bannerbanner
Черный квадрат. Мои философские размышления здесь на Камчатке. Том 1
Черный квадрат. Мои философские размышления здесь на Камчатке. Том 1

Полная версия

Черный квадрат. Мои философские размышления здесь на Камчатке. Том 1

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 10

И ведь, совсем незаметно ушло то Время, которое это крыло чайки рассекало, как ту невидимую нами воздушную волну, которую мы с вами не видим, но только ощущаем дыхание её, когда стоим на здешнем песчаном берегу, и когда наблюдаем, как восходящий поток его (это крыло чайки) легко подхватывает и несет уже саму чайку вдоль берега, и ей такой довольно тяжелой чайке не потребуется уже, затем никаких прилагать особых усилий, чтобы по стихии своей воздушной нестись, подхваченной этим восходящих воздушным невесть откуда и берущимся восходящим потоком.

Так и нас, поток самого камчатского Времени, то соединяет и позволяет нам буквально на время встречаться друг с другом, то временно, а может кого-то и навсегда, и навечно разъединяет, позволяя только слышать голос другого по сотовому телефону, а то уж и навсегда разъединяет, поднимая и приподымая уже навсегда далеко ввысь ту нашу невесомую давно, исстрадавшуюся душеньку, которая безропотно и легко, с костра кедрачового и такого для кого-то такого еще жаркого, возносится к тем всем потомкам нашим и их нымыланским, олюторским (алюторским), корякским, чукотским, эвенским и лауроветланским, и к «верхним» их людям, чтобы затем уж никогда не вернуться назад, а только остаться в нашем постоянно трепещущем сердце, чтобы остаться в нашей переполненной впечатлениями от встреч с ними памяти и даже остаться в наших каждодневных мыслях, и даже во всех наших желаниях, когда-либо соединиться, что бы на раз и узнать, как же они там без нас, без нашей поддержки и без всепомоществления им каждодневного моего?

Так и я давно, еще при жизни художника в 2005 году мечтал собрать, написать и издать с самим художником Павлом Этьенна его альбом репродукций из многочисленных его картин, виденных мною, написанных им, приготовил и черновики заготовки, но случилось!

А случилось в нашей жизни то памятное 21 апреля 2006 года событие, которое буквально всколыхнув землю нашу камчатскую девятибалльным землетрясением, перевернуло и всю жизнь нашу, убыстрив её в десятки раз! Случилось тогда 21 апреля 2006 года памятное, не только для памяти, а и для всей моей подкорки, когда ранее плотная и ровная землица здешняя под ногами еще так громко загудела и невероятно своей мерзлоты изгибами, завибрировала буквально сама и еще так внезапно, и еще так неожиданно, что все планы пришлось перестраивать и даже в чем-то ломать…

21 апреля 2006 г., когда я вернулся из очередной своей командировки из села Хаилино, только, что мы с водителем Мартыновым Валерием Александровичем взошли с перегретых катков от трудной дороги, как неожиданного вдруг около 12 часов дня, круглая Земля здесь на полуострове Камчатском почему-то сама вздыбилась, землица наша Камчатская вся под ногами нашими задрожала, вся Земля наша, как бы и куда-то, как в бездну какую-то сместилась, как писали потом дотошные ученые, сместив даже ось Земли, кажется на все 31,4 сантиметра. И вот, а в масштабах человека это много, а в масштабах всего Космоса это ведь ничто (!). И естественно, сместив на раз тогда буквально за одну минуту той особой вибрации землицы здешней все наши приоритеты и все наши ранее написанные на бумаге или выношенные там, в головушке нашей планы, и даже все наши прежние желания, сместив и даже, сменив всю ранее выстроенную нами очередность всех наших будущих действий буквально на годы вперед, а для кого-то и даже на всю жизнь,… Так как страх, так как сам наш тот апрельский здешний камчатский и тиличикский от землетрясения внутренний, пережитый всеми нами стресс, так как тот особый страх за детей своих и уж затем даже за жизнь свою здешнюю. Но, даже ощущение на первых порах твоего полного бессилия пред мощью той земной вдруг ни с того ни с сего, разбушевавшейся стихии и твоей здешней незащищенности перед самой Природой Камчатки и тех глобальных подвижек не только плит здешних, а и самих нравственных устоев людей, когда сам животный глубинный подкорковый страх за жизнь и буквально за твоё и моё существование, раскрепостил оттуда изнутри моей и его подкорки всё то-поистине в чем-то даже животное, что закладывалось может быть за те миллион лет назад еще в те доисторические времена, когда сам человек будучи вовсе другим жил еще как младенец божий в яслях в той каменной синайской пещере, когда он может и здесь на Камчатке того теплолюбивого мамонта ловил в ямы глубокие, им же выкопанные, когда само понятие нравственного и безнравственного было куда-то не нами смещено к единственному понятию жить или даже, как бы выжить в том древнем мире и в то жуткое каменное и еще доисторическое время! Ты или он тот мамонт тебя своими клыками и своей силищей в десятки тонн такого красного живительно мяса, или здесь в Корфском заливе этот тихоокеанский синий кит, одним своим взмахом хвоста и вся сила уже почти тридцати тонной мышечной машины вдруг да на тебе и раздавит она тебя, и даже твою ту утлую лодчонку, обтянутую шкурой моржа или сшитой из нерпы здесь в заливе Корфа. И тогда и в такие моменты он, не задумываясь о той нашей человечьей нравственности одним движением, отправит всю твою команду ловцов китов глубоко на тихоокеанское дно, где и прожорливые здешние крабы и многочисленные бычки, называемые в народе морской черт быстренько справятся с тем, что в таких случаях от человека и остается там, на дне морском, где черно-пречёрное царство могучего бога Нептуна.

