Полная версия
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев
Нашли в XV – XIV вв. до н.э. на… Иде, в Троаде. Позже Плиний сообщит в очередном мифе, что греческий пастух по имени Магнес, пасший своих коз на Иде, чуть не лишился своих сандалий, потому как их железные гвозди (не иначе как фирменные «от халибов») сильно притягивались попираемыми камнями; как водится у греков, камень назвали магнетитом.
Так, где-то в XIV в. до н.э., после высылки с Крита (см. далее), собрались в окрестностях Иды ЛЕЛЕГИ И ИХ КОВАЧИ: ХАЛИБЫ, ГАРГАРЕЙЦЫ, ТИБАРЕНЫ. СОБРАЛИСЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ ПЕРВОТКРЫВАТЕЛЯМИ ЖЕЛЕЗА И ЗАВЕРШИТЬ ВЕК БРОНЗЫ. Глубоко символично, что завершить его выпало потомкам тех, кто создавал великие цивилизации Бронзового века в Шумере и Египте.
Понятно, что опираясь на свой опыт выплавки меди и на ноу хау «отцов железа» халибов, лелеги-ковачи достаточно быстро (по историческим меркам) отработали технологию экстракции железа из руды и принялись ее совершенствовать. Но им требовалось решить еще две задачи:
– разработать новые технологии изготовления оружия из железа и стали, заметно превосходящего бронзовые аналоги; здесь лелеги изобрели т.н. сварное оружие, о котором речь пойдет ниже, а также технологии закаливания и науглероживания металлов;
– создать мощности (рудники, печи, мастерские, участки углежжения, транспортно-складскую инфраструктуру и др.), достаточные для производства железа и стали и изготовления оружия в объемах, необходимых лелегам для реализации задуманного ими грандиозного плана.
На это ушло 200 лет, с XIV по XII вв. до н.э.
«А как же Тувал-Каин? Библия его род, а не лелегов называет первыми кузнецами», – может спросить наш читатель-эрудит. Действительно: «И взял себе Ламех (прапраправнук Каина -авт.) две жены: имя одной Ада, и имя второй: Цилла (Селла) … Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачем всех орудий из меди и железа» (Быт 4:19,22). Здесь, по мнению автора, финикийская Библия [11.10] дает нам две подсказки:
1). Первые кузнецы были из рода Каина. Так оно и есть в нашей реконструкции: род Каина является носителем гаплогруппы Т1, лелеги – из этого рода (неизвестный (пока) субклад гаплогруппы Т1а2);
2). Тувал (Табал) – область в районе Исского залива. Отсюда шумеры-иссинцы отправились на Крит, где стали лелегами; сюда же, в Палистин, они и вернутся, завершив свою миссию в Эгеиде и назвавшись филистийцами (филистимлянами) [В: Табал; В: Палистин]. Что же касается филистимлян, то Библия уже прямым текстом подтверждает их монополию в регионе на железо:
«Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить» (1 Цар 13:19—21).
Как это мило: хочешь поправить щербину на топоре или рожон – иди к заклятому врагу. Не правда ли, читатель?
Но о филистийцах мы еще поговорим, пока же заметим с чувством глубокого удовлетворения: замысловатый пасьянс сложился. Осталось сказать еще несколько слов собственно о железе. Выше его «открытие», т.е. получение из горной руды, мы связали с лелегами и с XIV – XII вв. до н.э. (из магнетитового песка – значительно раньше). Примерно эти же даты (но не лелегов!) называют и другие авторы.
Так, Климент Александрийский в «Строматах» утверждает, ссылаясь на греческие предания, что железо было открыто на горе Ида примерно в 1450 г. Только он не уточняет, на какой Иде – критской или троадской. Может это и не важно, если сделали открытие дактили, обитающие в двух Идах. Вот и Вергилий в «Энеиде» говорит о родственности троянцев и критян:
«Остров Юпитера (Зевса у греков – авт.), Крета (Крит – авт.), лежит средь широкого моря,
Нашего (троянского – авт.) племени там колыбель, где высится Ида…».
