Полная версия
Разумный эгоизм – Стратегия достижения физического, психического и социального благополучия
Виноват ты в том, что тебе наступили на ногу первый раз? Конечно! Надо было встать так, чтобы твои ноги остались целыми. Нечего было лапы расставлять!
Человек умный неизменно более вежлив и терпелив в отношениях с другими людьми, чем дурак.
Виноват ты в том, что тебе наступили на ногу второй раз? Конечно! Надо было сделать вывод из своих ошибок и не обвинять в них других.
И я хотел бы тебя, дорогой читатель, предупредить от искушения в этой ситуации искать оправдания в том, что было очень тесно. Если ты пойдешь по этому пути, то очень быстро опять придешь к разбитому корыту. Самая продуктивная установка в этом плане: объяснять себе ситуацию по принципу беременности – или она есть, или ее нет. Третьего состояния организма не дано! Или тебе наступили на ноги и ты виноват. Или твоя любимая мозоль не страдает и это твое достижение!
Второй базовый принцип теории психологической относительностиКаковы бы ни были обстоятельства жизни, как бы ни было тяжко человеку в этот момент,
БЕЗБОЛЕЗНЕННЫЙ ВЫХОД из любой жизненной ситуации всегда ЕСТЬ!
Выхода нет только с той точки зрения, которой продолжает придерживается данный человек. Если ты НЕ ВИДИШЬ ВЫХОДА, то это говорит только о том, что на самом деле ТЫ НЕ ХОЧЕШЬ ЕГО ВИДЕТЬ!!! Внутри человека, если бы можно было подслушать это, идет примерно такой разговор с самим собой: «Чтобы Я и подстраивался под кого-то и ограничивал себя? НИ-ЗА-ЧТО! Как хочу, так и ворочу. Я имею на это право!»
И, например, в том же самом транспорте всегда можно встать так, чтобы и ты никому не мешал и тебе не мешали. Свидетельствую это на основе своего огромного опыта поездок на транспорте! Во всяком случае мне в нем на ноги не наступают.
Прав ли был Л. Н. Толстой?Но не подумай, что я призываю к непротивлению злу. Я не призываю к тому, чтобы ты склонил свою голову и посыпал ее пеплом. Я призываю, вслед за Львом Николаевичем Толстым, к непротивлению злу насилием. Насилие бесплодно по своей сущности! И это инструмент, который применяют примитивные культуры на примитивном уровне своего развития. Если человек хочет быть культурным, то насилие – не для него. Он знает, что ни к чему хорошему оно не может привести.
Если ты осознаешь истинный смысл того, что заложено в эту максиму, и ВСЕГДА все свои взаимоотношения с другими людьми будешь видеть в этом ракурсе, анализировать ВСЕ поступки других людей при помощи этого принципа, то очень быстро достигнешь гармонии во взаимоотношениях с ними!
Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали – вот что можно назвать учением о человеколюбии. Выше этого нет ничего.
Конфуций.
Изложенная выше максима Иисуса Христа работает ПРИ ЛЮБОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ! Но, естественно, ее эффективность зависит от целого ряда других факторов. Например, если тебе приходится взаимодействовать с представителем нации, к которой есть устойчивое предубеждение в том социальном окружении, к которому ты относишься (например, с цыганкой), то даже если она будет подставлять щеку, доверие у тебя к ней будет меньше, чем к другим людям. И тебе ОЧЕНЬ трудно будет подставить щеку той, кто тебя обчистил.
Сила все равно нужна!Также понятно, что если человек не уверен в том, правильно ли он делает, подставляя щеку, если он вообще не уверен в себе, то результат использования этой максимы Иисуса Христа зачастую может быть прямо противоположным желаемому.
Если психологически слабый или боящийся человек будет действовать по принципу «Если тебя ударили по щеке....», то он может попасть в беду. Если есть подставленная шея, то кто – нибудь на нее обязательно взгромоздится. Если человек видит боящегося, то в нем просыпается радость тигра, увидевшего антилопу в капкане.
