Полная версия
Смелый мышонок и его друзья
Эстер Рейн
Смелый мышонок и его друзья
Новый друг
В большом старом поместье, на теплой кухне, всегда наполненной вкусными ароматами, жил мышонок по имени Халва. Родился он в последний день весны. Позже, когда мышонок побольше узнал о мире и выучил цифры, он понял, что это было 31-ое мая. Правда, Халва очень расстроился, узнав, что 31-ое мае наступает только один раз в год. Мышонку хотелось праздновать свое день рождение и получать подарки почаще, хотя бы раз в месяц. Но мама Фасоль объяснила мышонку, что месяцев 12, и им тоже нужно уступать место, иначе кто-нибудь останется без своего дня рождения. Остаться без дня рождения очень грустно – решил Халва и согласился подождать своего праздника. И, как оказалось, не зря. Его уже несколько раз приглашали на дни рождения другие мышата. Бывать на чужих днях рождения, оказалось тоже очень весело.
Сегодня на кухню принесли необычного гостя. Халва уже знал всех обитателей поместья. Двух ленивых котов, от которых надо было прятаться. Большую собаку, которая всегда спала у камина в холле. Других мышей, особенно ему нравилось играть с близнецами Гвоздиком и Пуговкой, которые жили в большом заброшенном коридоре. И слышал даже о Старом Крысе, живущем где-то в подвале. Мама всегда ему говорила: «Никогда не попадайся на глаза Старому Крысу, не ходи в подвал! Старый Крыс съест тебя, даже хвостика не останется».
А сейчас, в коробке на столе, шевелился кто-то совсем необычный. Сначала, Халва подумал, что, может быть, это поймали Старого Крыса, и теперь его не надо будет бояться, но старая повариха и двое детей, которые и принесли коробку, смотрели внутрь без страха и ужаса. Халва из своего укрытия, на полке с забытыми поварихой вещами, смотрел, как в коробку кладут орехи и сухую корочку пирога. Он сам надеялся отведать её ночью, когда все большие обитатели поместья лягут спать. Но теперь, его мечтам не суждено было сбыться. Кто же там такой? Пытался разглядеть мышонок, и чуть не свалился с полки. Хорошо, что мама вовремя высунулась из щели и успела ухватить его.
– Ты куда полез? Видишь же, на кухне много людей. – удивилась мама Фасоль.
– Я хотел разглядеть, кто в коробке.
– Это бельчонок. Зачем беднягу поймали? Его дом в лесу.
– Кто такой бельчонок? И что такое лес? – удивился Халва.
– Белки наши очень дальние родственники. У них пушистый хвост и рыжая шерстка. Живут они в дупле на дереве. А лес, это дом для многих зверей.
– А мы пойдем в лес?
– Зачем нам туда идти? Мы домашние мыши. Нам и здесь всего хватает. А в лесу опасно. Там водятся лисы, совы и другие опасные для нас звери.
– Мама, а откуда ты столько знаешь?
– Бабушка Мелок рассказала. Когда подрастут мышата Чечевички, бабушка Мелок соберёт вас всех и будет рассказывать много полезных вещей.
– А она откуда всё знает?
– Она жила «в комнате с мальчиком», пока там не поменяли полы. Ты знаешь, что к тому мальчику все приходят сами и еду приносят. К нему и учитель ходил. Много интересного рассказывал.
– Мама, почему тот мальчик никуда не выходит из своей комнаты?
– Люди говорят, он очень болен.
– Наверное, ему скучно сидеть одному.
– А ты сходи, развесели его. – с иронией сказала мышь.
– А что, можно? – воодушевился Халва, который еще совсем не понимал, что такое ирония.
– Конечно, нет! – возмутилась мама Фасоль. – Лучше навести ночью бельчонка, ему, наверное, страшно здесь совсем одному.
Халва очень обрадовался, что может познакомиться со своим дальним родственником из загадочного леса, и с трудом дождался ночи. Когда мышонок вернулся на кухню, коробка с бельчонком стояла на полу у печки. Халва встал на цыпочки и заглянул внутрь.
Маленький бельчонок спал на мягком шарфе свернувшись клубочком и обняв свой хвост. Но почувствовав чужое присутствие, он открыл чёрный блестящий глаз.
– Мама? – с надеждой спросил бельчонок.
– Нет, это я, мышонок Халва.