Современные авторы часто датируют открытие железа XII в. до н.э., связывая его с «крахом бронзового века» и наступлением века железного, когда на Ближнем Востоке произошел резкий скачок в объемах производства изделий из железа, вытесняющих бронзовые аналоги. Многие утверждают, что во всем виноват вдруг сложившийся дефицит олова, без которого массовое производство бронзы невозможно. Будь олова побольше – до сих пор дрались бы мы бронзовыми мечами. Справедливости ради, однако, отметим, что ни вина олова в «скачке», ни сам скачок не доказаны.
Однако именно потребность в совершенствовании оружия во многом определяет технический прогресс; так было всегда, так было и в древности, где требовался твердый упругий легкоплавкий материал, поддающийся ковке. Над этим и работали древние металлурги.
(Напомним здесь читателю, что за металл называется в обиходе «железом». Это сплав железа (Fe), как химического элемента, с другим элементом – углеродом (C); в зависимости от доли углерода в сплаве принято выделять:
– железо, если углерода менее 0,02% – мягкий, пластичный, тугоплавкий (температура плавления около 1540 град) материал, хорошо поддающийся ковке;
– сталь, если углерода от 0,02—2,14% – менее мягкий, пластичный, тугоплавкий, чем железо (1540—1150 град) материал; хуже поддается ковке, после закалки (резком охлаждении после сильного нагрева) становится твердым и хрупким, ковке не поддается;
– чугун, если углерода более 2,14 – хрупкий, легкоплавкий (1150 град) материал [В: История производства и использования железа].)
И их первым великим достижением была сыродутная печь для извлечения железа из руды [11.63] – обмазанная глиной с песком или мелкими камнями яма (позже – каменный или керамический горн), сооружённая на склоне оврага, обрывистого берега реки (моря) или холма с наветренной стороны (до появления устройств принудительной подачи воздуха), со слоенным «пирогом» из железной руды и древесного угля. Восстановление железа (освобождение оксидов железа от кислорода путем связывания его углеродом, содержащимся в угарном газе, выделяемом древесным углем) происходило при температуре примерно 900 град, без его плавления. Воздух использовался «сырым», без подогрева (отсюда неуклюжее: «сыродутная» печь). По окончании процесса из печи изымалось «тесто», которое проковывалось (с нагреванием) для удаления шлаков. Получалось низкоуглеродное губчатое железо, мягкое и ковкое, названное позже «крицей» (кричным железом).
Однако оно не годилось для изготовления оружия. Чтобы как-то укрепить его, приходилось прокаливать железо; при высокой температуре и недостатке кислорода поверхностный слой металла насыщался углеродом и становился более «стальным». Со всеми побочными эффектами; например, точиться такой слой не желал – стальная режущая кромка крошилась. Кто пользовался карандашами, тот знает: мягкий грифель (аналог железа) легко заточить, но он быстро и затупится; твердый (аналог стали) затупится не скоро, но заточить его проблематично – ломается.
Следующим важным шагом в освоении железа было изобретение т.н. сварного оружия [В: История производства и использования железа]. Так как ни железо, ни сталь в чистом виде для оружия не годились, решено было объединить их в «пакет», чтобы усилить полезные и ослабить вредные свойства каждого из материалов. Пластины железа и стали сваривали, нагревая их до пластического состояния, что облегчало схватывание, и соединяя ковкой. Или даже без нагрева (холодная сварка).
Так, меч представлял собой «бутерброд», где хлебом было железо, маслом – сталь. Недостатками его были излишняя массивность и недостаточная прочность. А также отсутствие упругости: хорошее сопротивление удару могло погнуть или сломать его. Упругость можно было обеспечить через плавление железа, но, увы, добиться температуры 1540 градусов металлурги смогли лишь к середине XIX века. Нашей эры. Что же касается сочетания остроты и твердости – помогала закалка уже заточенного железного изделия. Что и засвидетельствовал Гомер [11.51]:
«Расторопный ковач, изготовив топор иль секиру,В воду металл, раскаливши его, чтоб двойнуюОн крепость имел погружает».ПРИМЕЧАНИЕ
Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:
– «В: Текст» означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
– «W: Text» означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/";
– «Q: Text» означает: "https://ru.qaz.wiki/wiki/Text".
ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 11
11.1. Афанасьев А. Филистимляне – забытый народ. https://his.lsept.ru/2020/no06/
11.2. Дарда С. Пояс мира. https://beltofpeace.com
11.3. Пеласги. https://tezar.ru/pel.htm/
11.4. Пеласги – Wikiwand. https://wikiwand.com/ru/Пеласги/
11.5. Алмистов А. Краткие систематизированные знания по пеласгам (pelasgoi).
https://samlib.ru/a/almistow_a_a/pelasgi/
11.6. Сафронов В. Индоевропейские прародины. М., 1989.
11.7. Культура Винча. https://diunov.livejournal.com/257589.html/
11.8. Клейн С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007.
11.9. Зелев А. Финикийцы – это евреи. https://proza.ru/2007/09/02/100/
11.10. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. https://proza.ru/2020/05/09/116/
11.11. Низовский А. Загадки антропологии. М., 2004.
11.12. Платон. Миф о пещере. https://newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/
11.13. Климатическая инерция – Climate inertia. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Climate_inertia/
11.14. Эгейская цивилизация. https://sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/egejskaa-civilizacia/
1.15. Зильберман М. Земля Ханаанейская. http://samlib.ru/z/zilxbernan_m_i/
zemljahanaanejskaja.shtml/
11.16. Локтев Р. Крит и Санторини. Минойская цивилизация. М.: «Эксмо», 2020.
11.17. Клесов А. История ариев и эрбинов. Европейский Запад против европейского Востока. М.: «Концептуал», 2019.
11.18. Льюис Х. Магия древних стен. https://samlib.ru/hamant_1/building.shtml/
11.19. Бабушкин В. Камбейская градостроительная цивилизация. https://proza.ru/2015/11/28/381/
11.20. Архитектура Крита и Микен. https://design-fly.ru/istoriya-arxiektura/arxiektura-krita.html/
11.21. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М.: «Вече», 2000.
11.22. Емельянов В. Древний Шумер. Очерки культуры. С-Пб., «Петербуржское Востоковедение», 2000.
11.23. Уилер М. Древний Индостан. Раннеиндийская цивилизация. М.: «Центрополиграф», 2005.
11.24. Прохорова Т. Хараппа – древнейшая цивилизация. https://secrethistory.su/1065/
11.25. Минойская цивилизация. https://krugosvet.ru/enc/istoriya/MINOSKAYA_TSIVILIZATSIYA.html/
11.26. Сравнение египетских и греческих богов. https//riordan.fandom.com/wiki/Egyptian_and_Greek_God_Comparisons/
11.27. Филон Библский. Финикийская история. http://biblicalstudy.ru/Lib/Father2/FilonB.html/
11.28. Пеласги. https://ltraditionalist.livejournal.com/791711.html
11.29. Край И. Нерасшифрованные тексты: загадки древних символов. https://mirf.ru/science/nerasshifrovannye-teksty—zagadki-drevnih-simvolov/
11.30. Яралиев Я., Османов Н. О. Пелазгская письменность. Линейное письмо А и линейное письмо Б. https://alpan365.ru/biblioteka/istoriya-lezgin-yaraliev-osmanov-tom-i-pelazgi-pismennost-pelazgov/
11.31. Вуд М. Троя: в поисках троянской войны. М., «Столица-Принт», 2007.
11.32. Дарда С. Пояс мира. Глава 15. Что в имени твоем Пеласги, Лелеги? https://ru-sled.ru/chto-v-imeni-pelasgi-lelegi/
11.33. Тюменев А., акад. К вопросу об этногенозе греческого народа. https://annales.info/greece/
small/etnogen.html/
11.34. Яралиев Я. Крито-Микенская письменность. https://alpan365.ru/krito-mikenskaya-pismennost/
11.35. Фукидид. История Пелопоннесской войны. https://librebook.me/history_of_the_Peloponnesian_war/vol1/1/
11.36. Семейкин В. Хетты и Аххиява: проблемы взаимоотношений. https://proza.ru/201
11.37. Арзава – Arzawa. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Arzawa/
11.38. Гиндин Л., Цымбульский В. Троя и «Пра-Аххиява». https://annales.info/mal_az/small/praahh.htm/
11.39. Темпы языкового сдвига. https://finances.social/sotsiologiya_719/tempy-yazyikovogo-sdviga.html/
11.40. Хаммонд Н. История Древней Греции. М., «Центрополиграф», 2008.
11.41. Цыпин В. История Европы. Дохристианской и христианской. Истоки европейской цивилизации. Том 1. Эллада в эпоху дорийского завоевания. https://azbuka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istoriya-evropy-dohristianskoj-i-hristianskoj-istoki-evropejsko-tsivilizatsii-tom-1/5/
11.42. Древняя Утика. https://dostoyanieplaneti.ru2781-drevnyaya-utika/
11.43. Немировский А. Нить Ариадны. В лабиринтах археологии. М.: «Вече», 2007.
11.44. Немировский А. Нить Ариадны: эгейская археология. https://sno.prol.ru/lib/nemirovskiy_nit_ariadny/3.html/
11.45. Рол Д. Боги Авариса. М.: «Эксмо», 2011.
11.46. Кадм – Cadmus. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Cadmus/
11.47. Шампольон Ж. О египетском иероглифическом алфавите. https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43964174297/SHampolon-ZH.-O-egipetskom-ieroglificheskom-alfavite/
11.48. Древнеегипетская письменность и ее потомки. https://garshin.ru/linguistics/scripts/old-egiptian/
11.49. Производили ли железо в Древнем царстве Египта? https://laiforum.ru/viewtopic.php?f=256&t=3747/istorija/hetty_i_ih_sovrevenniki_v_maloi_azii/p4.php/
11.50. Кинк Х. Как строились египетские пирамиды. Изготовление орудий и строительных деталей из меди. https://proznania.ru/books.php/?page_id=926/
11.51. Из истории железа. https://proshkolu.ru/user/kola2011/blog/339044/
11.52. Железо. https://metaljournal.com.ua/iron-2/
11.53. Гиоргадзе Г. «Тексты Анниты» и некоторые вопросы ранней истории хеттов. http://annales.info/hetts/small/anitta.htm/
11.54. Шлакоустойчивость огнеупорных материалов. https://metal-achive.ru/osnovy-metallurgii/2002-sh/
11.55. Бор в стали. https://metal-archive.ru/boridnye-pokrytiya/107-bor-v-stali.html/
11.56. Эсхил. Прикованный Прометей (перевод А. Пиотровского). https://rvb.ru/ivanov/1_critical/2_eshill/03add/03.html/
11.57. Шпаковский В. Железо ковачей-халибов. https://liveinternet.ru/users/bolivarsm/post452951220/
1.58. Гаргары, они же халибы и тибарены, что в переводе означает кузнецы. https://rizvanhuseynov.com/2013/03/blog-post.html/
11.59. Страбон. География. Книга XIII. https://ancientrome.ru/antitr/strabo/index.html/
11.60. Ниппурский царский список. https://khazarzar.skeptik.net/books/shumer/malkha.htm/
11.61. Пиндар. Олимпийские песни. http://ancientrome.ru/antlitr/pindar03.htm/
11.62. Курников Ю. и др. Магнитный песок: новый взгляд на перспективы практического использования. https://cyberleninka.ru/article/n/magnitnyy-pesok-novyy-vzglyad-na-perspektivy-prakticheskogo-ispolzovaniya/
11.63. Металлургия древности. Загадки сыродутного горна. https://alternathistory.com/metallurgiya-drevnosti-zagadki-syrnodutnogo-gorna/
Глава 12. ПАДЕНИЕ ХАТТИ. ТРОЯ. БРОНЗОВЫЙ КОЛЛАПС
Рис. 12. Микены. Львиные ворота
12.1. ЛЕЛЕГИ
Где-то 3,4 тлн ахейцы с пеласгами завоевали Крит, положив конец минойской цивилизации. Пеласги вернулись на остров, взяв реванш за свое поражение 3,7 тлн в войне с лелегами, поддерживаемыми карийцами (кары), ликийцами (лики) и, возможно, немногочисленными киликийцами. Карам и ликам, прихватив лелегов с киликийцами, пришлось покинуть остров и вернуться на родину предков – на юго-запад Малой Азии. Примерно в это же время или чуть раньше лелеги, обитавшие на юго-западе Пелопоннеса вынуждены были уйти на север, переселившись на Ионические острова. Здесь, на западе Ахейской Пеласгии, они встретятся с дорийцами.
