bannerbanner
Смысл, Цель и Суть жизни человека
Смысл, Цель и Суть жизни человека

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Буддизм

Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого живого существа является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания.

Источником страдания являются желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния – нирваны – состояния полного отсутствия желаний, а значит и отсутствия страдания[41].

С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны).

Буддизм северной традиции (Махаяна) полагает свою мотивацию более возвышенной по сравнению с прочими традициями. Обеты Махаяны обязуют практикующего не уходить в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Также именно в Махаяне наличествует представление о том, что просветления можно достичь не только за счёт практики, но и путём праведной жизни в миру.

Некоторые школы тибетского буддизма определяют себя как самостоятельное направление; это течение его последователи называют Ваджраяной. Несмотря на различие в некоторых формальных моментах, принципиально формулировка цели существования в Ваджраяне неотличима от принятой в Махаяне.

Конфуцианство

По Конфуцию, Главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества – «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть Гармонии между людьми и Небом. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование. Человеческая природа в своей сущности непорочна, но у каждого человека есть свобода выбора – он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность). Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает прежде всего умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей. Крайне важно поддержание внутрисемейных связей, следование многочисленным ритуалам и традициям, образование и культура[42].

Даосизм

Основатель Даосизма Лао-цзы, в отличие от Конфуция, призывал не вмешиваться в процесс жизни, не заниматься её обустройством, улучшением, исправлением. По Лао-цзы, всё сущее должно быть предоставлено самому себе, а человек должен придерживаться принципа «недеяния» (wú wéi

). Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Вселенная порождена великим Дао, всеобщим Законом и Абсолютом, выражающим универсальное единство мира и являющимся источником гармонии и равновесия, поэтому всё в мире должно оставаться таким, как оно есть в своём естественном состоянии.

Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, согласно Лао-цзы, – любовь, умеренность и смирение»[43]?


Литература, использованная при написании этой статьи Википедии.

• Джиоев О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии // Вопросы философии. 1981. № 6.

• Зеленкова И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историкоэтического исследования. Мн., 1988. – 125 с.

• Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975.

• Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. – С. 249–250.

• Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. М„1986.

• Соловьёв В. С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. – С. 29–30,189–193,195-196.

• Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1918.

• Франк С. Л. Смысл жизни. Берлин, 1925.

• Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба человека // Общественные науки и современность. – 1998, № 1.

• Ялом, Ирвин. Экзистенциальная психотерапия. Часть IV. Бессмысленность. М.: Класс, 1999.

• Frankl V. Е. Man's search for meaning; an introduction to logotherapy. Boston: Beacon Press, 1962.

• Франкл В. ⁄ Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 118–126.

• Виктор Франкл. Воля к смыслу = Viktor Е. Frankl. Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. -Альпина Нон-фикшн, 2018.-228 p. – ISBN 978-5-91671-848-5.


КАК МЫ ВИДИМ, СУЩЕСТВУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО РАЗЛИЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ОДНАКО, ПО МОЕМУ ГЛУБОЧАЙШЕМУ УБЕЖДЕНИЮ, СМЫСЛОМ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ЯВЛЯЕТСЯ


САМА ЖИЗНЬ!


В ЖИЗНИ, КОТОРУЮ ВСЕ МЫ ПОЛУЧАЕМ ПРОСТО ТАК, В ПОДАРОК, от СОЗДАТЕЛЯ, НАМ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ САМЫЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. А НАШЕЙ С ВАМИ ЗАДАЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ МАКСИМАЛЬНО ПОЛНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.


Кто-то из вас, мои дорогие читатели, возразит мне: жизненные возможности, действительно, есть, и они, действительно, очень различны. Однако и условия для их реализации отличаются у разных людей. Да, согласен с возражающими мне. Только это возражение, по-моему, скорее дополняет то, что я только что сказал. Надо лишь помнить о том, что для достижения чего-либо, требуется делать над самим (самой) собой, УСИЛИЕ.