Но человек, желающий достичь успеха при помощи этого принципа, должен действовать с позиции дружелюбной силы. Словами ее можно выразить так: «У меня есть когти и зубы! И я мог бы с тобой подраться. Но я этого не хочу. Я хочу с тобой дружить!»
Кстати этологами установлено, что улыбка на бессознательном языке воспринимается людьми как демонстрация великолепного набора инструментов для убийства – зубов. Животные, когда встречаются друг с другом, рычат и оскаливают свои зубы. Они таким образом предупреждают: «Я вооружен и очень опасен! Со мной лучше не связываться!»
У человека это трансформировалось в улыбку. И чем шире улыбка у человека, тем более приятным он воспринимается. Наше подсознание говорит нам: «С этим человеком лучше не сориться, это опасно' Давай лучше с ним подружимся!»
Примерка нужна не только при шитье одеждыВсе люди примерно одинаковы. И все они примерно одинаково реагируют на окружающее. Каждый хочет есть, пить, иметь половых партнеров, безопасное жилище, признание окружающих и так далее. Им, если они этого хотят, легко можно понять друг друга!
Поэтому, прежде чем сказать или сделать относительно другого человека какое – либо действие, надо «примерить» этот поступок, эти свои слова, к самому себе. Надо мысленно разыграть ситуацию с позиции человека, с которым ты собираешься взаимодействовать – услышать его ушами и увидеть его глазами самого себя. И понять – понравится тебе этот поступок или нет? Если ты в результате придешь к выводу, что тебе было бы обидно, то сделаешь очень благоразумный поступок, если сдержишься и не скажешь то, что вертится на языке.
Вот такие интересные выводы можно сделать из казалось бы простой максимы Иисуса Христа. Она в обобщенном виде говорит нам:
«Если на тебя идет агрессия, то ты что-то недодумал и твои поступки пошли в разрез с желаниями других людей! Пусть даже эти люди не правы. Но ты вынужден считаться с их мнением, если ты хочешь продолжить свое общение с ними».
Кто виноват? И что делать?Например, как-то в мокрую погоду я стоял на остановке и ждал троллейбуса. Проезжавшая машина обрызгала грязью с головы до ног стоявшего недалеко от меня мужчину. Он начал на чем свет стоит ругать шофера и возмущаться – какие же они все сволочи! Но не отошел назад и следующая проезжавшая машина обрызгала его еще раз и еще сильнее.
Сам понимаешь, дорогой читатель, что я не могу здесь привести все эпитеты, которыми он осыпал и шоферов; и работников ГАИ, которые позволяют таким мерзавцам ездить на машинах; и дорожников, которые не заделывают ямы!
Наш мир губит не наличие разных взглядов. Его губит догматизм!
Элементарно!, но этот человек даже мысли не может допустить, что можно сколько угодно обвинять других людей, обстоятельства и погоду. Но от этого ничего не изменится! Если тебе плохо, то глупо ждать, что кто-то придет и все изменит к лучшему. Надо самому поступать так, чтобы одежда осталась чистой.
Обман! Или самообман?
Очень характерно выражена психология масс в известной песне Анжелики Варум «Я не прощу тебя, готовься к бою.....» Там есть такие слова «О, боже мой, как ошибалась я, ты не любил меня на самом деле… В своей беде виновна я сама». А затем она поет о том, что не простит его, чтоб он готовился к бою. И, видимо, собирается его убить, так как поет, что тем спасет десятки душ и тел.
Но виноват ли тот, кто отнял у героини песни девственность? Что ОН ВИДЕЛ в ее поведении, что позволило ему так с ней поступить? Так за что его надо вызывать на бой? За то, что он выполнил то, что она неосознаваемо сама хотела?
Как-то ко мне на лечение пришла одна женщина, у которой появились психологические проблемы после изнасилования. И я решил пошагово разобрать ситуацию этого якобы изнасилования. Оказалось, что во время отдыха в Сочи она познакомилась с молодым человеком, который тоже там отдыхал. И однажды он предложил ей послушать кассету с музыкой. А она находилась в его номере. Они пошли туда вместе. В номере они вместе выпили, начали целоваться....А потом он ее изнасиловал!
