возможно, иногда задумываетесь над происходящим, принимаете известные всем исторические решения (с понедельника, разумеется), не исключено, что даже предпринимаете какие-то действия, но запал быстро проходит и все возвращается на круги своя. То есть спортсмены уходят на новый круг.