Полная версия
Саморазвитие в социуме. Журналистские запросы
Саморазвитие в социуме
Журналистские запросы
Мария Николаева
© Мария Николаева, 2024
ISBN 978-5-0059-2329-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
«Умная Россия»
Любимое дело – философия
Делом моей жизни стала философия, которой я начала обучаться в 1990 году, а последние почти 20 лет являюсь независимым экспертом, и никакие кризисы не заставили меня заняться чем-то другим.
Среди достижений за более четверти века профессиональной деятельности 3 диплома по специальности «философия», 20 печатных научных работ, 5 лет работы редактором в гос. вузах, 40 книг, общий тираж которых перевалил за 100 000 экземпляров исключительно на средства издательств, в общей сложности 15 лет жизни и культурных исследований в 40 странах мира, 12 лет преподавания восточных практик (я также востоковед), консультирование и коучинг специалистов помогающих профессий, членство в Союзе переводчиков России за большие объемы переводов и др.
С какими трудностями приходилось сталкиваться?
Прежде всего, это получение качественного философского образования в постсоветской России, когда государственные вузы еще были неповоротливыми инертными машинами. Я оставила после второго курса биофак ЛГУ (ныне СПбГУ) и сначала ходила в лекторий, но потом окончила один за другим два вуза, которые исходно давали альтернативное образование по уникальным программам, хотя и получили госаккредитацию – это Высшая Религиозно-Философская Школа и Русская Христианская Гуманитарная Академия. Конечно, образование было платным – и пришлось много работать, сначала на низкоквалифицированных работах (рыла землю в экспедициях, мыла унитазы в психиатрической лечебнице, торговала туристским снаряжением на вокзале, сидела по ночам у постели умирающих стариков и пр.), а позже зарабатывая в основном редактурой и переводами.
Непросто было пробиться в печать, когда еще не было интернета. Я участвовала в конференциях и радовалась каждому сборнику научных работ, где печатались мои статьи. Большая часть творческой энергии уходила на редактирование учебных пособий в трех вузах Петербурга и подработки в популярных издательствах, так что я была отчасти вхожа в их внутреннюю кухню. Так прошло почти 10 лет суровых 90-х, и вот настал «звездный час», когда издательство «Питер» выпустило сразу серию моих книг большими тиражами, так что я мгновенно засветилась как автор в поле зрения других издателей, и дальше пошло как снежный ком… За нулевые годы мои книги вышли в доброй дюжине российских издательств, стали переводиться на иностранные языки, не говоря уже о статьях в бумажных журналах. Именно тогда я уехала жить и работать за границу, сначала в Индию.
Ровно 10 лет меня вообще не было в России, за границей я пережила фактически два финансовых кризиса 2008 и 2014 года. Первый кризис ударил по издательской сфере с такой силой, что я разом лишилась всех заказов на переводы, да и уже заключенные договора на книги стали расторгать один за другим. В тот момент, когда я была заброшена на вулкане Тоба в Индонезии неожиданно пришло первое предложение провести индивидуальную программу для клиента – так я начала преподавать, чем и занималась сначала на острове Бали до самого второго кризиса. Наперекор изменению политической ситуации именно тогда я переориентировалась на Европу и стала проводить зимы по приглашениям в странах Шенгена. Это также закрывало финансовые вопросы, поскольку в большинстве случаев я приезжала на все готовое, меня встречали коллеги и ученики.
Начало пандемии застало меня на зимовке в Черногории, откуда я вылетела знаменитым «вывозным рейсом», с большим трудом организованным нашим МИДом. К началу самоизоляции у меня уже был многолетний опыт ведения вебинаров, однако теперь настало время переводить сырые записи в качественные онлайн курсы. Так, вскоре я начала жить на пассивный доход с Udemy, будучи самозанятым, однако этой весной последовал новый удар в виде санкций. Что ж, решение было найдено – и теперь мои курсы есть сразу на трех отечественных платформах. В текущих условиях медийных ограничений третий год развиваю свой дзен-канал «Стратегия самобытности» по социальным проблемам, а также активно публикуюсь в СМИ. Веду коучинг для экспертов и преподавателей, консультирую продвинутых практикующих по философским вопросам.