Ты, дорогой читатель, наверное согласишься, что с ЕГО точки зрения это не было изнасилованием. Ведь он знал по ее действиям, что она не против этого. Но должна отказываться. А он ДОЛЖЕН в этой ситуации делать то, что им ОБОИМ нужно!
Как оборвать заколдованный кругДа, конечно, если на тебя пойдет реальная агрессия, то в этот момент ты будешь вынужден на нее реагировать адекватно. Но, прежде чем входить в бесконечный круг вендетты ты может быть посмотришь на эту ситуацию нестандартно?
Может быть ты лучше попробуешь понять того человека, с кем конфликтуешь? И избежишь заколдованного круга мести за месть? Будет ли тебе хуже от того, что ты улыбнешься в ответ на гневную тираду? Протянешь руку дружбы в ответ на акт обструкции? Найдешь другой вариант выхода из неприятностей, который даст тебе максимум полезного и минимум неприятностей?
Ведь даже если ты подавишь своего «врага» и втопчешь его в грязь, это все равно не даст тебе покоя. Вероятность, что за него кто-нибудь будет мстить, очень высока. И твой дом среди ночи могут поджечь. Или же что-либо сделают с твоими детьми. И твоя победа станет Пирровой!
А может все-таки «Око за око»?В настоящее время (да, наверное, и во время Иисуса Христа) внешне это максима кажется совершенно нежизненной, могущей принести только вред. Но давай, дорогой читатель, подумаем: « Что? принцип око за око, зуб за зуб, лучше? он обеспечивает людям покой и стабильность, в результате они могут ночами спать спокойно?»
Попробуем для выяснения истины использовать известный всем со школьных времен метод доказательства "от противного":
Может ли взаимодействие только с позиции силы в долговременной перспективе обеспечить Человечеству мир, стабильность и процветание?
Представь себе, что Человечество начало жить ТОЛЬКО по принципам: «Все мне, побеждает сильнейший, медведь – хозяин!». И тот, кто может, берет себе то, что хочет, не глядя ни на что и ни на кого. И вроде бы все хорошо – живи и радуйся жизни, если у тебя гора мышц. Но обязательно найдется кто-нибудь, кто будет сильнее тебя и заберет то, что ему нужно.
Есть всего два типа взаимодействий между людьми – с позиции терпимости и с позиции силы. Каждый человек на основе своего воспитания и личного выбора применяет тот или иной тип взаимодействия.
Колхозы придумали не в СССР?Для того, чтобы вернуть свое и иметь что-то новое, этот человек должен стать сильнее обидчика. Или же сколотить маленькую группу, с помощью которой ему удастся победить наглеца. И вот уже здесь, на этом этапе, рассматриваемые принципы вынуждены отступить.
Если я хочу, чтобы эта группа слушалась меня и мы достигли успеха, то я не могу с ними обходиться так же, как с другими. Я должен учитывать их потребности, идти им навстречу в некоторых вопросах. Иначе они или разбегутся во все стороны или же при удобном случае убьют меня.
То есть для достижения своих целей я должен даже на этом примитивном уровне считаться с другими и не всегда выступать с позиции силы. И это уже является началом необходимого – РАЗУМНОГО -компромисса между людьми. А разве могу я поступать по рассматриваемому принципу: «Все только мне!» со своими родичами? Ведь я от них во многом завишу!
И чем дальше ты, дорогой читатель, пойдешь в этом направлении, тем в большей мере ты будешь ВЫНУЖДЕН проходить тот путь, который уже прошло Человечество – сначала небольшие объединения, затем все более крупные, вплоть до образования государств.
И этот отказ от примитивных и жестоких взаимодействий произошел не из -за того, что люди вдруг прониклись заботой и любовью к другим людям. Они сделали это по НЕОБХОДИМОСТИ. Цивилизация – это история вынужденных компромиссов!
Глава пятая, в которой ТРЕТИЙ ЗАКОН постулируется фундаментальный конституции общения
Иисус Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете».