Напомним, что лелеги – это потомки египтян-симитов, «строителей пирамид», прибывших на Крит около 4,5 тлн и присоединившихся к ним несколько позже шумеров-иссинцев; именно они «ответственны» за «дворцовую» форму организации критских поселений, положивших начало минойской культуре. Критские же кары и лики являлись переселенцами, возможно, симитскими (в Библии сыны Луда, сына Сима; см. гл. 11), появившимися на острове в III – II до н.э.; на их прежних территориях остались хатто-хурритские общины этих стран. Последние по понятным причинам встретили возвращенцев без радости: и раньше симитские и прохамитские общины этих стран не ладили, а теперь, после тысячелетнего отсутствия да ещё с воинственными лелегами впридачу…
Античные историки отмечали сближение лелегов и каров на Крите; некоторые их не различали вовсе, иные говорили, что кары подчинили де лелегов и те попали к ним в рабство. Более взвешенную точку зрения приводит Страбон ([12.1],с.293):
«Что касается лелегов, то некоторые считают их одной народностью с карийцами, другие же, напротив, только близкими соседями и соратникам: вот почему, утверждают они, некоторые поселения в Милетской области называются поселениями лелегов, а во многих местностях Карии встречаются гробницы лелегов и заброшенные укрепления, так называемые „укрепления лелегов“. Во всей так называемой теперь Ионии жили карийцы и лелеги. Однако ионийцы (ассимилированные пеласги – авт.) вытеснили их и сами завладели этой страной, хотя еще раньше завоеватели Трои (ахейцы с пеласгами – авт.) изгнали лелегов из области около Иды, т.е. близ Педаса и реки Сатниониса».
Страбон говорит нам, что лелеги жили в укреплениях (крепостях); видимо, таким был их ответ на «гостеприимство» принимающей стороны – каров и ликов хатто-хурритского происхождения. Отметим также важное замечание Страбона, явно относящееся к другому периоду времени (раньше, чем на месте Карии появилась Иония)): «покорители Трои выгнали лелегов из окрестностей Иды». По-видимому, до «покорения Трои» и до «изгнания из Иды» лелеги вместе с преданными им карами, ликами и киликийцами покинули негостеприимных хатто-хурритов и перебрались на север-запад Анатолии.
Как известно, Ида – самая высокая гора острова Крит, под которой находится вход в Идейскую пещеру, где согласно древнегреческой мифологии вырос Зевс (по другой версии Зевс родился в пещере горы Дикта: «на благовонной Дикте-горе, вблизи горы Иды»). Плато Нида, над которым возвышается гора, занимали лелеги в свою бытность на Крите. Видимо, они же перенесли этот топоним на гору на северо-западном побережье Малой Азии (совр. горный массив Каз), у подножья которой к северу располагалась Троя. Гаргар, самая высокая вершина троадской Иды, в античной традиции известно как место брака Геры и Зевса. С этой горы у Гомера боги наблюдают за исходом троянской битвы, разделившись на сторонников троянцев и ахейцев.
В пещерах Иды по преданию обитали дактили – горные духи, занятые плавлением и ковкой различных металлов. Их было трое: Кельмис («плавить»), Дамнаменей («ковать») и Акмон («наковальня»). Кельмиса Рея превратила в железо [В: Дактили]. По одной из легенд появились дактили в пещерах критской горы Дикта, там же, где и Зевс, но затем перебрались в более подходящее им место – на Иду троадскую. Уж не лелегами ли были мифические дактили? Во всяком случае, лелеги и на Крите проявляли к металлам особый интерес; что уж говорить о конце бронзового века, когда замаячила возможность производства оружия из железа.
Отметим здесь еще одну «непонятку»: некоторые исследователи утверждают, что ликийцы жили не на юго-западе Анатолии, куда их традиционно помещают, а на северо-западе: «… расположение некоторых западных (находящихся на западе Малой Азии – авт.) государств до сих пор вызывает споры между учеными… Страну Лукка часто отождествляют с Ликией, однако она, по всей вероятности, располагалась на северо-западе, скорее всего вдоль южного побережья Мраморного моря. Каркису и Масу тоже вряд ли можно отождествить с… Карией и Мизией: должно быть они находились к востоку от страны Лукка, где-то поблизости или же на берегу Измитского залива» [12.2].
Сомнения Д. Макуина понятны, их разделяют и другие авторы. Действительно, если, согласно официозу, индоевропейские лувийцы пришли на запад Малой Азии с севера, из Европы, почему они оказались исключительно на юго-западе полуострова? Может географы, вроде Страбона, юг с севером попутали? Надо их поправить.
