Полная версия
Мне есть что сказать! Откровения о публичных выступлениях
Мне есть что сказать!
Откровения о публичных выступлениях
Марина Мазепова
Редактор Ксения Михалкина
© Марина Мазепова, 2023
ISBN 978-5-0059-1556-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
«Заговори, чтобы я увидел тебя» – эти слова когда-то произнёс Сократ, обращаясь к своему ученику. И сколько же в них смысла… Когда мы говорим, мы выражаем не только свою мысль, мы раскрываем себя как личность с чувствами, желаниями, представлениями. Это делает речь живой и наполненной. Заставляет слушателей, не отвлекаясь, улавливать каждый звук собеседника. Однако бывает, что мы много говорим, но мало выражаем. Слова пусты и формальны, они не задевают сердца окружающих.
Искусство красноречия заключается в том, чтобы всколыхнуть в душах людей нечто ценное и важное, зажечь в их глазах искру страсти и повести людей за собой, за мечтой и делом всей жизни.
Как заставить услышать и выделить себя из многообразия информации современного мира? Что необходимо сделать, чтобы слова зазвучали?
Секрет лежит в ответах на три главных вопроса ораторского искусства:
– Кто говорит?
– Что говорит?
– Как говорит?
Именно ответы на эти вопросы приведут вас на путь профессионального оратора: помогут совершенствовать свою речь, улучшить впечатление о себе, повлиять на личный и профессиональный успех.
Давайте вместе сделаем первый шаг, который приведёт вас на вершину успеха и раскрытия ораторского таланта.
Больше позитива, динамики и творчества! Говорите и вдохновляйте! Поехали!
Об авторе
Мазепова Марина Михайловна – эксперт в области ораторского искусства, бизнес-тренер и актриса театра.
– Педагогическая карьера началась в 1997 году в роли школьного учителя географии.
– В 2000 году стала педагогом-организатором театрального движения в районе при Центре детского творчества «Созвездие», а через год возглавила отдел организационно-массовой работы в этом же учреждении. Задача отдела заключалась в организации праздников и event-событий как для детей, так и для взрослых.
– Более 10 лет работала не только организатором событий, но и профессиональной ведущей праздничных мероприятий, организованных отделом культуры администрации района и города Нижнего Новгорода. В этом же 2000 году реализовала свою детскую мечту, став актрисой молодёжного любительского театра «Листопад».
– В 2004 году, переехав в Москву, освоила профессию бизнес-тренера и, работая в тренинговой компании «ATG», объездила многие города России с тренингами по продажам и деловым коммуникациям.
– В 2006 году приехала в Нижний Новгород с идеей создать в городе центр актёрского мастерства для взрослых людей. Вернулась в Центр детского творчества «Созвездие» и в свой любимый театр «Листопад», но параллельно с этим стала предпринимателем и набрала первую группу актёрского мастерства для деловых людей. На тот момент это был первый подобный центр в городе. До этого были любительские театры для взрослых, где можно играть на сцене, но преподавать актёрское мастерство для жизни и карьеры – это было нечто новое для Нижнего Новгорода.
– Через три года центр актёрского мастерства «АНТРЭ» набрал популярность. Марина Мазепова стала одной из первых, кто зародил в городе это модное на сегодняшний день направление.
– В 2007 году была приглашена вести курс деловых коммуникаций с элементами актёрского мастерства для деловых людей по программе МВА в Нижегородском техническом университете (НГТУ), где проработала более 15 лет.
– С 2008 года начала вести дисциплину по деловым коммуникациям на Президентской программе переподготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства России при НГТУ.
– Начала выступать в качестве приглашённого бизнес-тренера для подготовки персонала в области ораторского искусства и деловых коммуникаций, затем и в качестве мотивационного тренера на различных бизнес-форумах и молодёжных конференциях.