И вот, спрашиваю не пассажира этого скорого поезда, в котором я пребываю теперь, а спрашиваю я сам себя:

– А разве он ранее был именно таким этот залив Корфа?

И, подумав, сам же себе я отвечаю:

– Естественно нет! Просто человека и барона Корфа еще и в то время здесь еще не было, так как еще не родился он где-то там, в просвещенной ныне европейской Германии и еще даже не было этих наших современных картографов, и всех наученных геодезистов, и некому было называть залив этот именем тем германским, и чуждым всем краям этим, чтобы называть-то и обозначить для нас его именно так. Да сколько на землице нашей именно таких не свойственных нам названий? Но разве же мы все карты из-за этого будет переделывать? Или города все и все веси наши плоть от плоти русские мы каждый раз будем в горячности их переименовывать. Это уж историческая данность и какая-то традиция всей памяти нашей! Так сегодня есть! Так кем-то и когда-то оно, было то место или то море наименовано, и мы это еще и помним да и знаем сегодня! И это вся трудная история наша! И кто, и даже когда принимал те решения их так назвать нам в тех пыльных архивах уж часто и не докопаться, да и не продуктивно это будет, так как понимаю я эту внезапно возникшую передо мною и многими другими проблему с топонимикой многих и многих географических точек на землице нашей. Думаю, что и до Корфа плавали здесь в водах этих Тихоокеанских пусть и теперь безымянные русские люди и понятно, что нашлась бы прекрасная русская фамилия, чтобы увековечить на наших русских картах её не одну и не единственную ту фамилию, и ту русскую семью. Но так уж исторически случилось, и так уж повелось, и такова наша камчатская история, а она не имеет того сослагательного наклонения и даже склонения. Об этом хорошо сказал физик и теоретик и настоящий практик Андрей Сахаров, что наше будущее – категория неопределенная, как и другими, сказано, что прошлое оно в наших корнях и корешочках глубоко-преглубоко там сидит, если не в самих наших невероятно как завитых в бесконечные информационные спирали генах, состоящих всего из четырех гуанидинов (АГЦУ). А столько затем получилось из их алфавита разнообразия, а столько там упрятано нашей генетической памяти в том их переплетении и в простом чередовании А-Г и Ц-У. Всего-то четыре для другого ничего не значащих условных знака, от первоначальных букв? Всего-то четыре углеродно-азотистых основания, и еще несколько атомов углерода и кислорода в каждом, а какое пламенное горение, а какое пылает пламя исторической памяти и исторической справедливости внутри души нашей и даже каждого из нас.

