bannerbanner
Живая вера вместо религиозности. Экспозиция послания Иакова
Живая вера вместо религиозности. Экспозиция послания Иакова

Полная версия

Живая вера вместо религиозности. Экспозиция послания Иакова

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Живая вера вместо религиозности

Экспозиция послания Иакова


Олег Синяков

© Олег Синяков, 2024


ISBN 978-5-0059-1566-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

введение в послание

Послание написано Иаковом – пресвитером в Иерусалиме, сводным братом Иисуса Христа (Деян. 15:13). Это подтверждается свидетельствами ранних и поздних отцов церкви, а также свидетельствами из самого послания: сходством словарного запаса с речью Иакова в Деян. 15; еврейским характером послания и упоминанием известного имени без эпитета апостол. Иаков был следующим ребенком у Иосифа и Марии после Иисуса, таким образом он был старшим из всех братьев и сестер Христа (Матф. 13:55). По началу Иаков не верил в Иисуса как Господа (Иоан. 7:5), но или незадолго до или вскоре после распятия и воскресения он стал учеником Иисуса (Деян. 1:14). Церковный историк 4 в. по Р.Х. сообщает, что Иаков имел авторитет наравне с апостолами. Имеются свидетельства, что среди всех иерусалимских иудеев Иаков носил прозвище – Праведный, это соответствует его Посланию. Судя по описанию в книге Деяний, Иаков продолжал исполнять закон Моисеев, но не ради спасения, а ради продолжения иудейского образа жизни. На Иерусалимском соборе Иаков поддержал миссионерское служение Павла язычникам и идею их освобождения от обязанности исполнять закон.

Послание адресовано «двенадцати коленам», также в нем равнозначно используются термины «синагога» (Иак. 2:2) и «церковь» (Иак. 5:14). Это свидетельствует о единых иудео-христианских общинах в период раннего распространения Слова, когда за пределами Иерусалима еще не было открытого конфликта между иудеями и учениками Иисуса. Т.е. речь идет о том, что ученики Иисуса Христа считают себя иудеями и признав в Иисусе Мессию, продолжают быть частью своего народа и жить обычной иудейской жизнью, посещая синагогу. Такие церкви стали результатом гонения при Стефане в 34 г по Р.Х. в Иерусалиме (Деян. 8:1). Оно было направлено против евреев из диаспоры, которые уверовали в день Пятидесятницы и остались в Иерусалиме (Деян. 2:44—45). В результате этого гонения, синагоги севера Палестины, Сирии и Кипра наполнились уверовавшими в Иисуса Христа евреями (Деян. 11:19). Именно их и опекала Иерусалимская церковь и, в частности, Иаков как пресвитер церкви, он и обращается к ним «находящимся в рассеянии (диаспоре)». По этой причине в Послании уделено много внимания вопросу бедных, ведь уверовавшим в день Пятидесятницы пришлось бежать ни с чем, поскольку они продали свои имения, живя в Иерусалимской общине.

Это был уникальный исторический период – церковь находилась внутри синагоги. Однако долго так продолжаться не могло. Следующей вспышкой напряжения между евреями и церковью стала казнь Иакова брата Иоанна Иродом Антипой I в 44 г по Р.Х. в Иерусалиме (Деян. 12:1—2), но эта вспышка была неяркой и краткосрочной. Самым сильным импульсом, уже к повсеместному конфликту, стало возрастающее количество язычников среди уверовавших. Начало этому было положено образованием церкви в Антиохии, включавшей в себя много язычников и где апостол Павел начал свое служение в 45 г по Р.Х. (Деян. 11:20—25). После же первого миссионерского путешествия Павла и Варнавы в 47—48 гг. по Р.Х. вопрос язычников обострился до предела, что привело к Иерусалимскому собору в 49 г по Р.Х. (Деян. 15). После этого начинается уверенное отделение церкви от синагоги. А служение Павла на местах в других провинциях, хотя и начинается с синагог, но все более и более встречает сопротивление иудеев, в результате чего Павел организовывает церкви вне синагоги. Официальной же датой отделения церкви от синагоги считается мученическая смерть автора изучаемого послания Иерусалимского пресвитера Иакова в 62 г по Р. Х. Он был побит камнями по решению синедриона, созванного первосвященником Ананией, воспользовавшимся двухмесячным отсутствием римского наместника. Учитывая все это, а также то, что проблема язычников и иудеев не затрагивается в послании, можно заключить, что послание написано в период 34—49 гг. по Р.Х. (вероятнее ближе к началу этого периода). Т.е. послание Иакова, это скорее всего самый ранний документ Нового Завета.

