Полная версия
Христианство. Ислам. Интерьеры Средневековья. Пособие для дизайнеров
Полы делали мозаичными или выстилали дорогими камнями. В рассматриваемом доме Дигениса
Поверхность пола ониксы в покоях покрывали,Отполированные так, что всякий бы подумал:Замерзли капельки воды и льдинки пол покрыли.Внутренние двери нередко отделывали слоновой костью. Украшали их дверными занавесами.
Раздвигающиеся занавесы использовали также как условные перегородки, разгораживая внутреннее пространство на более камерные фрагменты.
Как и во дворцах, полы и столы покрывали коврами.
Интерьеры домусов украшали статуи.
Для освещения в темное время суток пользовались светильниками, которые выполнялись из керамики или бронзы.
Как и в Древнем Риме, предметом гордости хозяев была серебряная или золотая посуда.
Как можно видеть, в домусах были унаследованы принципы организации и убранства, известные в позднем Древнем Риме. Но в византийских домах они получили ряд новых качеств. Принципиально новым по отношению к Риму было использование в изобразительных композициях – согласно новой картине мира – сюжетов из Библии. Однако в жилых интерьерах библейские мотивы соседствовали с сюжетами из античной истории. По аналогии с культовыми интерьерами можно предположить, во-первых, что новыми стали принципы трактовки художественных форм с акцентированием примата духа над плотью, и, во-вторых, что в светских интерьерных декорациях были задействованы орнаменты с включением христианской символики. И это вновь сопряжено с новой картиной мира. Но возникло и нечто иное, с мировоззрением, казалось бы, не связанное. Это чрезмерность во всем: чрезмерна роскошь, чрезмерно использование мозаик, чрезмерно обилие золота и др.
Куриалы, военные, торговцы, ремесленники тоже имели отдельные дома, закрытые от улицы, с внутренним двором, но эти дома были меньше домов аристократии и скромнее убраны.
Инсулы
Как и в Риме, в Византии строили многоквартирные многоэтажные инсулы. Их принципиальное устройство не отличалось от римских (см. кн. 1 «Одушевленный мир. Язычество. Древние интерьеры», раздел «Древний Рим»).
Инсулы были узкие и буквально лепились друг к другу. Законы ограничивали их высоту прибл. 30 м, при этом минимальное расстояние между домами определялось примерно в 3,6 м. Но в реальной жизни эти ограничения нарушались. При землетрясениях инсулы часто рушились. Полезную жилую площадь в инсулах жильцы увеличивали, сооружая в верхних этажах эркеры, которые не украшали вид города и закрывали соседям виды на море. Между обитателями очень близко расположенных домов нередко возникали конфликты. Например, как донесла до нас история, дома ритора Зинона и механика Анфимия оказались настолько сближенными, что казалось, будто они обитают в одном жилище. А когда один из них соорудил еще пристройку, загораживающую свет соседу, возникла ссора. Механик, будучи не в силах переспорить мастера слова, устроил в доме ритора землетрясение.
Сельские жилые дома
Сельские жилые дома были много скромнее городских. Располагались они довольно хаотично. Их размеры, внешний вид, планировка, внутреннее убранство повторялись от дома к дому.
Типы жилищ также зависели от местных особенностей. В Сирии, например, крестьянское жилище представляло собой прямоугольное сооружение с внутренним двором. Собственно жилая часть находилась в северной части двора, к ней примыкали подсобные сооружения. Обычно жилую часть возводили из камня. Это вытянутое двухэтажное сооружение с портиком, обращенным к югу (вспомним древнегреческую пастаду), под двускатной деревянной кровлей, покрытой черепицей. Семья жила во втором этаже.
По такому же принципу и с такой же ориентацией по странам света сооружались виллы и жилища мелких земледельцев.
В Каппадокии жилые дома высекались в скалах.
Наполнение интерьеров
Мебель. Из византийской мебели до наших дней сохранились лишь немногие предметы церковного назначения. Однако на разнообразных византийских изделиях из слоновой кости, в миниатюрах церковных книг и хроник, наряду с изображениями святых, во множестве встречаются изображения предметов мебели. Эти источники позволяют представить, какой мебелью пользовались в Византии.