Вот и в прошлом году из бухты Лаврентия и из села Лаврентия Чукотского автономного округа я пригласил и приехал ко мне врач фтизиатр Кошель Виктор Евграфович и, разговаривая с ним, удивляюсь я, не нашлось ли другого имени и не насмешка ли это над людьми там живущими, именно в той отсюда от Камчатки далекой бухте и не насмешка ли то над всеми коренными, и над всеми аборигенами, и даже над теми пришлыми, кто может еще и знаменитый, и кому-то памятный Гулаг в те юные свои годы прошёл… Или это просто вчерашнее напоминание нам о том Лаврентии Берия, который, понятно еще до нас и был, и, который жил тогда и руководил всем тем Гулагом, который и называл, и наименовывал всё и вся на земле Колымской и еще Магаданской и не только… А может я не прав, может это имя того библейского святого Лаврентия, привнесенное туда нашими русскими мореплавателями и даже даденное тем местам самим Дежневым Володимером? Тогда уж вовсе иное дело! Вот и село, и даже бухту ту назвали так, а не иначе. Лаврентия. И поди теперь разберись в самой той топонимике: святой ли то человек или сам сатана в обличии человека? И это уже данность, а не какая-то сложная семантика слова или еще и названия того места, и того села. А уж какие у кого ассоциации и еще с кем он соотносит это название, и какие это вызывает чувства у него, это уже чувственная наша сфера. И, может даже кто-то скажет спасибо картографу, что он не стер своим ластиком от того животного страха за жизнь, что не поспешил и не переименовал всю нашу историческую память, а как в назидание и, как бы в напоминание о тех временах будущим поколениям он оставил его и не залил «случайно» несмываемыми фиолетовыми чернилами, как это сделала жена Казимира Малевича, когда увидела, написанных им абсолютно голых как её казалось «развратных» женщин, а вернее простых русских баб, да еще в бане. И вот та её, вылитая на картину абсолютно черная краска, покрытая от времени еще и каким-то кракелюром подарила нам тот его Казимира Малевича «Черный квадрат», вернее он стал черно-пречёрном на который мы и сегодня смотрим и в его глубинах трещин его почти столетнего кракелюра, а может даже в своем воспаленном мозгу желаем и даже хотим найти одно единственное и даже в чем-то верное объяснение всему земному и этому всему, что могу памятью своею охватить историческому, как физик-теоретик из Англии Стив Хокинг, даже не владея в полной мере, как я своим телом, еще пытается в своих многочисленных теоретических трудах «Черные дыры и молодые вселенные», «Будущее пространства-времени», «Природа пространства и времени» и в других трудах, описать нам поведение всей Вселенной на самых ранних её этапах от самого первого момента её секундного или даже миллисекундного или фемтасекундного зарождения, что сомневаюсь кому-либо и здоровому и такому сильному, как Валуев по силам ли, если не брать во внимание его Стива Хокинга всю физическую, а не духовную его немощность… И тогда, мы ясно и осознанно понимаем, что в принципе-то заглянуть в те именно мили- или фемтосекунды поистине божественного творения Всего и Вся никому из земных людей ведь невозможно, так как это запрещено самой философией нашей мысли, рожденной всё той же бесконечной материей, простирающейся наверняка на миллиарды лет, из которой весь Мир состоит, и мы также из неё же этой Материи состоим, легко и ясно его тот Великий Мир в себе же и отражая, видя своим оком разве только частичку разрешенного к пониманию нашему и, видимого нам, и для нас светового излучения и его, расширяющегося именно от нас как бы какого-то особого, ограничивающего наше то всё