Данный исторический контекст помогает нам понять, что проблемы, затрагиваемые Иаковом, это не просто проблемы христианской церкви, это проблемы иудейского общества того времени в целом. И они схожи с тем, с чем столкнулся Иисус в Своем служении евреям. Изучая Послание, мы удивимся как сильно наставления Иакова перекликаются со словами Иисуса. По сути, Иаков борется с тем же самым с чем боролся и Иисус – ложной религиозностью. Евреи считали себя верующими, а на поверку оказывалось, что они не имеют веры. Евреи думали, что знают истину и идут по ее пути, а в реальности шли по ложному пути. Вот и Иаков, резюмируя свое Послание в эпилоге говорит об обращении от ложного пути к истинному (Иак. 5:19—20). И как мы увидим далее это и есть лейтмотив всего послания, когда он в сфере за сферой, в вопросе за вопросом противопоставляет истинный путь ложному. Важно понимать еврейскую специфику этого Послания. Когда церковь еще не отделена от синагоги, когда церковь является лишь партией внутри синагоги, не принявшие Христа евреи не воспринимаются как неверующие в нашем смысле слова, они верующие, но еще не приняли Мессию. Принявшие Христа и не принявшие Христа, тем не менее составляют одно общество – Израиль, народ Божий. Это Послание с большим интересом звучало для принявших Христа, но высока вероятность, что оно и просто читалось в синагоги, как например Павлу однажды позволили проповедовать в синагоге (Деян. 13:14—15). Поэтому для Иакова как та, так и другая аудитория, это его братья, которым он помогает духовно – разоблачает ложную религиозность, причем делает он это на еврейский манер, по методу двух путей. Получается, что это не только наставительное Послание для христиан, но и евангелизационный трактат для религиозных людей. И хотя, прямо Иаков не проповедует евангелие, как мы увидим дальше он полагает Иисуса Христа основой веры.

Излишне говорить об актуальности обращения от ложной религиозности к истинной вере в современных российских условиях. Нет открытых гонений на христиан, общество пропитывается традиционными формами христианства. Так легко в подобных обстоятельствах выглядеть верующим, однако не являться таковым.

Иаков преследует простую и ясную цель: обращение читателей от ложного пути религиозности к истинному пути христианской веры. Наилучшим образом это видно в заключении Послания Иак. 5:19—20:

«Братия! Если кто из вас уклонится от истины,

и обратит кто его, пусть тот знает,

что обративший грешника

от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов».

Обратите внимание на хиастическую (зеркальную) структуру, сохранившуюся даже в Синодальном переводе. В начале говорится о пути истины, в конце о пути лжи, а в сердцевину Иаков помещает обращение, тем самым ставя на этом акцент. Поскольку речь идет о двух путях, то обращение подразумевает оставление ложного пути и принятие истинного, причем не просто принятие, а исполнение.

Все Послание по случайному совпадению (или неслучайному, учитывая, что Иаков еврей) состоит из двенадцати блоков, что соответствует числительному в Прологе: «двенадцати коленам». Первые одиннадцать имеют каждый свою тему, и эти темы излагаются не последовательно, а независимо друг от друга, хотя и имеют связующие идеи. Именно такая тематическая специфика объясняет трудность для комментаторов прийти к более или менее единообразной тематической структуре Послания. Последний же блок является сборником кратких наставлений. Каждый блок (кроме последнего) начинается или с риторического вопроса, обозначающего тему наставления, или с прямого повеления, касающегося данной темы, причем это оформлено в виде короткого высказывания, что уподобляет их притчам Соломона, недаром Послание Иакова называют Притчами Нового Завета. Также, это высказывание является призывом к обращению от лжи к истине в конкретном вопросе. Далее, после такого высказывания каждое наставление, кроме последнего построено по хиастической (зеркальной) трехчастной структуре, что ожидаемо от еврейского автора. В центре хиазма чаще всего провозглашается некая опорная истина, позволяющая провести водораздел между ложным путем и путем истины. Все это наглядно можно увидеть ниже, где приводится структура Послания.

Первое наставление касается испытания нашей веры, оно задает тон проверки веры всему Посланию, т. е. Иаков намерен исследовать истинная ли вера у его слушателей. Начало и концовка его письма много говорят о молитве (1:5—8; 5:13—18), это инклюзия (скобки), показывающая важность молитвы для истинной веры, можно сказать, что молитва, это родная сестра веры, которая никогда не оставляет ее, быть верующим значит молиться. Еще одна инклюзия – это братство (1:1; 5:19—20), Иаков ставит себя в один уровень со своими слушателями и обозначает, что как он дает им сейчас наставление, так и они должны наставлять друг друга, т.е. речь идет о братских отношениях, вектор которых направлен к Богу и практической праведности перед Ним. Это не просто братство, а братство идущих путем истины. И кстати на протяжении всего Послания Иаков использует именно это обращение – братья! Есть еще один структурный элемент в Послании – Иак. 1:19. В этом стихе показывается два вида греховной реакции: слова и гнев, показана также правильная реакция: слушание Слова. Все наставления, приводимые Иаковом, разоблачают идущего ложным путем человека именно по этим двум реакциям: или у человека греховные слова, или греховные эмоции и вместо них Иаков увещевает обратиться к тому, что говорит Слово. Это показывает, что обнаружение ложного пути осуществляется с помощью анализа нашей эмоциональной реакции на ситуацию, а также с помощью анализа того, что мы говорим в этой ситуации. Если наша реакция расходится со Словом – мы на ложном пути и нам нужно обратиться к истине. Представим это в виде таблицы:



Структура Послания.

Пролог, 1:1;

1. Обратитесь на путь истины в испытаниях – принимайте их с радостью, 1:2—12;

a. Главная мысль наставления, 1:2;

b. Содержание наставления, 1:3—12:

· Духовный рост от испытаний, 1:3—4;

· Дар мудрости в испытаниях, 1:5—8;

· Результаты победы в испытаниях, 1:9—12.

2. Обратитесь на путь истины в искушениях – не обвиняйте Бога в своих грехах, 1:13—16;

a. Главная мысль наставления, 1:13а;

b. Содержание наставления, 1:13б-18:

· Бог не связан со злом, 1:13б;

· Источник греха в человеке, 1:14—15;

· Бог связан с добром, 1:16—18.

3. Обратитесь на путь истины в реакции на жизненные обстоятельства – слушайте Слово вместо личной реакции, 1:19—27:

a. Главная мысль наставления, 1:19;

b. Содержание наставления, 1:20—27:

· Личная реакция – гнев, 1:20;

· Истинная реакция – по Слову, 1:21—25;

· Личная реакция – мирские слова, 1:26—27.

4. Обратитесь на путь истины в любви к ближнему – не будьте лицеприятны, 2:1—13:

a. Главная мысль наставления, 2:1;

b. Содержание наставления, 2:2—13:

· Неверный суд верующих между богатыми и бедными, Иак. 2:2—4;

· Суд Бога между бедными и богатыми, 2:5—7;

· Верный суд верующих между богатым и бедным, 2:8—13.

5. Обратитесь на путь истины в вопросе спасающей веры – проверьте дела веры, 2:14—26:

a. Главная мысль наставления, 2:14;

b. Содержание наставлений, 2:15—26:

· Пример отсутствия дел веры, 2:15—17;

· Ложная вера без дел, 2:18—20;

· Примеры явления дел веры, 2:21—26.

6. Обратитесь на путь истины в учительстве – контролируйте язык, 3:1—12:

a. Главная мысль наставления, 3:1;

b. Содержание наставления, 3:2—12:

· Сила языка, 3:2—5;

· Опасность языка, 3:6—8;

· Двойственность языка, 3:9—12.

7. Обратитесь на путь истины в вопросе мудрости – подтвердите ее на деле, 3:13—18:

a. Главная мысль наставления, 3:13;

b. Содержание наставления, 3:14—18:

· Ложная мудрость, 3:14;

· Осуждение ложной мудрости, 3:15—16;

· Истинная мудрость, 3:17—18.

8. Обратитесь на путь истины в отношениях между собой – прекратите тяжбы, 4:1—12:

a. Главная мысль наставления, 4:1;

b. Содержание наставления, 4:2—12:

· Ложная основа взаимоотношений – покорность своему «я», 4:2—3;

· Божья оценка и реакция, 4:4—6;

· Истинная основа взаимоотношений – покорность Богу, 4:7—12.

9. Обратитесь на путь истины в планировании – не будьте самоуверенны, 4:13—17:

a. Главная мысль наставления, 4:13а;

b. Содержание наставления, 4:13б-17

· Ложное планирование – надменная самоуверенность, Иак. 4:13;

· Природа человеческой жизни, 4:14;

· Истинное планирование – смиренное доверие Богу, Иак. 4:15—17;

10. Обратитесь на путь истины в вопросе богатства – берегитесь суда Божьего, 5:1—6:

a. Главная мысль наставления, 5:1;

b. Содержание наставления, 5:2—6:

· Суд за отсутствие милосердия к ближним, 5:2—3;

· Суд за удержанную плату, 5:4;

· Суд за несправедливые тяжбы с ближними, 5:5—6.

11. Обратитесь на путь истины в реакции на притеснения – долготерпите, 5:7—11:

a. Главная мысль наставления, 5:7а;

b. Содержание наставления, 5:7б-11:

· Пример долготерпения из повседневной жизни, 5:7б;

· Истинное долготерпение, 5:8—10;

· Примеры долготерпения из библейского опыта, 5:11.

12. Обратитесь на путь истины в разных обстоятельствах жизни, 5:12—18:

a. Будьте честны, когда даете ответ, 5:12;

b. Молитесь, когда терпите зло, 5:13а;

c. Славьте Бога, когда веселы, 5:13б;

d. Ищите Господа, когда больны, 5:14—15;

e. Помогайте друг другу, когда боретесь с грехом, 5:16—18.

Эпилог, 5:19—20.

Послание Иакова, несмотря на свой маленький размер очень насыщено богословием. В нем можно найти ценные утверждения для каждого раздела систематического богословия. Все начинается с учения о Слове Божьем. В самой цели Послания заложено понятие «истины» (5:19), которая зафиксирована в «насаждаемом Слове, могущем спасти» (1:21). Именно это Слово является средством духовного возрождения людей (1:18). И все наставления построены на том, что для последующего духовного роста это Слово надо «слушать» (1:19—23). Слово Божье является основой и сущностью истинной мудрости для человека (3:17). Это «Писание» (2:23; 2:8; 4:5), пришедшее от «пророков, которые говорили именем Господним» (5:10), по-другому оно называется «закон» (1:25; 2:8; 2:10—12; 4:11). И здесь под законом надо понимать не просто закон Моисеев, а закон как синоним Писания, истины и Слова Божьего, частью которого являются заповеди. Это Слово получило прогрессирующее развитие с приходом Иисуса Христа и Нового завета. Поэтому теперь, оно называется «законом царским» (2:8, отсылка на слова Иисуса Христа о наивысшей заповеди, совпадающие с Лев. 19:18). И теперь с приходом Христа закон становится «законом совершенным» (1:25), т.е. построенном на любви и «законом свободы» (1:25; 2:12), т.е. построенном на желании возрожденного сердца исполнять заповеди. Если же отвлеченно говорить о взаимоотношении конкретно закона Моисеева и закона Христа, то хотя их моральные заповеди схожи, ведь у них один источник – Бог, все же это две разные юрисдикции, потому что они относятся к двух разным заветам. Верующие Нового завета не обязаны исполнять закон Моисеев, но в их сердце Духом Святым вложен закон Нового завета, и они имеют внутреннее желание исполнять его. Вместе с тем, как уже было сказано, закон Моисеев и закон Христа имеют очень большую и сильную степень соприкосновения в наивысшей заповеди (Матф. 22:37—39). Итак, мы имеем с вами Слово Божье в виде книг Ветхого и Нового Заветов, посредством этого Слова мы родились для веры, посредством этого Слова мы духовно растем и преодолеваем все испытания веры и искушения, Слово, это мерило всего в нашей жизни и наша мудрость.

Самый интересный факт о Боге, изложенный в Послании – это Троица! Ведь Послание Иакова один из ранних документов Нового Завета. Иаков представляет Отца и Сына, как единого Господа и Судью. С одной стороны, в начале послания с помощью грамматической конструкции он показывает, что это разные Личности (1:1). С другой стороны, в одних местах он использует термин «Господь» применительно к Отцу (1:7; 3:9; 4:10; 4:15; 5:4; 5:10; 5:11; 5:15), а в других местах применительно к Иисусу Христу (1:1; 2:1; 5:7; 5:8). Кроме этого, у Иакова Судьей является как Отец (4:12), так и Сын (5:7—9). Также Иаков не забывает и о Духе Святом, который живет в нас и любит нас до ревности (4:5). Далее Бог представлен в Послании Тем, Кто не имеет ничего общего со злом (1:13), и является источником всякого блага (1:17). Он един, т.е. нет других богов (2:19). Именно Бог владычествует над нашей жизнью, определяя ее сроки и обстоятельства (4:15). Этот Бог очень милосерд (5:11) и является нашим целителем (5:15). Но одну истину о Боге, Иаков выделяет особым образом – Бог Судья (1:12; 2:5; 4:6; 4:12; 5:4; 5:9). Причем говоря о Боге, как о Судье, Иаков показывает активное Божье действие по воздаянию каждому человеку должного и показывает, что именно Бог решает кому что дать и кому чем воздать, кого унизить, а кого возвысить. Эта картина становится еще более яркой на фоне попыток людей возвысить самих себя: богатых над бедными (1:9—10; 2:2—3; 5:4); желание учить других (3:1); демонстрация своей «мудрости» (3:13); стремление преодолеть других в борьбе (4:1); самоуверенность (4:13). Но истина такова, что над всем этим стоит Господь и поэтому лучшее для человека, это подчинить себя пути истины, смириться и уповать на Бога, ожидая Его суда.

Не проходит Иаков мимо и учения об ангелах. Он не говорит об ангелах служащих Богу, однако открывает завесу темной стороны духовного мира. Бесы существуют, и они подконтрольны Богу (2:19). И именно дьявол, и бесы являются коренным источником греха и зла на земле. Они возбуждают греховную речь человека (3:6), они дают человеку мудрость альтернативную Божьей (3:15), они производят конфликты между людьми (4:7). Человек же при этом не безвинен. Дьявол и бесы тонко воздействуют на внутренние похоти человека, а результатом действия похоти и становится – грех (1:14—15). Таким образом Иаков рисует цепочку: дьявол – бесы – похоть человека – грех и зло.

Иаков уделяет не мало места учению о человеке. Человек носит на себе образ и подобие Божие (3:9). По его мнению, человек состоит из тела и духа (2:26). Жизнь человека на земле очень непрочна (4:14). Развернуто представлено учение о греховности человека. Как уже было показано выше, грех рождается внутри человека в виде похотливых желаний (1:14—15). Далее грех проявляется в речи, когда находящееся внутри выходит наружу (3:6). Именно под влиянием собственного греха у человека формируется ложная мудрость – душевная, т.е. не имеющая духовной, Божьей основы (3:15). На этом разрушительное действие греха не останавливается, он рушит отношения между людьми (4:1), греховные желания и мотивы приводят к тяжбам с другими. И еще одному проявлению греховности, Иаков уделяет чуть больше внимания – социальная несправедливость. В шести из двенадцати наставлений прямо затрагивается данный вопрос. Создается даже впечатление, что «богатый» в Послании Иакова синонимичен «нечестивому» и наоборот. Это связано с реальностью того времени. Еще ветхозаветные пророки обличали народ Израиля в этом грехе. В Евангелиях мы видим, как Иисус столкнулся с той же проблемой. Наш современный мир, наверно не далеко ушел от этого. Однако, Иаков непреклонно призывает верующих к обращению в этом вопросе. Он говорит о ценности бедных людей (2:5), призывает богатых вместо притеснения бедных (2:3; 5:1—6) думать об истинно правильном отношении к ним (1:9—10; 1:27; 2:15—16; 5:1). Вместе с тем Послание учит и бедных: с радостью переносить свои испытания (1:12) и проявлять долготерпение (5:7). В общем же, Иаков рисует картину, что Судья между богатыми и бедными – Господь (1:11—12; 2:5; 5:1; 5:9). На фоне описания такой глубокой греховности человека, очень актуальным становится учение об освящении.

Учение о спасении начинается с понятия духовного рождения верующих Отцом через Слово. Это спасение по вере (2:1), которая должна быть подтверждена делами (2:22). Дела веры и есть освящение, которое совершается посредством слушания, т.е. знания и применения Слова (1:21). Причем такое освящение носит характер свободы (2:12), т.е. благодаря возрождению верующий человек имеет внутри себя импульс свободно быть послушным Божьему закону. Еще одной характеристикой такого освящения, является совершенство (1:25), т.е. все слышимое Слово в совокупности раскрывает любовь к Богу и ближним, речь идет об освящении, движимом не только внутренним импульсом от нового сердца, но и движимом любовью. Такому освящению есть дополнительная помощь – взаимная молитва и подотчетность верующих (5:16). Также в Послании, хотя и косвенно, но все же представлена двойная мотивация для эффективного освящения: награда, ожидаемая исполнителей Слова в вечности (1:12) и судилище для верующих (3:1). Не выясненным остается только один вопрос, почему Иаков не говорит прямо о Евангелии? Нет упоминания о смерти и воскресении Иисуса Христа. Ответ на этот вопрос лежит в понимании того, что это Послание еврея евреям. Для нас Иисус Христос это обозначение личности нашего Господа. Но для евреев того времени слово Христос вмещало в себя все Евангелие. Они понимали, что речь идет не просто о некой личности по имени Иисус Христос, речь идет о личности по имени Иисус, который есть Христос! И Иаков подразумевает, что его слушатели знают весть об Иисусе как о Христе, а именно как о Том, Кто не только Царь, но и Сын Человеческий, Который пришел искупить Свой народ. Иисус Тот, в Котором исполняются все пророчества Ветхого Завета о Спасителе. Поэтому, упоминание Иисуса, как Христа в Послании (1:1; 2:1) и есть выражение Евангелия.

Церковь в мышлении Иакова, это собрание равноправных участников, соединенных под главенством Иисуса Христа (1:1; 5:19—20). Исходя из этого между братьями и сестрами в церкви должна быть взаимная помощь в нуждах (2:15—16), не должно быть конфликтов (4:11), они должны помогать друг другу в следовании по пути истины (5:16). В церкви должны быть пресвитеры, роль которых содействовать верующим в том, чтобы они держались пути истины (5:14).

Также Иаков отмечает ключевые моменты учения о грядущих событиях. Прежде всего он показывает, что Бог замыслил новое творение, началом которого являются рожденные от Бога верующие (1:18). Кульминационным же событием будущего станет возвращение Иисуса Христа (5:7—8). А поскольку Иисус – Царь, то Его пришествие ознаменуется судом (5:9). И конечно, подданным Иисуса, победившим в испытаниях обещана награда (1:12).

Радостное восприятие неожиданных трудностей, Иак.1:2—12

Главная идея отрывка заключена в Иак. 1:2 – принимайте испытания с радостью.

Иаков говорит: «С великой радостью принимайте», что это значит? Дословно это выражение можно перевести так: «Всякой радостью считайте». Т.е. речь идет о состоянии нашего ума, как мы воспринимаем испытания, Иаков призывает воспринимать их поводом для радости.

Что подразумевает Иаков под словом «искушения» в ст.2? Это интересное слово, в греческом языке это одно слово означает и испытание – попытка узнать истинную природу предмета, проверка; и искушение – склонить кого-то к какому-то действию, увлечь, соблазнить. Поэтому контекст будет определять какое значение подходит наилучшим образом. В данном случае речь идет конечно же о проверке, а не о соблазне.

Далее Иаков дает две важные характеристики этих испытаний: «впадаете» и «различные». Слово «впадаете» несет идею неожиданной встречи с опасностью, например оно используется в рассказе о добром самарянине, когда описывается человек попавшийся разбойникам. Значит, Иаков имеет ввиду внезапные, неожиданные трудности в нашей жизни. А слово «различные» расширяет круг возможных вариантов.

Таким образом, главный призыв Иакова в этом наставлении заключается в том, чтобы с радостью оценивать ту ситуацию, когда верующий человек находится в каких-либо стесненных обстоятельствах, пришедших неожиданно, которые являются проверкой его веры. Это действительно актуально. Человек по своей природе любит комфорт, и когда он оказывается в каких-либо затруднениях, у него возникает чувство недовольства, порой даже негодования. Иаков понимает, что человеку трудно с радостью это принимать, поэтому дает нам опорную истину, отталкиваясь от которой мы будем способны оптимистично смотреть на все встречающиеся трудности.

На страницу:
1 из 2