Полная версия
Таро. Практикум для души
И сама расщепленность является функцией трикстера: он проявляется, когда мир идеальный отделен от реального, делает видимым вытесненное через оборотничество, перевоплощение, интригу, перемену пола, спонтанность, провокации, игру. Именно эти качества есть у гениального безумца Шута, творца-авантюриста Мага и Жрицы с ее претензией на папский трон. И у соответствующих богов разных пантеонов – Локи, Гермеса, Эриды.
Конечно, трикстерство, проявление вытесненного – не единственное качество этих арканов, но оно одно из базовых. И некоторая неопределенность, с которой мы встречаемся в интерпретации значений, отличает их от прочих карт Таро.
Уровень семьи – Императрица, Император, Иерофант (Жрец)
Человек приходит в этот мир, и первое существо, которое он встречает, – мама. Третий аркан Императрица. Во многих колодах эта карта называется Великой Матерью или Хозяйкой. В контакте с матерью человек получает опыт базового доверия, сытости, достаточности, удовлетворения, наслаждения и удовольствия. Надо сказать, что любой аркан как архетип амбивалентен, двойственен. Так, Императрица-мать может быть заботливой и любящей – и одновременно жестокой, необузданной и жадной. И переживание этих состояний конкретным человеком зависит от личного опыта общения с мамой в детстве.
Примерно с трех лет становится значимой фигура отца и следующий аркан – Император. И за ним стоят такие качества, как ответственность, власть, контроль, дисциплина, статус, соблюдение субординации. Он отвечает за то, какое место человек занимает в мире социальных игр. В нашей жизни этот архетип (как и остальные) ранжируется: сначала отец, потом начальник, государство и, наконец, верховный начальник – судьба.
Третья карта уровня семьи – Иерофант. Его еще называют Первосвященником или Жрецом. Эта карта нам напоминает о самом понятии эгрегора и семьи как духовного сообщества. О процессе принадлежности к этому сообществу и лояльности к его ценностям, о воспитании, передаче традиций, нравственных воззрений социума, в котором живет человек. Она изображает учителя, старейшину рода. С ней связано любое коллективное движение к истине, в том числе религия, мораль и школа.
Социальный уровень – Влюбленные, Колесница, Сила, Отшельник
Итак, человек, воспитанный в традиции своего рода, общества, усваивает данную культуру и выходит на следующий уровень – социальный. Здесь начинается его становление в обществе. Первая карта, карта через которую он сюда попадает – шестой аркан Влюбленные. Карта партнерских отношений. Она связана с осознанием различия полов, выбором «второй половинки» и, как следствие, с отделением от родительской семьи и созданием собственной. Влюбленные отражают архетипы анимы (женской части мужской души) и анимуса (мужской части женской души). Роль этих архетипов важна на пути к самоактуализации личности и проявляется в дальнейшем порядке Старших арканов. Проецируя на своих любовных партнеров собственную Аниму или Анимуса, мы усваиваем уроки жизни, познаем собственную темную сторону, интегрируемся с ней и с другими элементами внутреннего мира и, наконец, освобождаемся от проекций, узнавая вещи такими, какие они есть.
Для мужчины Влюбленные – встреча с женскими качествами в себе, с собственной восприимчивостью, чувственностью, поэтичностью, ранимостью. Для женщины – доступ в мужской мир успеха, социальная реализация, умение следовать за своим желанием и достигать целей.
Влюбленные иллюстрируют проекционные отношения с миром вообще. Это проекции собственных состояний, желаний, ожиданий на мир и, в частности, на партнеров. Так, например, придя на вечеринку, влюбленный мужчина ищет свою девушку, и остальное происходящее для него вторично. Голодный человек стремится к накрытому столу. Нарядная женщина оценивает платья подруг… Каждый выделяет из общего фона значимую для него фигуру, видит в другом актуальные для него черты.