Но, может, все проще: кары и лики в разное время жили как на юго-востоке, так и на северо-западе Анатолии. Еще Гомер в «Илиаде» различал ликийцев из Зелеи, города к северо-востоку от Трои, возглавляемых Пандаром, сыном Ликаона, называя их «племенем троянским», от ликийцев из «далекой», «пространной» Ликии на юго-западе Малой Азии, возглавляемых Сарпедоном и его братом Главком [В: Ликия]. А вот что говорит Страбон: «Существование разделенных на две части ликийцев вызывает догадку о том, что они одного племени, будь то Троянские ликийцы или же ликийцы, жившие возле Карии» ([12.1],с.536). А раз они одного племени, то либо защищали Трою, либо осаждали её. Но так ли это?
Итак, по всей видимости, помимо своих исторических мест проживания на юго-западе Анатолии в составе Лувии, где-то перед троянской войной обнаружились поселения каров и ликов на северо-западе полуострова. Причем примкнувшие к ним и, видимо, возглавившие их лелеги устроились у горы Иды, богатой металлами и, в частности, железом. Не в эти ли области направилась упомянутая троица, будучи выдворенной в XIV – XIII вв. с Крита, а затем вынужденная покинуть исторические Карию и Ликию на юго-западе Анатолии? Вот что пишет Страбон в своей «Географии»:
«После Скепсиса идут Андиры, Пионии и область Гаргары (поселения в отрогах Иды – авт.). Поблизости от Андир находится камень, который при сжигании превращается в железо и затем, когда его плавят в горне с добавкой некоторого рода земли, выделяет цинк, который при добавлении меди превращается в так называемую смесь, называемую некотороми „горной медью“ … Эти местности занимали лелеги, равно как и области около Асса… Асс от природы защищен и хорошо укреплен… гавань оборудована большим молом» ([12.1],с.572).
Вот оно! Лелеги (не все, лелеги-ковачи) расселились в горах, вдали от моря, и, видимо, вплотную занялись железом, точнее, продолжили свои занятия по совершенствованию технологий выплавки и ковки железа из горной руды, начатые на Иде критской. Если кто и получил железо из руды на Иде в XV – XIV вв. до н.э., то только лелеги-ковачи. (Некоторые считают что это случилось впервые в истории, во второй половине XV в. до н.э., как раз во время переезда лелегов на новое место жительства, с Иды критской на Иду троадскую, см. ниже.)
Вполне возможно, что к лелегам, карам, ликам и киликийцам примкнули и тевкры, будущие троянцы по утверждениям Эсхила и Софокла; Страбон считал, что тевкры – это племя, также переселившееся из Крита в Троаду: «Прибывшие сюда с Крита тевкры получили оракул: „остановиться на жительство там, где на них нападут порождения земли“; это случилось с ними, по рассказам, около Гамаксита, так как ночью огромное множество полевых мышей высыпало на поверхность и перегрызло всю кожу на их оружии и утвари; там тевкры остановились и назвали Иду по имени горы на Крите» ([12.1],с.567; В: Тевкры).
Примечательно также, что по словам того же Страбона: «Карийцы и лелеги в прежние времена были островными жителями (жили до XIV в. до н.э. на Крите – авт.), а при помощи критян (критских ликийцев – авт.) стали жителями материка (после высылки – авт.). Критяне основали, между прочим, Милет (избрав основателем колонии Сарпедона из Милета на Крите) и заселили также Термилы в теперешней Ликии» ([12.1],с.536). Фраза довольно путанная, но, видимо, говорит о том, что критские лики помогли карам и лелегам перебраться в контролируемые ими районы Малой Азии. Возможно, для этого воинственные лики создали «плацдармы» (Милет, Термилы и др.), понимая, что встречающее их местное население придёт не с цветами.
Выше мы цитировали слова Страбона о Милетской области в связи с проживанием в ней лелегов и карийцев. Но город Милет связан и с упоминавшейся нами в главе 11 переписке правителей Хатти и Аххиявы. В самом важном из дошедших до нас документов – в т.н. «письме Тавагалавы» – царь хеттов информирует царя аххиявцев, что подконтрольный Аххияве город Миллаванда (отождествляется историками с Милетом) используется некими силами (называется бывший хеттский подданный Пиямараду) с целью дестабилизации обстановки, нагнетании антихеттских настроений в стране Лукка (Ликия), часть которой принадлежит Хеттской империи.