bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Юрий Нечипоренко

Рассказы о Ломоносове


© Нечипоренко Ю. Д., 2022

© Ямпольская Е. И., иллюстрации, 2022

© Оформление серии. АО «Издательство «Детская литература», 2022

Парус в шторм

В 1711 году в семье крестьянина Василия Ломоносова родился сын Михаил.

Радость отца была великая – первенец, помощник!

А помощь Василию была нужна: большие он творил дела даже по меркам знатного города Архангельска, хотя и был крестьянином из-под села Холмогоры.

Имел Василий свой корабль, представьте – корабль у крестьянина! Был тот двухмачтовый корабль самым большим во всём Архангельске. За быстроту прозвали его «Чайкой». Ходил Василий с артелью за рыбой в Баренцево море, закупал соль на Соловках, перевозил деньги – дань с иноземных кораблей, что вели промысел китобойный и рыбный в северных морях.

Государев крестьянин Василий крепко стоял на ногах, изба его была – настоящие хоромы.

Жили Ломоносовы у Северной Двины[1], что несёт свои воды в Белое море. Русских людей, которые селились по берегам Белого и Баренцева морей, звали поморами. Детей они воспитывали так, чтобы те всё умели: и рыбу ловить, и землю пахать, и за скотиной ходить.

Отец с артелью рыбаков уходил по реке на промыслы с весны до осени, а мать свободное время посвящала сыну.

Счастливое это детство оказалось недолгим. Когда Михайле было девять лет, матушка умерла.

С десяти лет Михайло уже стал ходить с отцом на промыслы. Был на подхвате: осваивал искусство вождения парусника, ловил рыбу, ездил на солеварни, вникал во всё, что нужно знать помору.



Самая вкусная соль была на Соловках – так называются острова в Белом море, где монахи варили соль. Кипела морская вода на железных сковородках, испарялась – а соль оставалась на дне. Любознательный Михайло знакомился с солеварами, расспрашивал о хитростях производства соли – позже ему понадобилось это знание.


Самое опасное занятие – промысел в холодном море. За треской шли корабли на Мурман[2]. Ветры здесь дуют холодные, северные, берега вокруг скалистые, и хода туда от Холмогор на парусе – несколько недель…

Шёл как-то раз корабль Василия Ломоносова под всеми парусами, бежала быстрокрылая «Чайка» мимо скал – и тут налетел шквал!

«Чайку» несёт на скалы, что делать?

За штурвалом отец пытается удержать корабль против волны, чтобы не перевернуться, и увести от скалы, чтобы не разбиться. Задача это нелёгкая: ветер надул паруса так, что трещат мачты и корабль не слушается руля. Времени нет парус снимать, – кажется, что гибель неминуема.

– Топор, давай топор! – кричит Василий сыну.

Зачем отцу-капитану топор, не понимает сын-юнга, но тут не до вопросов, опрометью бежит он в трюм, мигом приносит топор. Василий с размаху бросает его в натянутый парус… Отточенный топор лезвием рвёт парусину. Тут же надутый ветром парус со свистом рвётся – и провисают половинки на мачте.

Беснуется ветер, но уже не в его силах гнать корабль на скалу, Василий уводит «Чайку» в сторону.

– У-ух, пронесло! – выдыхают отец с сыном.

И вся команда поморов крестится: «Слава Богу!»

Запомнит на всю жизнь Михайло уроки отца: и как лавировать между скалами, и как держать корабль по ветру…

Дороже коровы

Книги в те времена были большой редкостью. Дороже коровы стоила хорошая книга.

Целое сокровище нашёл Михайло у соседей.

У старика Дудина была домашняя библиотека. Диковинные книги в ней: «Арифметика, сиречь наука числительная», «Псалтирь рифмотворная», «Грамматика».

Как увидал Михайло эти книги – так страстно захотел их получить.

Сосед не желал с ними расстаться.

Но вот умер старый Дудин, и стал Михайло приставать к его сыновьям: «Дайте книги, зачем они вам?»

И верно, зачем книги помору? Отец Михайлы и без книг знал, как вести корабль по бурному морю, как ловить рыбу и как солить её, как добывать зверя и пахать землю. Жизнь поморов шла без книжной науки. Думали они: на всё, что выше их разумения, воля Божия…

Выше разумения было северное сияние. Зимними вечерами можно было видеть, как в небе горят разноцветные огни, бегут во все стороны сполохи… Хотел понять Михайло, откуда они берутся, что за закон, по которому в мире творятся чудеса? Знал он, что есть где-то наука, которая объясняет строение мира, и дорога к ней лежала через книги. Потому и приставал к соседям, что книги для него были как двери в другой мир – мир науки, где есть ответы на его вопросы. «Врата учёности» – так он называл книги.

Чтобы попасть в тот мир, Ломоносов был готов и снасти починить, и огород вскопать соседям, коровам сена дать и воду принести. Выпросил он книги, нашёл, чем соседям услужить! Был уже с детства Михайло упорным – за что возьмётся, того добьётся!

Но как разобраться в книгах без учителей? В Холмогорах при архиерейском доме была школа, да только крестьянских детей туда не брали. Приходилось до всего доходить самому.

Василий Дорофеевич поначалу поддерживал сына: сам он был безграмотным, но понимал, что сведущий помощник в хозяйстве нужен. Однако, как женился отец после смерти матушки, появилась у Михайлы мачеха. Удалось ей вбить между сыном и отцом клин. Мужа настроила она против книжных занятий Михайлы – и тот стал прятаться по углам, скрывать тягу к чтению.

Книги были очень уж непонятные! Одна обложка «Арифметики» чего стоит. Там два греческих мудреца, Пифагор и Архимед, изображены в пышных одеждах. Архимед выглядит как турецкий султан. Их можно посчитать царями наук. Царь математики Пифагор и царь физики Архимед!

– Михайло! Михайло! Куда запропастился, бездельник? Опять по углам прячется, книжки читает!

Так кричала мачеха, разыскивая пасынка. Хоромы великие, домище двухэтажный, в котором под одной крышей и жильё людское, и хозяйственный двор, и загон для скота. Много мест, где можно спрятаться, уединиться с книжкой, уйти в мир науки парню пятнадцати годков.

А на дворе стоял… корабль. Да, осенью после промыслов затаскивали рыбаки к себе на двор корабли, поднимали на брёвнах-каталках ладьи и трудяги-кочи[3], на которых ходили по Двине через Белое море в Баренцево. Стояла на дворе у Ломоносовых красавица «Чайка».

Вздохнул Михайло, закрыл книгу и пошёл на зов. Надо помогать отцу, опять что-то затеял неугомонный промысловик. Новая изба, новый корабль, новая жена – Василий Дорофеевич богател, хозяйство его росло.

А сыну богатства эти были не очень интересны – вот бы арифметику разобрать, пройти сквозь врата учёности, приблизиться к Архимеду и Пифагору…

Первые заработки и тумаки

В те времена в России почти не было школ, крестьянских ребят учили в семье помогать по хозяйству да в артели работать со взрослыми. Грамотеи и знающие счёт были в цене: кто умел писать, мог подавать прошения и подписывать договоры за неграмотных крестьян.

Обучившись грамоте, Михайло сразу стал зарабатывать копейку: писал за земляков расписки.

Уже с детских лет он помогал дьяку в церкви службу вести. Читать и петь Михайло научился лучше других. И тут же зазнался – почувствовал себя важной персоной. Стал командовать безграмотными земляками, как запевала в хоре:

– Бери голосом выше, следуй за мной!

– Как это – выше?

– Тоньше выводи! Что тебе, медведь на ухо наступил?

Обиделись на Михайлу соседские мальчишки за такие слова, подловили после службы в храме – и поколотили!

Рос Михайло здоровым, сильным, так что мог за себя постоять, но и другие ребята, дети поморов, тоже были неслабыми. Получил Михайло от них по первое число, надрали ему уши – знай закон: не высовывайся, не считай себя лучше других!

Такие истории потом всю жизнь преследовали Ломоносова, ведь почти во всём, что он делал, он превосходил окружающих. И этого ему не могли простить. Только в детстве тумаки получал от соседских мальчишек, а в зрелом возрасте ополчились на него немецкие академики…

Уход из дома

Многое в жизни поморов строилось вокруг любви и брака.

Когда Михайле стукнуло восемнадцать, отец с мачехой задумали его женить.

– Пора тебе думать о жене, вон какой вымахал верзила! – увещевал отец.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Сéверная Двинá соединяла Русь с Западной Европой: до основания Петербурга ездили знатные посольства и купцы в Россию через Холмогоры. Приходили сюда корабли из Англии и Дании, Швеции и Голландии. (Здесь и далее примеч. автора.)

2

Мýрман – старое название северо-восточного побережья Кольского полуострова от границы с Норвегией до мыса Святой Нос.

3

К о ч – корабль, на котором издавна ходили поморы. Имеет округлое яйцевидное днище, благодаря чему его не затирает во льдах.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу