Полная версия
Психология Родины. Глубины русской самобытности
С понятиями «верность» и «измена» тесно связаны честь и бесчестие.
Изменяя принципам, обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор.
Измена – одно из самых низменных, постыдных и подлых проявлений человеческой натуры. Это тяжёлое, разрушительное качество, которое не только сильно меняет человека, но и ведёт к его расчеловечиванию.
Хранить верность своим идеалам, Родине, близким людям нужно вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, ответственность, честь – качества достойного, нравственного человека.
Морально-этическое понятие «верность» оказывается в центре сюжета во многих литературных произведениях и характеризует поступки героев с позиции нравственного выбора. В понимании народа верность родной земле – это отстаивание жизненно важных интересов своей страны ради общего счастливого будущего.
Верный своему Отечеству человек, отбросив личные интересы и корыстные побуждения, способен на любые подвиги и свершения во славу своей земли. Мы знаем многочисленные примеры достойного и преданного служения интересам своей Родины, вписанные в историю нашей страны.
Если рассматривать любовь к Родине как нравственное чувство человека, то верность можно назвать «Знаком Качества» этого прекрасного чувства.
Приведу исторический факт.
Это событие произошло в Париже в 1924 году, после того, как Франция установила дипломатические отношения с СССР.
В советское посольство к торговому представителю молодой России Леониду Борисовичу Красину (1870–1926) пришёл уже немолодой человек, одетый скромно, но с подчёркнутым вкусом. Он представился, и со словами: «Эти деньги принадлежат России», – протянул Красину чек из «Банк де Франс» на сумму 225 миллионов золотых франков.
По нынешним временам, указанная сумма составляет более 10 миллиардов долларов (!).
Этим человеком был потомственный граф, представитель одной из самых элитных и знатных семей того времени, талантливый дипломат и военный разведчик, служивший военным атташе Российской Империи во Франции – Алексей Алексеевич Игнатьев.
До Октябрьской Революции граф А. А. Игнатьев представлял во Франции интересы российской армии. Он был единственным человеком, имевшим право распоряжаться государственными счетами имперской России, на которых хранились деньги, предназначенные для закупки вооружений.
Революционные события и начавшаяся гражданская война в России подтолкнули графа Игнатьева перевести деньги с разных счетов на один общий счёт под своим именем, чтобы они не были разворованы.
По окончании гражданской войны многие эмигрантские организации соотечественников обхаживали графа с тем, чтобы он передал эти деньги им, как «законным представителям России». Деньги остались без хозяина, и никто бы не удивился, если бы он их просто присвоил – к тому времени у рухнувшей Российской Империи различных ценностей, золота и наличности разграбили несчётное количество все, кто имел желание и возможность. Граф Игнатьев имел все возможности, но не имел желания.
Когда в 1924 году он передал советскому торгпреду Л. Б. Красину всё до копейки, эмиграция объявила графа Игнатьева изменником. Родная мать отреклась от него, запретила появляться в её доме и попросила не приходить на её похороны «дабы не позорить семью перед кладбищенским сторожем».
В него стрелял родной брат Павел, бывший руководитель царской военной разведки. Алексей чудом остался жив – пуля пробила фуражку в паре сантиметров от головы. Этот «братский подарок» он хранил всю последующую жизнь.
Его близкий друг, вместе с которым он учился в Академии Генштаба, Карл Маннергейм, порвал с Игнатьевым всяческие отношения, да и не он один.
Совершая свой героический поступок, граф рисковал очень сильно, но бескорыстная верность России сделала его стойким и мужественным человеком, истинным Гражданином своего Отечества.
Передавая чек советскому представителю на баснословную даже по тем временам сумму, единственное, что он попросил взамен денег, это – выдать ему советский паспорт и разрешить вернуться на Родину в уже Советскую Россию.
И он вернулся, в 1937 году, и ещё несколько десятилетий верой и правдой служил своему Отечеству, хоть и под другим названием.
В своих мемуарах он объяснял такую преданность Родине тем, что всегда следовал завету отца: «Честно служи, сынок, не смотря на правителей и на то, как она называется… Это делал твой отец, это делали твои деды и прадеды. Главное, будь честен перед своей совестью и не позорь память своих предков!» (Из мемуаров А. А. Игнатьева «Пятьдесят лет в строю»).
Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, граф А. А. Игнатьев, будучи уже генерал-лейтенантом РККА, предложил руководству страны возродить кадетские корпуса. Так с его лёгкой руки в нашей стране были созданы Суворовские, а затем и Нахимовские военные корпуса.
В том же, 1943 году, по его инициативе в советскую армию были возвращены погоны – священный атрибут армии неделимой России.
Вот такие люди и составляли во все времена истинную элиту России!
А многие ли из представителей сегодняшней так называемой «элиты» способны совершить подобный поступок, и на протяжении всей своей жизни, верно служить Родине? И где у них Родина?..
Алексей Алексеевич Игнатьев (1877–1954) – потомственный военный разведчик, русский офицер, советский военный деятель, прозванный «красным графом», в течение пятидесяти лет безупречно служил России. Это – пример настоящего служения Родине при любом строе.
Ему удалось избежать того, чего он боялся больше всего – умереть на чужбине в полном забвении.
Приведу ещё один пример верности Родине, но уже из более обозримого прошлого.
Севастополь мог навсегда потерять звание российской морской твердыни. В момент развала Советского Союза в 1991 году Черноморским флотом командовал адмирал Игорь Владимирович Касатонов. Сразу после подписания «Беловежских соглашений» из Киева стали требовать, чтобы моряки-черноморцы принесли присягу на верность Украине. На что Касатонов ответил: «Присягой не торгую», тем самым сохранив основные силы по защите южных рубежей России.
«Я не понимал, почему Черноморский флот должен стать украинским, а Севастополь – город славы русских моряков – превратиться в украинский город. Ситуация, когда я должен был встать под знамёна гетмана, казалась мне абсурдной», – вспоминал он позднее.
Игорь Владимирович Касатонов – военный морской офицер уже в третьем поколении. Благодаря его отцу – адмиралу флота Владимиру Афанасьевичу – советские подводные лодки совершили невозможное: подводная лодка К-181, совершив проход под арктическими льдами, благополучно всплыла на Северном полюсе. В 1966 году он получил звание Героя Советского Союза за большой вклад в развитие атомного флота. Кроме того, он блестяще проявил себя в качестве командующего трех советских флотов.
А ещё один Касатонов, самый старший – Афанасий, героически защищал Россию в годы первой мировой войны и стал Полным Георгиевским кавалером.
Сейчас на службу Родине заступило уже четвёртое поколение Касатоновых.
Вот откуда произрастает верность Родине – из преемственности поколений. Проще говоря, из семьи.
Воспитание Гражданина
«Кто любит своё отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству».
Александр Васильевич СуворовВот мы и подошли к неоднозначному понятию «патриотизм».
Для начала стоит задаться вопросом: а что, собственно, оно означает? Откуда это слово пришло в русский язык, и какова его история?
Принято считать, что понятие «патриотизм» происходит от слова «патриот», заимствованного из французского языка ещё со времён Петра I. Но, как известно, Петру ближе был немецкий язык, в котором имеется такое же слово – Patriot.
А вот во Франции это слово активно использовалось в период Французской революции 1789–1793 гг. Патриотами тогда себя называли «борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов».
Получается, что французские патриоты – это революционеры. А слово «революция» (переворот, передел) антоним понятия эволюция (развитие, усложнение).
Копнём ещё глубже. Французское слово patriote, которое переводится как «сын отечества», восходит к латинскому слову patriota, то есть «тот, кто любит отечество», образованному от patria – «отечество». В свою очередь, patria идёт от «pater», «отец». В греческом языке подобное слово πατριώτης означает «земляк, соотечественник».
В слове «патриотизм» нет ничего русского, образного. Даже если представить образ «отца», то суффикс «-изм» логически приводит к слову «измена», и на генетическом уровне восприятия русского языка такая словесная конструкция означает для нас «измену отцу или отечеству». Возможно, по этой причине слова с суффиксом «-изм» коро́бят наш слух и вызывают внутреннее отторжение.
Наши великие соотечественники по разному относились к понятию «патриотизм». Некоторые его формы нередко подвергались суровой критике. Так, например, Лев Николаевич Толстой (1828–1910) считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное – безнравственным». Вероятно, и он, как знаток русского языка, чувствовал в этом слове некую неестественность, фальшивость. А ещё соотносил его с Французской революцией, как разрушителем установленного порядка. Но даже будучи монархистом, сам Лев Николаевич очень любил свою Родину, и ей посвящал он свои труды.
Очередная волна увлечения патриотизмом пришла в Россию так же, как и во Франции, вместе с Октябрьской революцией 1917 года. И наши известные мыслители стали подгонять под иностранное слово «патриот» понятные русские определения.
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». А в философском словаре описано моральное содержание понятия «патриотизм»: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины».
В первой половине XX века уже другой Толстой и тоже русский писатель, Алексей Николаевич (1883–1945), так объяснял это понятие: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастливых дней». Вроде, всё правильно. Но ведь все эти определения мы понимаем и чувствуем и без того самого иностранного слова!
В отличие от русского языка, который является образным, развивающимся, живым, латинский язык не только безОбразный, но давно уже мёртвый язык.
Конечно, латынь используется в медицине для обозначения органов и частей тела, но физическое тело человека неизменно уже тысячи лет. А разве живые, переменчивые человеческие чувства можно передать через мёртвый язык?..
А вы не задумывались о том, почему в русском языке нет своего односложного и понятного слова, аналогичного по смыслу иностранному слову «патриотизм»? Словари синонимов предлагают такие варианты, как отчизнолюбие, верноподданность.
Отчизнолюбие – по смыслу похоже, но звучит непривычно, громоздко и практически не употребляется в обиходной речи. Верноподданность – это совсем о другом, скорее, о преданности правителям.
А где же патриотизм в понимании «любовь к Родине»?
У наших предков не было никакого «патрио». Любовь была, а «патрио – не было. Патриотизм – это конструкция, придуманный алгоритм, состоящий из отдельных фонем. Фонема может иметь смысл, но она не имеет СУТИ, то есть Образа. Оттого и сама конструкция слова безОбразна, лишена Сути, отделена от Жизни.
Любовь – это душевное состояние переживания, это – чувство к своему роду, семье, народу, родной земле, а патриотизм предполагает отношение человека к чему-либо. Передать словами своё отношение, объяснить его, очень сложно. Каким может быть ответ на вопрос: «Как ты относишься к жизни?» «Ну, как, просто живу и всё!».
Кроме того, связь с матерью у человека теснее и ближе, чем связь с отцом, оттого что с матерью у него связь природная, а с отцом – социальная.
Поэтому, мать мы любим, а отца – уважаем.
Слово «Родина» для нас ближе, чем слово «Отечество», так как Родина – это комплекс понятий, включающий в себя как землю-матушку, своих родных и предков, так и все другие родственные народы. Родина – это творение и обитель бога Рода.
«ЗаРОДили РОДители новую Жизнь. РОДился у них РОДной человек, не иноРОДец, а соРОДич. ВозРОДилась душа, часть нашего наРОДа, РОДственники БлагоДарят приРОДу плодоРОДную, прославляют РОД свой».
Корень «Род», как образ Творца, присутствует во всех русских словах, определяющих ключевые мировоззренческие и смыслообразующие понятия в жизни человека. Это проникновение настолько глубоко, что отдельного слова, обозначающего любовь к Родине, даже и не возникло. В исконном понимании, Родину нельзя любить или не любить, как нельзя любить или не любить какую-то отдельную часть себя: ногу, руку или что-то ещё.
Родина – это неотъемлемая часть русского человека, каждого, кто причисляет себя к русскому миру, вне зависимости от своего этноса, а русский человек – неотъемлемая часть своего народа, природы, родной земли. Такое понимание Родины носит смыслообразующий характер для людей думающих, говорящих на русском языке и относящих себя к русской культуре! А если у человека оборвана связь с родственниками, своим народом, природой и Родиной в целом, то получается, что он отрезан от общего единого организма. Тогда он – выРОДок. Если таких людей становится много, то наРОД выРОЖдается…
Для русского человека Родина – это часть его бытия!
