Полная версия
Стрелы памяти
Иоанн IV Васильевич и татары
«Казань брал, Астрахань брал», – подтверждал иноземным послам, посещающим Русское царство, известные исторические факты царь и Великий князь Московский и всея Руси – Иван Грозный. Причем при правлении Иоанна Васильевича ту же Казань и ее окрестности царские стрельцы штурмовали несколько раз подряд, выжигая огнем и мечом непокорные татарские племена… А Казань, красивейший на земле хлебосольный город, так же молод, как и тысячу лет назад. Не то что завоеватели, даже само время ее не берет. Прекрасная и щедрая, как сердце татарского народа, столица Татарстана яркими красками своих нарядных улиц, площадей и восхитительных, увенчанных полумесяцем, древних мечетей, радушно принимает в свои объятия каждого, кто приезжает сюда с миром и уважением.
Почему некоторые народы уходят безвозвратно с лица земли, унося в небытие родной язык и уникальную культуру? Почему великий татарский народ сумел не только пронести сквозь столетия и испытания духа на прочность священную веру в Аллаха, но еще и передать потомкам свою историческую национальную мудрость и гордость? Ответом на эти вопросы является название новой повести петербуржского прозаика Людмилы Семеновны Лазебной «Без корня и полынь не растет».
Недаром же говорится: один переезд равен двум пожарам. Любое, особенно массовое переселение народов в другие края необъятного российского царства во все времена приводило к утрате своих исконных корней. Ассимиляция с другими национальностями рано или поздно завершается изменением устоев, стиранием особенностей разговорных диалектов, утратой народных традиций и секретов ремесленных промыслов. Ибо только на своей земле, подкрепляясь духовно и физически от своих корней, человек растет не как сорняк, затерявшийся среди прочей густой и зеленой травы, но как могучий, раскидистый, крепкий дуб в окружении себе подобных богатырей с осознанием величия собственного «Я», окрашенного национальным колоритом малой родины. И крымские, и астраханские, и казанские татары, славящиеся своим умением договариваться и создавать крепкие дружественные союзы, продолжают жить на исконных территориях, черпая из сердца родной земли живительную национальную силу и стойкость. Повесть Людмилы Лазебной «Без корня и трава не растет» на примерах жизни нескольких старинных, именитых татарских родов в середине XVI века рассказывает читателю о всеобъемлющей человеческой любви. Вы узнаете о строгом, но справедливом воспитании татарских детей, о взаимном уважении друг к другу супругов, об умении прощать и находить компромиссы в самых сложных, а порой и опасных ситуациях. А коли пришла пора защищать родной дом, своих детей и свою землю, нужно уметь признавать и собственные ошибки и понимать, что не все проблемы можно решать с оружием в руках. Главное – сохранить жизнь своим потомкам и продолжать все глубже и глубже прорастать корнями в родную землю. Такова главная философия этой чудесной исторической повести.
2022-й год для Людмилы Семеновны Лазебной, члена Интернационального Союза писателей и Союза писателей России, ознаменовался воплощением глубочайших творческих замыслов. С поэзией этого автора читатель давно и хорошо знаком. А вот с прозой, целым каскадом повестей, написанных, словно на едином дыхании, легким Стрелы памяти и увлекающим мысли пером… Здесь точно не обошлось без Божьего промысла! У Людмилы Лазебной в этом году вышли в свет сразу три уникальные исторические повести, материал для которых она собирала годами, обдумывая сложные сюжеты с поучительным смыслом и фактурой, интересной современникам, так как суть повестей эмоционально перекликается с сегодняшним днем. Каждое произведение сразу захватывает воображение, берет за живое, поэтому невозможно отставить в сторону книгу. Ловишь себя на мысли, что ты не столько читаешь повести Л. С. Лазебной, сколько, вглядываясь в печатные страницы, видишь увлекательный фильм или историческую голограмму, где герои оживают буквально с первых секунд знакомства с ними. При этом не сразу замечаешь, что говорят-то они на разных национальных языках, так органично автор вплетает перевод. Подобное, редкое, подчеркну, классическое, повествование, состоящее из диалогов и наполненных светлой народной мудростью монологов, колоритных бытовых и пейзажных описаний, присуще только истинному творцу художественного слова. Оттого и радостно представить читателю уникальное творчество классика российской современной литературы, мастера исторической прозы Людмилы Семеновны Лазебной.
С уважением и восхищением
Татьяна ЗИМИЧ,
член Союза писателей России,
литературный критик
Цыганский конь земли не пашет
Повесть
Посвящаю моему деду Пронину Михаилу Герасимовичу,
ветерану Русско-японской войны (прообраз Федора,
одного из главных персонажей этой повести).
Унтер-офицер, был дважды Высочайше пожалован
Знаками отличия Военного ордена Святого Великомученика
и Победоносца Георгия (с 1913 года эта награда для нижних
чинов стала именоваться «Георгиевским крестом»).
Помимо Русско-японской, Михаил Пронин был участником
Германской – Великой или Первой мировой – войны
и Октябрьской революции 1917 года. За героизм
и мужество трижды награжден Российской империей
Георгиевскими крестами и несколькими медалями.
Имел пулевые и осколочные ранения. Однажды, участвуя
в рукопашной атаке, был проколот неприятелем штыком
в грудь, но выжил. После войн и революций женился
на молодой вдове. В этом браке родился сын – мой отец.
Лето в деревне – горячая пора. С первыми лучами солнца оживает все вокруг. Идут на пастбища стада, подгоняемые хлесткими ударами пастушьих кнутов. Косари разъезжаются по дальним лугам. Женщины хлопочут по хозяйству, а старики, усаживаясь на завалинки, вспоминают свою прожитую жизнь. Ребятишки с удочками спешат к реке. В ранние утренние часы самый хороший клев! Через несколько часов наступит жара. Все живое поспешит в тенистые места, где дышится легче. Стада придут к реке, старики – в сады, а косари начнут растрясать скошенную траву, чтобы солнце ее просушило, да ветерок провеял.
А пока…
Кони, исхудавшие за зиму, собравшись в табун, мирно пасутся на лугах. Самые ретивые и норовистые передвигаются прыжками или мелким шагом из-за спутанных веревками передних ног. Сильные жеребцы, временами поднимаясь на дыбы, громко ржут и фыркают, а познавшие непосильный труд кобылы, обмахиваясь хвостами от надоедливых насекомых и, вздрагивая всем телом, жадно щиплют сочную траву. Тонконогие жеребята резвятся неподалеку от заботливых матерей, время от времени подбегая и тычась им под брюхо.
Лето осыпало землю-кормилицу теплом, любовью и благоденствием! Как только небесное светило достигнет зенита, работы остановятся и наступит обеденный отдых. Хозяйки, расстелив скатерти в тени деревьев, разложат нехитрый провиант. Нет в такое время у крестьян горячих блюд, костров не разводят – опасно! А вот вечером можно и ушицы сварить из мелких карасей, пойманных ребятишками в речке, а то и холодной окрошкой на квасу поужинать.
Только с наступлением темноты замолкают стальные косы. И слышно отовсюду, как сверчки сверчат да лесные птицы поют. Бывает, вдруг ухнет сова, будто вспомнила что-то, и на миг затихнет все, а затем снова наполнится лесными звуками.
В одну из таких июньских ночей и решил заночевать хуторской кузнец Федор с молодой женой Евдокией возле леса. Слишком коротки ночи, чтобы тратить время на дорогу. В такую горячую пору летний день год кормит. Несколько семей остались с ночевкой и на другом берегу оврага. На бескрайние пойменные луга опустились умиротворение и покой.
* * *В предрассветный час, когда все живое на земле, завороженное густой и молчаливой темнотой, проваливается в глубокий сон, оглядываясь и крадучись ступая, выходит на промысел всякий вороватый люд.
– Держи его крепче, ромалэ, – прошептал своему напарнику цыган Петша, спешно доставая из-за пазухи тряпку.
– Давай я сам завяжу. Ишь ты, брыкается, – стараясь обмотать старой цыганской шалью морду коня, процедил сквозь зубы молодой и сильный цыган Шандор.
– Не буянь, какарачи (ворон). Слушай меня и молчи, слушай и молчи, – шептал в ухо коню Петша.
Давно он высматривал этого черного, как ворон, молодого жеребца. Давно зудели его вороватые руки. Да уж больно хозяин коня был силен да горяч! Все в округе говорили про неуемную силу и ловкость молодого кузнеца. Нужны были хитрость лисицы и ловкость паука, чтобы провернуть это дельце. А тут такой случай подвернулся! Как не испытать счастья? Вот и уговорил Петша своего друга Шандора наведаться в пойменные луга за добычей.
Шандор был молод и горяч, как и многие мужчины руска рома. Густая кудрявая шевелюра, словно грива гордого скакуна, прикрывала пронзительный взгляд его черных глаз. Золотая серьга в его правом ухе – знак последнего мужчины в роду халадытка рома (цыган-солдат) – игриво поблескивала при свете луны. Атласная рубаха алого цвета, подпоясанная широким кожаным ремнем, облегала его мускулистые плечи. Из голенища правого сапога выглядывал чури (нож), который Шандор сделал сам много лет назад.
На груди молодого цыгана висел байеро (полотняный мешочек) с ладаном и золотой серьгой его покойной матери. А за поясом, в кошельке, был припрятан от посторонних глаз лилияко (трупик мертвой летучей мыши, закатанный в восковой шарик) – заветный талисман на удачу и богатство, подаренный ему старой цыганкой.
– Те авес бахтало (счастлив и здоров будь), Шандоро, носи, не снимай! Нужду и беду духи рода отведут, верных помощников тебе завсегда призовут. Не в кандалах тебе по земле ходить, а гордой птицей в небе парить! Имя твое значит «гордый»! Будь горд родом своим, Шандоро! Помни, духи рода мать в счет твоей жизни забрали. Достойным сыном рода будь! Те дел одел бут бахт, зор ай састимос (дай Бог много счастья, сил и здоровья)!
Уж нет давно той старухи-цыганки, ушла она из табора умирать, и никто не видел ее с тех пор. Шандор часто вспоминал эту старую цыганку, не выпускавшую изо рта курительной трубки. Он никогда не снимал байеро и верил в волшебную силу талисмана лилияко. До сих пор удача была на стороне молодого и смелого цыгана. Много добрых коней привел он из разных мест в свой табор, много золота и серебра добыл.
Соплеменники признавали и уважали Шандора. Кто знает, может, после смерти его мудрого отца станет бароном он, а не дядя, прозванный Старым Лисом за хитрый и изворотливый характер. Как знать? Какого барона выберут цыгане? Да и будут ли они выбирать? Само собой, решится все, когда придет время. В одном нет сомнений: всем в таборе управляет великий и могучий цыганский закон, который чтут и оберегают пожилые и знающие житейскую мудрость цыгане.
– Надевай ему валенки, и уходим, – прохрипел Петша, оглядываясь по сторонам.
Конь, как завороженный, пошел за Петшей, не оставляя за собой следов. Через некоторое время тьма поглотила и коня, и цыган.
* * *Вскоре на землю опустился густой туман, осыпав серебряной росой нескошенные луга и овраги. Из-за горизонта медленно поднималось светило, озаряя землю первыми лучами. Загомонившие птицы разбудили косарей и их семьи. Начинался новый день.
– Что-то нашего Булата не видать, – приложив руку ко лбу и вглядываясь вдаль, сказала Евдокия. – Федя, сходил бы ты к речке, можа, водицы испить пошел?
– Добро! А ты собери мне с собой чего там. Я на дальние низины нынче пойду.
Федор, подвернув штаны до колен, легко и уверенно побежал к речке. Только коня там и не бывало. Трава вся в росе, следом не тронута. Кинулся Федор к лесу, и там следов не видать.
– Бу-лат-ка! Бу-у-ула-а-ат! – кричал Федор. – Фью-ю-ють, фью-ю-ють! – свистел он пронзительно сквозь пальцы.
Вспорхнули над лесной просекой напуганные птицы. Затаив на миг дыхание, прислушался Федор к звукам леса, не хрустнет ли какая ветка под копытами загулявшего жеребца. Никого! Не обращая внимания на крапиву и мелкий кустарник, Федор побежал вниз по оврагу.
– Да куда ж ты, Булатка мой, ушел? Никогда не было такого! – сказал он вслух, запыхавшись, выкарабкиваясь по песчаному отвесному склону. Оглядевшись вокруг, решил добежать до соседей, узнать, не видал ли кто его коня. – Вот и сходил в низины пораньше, покосил! – с досадой на бегу проговорил Федор. – Куда ж ты подевался-то? Далеко уйти не мог, спутан был. Что-то тут неладно! Надо народ поднимать, – решил кузнец.
Дойдя размашистым шагом до соседского шалаша, Федор увидел там ребятишек да глухого старика, который за ними приглядывал. Какой спрос с полуслепого и глухого? Решил Федор, не мешкая, пока роса, добежать до того места, где он два дня назад заночевал. Вдруг конь туда ушел?
Все утро Федор искал своего красавца Булатку, да не нашел. Роса спала, солнце поднялось, косить уж и толку нет. Все соседи-косари собрались к Федору на совет. Кто предлагал в соседние хутора и деревни сходить, людей поспрашивать, кто – к приставу ехать в уезд.
– А можа, в воскресенье на базар дойтить, там походить да поспрошать? Можа, цыгане орудуют опять, как надысь бывало, – сказал тихонько старик, слушавший разговор, приложив ладонь к уху.
– И вправду, давай, Федор, на базар с утра в воскресенье. Глядишь, ослыхнется чего. А потом уж и к приставу можно. Вишь, цыгане, говорят, намедни табором за лесом стояли. А где они щас, один Бог ведает. Коль надо будет, я с тобой пойду, – уверенно сказал старший брат Федора – Илья. – А не найдется Булатка – бери мою кобылу своей в помощь. Потом по-братски рассчитаемся. Все равно молодой жеребец твой в упряжи не был, сноровки в работе не имел.
– Ну, айдате, мужики, покос ждать не будет!
На том и разошлись.
* * *Тем временем норовистый конь Булат был уже под сильной рукой нового хозяина – Шандора. Недолго он противился. Шепоток Петши сработал. Что он нашептывал коню на ухо, одни бесы знают, только стал Булат послушным да ласковым. Долго они шли по лесу, слышал Булатка, как ветки под его ногами хрустят на лесной тропе. Чувствовал нутром, что и зверь недалёко. Но был он спокоен и покладист, вручив свою жизнь этим, пахнущим табаком и сыромятной кожей, людям.
– Эй, ромалэ, те авес бахтале (здоровья вам)! Какого красавца ведете! – прозвучало из-за кустарника. – Вот радости будет баро! Такого доброго коня давно я не встречал! – с трудом пробираясь сквозь кусты ежевики, сказал Йоно, прозванный в таборе Старым Лисом. Даже прищур его хитрых глаз не смог скрыть завистливого взгляда.
– Те авес бахтало, катар авес (здравствуй, откуда идешь), Йоно? – поздоровался Шандор. – Давно в таборе был? Нет ли кого чужих?
– Все как надо в таборе, ромалэ, все как надо. Вчера к баро старый джут (еврей) приехал. Барвало джут (богатый еврей)! Хочет пару коней прикупить. – Йоно подошел к коню и хотел его потрепать по холке. – Ох, красавец! Молодой конь – хорошая добыча!
Булат, почуяв опасность, дернул головой и вмиг встал на дыбы. Петша, с трудом удержав коня, опять начал ворковать с ним и гладить его по морде.
– Норовистый, лихой конь! Не ходил бы ты пока, Шандор, в табор с таким конем. Увидит старый джут – выпросит у баро, придется тебе отдать жеребца, – выжидающе, хитро глядя на молодого цыгана, процедил сквозь зубы Старый Лис.
– А-ха-ха! Не пугай меня, ром, не учи обманывать от ца, – сказал Шандор, рассмеявшись в лицо старому интригану. – Идем, Петша.
– На йав дылыно (не глупи), Шандор! Вот увидишь, что твой старый дядя Йоно был прав! Если сам не отдашь, хитростью заберет джут твоего коня. Там, где джут прошел, цыган голодным сидит, – скороговоркой прохрипел старый цыган и снова исчез в густом кустарнике.
Табор в лучах утреннего света пестрел кибитками, яркими шатрами и дымящимися кострами. Женщины собирались на базар, ребятишки весело бегали друг за другом. Издали доносился громкий крик младенца. Старая цыганка-знахарка Зара, принявшая тяжелые роды, сидела возле шатра роженицы, протирая свои руки остывшей за ночь золой, и что-то бормотала. Затем она встала, вознесла руки к небу и трижды наотмашь бросила золу по ветру.
Шандор и Петша, недолго понаблюдав за происходящим, уверенными шагами направились к самому большому шатру.
– Здоровья и силы тебе, отец! – сказал Шандор вышедшему навстречу из шатра крепкого телосложения пожилому цыгану. – Смотри, какого я коня привел.
– Мир вам, ромалэ! Хорош! Хорош! – проверяя зубы, копыта и по-хозяйски осматривая добычу сына, одобрил барон.
– Вороной, удалой! Козырной конь! В седле не ходил, повозки не возил! Земли не пахал, хвостом, гривой махал! – скороговоркой, нараспев расхваливал жеребца довольный собой и другом Петша.
– Обучай, Шандор, под себя удальца! С ним кроме тебя никто не справится, – сказал отец, похлопав сына по плечу. – А ты, Петша, приходи ко мне вечером, дело есть для тебя, – тихо проговорил барон, слегка повернув голову в сторону гостевого шатра. Ветерок играючи тронул седые его кудри, будто намекая на важное дело.
Петша, погладив ласково коня и поцеловав его в морду, довольно подмигнул Шандору.
– Джан, ромалэ! Джан! – Барон торопливо махнул руками в противоположную сторону давая понять, что нужно поскорее уйти с конем подальше от этого места.
– Эх, был бы я годков на двадцать помоложе, я бы и сам его обучил, – сказал Петша. – Надо его к реке отвести, страх с него смыть. Пусть забудет прошлую жизнь. Теперь он твой друг, твои глаза и твои ноги! Давно я хотел отблагодарить тебя, брат. Если бы не ты, сидеть бы мне в кутузке! Ну а теперь моя душа поет! Рад, что тебе пригодился.
– Пусть поет твоя душа, Петша! Пусть она никогда не заплачет от горя. Вот давно хочу спросить тебя, что ты шепчешь коню? Научи меня.
– Скажу тебе, брат! Я говорю коню, что он сильнее ветра, ласковее солнца, нежнее шелка его грива, крепче гранита его копыта! Говорю, что ему на воле стрелой летать, воздух рассекать! На дыбы вставать – до луны доставать… Много чего говорю я коню, говорю, что водой родниковой напою, чистым овсом накормлю, с яхонтами сбрую подарю, в гриву шелковые ленты вплету… Краше его никому не бывать! Друга вернее хозяина вовек не сыскать! Так говорю.
– А когда лошадь жеребилась, мучилась, ты ей эти же слова говорил?
– Э, нет, тогда надо по-другому.
– Расскажи, научи меня!
– Расскажу как-нибудь.
– Почему не сейчас?
– Ну ладно! Настырный ты, – улыбнувшись, сказал Петша.
Долго рассказывал Петша свои шепотки, мягко ступая по сочной луговой траве. Так, в разговоре, они дошли до речки. Петша, смыв усталость чистой речной водой, задремал, лежа на теплой земле в тени старого дуба. Искупавшись и помыв коня, Шандор привязал его к дереву. Приближался полдень. Красавец цыган, играя мышцами, надев рубашку и свой пояс, тоже прилег рядом с Петшей. Бессонная ночь напоминала о себе легкой дремотой.
– Ты поспи, Шандор, а я посижу, подежурю, – предложил Петша, усаживаясь поближе к дереву. – Я обманул сон, пока ты коня купал. Скажи только, как назовешь его?
– Какарачи, – сквозь сон пробормотал Шандор.
* * *Ранним воскресным утром кузнец Федор и двое его братьев запрягли гнедую кобылу и отправились на базар. Путь был неблизким. Красное утреннее солнце поднималось по небосклону все выше и выше. Дорога до уездного городка пролегала через березовую рощу. Разноголосый птичий гомон бодрил и радовал одновременно все вокруг. Но не было радости на душе Федора. Вот уже несколько дней, как пропал молодой конь Булат. Никто его не видел и ничего не слышал о нем с тех пор. Совсем маленьким стригунком получил Федор Булатку в подарок от старшего брата на свою свадьбу. Самый дорогой подарок для души и для хозяйства. В это лето кузнец собирался сам объезжать своего любимца. Не хотел он, чтобы его коня приучала к седлу чужая рука. Не думал Федор, что вот такая беда может случиться в его хозяйстве.
– Федька, а ты как думаешь, если Булатку цыгане угнали, продавать они его на наш базар приведут или в соседний какой уезд отправятся? – спросил младший брат Василий.
– Не знаю, Василек! Можа, приведут, а можа, и не приведут, – задумчиво и нехотя ответил Федор.
– Поглядим, поспрошаем народ, а потом в уездную стражу пойдем, в розыск подадим.
Снова нависло молчание. Старший брат, подложив под голову правую руку, дремал, время от времени покачиваясь всем телом в такт телеге. Нет мягче подушки, чем своя рука! Младший же, облокотившись на сено, с любопытством смотрел вдаль.
Уездный базар летом широк и богат. Продавцов и покупателей тьма-тьмущая! Кто хлопушки да свистуны продает, кто муку, кто ткани, да сряду готовую. Отдельно расположились продавцы живности. Тут тебе и лошади, и коровы, и козы. А уж птицы всякой от мала до велика – и кур, и гусей – счету нет.
– Здорово были, мужики! – поприветствовал Федор двух знакомых из соседнего села, продававших пегую кобылу. – А не видал ли кто из вас тут цыган с вороным конем-трехлеткой?
– Нет, не было нынче цыган. Можа, еще подойдут попозжа? – ответили мужики.
– А это у тебя жеребчик намедни пропал?
– У меня, братцы! Как в воду канул. Спутан по передним ногам был, – с грустью ответил Федор.
– У нас-то вот цыганки все большинство по деревням ходят, гадают да девок и баб порчами-корчами пужают, а цыганов самих не видать, – вступил в разговор второй мужик. – За лесом они табором стоят уж боле двух семиден. Туда бы наведаться, да, вишь, балакают, урядник наш с ихним бароном вась-вась! Ты гляди в оба, Федя! А то, как бы урядник-то тебя за поклеп под арест не сграбастал. Он, виш, всякого неугодного хватает и на войну с япошками забривает. Разнаряд у него какой-то есть на молодых мужиков.
– Добро! Кому сорока на хвосте новость принесет, не посчитайте за труд, передайте до меня. Мол, так и так, слыхали про твою пропажу. Там-то и там видали люди. По гроб жизни благодарить буду!
Федор, обсудив с братьями новости, решил не ходить к уряднику, а зайти в лавку старого еврея, который был известным в округе скупщиком и якшался с цыганами. Хитер был старый Шломо!
Да в этот раз не пришлось ему хитрить. Он и в правду не слыхал и не видал молодого вороного жеребца в таборе у цыган. Барон пообещал продать ему двух хороших коней, но речи о молодом жеребце не вел. Эта новость от хуторских мужиков запала ему в душу.
«Скрытный цыган, не сказал, значит! Ну, раз не сказал, значит, не обманул. Значит, для себя оставить решил коня», – подумал Шломо.
– А в случае, если узнаю, кому сообщить?
Федор не задумываясь рассказал старому еврею, из какого они хутора и как звать-величать его и старшего брата.
Обратная дорога была быстрой. Возвращались братья налегке – ни с чем.
Тем временем старый еврей, закрыв свою лавку, поспешил к уряднику. Дело назревало важное. Сын его, Вольф, выучился на дантиста, да вот незадача – урядник обмолвился, что ждет Вольфа призыв в армию. Попал сынок старого Шломо в ежегодную десятку рекрутеров с тысячи. Нужны были военфельдшеры в русской армии, вот уже несколько месяцев безуспешно воевавшей с японцами на Дальнем Востоке. Решил Шломо подговорить урядника и заменить своего сына Вольфа, худосочного еврея-рекрута, на могучего русского мужика, а то и на цыгана какого. На днях видал он в таборе несколько молодых и сильных цыган.
* * *Вечерняя заря Параскева земляникой да малиной окрасила закат. Неугомонный холостяк ветер нагонял тяжелые грозовые тучи. Вернулись цыганки в табор с дневной добычей с базара. Развели цыгане костер, каждый в общий котел свою лепту привнес. Доволен барон, идут дела. Запела цыганка протяжную песню о вольной воле да цыганской доле. Подхватили песню остальные. Заиграла скрипка… Слушал барон эту песню и чувствовал в своем сердце глубокую боль и тоску по покойной красавице жене, подарившей ему единственного сына Шандора. «Красив и ловок Шандор! Пришла пора выбирать ему жену. – Все знает баро о своих цыганах. Каждый у него как на ладони. Знает он, что не спускает глаз его сын с молодой цыганки Лалы – дочери Азы и Петши. – Да, молода она еще, но как славно поет, – думал барон, – как смело и гордо держится эта молодая цыганка!»
Затихли песни, разошлись по своим шатрам ромалэ. Табор погрузился в глубокий сон. Изредка то тут, то там раздавался здоровый мужской храп. Шандор не мог заснуть. Сидя на берегу реки, он думал, как глубоко в его сердце запала эта гордая молодая красавица Лала. Вот и сейчас, глядя на воду, видел он, как она танцует, как развеваются в танце ее кудрявые волосы.
– Лала… – прошептал Шандор.
Позади вдруг послышался шорох. Оглянувшись, он увидел большое пятно, надвигавшееся на него из темноты.
– Это ты, Какарачи!
Через высокую траву и кусты к нему шел его новый друг. Конь, подойдя к Шандору, ткнулся носом в его плечо и пошамкал губами над ухом.