bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Алена Солодилова (Преображенская)

Таро. Практикум для души


© Солодилова (Преображенская) А., текст, 2023

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023

От автора

Дорогой читатель, рада приветствовать тебя снова. Моя первая книга по психологическому Таро увидела свет более десяти лет назад. Тогда эффект от ее издания оказался достаточно революционным как в среде эзотериков, так и у психологов академического толка. И те и другие отнеслись к ее выходу настороженно.

Что изменилось за это время в жизни сообщества? Многое. Мои коллеги-психологи перестали чураться карт, и присутствием колоды в психологическом кабинете сегодня уже никого не удивишь. Семинары по архетипам Таро стали проводить в психологических вузах. Вышло еще несколько замечательных книг на тему «Таро и психология». Коллеги-эзотерики сделали шаг навстречу друг другу, стали общаться на площадках конференций и фестивалей, слышать и ценить вклады партнеров, понимать наши различия и общность. Мир меняется, подчиняясь естественному открытому движению и способности к саморегуляции.

Произошли перемены и в моей жизни. Я написала четыре книги, разработала три трансформационные игры, создаю собственную колоду, по-прежнему преподаю, путешествую, организую фестивали. Но дело не столько в результатах, сколько в самом процессе развития, в постоянном поиске динамического равновесия, освоении и присоединении нового опыта. Поэтому я хочу объединить многие свои труды под одной обложкой как итог моей практики исследования и творчества. Такая уж миссия этой книги – объединять. Объединять людей различных мировоззрений – от мистического до научного. Объединять направления помогающих практик – от прорицания до психотерапии.

Речь на этих страницах пойдет о работе с Таро во всем многообразии помогающей практики – предсказательной, психологической, расстановочной, шаманской. И кроме теоретической части, где описаны карты Таро с точки зрения глубинной аналитической, социальной и семейной психологии, приведены значения арканов как в традиционном гадательном подходе, так и современном психологическом, здесь представлены ясные алгоритмы и приемы практической работы.

Понимая Таро как мировоззренческую систему, хранилище информации и смыслов, а также ограничиваясь лишь интерпретацией значений арканов, мы лишаемся живой, эмпирической и энергетической составляющей этого инструмента. Я повторю за Эпикуром: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека»[1], и пуст самый прекрасный расклад Таро, если он не исцеляет душу.

Какое бы наследие ни тянулось за нами, мы приходим в этот мир с открытым сердцем, в предвкушении встречи с новым опытом. Но нашей душе, далеко отошедшей от своего источника, не всегда по силам усвоить этот опыт. Если переживание слишком велико для нас, то душа словно раскалывается, расщепляется, сворачивается, на ней образуются раны и трещины. Издревле среди людей существовали целители души – шаманы, врачеватели, духовные учителя. В современном мире эту функцию берут на себя психологи. Но сегодня разрыв между психологической практикой и академической наукой слишком велик. И психолог все чаще присваивает себе эзотерические, шаманские, магические инструменты, религиозные и мистические ритуалы. Я не хочу сейчас говорить о случаях профанации (которых, к сожалению, немало), отмечу лишь тенденцию возвращения помогающих практиков к традициям нашей профессии.

Хочу обратиться к тебе, читатель, с некоторым предостережением. Не следуй слепо инструкциям, которые ты найдешь в этой книге. Да и другим инструкциям, пытающимся организовать живой процесс. Человеческая душа всегда оказывается интереснее, глубже и одновременно проще любых протоколов работы. Она руководствуется внутренней мудростью, порой неведомой никому. Поэтому любой метод существует для человека, а не человек для метода.