Хотя термин «патриотизм» и прижился в русском языке, но для нас он по-прежнему не несёт образную информацию. Поэтому трудно понять, что именно является патриотизмом. И объяснить кому-либо сложно. Это – как в русской сказке: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что».
А слово «патриот» уже на наших глазах всё больше приобретает негативную коннотацию. Теперь трудно понять, хорошо ли быть патриотом, или не очень.
Можно ли научить человека любить свою Родину? К сожалению, нет, потому что человек – единственное живое существо на земле, которое не поддаётся внешнему научению и дрессировке. А всё потому, что человек наделён изначально свободной волей. Поэтому человека нельзя чему-либо научить супротив его воли, но он может сам научиться, если у него будет к этому мотивация. Человека нужно заинтересовывать, пробуждать в нём интерес. В детском возрасте – через игру, как способ познания мира, по мере взросления – через трудовые навыки и развитие творческого, созидательного отношения к миру.
Обязательные увещевания и программные образовательные продукты под абстрактным названием «патриотическое воспитание» не смогут повлиять на человека, если не затронуты «струны» его души, если он не впитал любовь к Родине «с молоком матери», если живёт не в родной культурной среде, и если он не чувствует к себе искренний интерес со стороны окружающих. Это, как в случае с халвой: можно много раз подряд повторять слово «халва», но от этого слаще на языке не станет.
Когда нет единой общеобразующей государственной системы формирования образа Родины на всех этапах жизнедеятельности человека, о каком всеобщем патриотизме или о правильном отношении к Родине может быть речь?
Можно бесконечно твердить о патриотизме и о «священном понятии Родина». Можно призывать её защищать, но при этом «отмазывать» своего сына от службы в армии. Или приобретать недвижимость за рубежами своей Родины, иметь двойное, тройное гражданство, проводить время на модных курортах… И годами не посещать свою мать, своего отца или деда, которым в материальном плане ничего от тебя не нужно. И у которых понятие «Родина» совсем иное, чем у тебя.
Патриотизм как понятие уже изживает себя, теряет своё первоначальное значение. Его часто употребляют политики, общественные деятели, разного рода чиновники, но все ли они действительно любят своё Отечество и готовы его защищать – это большой вопрос.
Истинный патриот – это Гражданин в самом высоком понимании этого слова, готовый отдать жизнь за свою Родину. Он – не фанатик, слепо идущий за очередным политическим лидером, а человек, который своими реальными делами помогает своей стране – на совесть трудится, заботится о ближних, воспитывает детей в культуре и традициях своего народа.
В нынешние времена, когда идёт массированная идеологическая атака на историю и традиции русского народа, очень важно противостоять этим нападкам. И обратить внимание на гражданственность. Этим понятием обозначается уровень осознания себя в качестве гражданина своей державы, страны. Вспомните, как восклицал Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930): «…Смотрите, завидуйте, я – Гражданин…!».
Быть Гражданином – честь и большая ответственность. Осознание этого влечёт за собой специфическое поведение, направленное на повышение статуса своей страны и её народа. Гражданственность является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности к самоотверженному служению своей родине.
В нынешние трудные времена важно быть именно Гражданином!
Но прежде, чем воспитывать новое поколение, необходимо воспитать взрослых, потенциальных и реальных родителей. И, конечно, сформировать соответствующую культуру, как систему общечеловеческих принципов жизни. И заниматься нужно не воспитанием патриотизма, а изменением СОЗНАНИЯ людей и их отношения к миру.
Научить человека любить свою Родину – невозможно. Это должно быть его насущной потребностью. Так же, как и дышать.
Воспитание у человека любви к Родине – это не предмет школьного обучения или какой-нибудь факультатив. Это – сложная выстроенная система государственных мер по адаптации человека к жизни.
Доблесть и мужество
«Мужество – добродетель, в силу которой люди в трудностях совершают прекрасные дела».
АристотельЗададимся вопросом: «Какими ещё качествами, помимо любви к Родине и верности ей, должен обладать достойный человек – сын или дочь своего Отечества?».
Наверное, даже школьник сможет их перечислить: смелость, храбрость, бесстрашие, мужество, самоотверженность, геройство, доблесть, отвага.
При слове «доблесть» у многих всплывает в памяти образ Айвенго – храброго рыцаря из романа Вальтера Скотта. А если быть более точным, то вспоминаем мы не абстрактный литературный образ, а его кинематографическое воплощение в прекрасном советском фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Зрительный образ нам понятней и ближе.
Разберём подробнее перечисленные качества.
«Доблесть» и «мужество» практически слова синонимы, потому что оба включают в себя «храбрость». Но они различаются в применении и употреблении. Доблесть, в нашем представлении, – это удел рыцарей и дворянского сословья, а мужество – более народное слово. Так, например, «доблестный рыцарь», «мужественный воин». Доблесть – ближе к «успеху» в сражении: «сражался изо всех сил и победил». А мужество, скорее, относится к стойкости, и не только в военное время.
Доблесть – это черта характера, формирующая духовное качество личности человека, а мужество – это его способность упорствовать, несмотря на препятствия и страх. Доблесть – это высокая стойкость души, благородство. Она имеет оттенок самопожертвования. Это – почти религиозный акт. В свою очередь, мужество – это внутреннее спокойствие и уверенность в себе в трудных жизненных обстоятельствах. Мужественными могут быть как мужчины, так и женщины, и не только на поле боя, но и в обычной жизни.
Доблестный человек будет тихим и скромным в мирное время и станет мужественным в кризисной ситуации. Выявить у себя подобные добродетели возможно лишь в подходящей для этого ситуации.
Существует распространённое заблуждение, что отвага и доблесть – это отсутствие страха. На самом деле, всё немного иначе. Страх человеку необходим, он является частью инстинкта выживания и служит для самосохранения человека. Разгадка состоит в том, что доблестный, храбрый, мужественный человек способен преодолевать свой страх, в отличие от тех, кто этими качествами не обладает.
Обратимся за толкованием этих понятий к словарю В. И. Даля.
«Мужество – состояние мужа, мужчины, мужеского рода или пола вообще… || Состоянье возмужалости, зрелого мужеского возраста… || Стойкость в беде, борьбе, духовная крепость, доблесть; храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях: терпенье и постоянство… Мужественный (о внешности): осанистый, видный, могучий, величавый, дюжий, ражий; (о духовности): доблестный, стойкий, крепкий, храбрый, отважный, спокойно-решительный». Далее читаем: «Доблесть – высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие, саможертва».
«Доблесть» как понятие ассоциируется с защитой других людей, риском ради чужого блага. Доблестным может быть как воин, защищающий свой народ, так, например, и пожарный, рискующий собственной жизнью ради спасения жизни других.
Антонимы (условные) к слову «доблесть», это: робость, малодушие, слабодушие, трусость, тщедушность, мягкотелость.
Слово «доблесть» происходит от старославянского слова «добль» (храбрый), которое в свою очередь восходит к праславянскому «doblь». В древнерусском языке присутствовало слово «доблий» (храбрый, доблестный), а также «добля» (достойный, способный). Современные исследователи считают, что слово «доблесть» имеет общий корень со словом «доброта».
Слова «честь» и «доблесть» часто присутствуют в одном предложении, а значит, эти качества не тождественны, но связаны между собой.
Честь – это комплексное понятие, имеющее внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешняя честь – это моральный облик, репутация человека. Внутренняя честь – совокупность принципов, убеждений и других нравственных качеств человека, а также его стремление быть ценным для общества. Есть люди, которые придают большое значение именно внешней чести, стремясь выглядеть лучше в глазах окружающих, но при этом их принципы могут быть далеки от нравственных ориентиров. Рано или поздно такая фальшивость становится очевидной, и отношение окружающих к таким людям меняется не в лучшую сторону.
Другие, стараясь поддерживать внешнюю честь, всё-таки проявляют качества, свойственные доблестному человеку. Как бы там не было, но доблесть и честь действительно связаны между собой, как две стороны одной медали. Честь – это совокупность внешних проявлений, действий и их восприятия окружающими, а доблесть – набор внутренних нравственных качеств, от которых, конечно, зависит и честь.