– Мышонок? – бельчонок заинтересованно сел.
– Да, я со своей семьей живу на этой кухне.
– Что такое кухня?
– Как что? – удивился Халва тому, что можно не знать, что такое кухня. – Это всё кухня. Здесь всегда тепло и много еды.
– Я никогда не был на кухне раньше. Здесь и вправду тепло.
– А как ты попал в эту коробку?
– Я вылез из дупла, когда мама пошла за орехами. Мне было очень интересно посмотреть на то, как на Юг улетают птицы. Сначала, я ничего не увидел. Потому забрался на другую ветку, но и там ничего интересного не было. Так я перескакивал с ветки на ветку, пока не сорвался. Падая, я сильно ушиб лапку и испугался. Я звал маму, но она не услышала меня, зато пришли дети из поместья и посадили меня в эту коробку.
– А что такое Юг?
– Место, где всегда тепло, так говорит мама, ей об этом сказал зяблик.
– Я никогда не видел зяблика, к нам на подоконник иногда садятся воробьи, но они ничего не рассказывают про Юг.
– Не все птицы улетают, только перелётные.
– Интересно, знает ли об этом бабушка Мелок, она у нас в поместье самая мудрая мышь.
– А у нас в лесу самый мудрый Старый Ёж. Но он почти всегда спит в своей норе под большим дубом. Только по ночам выходи на поиски еды.
– Как было бы здорово увидеть Старого Ежа! А твоя мама, она, наверное, волнуется? Моя мама всегда волнуется, если я долго играю с Гвоздиком и Пуговкой.
– Думаю, да. – тяжело вздохнул бельчонок. – Наверное, ищет меня по всему лесу.
– А твоя лапка еще болит?
– Да, очень болит.
– Ох, и как же тебе помочь? Ой, я совсем забыл спросить, как тебя зовут. Мама мне говорит, что всегда надо быть вежливым и спрашивать имя у своих новых друзей.
– Меня зовут Жёлудь. Это я забыл представиться.
– У тебя лапка болит, не страшно, что ты забыл. А я, как хозяин кухни, должен быть к тебе очень внимателен. Ты не голоден? – мышонок тут же представил себя гостеприимным хозяином.
– Нет, я поел орехов.
– А корочка пирога? Еще осталась? – заволновался мышонок.
– Ты про это? Я не стал это есть. Мама всегда мне говорит, не есть то, чего не знаешь. В лесу есть ядовитые ягоды и грибы. Сначала нужно как следует выучить, что можно есть, только потом класть это себе в рот.
– Но это же корка от пирога. Как она может быть опасна? На кухне нет ничего ядовитого. Наверное. – засомневался мышонок, он не совсем понял, что значит это слово. – Бывают не очень вкусные вещи, например мыло или свечи, и от них потом болит живот… Мама говорит, что они не съедобные, наверное, это тоже самое, что ядовитые? Но то мыло очень вкусно пахло, и я не удержался. После этого мама давала мне горькие отвары из трав, чтобы живот перестал болеть. Отвары были такие не вкусные, что я решил больше не пробовать необычные вещи. Но этот пирог точно-точно съедобный, я сам видел, как его готовила кухарка, а потом ели дети.
– Тогда давай съедим корку вместе?
– С удовольствием!
Мышонок был очень рад, что его новый друг Жёлудь поделился с ним коркой. Ему, ведь, так хотелось её погрызть. Насытившись, Халва снова стал думать, как же помочь бельчонку.
– Думаю, есть только один способ. Мне нужно пойти в лес и рассказать всё твоей маме. – наконец, сказал мышонок, гордо выпятив грудь. Честно говоря, ему очень хотелось побывать в лесу, хотя и было немножко страшно.
– Ты очень храбрый! Мы живём в голубой ели. Ты легко найдешь это дерево в лесу.
Боясь передумать, мышонок поспешно водрузил себе на голову половинку скорлупы от грецкого ореха, взял зубочистку и отправился к щели под дверным порогом. Оказавшись на улице, он удивился на сколько полная луна похожа на кругляш сыра, и что здесь, на улице светло и без свечей. Хотя, может быть, те маленькие огоньки высоко-высоко в небе и есть свечи? Где-то неподалеку мяукнул кот, и Халва понёсся вперёд через лужайку. Скорлупка съехала ему на глаза, потому остановился мышонок лишь тогда, когда ударился об старый каменный забор, увитый плющом. Пометавшись немного вдоль забора, Халва, наконец, заметил щель и выбрался в загадочный лес. Правда скорлупку пришлось оставить, она не помещалась в щели.
