bannerbanner
Бундахишн. Великий Бундахишн. Перевод А. Г. Виноградова
Бундахишн. Великий Бундахишн. Перевод А. Г. Виноградова

Полная версия

Бундахишн. Великий Бундахишн. Перевод А. Г. Виноградова

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

24. Река Торт (Tort, Рад), которую называют также Коир (Koir), вытекает из моря Гиклана (Gîklân) и впадает в море Вергана (Vergân).

25. Захавайи (Zahâvayi) – это река, вытекающая из Атаро-патакан и впадающая в море в Парсе.

26. Истоки реки Хвараэ (Khvaraê) от Спахана (Spâhân); она проходит через Хугистан (Khûgîstân), впадает в реку Диглат (Diglat, Дайрид), а в Спахане ее называют рекой Месркан (Mesrkân).

27. Река Хархаз (Harhaz) находится в Тапаристане (Taparîstân), и ее истоки берут начало с горы Димаванд (Dimâvand).

28. Река Теремет (Teremet) впадает в реку Вех.

29. Река Вендес (Vendeses, Хванаидис, Хванайнидис) находится в той части Парса, которую называют Сагастан (Sagastân).

30. Река Касак (Kâsak, Касик) вытекает через ущелье (каф) в провинции Тус (Tûs), и называют ее там рекой Касп (Kasp); кроме того, реку, которая там называется Вех, они называют Касак; даже в Синде (Sînd, Sênd) его называют Касак (Эту же реку Вех они называют там Касак; даже в Сени (Sênî) его называют Касак).

31. Педак-мийан (Pêdâk-mîyân), которая есть река Катру-мийан (Katru-mîyân), находится в Кангдезе (Kangdez).

32. Река Дарага (Dâraga «длинная») находится в Айран-веге (Aîrân-vêg), на берегу (баре) которого было жилище Порушасп (Pôrûshasp), отец Заратуста.

33. Прочие бесчисленные воды и реки, родники и каналы едины по происхождению с теми (от них как источника); поэтому в разных районах и разных местах они называют их разными именами.

34. О Фрасияве (Frâsîyâv, Порушасп) говорят, что тысяча родников уведена им в море Кянсых (Kyânsîh), пригодных для лошадей, годных для верблюдов, годных для волов, годных для ослов, и больших, и малых; и он провел родник Заринманд (Zarînmand) (или золотой источник), который, как говорят, является рекой Хетюманд (Hêtûmand), в то же море; и он провел семь судоходных вод истока реки Вакаэни (Vakaêni, Ватаени) в то же море и поселил там людей.


Примечание:


20.3. Ашем-воху.

Священная формула, наиболее часто произносимая парсами и часто несколько раз подряд; это формула «восхваления праведности». Он состоит из двенадцати слов: «Ашем воху вахистем асти, уста асти; уста ахмаи хйад ашай вахистаи ашем» «Праведность есть лучшее благо, это благословение; да будет благословением то, что есть праведность в совершенной праведности».

20.7. Сед.

Нет описания реки Сед, возможно, это эпитет Педа-меян или Катру-меян.

Катру-меян Мокарстана.

Мокарстан (Мокарста руд) означает Могулстан, «страна Моголов».

20.8. Араг.

Предполагается, что это Ранга, полумифическая река (Ганга Вед) охватывает большую часть известного мира, и имеют в виду проследить ее течение вниз по Аму (Оксусу) от Согдианы через Каспий вверх по Араксу или Куре (Кир), через Эвксин и Средиземное море и вверх по Нилу до Индийского океана.

Эми (Амю, Âmi, Оксус).

Иногда считают частью реки Вех (Инда).

Спетос, Меср, рекой Нив.

Сочетание трех названий можно читать «земля Египетская», которая называется Миср, и где река Нил. Spêtos может быть прочитано как Gpêtos или Ikpêtos. Нив, также можно прочитать как Нил.

20.9. Вех.

«Хорошая» река, которая вместе с Арагом и океаном завершает контур известного мира и, отождествляется с Индом; иногда включает Аму (Оксус), поскольку Бактрия считалась частью Индии; таким образом, мы находим реки Балх и Теремет, впадающие в Вех.

Мехрва (Хендва, Мигран, Касак).

Объединяет Сатлыг и нижний Инд.

20.13. Дайтик.

Даитья «Хорошая Дайтья Айрьяна-ваэго», это может быть и не река Дайтик в Айран-веге.

Холмистую местность.

Пангистан (gopestân, kôfistan), но не Кохистан (Kôhistan) южной Персии, что считается неверным, так он находится на северо-востоке Хорасана и слишком далеко от Айран-вег. Предлагают читать Гургистан (Грузия) и отождествляют Дайтик с Араксами, но, Дайтик поднимается в Адар-биган и уходит через холмистую местность. Описание применимо, не только к Араксу, но и к Сафед-Руду (Белой реке); эта река, упоминается как река Спед (Спенд).

20.15. Зенд.

Не может быть река Зендах в Испахане, вероятно, река Тегенд, которая течет мимо Мешхеда в реку Хери.

17. Река Хетюманд (Hêtûmand).

В Сагастане (Sagastân), а ее истоки – в хребте Апарсен; она отличается от той, которую увел Фрасияв (Frâsîyâv).

20.17. Хетюманд.

Гельменд в Афганистане.

20.18. Кумыс.

Район вокруг Дамагана

20.20. Хвеганд.

Не малая река Хуганд, а Сыр-дарья (Яксарт).

20.22. Балх.

Согласно армянскому писателю седьмого века, персы называли Оксус рекой Вех и считали ее находящейся в Индии, потому что буддисты оккупировали страну на ее берегах. Оксус иногда считался частью Арага (Аракса), а иногда частью Веха (Инда).

20.23. Спед (Белая).

Название реки соответствует названию Сафед Руд.

20.24. Торт (Коир).

Кура в Грузии, впадающая в Каспийское (Верганское) море.

Веркана. Гиркания (Гурган).

20.25. Захавайи.

Возможно, одна из рек Заб, впадают в Тигр и достигают Персидского залива. Или Ширван, другой приток Тигра, протекающий через округ Зохаб.

20.26. Месркан.

Старое название канала Аб-и Гаргар, образующего восточную ветвь Курана в Шустаре.

20.27. Хархаз.

Впадает в Каспий около Амуля.

20.28. Теремет.

Вероятно, река, впадающая в Аму (Окс) в Тармазе; в этом случае Оксус отождествляется с Вехом (Индом), а не с Арагом.

20.30. Тус.

Рядом с Мешхедом.

20.34. Семь судоходных вод истока реки Вакаэни.

«Судоходными (навтак) водами» может быть «река Навада», «река Наивтак» (Nâîvtak).

Глава 21

1. В откровении они упоминают семнадцать видов жидкости (майи), так как одна жидкость находится в растениях; во-вторых, то, что течет с гор, то есть реки; в-третьих, то, что является дождевой водой; в-четвертых, танки и другие специальные конструкции; в-пятых, семя животных и людей; в-шестых, моча животных и человека; в-седьмых, пот животных и людей; восьмая жидкость находится в коже животных и людей; в-девятых, слезы животных и людей; в-десятых, кровь животных и людей; одиннадцатое, масло в животных и людях, необходимое в обоих мирах; двенадцатая, слюна животных и человека, которой они питают зародыш; тринадцатое – то, что находится под корой растений, так как сказано, что всякая кора имеет жидкость, из-за которой на ветке (тех) появляется капля, если ее поместить на четыре пальца перед огнем; четырнадцатое, молоко животных и людей.

2. Все это через рост или тело, которое образуется, снова смешивается с реками, ибо тело, которое формируется, и рост – одно и то же.

3. Они также говорят, что из этих трех рек, то есть реки Араг, реки Марв и реки Вех (Vêh, Helmand, Sapîr), духи были неудовлетворены, так что они не могли течь в мир из-за осквернение стоячей воды (armêst), которую они видели, так что они были в скорби из-за нее, пока не был явлен им Заратуст, которого я (Аухармазд) сотворю, который нальет в нее шестикратной святой воды (zôr) и сделает ее снова полезный; он будет проповедовать осторожность (воздержание от нечистоты).

4. Это тоже говорит о том, что из воды, у которой святой воды больше, а загрязнения меньше, святой воды стало в избытке, и через три года она возвращается к источникам (Аредвивсур); то, в чем осквернение и святая вода уравнялись, возвращается через шесть лет; тот, в котором загрязнение больше, а святой воды меньше, возвращается через девять лет.

5. Таким же образом и рост растений тесно связан с корнем; так и благословения (африн), произносимые праведниками, возвращаются в этой пропорции к себе.

6. О реке Нахвтак (Nâhvtâk, Навада, Наивтак, судоходные воды) сказано, что ее провел Фрасияв Турский (Frâsîyâv of Tûr); а когда Хуршедар (Hûshêdar) придет, он снова потечет, подходящий для лошадей; то же самое будет и с морскими источниками Кьянси (Kyânsîh).

7. Кьянси (Кайасэ) – это место, где находится дом (гинак) расы каянов (Kayân).

Глава 22

1. О природе озер сказано в откровении, что было замечено столько источников вод, которые они называют озерами (var); аналогами глаз (кашм) мужчин являются те источники (кашмак) вод; такие как озеро Кекаст, озеро Совбар, озеро Хваризем (Хваразм), озеро Фраздан, озеро Заринманд, озеро Асваст, озеро Хусру, озеро Сатавес, озеро Урвис.

(Kêkast, Sôvbar, Khvârizem, Frazdân, Zarînmand, Âsvast, Husru, Satavês, Urvis).

2. Я упомяну их также во второй раз: Озеро Кекаст (Каекаста) находится в Атаро-патакане, вода теплая и противостоит вреду, так что в нем нет ничего живого; и его исток связан с широким океаном.

3. Озеро Совбар находится в верхнем районе и стране на вершине горы Тус; поскольку в нем говорится, что Суд-бахар (Sûd-bâhar «доля блага») благоприятна и хороша, из которой производится изобилие щедрости.

4. Об озере Хваризем (Khvârizem) сказано, что от него производится превосходная польза, то есть Аршисанг (Arshisang) (хорошая праведность) богатый богатством, сытый с обильным наслаждением.

5. Озеро Фраздан (Frazdân) находится в Сагастане (Sagastân); говорят, куда щедрый, праведный человек бросает что-нибудь в него, оно это получает; когда не праведный, снова выбрасывает; его исток также связан с обширным океаном.

6. Озеро Заринманд (Zarînmand) (говорят) находится в Хамадане (Hamadân).

7. Относительно озера Асваст (Âsvast) сказано, что незагрязненная вода, содержащаяся в нем, всегда постоянно течет в море, настолько яркое и обильное (великолепное), что можно сказать, что солнце вошло в него и посмотрел на озеро Асваст, на ту воду, которая необходима для восстановления мертвых в обновлении вселенной.

8. Озеро Хусру (Husru) находится в пределах пятидесяти восьми лиг (четыре лиги) (парасанг) от озера Кекаст.

9. Озеро (или, скорее, залив) Сатавес (Satavês) – это то, о чем уже писалось, между широким океаном и Путиком (Pûtîk).

10. Сказано, что в Каминдане (Kamîndân) есть бездна (зафар), из которой все, что они бросают, всегда возвращается обратно, и оно не примет это, если не будет живым (ганвар); когда в него бросают живое существо, оно уносит его вниз; люди говорят, что в нем источник из ада.

11. Озеро Урвис (Urvis) находится на Хугаре (Hûgar) высоком.


Примечание:


22.2. Кекаст.

Озеро Урумия в Адарбигане, которое Хамду-л-лах Мустауфи называет Хегест или Кегест. Подразумевая, что вода соленая.

22.3. Гора Тус. Гора Кондрасп.

Озеро Совбар.

Вероятно, представляет собой небольшой водоем в горах недалеко от Мешхеда.

22.4. Хваризем.

Озеро было отождествлено с Аралом.

22.5. Фраздан.

«Вода Фразданава» и Фарханг-и Оим-хадук отождествляют его с соленым озером Аб-истадах («стоячая вода») к югу от Газни.

22.6. Заринманд.

Не может быть родником Заринманд.

22.8. Хусру.

Хаосраванга, «озеро, которое называется Хусравау». Озеро Ван, либо озеро Севан, которые почти равноудалены от озера Урумия.

Глава 23

1. О природе обезьяны и медведя говорят, что Йим (Джамшед), когда разум (nismô) (слава) покинул его, из страха перед демонами взял в жены демоницу и отдал Йимак, свою сестру, демон как жена; и от них произошли хвостатые обезьяны, медведи и другие виды вырождения.

2. Также они говорят, что в царствование Аз-и Дахака молодая женщина была допущена к демону, а молодой человек был допущен к ведьме (парик), и, увидев их, они вступили в половую связь; благодаря тому единственному сношению из них возник чернокожий негр.

3. Когда Фредун пришел к ним, они бежали из страны Ирана и поселились на берегу моря; теперь, благодаря вторжению арабов, они снова рассеялись по территории Ирана.

Глава 24

1. О главенстве людей и животных и обо всем, что говорится в откровении, что первым из рода человеческого был создан Гайомард, блестящий и белый, с глазами, которые смотрели на великого, того, кто был здесь Заратустротумом (главным первосвященник); владычество над всеми вещами исходило от Заратуста.

2. Белый осел-козел, держащий голову вниз, есть главный из козлов, первый из сотворенных видов.

3. Черная овца, жирная и белая-челюсть – вождь овец; это был первый из созданных видов.

4. Верблюд с седыми коленями и двумя горбами – главный среди верблюдов.

5. Сначала был создан черноволосый бык с желтыми коленями; он вождь волов.

6. Сначала была произведена ослепительно белая (арус) лошадь с желтыми ушами, блестящей шерстью и белыми глазами; он начальник лошадей.

7. Белый осел с кошачьими ногами – главный из ослов.

8. Первой из собак была произведена светлая (арус) собака с желтой шерстью; он вождь собак.

9. Заяц получился бурым (авестийское – «бур»); он глава странствующих.

10. Те звери, которые совсем не боятся руки, злы.

11. Первым из птиц был создан грифон трех естеств, не для здесь (этого мира), ибо карсипт (Karsipt) есть главный, которого называют соколом (авестийское – «карк», ворон?), тот, о котором откровение говорит, был занесен в вольер, образованный Йим.

12. Первым из пушных зверей был получен белый горностай; он вожак пушных зверей; поскольку сказано, что это белый горностай явился к сонму архангелов.

13. Кар-рыба (Kar), или Ариз (Ariz), является главой водных существ.

14. Река Дайтик (Dâîtîk) является главным потоком.

15. Река Дарага (Dâraga) есть глава высоких рек, ибо жилище отца Заратуста было на ее берегах (в Балхе), и там родился Заратуст.

16. Седовласый лес (Арус-и разур, spaêtitem razurem) – начальник лесов.

17. Хугар (Hûgar) высокий, по которому текут и прыгают воды Аредвивсура (Arêdvîvsûr), является главой вершин, поскольку это то, над чем вращается созвездие Сатавес, начальник водоемов (защищающие звезды).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5