видение особого пространственного конуса. А что за его пределами и что за его границами, и есть ли они те еще границы? А ведь требуется понять и даже душою своею осознать, что всё остальное, что вне зоны Пространства именно этого небольшого конуса, видимого нами, это и будет, и физиков теоретиков вся черная материя, и вся та черная энергия, о которых мы никогда и уж наверняка ничего ведь не узнаем, так как это физически ведь невозможно, и вероятно, если ты изначально по рождению своему, веришь, в Бога и не требуется этого делать с учетом, что живем мы то сколько? Один – только двадцать пять лет, как Алексей Ваямретыл –танцор и простой здешний нымылан упокоившийся в 2010 году, другой только 40 лет, как Косыгин Игорь, здешний врач хирург, третий все шестьдесят лет, как Кирилл Килпалин – художник корякский и сказочник… А в масштабах Космоса: секунду мы живем, или может мили- или ту же фемтосекунды, а то и десять с сотней нулей, что намного меньше той первоначальной всей Вселенной быстротекущей секунды её. А если брать во внимание, что многие этот Камчатский мир покидают, не дожив и до старости, а то и просто в молодости. Вот и тот же Ваямретыл Алексей Александрович буквально 5 лет назад 1 ноября 2010 года ушел в тундру и, голодая и, умирая от истощения уже не вернулся к нам, и также художник из Хаилино Этъенна Павел Николаевич, еще не успев, написать свои последние картины и, как Степан Петрович Крашенников на своём самодельном коче «Фортуна», высаживался на реке Быстрой на штормовом берегу Охотского моря в 1737 году и еще свою давно замышленную им эпическую и историческую картину, как японцы пришли на олюторскую землицу, а еще Лукомский Леонид Иосифович, прекрасный врач, а также и Косыгин Игорь Владимирович, не сделав свои самые важные и кому-то нужные операции, и врач педиатр Шелапугин Владимир Иннокентьевич, не пролечивший еще столько маленьких детей в наших Тиличиках. И мне теперь не надо вспоминать эпического из революционного 1918 года Николая Островского, «…чтобы не было мучительно больно…» за каждую прожитую из них тех наших временных секунд или даже мили- и фемтосекунд и из тех наших мгновений, что распластались вот на стреле нашего и даже всего Времени, которое, естественно, есть и в нас, и вне нас, и даже существует как объективная реальность независимо от нас. А это и черная материя, а это и черная энергия уж такая высокая теория, а это уж такие высокие для некоторых из нас труднообъяснимые субстанции и энергии, что нам бы сегодня всем справиться бы с той банальной силой земного тяготения, которая вот так надолго пригвоздила меня к этому, вращаемуся креслу, когда я пишу эти вдохновенные строки обо всё том же «Черном квадрате» Казимира Севериновича Малевича и еще, о моём камчатском и не только восприятии всего Мира окружающего только меня. Да именно так, как и невозможно именно мне понять рассуждения того же английского физика-теоретика Стива Хокинга, так как вовсе и нет теперь той беглой секунды или даже изначальной мили- и фемтосекунды, а есть только в Мире этом Я и ничего более. Так как я не поверю, что твердь земную можно вот так да еще невероятной силой и сжать до самой до её сингулярности, так как не поверю, что и всю Вселенную и все миллиарды окружающих нас Галактик и даже весь космический безмерный вакуум можно враз низвести до одной единственной точки или до неощутимого придуманного физиками какого-то неощутимого нуля пусть и будет тогда та их десятка «1030) в тридцатой или даже в сотой степени (1030*100) там грамм веса Всего и Вся, что мы и понимаем под моей всей Вселенной.