Мне везло в том, что многое удавалось делать вообще без денег, поскольку мое творчество было востребовано – по самым скромным расчетам издательства вложили в мои книги миллионы рублей, а бесплатное поселение на пятизвездочных виллах на Бали и в солидных апартаментах в Европе не представляло труда для их владельцев. Я сама не могу похвастаться миллионами, да и по привычке всегда живу довольно аскетично, однако моя профессиональная деятельность доставляет все необходимое, чтобы продолжать заниматься любимым делом, не растрачивая внимание на поиски каких-то иных источников дохода, а всецело концентрируясь на творчестве – и это самое главное… Вот почему моя история не будет мотивационной для тех, кто хочет разбогатеть на философии, но я безусловно являюсь примером, а по многим отзывам и «легендой» верности своему призванию!
Недавно отметив 51 год, я с оптимизмом смотрю в будущее, имея задел из книг и курсов, которые продолжают продаваться, высвобождая время для творчества, и я предпочитаю делать акцент на форматах, дающих быструю обратную связь от аудитории и непосредственный контакт с учениками.
Авторский питч на сервисе «Прессфид» был опубликован: «Философия – дело всей моей жизни! Рассказывает Мария». – «Умная Россия», Санкт-Петербург (20/07/2022)
TV BRICS
Почему стоит поехать в Индию
Ровно 10 причин поехать в Индию в отпуск:
1. Индия – родина йоги, где можно обучаться у авторитетных учителей, особенно в Ришикеше в предгорьях Гималаев, получая знания и опыт у лучших мастеров, даже при отелях для туристов.
2. Южный штат Керала – родина аюрведы, традиционной индийской медицины, где расположено множество клиник, предлагающих пройти панча-карму – комплексное очищение организма, а также другие процедуры.
3. Это огромная страна, где можно найти любые климатические условия: океанские побережья, знойные пустыни, тропические леса, высокогорные ледники и пр.
4. Сохранилось множество древних памятников, входящих в список культурного наследия ЮНЕСКО, например, развалины древних столиц Хампи и Махабалипурам и др.
5. Культурное многообразие представлено в Индии далеко не только различными течениями индуизма, но есть мусульманские, буддийские и христианские регионы.
6. Изобилие диковинных и весьма дешевых фруктов позволит устроить витаминную перезагрузку для организма, правда, нужно не забывать их тщательно мыть.
7. Если уметь отчаянно торговаться и сбивать втрое-впятеро накрученные цены для иностранцев, то удастся закупиться экзотическими вещами и натуральной одеждой.
8. Можно попасть на яркие незабываемые народные праздники, если подгадать поездку к значимым датам, которые обычно приходятся на новолуние и полнолуние.
9. При желании уединиться в тишине и покое, можно выбрать один из множества ашрамов, где целыми днями предаваться медитации и прогулкам по красивым садам.
10. Для любителей экстрима найдутся и бурные реки, и неприступные вершины, а самое главное – опытные местные гиды, способные организовать погружение в глубинку.
Авторский питч на сервисе «Прессфид» был опубликован: « Почему обязательно стоит поехать в Индию в отпуск». – TV BRICS (18/04/23)
https://tvbrics.com/news/pochemu-obyazatelno-stoit-poekhat-v-indiyu-v-otpusk/
РИА «Новости»
Социофобия: как избавиться и побороть
Социофобия стала довольно распространенным явлением, поскольку не относится к серьезным психическим отклонениям, вроде социопатии, а легкие неврозы обычно не привлекают большого внимания не только со стороны общества, но и самого человека. Примечательно, что многие социофобы предпочитают считать себя интровертами, тем самым избавляясь от констатации факта, что свое поведение нужно менять, ведь тогда это просто тип личности, причем имеющий множество положительных преимуществ.
Проще всего отличить социофоба от интроверта по эмоциональному состоянию, где явственно прослеживается боязнь и навязчивая тревожность в перспективе контактов с людьми или публичных выступлений. Интроверт склонен пребывать в одиночестве не потому, что он боится коммуникаций, а просто в силу сосредоточенности в своем внутреннем мире, но при необходимости легко справляется с необходимыми задачами, например, кабинетный ученый спокойно прочитает курс лекций, хотя не рвется к славе.
А вот социофоб начинает нервничать, как только возникает малейшая потребность выйти в люди, оказаться в центре внимания, доказывать свою правоту. Он может испытывать временные, но явные физиологические симптомы в виде учащенного дыхания, легкой дрожи в ногах и руках, прерывистого голоса. Кроме того, он часто склонен принимать закрытую «защитную» позу, ссутулив плечи, скрещивая руки на груди, сидя нога на ногу. И, наконец, он найдет сотню отговорок, чтобы отложить или отменить «звездный час».
Тем не менее, социофоб довольно безобиден от окружающих, и больше всего от своего отклонения в поведении страдает он сам или самые близкие люди, которые зависят от нерешительности его действий, например, если он кормилец семьи. Совсем другое дело, когда человек от страха переходит к той или иной форме агрессии, и тогда это уже будет социопатия – серьезное психическое отклонение. Социопат аморален и безжалостен к людям в стремлении сохранить свои личные границы, внутри которых ему комфортно.
Конечно, при симптомах социофобии всегда проще и надежнее обратиться к специалисту, но здесь возникает парадокс, ведь врач или психолог тоже люди, а именно им социофоб как раз и не доверят вторжение в свой ранимый внутренний мир. Для того чтобы пойти на контакт с другим человеком социофобу уже потребуется преодолеть свою боязнь, а тогда у него в значительной мере отпадает нужда в помощи. Вот почему с социофобией большинство людей предпочитает справляться как-то самостоятельно или по книгам.
Действительно, многое можно проработать не выходя из дома, поскольку социофобия часто завязана на обычных комплексах, связанных со своим внешним видом, звуком голоса, манерами держаться. В таком случае, человек скорее боится не столько самих людей, сколько произвести на них неудачное впечатление. Вот почему даже навык перед выходом из дома немного повысить самооценку перед зеркалом порой решает много проблем. Если социофоб начинает нравиться себе самому, люди его больше не смутят.
Дополнительной подготовкой могут быть физические и дыхательные упражнения, ведь боязливостью отличаются слабые люди или те, кто напрасно считает себя таковыми. Стоит привести себя в гораздо лучшую форму, как снимется тревожность, появляется уверенность, а в дальнейшем можно развивать успех, переходя к занятиям фитнесом в центрах, где люди заведомо настроены на взаимопомощь и поддержку. Постепенно человек привыкает к взаимодействию на равных и легко контактирует с чужими людьми.
Более сложными для самостоятельной проработки являются вполне конкретные травмы психики, особенно еще в раннем детстве, которые закрепили опасения перед людьми, которые всегда потенциально могут причинить боль. Такими ситуациями могут быть личные обиды, когда кто-то ударил или задел, общие насмешки в классе, тем более групповая травля, к которой нередко склонны подростки. Повзрослев, человек может не связывать социофобию с давно забытыми ситуациями, и тогда нужен глубокий психоанализ.
И, наконец, социофобу не стоит бояться своей социофобии, не воспринимать такое положение дел как единственно возможное для себя самого, а искать возможность измениться. Если же человек упирается в принцип «Я – такой!», то ему сложно помочь.
Авторский питч на сервисе «Прессфид» был частично опубликован: «Социофобия: как справиться со страхом, советы врачей». – РИА «Новости» (15/03/2023)
https://ria.ru/20230315/sotsiofobiya-1858109729.html
Подготовка к стойке на голове
1. Стойка на голове
Классическая Ширшасана считается королевой асан – главной йогической позой, которая приносит значительную пользу, но и требует изрядной подготовки. Эта асана встречается уже в древних трактатах, она входит в перечень основных асан в систематическом труде «Хатха-йога-прадипика», и без нее не обходится практически ни один современный стиль хатха-йоги.