В ряду предметов, которые употреблялись для сидения, надо отметить троны (ил. 22.1–2), кресла (ил. 23.3 и 23.6), стулья, складные сидения (ил. 23.1), сидения с вогнутой функционально поверхностью (ил. 23.4), сидения-сундуки, скамьи (ил. 24). Нередко на изображениях встречаются специальные подставки для ног (ил. 22.1, 23.1,3 и 24).
Ил. 22. Троны
1. Триптих (фрагмент). X в. Слоновая кость. 2. Трон епископа Максимиана. Сер. VI в. Слоновая кость
Ил. 23. Мебель Византии
1. Складной трон. Иллюстрация из Евангелия. XI в. 2. Библиотечный шкаф (с мозаики V в.). Мавзолей Галлы Пласидии (Равенна). 3. Трон, украшенный мозаикой. 4. Трон с аркадами. 5. Сундук, отделанный бронзовой чеканкой с фигуративным орнаментом. 6. «Стул св. Петра». VI в.
Ил. 24. Шкаф для рукописей. Скамья. Подставка для ног. Столик
Принадлежностью интерьеров были также сундуки (ил. 23.5), в которых хранили домашние вещи.
Новым предметом мебели стали шкафы для рукописей (ил. 23.2 и 24).
Вначале в мебели поддерживались римские традиции. Но в дальнейшем, так же как в интерьерах, начинает превалировать тяготение к роскоши, к помпезности, появляется множество вычурных украшений, которые утяжеляют форму. Используются точеные опоры и спинки, колоннады. Сохранившиеся византийские церковные стулья отделаны сусальным золотом, цветной эмалью, драгоценными камнями, мозаикой, а также позолотой и цветными росписями. Мебель украшали также серебром и слоновой костью.
Отличительной чертой византийской мебели являются христианские мотивы, соединенные с орнаментальными украшениями. Это могут быть монограмма Христа, голубь, рыба, агнец, павлин и др., а также изображения растений виноградная лоза и кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь, пальмовый лист. Позднее, благодаря открытости культуры Византии, в украшении мебели станет заметным влияние норманнов – появится ленточный орнамент и фантастические «звериные» мотивы.
Текстиль, ковры. Текстиль в византийских дворцах, домусах, инсулах бытовал достаточно широко. Уже отмечалось, что его использовали для декорации стен, при создании условных перегородок, в дверных занавесах. В перегородках и дверных занавесах полотна (иногда очень широкие) укрепляли на кольцах(?) на перекладинах; когда требовалось открыть пространство, занавесы могли подворачивать (ил. 25.1/справа/), подвязывать и крепить к одному из краев (ил. 25.1/слева/ и 25.2/в центре/) или в центре (ил. 25.2/по сторонам/).
Ил. 25. Текстиль в интерьере
1. Императрица Феодора со свитой. Мозаика из церкви Сан Витале (Равенна). Ок. 747 г. 2. Византийская мозаика. VI в. Равенна
Дверные занавесы во внутренних покоях часто доходили только до уровня цоколя, как это нередко можно видеть во фресках. Тканями также покрывали ложа, табуреты; высокими подушками украшали трон.
Византия славилась в средневековом мире своими превосходного качества шелками – со сложными узорами, изысканными по рисунку и цветовой гамме (ил. 26).
Ил. 26. Византийский шелк
Эти шелка высоко ценились в Западной Европе в качестве роскошных дипломатических даров. Изготовление шелка считалось монополией императорских мастерских. Но Византия также ввозила ткани.
В сверкающие отполированными до блеска мраморами, полудрагоценными камнями, искрящиеся мозаиками и изобилием золота интерьеры текстиль привносил уравновешенность, своеобразную мягкость, комфорт; он оказывался связующим звеном между отвлеченной роскошью декорации и стремлением человека к теплу и уюту.
То же можно сказать о коврах. Существовали шелковые настенные изделия (ил. 27), коврами застилали полы и столы.