Лес полный загадок
В лесу было темно, луна уже не освещала его так ярко, как открытую полянку. Всё вокруг выглядело незнакомо и пугало мышонка. Таинственный лес совсем не был похож на поместье. Ото всюду слышались какие-то шорохи, шевелились странные тени. Даже от его маленьких лапок, ступающих по опавшим сухим листьям, исходил ужасный шум. Мышонку казалось, что уже все лесные жители должны были услышать его, может и мама бельчонка сама прибежит?
Халва отважно шел вперёд, пробираясь под пригнувшейся травой, кустарниками бересклета, огибая на своем пути, огромные для него, стволы деревьев.
– Где же эта голубая ель? – спросил сам себя мышонок, задирая высоко-высоко свой носик.
– Голубая ель? – раздался вдруг голос откуда-то сбоку. – Хочешь, я тебе покажу?
– Ой! Кто тут? – подскочил испуганный мышонок.
– Меня зовут Белая Лапка, – ответило животное, у которого и вправду была одна лапка белой, но белой была еще и часть мордочки, кроме темных «очков» вокруг глаз, будто бы животное сунуло мордочку в муку. – А где твои родители?
– Я пришел из поместья. Ищу маму бельчонка. А ты тоже наш дальний родственник?
– Я? – удивилась Белая Лапка, – Моя мама хорёк, моя бабушка хорёк и, даже, моя тётушка хорёк. Мышей у нас в семье никогда не водилось.
– Как жаль.
– От чего же?
– Мне было бы спокойнее идти по лесу с родственницей, да и мама тогда, не так ругалась бы.
– Так ты сбежал без спросу?
– Я не сбежал! Мне нужно помочь другу и найти его маму, она живет в голубой ели.
– Голубая ель далеко от сюда.
– Я не могу подвести Жёлудя, я обещал ему помочь!
– Ну, тогда, пойдем, – хитро улыбнулась Белая Лапка, сверкнув острыми маленькими клыками. – А зачем тебе эта острая палочка?
– Что бы защищаться от врагов. Я слышал, как кухарка рассказывала детям истории про мушкетёров, у них были тонкие и острые шпаги, которыми они побеждали всех своих врагов.
– Вижу, ты очень смелый маленький мышонок.
В компании идти по лесу Халве было не так страшно. Проворная и юркая Белая Лапка уверенно и быстро пробиралась вперёд, подныривая под корягами, заскакивая на поваленные, поросшие мягким, как ковер, мхом, деревья.
– От чего вдруг мышонок идет за хорьком? Неужто мир перевернулся с ног на голову, а я это проспал? – прозвучал ворчливый голос.
– Иди-ка ты своей дорогой, Старый Ёж. – недовольно буркнула Белая Лапка.
– Коли наши пути уже пересеклись, то я не смогу теперь пройти мимо. Мышонок, ты знаешь кто это?
– Да, это Белая Лапка.
– А ты знаешь, что она хорек?
– Да, знаю.
– А ты знаешь, что хорьки едят мышей?
– Ой! – испуганно пискнул Халва.
– Иди-ка ко мне дружок. Только осторожно, не уколись о мои иголки.
– Уу! Старый проныра! – потрясла кулачком раздосадованная Белая Лапка и быстро юркнула в кусты.
– Скажите, а вы тот самый мудрый Старый Ёж? – спросил мышонок с трудом приходя в себя после испуга.
– Тот самый. А что такой несмышлёныш делает в лесу, да ещё и ночью? Ты ведь домашняя мышь, я прав?
– Да, я пришёл из поместья. Мне нужно найти голубую ель.
– Ель в другой стороне. Видно, Белая Лапка вела тебя к себе в нору. Пойдём, отведу тебя.
– А много в лесу ещё животных, которые едят мышей?
– Очень много. Лисы и волки, куницы, хорьки, ласки, рыси, камышовые коты, многие змеи. А еще сколько птиц: ночью совы и филины, днем ястребы, соколы, вороны.
– Неужели в лесу так опасно? – у Халвы от испуга задрожали даже усики.
– Для маленького мышонка, даже собственная тень в лесу опасна. Никогда не ходи в лес без взрослых.
– Больше не буду, но я обещал помочь другу.
– Ну, раз обещал, то нужно помогать.
Старый Ёж шёл по лесу медленно, обходя все преграды и шурша листьями, часто останавливаясь, чтобы передохнуть.
– Староват я для таких прогулок. Лапки у меня короткие, тяжело мне идти. Этак я к утру к своей норе не вернусь. Вот бы нам кого встретить, чтобы тебя дальше проводил. – сказал Старый Ёж, тяжело и громко дыша.
– Ой-ёй-ёй, Старый Ёж, не бросай меня! – заволновался Халва.
– Здесь где-то поблизости была нора Слепыша. Этому кроту я доверяю. У него под лесом прорыты длинные ходы, он тебя доведёт до голубой ели без приключений. Давай-ка поищем.
Вскоре вход в глубокую нору и вправду нашёлся. К счастью, и хозяин оказался дома. Старый Ёж поручил мышонка кроту и распрощался, взяв с него обещание, не разгуливать больше по лесу одному. Правда зубочистку пришлось оставить снаружи, в тёмных и узких лазах было слишком опасно брать ее с собой, можно было уколоть крота, он бы этому совсем не обрадовался.
– Ну что, дружочек, пойдем к голубой ели, – сказал Слепыш, забавно шевеля усиками.
Халва во всю смотрел на своего нового знакомого. Он никогда не видел таких длинных когтистых лап, а постоянно щурящиеся слепые глаза вызывали у него удивление. Как же можно жить на свете и ничего не видеть?
– А вы точно найдете эту ель? – засомневался мышонок.
– Конечно найду. Ты на мои глаза не смотри. Я ими и не пользуюсь. Под землёй все равно темно и ничего не видно. Я использую свой нюх, и лапы.
В темных подземных туннелях мышонку было страшно, сильный запах влажной земли пропитал шёрстку, потому Халва старался думать о приятном. О теплой кухне, где потрескивают дрова в печке, пахнет шоколадным печеньем и ванилью, где мама заботливо намывает ему ушки, а перед сном рассказывает ему сказку.
– Постой-ка! – воскликнул Слепыш, резко останавливаясь в узком проходе, от чего мышонок врезался в его большой, покрытый черной шерстью бок, – я чувствую здесь кое-что вкусное!
Крот быстро разрыл стену в туннеле и достал большую толстую белую личинку.
– Ты, наверное, голоден? – спросил крот, протягивая личинку мышонку.
– Нет-нет! Я хорошо поел перед выходом, – Халва с ужасом смотрел на толстое насекомое.
– Ну, не пропадать же такой вкуснятине, – сказал Слепыш, отворачиваясь, он продолжил пробираться вперед, смачно чавкая своей находкой.
«Неужели и такая еда может быть вкусной?» – удивился про себя мышонок, пробовать самому ему не хотелось, но и судить о чужих пристрастиях он не стал, в конце концов, крот помогает ему. Но сам бы Халва, не отказался сейчас от гренки с корицей, политой медом. Он даже почувствовал сладкий жаренный запах, так четко он представил себе это лакомство, приготовленное кухаркой. Не удержавшись, он громко сглотнул.
– Ты все же голоден? – тут же обернулся крот, от его острого слуха ничего нельзя было утаить, к тому же, в этот самый момент, и в животе у мышонка заурчало.
– Ну я не то, что бы… – замялся мышонок.
– Не любишь личинки? Не беда, у меня есть ещё черви.
– А гренок с корицей у вас нет, или корочки от пирога? – прижав ушки, спросил Халва.
– Это ещё что такое? – не понял Слепыш.
– Это готовит кухарка на кухне в поместье.
– Чушь какая! Самая полезная и сытная пища – это насекомые.
– Но мы, кухонные мыши не едим насекомых. Правда, мой друг Гвоздик говорил, что его бабушка рассказывала ему, как её бабушка рассказывала ей, что когда-то давным-давно, в поместье были голодные времена, и мы, домашние мыши ели насекомых. Но я тогда не поверил Гвоздику. На кухне же всегда есть еда, и в кладовых еды много, и в погребе. Как она могла вся закончиться?