– Всё то не правда и всё то неверно в их суждениях!

– Всё то теоретические фантазии физиков таких же, как и Стив Хокинг теоретиков, которые предполагают, как бы было в том первородном космическом киселе, которого на самом деле и не было, так как именно я-то именно сейчас есть!

– И Бог даст, и завтра я буду!

Всё это тот же новый Коперника подход: Солнце вокруг Земли вращается или всё наоборот. И многое тогда нам разъяснил Коперник и еще большего не разрешив, оставив не отвеченными все вопросы наши. А есть и найдется еще тысячи тысяч вопросов, на которые никто и никогда вероятно и не ответит, даже зная, что бозон Хигса как бы и есть, и как бы его и нет.

Да и понятно, что великий Эйнштейн нам давно писал, что точка отсчета и точка наблюдателя это диаметрально разные вещи, и даже как бы разные сущности. Но я не хочу внове оказаться в той космической и в той многовариантной вероятности и еще тоже десяткой с тридцатью или даже со ста нулями сингулярности и в какой-то там десятичной или сотенной степени, и чтобы внове, чтобы по-новому с самого отцовского сперматозоида еще и развиваться, чтобы внове и в абсолютно новом времени мне расти и еще становиться, как творческой, жаждущей активной земной жизни личности. И еще, чтобы в мареве ночи, чтобы мне преодолевать и ту же корь, и грозный мой дифтерит, и даже ненавистный мне полиомиелит, которым болела моя соседка и вероятно родственница в пятом колене Таня Кайда и, которую многочисленные родственники по неведению своему пророчили мне в том моем детстве даже, как бы в жены и в спутницы жизни моей. Не хочу и не желаю я, чтобы мне внове ждать быстротечения времени этого моего. Это не правда! И это всё их физические теоретические построения и черной энергии, и даже той черной их материи, так как они чего-то еще и сами не знают, да и не понимают, а может и не ощущают, пытаясь в чем-то всех нас убеждать, низводя все сложное к простым математическим формулам и каким-то сверх сжатым до невероятности сингулярностям. И я, убежден, вовсе не верно! Так как есть такие категории и понятия в душе моей как отвага отца моих братьев Левенчук Алексея Андреевича 2 апреля 1944 там под Одессой на станции Вознесенск-3, оставшегося верным присяге Родине и СССР и истекающем кровью от ран его и героизм моего деда Якименко Иван Андреевича в феврале 1918 года в Савинцах, сраженного пулей из маузера махновца и упавшего на ту черную-пречёрную твердь и на землю нашу савинскую черную-пречёрную, есть в народе нашем смелость и есть в миру еще и предательство буквально твоего соседа, ведущего кого-то на эшафот… А это наши человеческие взаимоотношения и наши человеческие и уже все цивилизационные измерения, которые никакими формулами, которые никакими расчетами сегодня нам не измерить, так как только когда возникает какая-то напряга, даже нравственная проявляется вся человеческая сущность и всё его духовное величие.

А иначе мы бы из нашего сегодня и не задали свой полу наивный вопрос:

– А почему именно бухта та именем того Лаврентия названа?

– Разве имен по краше и нет на Руси нашей или у всех славян и даже у всех мусульман, или у всех буддистов её населяющих?

Как и сосед мой здесь Тиличикский назван Улей Абрам Абрамович, а по абрису ну настоящий береговой коряк.

– Так кто же он?

– И пчел здесь до сих пор в Тиличиках нет!

– И, Абрамов из того Синайского Израиля не так уж много здесь и сегодня?

Вон и мой брат Борис да Иван, и мой дядя Александр, созвучно с Александром Македонским и с Александром Суворовым, а еще и с Александром Пушкиным, и мой друг Владимир Дубров, это также созвучно с Владимиром Мономахом и таким умудрённым, и таким собирателем земель всех славянских, и всех искони русских, чем не имена, чем они не такие да не знаменитые и не созвучные?

– А Владимир (Володимер) Дежнев.

– Или они не такие красивые?

– Или все они не звучные?

И только, затем может через недельку, когда уж порванную и прерванную телефонную связь после того памятного апрельского 21 числа 2006 года землетрясения не без чрезмерных усилий и напруги восстановили связисты в отцовской памяти слова младшего сына Василия, врача хирурга из далекого отсюда от Камчатки Липецка по тому еще проводному телефону:

– Папа, я срочно, вылетаю! – и ниточка родственной проводной, а то и теперь космической связи на минуту, или две меж нами как бы прервалась, так как тот далекий спутник-ретранслятор за горизонт Земли вдруг ушёл…

Телефонная связь и тогда от очередного толчка, от очередного афтершока, как специалисты сейсмологи говорят, а я бы сказал, от всплеска волны земной и её сверх напруги вновь между нами прервалась, так как землица та здесь на олюторской земле рожает в напруге настоящий новый может быть сотый или сто двадцатый камчатский высокий вулкан, который из самих глубин и железо, и платину с серебром, да и златом подымет именно сюда наверх и выдаст нашим людям нымыланам, олюторам (алюторам), корякам и оленным людям – чукчам, как выдает тот шахтер трудолюбивый именно на гора с тверди своей еще, так не изученной, хоть где-то там, на Кольском полуострове уже и чуть ли не все 15 километров её ведь ученые пробурили!

– А моё сердце?

– А наши и жены моей Наталии Васильевны, и сына моего Василия и Алексея сердца они в унисон не первый день ведь так ритмично стучат!

– И понятно, моё давно пере натруженное сердечко, и сына моего, и жены моей сердца?…

– А его сыновье сердце? Что он там ощущал и как еще волновался он, как оно сжималось и, как у него оно болело по ночам, а то и ясным днём?