И еще. Не думай, что, прочитав книгу, ты все усвоил и знаешь теперь, что такое Таро и как работать с человеком. Возможно, ты понял, что написано. Но к истине информация не приближает, туда ведет только путь личного переживания и духовного опыта. Мы живем в век информации, когда любые данные извлекаются из недр нажатием нескольких клавиш. Теперь ценностью стали энергия и внимание, особое состояние сознания. И так уже было раньше, когда учитель передавал ученику некое настроение, доступ, ключ, открывающий многие двери. Надеюсь, у меня хватит душевной щедрости и тонкости восприятия, чтобы вложить в буквы и строки больше, чем просто текст, который можно прочесть.

Я признательна всем, кто поддерживал мой труд – родным, друзья, коллегам, на чьи работы я опираюсь. В конце книги есть список литературы, в которой я черпала вдохновение, авторов, чьи мысли резонировали с моими. Есть среди этих мыслей и такая, принадлежащая Ф. М. Достоевскому: «Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных»[2].


Краткая история Таро. Спекуляция тайной или приглашение к дискуссии

С древности люди учились наблюдать за знаками окружающего мира, толковать их, отыскивать едва уловимый смысл, складывать мозаичную картинку из догадок и озарений. На протяжении нескольких веков Таро используется для ответов на важные вопросы. Однако история карт полна преданий и мистификаций. В данной главе я лишь назову ее основные вехи. За более подробными данными предлагаю обратиться к другим источникам. Например, к трудам моих коллег Галины Бедненко, Максима Бекарюкова, а также к материалам интернета.

Есть мнение, что во всех древних культурах игры, аналогичные нынешним картам, шахматам, домино, «змейкам-лестницам» и тому подобному, были сакральными практиками, тесно связанными с прорицанием и медитацией, и лишь со временем вырождались в способы времяпрепровождения, выигрывания денег или простого соревнования. Так видят историю Таро оккультисты. Их авторству принадлежит легенда о создании Таро в Древнем Египте как способа сохранения знаний ушедшей цивилизации атлантов, его использовании для мистерии посвящения (Эттейла, Поль Кристиан) и распространении по миру через гадательную практику цыган (Папюс). Правды ради стоит сказать, что изображения на картах ранних колод (в частности, колоды Висконти-Сфорца, датируемой 1428 годом) не содержат египетского символизма, он появляется только с середины 18 века, одновременно с раскопками в Египте и первыми оккультными трактатами по Таро.

По другой версии, Таро пришло из мусульманского мира, его тайну хранят мудрецы-суфии, но бытующая традиция неполноценна, а истина открыта лишь избранным. Нетрудно предположить, что тайна манит и искушает, рождая множество исторических спекуляций.

Опираясь на письменные источники, можно заключить, что первые дошедшие до нас колоды появились в Италии в 15 веке, распространились по Европе и использовались для игры, похожей на бридж. «Не исключено, что эти карты могли использоваться и для других нужд. Так, в 1589 году в Венеции был вынесен приговор по обвинению в колдовстве, где, помимо всего прочего, фигурировали карты Таро. Но, кроме этого, никаких магических ассоциаций с картами Таро не возникало вплоть до 18 века»[3].

Можно условно выделить три исторических периода Таро: дооккультный период (до 70-х годов 18 века), период оккультного осмысления и период нью-эйдж (с 60-х годов 20 века).

Дооккультный период Таро интересен тем, что уже на тот момент существовала разница между символическими и игральными картами (то есть Старшими и Младшими арканами), но было несколько разных наборов символических карт, которым не присвоено ни порядковых номеров, ни названий, ни тем более астрологических и каббалистических соответствий. Символические карты иллюстрируют образы итальянского Возрождения: аллегорических персонажей, социальные символы. Самая распространенная колода – Марсельское Таро.

Период оккультного осмысления начался с идей масона А. Кура де Жеблена о египетском происхождении Таро и связи 22 символических карт с буквами древнееврейского алфавита. В этот период также творят такие известные французские мистики-оккультисты, как Эттейла, Элифас Леви, Папюс.

Начало двадцатого века ознаменовано деятельностью масонского ордена Золотой Зари (Англия). Самюэль Мазерс, а за ним Артур Уэйт внесли свой вклад в понимание Таро как системы. В частности, была изменена символика карт, порядок Старших арканов, для Младших арканов созданы легко читаемые иллюстрации. Влияние Артура Уэйта и его колоды (1910 г., художница Памела Смит) сложно переоценить. Оно явственно ощущается и в иконографии современных колод других художников, и в мировоззрении различных предсказательных школ. Его труды называют «кульминацией развития тарологии за последние два века». Колода Артура Уэйта многократно переиздавалась и сегодня является самой популярной, удовлетворяя весьма широкие потребности: ее используют и оккультисты, и гадатели, и психологи.

Отдельно стоит отметить традицию Алистера Кроули и его магическую колоду Таро Тота (1944 г., художница Фрида Харрис). Уникальность этого творения, как и личности автора, состоит в подчеркнуто гротескном выражении архетипических посланий, в шокирующем, провоцирующем воздействии. Эта колода, пожалуй, производит на людей наиболее сильное эмоциональное впечатление, вызывает трепет в мистических кругах.

В 60–70 годах 20 века происходит очередной всплеск интереса к эзотерическим вопросам. Он характерен смешением и популяризацией мистических и религиозных традиций. Так заканчивается эпоха закрытых оккультных орденов и начинается эра нью-эйдж. Создается огромное количество различных колод, в большинстве своем следующих традиции А. Уэйта. Их авторы зачастую не слишком внимательны к принципам системы Таро, и такие произведения отражают их собственное восприятие мира и индивидуальный духовный поиск.

В этот же период Таро начинают использовать в психологических кругах. В первую очередь благодаря Карлу Густаву Юнгу, его теории личности. Идея о том, что карты Таро могут служить проективным тестом, вызывающим различные ассоциации, наподобие чернильных пятен Роршаха, впервые пришла американским психологам Джеку Херли и Джону Хорлеру в начале 1970-х годов. Дабы избежать обвинений в «эзотерике» со стороны профессионального психологического сообщества, они нарисовали собственные карты. Затем в 1980-е годы канадский психолог Дениз Руссель, заинтересовавшийся результатами усилий американских коллег, продолжает исследовать Таро как проекционную методику. Позже во Франции психотерапевт Алехандро Ходоровски применяет в работе Марсельское Таро[4].

Преимущество Таро перед другими проекционными тестами состоит в том, что карты содержат символы, пришедшие из глубины веков. Сегодня практикующие психологи работают с архетипическими образами Таро и гадательными системами разных культур, используют карты как способ диагностики, как интуитивный инструмент самопознания. Существуют медитативные группы «погружения» в арканы и активизации архетипических энергий. В своих авторских методиках я эффективно сочетаю знание Таро с техниками системных расстановок по Б. Хеллингеру, приемами психодрамы, гештальт-терапии, «магического театра».

Открывая для себя это уникальное сокровище культуры, мы оказываемся вовлечены в познание бесконечной тайны о самих себе. А этот путь не знает завершения.


Такое разное Таро

Подходов к пониманию Таро великое множество. Потому что сама система Таро воспринимается нами на нескольких уровнях: это и предсказательная практика, и психология, и философия, и мистика. Также и двери, через которые мы входим в Таро, разные: одни ведут через энергетику и интуицию, другие – через Каббалу и астрологию, третьи – через психологию и магию. Каждый выбирает путь, который ему понятен и приятен.

Возможно, ключ такого многообразия в том, что авторство карт не принадлежит одному человеку. Их создала западная цивилизация, за века отшлифовавшая представленные образы. Так что же такое Таро? Большинство ответят: «Это инструмент для гадания». Но ведь гадание – лишь способ применения карт. Если же мы пойдем глубже, то познакомимся с удивительным сокровищем человеческой культуры, которое хранит в себе мифологические сюжеты, космогонические гипотезы, психологическое осмысление действительности.