Ил. 27. Шелковый ковер (Gunthertuch – «пелена Гюнтера») с изображением возвращения византийского императора из победоносного похода. 218 × 211 см. 70 нитей на 1 см. Епархиальный музей Бамберга (Германия)
Светильники. Ранее упоминались светильники, выполненные из золота и свисавшие на посеребренных медных цепях в Зале Девятнадцати Лож Большого императорского дворца. Обычно светильники были масляные. Изготовленные из глины или металла, они имели один-два-три и более фитилей (ил. 28.1,3–4). Новым по отношению к античному миру стало изобретение стеклянной лампы, намного более эффективной, чем глиняная.
Ил. 28. Византийские светильники
1. Подвесной светильник в виде павлина. VI–VII вв. Медный сплав, литье. 15,2 × 15,2 × 5,3 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. 2. Лампадофор. Бронза. VI в. 3. Лампа-подсвечник. 4. Светильник с тремя фитилями. 5. Светильник в виде парусного корабля (символ церкви) с фигурами (по одной из версий) св. Петра (на корме) и св. Павла (на носу)
Их могли украшать христианские мотивы, например, рыба – символ Христа (ил. 28.4), или весь светильник выполнен в виде парусного корабля, где корабль – символ церкви, с фигурами, по одной из версий, святых Петра (на корме) и Павла (на носу) (ил. 28.5). Интересны также сохранившиеся бронзовые лампадофоры в виде плоской сквозной ажурно-декоративной конструкции (ил. 28.2), в которой крепились лампады-рожки.
Лампадофоры – разнообразные конструкции, в которые вставлялись лампады (наполненные маслом светильники).
Существовали также лампы-подсвечники (ил. 28.3).
Изделия из керамики, стекла, кости. К сожалению, византийских предметов из керамики и стекла сохранилось немного. Но их было предостаточно в интерьерах богатейшей средневековой империи, воспринявшей мастерство античного мира и тяготевшей к роскоши. Это чаши, вазы, блюда, кубки, бутыли, лампады, плюс предметы, выполнявшиеся к определенным вехам в жизни людей, и множество других. Их украшали изображениями птиц, животных, охоты, но также христианскими мотивами. В керамике с XI в. стали применять технику сграффито (процарапывание узора по глазури или удаление целых ее участков). В этих предметах, как и в оформлении интерьеров, порою проступает влияние исламского искусства.
Как отмечалось ранее, в Византии стали делать стеклянные лампы. В стекле пользовались гравировкой.
Также возродился античный прием изготовления стеклянных сосудов с вмонтированной в дно золотой прокладкой, на которой наносились изображения, поначалу чаще светского характера, затем – христианского; изображения нередко сопровождались текстовыми пожеланиями. На ил. 29 представлено донце с изображением жертвоприношения Авраама и надписями: zeses, cumtuis, hilaris и spes. Zeses – часть греческой здравицы πιε σηcηc (латинскими буквами – pie zeses) означает «пей и будь здоров», cumtuis – «со всеми родственниками», hilaris – «радоваться», spes – «надежда». Вместе: «Пей и будь здоров, радуйся и надейся»[10].
Ил. 29. Донце стеклянного сосуда
Чуть больше дошло до наших дней изделий из кости, в резьбе по которой византийские мастера вряд ли знали себе равных (см. ил. 22.1–2).
По мере того, как крепли соседние народы, слабела царственная наследница великой Римской империи. Византию изматывала постоянная необходимость отбиваться от соседей, в первую очередь от вступавших на историческую сцену молодых народов, зачарованных богатствами и мощью царицы цивилизованного мира. В 1204 г. Константинополь завоевали крестоносцы, но в 1261-м Михаил Палеолог отстоял у латинян православную святыню. В 1453 г. победу над Византией одержали турки. Этим завоеванием закончилась тысячелетняя история великой империи.
Но восточное христианство (православие), идейным центром которого была Византия, было широко распространено в мире, причем не только в странах, исторически входивших в состав Византийской империи, но и далеко за ее пределами. В частности, к восточной ветви христианства в X в. примкнет молодая Русь, что определит вектор ее культурной эволюции, в том числе и интерьеров (см. далее); после гибели Византии Москва объявит себя «третьим Римом» («Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать»).
Исламские интерьеры
VII в. – настоящее время
До сих пор (см. кн.1) интерьеры рассматривались, во-первых, по хронологическому принципу и, во-вторых, по странам, в которых сформировались наиболее яркие их образы и в которых они достаточно изучены. При этом мы исходили из того, что образ интерьеров определяли, прежде всего, мировоззренческие установки, местные природные условия и ментальные особенности народа.
В этом разделе речь пойдет об интерьерах, которые объединяются в самостоятельное художественное явление исключительно по мировоззренческим идеям и различаются лишь в нюансах. Создававшие их люди были этнически разнородными и жили в разных природных и климатических условиях. Общим у них был ислам, одна из мировых религий.
Ислам (араб. покорность, предание себя Аллаху) зародился в VII в. н. э. среди племен арабов, населявших Аравийский полуостров. Основателем его стал пророк Мухаммед (Мохаммед, в европейской литературе Магомед, Магомет). Это реальное историческое лицо из племени курейшитов, на него снизошло великое откровение – обращение библейского Бога (в исламе – Аллаха) к людям. После библейских событий, после явления в мир Иисуса Христа, это было еще одно обращение. Оно запечатлено в Коране, где излагаются также события более ранней истории, описанные в Старом и Новом завете.
Арабы в известной степени были готовы воспринять откровения Мухаммеда. Здесь уже возник местный монотеизм, корни которого, считается, ведут к пророку Ибрахиму (исламская транскрипция библейского имени Авраам). Арабский историк аль-Азраки (ум. 837 г.) свидетельствовал о последней (до откровений Мухаммеда) перестройке Каабы (араб. кубический дом, от араб. куб), еще святилища арабов-язычников, превратившегося в святыню арабов-мусульман. Тогда потолок и стены в ней расписали изображениями ангелов, пророков и деревьев, и среди них были Ибрахим (Авраам) и Иса (Иисус) с его матерью Марьям (Марией).
В конце концов, ислам стал религией колоссальной империи, созданной арабскими халифами (ил. 30). С кон. VII – в VIII в. она уже простиралась от Испании на Западе до границ Индии на Востоке, от Африки на Юге до Юга Европы на Севере.
Ил. 30. Карта Арабского государства (630 г.) и территорий, завоеванных арабами к сер. VIII в.
Огромная исламская империя сразу и мощно заявила о себе в средневековом мире. Достижения исламской культуры являются выдающимся явлением Средневековья.
При этом в начале своего знаменательного исторического расцвета арабы по большей части были кочевниками, хотя среди них встречались и полукочевые, и оседлые племена. Арабская письменность появилась незадолго до возникновения ислама, на рубеже III–IV вв. н. э., на северо-западе Аравийского полуострова; в основе ее было приспособленное к арабскому языку арамейское письмо. У арабских племен не было развитых, устойчивых архитектурных традиций; памятники арабского доисламского искусства несут на себе отпечатки различных влияний: поздней Греции, римского, византийского, персидского и др. Судить о них можно как по письменным документам, так и по редким археологическим находкам.
Необыкновенно быстро возникшая империя почти так же быстро распалась на отдельные государства (Кордобский эмират на юге Испании, самостоятельные государства в Азии и др.). Однако культурная общность при этом не исчезла. На всей завоеванной территории язык ислама – арабский – стал единым литературным и научным языком, обеспечивая обмен соответствующими достижениями. Именно от арабов Европа получила богатейшие знания: астрономические, медицинские, биологические, философские, математические (к примеру, все мы пользуемся арабскими цифрами, которые арабы, в свою очередь, переняли в Индии, и арабской системой счета). Исламская культура обогатила мир замечательными литературными произведениями и прекрасными сказками.
В исламском мире стремительно развивались всевозможные искусства и архитектура. В рамках исламской культуры созданы красивейшие города, знаменитые своими ремеслами и торговлей, а также роскошные архитектурные сооружения с характерными исламскими интерьерами. Подобный культурный взлет был обусловлен отчасти тем, что, завоевывая территории цивилизованной ойкумены и исламизируя местное население, арабы не уничтожали собственно носителей культурных традиций. Тем самым наработанные человечеством строительные приемы и разнообразные художественные техники не канули в лету. Исламизированные народы, опираясь на свой огромный традиционно-профессиональный опыт, продолжали создавать культурные ценности, в том числе развивалась архитектура и совершенствовались интерьеры. Разнообразие типов исламских средневековых сооружений было велико, они соответствовали всем цивилизационным запросам средневекового общества. Как всегда, они распределяются по нескольким основным группам: культовые и связанные с ними сооружения; общественные сооружения, дворцы и жилые дома. Только теперь они были освящены исламской картиной мира. В конце концов, на основе новой идеологии и опыта завоеванных народов возник исламский архитектурно-художественный стиль.
Территория объединенных исламом стран была обширнейшей, так что в зависимости от местных условий при строительстве использовались самые различные материалы. Сооружения возводили и из естественного камня (известняк, песчаник, гранит), и из кирпича – обожженного (чаще всего) или сырцового (причем из него строили не только жилые дома), и из дерева – в местах, где оно встречалось в достаточном количестве (в Испании, Малой Азии, Индии). В отделке интерьеров можно было встретить мрамор, ценные породы цветного камня, иногда фигурно вырезанного, покрытые цветной глазурью изразцы, гипсовую штукатурку, деревянные панели, порою украшенные инкрустацией из металла, перламутра, слоновой кости. Резные или лепные декоративные орнаменты изготавливали из гипса, этим же целям служил стюк.
Основные характеристики исламского стиля
Несмотря на колоссальную разбросанность территорий, охваченных исламом, исламские постройки обладают ярко выраженным своеобразием, которое обусловливается единой художественно-образной установкой – исламским стилем. Мировоззренческие установки исламского стиля послужили основанием того, что его принципы строго соблюдаются и поныне. Рассмотрим основные его черты на примере интерьерных решений.
Пространственные композиции интерьеров. Пространственные интерьерные решения исламских сооружений определили два основных фактора. С одной стороны, требования к устройству интерьеров диктовались идеями и принципами ислама, с другой – важнейшую роль играли местные доисламские строительные приемы, сформировавшиеся с учетом местных условий, материалов и освоенных навыков. В результате, в организации внутреннего пространства всех исламских сооружений (культовых, общественных, дворцов, жилых домов) сложилось несколько основных типов; они имеют черты как общие во всех регионах, охваченных исламом, так и местные, практиковавшиеся здесь исторически (см. далее).
Трактовка архитектурных формПлоскостность. В рамках авраамических монотеистических религий характерно противопоставлять телесной мощи силу духа.
Авраамические религии – иудаизм, христианство, ислам. Название восходит к семитскому патриарху Аврааму, с которым Бог заключил завет.
Одной из характерных особенностей исламского стиля стало смещение художественного акцента с объема на плоскостность. Для художественного оформления интерьеров во всех исламских странах привлекались практически все опробованные временем архитектурные формы – колонны, арки, прямые и сводчатые перекрытия, купола. Но при введении этих элементов внимание сосредотачивалось в первую очередь на их художественной подаче, а заложенная в этих архитектурных формах функциональная логика отступала на второй план или вовсе в расчет не принималась. Приоритетной задачей стало добиться максимального эстетического эффекта.
Исламские колонны. Поначалу, как и в раннем христианстве, колонны для интерьеров попросту брали из античных построек или изготавливали их по известным образцам. Но со временем сформировалась специфически исламская колонна (ил. 31).
Ил. 31. Исламские колонны
В образе колонны не отражено ее архитектурное назначение – быть опорой для лежащих на ней конструкций, на нее не распространяются правила античных ордеров. Исламская колонна трактуется как элемент декоративный: база может быть или отсутствовать; у нее тонкий прямой по всей высоте ствол, а завершающая капитель нередко квадратного сечения вверху и сужающаяся книзу; всю поверхность ствола и капители обычно покрывает орнаментальный декор.