Известнейший русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет (годы жизни 1820–1892 г. г.), написал, на мой взгляд, замечательное стихотворение. Оно называется «Добро и зло». Привожу его здесь, полностью.

«Два мира властвуют от века,Два равноправных бытия,Один объемлет человека,Другой – душа и мысль моя.И как в росинке чуть заметнойВесь солнца лик ты узнаёшь,Так слитно, в глубине заветной,Всё мирозданье ты найдёшь.Не лжива юная отвага:Согнись над роковым трудом —И мир свои раскроет блага;Но быть не мысли Божеством.И даже в час отдохновенья,Подъемля потное чело,Не бойся горького сравненьяИ различай ДОБРО и Зло.Но если на крылах гордыниПознать желаешь ты, как БОГ,Не заноси же в мир святыниСвоих невольничьих тревог.Пари, всезрящий и всесильный,И с незапятнанных высот,ДОБРО и Зло, как прах могильный,В толпы людские отпадёт».

«14» сентября 1884 года.


Задумайтесь, мои дорогие читатели, над этими строчками. По-моему, поэт говорит, как раз о том самом УСИЛИИ, которое каждый из нас, людей, должен постоянно совершать. А ведь этого замечательного поэта, Афанасия Афанасьевича Фета, издают, вот уже, без малого, двести лет. И, поскольку люди до сих пор приобретают его стихи, значит, они по-прежнему актуальны. Единственное, в его стихотворении «Добро и зло», с чем лично я не согласен, так это с последней строфой. В жизни, ВСЕГДА ВПОЛНЕ достаточно информации, чтобы отличить плохое от хорошего, доброе от злого, или, выражаясь образно, чёрное от белого. Конечно же, есть хорошая русская пословица: «Нет худа без добра». Однако она, по-моему, скорее о другом. Эту пословицу вспоминают, когда удача является следствием беды или чего-либо неприятного в жизни. В любом негативном событии, исходе есть некий позитивный элемент. И, тем не менее, добро, само по себе, всегда является добром. А зло, соответственно, злом.

Все мы, земляне, живём в материальном мире, на Земле. И у всех у нас, у людей, имеются материальные тела. ОДНАКО наша человеческая основа – это Душа и Дух, причём Дух и Душа есть у Каждого человека. Без Духа, и без Души, люди не более, чем БЕЗЖизненные тела. Кто-то из вас, мои дорогие читатели, станет спорить: потребности-то у всех нас материальные; каждому землянину, как минимум, нужен ежедневно завтрак, обед и ужин (или хотя бы завтрак и обед: тем людям, кто живёт по принципу великого российского полководца Александра Васильевича Суворова: «Завтрак съешь сам, обед подели с товарищем, ужин отдай врагу»), А поскольку ежедневно каждому из людей надо питаться, добавят мне оппоненты, то ежедневно нужно и добывать средства на пропитание. Необходимы также одежда и обувь. Кроме того, надо иметь жильё, своё или арендованное: комнату, квартиру, таунхаус или дом. А ещё нужны средства связи, транспорт (личный или же материальные средства для оплаты пользования общественным), возможность получить образование самому, и дать его своим детям, иметь реализованную возможность для отдыха (отпуска). Со всем этим согласен целиком и полностью. Тут не поспоришь. Однако надо совершенно чётко понимать, КАК Именно зарабатывать себе на жизнь.