Я думаю, дорогой читатель, что вот с этим постулатом ты спорить уже не будешь. Он достаточно понятен и у большинства людей не вызывает неприятия. Что, правда, не отражается на поведении людей: как судили, так и судят, даже если понимают, что не надо бы.
Но если в обществе что-то существует в течении длительного времени, то это говорит о настоятельной необходимости этого явления для данного общества. То же самое можно сказать и об этом «прелестном» человеческом качестве.
Эта максима постулирует, что каждый человек имеет право иметь свое мнение. И это мнение вовсе не обязательно не правильное, если расходится с моим.
Инакомыслие: яд или витамин роста?Наверное, одна из самых больших бед Человечества в нетерпимости к инакомыслию. Но эта беда на самом деле не столь беда, сколько следствие эволюционной необходимости. И как любая монета, имеет две стороны, то есть приносит несомненную пользу даже в современном мире.
В течение длительного времени человеческие сообщества развивались в резко враждебной окружающей среде. И для того, чтобы выжить, они должны были сплачиваться и действовать как единый организм. И в этом деле был важен КАЖДЫЙ человек! Естественно общество давило на своих членов с тем, чтобы их поведение было предсказуемым, и они дружно работали на выживание всего племени.
Сущность счастья человека в умении быть максимально свободным в данное время и в данных условиях.
В случае, когда действия индивида входят в противоречие с требованиями общества, то этот процесс можно вербализовать примерно так:
«Мы тебе даем защиту? Мы совместно добываем пищу и тебе не грозит голодная смерть? А сделано это для того, чтобы вместе нам было лучше. Поэтому мы не позволим тебе пользоваться благами, которые тебе дает общество и ничего за это ему не отдавать! Так будь добр считаться и с нашими требованиями, с требованиями общежития».
Нонкомформист – сталкер?И люди под влиянием необходимости выжить, изгоняли или же уничтожали закоренелых индивидуалистов, которые думали только о себе и не хотели работать на выживание племени. С нонконформистом, то есть с человеком, который поступает вопреки мнению большинства, обращаются так же плохо, как и с чужаком – его самым жестоким образом выживают.
Боязнь изоляции и остракизма заставляет конкретного человека подстраиваться под всех остальных. Он знает, что если он будет не такой, как все, то будет с треском изгнан из «рая» безопасной пещеры. И для того, чтобы обезопасить себя от этого, люди всеми силами стараются показать: «Я свой, я такой же, как все!»
Ради самоутверждения в глазах «соплеменников» люди готовы на все: они ведут себя нахально, одеваются крикливо, высказываются амбициозно, хвастаются безгранично. Некоторые ради этого готовы пойти даже на нарушение закона.
Не было, нет и не будет! А если будет…В начале, когда человеческие сообщества еще совсем недалеко отошли от животных, запреты и табу были очень жесткими. И за их нарушение полагалось немедленное и жесткое наказание, чаще всего в виде смерти.
И это вполне понятно, так как мы знаем, что с животными нам тоже не всегда удается поладить при помощи ласки. И если бы не было такой явной и прямой связи между нарушением табу и наказанием, то вряд ли члены племени добились чего-либо хорошего. И вряд ли в конце концов появилась цивилизация.
Но по мере движения вверх по эволюционной и цивилизационной лестнице условия жизни становились более терпимыми, ежедневная угроза гибели всего племени чуть отступила назад, Вследствие этого давление на поведение отдельного человека становилось меньше, у него появлялась та или иная степень личной свободы.
Но человек такое существо, что дай ему палец -он всю руку откусит! Поэтому на планете Земля не было, нет и в обозримом будущем не будет абсолютной свободы человека от требований общества. Даже в древней Греции, которая считалась чуть ли не идеалом демократического построения государства, личной свободы у греков было как кот наплакал.
Религии – идеологии развитияС течением времени для управления людьми были созданы писаные законы. Но самое главное -религиозные морально-этические системы. Если человек твердо будет знать, что даже смерть не освободит его от обязанностей перед людьми, что «на той стороне» его будет ждать или возмездие или награда, то понятно, что его поведение будет более предсказуемым.
