Полная версия
Ойратские наставления для женщин
Ойратские наставления для женщин
Басан Александрович Захаров
Редактор Гиляна Николаевна Захарова
© Басан Александрович Захаров, 2022
ISBN 978-5-0059-0711-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Гармония мужского и женского начал
Немного истории
В XVII – XVIII веках ойраты были одним из самых успешных народов в мире. Ойратский союз «Дөрвн Өөрд» контролировал территорию «от Дона до Енисея по широте и от Урала до границ Индии по долготе». [А. Феоктистов, 1992 г.]
Одной из основных причин успешности ойратов была гармония мужского и женского начал. Четкое разделение обязанностей в мирное и военное время, система воспитания, традиция принятия решений в семейном кругу – всё это создавало гармонию, закладывало основы устойчивости и позитивного развития как каждой отдельной семьи, так и в целом всего общества.
Ойраты спокойно уходили в военные походы, иногда на долгие годы, зная, что их ждут самые верные и надежные жены, способные не только заботиться о детях и хозяйстве, но и умеющие противостоять любому врагу. Был случай в нашей истории: многочисленные враги, желая под корень уничтожить волжских ойратов, пришли, когда практически всё войско находилось в походе. Они прошли всю степь, не встретив людей. И так ушли ни с чем, потому что женщины с помощью небольших пограничных отрядов смогли в кратчайшие сроки свернуть жилища, укрыть скот и перекочевывать с места на место, пока опасность не миновала. Такое возможно только при высочайшем уровне нравственного сознания, дисциплине, умении мыслить масштабно и принимать незамедлительные решения. В случае неожиданного появления врага каждая ойратская семья была готова сражаться. Вместе с мужчиной надевала доспехи женщина. Ойратская ханша Ану-хатун, супруга Галдан-Бошокту-хана, погибла, сражаясь в бою, предпочитая смерть плену. Конечно, в таком народе, у таких матерей рождались воины, герои, способные совершать невозможное и побеждать даже тогда, когда соотношение сил было 1 к 25.
Нравственность ойратской женщины, её преданность семье ценились не только ойратскими мужчинами, но и окрестными народами. Казахи считали, что мужчина, взяв в жены калмычку, тем самым укрепляет свой род и привлекает благополучие на многие поколения. А если эта женщина родит и воспитает ему сыновей, они будут такими же непобедимыми как ойратские воины. В XVIII веке Бухара-жырау, великий казахский рапсод, акын, учил: «Надо (в качестве дров) использовать колючку; пусть женой у тебя будет калмычка… Если ты возьмешь в жены калмычку, не прервется твой род в этом восьмигранном мире… Полулежа в своей почетной юрте, думай об этом и размышляй…» «Мораль женщины калмычки – высокая мораль, и она, как воспитательница, дает детям безусловно твердые устои нравственности, идеи правды, добра, верности долгу, беззаветной покорности и стоической выносливости», – писал Г. Н. Прозрителев. С этим мнением перекликаются и высказывания исследователя XIX века Я. П. Дубровы: «К качествам же калмычек как хозяек необходимо добавить, что они вообще отличаются редким у других наших инородцев целомудрием…». П. Небольсин отмечал: «Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщина имеет человеческое, а не рабское значение. У многих мухаммедан, хотя и не у всех и не в одинаковой степени, она исключена из общения с мужским полом не только в забавах, но и даже в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том, и в другом случае с правами мужчины».
Природное назначение
Для понимания разделения обязанностей в быту, обществе, государстве между мужчинами и женщинами нужно обратиться к естеству. Так получилось, что сама природа провела раздел между мужчинами и женщинами по физиологическим функциям, основой которого является способность рожать. Этим обусловлено появление мужского и женского начала. Отсюда логично вытекает и разделение обязанностей. Исторически женщина занималась воспитанием детей, заботами о доме, круг забот мужчин, как правило, находился вне дома. Счастье женщины – в семье, а мужчины – в степи – так образно говорят ойраты. В ойратском языке даже само слово женщина обозначается как күүкд күн, т.е. дети + человек. Таким образом, на уровне подсознания закреплялось главное природное предназначение женщины. Стратегия выживания была направлена на создание многодетной семьи, т.к. многочисленное потомство – гарантия успеха и выживания рода. Поэтому женщина рожала, пока ее репродуктивные способности позволяли ей это делать. Мужчина обеспечивал пропитание, исполнял социальные функции по обеспечению безопасности, поддерживал статус семьи в обществе. Такая гармония существовала у всех народов вплоть до последнего времени, т.е. до резкого взлета научно-технического прогресса, кардинально изменившего уклад жизни человечества.