Если в аркане Влюбленные человек, словно лучом фонарика, очерчивает выбранную им область, то седьмой аркан – Колесница – это движение по этому лучу к своей цели, когда выбор уже сделан, симпатии определены. Карта социальных достижений, амбиций, успешности, в том числе в карьере. В пространстве этого аркана у человека получается (или нет) достичь задуманного, воплотить собственные намерения, доводя начатое до конца. Здесь мы видим выезд триумфатора. Это архетип героя, который управляет своим движением.
Далее в порядке Старших арканов Таро еще со времен Мазерса существует запутанность. Наставник А. Уэйта не только поставил Шута в начало колоды, но и поменял местами арканы Силы и Правосудия (Справедливости). Не буду углубляться в теоретическое обоснование этой замены. С точки зрения путешествия Шута и развития души важно, как человек приходит от социальной жизни (Колесница) к духовной (Отшельник), от «мирских» целей к поиску внутреннего смысла. В марсельском порядке Таро этот переход лежал через аркан Правосудия. То есть через ответственность героя за свои поступки, понимание причинно-следственных связей. В колоде Уэйта восьмой аркан – Сила. И здесь для обретения мудрости герою необходимо овладеть психической энергией, мягко и гибко приручить собственного зверя, научиться разрешать внутренние и внешние конфликты, «играть с огнем», управлять собственным гневом и желаниями. Перед тем как искать духовность, нужно принять собственное тело, которое регулярно хочет есть, пить, любить и заключает в себе множество инстинктов, не подчиненных разуму.
Таким образом, доуэйтовский порядок Таро можно назвать путем философа, ума, а послеуэйтовский – путем йогина, тела. Есть и еще одно обоснование такой замены. Колесница и Сила связаны с обрядами жизненного цикла человека, а именно с пубертатными инициациями юношей (Колесница) и девушек (Сила). Такие обряды архетипичны, так как распространены по всему миру, присутствуют в истории всех культур и прочно обосновались в нашем бессознательном. Пубертатные инициации приурочивались к проявлению половых биологических признаков и формально закрепляли изменение социального статуса человека, переход в сообщество взрослых людей. А психологически проявлялись как противостояние природным инстинктам и осознанное, ответственное движение по собственному пути.
Пройдя через Силу (или через Правосудие) человек попадает в Отшельника, где он осознает, что есть нечто главное, а именно – поиск смысла, поиск Бога, поиск себя.
Отшельником заканчивается социальный этап. Обратите внимание, он начинается с партнерства, проходит через управление сексуальной энергией и ответственность и заканчивается одиночеством. Так, в главных экзистенциальных вопросах своей жизни человек одинок. Интересно, что арабское начертание шестерки и девятки иллюстрирует эти процессы. Шестерка – раскручивающаяся спираль, выход за пределы себя. Девятка – закручивающаяся спираль, уход в себя из мира.
Четыре социальных аркана представляют собой четырех богов западной культуры, а точнее, наш искаженный контакт с ними. На пути взросления мы переживаем одержимость этими богами, набивая шишки и порой утрачивая себя в погоне за их иллюзорными дарами. Эти же арканы отражают и кризисы взрослости.
Влюбленные – бог романтической любви дает нам веру, что влюбленность будет длиться вечно. Этот миф поддерживается сказками, литературой, искусством, где герои встречаются и живут счастливо всю оставшуюся жизнь. Бог влюбленности убеждает нас, что у каждого человека есть единственная идеальная «половинка», «предназначенная ему», и нужно лишь найти ее. Человек переживает здесь кризис перехода от юности к взрослости, сепарации от родительской семьи, созданию собственной системы.
Колесница – бог успеха, один из самых коварных, поскольку подменяет понятия. Что значит быть успешным? Уметь достигать поставленных целей. Но как только к такому простому действию примешивается оценка, действительность искажается. Успех перестает быть процессом (навыком) и превращается в минутный результат. Ведущим мотивом становится желание одобрения, признания, а доминирующим чувством – зависть, стыд и вина за «лузерство». Человек теряет контакт с собственными желаниями, и цели становятся чужими – принятыми, «правильными», согласно потребностям рынка. Таков возрастной кризис достигаторства, он учит отличать собственные цели от ложных, навязанных обществом.
