Полная версия
Чингисхан. Верховный властитель Великой степи
129
…в местности, называемой Дэлун болдог. – В настоящее время большинство монгольских ученых сходятся во мнении, что местность Дэлун болдог, о которой повествуют наши источники, ныне именуется Ламын ухаа (или Хурээ ухаа) и находится на территории нынешнего Биндэр сомона Хэнтэйского аймака на северо-востоке современной Монголии.
130
Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 1, кн. 2, М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 75.
131
«Сокровенное сказание монголов» // «Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 138.
132
Далай Ч. «Великий Монгольский Улус (1206–1260 гг.)» (на монг. яз.). У.—Б., 1994. С. 40.
133
Владимирцов Б. Я. «Чингисхан» // Владимирцов Б. Я. «Работы по истории и этнографии монгольских народов». М., ИФ «Восточная литература» РАН, 2002. С. 148.
134
Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 1, кн. 2, М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 75.
135
Груссе Рене. «Чингисхан. Покоритель вселенной». М., «Молодая гвардия», 2000. С. 34.
136
Уэзэнфорд Джек. «Чингисхан и рождение современного мира». М., издательство «АСТ», 2005. С. 70.
137
«Мэн-да бэй-лу». М., издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1975. С. 114–117. Чжао Хун имеет в виду цикл летоисчисления в шестьдесят лет в лунном (циклическом) календаре.
138
Гумилев Л. Н. «Древняя Русь и Великая степь». М., АСТ, 2000. С. 436–437.
139
Хасар (Жочи хасар) – родился, судя по свидетельству «Сокровенного сказания монголов», в 1164 году; в зрелые годы он в основном «находился в союзе и был единодушным» с Чингисханом; в периоды охлаждения отношений между братьями, которое изредка случалось, восстановить братский союз помогали их мать, Огэлун, а также ближайшие родичи и сподвижники.
140
Хачигун – судя по сведениям «Сокровенного сказания монголов», родился в 1166 году; по свидетельству Рашид ад-дина, Хачигун «пользовался большим значением, (преемники Чингисхана. – А. М.) Угэдэй, Мунх-хан и Хубилай-хан всегда им дорожили… и советовались в важных делах».
141
Тэмугэ отчигин – судя по сведениям «Сокровенного сказания монголов», родился в 1167 году; по свидетельству Рашид ад-дина, Тэмугэ отчигин верой и правдой служил Чингисхану и его преемнику Угэдэй-хану. После смерти последнего и захвата власти женой покойного Туракиной хатун Тэмугэ отчигин попытался отстранить ее от власти. Однако вскоре возведенный на великоханский престол Гуюг-хан обвинил Тэмугэ отчигина в противозаконной попытке захвата власти и после суда его казнили (Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 2. М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 119).
142
«Сокровенное сказание монголов» // «Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 61.
143
Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 1, кн. 2. М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 51–56.
144
Лувсанданзан. «Алтан товчи» («Золотой изборник») (на монг. яз.). У.—Б., 2006. С. 21. Широкое распространение полигамии у монголов подтверждает посланный в 1246 году в Великий Монгольский Улус папой римским Иннокентием IV христианский миссионер Плано Карпини: «Жен же каждый (монгол. – А. М.) имеет столько, сколько может содержать: иной сто, иной пятьдесят, иной десять, иной больше, иной меньше…» (Карпини Плано. «История монголов». М., ООО «Литео», 2014. С. 5).
145
Участники южно-сунских дипломатических миссий в Великий Монгольский Улус – Пэн Да-я (1233 г.) и Сюй Тин (1235 г.) объединили свои отчеты о поездках в Монголию в одно сочинение и назвали его «Краткими сведениями о черных татарах» («Хэй-да ши-люэ»). Их совместный отчет состоял как из страноведческой информации, так и сведений чисто военного характера. Однако помимо этой информации, в «Кратких сведениях…» Пэн Да-я и Сюй Тина содержалось много известий о повседневной жизни, хозяйстве и быте монголов, их традициях и обычаях, религиозных воззрениях (Пэн Да-я и Сюй Тин. «Краткие сведения о черных татарах» («Хэй-да ши-люэ» // Баясах Ж. «Два китайских источника, связанных с историей Великого Монгольского Улуса» (на монг. языке). У.—Б., 2006. С. 261).