– Я ничего не знаю про жизнь в поместье. Полы там каменные, мне ходов не прорыть, и погреба камнем выложены. Слышал, что дядя моего дяди, однажды услышал от воробьёв рассказ, как сытно живут домовые мыши, у что у них много еды в погребе и решил он туда ход прорыть. Да всё впустую. Сколько он не рыл – везде камень. Так что, мы тут довольствуемся тем, что есть, без пирогов.
Дальше они продолжили свой путь в тишине, задумавшись каждый о своем, пока, наконец, не дошли до выхода. К тому времени лапки у Халвы болели, он устал и очень хотел спать.
– Я ничего не вижу, а ты высунься и посмотри, тут ли твоя голубая ель. – сказал Слепыш.
Мышонок вышел из кротовьей норы и огляделся, высоко задрав голову. Вокруг уже светлело, пугающие ночные тени исчезли, зато просыпались первые ранние птицы. Ничего голубого мышонок не увидел, деревья вокруг имели желтую, красную, или коричневую листву.
– Я не нашёл голубую ель, – сказал мышонок, вернувшись к кроту.
– Вот незадача. Нюх-то у меня хороший, а вот память не очень. Я был уверен, что иду в правильном направлении. Эх, так мы с тобой долго блуждать будем по моим переходам. Надо бы тебе зайца встретить. Вот он быстро до ели доведёт.
Мышонок погрустнел, опустив усики, он очень устал, а его приключение всё никак не заканчивалось, скоро и мама начнет его искать. Не хорошо получилось, и другу не помог и сам потерялся.
Встречи у озера
Халва попрощался с кротом и снова вылез на поверхность, чтобы разыскать зайца или зайчиху. Один пушистый, длинноухий зверь и вправду вскоре нашёлся.
– Вы заяц? – решил на всякий случай уточнить мышонок.
– Конечно заяц, кто же ещё? Меня Подкоряжиком зовут. А ты что здесь один делаешь? – спросил заяц, пережёвывая тонкую веточку.
– Я ищу голубую ель, мне пытался помочь крот Слепыш, но мы заблудились в его подземных проходах.
– Голубая ель в другой стороне. Ну что ж, давай я помогу тебе, маленький ты ещё один по лесу разгуливать.
Подкоряжек сделал два больших прыжка, перелетев через поваленное дерево и остановился, ожидая, когда его догонит мышонок. Халва с трудом перебрался через большой поваленный ствол.
– Нет, так дело не пойдёт. Лапки у тебя короткие, ты за мной не поспеешь, – сказал Подкоряжек, – залезай-ка ты мне на спину.
Халва взобрался на спину зайцу, ухватившись за мягкую, почти побелевшую к зиме, шерсть.
– Крепко держись!
Заяц поскакал вперёд, легко перескакивая через все препятствия. Мышонка подбрасывало на его спине так, что он даже язык себе прикусил. На одном из очень высоких прыжков, Халва всё-таки не удержался и слетел со спины зайца, кубарем скатившись в какой-то овражек.
– Подкоряжек! Вернись! – закричал мышонок, когда встал на ноги, но зайца уже и след простыл, он не заметил, как маленький Халва упал с него.
Мышонок побродил по овражку, но никого не встретил, его глаза слипались от усталости, потому, найдя небольшую норку, он забрался в неё, свернулся калачиком на сухом мхе, и сразу же заснул.
Халва не знал, долго ли он спал, но проснулся он от громкого фырканья, и того, что на голову ему сыпалась земля. Мышонок понял, что кто-то пытается разрыть норку. Он замер, мелко дрожа от страха. От того, что норка тряслась, в одной из стенок выпал комок сухой травы, открывая проход, не раздумывая Халва бросился туда.
Вскоре, мышонок обнаружил чей-то склад полный зёрен и орехов, а дальше вели несколько коридоров, выбрав один наугад, Халва побежал вперёд. Выбрался мышонок в высоких зарослях рогоза, нос зачесался от запаха тины и стоячей воды. Халва сел на кочку и стал старательно умывать свою мордочку, вычищая пыль и грязь. Закончив приводить себя в порядок, мышонок почувствовал, как сильно он проголодался. Мыши вообще часто едят, а маленькие, еще растущие мышата регулярно нуждаются в пище. Если бы сейчас нашлась такая же сладкая вкусная каша с курагой и изюмом, как даёт ему по утрам мама, каким счастливым бы он себя почувствовала!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.