Последние Рюриковичи и закат Московской Руси
Необходимо признать за лидерами антиеретической партии не только изощренность, сребролюбие, жестокость и беспринципность, но и умение видеть свои слабые места и желание преодолевать недостатки. Менее всего они напоминают закоснелых традиционалистов. Геннадий и его единомышленники остро чувствовали потребность в пополнении интеллектуального арсенала. С прискорбием наблюдая невежество современного духовенства, новгородский епископ не раз ходатайствовал о заведении духовных училищ перед великим князем и митрополитом. Иосиф, как мы можем судить по «Просветителю», отличался изрядной начитанностью. Он превратил Волоцкий монастырь в центр книгописного дела и активно собирает рукописи. К 1545 году обитель имела книжное собрание, насчитывающее 755 книг – весьма значительная для своего времени цифра. Скажем, в 1549 году в библиотеке Соловецкого монастыря, основанного на сорок с лишним лет ранее Волоцкого, мы находим всего 281 книгу[340].
В свете нападок со стороны еретиков Геннадий принялся изучать вопросы хронологии, анализировать принципы счисления, представленные в «Шестокрыле», сравнивать их с христианскими аналогами. «А что числа поставлены в Шестокриле 276 девятьнадесятиц, ино то учинили на прелесть христианскую – хотят рещи: лета христианскаго летописца съкратишась, а наша пребывают. А то хотят ту прелесть явити как изойдет наша Пасхалиа, занеже аз испытаю его прошел, да и написано у меня. Ино те числа, что поставлены, 376 девятьнадесятниц лет будет 5228. И потому и но у них еще пришествия Христова несть, ино то они ждут антихриста. Ино то прелесть великая!»[341]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Вернадский Г.В. Россия в средние века. Тверь – Москва, 2000. С. 60.
2
Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1996.
3
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993. С.133.
4
Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь – Москва, 2001. С. 333.
5
Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 тт. Курс русской истории. Ч.П. Т. 2. М., 1989. С. 135.
6
Бычкова М.Е. Состав класса феодалов России в XVI веке. Историко-генеалогическое исследование. М., 1986. С. 78 – 79.
7
Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 тт. Курс русской истории. Ч.П. Т. 2. С. 131.
8
Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI. М., 1988. С. 284, 286.
9
Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России, С. 28—29.
10
Там же. С. 29.
11
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях… С. 102.
12
Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М., 1985. С. 206.
13
Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди. М., 2000. С. 57.
14
Вернадский Г.В. Монголы и Русь. С. 271.
15
Повесть о Московском взятии от царя Тохтамыша // Памятники литературы Древней Руси XIV—XV века. М., 1981. С. 78.
16
Каргалов В. В. «На границах Руси стоять крепко». Великая Русь и Дикое Поле. Противостояние XIII—XVIII вв. М., 1998. С. 45.
17
См. Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв. М., 1960.
18
Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Смоленск, 1998. С. 79.
19
Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди. С. 4 – 6.
20
Там же. С. 19.
21
Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990. С. 23, 24.
22
Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди. С. 40, 42.
23
Там же. С. 71.
24
Там же. С. 50.
25
3имин А.А. Формирование боярской аристократии в России. С. 31, 183.
26
Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди. С. 72.
27
Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. С. 40.
28
Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России. С. 298.
29
Там же. С. 173, 186.
30
Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986. С. 24.
31
Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. С. 23.
32
Бычкова М.Е., Виноградов А.В. Международные связи России в 70-е годы XV – первой половины XVI века // История внешней политики России XV—XVII веков. М., 1999. С. 108.
33
Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства (вторая половина XV века). М., 2001. С. 136 – 138.
34
Каргалов В.В. На границах Руси стоять крепко! С. 94.
35
Летописный сборник, именуемый Патриаршьей или Никоновской летописью (Полное собрание русских летописей. Том XII). М., 2000. Далее «Никоновская летопись». С. 201.
36
Греков И. В. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV—XVI вв. М., 1963, С. 191, 194.
37
Богуславский В. В. Держава Рюриковичей. Славяне – Русь – Россия. Том первый. Тула, 1994. 78.