Здесь на помощь приходит третий бог – Сила. Он возвращает человека к желанию, телесности, страсти. Но этот же бог дарит еще один миф – о комфорте. О том, что голодного льва можно накормить раз и навсегда, надо лишь подружиться с ним. И если вести правильный образ жизни, то недуги тебя минуют. И может быть, ты даже придешь к бессмертию. И если окружить себя удобствами, то можно удовлетворить все потребности. Но нет. Наше тело снова и снова заявляет о своих правах на нашу жизнь. Мы остаемся заключенными в материю, словно в львиные челюсти, до самой смерти. Человек переживает здесь кризис ограничения возможностей, понимает, что его здоровье не бесконечно, его силы имеют пределы.
И еще один бог заключен в Отшельнике. Имя ему – безупречность. Здесь живет миф о предназначении («единственном возлюбленном», «деле всей жизни» и прочем) как способе избежать встречи с бессмысленностью бытия. Но поиск смысла жизни сводится к тому, чтобы найти вещи, которые важнее тебя самого. Среди всего духовного наследия человечества мы обречены безустанно по крупицам искать собственные ценности, обретая в них опору и связь с божественным, утраченную при отделении человека от праматери-природы. Здесь человек переживает кризис середины жизни, переоценку пройденного пути, осознает, что глубинные знания могут быть получены только путем трансформации себя самого.
Уровень идей – Колесо Фортуны, Справедливость, Повешенный, Смерть, Умеренность
Когда человек становится Отшельником, он постигает идеи. И не только узнает, но и проживает их, получая универсальный и одновременно очень личный опыт внутренних изменений. Таких идей в структуре Таро пять, и они выражены в пяти мировых религиях. И первая, с которой встречается Отшельник, – идея о карме. Аркан Колесо Фортуны. Эта карта говорит о том, что у всего сущего есть заданность развития, программа, судьба. И в жизни человека в целом, и в отдельных ее аспектах. И постижение этой данности, осознание этих повторяющихся сценариев, участие в них (пребывание на ободе Колеса) и одновременное наблюдение со стороны (пребывание в центре Колеса) дает человеку возможность быть осознанным, попасть в поток везения, оказаться в нужном месте в нужное время и в конечном итоге – выйти за пределы заданного вращения Колеса. Среди религий эта идея полнее всего проявляется в буддизме. Когда человек видит в жизни фатальную предрешенность, он понимает, что платит по своим счетам.
Следующая карта – Правосудие – идея о законе. И помимо нашего взгляда на справедливость, эта карта еще связана с таким сложным понятием, как системная совесть. Есть законы, которые не понятны лично нам, но логичны с точки зрения системы, например системы рода. Системная совесть регулирует коллективные процессы, приводит к балансу отношения между людьми, гармонизирует взаимообмен «брать – давать». Это ответ, например, на такой несправедливый вопрос, почему рождаются больные дети. Наши чувства и даже наша мораль могут говорить нам, что это несправедливо, но наблюдая за закономерностями развития нашего рода, мы понимаем, почему так происходит. В системе должен быть баланс, говорит эта карта, даже путем страданий кого-то. Эта идея лучше воплощена в таких монотеистических религиях, как иудаизм и ислам. Вспомните жертвоприношение Авраама. Беспрекословное, трезвое подчинение требованию Бога, закону системы, невзирая на собственные чувства.
После суда часто бывают казни, и следующая карта – аркан Повешенный. Это не обязательно казненный преступник. На дереве (кресте) висели и боги, например Христос, Митра и Один. Часто посвящение происходит через мучительные и, на первый взгляд, бессмысленные страдания и изоляцию. Здесь представлена идея о жертве, о том, что можно спасти главное, принеся в жертву ценное и важное, стяжаемое, может быть, на протяжении всей жизни. Но прежние знания, опыт, достижения на этом этапе не приводят к решению, только еще больше запутывают человека. Необходимо прийти к качественно новому состоянию – к инсайту. Это в том числе и христианская мысль об искуплении: в страданиях душа совершенствуется. То есть это путь, ведущий к озарению. Инициация, способствующая пониманию истинной сути всех вещей.