Давай, дорогой читатель, попробуем систематизировать эти подходы, отталкиваясь от субъекта, то есть от отдельного человека, его интересов и потребностей.

Культурно-историческое изучение. Возможно, наиболее кропотливый подход, предполагающий как кабинетную (архивную) работу, так и полевые изыскания, путешествия по историческим местам, исследование памятников архитектуры и искусства. В предыдущей главе я коснулась краткой истории. Здесь нет единой точки зрения, исследователи порой противоречат друг другу, мистифицируют данные. Но этим и интересна история карт. Впрочем, как и история в целом.

Изобразительное искусство. Какой таролог не мечтает о своей колоде? И многие берутся за воплощение творческих идей. Открой каталог любого издательства – и увидишь тысячи колод на любой вкус. Таро рисуют профессиональные художники, не имеющие отношения к Таро, профессиональные гадатели, не имеющие отношения к изобразительному искусству. И с каждым годом новых авторских колод становится все больше. В чем же причина такого движения от универсального к уникальному?

В архетипическом содержании арканов. Именно архетипы, общечеловеческие понятия, первообразы, накопленные в нашем бессознательном и передающиеся по наследству, лежат в основе проявлений человеческой природы – снов, спонтанных озарений, фантазий, предвидения, одержимости. И творчества. Каждый исследователь Таро вступает в контакт с глубинной энергией, превосходящей его по силе. И творчество – один из безопасных способов справиться с таким объемом бессознательных переживаний. Порой создатель даже не задумывается о том, что стоит за импульсом, решая: «Нарисую-ка я свою колоду», и лишь спустя время он понимает, какая внутренняя работа была проделана.

Конечно, такие колоды содержат в первую очередь психический материал своего автора. Их образы могут отличаться от базовых эталонов. Каждый автор выражает архетипические силы по-своему, через доступные ему (и ограничивающие его) способы видения. Также существует множество пустых авторских колод, которые не дают нам доступа к большим энергиям, а только затрачивают наше внимание на личные переживания их автора. Не многие из них подходят для консультирования и духовной практики. Но представляют интерес как явление нашего времени (я имею в виду эпоху нью-эйдж, когда ранее эзотерическое знание стало экзотерическим), как способ самоисследования и самоисцеления, а иногда и как произведение искусства.

Духовная практика. В поиске собственного пути и смысла, конечной цели существования, предназначения человечества и отдельного человека мы проходим сквозь идеи и учения. Точнее, они проходят сквозь нас, а мы просеиваем их через сито накопленного опыта. И многие из нас встречаются с Таро как с системой мировоззрения, понимания устройства жизни и устройства души.

Духовная Таро-практика принципиально отличается от гадания как способа получения однозначных ответов и от магии как способа изменения действительности. Ее приверженцы знают, что реальность вариативна, и дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Они используют Таро для раскрытия внутреннего потенциала, как компас в бесконечном путешествии, применяя техники медитации, визуализации, психотехник, трансовых погружений.

Помогающая практика. Пожалуй, самое популярное применение Таро. К ней относятся такие направления, как гадание, психологическое и психотерапевтическое консультирование, расстановки, магия и все виды деятельности, которые решают душевные и личностные проблемы – волевые, эмоциональные, соматические.

Разные последователи этих направлений отвечают на вопрос, кто или что является источником информации и энергии, которую мы получаем от Таро, по-разному. «Нечто, превосходящее человека, всезнающее поле», – ответят гадатели, расстановщики, маги. «Наша собственная психика», – ответят психологи. Но при всей неодинаковости взглядов отличие в сути работы не так уж и велико.

Действительно, в жизни мы встречаемся с «реальностями», осознаваемыми и неосознаваемыми, проявленными и непроявленными. Карл Густав Юнг говорит о коллективном бессознательном, Руперт Шелдрейк – о теории морфогенетического поля, Арнольд Минделл выделяет уровни первичной реальности, сновидений и сущностный, Берт Хеллингер – проявления «большой души». Эту единую реальность иллюстрируют и карты Таро, работая с которыми мы неизбежно встречаемся со скрытыми силами, впускаем энергию архетипов в свою жизнь, непосредственно переживая ее. Это дает нам возможность пройти еще глубже и прикоснуться к тайным движениям Большого поля, или Духа.