146
Путевые заметки Джованни дель Плано Карпини «История монголов» (совершил путешествие в Монголию в 1245–1247 гг.) и Гильома де Рубрука «Путешествие в восточные страны» (осуществил путешествие в Монголию в 1253–1255 гг.) стали бесценными свидетельствами эпохи Чингисхана и его ближайших потомков. Хотя возложенная на Плано Карпини и Гильома де Рубрука миссия «просвещения монголов светом веры Христовой» оказалась невыполнимой, их путешествия к монголам с точки зрения сбора новых географических, этнографических, военных и, конечно, правовых сведений об этом народе следует признать очень успешными.
147
Чжао Хун. «Полное описание монголо-татар» (Мэн-да бэй-лу). – режим доступа: http://www.vostlit.info.
148
Ж. Баясах. «Два китайских источника, связанных с историей Великого Монгольского Улуса» (на монг. яз.). У.—Б., 2014. С. 217.
149
Карпини Плано. «История монголов». М., ООО «Литео», 2014. С. 15.
150
Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 1, кн. 2. М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 13.
151
Там же. С. 8.
152
Вернадский Г. В. «Монголы и Русь». «Леан», Тв., «Аграф», М., 1997. С. 27.
153
«Согласно шаманизму, Тенгери (Всевышний Тэнгри. – А. М.) как нечто, отвлеченное понятие, подобное Богу, представляет собою высшее мужское начало, управляющее всеми природными и социальными явлениями в мироздании, в то время как Земля является подчиненным женским началом (по-монгольски – эцэг Тенгери [Отец Тенгери] и эх газар [Мать-Земля])» (Бира Ш. Журнал: Век глобализации. Выпуск № 1/2009).
154
«Все воззрения и суждения древних монголов определялись шаманизмом, традиционной верой кочевников. А культ Вечного Всевышнего Тэнгри или тэнгрианство был достаточно хорошо развитым отвлеченным понятием шаманизма… Все древние монголы почитали Вечного Тэнгри как подобную Богу высшую сверхъестественную силу… На основе тэнгрианства последовательно сформировались несколько элементарных концепций, в частности, самая древняя из политических идей монголов – концепция небесного происхождения и характера ханской власти… В дальнейшем именно этот культ определил основы политической идеологии монгольских ханов» (Ш. Бира. «Монгольский тэнгэризм и тэнгэризация» // «Чингисхан в мировой истории. Сборник статей». У.—Б. 2012.С. 8–9).
155
О культе Всевышнего Тэнгри и Матери-Земли в монгольской мифологии можно подробно прочесть в книге: Дулам С. «Образы монгольской мифологии» (на монг. яз.). У.—Б., 2009. С. 57–113.
156
Эренжен Хара-Даван (1883–1942) – калмык по национальности, выпускник Петербургской Военно-медицинской академии; оказавшись в рядах оппозиции советской власти, эмигрировал в Европу; представитель раннего евразийства, сторонники которого отстаивали геополитическую преемственность Московской Руси от Золотой орды (Эренжен Хара-Даван. «Чингисхан. Великий завоеватель». М.: Вече, 2008, С. 23).
157
Хара-Даван Э. «Чингисхан. Великий завоеватель». М., Вече, 2008. С. 107.
158
«Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 625.
159
Пэн Да-я и Сюй Тин. «Краткие сведения о черных татарах». – режим доступа: http://www.vostlit.info.
160
Джованни дель Плано Карпини (нач. 1180 – не позднее 1252) – католический миссионер-францисканец, направленный к монголам папой римским Иннокентием IV. История и результаты совершенного Плано Карпини дипломатического путешествия в Монголию в 1245–1247 гг. были описаны папским легатом в подробном отчете, именуемом им самим «Книгой о Тартарах» (в русском переводе «История монголов». – А. М.) (Карпини Плано. «История монголов». СПб., ООО «Литео», 2014. С. 5, 7–11; 14–15; 21–22, 24, 27, 35).
161
«Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 647.
162
«Ордынский период. Голоса времени». М., ООО «Издательство АСТ», 2016. С. 301. (Библиотека проекта Б. Акунина «История Российского государства»).
163
В детские и юношеские годы Тэмужина не было писаных законов, но по-прежнему использовались социальные нормы старой регулятивной системы, многие из которых так же, как и родословные, передавались монголами из поколения в поколение, дошли до эпохи Чингисхана; некоторые из них, как «дурные обычаи», были им отменены, другие были переняты им и его соратниками и вместе с «положенными им самим похвальными обычаями» использованы при формировании «Книги Великой Ясы».
164
Владимирцов Б. Я. «Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм // Владимирцов Б. Я. «Работы по истории и этнографии монгольских народов». М., ИФ «Восточная литература» РАН, 2002. С. 341–343.
165
Племя хонгирад относилось к дарлигин-монголам, то есть было из рода тех двух человек, которые пошли в Эргунэ-кун. Интересно, что Рашид ад-дин, рассказывая о выходе древнемонгольских племен из Эргунэ-кун, впервые упомянул об «общественном порицании, что характерно для морали» в отношении именно племени хонгирад, которое «не сговорившись с другими, первым спешно вышло из Эргунэ-кун, при этом повергнув под ноги очаги других племен» (Рашид ад-дин. «Сборник летописей» // «Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 50). В XII веке племя хонгирад кочевало между реками Аргунь и Халхин-гол, вблизи впадения последней в озеро Буйр-нур.
166
«Сват Есухэй, куда путь держишь?» – спросил Дэй сэцэн. – Обращение «сват» свидетельствовало о том, что, во-первых, они встречаются не в первый раз и, во-вторых, о том, что хонгирады ранее «брали девушек из племени Чингисхана, а в его (род) давали [своих]» (Рашид ад-дин).
167
…То – знак во сне явившегося гения-хранителя хиадов… – «Хиад» – одна из главных, коренных родовых групп, давших начало улусу «Хамаг Монгол» (Все Монголы); одним из их тотемных символов, изображавшихся на монгольских знаменах, был белый сокол.
168
Девочку звали Бортэ; было ей десять лет, и была она на год старше Тэмужина. – Первая из четырех главных жен Чингисхана. У монголов существует поверье, что, если жена на год старше мужа, она станет его вечной, верной спутницей.
169
Обычай «оставлять сына в зятьях» был подмечен древнекитайскими летописцами еще у поколения ухуань-сяньби; согласно этому обычаю «[будущий муж] делается слугой в женином доме на два года…» (Текст воспроизведен по изданию: «Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока». М., Издательство восточной литературы. 1961 – режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Kuner/text15.htm).
170
«Сокровенное сказание монголов» // «Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 61–64. Поэтический перевод Г. Б. Ярославцева.
171
Очевидно, Есухэй-батор, следуя древнему обычаю уважения гостеприимства, не мог отказаться от приглашения пирующих татар.
172
По свидетельству Рашид ад-дина, племя хонхотан – одна из трех ветвей (хонхотан, арулад, уряут-хилингуд) племени уряут (уриагуд (?) – А. М.), относящегося к монголам-дарлегинам; однако некоторые исследователи (Д’Оссон, Сайшаал), основываясь на «Сокровенном сказании монголов» (см. «Сокровенное сказание монголов». Донецк, «Сталкер», 2001. С. 21), причисляют племена хонхотан и арулад к нирун-монголам и включают их в состав улуса «Хамаг Монгол».
173
«Сокровенное сказание монголов» // «Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 64.
174
Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 1, кн. 2. М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 50–51.
175
Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 1, кн. 2. М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 75.
176
«Сокровенное сказание монголов» // «Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 71.
177
Очевидно, Есухэй-батор имел в виду действия, которые полагалось предпринять сородичам умершего в соответствии с обычаем левирата, со времен хунну существовавшим у древних монголов. Согласно этому обычаю вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь – с его братьями… В представлении некоторых народов (в том числе, и монголов эпохи Чингисхана. – А. М.) левират – одно из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками (комментарий В. С. Таскина; текст воспроизведен по изданию: «Материалы по истории сюнну (по китайским источникам». Вып. 1. М., «Наука», 1968. – режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Mat_sunnu_1/frametext12.htm).
178
Лувсанданзан. «Алтан тобч» («Золотое сказание») // «Сокровенное сказание монголов». Донецк, издательство «Сталкер», 2001. С. 29.
179
Брат старший, Есухэй… – Монголы, говоря уважительно о мужчине, который старше их по возрасту, называют его «ах» – старший брат. При этом не имеет значение, родственники они или нет.
180
«Сокровенное сказание монголов» // «Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 64.
181
Лувсанданзан. «Алтан тобчи» («Золотое сказание») // «Сокровенное сказание монголов». Донецк, издательство «Сталкер», 2001. С. 29. Поэтический перевод Г. Б. Ярославцева.
182
Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 1, кн. 2. М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 65, 84.
183
Храпачевский Р. П. «Военная держава Чингисхана». М., АСТ, ВЗОИ, 2004. С. 39–40.
184
Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 1, кн. 2. М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 75.
185
Стать регентшей при малолетнем сыне (хотя бы до проведения Всемонгольского хуралтая, который бы избрал хана улуса «Хамаг Монгол») Огэлун, очевидно, помешало общее негативное отношение сородичей-тайчудов к ее мужу Есухэй-батору и их нежелание следовать правилам престолонаследования, действовавшим в улусе «Хамаг Монгол». Древние источники свидетельствуют, что монголам был известен и впоследствии ими применялся порядок регентства (Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 2. М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 115, 128).
186
Исходу соплеменников предшествовал инцидент на церемонии родового жертвоприношения, когда припозднившейся Огэлун было отказано в ее доле поминальных кушаний, что по правовым обычаям того времени означало потерю своего прежнего социального статуса, превращение в изгоя («Сокровенное сказание монголов» // «Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., Эксмо, 2009. С. 64–65). Подобные меры наказания (в виде ссылки) издревле практиковались в раннефеодальных государствах, существовавших на территории Монголии, начиная с улуса Хунну («Материалы по истории сюнну (по китайским источникам), Вып. 1. М., «Наука». 1968. – режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Mat_sunnu_1/frametext12.htm).
187
Как мы узнаем ниже, Тэмужин и Жамуха детство и юношеские годы провели поблизости друг от друга, на реке Онон: вместе играли в незатейливые детские игры, учились езде на лошадях, стрельбе из лука. Именно с того времени идет история их побратимства: «А подружились они давно – тогда Тэмужину было одиннадцать лет. Подарил тогда Жамуха Тэмужину альчик (костяшка, игральная кость. – А. М.), сделанный из лодыжки косули, а Тэмужин ему – литой альчик. И играли они вдвоем в кости на льду реки Онон и стали называть друг друга андами-побратимами. А на следующий год весной забавлялись они стрельбой из лука алангира (вид боевого лука у монголов. – А. М.). И подарил тогда Жамуха Тэмужину свистящую в полете стрелу, склеенную из рогов годовалого теленка с проделанными в них отверстиями, а Тэмужин одарил его стрелой, вырезанной из можжевельника. Так скрепили они побратимство свое. Вот и весь сказ о побратимстве Тэмужина и Жамухи» («Сокровенное сказание монголов» // «Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 69–70). «Жамуха раньше Тэмужина стал предводителем своего племени (очевидно, Жамуха был все же старше Тэмужина. – А. М.), получил титул «сэцэн», что означает мудрый, прославился в среде монгольской знати. Именно поэтому большинство родов и племен улуса «Все Монголы» добровольно пришли под его водительство» (Мягмарсамбуу Г. «Ханы улуса «Все Монголы»» (на монг. яз.). У.—Б., 2000. С. 158).
188
Алтан, Хучар, Даридай отчигин – ближайшие старшие сородичи Тэмужина; Алтан – сын Хутула-хана; Хучар – сын Нэхун тайши, брата Есухэй-батора; Даридай отчигин – брат Есухэй-батора, родной дядя Тэмужина.
189
Мягмарсамбуу Г. «Ханы улуса «Все Монголы»» (на монг. яз.). У.—Б., 2000. С. 154–158.
190
Владимирцов Б. Я. «Чингисхан» // Владимирцов Б. Я. «Работы по истории и этнографии монгольских народов». М., ИФ «Восточная литература» РАН, 2002. С. 151.
191
Там же.
192
Рашид ад-дин. «Сборник летописей», Т. 1, кн. 2. М., НИЦ «Ладомир», 2002. С. 65.
193
«Сокровенное сказание монголов» // «Чингисиана. Свод свидетельств современников». М., «Эксмо», 2009. С. 66–67. Поэтический перевод Г. Б. Ярославцева.
194
Владимирцов Б. Я. «Чингисхан» // Владимирцов Б. Я. «Работы по истории и этнографии монгольских народов». М., ИФ «Восточная литература» РАН, 2002. С. 151.