Этикет
Известный исследователь И. Бентковский в XIX веке писал о калмыках: «Мужчина должен оседлать коня и подвести к женщине, для которой такое дело считается неприличным. Если мужчина, хотя бы он был и знатного происхождения, заметит, что женщина, едущая навстречу верхом, хочет сойти с коня, то из вежливости и уважения к женщине, будь она и низкого рода, должен сам спешиться и помочь ей соскочить с седла. Мужчина, обыкновенно старший в семье, обязан при перекочевке на новое место вырыть в секретном месте «татал», т.е. копань, для омовения женщин его семьи. Мужчина отдает честь женщине, слагая большой палец правой руки с указательным левой, и прикладывает их к своему челу, становясь в то же время на правое колено. Мужчина не должен бить своей жены, и вообще женщины, ни рукою, ни плетью, палкою или ногайкою, ни пред бурханами, то есть в кибитке. За побои, причиненные беременной женщине кем бы то ни было, вследствие чего последовал бы выкидыш, статья 100-я «Цааджин-бичика» налагает штраф по девять скотин за каждый месяц выкидыша.
В свою очередь, женщина не должна без приглашения сесть при старших, ни начать с ними разговора; она не может сидеть при них в фамильярной позе.
Перешагнуть через ноги мужчины, ногайку, плеть или задеть подолом платья посуду с пищею и напитками считается верхом неприличия для женщины. Ей неприлично при верховой езде иметь в руках плеть, у ней может быть только ногайка. Замужняя женщина изъявляет благодарность мужчине, проводя рукою сверху донизу по левой косе; девушка может благодарить только потуплением глаз – безмолвно. Таким же образом выражают почтительность при разговоре с старшими. При них они могут сесть только после вторичного приглашения. Во время посещений и вообще при сборищах женщины садятся по левую сторону хозяйки, между тем как правая предоставлена мужчинам».
Статус женщины в ойратском обществе был очень высок, о чем косвенно свидетельствует тот же И. Бентковский: «…калмык вообще строго придерживается этикета, зато в ненормальном состоянии ему все нипочем; только противу женщины он не забудется, как бы хмель не омрачил его ума».
Однако следует пояснить, что если женщина вела себя не по-женски: начинала «пилить», ругаться, т.е. вела себя агрессивно, то муж имел право поставить ее на место с помощью мали (калмыцкой плетки). Агрессивность – проявление мужского начала, поэтому женщина, грубо нарушающая гармонию мужского и женского начал, становится как бы мужчиной, соответственно следует наказание, как ни странно, такая мера – необходимость для сохранения семейной гармонии. Утхан бүлүдсн залу – мах иддг, келән бүлүдсн гергн, маля үздг – мужчина, который точит нож, будет кушать мясо, женщина, которая точит язык, познает плеть.
Новое время
Развитие цивилизации обеспечивает новые возможности. И, в первую очередь, для женщины. Сегодня во многих странах почти устранены проблемы с безопасностью, государства взяли на себя эти функции. Равные возможности в карьере и высокий уровень жизни позволяют женщинам зачастую обходиться вовсе без мужчин. Многочисленное потомство, на первый взгляд, уже не является необходимостью для успешного выживания рода. И сегодня во многих семьях по одному—два ребенка. Современные технологии создают условия для развития интеллектуального, лидерского потенциала женщины, что в прошлые века было делом почти невозможным. Сегодня многие бытовые вопросы, связанные со стиркой, уборкой, мытьем посуды, шитьем, приготовлением пищи, занимавшие в прошлом весь световой день, в настоящее время полностью либо частично автоматизированы. Поэтому научно-технический прогресс с одной стороны безусловное благо, а с другой – вызов для современной женщины. Вызов потому, что необходимо соблюсти баланс между своим природным назначением и теми возможностями, которые предлагает наше время. Этот баланс необходим для достижения гармонии и счастья.
Мужское и женское начала в современном мире
Женское начало основано на естественной способности к воспроизводству рода. К тому же природа позаботилась о выживании потомства, наделив женщину не только способностью рожать и выкармливать ребенка, но и сильно развитым материнским инстинктом, неслучайно его иногда называют «слепым». Поэтому женское начало очень сильно, так как зависит от внутренних, биологических факторов. Соответственно, мужское начало от природы слабее женского, так как во многом зависит от внешних условий: войн, суровости условий выживания, принятых в обществе правил, традиций и т. д. В условиях мирной и комфортной жизни, при отсутствии условий для поддержания мужественности, мужское начало как бы разжижается, становится аморфным, ведь быть защитником, добытчиком нет необходимости. Поэтому на заре человечества, когда природно-климатические условия позволяли жить, не думая о пропитании и о выживании потомства, существовал матриархат.