Мне видится, что при всем многообразии практик и интерпретаций карт различие школ Таро формально. Одни видят корни значений арканов в нумерологии, Каббале, астрологии, другие – в базовом архетипическом содержании психики. Одни используют мистические ритуалы и магические инструменты, другим же для работы нужна лишь колода карт. На мой взгляд, более принципиальное наше отличие в отношениях «помогающий практик – клиент» состоит в целях работы и этических принципах.

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что карты Таро обладают следующими характеристиками:

Визуальность. Карты Таро представляют собой зрительные образы. Хотя сегодня существуют исследования соотношений арканов и запахов, арканов и цветовых сочетаний, арканов и телесных движений.

Отсутствие автора. Таро – общее дитя всей западной культуры.

Формальность. Каждой карте присвоено ясное значение, карта воплощает в себе определенный архетип.

Вариативность. Арканы адаптируются к изменяющимся реалиям нашей жизни, к многообразию форм проявления архетипического. Отсюда и разнообразие колод, и противоречивость трактовок.


Как освоить Таро?

Мастера делает практика. Можно окончить несколько школ, получить десяток дипломов, «посвятиться в эгрегор Таро». Можно вытягивать годами «карту дня» и медитировать на арканы. Но так и не начать консультировать. Путь к мастерству лежит через ремесленничество, ежедневную кропотливую работу.

Расскажу, как я осваивала Таро.

Двадцать восемь лет назад мой учитель показал мне карты и сделал расклад, озвучивая все свои шаги и размышления, каждое движение рук и мыслей. Я просто сидела рядом и внимала. И так продолжалось несколько месяцев: он просто читал расклады в моем присутствии. Учитель говорил: «Когда ты поймешь, как я это делаю, я подарю тебе колоду и уйду». Я думала, он шутит.

И вот однажды я встряла в его трактовку со своими размышлениями. Он прервал расклад, молча собрал колоду, отдал ее мне и ушел. Мы больше никогда не говорили с ним о Таро. На все мои вопросы учитель отвечал: «Я всё забыл, как только передал тебе колоду». И я снова думала, что он шутит.

История, на мой взгляд, совершенно романтическая. Такой она и осталась бы, если бы вскоре не пришел человек со словами: «Я слышал, у тебя есть Таро. Погадай!» Это был мой первый клиент, я хорошо его помню. А потом включилось «сарафанное радио» – великий двигатель круговорота людей, случайных и судьбоносных встреч.

И только когда спустя семь лет мне предложили преподавать Таро, я раскрыла книги. К счастью, первыми авторами были Евгений Колесов, Семира и Виталий Веташ, Хайо Банцхаф.

Когда я основала свою школу Таро, у меня не было ни дипломов, ни регалий, ни имени. Что же было? Десятки тетрадей с описанием случаев. Сотни клиентов. Тысячи раскладов. Тонны прожитого опыта чужих жизней.

Я хочу замотивировать тех, кто стремится консультировать, развивать практику. Дорогой читатель, как только колода попала в твои руки – начинай делать расклады! Не бойся людей, не бойся ошибок (в них вся соль обучения), не бери на себя много ответственности, не надевай маску гуру и знатока. Ведь любому человеку можно сказать: «Я начинающий, мне нужен опыт и обратная связь, давай попробуем прочесть твой расклад». И пусть приходящие к тебе за помощью станут лучшими твоими учителями!

Как выбрать своего мастера? Можно посмотреть на опыт работы, рекомендации, стаж, дипломы… То есть на все то, на что мы смотрим, когда выбираем электрика, например. Но обучение – это еще и контакт человеческий, души с душой.

Встречая своего мастера, перво-наперво почувствуй его: как он общается, о чем говорит, в какой манере поддерживает контакт, симпатичен ли он тебе. Ведь тебе предстоит какое-то время воспринимать материал через него, смотреть на мир его глазами.

А затем задай три простых вопроса.

Вопрос 1. «У кого вы учились?» За любым мастером стоят люди, даже если он учился по книгам. Если человек скрывает свои корни, не стоит есть плоды с его дерева. Сокрытие может выглядеть как ширма: «Я потомственная гадалка», «Через меня духи говорят». Да, человек может действительно перенять опыт бабушки или получать мистические переживания. Но тогда он не будет облекать свой талант в продаваемый шаблон, использовать имя учителя (желательно великого, но умершего или, на худой конец, тайного) для поднятия собственной стоимости.

Вопрос 2. «Что я получу в результате обучения?» Если наставник расписывает, каким ты непременно станешь, какие способности приобретешь («Курс даст вам уверенность», «У вас будет доход от 1000000 тугриков в день»), если он говорит о себе и своем продукте как об уникальном и единственном верном для тебя выборе («А иначе вы не научитесь, ничего не сумеете», «Только сейчас у вас есть шанс, больше такой возможности не представится»), если он гарантирует тебе изменение, то он попросту врет. Все, что дает обучение, – это возможность.

Вопрос 3. «Порекомендуйте кого-нибудь из своих коллег». Если для мастера все коллеги – недостойные специалисты, а он лучший, если в нем нет уважения к работе других, если он удерживает при себе учеников, манипулируя, понукая, запугивая, обесценивая их достижения, опыт, мнения, ограничивая их самостоятельное движение, подкармливая обещаниями надежду на лучшую жизнь, то ты попал в секту – беги от такого учителя!

Подытожу. Некоторые признаки профессионала в описании психолога Михаила Литвака вполне применимы к профессии Таро-консультанта. Я немного перефразирую и дополню авторский текст на свой лад.

Профессионал, у которого стоит учиться, это тот, кто:

• уважительно относится к коллегам, знает мастеров, чей уровень профессиональных навыков выше, чем у него;

• легко говорит о собственной некомпетентности в тех вопросах, где он не обладает нужными навыками, откажется от дела, если знает, что не сможет помочь клиенту или что кто-то сделает это лучше него;

• уважает тех, у кого он учился (даже немногому), опирается на весь опыт собственной жизни, признавая все ее этапы и события;

• старается максимально специализироваться в своей области, у него есть «фишка»;

• не будет предлагать своих услуг, если его об этом не просят;

• не считает себя единственным и уникальным, не ставит клиенту условие посещать только его;

• разъясняет, что будет происходить на семинаре, уточняет все условия работы;

• не обещает сделать из тебя мастера;

• постоянно учится, совершенствуя собственное мастерство;

• счастлив в жизни, совершает внутреннюю работу по исцелению самого себя;

• имеет широкое общее образование, знания в смежных отраслях;

• легок в общении, говорит на понятном тебе языке;

• живет собственной жизнью, а не жизнью своих клиентов и учеников.


Что поможет обрести доступ к Таро? И что может помешать? Думаю, тут действуют те же законы, что и при вхождении в любой эгрегор.

Что поможет? Уважение ко всем, кто вошел сюда до тебя. Ко всем учителям (даже если их практика не кажется значительной), ко всем пользователям (даже если кто-то из них откровенно профанирует знания), к истории Таро (со всеми ее огрехами и спекуляциями).

Что может помешать? Страх. И все, за чем он прячется, маскируется. Например, придание сверхважности каким-либо традициям и людям. Обожествление учителя. Следование догме. Обесценивание себя и своего опыта. Закрытость от экспериментов («Дайте мне четкую инструкцию, не могу идти в неизвестность!»). Есть также и другая сторона – собственное высокомерие. Все это – лики страха.

На страницу:
1 из 4