1.2. Польза
Перевернутые асаны в целом характеризуются полным обращением всего тела относительно оси земного притяжения, а значит изменением влияния гравитации, от чего зависит прежде всего кровообращение и давление массы тела на опорно-двигательный аппарат, а также временно некоторое смещение всех внутренних органов. Это приводит к улучшению снабжения кровью головного мозга, снятию множества зажимов, вызванных привычным давлением тканей вниз, и наоборот, оттоку крови от ног, что способствует их расслаблению и отдыху от постоянного прессинга под весом всего тела. Кроме того, Ширшасана является наилучшей подготовкой к медитации, а также обладает психологическим эффектом изменения картины мира, способности посмотреть на привычные вещи под другим углом зрения, принять противоположное мнение.
1.3. Вред и противопоказания
Если здоровый человек при выполнении стойки на голове тренирует сосуды головного мозга, что служит профилактикой инсультов, то наоборот, при перенесенном инсульте, частых головных болях, опухоли головного мозга, да и просто ослабленных сосудах в силу возраста или сильного утомления, стойка на голове противопоказана, поскольку ее выполнение может привести к тяжелым последствиям. Точно так же, прилив крови полезен для здоровых глаз и может служить терапией при слабой миопии, однако стойка на голове становится очень опасной при глаукоме, отслоении сетчатки, да и просто повышенном глазном давлении. Не рекомендуется она при любых других заболеваниях в области головы и шеи, хотя у здоровых людей служит для их профилактики. Кроме того, стойка на голове опасна при ослабленной шее и слабых руках (поскольку основной вес должен приходиться не на саму голову, а на руки), не говоря уже о проблемах с шейным отделом позвоночника, ведь шея в принципе не предназначена для сильных нагрузок. На самом деле, приступать к Ширшасане могут только здоровые люди, что касается, впрочем, и практики хатха-йоги как таковой, если это не специальная йога-терапия. И, наконец, даже для тренированных практикующих может быть опасно чрезмерно длительное удержание стойки на голове, если они выходят за границы собственных возможностей.
2. Как научиться стоять на голове
Конечно, изучение всех тонкостей по технике выполнения стойки на голове может происходить только под руководством инструктора. Здесь не подойдут ни книги с картинками, ни даже видео-уроки. Причина проста: если вы что-то делаете неправильно, только грамотный инструктор сразу это заметит и вовремя вас поправит, пока вы не успели себя травмировать. Если же вы пытаетесь оценивать правильность выполнения самостоятельно, то ошибки могут стоить вам здоровья. Более того, сам выход в стойку на голову поначалу требует страховки и помощи другого человека до тех пор, пока вы не начнете чувствовать себя уверенно. И хотя в качестве подспорья используется стена, все равно нужно на нее как-то поднять ноги, а для начинающих это само по себе выступает непростой задачей, чтобы встать у стены ровно.
2.1. Упражнения для подготовки
В действительности, Ширшасана обычно является заключительной позой всего комплекса йогических асан. Вот почему можно сказать, что только целостная и равномерная проработка всего тела другими асанами является необходимой и достаточной подготовкой к ее выполнению. Однако существует много асан, которые позволяют приучить тело к перевернутому положению постепенно, прежде чем переходить непосредственно к стойке на голове. Так, простейшим способом прочувствовать изменение гравитации служит подъем ног на стену лежа на спине, а потом приподнимая спину за счет упора стопами. Далее, выделяются так называемые полу-перевернутые асаны, например, простые наклоны, где только верхняя часть тела меняет ориентацию в пространстве. Здесь достаточно того, что бедра оказываются выше головы. Самыми ближайшими позами к Ширшасане будут стойки на плечах, такие как свечка и плуг. Парадоксальным образом, при проблемах с шеей порой стойка на руках может служить подготовкой к стойке на голове, хотя сама по себе она считается более сложной асаной.
2.2. Пошаговая техника выполнения
Сядьте на колени лицом к стене и установите руки, соединенные в пальцевый замок, на расстоянии нескольких сантиметров от стены (этот запас нужен для того, чтобы потом вас не отбрасывало от стены выступающими частями тела, прежде всего ягодицами). Локти должны быть на таком расстоянии друг от друга, чтобы положение предплечий создавало равносторонний треугольник. Вы можете заранее отмерить дистанцию между локтями, уперев кулак одной руки в локоть другой, а потом вернув руку в пальцевый замок. Поднимите таз и установите голову в корзинку между ладонями таким образом, чтобы шея стояла вертикально, а голова упиралась в пол самой массивной макушечной костью (ни в коем случае не ставьте голову на родничок). Затем поднимите колени над полом и начинайте медленно подходить стопами по полу к ногам. Когда все туловище примет вертикальное положение, полностью перенесите вес тела на руки (голова служит только дополнительной точкой опоры для удержания равновесия, на нее приходится всего пять процентов веса, для контроля ее можно даже слегка отрывать, выжимаясь за счет усилия плеч). Дальше остается только легким толчком оторвать стопы от пола и вывести согнутые ноги в положение над туловищем, а затем медленно выпрямить их вверх. Стопы должны быть плоскими, как будто вы стоите на потолке, не следует тянуть носки вверх, иначе у вас будет нарушаться прямое положение ног и возникнет тенденция к сгибу коленей. Обычно начинающим помогают поднять ноги и прислонить пятки к стене для баланса.
2.3. Как правильно выйти из стойки
Выход из Ширшасаны производится в обратной последовательности относительно входа. Следует помнить, что когда вы снова оказались в положении на коленях, не следует сразу поднимать голову и садиться. Сначала поставьте лоб на кулаки, расположенные друг на друге, чтобы туловище задержалось в горизонтальном положении, и не было резкого перепада. Обычно время удержания этой промежуточной фазы равно времени, которое вы провели в самой стойке на голове. Когда вы почувствуете, что нормальное состояние полностью восстановилось, можно выпрямиться и сесть.
2.4. Как долго нужно стоять
Самый плохой вопрос начинающих – это «Сколько времени нужно делать ту или иную асану?» Важно понимать, что воздействие любой нагрузки строго индивидуально даже для «относительно здоровых» людей. Ведь человека, который соответствовал бы стандартной норме, не существует в природе. Вот почему в любом случае поначалу вы не задерживаетесь в Ширшасане надолго, а только отрабатываете вход и выход, а потом постепенно начинаете наращивать время, отслеживая ощущения. Не должно быть не только боли, но и потемнения в глазах, головокружения, тошноты и прочих негативных симптомов. Если начинаются подобные физиологические реакции организма, нужно сразу выходить. Это сигналы, что вы начинаете выходить за свой личный предел. Ни в коем случае не следует «терпеть» недомогания в стойке на голове. Все время должно быть спокойное комфортное состояние. Вы ни с кем не соревнуетесь. По мере привыкания время естественного нахождения в стойке на голове будет увеличиваться.
2.5. Ошибки новичков
Главная ошибка – это самодеятельность, попытки освоить Ширшасану без инструктора. Техника безопасности превыше всего, поэтому не нужно жалеть денег или времени на дорогу в йога-центр. Вы потратите больше и того и другого на лечение, если ваши попытки кончатся травмой. Все остальные ошибки вам исправит грамотный инструктор, а предсказать заранее, что можно сделать не так, не представляется возможным, это можно только увидеть опытным взглядом. Люди порой выдумывают такие выкрутасы, от которых заранее предостеречь даже в голову не придет!
3. Растяжка в стойке на голове
Когда вы уверенно чувствуете себя в Ширшасане без опоры на стену, и у вас достаточно хорошее равновесие, можно подключать работу ногами прямо в стойке на голове. Это и растяжки, и скрутки, и различные повороты. Самым простым является разведение ног с расслаблением паховых связок, чтобы они расходились под собственной тяжестью. Растяжки можно делать в стороны и вперед-назад, возможны также вращения ног по максимально достижимому кругу. Вариаций такое огромное количество, что все зависит от уровня подготовки и конкретных задач.
4. Рекомендации
Здесь шла речь о классической Саламба Ширшасане с опорой на руки, где давление веса на голову фактически сведено к минимуму. Вы можете увидеть изображения Ниламба Ширшасаны, или стойки на голове без полной опоры на руки, лишь с фиксацией равновесия за счет установки ладоней на пол. Ни в коем случае не пытайтесь осваивать этот продвинутый вариант, если у вас нет действительно хорошей формы. В таком случае весь вес тела полностью переносится на шею и давит на голову, а это очень опасно. Даже опытные йоги в большинстве своем используют безопорную версию Ширшасаны лишь как проходную, то есть задерживаются в ней при переходе из позы в позу всего на секунду. Для этого нужно быть «профессиональным йогом».
Авторский питч на сервисе «Прессфид» был частично опубликован: «Как научиться стоять на голове: пошаговая техника выполнения от профи». – РИА «Новости» (05/09/2022)
https://rsport.ria.ru/20220905/golova-1814663669.html
Хатха-йога для начинающих
1. Хатха-йога
1.1. Польза
Само название ха-тха (солнце и луна) отсылает к гармонизации противоположностей, снятию противоречий, достижению равновесия в жизни. Это целостная система поддержания психофизического баланса, воссоединение с самим собой. Занятия хатха-йогой полезны для развития физического тела и эмоциональной стабильности, а серьезный тренинг позволяет улучшить все показатели до уровня выше среднего. Последнее время становится популярной такая разновидность хатха-йоги как йога-терапия, которая доступна не только для здоровых людей, но и служит прекрасным подспорьем при восстановлении больных.
1.2. Противопоказания
В принципе хатха-йога как таковая исходно предназначена для дальнейшего развития здоровых людей, поэтому при любых диагнозах практика должна быть скорректирована в индивидуальном порядке не просто инструктором по йоге, а специалистом по йога-терапии. Поскольку многие люди просто не знают своих диагнозов или не придают им значения, в фитнес-центрах часто подписывают, что вся ответственность за здоровье лежит на клиенте. При полном зале инструктор просто не в состоянии уделять внимание каждому человеку, поэтому обычно ограничивается установками на то, чтобы люди не переходили свои границы. При сомнениях, можно ли вам заниматься хатха-йогой, нужна консультация лечащего врача.
1.3. Отличие от других видов
В хатха-йоге делается акцент на самореализацию в физическом теле вплоть до достижения индивидуального бессмертия согласно древним трактатам, что считается мифологизацией западными исследователями. В любом случае, для последователей хатха-йоги недостаточно чистой духовности, а просветление должно быть проявлено непосредственно в этом мире при земной жизни. Вот почему на Западе, делая акцент именно на красивое здоровое тело, зачастую относят к хатха-йоге только гимнастику йогов. В действительности, сама хатха-йога также делится на большое количество различных школ, которые зачастую представляются как рядоположенные с ней самой. Внутренняя классификация проводилась в научном труде М. В. Николаевой «Основные школы хатха-йоги», изданном «Петербургским востоковедением».
1.4. Основные элементы
Целостная система хатха-йоги полностью вбирает все восемь ступеней классической раджа-йоги, начиная с моральных принципов (яса и нияма) и после обращения органов чувств во внутрь (пратьяхара) переходя к сосредоточению и глубокой медитации (дхарана, дхьяна, самадхи), что ясно прописано в «Хатха-йога-прадипике». Однако к работе с телом относятся преимущественно 3-я и 4-я ступени – асаны и пранаямы, то есть физические и дыхательные упражнения. На этом основании современные школы хатха-йоги зачастую пренебрегают целостным подходом, фактически вырывая из целостного контекста только два элемента. Кроме того, обычно в хатха-йоге добавляются очистительные процедуры (шат-карма), которые выполняются еще до практики асан.