Однако, думать, что мужское начало больше не востребовано – заблуждение. Когда-то у римлян на пике могущества и благополучия мужское начало уступило женскому. Мужчины не хотели быть воинами, им не хотелось выходить из созданной зоны комфорта, терпеть лишения даже для отражения врага. Рим пал перед нашествием варваров. Как и тысячи лет назад в мире бушуют войны, конфликты. Ресурсы Земли, население распределены крайне неравномерно, поэтому до наступления мира во всем мире еще очень далеко. Многие государства, сообщества, религиозные секты хотят так или иначе доминировать, даже в рамках одной страны регионы стремятся к экономическому поглощению и лидерству. Кроме того, существуют культурные и религиозные различия, и духовная экспансия с учетом глобализации и информационных технологий растет. Все это способствует появлению новых конфликтов. Таким образом, пока на земле есть государства, культурный или религиозный фанатизм, экономическое неравенство, матриархата не будет.
Гармония мужского и женского начал, нравственная чистота отношений – залог воспитания сильного, могучего поколения, способного покорить мир. Мир всегда прогибается и изменяется под тех, у кого есть духовный стержень, устойчивые нравственные ценности и жажда победы.
У каждого человека своя судьба, свой срок жизни. Однако, нет ничего предопределенного, будущее многовариантно. Соблюдая наставления, основанные на историческом опыте тысячелетий, традициях, накопленными и бережно сохраненными многими поколениями, можно прожить максимально долгую и счастливую жизнь, отпущенную судьбой.
Женам
Замуж выходи в специально пошитом национальном платье, это всегда оригинально, красиво, подчеркивает твое уважение к традициям и обычаям, духовную связь с предками, позиционирует тебя как в высшей степени культурного человека. В национальных узорах, символике цветов заложен глубокий сакральный смысл, предопределяющий счастье и гармонию семейной жизни.
По ойратским традициям девушка, выходя замуж, как бы умирает в своей семье, и вновь рождается уже в новом роде и ином социальном статусе. В семье мужа ей дают новое имя. Во время свадебных обрядов невестка, поклоняясь бурханам, предкам, матери и отцу мужа, принимая их в качестве своих, становится полноценным членом рода мужа. С этого момента молодожены становятся настоящей семьей, а невестка – хозяйкой в доме мужа.
Счастье семьи заключается в гармонии мужского и женского начал. Женское начало, исходя из природного назначения, является мягким, но в то же время очень устойчивым, это основа семьи, ее фундамент. Если женское начало за исключением очень редких случаев всегда развито, то развитие мужского зачастую зависит от внешних факторов, в том числе и от поведения жены. Помни, твой мужчина – орел, но вот какие у него будут крылья, орлиными или воробьиными, во многом зависит от тебя.
I
Верь в мужа. Что бы ни случилось, верь в него. Говори ему об этом, показывай ему свою веру в него, даже тогда, когда как будто оснований для этого нет. Вера – это мощнейшая позитивная энергия, духовная основа семьи. Мужчина готов горы свернуть, если жена верит в него, в его душе возгорается пламя, вырастают крылья. Верь в него даже тогда, когда, кажется, что весь мир от него отвернулся. Будь ему вдохновляющей музой. Твоя вера в него – духовное начало семьи. Делись с ним этой верой, заряжай его. Пусть и он поверит в себя, если слаб духом. Буульмҗ уга, баатр уга – без похвалы и возвеличивания не появляется герой.
Будь верной. Муж – твой единственный мужчина. Верность – залог сильного духом потомства, семейной гармонии.
Жена – это тыл. Фронт не может сражаться, если тыл не подпитывает его продовольствием и боеприпасами, в данном случае – духовной энергией. Женщина, таким образом, делится избытками своей природной энергии, придает мужчине силы.
Неверие в мужа, проявление неуважения подрывают его силы, дух. Муж и жена – две энергетические духовные половинки, причем жена основа. Именно в женщине природа заложила мощное энергетическое ядро. И если жена не делится с мужем своей энергией, может серьезно заболеть, а семья будет уязвимой, не будет духовных нитей, скреп.
Ни в коем случае, если хочешь сохранить семью, не допускай в отношении мужа неуважительные высказывания, даже если он, по твоему мнению, их заслужил. «… калмычка своим характером, нравственностью и благоразумием умела себя поставить в самое прочное положение. Она часто приобретает большое нравственное влияние на мужа и смело может рассчитывать прожить с ним свой век, пользуясь любовью и уважением семьи, лишь бы не была бездетна», – писал Бентковский. Выразить свое отношение, в случае вины, можно не умаляя мужского достоинства. Проявление неуважения – прямой отъем энергии, и он плохо кончится для семьи. Мужчина по духу победитель, покоритель. Ему необходимо чувствовать себя в ореоле уважения, признания, в первую очередь, своей жены. Сегодня много успешных женщин: политиков, бизнес-леди, мужья которых находятся как бы в тени, однако данный факт не отменяет вышесказанное. И для сверхуспешной женщины ее муж должен быть победителем и покорителем вершин. И он также должен чувствовать твое восхищение им. Помни, что никто не защитит тебя так, как твой муж, твой главный защитник, отец твоих детей и человек, с которого они берут пример.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.