Надо сказать, что арканы этого уровня – это не только идеи, которые постигает душа, но и продолжение ее движения по линии времени. Человек понимает, что есть его собственная программа (Колесо Фортуны) и есть законы, над которыми он не властен (Правосудие). И это период зрелости. Затем в Повешенном он ограничен в своих действиях, хоть и озарен иными знаниями. И это период болезней и старости. Следующий этап – Смерть. И все, о чем дальше пойдет речь, напоминает мистические представления о жизни после физической смерти, во многом совпадает с описанием в Книге мертвых и с другими религиозными взглядами. Также Повешенный олицетворяет заходящее солнце и прохождение светила по подземному царству. Однако порядок Старших арканов после аркана Смерти – это не просто повествование о загробном мире, а прежде всего – путь ассимиляции в пространстве Мировой души опыта, полученного человеком при земной жизни.
Тринадцатый аркан – Смерть – идея о трансформации. О том, что жизнь постоянно меняется. И прямо в это мгновенье слова, которые ты читаешь, уже становятся прошлым. И следующее их прочтение, возможно, откроет совсем иной смысл. Еще в утробе матери клетки неродившегося ребенка образуются, меняются, делятся и отмирают. Это естественный процесс, который происходит постоянно и прямо сейчас. Жизнь движется благодаря смерти. Эта идея ясно развита в шаманизме.
После Смерти мы встречаемся с ангелом-хранителем, неким светоносным существом. В Таро его представляет аркан Умеренность. Это архангел Михаил в христианстве или бодхисатва в буддизме. Он достиг совершенства, но остался в земном мире помощником в повседневных делах, проводником в подземном царстве. Он наш спутник в ассимиляции опыта, такой же, каким являются анима и анимус в приобретении этого опыта в земной жизни. Это аркан чувства меры в искусстве алхимии души, чуткости в смешивании противоположных начал – материального и духовного, добра и зла, черного и белого, мужского и женского. Эта идея о Дао воплощается, например, в даосизме. Любопытно, что содержание кризисных арканов перекликается с описанием последовательных переживаний базовых перинатальных матриц в трансперсональной психологии, в частности, с опытом космического поглощения и безысходности (Повешенный), борьбы с демоническими персонажами и смерти (Смерть), возрождения и видения радужного света невероятной красоты (Умеренность).
Уровень реализации – Дьявол, Башня, Звезда, Луна, Солнце, Суд, Мир
Следующий уровень пирамиды – уровень реализации, на котором душа приходит к своей целостности. Здесь семь карт. Возможно, они соответствуют мистическому взгляду на семь тел человека, семь основных астрологических планет, семь нот, семь цветов радуги и другие архетипические семирицы. И первая карта, с которой мы встречаемся на этом уровне, – Дьявол, архетип Тени. Он князь мира сего, мира земного, сансары, где действуют законы обусловленности судьбой, материей, смертью. Здесь генерируется и сосредотачивается энергия. Представь себе большое и полезное животное. Кого ты представляешь? Это животное когда-то родилось одновременно с тобой. И его еще в младенчестве посадили в тесную, темную и голодную клетку. То ли из страха перед его будущей силой, то ли из представлений о чем-то плохом. Шло время, рос человек, и животное росло вместе с ним. И из животного вырос монстр, уродливый, ненасытный в своих желаниях и всемогущий. Согласно мифам, человеческая душа спускается в ад подземного царства, проходя искушения собственного эго. И здесь интегрируется со своей тенью, ранее отчужденной от образа самого себя и кажущейся слишком болезненной, пагубной и нежелательной. Человеку здесь комфортно и выходит он из Дьявола тяжело. Через аркан Башня. То есть через катарсис, разрушение прежних устоев.
Это крушение тех стен, которые когда-то защищали нас, а теперь стали малы, как одежда, из которой мы выросли. Нам самим осознать это трудно, мы к ним привыкли, поэтому необходимо потрясающее основы событие, как удар молнии. И одновременно это образ Вавилонской башни – падение гордыни, разрушение эго и самой структуры личности. Энергия, аккумулированная в Дьяволе, вырывается наружу, высвобождается, очищая психическое пространство.
Таким образом, Дьявол аллегорически представляет собой сошествие в ад, Башня – чистилище (по мифам, промежуточное место между адом и раем), а следующий аркан – Звезда – архетип чистоты и надежды. Это парадоксальная возможность сохранить себя в будущем без персонификации личного опыта, но через «волновой эффект». Последствия наших действий и мыслей влияют даже без нашего ведома и усилий на людей, встреченных нами, и далее – на их знакомых, которых мы никогда не встречали, и на следующие поколения. Или, как писал об этом удивительном послании Ирвин Ялом: «Часть тебя теперь находится внутри меня. Она изменила и обогатила меня, и я готов передать это дальше, другим людям. Ищите меня в моих друзьях»[12].
Здесь есть понимание единства со всеми людьми, братства, где каждый связан с другими системным взаимодействием всего со всем. Трансперсональный опыт, медитативная и религиозная практика знают такое состояние сознания, когда границы человека и остального мира не фиксированы и не абсолютны. В аркане Звезда и далее возможно пространственное единение с любым объектом, включая весь космос. Звезда льет из двух кувшинов мертвую и живую воду. Преображение представлено в следующих двух картах. Купание в мертвой воде – в аркане Луна, в живой – в аркане Солнце. В сказках человек входит вначале в мертвую воду, и она ведет в наши скрытые страхи, в небытие, в забвение.
Луна – аркан темного предрассветного часа, самая глубокая точка Пирамиды опыта, середина ее основания и такой уровень исторической регрессии, когда сознание может идентифицироваться с биологической клеткой, быть связанным с жизнью животных, сущностью растений и минералов, процессами и объектами неорганического мира. Возможно, это изначальное знание о последствиях изменения тела после смерти, о его превращении в материю земли и продолжении его существования в других формах жизни. Под влиянием Луны совершаются многие поступки, о причинах которых мы не догадываемся, присутствуют тонкие нюансы поведения, которые мы не отслеживаем. Попытки осознать эти базовые процессы вызывают тревогу, трепет перед работой уникального механизма нашей жизни. Поэтому Луна – это период предрассветных сумерек, который проживается человеком в естественном трансе. Это уровень вневременного мифа, сказки, притчи, которые каждый потом трактует по-своему, но основное воздействие так и остается скрытым.
Следующий аркан – Солнце. Здесь речь идет о той части души, которая в разных религиях и учениях называется по-разному. Искра Божия в человеке, сущностный центр, самость, тело света, неделимая монада, нечто главное в нас. Здесь сознание выходит за пределы воспринимаемого чувствами мира и переживает интеграцию с многочисленными архетипическими персонажами и сюжетами, божествами различных культур. Это состояние внутреннего света и радости, уникальной и единственной реализации человеческой индивидуальности.
Из этого светоносного качества душа, как Феникс, возрождается к новой жизни в аркане Суд. Здесь наступает новая эра для человечества, и единичная душа приобщается ко всеобщим процессам, коллективным программам своего рода, нации, этноса.
И, наконец, в аркане Мир человек приходит к целостности, интегрирует все части своего существа. Здесь возможно переживание сознания целой биосферы, нашей планеты и всей Вселенной. Так, «многие трансперсональные переживания включают события их области микрокосма и макрокосма, которые не могут быть обнаружены непосредственно с помощью органов чувств, или же события, относящиеся к периоду до возникновения солнечной системы, связанные с формированием планеты Земля, появлением живых организмов, развитием центральной нервной системы и появлением человека разумного. А это, безусловно, означает, что в каждом человеке, непонятным пока еще образом, содержится информация обо всем в мире или обо всей жизни. А это значит, что человек потенциально способен контактировать с каждой из частей этого многообразия бытия и представляет собой в каком-то смысле целостную космическую структуру, хотя каждый есть всего лишь бесконечно малая ее часть, отдельная и малозначащая биологическая сущность»[13].