И вот! Всё, что было до 21 апреля 2006 года, было одной нашей жизнью и всё, что стало после того памятного для всех Хаилинцев и Тиличикцев дня, когда её эту богатую камчатскую Землю пронизал почти 9,2 бальный гул, когда её эту Землицу еще никем не укрощенная и не измеренная никем, и никогда невероятная земная силища, как сказал, и написал затем Владыка Камчатский Игнатий, «из-за того, что мы (подразумевалось в тексте Тиличикцы и Хаилинцы) мало, вероятно ему Господу Богу молились…»?

– Может то его Игнатия и истинная правда?

– Не все и не так уж часто молятся, да и истинно откровенно.

– Это действительно ведь верно, так как и величественных, завораживающих глаз мой храмов здесь на Камчатке моей нет, и должной привычки еще у всего народа до сих пор ведь нет. А может и нет!? А может и вовсе не так?!

Вся землица наша пришла тогда 21 апреля 2006 года в такое возмущение и в такое волновое вспучивание и в неуправляемое движение материковых толстых плит, и в такое невероятное возмущение, что в бухте Скрытой лёд толщиною в два метра в мгновение от гидроудара идущего от дна его по нему превратился в мелкую крошку и в каше подобное крошево от тех сильнейших гидроударов морской соленой водицы, возмущенной откуда-то снизу не то с 20 или даже с 40 километровой глубины нашей Землицы, от тех её невидимых вибрационных особо длинных волн, которые шли из самих глубин нашей Земли и по самой мерзлой апрельской нашей землице от древнего Хаилино и до береговых, не менее древних, а им уже 300 лет в 2014 году исполнилось Тиличики и по земле здесь пошли такие трещины её неимоверной боли шириной и в метр, и глубиной чуть ли не во все 10 метров, а то и все 20 метров и они, протянулись далеко на север от наших родных Тиличики аж до самого до Хаилино, и когда затем я переезжал их на санитарном вездеходе «ГАЗ -36769» у реки Тылгаваям, чувство естественного и природного первородного его глубинного не за себя страха, проступало по моей коже её такими маленькими пупырышками, так как и на ней, на Земле той хаилинской рождался там внутри такой маленький пупырышек, той внутренней здешней горы или даже нового могучего-премогучого камчатского очередного вулкана. Той Горы, которая где-то там, на глубине 40 или 50 километров рождается в районе древнего села Хаилино в самом Корякском здешнем высоченном нагорье.

И когда, и где он этот земной вулкан проявится, где и когда он окропит нашу землю своими пламенными огненными языками, сжигающими всё на своём пути, мы ведь сегодня и не знаем, как и не знали те люди, которые изображены на божественно талантливой картине «Последний день Помпеи» работы, как мне кажется, художника и классика жанра Карла Брюллова, смотря на которых я теперь не вижу ни их ночной нагоды, ни даже их не скрытого от меня стыда естественной нашей пред Богом нашим обнаженности, а только вижу я их страх пред разыгравшейся на их глазах стихией. И притом, в большей степени, страх не за себя, а за детей своих, за жен своих, за всю будущность свою. Да, так как и не знали те древние люди, которых тот вулкан Везувий и его горячее дыхание настигло неожиданно, настигло в темной ночи, и вижу те люди, которые на нас всех смотрят сегодняшними глазами страха перед немеряной силищей безграничной Природной, смотрят глазами их страха перед силой извечной самой матери Природы, божественной силой, силой может быть даже в чем-то уверен в этом Божественной, которая нас всех и в Тиличиках, и в далёком Хаилине сама так нежно оберегала, только чуть перстом своим, как и у художника Иванова Александра в его непревзойденном «Явлении Христа народу. Явлении мессии», поистине по-отцовски и без особой злости предупредив:

– Люди Земные – будьте чуть добрее. Люди Земные – помните, что Вы не вечны на этой Земле.

– Люди Земные – думайте обо мне повседневно, когда недра Левтырынинваяма так легко и быстро раскапываете до глубин вековых.

– Люди Земные – молитесь мне Господу Богу, когда гору с золотом и аметистами тщательно роете штольнями, да еще изучаете её вот на протяжении почти тридцати лет.

– Люди Земные – знайте силу мою Великую. Люди Земные и Вы ведь взойдете скоро на мои здешние высокие Небеса и, растворитесь здесь в этом вечном эфире Космоса, став одной из миллиардов мерцающих новых Звезд, чтобы своим светом вновь соединяться со всем человечеством и уж затем, только оттуда, издалёка наблюдать за всеми нами…

На страницу:
6 из 10