bannerbanner
Ноосферное мышление. Часть II. Эволюция. Культура. Экспансия
Ноосферное мышление. Часть II. Эволюция. Культура. Экспансия

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 10

Во вторую группу можно отнести подходы В.М. Межуева и Н.С. Злобина. Они определяют культуру как исторически активную творческую деятельность человека, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство человека, производство самого человека во всем многообразии и многосторонности его общественных связей.

Несколько особняком в этом множестве стоят функциональные определения культуры, характеризующие её через функции, выполняемые ею в обществе, а также рассматривают единство и взаимосвязь этих функций. Например, среди специалистов по межкультурной коммуникации очень популярно короткое, но ёмкое определение Э. Холла: культура – это коммуникация, коммуникация – это культура. Подобные определения есть и у российских культурологов. Среди них следует назвать одного из крупнейших отечественных философов М.М.Бахтина, автора диалоговой концепции культуры. Он исходил из той идеи, что культура не существует сама по себе, а проявляется только во взаимодействии с другими культурами. Любая культура имеет зрителя или исследователя, [27] который не является каким-то абстрактным субъектом, наблюдающим за культурой с позиций бесстрастного автомата, фиксирующего любые ее проявления. Он сам является частью какой-то культуры и, исследуя другую культуру, постоянно соотносит её язык с символами и смыслами своей культуры. Поэтому даже внутри собственной культуры мы находимся в постоянном диалоге с ней. [28]

А теперь, дорогой мой Читатель, вернись к словам авторов, вынесенных в эпиграф.

Что же мы видим? Целый арсенал подходов есть, а единого, понятного, достаточно краткого определения, что же такое «культура», нет.

И как жить дальше?

Чтобы ты прочувствовал, насколько тяжело живётся современным культурологам, прими к сведению определение культуры из фундаментального труда «Культурология. Энциклопедия. В 2х томах. Главный редактор, составитель и автор проекта Я. Левит. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. 908 с.

Вот как в нём раскрыто, что такое «культура»:

«Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть “возделанная” среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир “возделанных” личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биол., сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения; мир “упорядоченных” коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности; мир особых нормативных порядков и форм осуществления деятельности и образов сознания, аккумулированных и селектированных социальным опытом на основании критериев их приемлемости по социальной цене и последствиям, их допустимости с точки зрения поддержания уровня социальной консолидированности сообществ и воплощенных в системах социальных целей, ценностей, правил, обычаев, социальных стандартов, технологий социализации личности и воспроизводства сообществ как устойчивых функциональных целостностей, опредмеченных в специфических чертах технологий и продуктов любой социально значимой и целенаправленной активности людей; мир символических обозначений явлений и понятий, сконструированный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т. п.; мир творческих новаций – способов и результатов познания, интеллектуальных и образных рефлексий бытия и его практического преобразования с целью расширения объемов производства, распределения и потребления социальных благ. Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок, консолидации во имя достижения общих целей, упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных, символических, оценочных), реализуемых в формах человеческой деятельности.

Вместе с тем культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей. Культура – прежде всего свод “правил игры” коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или других социально значимых практических и интеллектуальных действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции). В отличие от биол. свойств и потребностей человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом научения, и потому вопрос об уровне культуры в обществе сводится к проблеме эффективности такого рода “научения” (т. е. механизмов социализации и инкультурации личности).

Характеризуя основные параметры культуры следует учитывать и то, что человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Разные популяции людей обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Необходимость в адаптации к этим условиям привела к сложению столь же разнообразных специфических способов и форм осуществления коллективной жизнедеятельности людей, постепенному формированию целостных системных комплексов подобных форм, своеобразие которых отличает одно сообщество от другого. Такие комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности получили название культур соответствующих сообществ (народов).

Т.о., обобщающее понятие «культура» есть не более чем умозрительная категория, отмечающая определённый класс явлений в социальной жизни людей, определённый аспект их совместного существования. Реально на Земле существовало в истории, и существует поныне множество локальных культур отдельных человеческих сообществ как системных комплексов исторически сложившихся форм их социального бытия. Некоторые из этих культур похожи друг на друга в силу их генетического родства или сходства условий возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся условия жизни породивших эти культуры народов. Но “ничейной” культуры или “культуры вообще” в принципе быть не может. Каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики какого-либо конкретного исторические сообщества. Со временем к такого рода популяционной (этнической) дифференциации форм жизнедеятельности добавилось их размежевание по социальным, политическим, конфессиональным и иным параметрам; локальные системы превратились в чрезвычайно сложные и полифункциональные системы по обеспечению коллективного существования и деятельности людей. Основные социальные функции подобных культурных систем связаны с решением задач интеграции и консолидации людей в целях совместного удовлетворения их индивидуальных и групповых потребностей и интересов (или обеспечения условий для такого рода действий); организации людей (структурирования и разделения социальных функций по направлениям деятельности, группам исполнителей и пр.), нормирования и регуляции практики их совместной жизнедеятельности, технологий и результатов их труда, межличностных и групповых взаимодействий и пр.; обеспечения процессов познания окружающего мира, формирования представлений, верований, идей и т. п.; накопления и обобщения социального опыта коллективной жизни, выработки критериев оценки полезности и значимости тех или иных явлений для человека и общества, построения иерархии экзистенциальных ценностных ориентации; формирования стандартов социальной адекватности членов сообщества, образов социальной идентичности и престижности, средств социального вознаграждения или наказания; осуществления социальной коммуникации между людьми, символического обозначения предметов, явлений и процессов окружающего мира, выработки языков и способов обмена информацией, технических средств её фиксации, хранения, тиражирования, трансляции и пр.; разработки механизмов воспроизводства сообщества как социальной целостности посредством межпоколенной трансляции социального опыта, воплощенного в формах и традициях (вербальных и невербальных текстах) данной культуры, и т. п.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Трубецков Дмитрий Иванович (1938–2020) доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН, ректор Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского 1994–2003 гг., заслуженный деятель науки РФ, один из организаторов Саратовского лицея прикладных наук, руководитель движения «Образование – будущее России», действительный член Международной академии наук высшей школы, член IEEE (США).

2

Лёвин Юрий Иванович (1942–2020) – кандидат физико-математических наук, профессор, декан факультета нелинейных процессов Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского 1990–2020 гг.

3

Исторический рубеж в 40–50 тысяч лет назад – это рубеж, когда вид Homo Sapiens стал окончательно доминирующим видом на планете. Появление этого вида ведут от отметки в 120–150 тысяч лет. Эволюция этого вида и захват им доминирующего положения на планете происходили в конкуренции с неандертальцами.

4

Палагин С.В. Моя/наша идеология. Концептуальный очерк. – Саратов, Научная книга, 2007. С. 15, 23.

5

До середины прошлого века традиционно считали, что у животных нет культуры. Но в 1952 г. японские исследователи, в частности, основатель японской школы приматологии Кинджи Иманиши первым показал существование культуры у обезьян. См. https://antropogenez.ru/article/1088/. С тех пор понятие культуры у животных ввели в научный обиход и сделали предметом исследования.

6

См.: https://studme.org/126311135582/kulturologiya/kulturogenez_kulturnye_protsessy

7

Mithen S. The prehistory of the mind: The cognitive origins of art, history and science. London: Thames & Hudson. 1996.

8

Понятие «ЛПКК» мною предложено как ноосферно переработанная версия понятия «формы общественного сознания». Смотри «Борющийся Ноосферянин…», стр. 135 и дальше.

9

См. например: Поисковое поведение животных / https://scorcher.ru/adaptologiya/interest/interest2.php

10

Это правило остаётся в силе до тех пор, пока слишком хитроумные когнитивные технологи в преддверии ноосферного транскультурного перехода по заказу «сильных мира сего» не придумают технологии подсознательного перепрограммирования мировоззренческих и нравственных установок у интеллектуально пассивных народных масс через СМИ и Интернет.

11

Этимология слова «культура» – Архив рассылки по культурологии

12

Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX – начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры. – М.: ГАСК, 2000. С. 39–53.

13

Гулыга А.В. Кант сегодня //». Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 26

14

Ренофанц». Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. С. 139.

15

Черных П.Я Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I. С. 453.

16

Велланский Д.М Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 196–197.

17

Там же. С. 209.

18

Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX – начала XX века//Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры. – М.: ГАСК, 2000. С. 39–53.

19

Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: 1990. C. 166.

20

Рерих Н.К Культура и цивилизация. – М.: 1994. С. 109.

21

Источник: https://roerich-lib.ru/index.php/n-k-rerikh-kultura-i-tsivilizatsiya/ 188-sintez

22

Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. С 18.

23

Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб.: СПбГУ. 1989. С. 66.

24

Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М.: Языки русской культуры, 1998. С. 13.

25

Справочный материал для главы взят с сайта https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4672 и из других открытых источников.

26

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Учебник. – М.: 2010. С. 101.

27

Стороннего Наблюдателя и Непосредственного Участника?

28

Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Учебник. – М.: 2010. С. 98 – 102.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
10 из 10