Аркан Мир (Вселенная) – это архетип вновь обретенного рая, завершение процесса актуализации и возвращение к истоку. В качестве метафоры мне нравится история об одном юноше, который решил отправиться в длительное путешествие, построил корабль, собрал команду, прошел пять морей, пережил множество приключений. И подплывая к родной земле, увидел одиноко стоящую фигуру, которая ждала его на берегу. Кто бы это мог быть, ведь он никому не сообщил о своем возвращении? Юноша сошел на землю и узнал во встречающем его человеке самого себя. Они подошли совсем близко друг к другу и слились в единое целое. Истинное путешествие заканчивается воссоединением с самим собой, когда душа-путешественник приносит свой опыт, ассимилируется в океане Мировой души и всеобъемлющая жизненная сила вбирает ее в себя.
Миф формирует наше мировоззрение, наполняет жизнь смыслом. Карл Густав Юнг писал об этом: «Потребность в мифических формулировках удовлетворяется, когда мы формируем видение мира, вполне приемлемое для объяснения смысла человеческого существования во Вселенной – видение, исходящее из нашей психической целостности, из сотрудничества [со-действия] сознания и бессознательного. Бессмысленность мешает ощущать полноту жизни, а значит, она эквивалентна болезни. Смысл позволяет выдержать очень многое – если не все. Никакая наука никогда не сможет заменить миф, и миф не может быть создан никакой наукой. И тогда не "Бог" является мифом, а миф является раскрытием божественности в человеке»[14].
Двигаясь по своему жизненному пути и переживая все его коллизии, каждый из нас создает свой собственный личный миф, отражающий его индивидуальное развитие и пребывающий в согласии с коллективным мифом и его архетипическими мистериями. И если Старшие арканы описывают мир богов и мифов, то Младшие – роли, которые играем мы, люди, и сцены, в которых участвуем. Движение энергии запускается встречей божественного и человеческого, внешнего коллективного мономифа и мифа личного, внутреннего. Если эти мифы не совпадают, то мы чувствуем расщепленность души, огромную дистанцию, отделяющую нас от смысла. Встреча этих двух мифов позволяет нам соучаствовать в творении мира.
Примечание 1. Склоны пирамиды
При внимательном исследовании пирамида открывает новые смыслы. Так, правый склон пирамиды (от Шута через Жрицу, Жреца, Отшельника, Умеренность к Миру) отражает эзотерические представления о горнем пути, левый (от Шута через Мага, Императрицу, Влюбленных, Колесо Фортуны к Дьяволу) – о дольнем. Вот что пишет Х. Банцхаф: «Дуальность обнаруживается в обоих путях, ведущих человека к познанию, пути магическом и пути мистическом. Они, в свою очередь, соответствуют двум основным способам сосуществования с природой: вмешательству и приспособлению. Путь Мага – это путь Фауста, в поисках познания вмешивающийся в природу, проникающий в ее тайны, чтобы понять ее, а потом и овладеть ею. Этим путем пошел человек Запада – и пришел к своему теперешнему уровню жизни со всеми плюсами и минусами технической цивилизации (аркан Дьявола. – Примечание автора). Это активный путь силы, преображающий мир "всеми возможными способами", а когда что-то выходит не так или мешает, то от него теми же способами отделываются. Это – энергия Мага, предполагающая активное действие, в отличии от энергии Жрицы, идущей по мистическому пути невмешательства, того самого недеяния, которое мы в наши дни находим на Востоке в качестве основополагающей жизненной позиции. Мистический путь означает тренировку, терпение и готовность услышать божественный зов, получить веление свыше и выполнить его (и об этом аркан Мир. – Примечание автора). Проще говоря, Маг ищет, а мистик ждет, чтобы его нашли. И тот и другой путь – путь познания, но каждый из них соответствует одному из двух полюсов как космической, так и человеческой дуальности, проявляющейся во всем, начиная с различной роли двух полушарий нашего мозга. Но при этом ни один из путей не важнее, не "правильнее" и не лучше другого. Он плох, если человек идет только им одним, и хорош, если человек соблюдает в его отношении верную меру. Поэтому и герой нашей повести, как и каждый из нас, должен пройти о тот, и другой путь, чтобы достичь цели»[15].