38
Софийская вторая летопись. (Полное собрание русских летописей. Т. VI. Вып. 2.) М., 2001. С. 289.
39
Там же. Стб. 310.
40
Там же. Стб. 294.
41
Никоновская летопись. С. 205.
42
Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. С. 121, 133.
43
Вернадский Г.В. Россия в средние века. С. 86.
44
Никоновская летопись. С. 203.
45
Зимин А.А. Россия на рубеже XV—XVI столетий: (Очерки социально-политической истории). М., 1982. С. 66.
46
Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России. С. 239.
47
Никоновская летопись. С. 190.
48
Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства b XIV—XV bb. М., 1960. С. 889—890.
49
Зимин А.А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. С. 67.
50
Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России. С. 242.
51
Вернадский Г.В. Монголы и Русь. С. 342.
52
Там же. С. 352.
53
Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 104.
54
Одесский М.П. Древняя Русь: образы власти // Историк во времени: Третьи Зиминские чтения: Сборник тезисов докладов и сообщений научной конференции. Отв. ред. Ю.Н. Афанасьев(Электрон. ресурс). М., 2000.
55
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях. С. 54.
56
Там же. С. 54.
57
Пайпс Р. Россия при старом режиме. С. 145.
58
Павлов-Силванский Н.П. Государевы служилые люди. С. 7.
59
Русские летописи. Том III. Воскресенская летопись. – Рязань, 1998. Далее «Воскресенская летопись». С. 83.
60
Никоновская летопись. С. 127.
61
Пайпс Р. Россия при старом режиме. С. 105.
62
Никоновская летопись. С. 219.
63
Сборник Русского исторического общества. Т.41. С. 490.
64
Вернадский Г.В. Монголы и Русь. С. 393.
65
Горский А.А. «Все его еси исполнена земля русская..» Личности и ментальность русского Средневековья. М., 2001. С. 147.
66
Боровкова-Майкова М.С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912. //Памятники древней письменности и искусства. Т. 179. С. 89.
67
См. Лённгрен Т. П. Великий старец Нил Сорский. «Московский журнал» № 3, 1999.
68
Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т I—II. М., 1993. С. 386
69
Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Статьи. СПб., 2000. С. 82.
70
Там же. С. 29.
71
Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. Сост. Дунаев А.Г. М., 1999. С. 12
72
Там же. С. 12.
73
Прохоров Г.М., Шевченко Е.Э. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 31
74
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 159.
75
Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. Нило-Сорский скит как уникальное явление монашеской культуры Руси XV—XVII вв. // Исторический вестник. №3 – 4, 1999. С. 41.
76
Боровкова-Майкова М.С. Нила Сорского Предание и Устав. С. 22—27.
77
Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. С. 111.
78
Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Во имя Отца и сына и Святого Духа. Проповеди. Клин: 1999. С. 222.
79
Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. С. 387.
80
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII века. М., 1995. С. 193.
81
Левшун Л. В. История восточнославянского книжного слова XI—XVII. Минск, 2001. С. 272.
82
Игумен Иоанн Экономцев. Православие, Византия, Россия. М., 1992. С. 190, 191.
83
Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. С. 45.
84
Софийская вторая летопись. Стб. 319.
85
Мейендорф Иоанн. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997. С. 22.
86
Алексеев А.И. Под знаком конца времен. Счерки русской религиозности конца XIV-начала XVI вв. СПб., 2002. С. 192, 193.
87
Плигузов А.И. Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 282—284.
88
Ключ разумения. Русские подвижники благочестия о молитве Иисусовой. Москва – Екатеринбург. 2003. С. 303.
89
Прп. Симеон Новый Богослов. Прп. Никита Стифат. Аскетические произведения. Клин, 2001. С. 31.
90
Скрынников Р.Г. Святители и власти. С. 48.
91
Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI в.). М., 1977. С. 71—72.
92
Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М. – Л., 1960. С. 224.
93
Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. С. 47.
94
Боровкова-Майкова М.С. Нила Сорского Предание и Устав. С. 6.
95
Там же. С. 47.
96
Там же. С. 9.
97
Алексеев А.И. Под знаком конца времен. С. 142 – 148.
98
Послания Иосифа Волоцкого. М. – Л., 1959. С. 216.
99
Воскресенская летопись. С. 266.
100
Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т.1. СПб., 1991. С. 315.
101
Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. С. 43.
102
Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV-начала XVI века. М.-Л., 1960. С. 206.
103
Казанский П.С. Об источниках для истории монашества египетского в IV и V в. М., 1872. С. 24.
104
Алексеев А.И. Под знаком конца времен. С. 201.
105
Смолич И.К. Русское монашество. Возникновение, развитие и сущность. (988 – 1917.) Жизнь и учение старцев (Путь к совершенной жизни.) М., 1999. С. 63.
106
Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991. С. 22.
107
Беседы (Смилии) Святителя Григория Паламы. Ч. 2. М., 1993. С. 13.
108
Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Том II. Период второй, московский от нашествия монголов, до митрополита Макария включительно. Первая половина тома. М., 1997. С. 623.
109
Там же. С. 621.
110
Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России. С. 96.
111
Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI в. М., 1984. С. 358.
112
Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т 1. С. 317.
113
Карташев А.В. Счерки по истории русской церкви. Т.1. С. 407.
114
Смолич И.К. Русское монашество. С. 63.
115
Боровкова-Майкова М.С. Нила Сорского Предание и Устав. С. 5.
116
В. В. Миль ков. Основные направления древнерусской мысли. // В кн.: Громов М.Н. Миль ков В. В. – Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. С. 316.
117
Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян. М., 1966. С. 232.
118
Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России. С. 48.
119
Там же. С. 48.
120
Там же. С. 42.
121
Там же. С. 44.
122
Там же. С.47, 51.
123
Богуславский В. В. Держава Рюриковичей. Славяне – Русь – Россия. Том первый. Тула, 1994. С. 272.
124
Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России. С. 44.
125
Тихомиров М.Н. Российское государство XV—XVII вв. М., 1973. С. 126.
126
Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России. С. 48.
127
Там же. С. 50.
128
Там же. С. 49.
129
Полное собрание русских летописей. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века. М., 1949. С. 309.
130
Воскресенская летопись. С. 266.
131
Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России. С. 63.
132
Алексеев А.И. Под знаком конца времен. С. 220.
133
Там же. С. 205.
134
Полный православный богословский энциклопедический словарь. (Репринтное издание.) Т. 2. М., 1992. С. 1669.
135
Никоновская летопись. С. 197.
136
Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России. С. 52.
137
Смолич И.К. Русское монашество. С. 57.
138
Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России. С. 60, 224.
139
Янов А.Л. Методология исследования политической традиции в России. Семинар // Социокультурная методология анализа российского общества. Независимый теоретический семинар. М., 1998. Электронная версия.
140
Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 21; Карташев А.В. Счерки по истории русской церкви. Т 1. С. 413.
141
Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. С. 61.
142
Прп. Симеон Новый Богослов. Прп. Никита Стифат. Аскетические произведения. С. 35.
143
Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 79.
144
Ивина Л.И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV – первой половиныXVI в. Л., 1979. С. 105, 114.
145
Полное собрание русских летописей. Т. VIII. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. С. 160.
146
Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства. С. 86.
147
Там же. С. 43.
148
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. С. 489.
149
Сервицкий А. Опыт исследования ереси новгородских еретиков, или «жидовствующих» // Православное обозрение. М., 1862. Т. 8. Июнь. С. 183—184.
150
Казакова Н.А. Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-начала XVI века. М.-Л., 1955. С. 74, 147.
151
Там же, С. 316, 375, 383.
152
Иосиф Волоцкий. Просветитель. М., 1993. С. 23, 27.
153
Карташев А.В. Счерки по истории русской церкви. Т. 1. С. 494.
154
Полное собрание русских летописей. Т. VI. Софийская вторая летопись. СПб., 1853. С. 221.
155
Греков И. Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV—XVI вв. М. 1963. С. 184.
156
Дюличев В.П. Рассказы по истории Крьма. Симферополь: 1997. С. 135.
157
Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. С. 371.
158
Якобсон А.П. Крым в средние века. М. 1973. С. 111.
159
Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. С. 217.
160
Прохоров Г.М. Прение Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих» // ТОДРЛ. Т. 27: История жанров в русской литературе X—XVII вв. Л., 1972. С. 354.
161
Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. С. 98. Смирнов В.Д. Крымское ханство под началом Оттоманской порты до начала VIII в. СПб. 1887. С. 255.
162
Греков И. Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV—XVI вв. С. 223
163
Бычкова М. Е., Виноградов А. В. Международные связи России в 70-е годы XV – первой половины XVI века. // История внешней политики России XV—XVII веков. М., 1999. С. 128.
164
См. Одесский М.П. Государь-кудесник в древнерусской литературе: К вопросу о демонической природе Дракулы-воеводы // Материалы Международного конгресса «100 лет P.O. Якобсону». М., 1996.
165
Грамоты Иоанна III Захарию Скаре, «Записки Одесского о-ва истории и древностей», V. С. 272 – 274.
166
Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. С. 221.
167
Грамоты Иоанна III Захарию Скаре. «Записки Одесского о-ва истории и древностей», V. С. 202 – 203.
168
Белокуров С.А. О ереси «жидовствующих». О сношениях Шеи-на со Скарою // Русская историческая библиотека. VI. М., 1902. С. 772.
169
Казакова Н.А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.-Л., 1955. С. 309.
170
Словарь книжников и книжности Древней Руси. С. 317 – 318.
171
«Сказание краткое о создании пречестной обители Боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме; а также повесть о преподобных отцах Сергии и Германе, зачинателях той обители, и о перенесении святых мощей их» «Север», 1991, № 9.
172
Там же.
173
Казакова Н.А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси. С. 318.
174
Полное собрание русских летописей. Т. XXV. Московский летописный свод конца XVвека. С. 309.
175
Казакова Н., Лурье Я. Антифеодальные еретические движения на Руси. С. 481.
176
Макарий, митр. Московский. История Русской Церкви в период разделения на две митрополии. Т. 6. Кн. 1. СПб., 1887. С. 91.
177
Казакова Н.А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси. С. 310.
178
Аграрная история Северо-Запада России второй половины XV – начала XVI вв. Л., 1971. С. 333.
179
Скрынников Р.Г. Святители и власти. С. 82
180
Греков Б. Д. Избранные труды. М., 1960. – Т.4. Новгородский дом Святой Софии. С. 454.
181
Павлов А. С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Ч. 1. Одесса, 1871. С. 51.
182
Великие Минеи Четий. Сентябрь. Дни 1 – 13. СПб., 1868. Стб. 472—473.
183
Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России. С. 61.
184
Алексеев А.И. Под знаком конца времен. С. 285.
185
Полное собрание русских летописей. Полное собрание русских летописей, Т. VIII. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. С. 218.
186
Казакова Н., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси. С. 312—313.
187
Мильков В. В. Основные направления древнерусской мысли. С. 308.
188
Зимин А.А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. С. 78, 82.
189
Там же. С. 87.
190
Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике. С. 224—229.
191
Скрынников Р.Г. Святители и власти. С. 109.
192
Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди. С. 49.
193
Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С.149.
194
Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России. С. 185.
195
Послания Иосифа Волоцкого. С. 330.
196
Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России С. 234.
197
Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV—XVIIb. СПб., 1903. С. 39.
198
Иосиф Волоцкий. Просветитель. С. 32.
199
Прел. Иосиф Волоцкий. Просветитель. С. 36.
200
Там же. С. 33.
201
Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 31.
202
Успенский Ф.И. История Византийской империи. VI—IX вв. М., 1996. С. 572.
203
Иосиф Волоцкий. Просветитель. С. 349.
204
Там же. С. 26.
205
Там же. С. 25.
206
Зелинский A.M. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст. 1978. Литературно-теоретические исследования. М., 1978. С. 96.
207
Алексеев А.И. Под знаком конца времен. С. 66.
208
Послания Иосифа Волоцкого. С. 170.
209
Плигузов А.И., Тихонюк И.А. Послание Дмитрия Траханиота Новгородскому архиепископу Геннадию Гонзову о седмеричности счисления лет // Естественно-научные представления Древней Руси. М. 1988. С. 73.