– Обучая людей, параллельно развивала свое дело. Центр актёрского мастерства «АНТРЭ» стал местом развития личности в области сценического и ораторского искусства, вокала и живописи.
– Развивая ораторское направление в центре, получила дополнительное профессиональное образование по профессии телерадиоведущая в «Шоу-Школе» Останкино.
– Создала свой авторский курс ораторского искусства, благодаря которому успешно обучила более 4000 человек из России и стран мира.
– Вместе с режиссёром молодёжного театра «Листопад» создала профессиональный театр «Театральная мастерская АНТРЭ», в котором играют как профессиональные актёры, так и актёры-любители.
– За 20 лет на сцене сыграла более 10 главных ролей в спектаклях в разных амплуа.
– Приняла участие в четырёх международных театральных фестивалях: «Открытое пространство из ничего» (г. Санкт-Петербург, 2008 г.), «Добрый театр» (Украина, г. Энергодар, 2010 и 2012 гг.), «Прогулка по Тукумсу» (фестиваль камерных театров, Латвия, 2011 г.), откуда привезла не только дипломы и награды, но и поистине великолепные техники по актёрскому мастерству, которые использует в своей практике обучения людей.
– В 2020 году создала свой онлайн-курс ораторского искусства «Выступление на камеру» и теперь обучает людей из разных стран: России, Германии, Италии, Португалии, Швеции, Великобритании, Франции, Монако, США, а также стран бывшего СНГ.
На сегодняшний день Марина Мазепова – востребованный преподаватель ораторского искусства, преподаватель Президентской программы подготовки управленческих кадров при НГТУ, актриса и руководитель театральной мастерской «АНТРЭ». А также мама троих чудесных детей, путешественница и автор этой книги.
Наведите камеру на qr-код
От автора
За окном 1984 год, мне 10 лет. Я и ещё несколько одноклассников приглашены на городскую педагогическую конференцию. Не помню, чему она была посвящена, но помню, что, когда предложили выступить и высказать мнение, я выскочила на сцену и с горящими глазами выступала перед большим залом. Приятное и тёплое чувство разлилось по всему телу. Меня слушают, меня видят! За спиной начали расти крылья.
Потом все резко изменилось. Следующие 10 лет я считала себя зажатой, закомплексованной личностью. В школе я занималась музыкой, и это отнимало много времени. Гулять с одноклассниками или ходить в кино не получалось. Увлечение скрипкой и классической музыкой вызывало только насмешки. С каждым днем я закрывалась сильнее.
После уроков классный руководитель оставлял убираться в классе двух-трёх человек. Как-то меня оставили с двумя девочками, и они стали надо мной смеяться. «Отсталая, наверное, даже не знает, кто такие Modern Talking», – пронеслась по классу обидная фраза. Я знала и любила эту группу. Очень! Но так растерялась, что ничего не смогла ответить им и молчала, проглатывая слезы.
Еще я боялась высказывать свою мысль в компании, казалось, что косноязычна, и слова не связывались в предложения. С шестого по восьмой класс я сдружилась с ребятами из школьного актива. Для меня это было большим счастьем. Может, теперь все наладится? Там во мне видели интересную личность, но я всё равно была в стороне… Глядела на сверстников, которые с удовольствием играли в новогодних утренниках, пели песни под гитару, были заводилами в компании, – и сильно им завидовала. Мне тоже хотелось так. Но всё, что я могла, — тихонько быть рядом и молча восхищаться их непосредственностью. Я жутко стеснялась общаться с малознакомыми людьми. Понятное дело, и друзей у меня из-за этого было немного. Только подруга Оля из соседнего подьезда понимала меня и часами со мной разговаривала. Но когда их семья переехала в другой район, я снова оказалась третьей лишней в каждой компании. Страхи и комплексы портили мою жизнь. Я чувствовала себя одинокой. Я стеснялась самой себя. У меня было стойкое убеждение, что я неинтересна людям. «Белая ворона» – вот кем я была в школе и институте.
Так продолжалось бы и дальше, но судьба подкинула мне возможность воплотить в жизнь детскую мечту – стать актрисой. Я? Актриса? В голове не укладывалось, но в 25 лет я попала в молодёжную любительскую театральную студию и полностью поменяла жизнь. В этом мне помогли тренинги актерского мастерства.
В основе этого искусства лежит глубокая проработка себя как личности. Первое, с чего начинают обучать актёра, — это работа с вниманием, с телом, голосом, творческим воображением. Хороший актёр должен глубоко понимать и чувствовать себя, свои эмоции, а также эмоции и логику поведения своего персонажа. Он должен быть свободным и раскрепощённым.
Актёрское мастерство творит чудеса с теми, кто хотя бы чуть-чуть прикоснулся к этому искусству. А я не просто к нему прикоснулась, я впитала его каждой клеткой. Из гадкого утёнка я превратилась в прекрасного лебедя, обрела уверенность в себе, внутреннюю смелость и желание жить так, как хочется мне, не опираясь на чужое мнение. Это было потрясающе! Не бояться того, что о тебе подумают. Поступать так, как хочу я, а не кто-то иной. А игра на сцене, перевоплощение в других людей открыли мне иной мир.
Расскажу вам о самой любимой роли в спектакле «Святое дело» Флорида Булякова, чтобы вы прочувствовали всю нежность, которую я испытываю к актёрскому мастерству. «Святое дело» — это трагикомическая история с элементами мистики о жизни двух стариков, пытающихся за три часа найти святое дело. Если не найдут – старик должен умереть (такой сон ему привиделся). В поисках святого дела старики параллельно вспоминают свою жизнь, начиная со свадьбы. Я играла старуху Васёну, а молодую Васёну играла другая актриса. Жизнь Василисы была сложной: муж не любил, несколько выкидышей. Вся жизнь отдана на служение мужу. И к концу спектакля оказывается при смерти не старик, а старуха. И тогда муж понимает, что самое святое дело – это Любовь, благодаря чему и спасает свою Васёнушку.
Так вот, как я и сказала, я играла старуху. Когда мы ставили этот спектакль, мне было всего 30 лет, и вжиться в образ 70-летней женщины из глухой деревни было трудно. Важно не скатиться в комикование, потому что в самом начале спектакля больше смешного и комедийного, чем трагичности. Но мне роль удалась. Я помню, как люди плакали, когда я умирала на сцене, как смеялись, когда я ссорилась со своим стариком.
А потом мы решились с режиссёром на творческий эксперимент: убрать молодых актеров из спектакля и сделать его дуэтным. Другими словами, я и мой партнёр Иван должны были прямо на глазах у зрителя то и дело перевоплощаться из стариков в молодых и обратно. Для меня это был высший пилотаж актёрского искусства.
Одна из самых сложных сцен – когда после выкидыша молодая Василиса прямо на глазах у зрителя снова надевает свой халат и, завязывая платок, превращается в старуху. Никакого грима, парика. Только мимика и пластика тела.
Я помню, на одном из театральных фестивалей в жюри сидела преподаватель кафедры режиссуры ГИТИСа Тарасова Татьяна Юрьевна. И она после показа спектакля подошла к нам и сказала: «Я первый раз в жизни сидела и смотрела спектакль как обычная женщина, плача и вытирая слезы, а не как член жюри. Я забыла, что должна оценивать показ».
Конечно, чтобы прийти к такому результату, прошло немало лет, но игра в театре стала первой ступенькой к успеху. Дальше еще интересней. В 2007 году я воплотила вторую детскую мечту – стала преподавать в институте.
Веронику я знала уже пять лет. Мы вместе каждое лето отдыхали в студенческом лагере от НГТУ. Но однажды на пляже, загорая, мы с ней разговорились. Я стала рассказывать об открытии своего центра актёрского мастерства для деловых людей, о том, как наши курсы раскрывали их личность, помогали сделать успешную карьеру и наладить отношения. Неожиданно Вероника сказала, что она помощница президента программы МВА (Master of Business Administration) и им просто необходимы подобные курсы. Сказать, что я была в шоке, – не сказать ничего!
Единственным условием было объединить актёрское искусство с деловой коммуникацией. Секунда молчания. Я уверенно сказала: «Да» и начала мысленно успокаивать трясущиеся колени. Смогу ли я? Получится ли? Надо сказать, что на тот момент я мало представляла себе, что такое менеджмент, в чём особенности переговоров и делового общения. Но моя внутренняя смелость и уверенность в пользе пересилили страх. Я согласилась!
Начался месячный марафон изучения бизнес-литературы и программ по деловой коммуникации. Я впитывала все знания и параллельно составляла свою первую авторскую программу, в основе которой лежал всё тот же тренинг актёрского мастерства.
Хорошо помню тот день, когда я должна была начать свое первое занятие с серьёзными деловыми людьми, большинство из которых были либо директорами крупных компаний, либо собственниками малого и среднего бизнеса.
В деловом костюме я переступила порог большой аудитории, в которой за партами сидело 20 человек. Я вышла перед ними. Руки дрожали, я жутко боялась, но виду не показывала (по крайней мере, мне так казалось). Я представилась и попросила всех встать. Предстояло сделать самое страшное – начать тренинг не с теории и умных мыслей, как того ждали мои слушатели, а с актёрских игр и упражнений. Я не представляла, как они отреагируют на «хлопки», «хождение по плоскостям», скороговорки в эмоциях. Мне виделось, как они хмурят брови, хлопают дверью на выходе и пишут гневные жалобы. Но уже на первом упражнении эти солидные люди стали смеяться, как дети. Они расслабились, расстегнули верхние пуговицы своих дорогих костюмов и полностью погрузились в процесс. Мне удалось вызвать к себе и своему делу доверие. Ученики получили удовольствие, посмотрели на процесс коммуникации с необычного ракурса, а я выдохнула с облегчением.
После первого же занятия мой рейтинг преподавателя получил самую высокую оценку, а по окончании первого семестра я стала лучшим преподавателем программы МВА. Как так получилось? Вы поймёте, как только дойдёте до последней страницы этой книги. Обещаю.
Часть 1
Как получить максимум от этой книги
Ораторское искусство – это не «прочитал и понял», тут главную роль играет практика. Чтобы эта книга не превратилась в очередную сухую теорию, я хочу предложить конкретный план действий. Это нужно для вас, не пролистывайте эту страницу.
ИНСТРУКЦИЯ
– Подробно изучите секреты обучения. Эта часть поможет вам не слиться в самые трудные моменты.
– Читайте главу и сразу же выполняйте задания – идите по горячим следам.
– Не старайтесь прочитать книгу за один раз – это ни к чему.
– Если нужно, прекращайте чтение и приступайте к практике. Я подожду вас на полке.
– Выделяйте важные для себя мысли, оставляйте комментарии на полях, загибайте уголки и черкайте на страницах – всё что угодно, если это поможет запомнить.
– Периодически возвращайтесь к заданиям и теории. Я собрала практики, которые будут полезны на любом уровне и всегда освежат и улучшат ваши знания.
– Чтобы посмотреть, как правильно выполняются упражнения, наведите на QR-код, и вам откроются видео на YouTube.
– Будьте в себе уверены! Идите до конца! И сравнивайте себя только с собой вчерашним!
Желаю вам удачи! Говорите и вдохновляйте!
Секреты обучения
За годы преподавания я обратила внимание, что некоторые люди испытывают трудности в процессе освоения новых навыков. Они не понимают, что с ними происходит и почему у них не получается. В этой главе немного расскажу о подводных камнях, с которыми можно столкнуться в процессе работы над собой.
В обучении существует четыре стадии развития навыка. От того, на какой из этих стадий вы находитесь, зависит степень успеха в усвоении нового знания. Давайте разберём их, чтобы впитать всю пользу книги.
Первая стадия – незнание. Вы не знаете чего-то, и вам это не нужно. Это время, когда вас всё устраивает и вы вполне довольны своей жизнью. На этой стадии вы похожи на маленьких детей, которые считают, что всё умеют.
Однажды мой трёхлетний сын попробовал играть в бадминтон. У него пару раз получилось отбить воланчик. Это его воодушевило, и с тех пор он стал считать, что умеет играть в бадминтон. Ему нравилось попадать по воланчику и отбивать его. Но он не знал того, что это ещё не игра и нужно очень многому учиться. Играя, он был счастлив, его всё устраивало. Каждый раз он говорил мне: «Мама, я тебе сейчас покажу мастер-класс», – и принимался махать ракеткой.
Так и мы в своей жизни что-то не умеем, не знаем, но считаем, что так и должно быть. И пока нас всё устраивает, мы спокойно живём и наслаждаемся жизнью.
А этот пример из моего личного опыта.
Когда я начала проводить продающие вебинары, мне казалось, что я прекрасно умею это делать. Люди приходили на бесплатный вебинар, писали мне слова благодарности, но… не покупали мои услуги. Прошла пара месяцев, прежде чем я осознала, что обучать людей и продавать свою экспертность – это не одно и тоже. Именно тогда я перешла на вторую ступень обучения.
Вторая стадия – мотивация. Наступает момент, когда вы понимаете, что чего-то не умеете, и у вас появляется желание и цель этому научиться.
Ко мне на занятия пришёл молодой человек, который хорошо понимал, что ему мешает сильный страх перед публичными выступлениями. Среди слушателей группы он был самым отстающим на первых двух занятиях. Однако у Владимира было такое сильное желание преодолеть свой страх, что через несколько недель обучения он вырвался вперёд и к концу курса стал лучшим оратором группы. Его успех был результатом его сильного желания овладеть ораторским искусством и активной работы над собой.
Именно на этой стадии человек хорошо обучаем, он ищет способы и возможности научиться нужному навыку. Появляется сильная мотивация, которая подталкивает к действию.
Третья стадия – практика. На определённом этапе вы уже имеете нужные знания и начинаете их применять. Но тут сталкиваетесь с тем, что не всё получается так, как хотелось бы. Начинаете опускать руки, злиться и бросать обучение.
Я встречала на занятиях слушателей, которые находятся на этой стадии. Они прекрасно владеют теорией, иногда у них получается хорошо и на практике. Однако большинство из них так и остаются на этом уровне или развиваются крайне медленно. Такие ученики не выполняют домашние задания, оправдывая себя нехваткой времени. Они выходят на публику и делают одни и те же ошибки. А потом… потом они решают, что им не дано стать отличным спикером.
Секрет успеха на этой стадии прост: надо практиковаться много и часто. Ошибки – это опыт. Как говорит пословица: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Чем больше вы сделаете ошибок, тем больше опыта приобретёте. Главное – стараться в дальнейшем их исправить, сделав правильные выводы. Великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Талант – это 99% пота и 1% удачи». Практикуйтесь и не сдавайтесь!
Четвертая стадия – мастерство. Чем больше практики, тем лучше становятся ваши навыки и умения. Постепенно они переходят в формат неосознанного знания, когда вы при необходимости, не задумываясь, используете их в жизни.
И… наступает момент, когда вы выходите на сцену и получаете от своего выступления большое удовлетворение и результат!
Три основы хорошей речи
Меня часто спрашивают, можно ли научиться ораторскому искусству? Отвечаю: «ДА!» Научиться говорить красиво и вдохновляюще может каждый. Для этого надо задаться целью и направить все силы на освоение навыков ораторского искусства. Хорошая речь базируется на трёх важных элементах:
– Знание предмета
– Целеустремлённость
– Умение выражать мысли
Рис.1. Три основы хорошей речи
Меня удивляет, как многие люди наивно полагают, что достаточно в голове сформулировать идею, с которой будешь выступать, и всё получится. К сожалению, это не так. Я видела, какой прогресс в ораторском искусстве делали те, кто ежедневно практиковался, тщательно готовил свои выступления и использовал любой шанс, чтобы лишний раз выступить перед публикой. А были слушатели, которые практически не менялись за весь курс обучения, потому что считали, что им достаточно послушать теорию, поработать на моих занятиях и быстренько за пять минут подготовить выступление на заданную тему. Они так и оставались на том уровне, с которым пришли.
Вы можете великолепно разбираться в предмете выступления, у вас может быть в душе страстное желание поделиться своими мыслями, но, если вы не владеете техниками ораторского искусства, ваше выступление может провалиться. Что делать? Практиковаться и нарабатывать опыт.
Только упорный труд и постоянная практика помогают раскрыть ваш ораторский талант и преуспеть на этом увлекательном поприще.
Лично я наговорила за 15 лет практики столько часов, что мне не составит труда подготовить хорошую речь за пять минут, но это уже мастерство. Так что практика, практика и ещё раз практика. И всё получится! И чтобы получилось как можно быстрее, разберём с вами важные принципы обучения ораторскому искусству.
Пять золотых принципов обучения ораторскому искусству
Чтобы эффективно и быстро овладеть навыком ораторского искусства, необходимо придерживаться пяти принципов обучения.
Принцип 1: Цель
Когда я начала проводить прямые эфиры, я представляла, как люди с удовольствием слушают меня, пишут мне в комментариях слова благодарности, и это меня вдохновляло.
Цель – это ваша мотивация. Определите для себя цель: для чего вы хотите овладеть данным навыком? Что вам это даст? Каких жизненных результатов вы достигнете, овладев искусством красноречия? Например, я хочу сделать карьеру руководителя. Для этого мне необходимо овладеть навыком ораторского искусства, чтобы быть убедительным и способным влиять на других людей.
_______________
ВАЖНЫЙ СОВЕТ! ЧЁТКОЕ ПОНИМАНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ «ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ? КАК?» РОЖДАЕТ СИЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ И ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД.
_______________
Задание
Прямо сейчас отложите все дела в сторону и подумайте над своей целью. Напишите ответы на вопросы и сформулируйте цель обучения.
1. Почему мне важно научиться ораторскому искусству?
2. Что я получу, когда стану мастером в этом?
3. Какие навыки мне для этого необходимо в себе развить?
4. Моя цель на ближайшие месяц, полгода, год.
Чтобы мотивация к обучению закрепилась, необходимо сформировать у себя в голове позитивный ментальный образ вашей цели. Представьте себе, что вы уже стали превосходным оратором и добились своей цели. Постарайтесь увидеть и почувствовать себя успешным и счастливым.
Картинка в голове может быть любой. Главное условие: картинка должна быть яркой, эмоциональной и позитивной.
Задание
Прямо сейчас сядьте в удобное кресло, расслабьтесь. Включите любимую музыку и помечтайте.
Принцип 2: Практика
Есть мнение: чтобы стать профессионалом, необходимо наработать 10 000 часов практики. Я с этим абсолютно согласна. Когда-то в 2007 году, когда я только начинала вести свой курс по ораторскому искусству, я мало что знала, много сомневалась, и мне приходилось часами готовиться к каждому занятию. Но с годами, благодаря огромной практике преподавания, я настолько стала разбираться в этой теме, что мне уже не нужна подготовка к уроку. Вся подготовка сводится к определению темы, структуры речи и техник, которые я буду использовать в процессе обучения. Эта уверенность базируется на том, что все мои знания – у меня в голове.