Во-первых, по моему Глубочайшему Убеждению, надо приложить все силы, чтобы постараться найти себе работу. И делать свою работу ДОБРОСОВЕСТНО. А кто-то скажет: что же делать, если работы попросту нет, совершенно никакой. Отвечу: искать. Кто Ищет, тот Всегда Найдёт. И, повторю, стараться в любой ситуации поступать по Совести. Ибо Совесть – это одно из определений БОГА. Так сказал хороший, по моему мнению, французский писатель Виктор Гюго, автор знаменитого произведения «Собор Парижской Богоматери», а также целого ряда других замечательных книг. А во-вторых, просто давайте Стараться делать её, свою работу, так, как сказано выше, ДОБРОСОВЕСТНО. И Будь, что Будет! Ведь честному человеку нечего бояться. Свобода Воли, которой СОЗДАТЕЛЬ наделил всех людей, это Величайшая Ценность. Однако и ответственность за действия любого человека никто не отменял. А уж за проступки, а, тем более, за преступления (включая тайные, либо замаскированные), Непременно, Ответить придётся Каждому человеку. Если не здесь, на Земле, то там, в Информационном Мире, наверняка. (Или, что то же самое, в Мире Духовном, либо, как его называют священники, Мире Ином, или Лучшем Мире). ОБЯЗАТЕЛЬНО придётся ответить за злодеяния, или же за беззакония! За это Спросят. По всей строгости Законов СОЗДАТЕЛЯ. А в Духовном Мире наказания длятся тысячи, а то и десятки, или даже сотни тысяч земных лет! (Об этом, с определённой долей иронии, а может быть, сарказма, однако, тем не менее, хорошо, по-моему, написал свой рассказ «Идиллия в аду» замечательный чешский писатель Ярослав Гашек). Так не проще ли здесь, в Материальном Мире, быть, весь, отпущенный любому из нас, век, хорошим человеком. Здесь, на мой взгляд, следует вспомнить песню замечательного русского поэта и актёра Владимира Семёновича Высоцкого: «Удобную религию придумали индусы»).

Вот она:

«Кто верит в Магомета, кто – в Аллаха, кто – в Иисуса,Кто ни во что не верит – даже в чёрта назло всем…Хорошую религию придумали индусы —Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.Стремилась ввысь душа твоя —Родишься вновь с мечтою,Но если жил ты, как свинья —Останешься свиньёю.Пусть косо смотрят на тебя – привыкни к укоризне,Досадно – что ж, родишься вновь на колкости горазд,И если видел смерть врага ещё при этой жизни —В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.Живи себе нормальненько —Есть повод веселиться:Ведь, может быть, в начальникаДуша твоя вселится.Пускай живёшь ты дворником,Родишься вновь – прорабом,А после из прораба до министра дорастёшь,Но если туп, как дерево, – родишься баобабом,И будешь баобабом тысячу лет, пока помрёшь.Досадно попугаем жить,Гадюкой с длинным веком…Не лучше ли, при жизни быть,Приличным человеком?!Да кто есть кто, да кто был кем? —Мы никогда не знаем.С ума сошли генетикиОт ген и хромосом!

(Вариант предыдущих двух строчек этой песни: встречаются, в разных источниках, оба варианта. Владимир Высоцкий иронизирует (на мой взгляд, безусловно, именно так оно и есть – Э. К.) над словами из песни «Интернационал», коммунистического гимна: «Кто был ничем – тот станет всем! Задумайся о том!»).

«Быть может, тот облезлый котБыл раньше негодяем,А этот милый человекБыл раньше добрым псом.Я от восторга прыгаю,Я обхожу искусы —Удобную религиюПридумали индусы!)».

Подведя окончательный итог раздела I, можно увидеть, что существует множество точек зрения различных учёных, философских школ и религиозных конфессий на понятие Смысл жизни. Однако, повторю, что, по моему глубочайшему убеждению, Смыслом жизни является сама жизнь, получаемая каждым из нас в подарок от СОЗДАТЕЛЯ.