Вообще, по своей сути религия является социальным механизмом, который обеспечивает развитие Человечества и его постепенное совершенствование. А также она является социальным институтом, который создает и поддерживает в обществе определенные моральные нормы. Религия -это повивальная бабка цивилизации!
Разумный эгоизм – наилучшая жизненная позиция и он прекрасно помогает нам жить и радоваться жизни.__________________________________
Таким образом, этические нормы играют в обществе чисто утилитарную роль. Они освящают наиболее желательное для общества поведение его членов, которое с наибольшей вероятностью обеспечит выживание и развитие этого сообщества.
Все чужое потенциально опасноИ чем жестче законы, регулирующие поведение членов этого сообщества, тем их развитие будет более трудным и медленным. И в ситуациях, которые выходят за границы табу, член этого общества будет поступать как примитивный дикарь.
Например, попадая в более цивилизованное место, чем то, где он до этого жил, и встречаясь с непонятными и чуждыми предметами, он неосознаваемо начинает их ломать – в поезде, в гостинице, в лифте.
Смысл такого поведения – чуждое потенциально опасно и лучшее, что можно предпринять по отношению к нему – уничтожить! Таким образом, поведение людей очень во многом детерминировано инстинктом самосохранения.
В повседневной жизни мы как-то не осознаем, что хорошие манеры являются ритуалами, которые тормозят агрессию и создают социальный союз. Любое отклонение от форм общения, характерных для определенной группы, вызывает агрессию, и потому члены этой группы оказываются вынуждены точно выполнять все нормы социального поведения.
И смысл всех этих законов – хоть как-нибудь, но загнать внутрь наше звериное естество. А оно всегда находится очень близко от поверхности психики и при первой возможности пытается освободиться. Все религиозные запреты и ритуалы направлены именно на то, чтобы развить в нас человеческое, раздуть «искру божью», не дать «дьявольским» инстинктам взять верх.
Животное должно жить в клетке?Когда из уст аскетов люди слышат речи, предостерегающие от того, чтобы отпускать узду инстинктивных побуждений, то они понимают, что Человечество пришло к этому не зря. Учение о первородном грехе, утверждение, что человек от рождения порочен, – все это вполне рационально: человек не смеет слепо следовать своим врожденным наклонностям. А должен учиться властвовать над ними и контролировать их проявления.
И лучший способ достижения этого с точки зрения церковников – культура стыда и изначальной ущербности, которая внедряется в паству. Ведь людьми с мощным комплексом неполноценности очень легко управлять.
Человек настолько стадное животное, что истинной ценностью для него является только то, что связано с обществом. При этом совершенно не важен знак этой ценности (положительный или отрицательный).
В зависимости от воспитания и истории своей жизни, он может быть обижен на людей и вследствие этого взрывать небоскребы. Или же в противном случае строить их. Лишь бы его деяния остались в умах людей, лишь бы сделать что-то, что значимо для людей.
Что же все-таки делает человека счастливым?Какими бы материальными ценностями человек ни обладал, само по себе это не может сделать его счастливым. В процессе достижения ему кажется, что это не так. Но как только он этого добивается, то это ОЧЕНЬ БЫСТРО теряет для него ценность. Особенно, если эти его достижения не оценены значимыми для него людьми.
А вот общение и любимая работа являются «вечно-зелеными ценностями». Это видимо связано с тем, что в результате этого мы чувствуем себя значимыми членами общества. Ведь работа на самом деле тоже является общением (через продукты своего труда человек включается в «общение» с обществом).
Дихотомия эгоизма и альтруизма исчезает у здоровых людей, ибо в принципе каждое действие является эгоистическим и неэгоистическим.
А. Маслоу.
Но человек явно произошел от кошки – он всегда хочет гулять сам по себе. И естественно, сопротивляется давлению общества, при первой же возможности делая все по своему. А на осуждение своего поведения реагирует по принципу: «Сам дурак!»
Естественно, если у него больше сил, чем у этого «дурака», то он руками докажет ему его неправоту. Что, естественно, приводит к тому, что его этот человек будет «судить» еще в большей степени.
Прививка Человечеству против мракобесияИисус Христос прекрасно понял, что для того, чтобы оборвать эту взаимную агрессию, надо перестать судить других людей. И мне представляется, что Иисус имел в виду в первую очередь бытовые осуждения. Уже в его времена были писаные законы, которые люди, естественно, вынуждены были соблюдать.
И в настоящее время никто не оспаривает необходимость законов. Но сверх этого и зачастую без всякой особой необходимости люди давят на тех, кто живет, думает и действует немного не так, как они. И чем меньше это давление в обществе, тем оно более цивилизовано, культурно.
Вполне возможно, что Иисус Христос уже тогда понимал, что это взаимное осуждение – основа для цивилизационных откатов к мракобесию, к «охоте за ведьмами» и так далее и тому подобное. Осуждение является матерью насилия и отцом тоталитаризма.
Ненасилие – основа цивилизацииА вот терпимость к мнению другого человека, уважение к внутреннему миру и мировоззрению других людей можно назвать основой современной демократии. Эпиграфом к современной демократии можно поставить следующее высказывание Вольтера: «Мне не нравится то, что вы говорите. Но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли это говорить!»
В условиях демократии каждый человек должен иметь свободную возможность говорить все, что он считает нужным. И не делать ничего, чтобы его идеи внедрялись в людей без их собственного желания.
Но люди не было бы людьми, если бы даже в условиях демократии насильно не внедряли в других свои идеи. И они придумали для этого немало средств. Вот почему мы называем тоталитарными те религиозные секты, которые разными способами давят на свою паству, удерживая людей внутри этих образований. Вот почему мы называем насилием промывание мозгов, когда при помощи современных технологий человека лишают возможности свободного выбора.
Но даже логика может быть оружием насилия. И иной раз к логике тех людей, которые призывают к тому или иному насилию, невозможно придраться.
Можно ли верить логике ?Люди очень хорошо научились обосновывать все, что угодно. Например, я могу написать книгу на любую заданную тему. И приведу такие доказательства, что после прочтения этой книги ты, дорогой читатель, будешь ненавидеть мусульман или же начнешь есть одни одуванчики. И при желании можно при помощи логических построений оправдать все, что угодно, от проституции до убийства.
Можно перефразировать известную пословицу и сказать, что логика, что дышло, куда повернул, туда и вышло. Это связано с тем, что есть разные уровни логических обоснований. И неискушенные, не приученные к глубинному анализу высказываний, люди могут очень легко принять за истину то, что ею не является.
Логика хуже дышлаОднажды я решил лично познакомиться с книгой «Майн Камф» Адольфа Г итлера. Я понимал, что те мнения, которые слышал и читал, могут грешить неточностями и решил построить свое мнение на эту книгу. И мне хотелось понять: почему эта книга так сильно «выстрелила», почему свела с ума целую нацию?
Главная проблема, которую каждый человек решает в своей жизни – как обеспечить достойную СО СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ жизнь и при этом приложить минимум усилий.
И вот где-то на первой сотне страниц я поймал себя на мысли: «Да, действительно, какие же сволочи эти евреи!» И тут же захлопнул эту книгу и больше к ней не возвращался. И понял, что не всегда можно доверять логическим построениям. И даже фактам! И что критерием истины являются совершенно другие вещи.
Есть один фундаментальный критерий, который позволяет оценить учение на предмет «вшивости»: призывает ли оно к тому или иному насилию над кем-либо или над чем-либо, считает ли оно насильственные методы против кого угодно (и с какими угодно благими целями) приемлемыми? И применяет ли их на практике относительно других людей. Если это так, то это лжелогика и лжеучение.
Три краеугольных камня цивилизацииИ мне представляется, что на основе этого третьего фундаментального закона общения можно установить универсальные принципы, по которым можно будет понять: есть в законе, идее или же действиях людей элемент насилия. Эти принципы таковы: