Остров Буян
– Знаю – остров Буян. Бабка сказывала ту басню: живут люди никаким князьям не подвластные, окроме лишь бога! А кто на том острове был?
– Заморский был грамотей.
– Иван Скоробогатый, заморский купец!.. Да ты слышь, Томила Иваныч, он верно на свете, тот остров, есть? Взаправду есть?
– Коли помыслы людские о том зародились, то, стало, взаправду. Первое дело – людские помыслы, Ваня. От помысла стался весь мир; он всему начало…
– И то, – согласился Иванка, – чего умыслил, то сотворил!.. Я всегда так – чего умыслю, то вынь да положь!..
Неожиданный оборот Иванкиной мысли смутил Томилу. Он промолчал.
– Томила Иваныч, ты спишь? – окликнул Иванка, когда подьячий уже задремал.
– Что, рыбак?
– А давай мы с тобой умыслим тот остров да в мысли с собой учиним еще… ну… кого бы?
– Кого же, рыбак?
– А кого? Перво дядю Гаврилу да Кузьку, Прохора Козу, а там и иных приберем…
– Ну что же, давай умыслим, – согласился с улыбкой Томила.
– Только, чур, уж потом не отречься! Что умыслим, на том и стоять!
– Постоим, постоим… Сон долит меня, Ваня, давай-ка спать…
Они замолчали.
– Томила Иваныч, ты спишь? – окликнул Иванка, но подьячий уже не ответил…
Утром проснулись они от дождя, убирались поспешно, и разговор про чудесный остров уже не возобновлялся меж ними…
Несколько дней подряд Иванка ходил сюда в надежде встретить Томилу. Мысль о чудесном острове, который прежде был только бабкиной сказкой, а теперь превращался в какую-то хоть и брезжущую в тумане, но явь, не давала ему покоя. Ему уже представлялись величавые очертания зубчатых стен с пушками на широких раскатах, блещущие золотом купола звонниц и грозные башни городских ворот, оберегающих город от нашествия бояр и злодеев.
Встретив Томилу в городе, Иванка спросил его, почему он давно не приходил, и летописец ему обещал, что придет.
Иванка нетерпеливо ждал встречи и заранее обдумывал разговор про остров Буян. Он пришел сюда спозаранку, надеясь к приходу друга уже наловить рыбешки, чтобы сразу попотчевать летописца горячей ухой. Рыба с утра хорошо клевала, и Иванка успел в своем замысле. Он разжег постер и подвесил котелок. Было около полудня. В этот час рыба клевала нехотя, и Иванка, мурлыча себе под нос какую-то песенку, не обращал внимания на свои удочки…
Уха сварилась и распространяла душистый пар, вкусно смешивавшийся с горьковатым дымом костра. Иванка вытащил из узелка кусок хлеба, чеснок и соль в тряпице, которую он развернул, чтобы посолить уху.
– Рыбачок, угости ушицей! – внезапно прозвенел над ухом его веселый девичий голос.
Иванка от неожиданности выронил соль. Позади него, держа полный подол свежего щавеля, стояла, смеясь, Аленка.
– Несоленой по твоей милости садись похлебай! – проворчал он, вдруг по неведомой причине залившись румянцем.
– Здравствоваться надо, невежа! – укорила Аленка.
– Христос воскресе! – нашелся Иванка и, чтоб скрыть смущение, быстро вскочил, готовый поцеловать ее.
– Постой, постой, ведь пасха[121] прошла! – закричала Аленка, увернувшись со смехом.
– Пасха прошла, да вознесенья[122] не было. Спроси у попа – можно еще целоваться…
– Ну! И вбыль?! А я думала, целоваться повсядни зароку нет, – поддразнила она. – Да ты дубровишься попусту, а сам и не смеешь!
– Что ж я, живодавом целоваться полезу? Люб насильно не станешь! – Иванка повернулся к горшку с ухой.
– Ты тут пошто? – спросил он Аленку, оправившись от смущенья.
– Щавель собираю.
– Ты тут одна? – спросил Иванка.
– С тобой.
Аленка присела рядом. Он снял котелок с огня. Свою ложку он отдал Аленке. Пока она ела уху, Иванка глядел на нее, не скрывая восторга: раз от разу, встреча от встречи она хорошела все больше и теперь была еще лучше, так, что если глядеть на нее долго, то теплая волна приливала к груди и к голове…
Аленка потупилась, заметив его взгляд, и темный, вишневый румянец выступил на ее щеках…
Она отдала ложку, и он был счастлив тем, что это ложка, с которой только что ела она… Уха казалась ему оттого во сто крат вкуснее, хоть и была несоленой.
Аленка, не встречаясь глазами с ним, срывала вокруг себя одуванчики и плела золотой венок.
– Кому? – спросил Иванка, чтобы не молчать.
– Тебе, Ивушка…
«Что за имя придумала! – про себя удивился он. – Век бы слушал. Все кличут Иванка, Ивашка, а так – никто!»
Она доплела и надела на голову ему венок.
– Какой ты… – сказала она. – Как Иван-царевич.
– А ты – как… как… – он не нашел слова, но она поняла без слов, что хотел он сказать.
– Ивушка, ты б порядился к кому к кузнецам в работу. Время пройдет, и бачка тебя снова примет. Он баит, ты важным станешь кузнецом, а будешь во всем справно работать, придет пора, бачка меня за тебя отдаст… – просто сказала она, словно оба давно разумели, что это общее их желание.
– Он отдаст, а ты-то пойдешь? – спросил Иванка.
Она опустила глаза, только тут подумав, что, может быть, и обмолвилась лишним.
– Пойду, – тихо призналась она.
– Ни за кого не пойдешь за другого? – спросил Иванка.
– А ты не посватаешься к другой? – лукаво спросила она.
– Мне пошто? Али милее да краше сыщу!
– Не сыщешь?!
Иванка взял ее за руку.
– Яснее солнышка чего искать в небе! – ответил он, сжав ее пальцы, и голос его и сами слова закружили Аленке голову. Сладкое томление охватило ее.
– И не станешь искать? – переспросила она, близко заглядывая ему снизу в глаза.
Ее лицо оказалось так близко, а взгляд засветился такой теплотой и нежностью, что Иванка только и мог прошептать ее имя.
– Аленушка! – выдохнул он и привлек ее ближе к себе.
Она прильнула щекою к его плечу и забылась, закрыв глаза.
Они сидели молча и недвижно, будто боясь нарушить полуденную тишину душистых лугов или спугнуть разрезвившихся возле самого берега рыбок…
Вдруг они услыхали шаги. К знакомому месту Иванкиной ловли шел Томила Иваныч… Аленка вскочила, зардевшись румянцем стыда, и скрылась в высокой траве, пока летописец ее не заметил…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
…шведы собрались войском и разом пришли подо все голодные города. – Имеется в виду шведская агрессия, начатая против России летом 1610 г. Шведы захватили ряд русских городов, в том числе Иван-город, Корелы, Ям и другие, которые были возвращены только в ходе Северной войны (1700–1721).
Карела – древнерусский город на западном берегу Ладожского озера, ныне город Приозерск.
Ям – древнее название города Кингисеппа Ленинградской области.
2
Романов Михаил Федорович (1595–1645) – русский царь, первый из боярского рода Романовых, избран Земским собором в 1613 г.; фактически делами государства ведал его отец, патриарх Филарет (до 1633 г.), а затем бояре.
3
…измученная Смутой Россия… – Имеются в виду события периода конца XVI – начала XVII веков в Русском государстве: крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова, польско-шведская интервенция, появление самозванцев и т.д.; в это время резко обострились противоречия между различными слоями посадских людей, дворянства и боярства.
4
…потребовали заключения договора… – Речь идет о договоре, заключенном 27 февраля 1617 г., в городе Столбове (близ Тихвина) между Швецией и Россией и получившем название Столбовский мир. По условиям договора, Швеция возвратила России Новгород, Старую Руссу, Порхов, Ладогу, Гдов. За Швецией осталась Ижорская земля (с Иван-городом, Ямом, Корелой, Орешком). Русское население этих районов, по договору, получило право возвращения в Россию в двухнедельный срок.
5
Ефимок – шведская серебряная монета, около 50 копеек. (Подстрочные примечания принадлежат автору.)
6
Фельдвеберы – искаженное фельдфебели, чин старшего унтер-офицера.
7
«Черными землями» назывались земли государственных крестьян, не крепостных, так сказать «вольных пахарей».
8
Бирюч – глашатай, громко читавший на торговых площадях всякие указы для общего сведения.
9
Свейския земли – шведской земли.
10
Животы – имущество.
11
Цитируемый указ относится к 1632 году. Подобные указы против перебежчиков издавались не раз, но были чисто формальными.
12
…имя Густава-Адольфа… – Густав II Адольф (1594–1632) – шведский король с 1611 г., полководец, вел захватническую войну с Россией, закончившуюся Столбовским миром.
13
Решетки в старое время замыкали на ночь поперек улиц для охраны горожан от воров и разбойников. Их охраняли решеточные сторожа.
14
Дьяк – крупный чиновник в городе, помощник воеводы.
15
Подьячие – чиновники различных рангов и положений.
16
Целовальники – должностные лица, которые избирались местным населением для исполнения каких-либо обязанностей. В зависимости от рода занятий в те времена имелись кабацкие, таможенные, тюремные и т.д. целовальники. Название произошло от того, что, приступая к службе, они приводились к присяге и целовали крест.
17
Кабальная запись – долговая расписка, по которой должник обязуется за рост, т.е. за проценты на свой долг, работать на заимодавца. Подписать такую запись обычно значило стать пожизненным холопом, т.е. почти рабом.
18
«Государево слово и дело» – форма обвинения в преступлениях против царя и родины. Например: обвинение в измене родине, в оскорблении царя или его родных, в сокрытии того, что по закону принадлежит царю, клада, найденного в земле, и т.д. и т.п. Обвиненного по «слову государеву» обычно допрашивали под пыткой.
19
Площадные подьячие – частные писари, обслуживающие нужды населения по составлению юридических документов, как заемные письма, договоры о работах, покупках и т.д.
20
Ябедные дела – так назывались в средневековье на Руси судебные, тяжебные, вообще канцелярские дела.
21
…чудотворной иконе Иверской божьей матери… – Название по имени Иверского монастыря в Афоне. Список (копия) с этой иконы был доставлен из Греции в Москву в октябре 1648 г.
22
Незапу – внезапно.
23
Дружина (старинное) – жена.
24
Длинные рукописи не складывались лист к листу, а подклеивались в длину, в «столбец», и свертывались трубочкой.
25
Он поехал… в Кром, как назывался во Пскове кремль… – В XVII в. Псков, второй по величине город после Москвы, делился на три части: Кром (центральная часть), Середний город, Окольный город. В Кроме и поблизости от него располагались административные учреждения, находился двор архиепископа. Псков был обнесен тремя рядами стен и представлял собой внушительную по тем временам крепость. В псковской жизни важную роль играли также два загородных района – Запсковье и Завеличье.
26
Посадские люди – значительная часть населения русских городов, которая занималась торговлей, различными ремеслами и несла ряд повинностей в пользу государства (т.е. платила различного рода налоги, участвовала в общегородских работах и т.д.). В среде посадских людей выделялись несколько уровней социальных групп – «лучшие» (т.е. наиболее зажиточные), «середние» и «молодшие» люди, а иногда и «самые молодшие» (бедные). Во второй половине XVI в. правительство выделило из посадских людей немногочисленные привилегированные группы купцов – гостей: гостиную сотню и суконную сотню. Посадское население было одной из основных движущих сил городских восстаний середины XVII в. в России.
27
Ордин-Нащекин Афанасий Лаврентьевич (1605–1680) – русский государственный и военный деятель, дипломат. С 1622 г. был на полковой службе в Пскове, активно содействовал подавлению Псковского восстания.
28
Немецкий двор – заезжий двор, гостиница для иноземных купцов, которым не разрешалось входить в стены самого города Пскова, бывшего пограничной крепостью, т.е. оборонным объектом огромного значения.
29
Смутные годы – период между царствованием Годунова и Михаила Романова, т.е. в начале XVII столетия.
30
Рыбницкая башня. – На площади у этой башни происходили мирские сходы восставшего Пскова, на которых решались основные вопросы восстания. По преданию, на Рыбницкой башне до присоединения Пскова к Русскому государству (1510) висел вечевой колокол. Во время восстания эта же башня была выбрана местом для сполошного (т.е. набатного) колокола.
31
Веницейское зеркало – венецианское зеркало.
32
Авраам – мифический родоначальник еврейских племен. Библейские легенды сообщают об его странствиях по Двуречью, Палестине, Египту.
33
То есть до конца жизни.
34
Приказная изба, или съезжая – местное административное учреждение, канцелярия воеводы.
35
Свилеватый – искривленный (говорят о дереве).
36
Грозный… Ливонские земли… воевал… – Грозный Иван IV Васильевич (1530–1584) – первый русский царь (с 1547 г.). Для укрепления самодержавия и усиления централизации государства ввел опричнину (см. примеч. к с. 54); начал войну с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю, которая получила название Ливонской войны (1558–1583) и закончилась неудачно.
37
Келарь – заведующий хозяйством, судебными и прочими «светскими» делами монастыря.
38
Мыто – пошлина, денежный сбор за рыночное место.
39
Гдовленин – то есть уроженец города Гдова.
40
Негоциант – коммерсант, торговец.
41
Порядная запись (от слова «поряд» – договор, сделка) – документ, оформлявший на Руси различного рода договоры; они заключались на наем крестьян, дворников, на аренду земли и т.д.
42
Все иноземцы, кроме славян, назывались немцами – свейскими, фряжскими, датскими, анбурокими, аглицкими и т.д.
43
Басни баешь – сказки рассказываешь.
44
Бачка – вместо «батька», то есть отец. Таково произношение этого слова было в Пскове и в Псковском крае.
45
Стрельцы – служилые люди, в первой половине XVII в. составляли основную массу регулярной армии крупных городов России. Они селились около посадов в особых стрелецких слободах, получали участки земли, а также денежное и хлебное жалование; помимо несения военной службы, занимались разными промыслами, торговлей, ремеслом; по социальному положению близко стояли к низшим слоям посадского населения.
46
Власьевские ворота – выходили на реку Великую, к плавучему мосту, соединяли центр Пскова с Завеличьем, имели важное значение в административной и торговой жизни города, через них шел главный путь на запад.
47
Трапилось – случилось.
48
…должен проехать в Москву королевич Датской земли, за которого царь выдает свою дочь, царевну Ирину Михайловну… – Ирина Михайловна (1627–1679), старшая из семи дочерей царя Михаила Федоровича; в 1644 г. была сосватана за Христиана-Вольдемара, сына датского короля Христиана IV. Королевич приехал в Москву для женитьбы и житья в России, однако свадьба не состоялась из-за отказа жениха принять православную веру.
49
…хранившем предание об изменнике Твердиле… – Во время осады Пскова в 1240 г. ливонскими рыцарями группа псковских бояр во главе с посадником Твердилой Ивановичем признала зависимость Пскова от Ливонского ордена и впустила немцев в город. Псков был освобожден зимой 1242 г. войском Александра Невского.
50
Опричнина – система мероприятий царя Ивана IV, направленная против княжеско-боярской оппозиции в интересах укрепления Русского централизованного государства; проводилась с 1565 г. и сопровождалась массовыми репрессиями, казнями.
51
В тюрьме заключенные должны были кормиться за свой счет.
52
Проезд королевича относится к 1644 году.
53
…с гербом города… – На гербе Пскова был изображен барс и протянутая из облаков десница.
54
Воеводский обыск – дознание, следствие.
55
Июда – Иуда Искариот, один из двенадцати апостолов, предавший своего учителя Христа за тридцать сребреников.
56
Первуньку… потянуло в холопы… – Холопы, лично несвободные люди, близкие по положению к рабам. В XVII в. различались полные холопы, которые переходили по наследству и могли стать объектом продажи, и кабальные холопы (см. подстрочное примеч. на с. 20). Ввиду крайней бедности в холопы шли и добровольно, т.е. без предварительного заема денег, как в романе поступает Первуня. Зависимость таких холопов прекращалась со смертью господина.
57
Святки – церковный праздник, установленный в память мифического рождения и крещения Христа; совпадали с празднованием Нового года, сопровождались гаданием, пением, плясками.
Крещение – церковный праздник, во время которого происходила церемония освящения воды.
58
Мирожский монастырь – основан в начале XII в. (до 1156 г.), включает памятник русского искусства – Спасо-Преображенский собор.
59
Монастырский трудник – добровольный работник (по обету) в монастырях России XVI–XVII вв.; во время работ находился на иждивении монастыря.
60
Запон – фартук.
61
«Апостол» – церковное чтение, нередко выполнявшееся не церковнослужителями, а грамотными и хорошо читавшими прихожанами.
62
Масленица – весенний праздник у славянских народов, посвященный проводам зимы и встрече весны.
63
…через царскую площадь… – Имеется в виду Красная площадь в Москве.
64
Пищали – ружья или пушки в зависимости от калибра; ручная пищаль, или «рушница», – ружье, «ломовая пищаль» – осадная пушка.
65
Траханиотов Петр Тихонович (?–1648) – окольничий, с июня 1646 г. управлял Пушкарским приказом, казнен восставшими во время Московского бунта в июне 1648 г.
66
Запорожская сечь – укрепленный лагерь на острове Хортица, на Днепре, центр запорожского казачьего войска.
67
Дворецкий – управляющий хозяйством в помещичьих имениях и городских особняках в России.
68
Боярская дума – в XVII в. высший феодальный совет при царе, состоял из представителей старой аристократии и выдвинувшихся при первых Романовых дворянских фамилий; в Думе принимали участие так называемые думные люди: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
69
Стольник – дворцовый чин; стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и другие должности.
70
Алексей Михайлович Романов (1629–1676) – русский царь с 1645 г. В его правление (в период, описываемый Ст.Злобиным) оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649 г.), были подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове и других городах России (1648–1650).
71
Пушкарский приказ – центральное правительственное учреждение России XVI–XVII вв., ведавшее военными делами.
72
Романов Никита Иванович (?–1654) – политический деятель, двоюродный брат царя Михаила Федоровича и двоюродный дядя царя Алексея Михайловича, боярин с 1645 г., поддерживал оппозиционную правительству Б.И.Морозова боярскую группировку, пытался добиться мирного прекращения Московского восстания (1648).
73
Милославский Илья Данилович – боярин; его дочери: Мария (1625–1669) стала первой женой царя Алексея Михайловича, Анна – женой боярина Б.И. Морозова.
74
Морозов Борис Иванович (1590–1661) – боярин, воспитатель царя Алексея Михайловича, после восшествия которого на престол стоял во главе правительства (1645–1648); его финансовые реформы явились одной из причин Московского восстания (1648); по требованию восставших был на короткое время выслан из Москвы в Кирилло-Белозерский монастырь, а затем снова привлечен царем к управлению государством и до конца 50-х гг. сохранял политическое влияние.
75
Шорин Василий Григорьевич – русский купец, вел крупную торговлю как в стране, так и с восточными государствами, владел соляными и кожевенными заведениями; его дворы во время Московского восстания были разгромлены.
Чистый Назарий – думный дьяк, в 1647 г. стоял во главе Посольского приказа и Новгородской четверти; молва приписывала ему инициативу соляного налога; убит во время Московского восстания 2 июня 1648 г.
Плещеев Леонтий Стефанович – судья Земского приказа; за злоупотребления убит во время Московского восстания 3 июня 1648 г.
76
…надумали они соль на Руси дорожить. – В 1646 г. правительство Алексея Михайловича ввело на соль высокую пошлину взамен других налогов. Предполагалось, что никто не сможет уклониться от этого налога, так как соль покупают все. Однако ожидания правительства не оправдались. Соляной налог вызвал так называемый «соляной бунт» (1648).
77
Каин – персонаж библейского мифа; согласно легенде, из зависти убил своего брата.
78
Очень высокие бобровые шапки были отличительным признаком боярского одеяния.
79
«Рафли» – гадательная книга.
80
Иосиф Прекрасный – библейский герой, прославившийся уменьем разгадывать значение снов.
81
Земские ярыжки при кабаках исполняли роль полицейских.
82
Соломон – царь Израильско-Иудейского царства в 956–928 гг. до н.э. Согласно библейской легенде, славился необычайной мудростью.
83
Контарь – весы, род безмена. Отличается тем, что у безмена передвигается точка опоры по коромыслу, а гиря неподвижна; у контаря же точка опоры неподвижна, а гиря перемещается вдоль коромысла.
84
Навязень – самодельный кистень, палка с навязанной на веревку гирей или камнем.
85
Хари – маски для святочных ряженых.
86
Правеж – способ принуждения к оплате денежного долга. «Правежного» привязывали к столбу на площади и били палками (батогами).
87
Томила Слепой (Васильев) – один из руководителей Псковского восстания, был (до мятежа) старостой площадных подьячих (см. подстрочное примеч. к с. 25). При его активном участии составлялась большая псковская челобитная царю, в которой очень живо излагались события, вызвавшие бунт в городе, и требования псковитян. После ликвидации восстания был отправлен в Новгород, присужден к кнуту и выслан в отдаленные края Московского государства (см.: M.H. Тихомиров. Псковское восстание 1650 года. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1935, с. 175). Каких-либо более точных биографических сведений о Томиле Слепом, как и о других вождях городского восстания, к сожалению, не сохранилось.