А теперь перейдём к разделу ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

II. Цель жизни людей

Однако! Тема этого раздела весьма непростая. И, в то же самое время, она кажется сложной лишь на первый взгляд. По моему ГЛУБОЧАЙШЕМУ УБЕЖДЕНИЮ, Главная Цель жизни человека заключается в понимании главенства ДУХА СОЗДАТЕЛЯ, и, в совершенствовании, на основе этого понимания, своего собственного Духа. Здесь, по-моему, вновь уместно вспомнить стихотворение гениального врача и учёного, Авиценны, годы жизни 980-1037 г. г. Другой вариант его имени: Ибн Сина. Я приводил эти восемь строчек в своей второй книге: «ПОЧЕМУ???? Пандемия коронавируса? Цунами? Тайфуны?». Для тех, кто её не читал, вновь повторю его здесь:

«Земля есть тело Мирозданья,Душа которого ГОСПОДЬ,И люди, с ангелами вместе,Даруют чувственностью плоть.Вода, Земля, Огонь и Воздух —Из их частиц Мир создан сплошь.Единство – в этом Совершенство!Всё остальное в Мире – ложь».

Под единством, по моему мнению, Авиценна понимал единство с волей СОЗДАТЕЛЯ. И, хотя Ибн Сина жил в Персии, жители которой исповедовали ислам, он, будучи гением, понимал, что БОГ Един, независимо от религий. Вспомните слова одной из главных христианских молитв, «Отче наш»: «… Да Будет Воля Твоя, ГОСПОДИ, на Земле, как и на Небесах…». Зачем нужно совершенствовать свой Дух, спросите вы, мои дорогие читатели? Всё предельно просто – вот мой ответ! Потому что именно ДУХ ДЕЛАЕТ всех людей Живыми и, что Очень Важно, Здоровыми!

(Повторю, и сразу же попрошу прощения, за повторы, встречающиеся в этой книге; делаю это по одной, хорошо известной причине: Повторение – Мать Учения), для тех, кто не читал моих предыдущих четырёх книг, следующее. Есть знакомое многим выражение:

«В Здоровом теле Здоровый Дух». Некоторые остряки, при этом добавляют: «На самом деле, одно из двух». Древнеримский поэт Децим Юний Ювенал, родившийся 1 января 61 г. и проживший до 127 г. н. э., первым употребивший это словосочетание, в одном из своих стихотворений, вот уже почти две тысячи лет тому назад, на первое место поставил Дух: «Здоровый Дух В Здоровом Теле».

При этом в том же стихотворении Ювенал добавлял, что нужно молить Богов (он жил ещё в языческую эпоху), чтобы Дух был сильнее Тела. Мной, по тому же поводу, сочинено такое двустишие:

«Как обстоит, по Сути, Дело?Здоровый Дух Врачует Тело!».

А во второй своей книге Эндерс Кей добавил (и повторил в четвёртой, ведь помните, дорогие мои читатели, что Повторение – Мать Учения):

«Твой Дух, проникнутый ЛЮБОВЬЮ, —Вот Ключ к Телесному Здоровью!».

Как раз, по этой причине, любой и каждый человек должен стремиться, на протяжении всех отпущенных ему лет своей жизни, укреплять силу собственного Духа и совершенствовать данную ему ТВОРЦОМ при рождении Душу. И человек должен Стараться делать свой Дух максимально близким к ДУХУ СОЗДАТЕЛЯ. Потому, что ОН, ТВОРЕЦ, Создал всех землян по СВОЕМУ ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ. При этом, всем нам, предоставлена свобода воли. Только, мои уважаемые читатели, давайте будем ею, свободой воли, этой Величайшей Ценностью, Правильно пользоваться. Делая верный выбор! А верный выбор Всегда состоит в Хорошем и Добром, в Любви!

Повторим, для закрепления понимания (а также помня, что Повторение – это Мать Учения), что же такое Дух человека.

В первую очередь, Дух – это то, о чём, как, и что человек Думает (в Самом Главном, и в Самом Важном, конечно же; ведь мысли, касающиеся конкретных, разнообразнейших видов человеческой деятельности, безусловно, отличаются у всех людей: иначе бы ничего и никем вообще бы не делалось в повседневной жизни человечества, да и сам род людской уже давным-давно прекратил бы своё существование).

Ибо ТВОРЦОМ каждому из людей дан Дар мыслить! Только, повторю, по моему мнению, подтверждённому многими годами жизненного опыта, исключительно важно мыслить Правильно. И действовать, что также Очень Важно, в точности, как и мыслить, тоже надо Правильно.

Кроме того, человеческий Дух включает в себя: чувства, волю и интуицию. Так с начала времён заложено СОЗДАТЕЛЕМ для каждого и любого человека. С волей, на мой взгляд, ясно. Если вы, дорогие мои читатели, думаете верно и правильно, то и воля последует за вашими мыслями в нужном направлении. Что касается чувств, то здесь, по моему мнению, также нет сложностей. Прислушивайтесь к зову своего сердца (под сердцем я подразумеваю не полый четырёхкамерный орган, перекачивающий кровь по телу человека, а сердцевину, однокоренное с сердцем слово; причём сердцевина – это наша внутренняя сущность, или Душа). Конечно же, души, которыми людей наделил ТВОРЕЦ, у всех людей разные. Однако, повторюсь: что такое хорошо, а что такое плохо, понять не запредельно трудно. Также не чересчур сложно отличить добро от зла, а правду от лжи. Хотя, спору нет, порой, для этого необходимо довольно серьёзно потрудиться. Прошу вас, мои дорогие читатели, пожалуйста, прочтите, твёрдо усвойте (и в последующем соблюдайте) Декалог: Десять Моисеевых Заповедей. Они изложены в Священном Писании, в БИБЛИИ. А ещё, пожалуйста, внимательно прочтите Новый Завет. Он относительно небольшой по объёму, по сравнению с Ветхим Заветом. И также, как и Декалог, хорошо усвойте все слова, сказанные Сыном СОЗДАТЕЛЯ, в Нагорной Проповеди.

Теперь об интуиции. На Самом Деле, интуиция – это, по самой своей сути, подсказки, из Информационного (или, что то же самое, Духовного) Мира, в каком направлении человеку необходимо двигаться, и что именно предпринимать. Поэтому, если вы, дорогие мои читатели, поймёте и усвоите то, что сказано выше, тогда и интуиция поможет вам держаться верного жизненного курса.

ЛЮБОВЬ – Квинтэссенция – Творчество – Создание (Созидание).

Альберт Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания». Пожалуйста, вдумайтесь, Насколько это Правильно. Вот как дальше Альберт Эйнштейн развивает эту идею: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». СОЗДАТЕЛЬ Сотворил людей по своему Образу и Подобию. Следовательно, ОН Показал человечеству, что представить себе (или, что то же самое, вообразить (обратите внимание, что корень в этом слове: «образ»)) можно абсолютно всё, что мы захотим.

СОЗДАТЕЛЬ же Способен Создать всё, что угодно. А раз так, то и человек тоже может научиться это делать. Надо только уметь представлять перед своим мысленным взором тот образ или ту идеальную (что то же самое, что и мысленную: на английском языке слово «idea» означает «мысль, идея») картину, которую ты хочешь сотворить. Это может быть всё, чего желает твоя душа. Например, квартира, дом, сад, цветник, одежда, новый телефон, и даже самолёт, яхта, автомобиль, звездолёт, или, например, арбуз. А кому-то захочется сливочного мороженого с малиновым сиропом!

И уже затем работать над осуществлением в реальности задуманного, или представленного в своём собственном воображении. Трудиться над воплощением созданного в сознании мыслеобраза здесь, в Материальном Мире. И тогда, Совершенно Точно, задуманное

Непременно

Станет

Явью!!!

Надо только стремиться к своей Мечте (выражаясь образно: к своей Звезде), всем Сердцем ♥!

А ещё, по возможности, творите, создавая стихи и картины, статуэтки, скульптуры, или даже статуи, либо (а почему бы и нет) архитектурные композиции. (Хотя бы небольшие копии, скажем, в масштабе 1:100). (Хотя для последнего из перечисленных вида созидания нужно стать архитектором; однако и этому вполне можно, при желании и наличии свободного времени, научиться). А ещё создавайте музыкальные композиции и песни, романы и повести, рассказы, комедии и драмы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Как понять, чего ты хочешь от жизни? А. В. Курпатов.

2

Смысл жизни (человека). // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

3

Смысл жизни. // Словарь по этике/ Под ред. И. С. Кона, 1981.

4

Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

5

Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

6

Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

7

Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

8

Ванина Е. Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. Архивная копия от 12 июля

9

Кривицкий Л. В. Шопенгауэр, Артур // История философии: Энциклопедия ⁄ Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – С. 1293–1295. – 1376 с. – (Мир энциклопедий).

10

Сартр Ж.-П. Цитаты и афоризмы.

11

Шамис А. Л. Жизнь, эволюция, мышление с точки зрения программиста (неопр.).

12

minutephysics@youtube.com. What is the Purpose of Life? (англ.).

13

Vidal, C. The Beginning and the End: The Meaning of Life in a Cosmological Perspective. -Springer, 2014.

14

ВЦИОМ: большинство россиян видят смысл жизни в семье, детях и чистой совести. ТАСС (2015).

15

Адлер А. Наука жить. – Port-Royal, 1997. – 288 с. – (Бестселлеры психологии). -ISBN 966-7068-01-3.

16

Роджерс К. Теория личности // Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. К.: «Ваклер», 1997. С. 28–83.

17

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ, и нем. ⁄ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. – (Библиотека зарубежной психологии).

18

Франкл, 2018, с. 7.

19

Вэнг Ш. С. А стоит ли гнаться за счастьем?//The Wall Street Journal, 15.03.2011.

20

Шрейдер Ю. А. Смысл // Новая философская энциклопедия ⁄ Ин-т философии РАН; Нац. обществ. – науч. фонд; Предо научно-ред. совета В. С Стёпин, заместители предо: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. -ISBN 978-5-244-01115-9.

21

Философия еврейская – статья из Электронной еврейской энциклопедии.

22

Рав Шимшон Рефаэль Гирш. Письма с севера Архивная копия от 15 марта 2013 на Wayback Machine.// Рав Шимшон Рефаэль Гирш. Жизнь по Торе (сборник статей).

23

О смысле жизни. Архивная копия от 8 августа 2020 на Wayback Machine //Письмо Седьмого Любавичского ребе. Сайт Хабада «ru.chabad.org» – Россия, Тора, иудаизм и сведения о евреях.

24

Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон. Избавление. // К жизни полной смысла. Учение ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. ⁄ Сост. Симон Якобсон. – М.: Лехаим, 1999.

25

Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. /Сост. протоиерей Серафим Слободской, 6-е издание, репринт 1991 года. – Москва-Джорданвилль, 2005. Часть четвёртая. О вере и жизни христианской. – С. 485.

26

Епифанович С Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 1996.-220 с.

27

Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. – Клин: «Христианская жизнь», 2001. – С. 13.

28

Архимандрит Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности. – М.: Паломник, 1995. – С. 19–22. Глава 2, § 3. Архивная копия от 8 января 2020 на Wayback Machine.

29

Соколовски Августин, диакон. Вознесение Господне – путь к Богу.

30

Архимандрит Георгий (Капсанис), игумен обители св. Григория на горе Афон. Обожение как смысл человеческой жизни. – Владимир, 2000.

31

Иеромонах Тихон (Иршенко). Причины девиантного поведения человека в свете православного учения о смысле и цели жизни. (Издание 2-е исправленное и дополненное). – Владивосток, 2009. – Глава 1. Православное учение о смысле жизни. Архивная копия от 28 марта 2014 на Wayback Machine.

На страницу:
3 из 4