Полная версия
Синдром Гюго
Анастасия Овчар
Синдром Гюго
Сценарий для полного метра.
Красивый мужчина в кресле говорит собеседнику:
Я – импотент
Мужской голос за кадром:
Нет нет. Начнем не с этого
За столиком на оживленной улице сидят он и она. У нее входящий вызов с песней Аквариума «Капитан Африка» на экране «Вызов: Доктор РА». Она отклоняет звонок. Ее собеседника видно только со спины, но слышно, что он ей говорит:
Я хочу расстаться
Она стоически выдерживает крушение личной жизни:
Никогда. Я не отпущу тебя никогда
Он ей опять же со спины. Лица его не видно:
Это не просьба. Я ставлю тебя в известность. Мы расстаемся
Она мотает головой:
Нет. Я люблю тебя
Стоп – кадр. Мужской голос за кадром:
Совсем не то. Пожалуй, начнем повествование с другой стороны. Отмотаем еще назад
Эффект перемотки.
Свадебная церемония и та же девушка в роли невесты. Но визуально понятно, что жених – уже другой парень. Регистратор брака спрашивает:
Согласны ли вы взять в жены невесту?
Он, недолго колеблясь, говорит:
Нет
Стоп – кадр. Мужской голос за кадром (в этот момент камера крутится вокруг этой же девушки, которую поставили «на паузу»):
Это моя сестра – Бьянка. У нее…нет, у нас с ней была череда неудачных попыток выдать ее замуж. Девушка она роскошная. Но неуверенная, закомплексованная. Как каждый второй на планете. Пришел бы приличный Фрейд или Юнг – позабавились бы анализировать. Наше с сестрой детство было убогое. Родители решили, что им лучше будет без нас. Они взяли и ушли. Помните: «Мне было весело с твоими Богами, но я чувствую – трава растет под ногами»? А с нашими Богами папе с мамой было невесело. Поэтому мы с сестрой, как Лоуренсы Аравийские, кочуем по стране. Приспосабливаемся, спим там, где и работаем, но остаемся неудовлетворенными. Не можем найти свое место. У нас нет козырей. У нас даже карт нет. Мы только блефуем. Мы решили устроить нашу жизнь любым способом. Любым. И устроить ее хорошо. Поэтому нам некогда сомневаться. Некогда мазать сопли.
ТИТР: Глава Первая: Роман Арну
Звучит музыкальная подложка Sacrilage – Yeah Yeah Yeahs (это музыкальная тема Романа Арну). Он двигается в городском потоке и говорит на камеру свой монолог:
В этом городе полно сумасшедших. И один из них – я. Я играю не по своим правилам. А по вашим. Это мой способ выжить. Мимикрировать. Приспособиться. Адаптироваться. Я – коньюнктурщик. Я – Великий Притворщик (здесь в его голове возникает Фреди Меркьюри в клипе the great pretender и герой на секунду на него отвлекается в собственном воображении, слегка закатив глаза, будто увидел его на подкорке). Я – аферист. Только одет в костюм-тройку, сшитый по хорошим лекалам. Но и костюм я получил обманным путем (флэшбэк: оделся в примерочной у портного и просто вышел из ателье, пока портной засуетился). Документ доктора медицинских наук у меня тоже поддельный (флэшбэк: секс с женщиной, которая после ставит печать и подпись на дипломе). Единственное, что во мне настоящего – мои мозги. Они помогают мне выжить. Кстати, повод для кича – у меня всегда есть работа. Больных на свете больше, чем людей. Каждый второй страдает от какого-нибудь синдрома. Например, синдрома Пиноккио. Люди с синдромом Пиноккио не умеют смеяться над собой. Они боятся шуток в свой адрес, это приводит к ступору и скованности (визуально можно прописать: Синдром Пиноккио и иллюстрировать на четверть экрана мимикой людей, которых обидели, задели, унизили ).
Я, возможно, тоже страдаю спектром неврозов. Но мне об этом думать некогда. Это сильно мешает жить. Поэтому я удалил как функцию неуверенность в себе.
Герой заходит в очень красивое казино под названием Coco Bongo (аналог клуба-казино в фильме «Маска» с Джимом Керри, звучит песня Pictures Of You группы The Cure), проходит в красивую прозрачную капсулу, где его ожидает роскошная девушка. Он продолжает на камеру свой монолог:
Меня зовут – Роман Арну. У меня роман с самим собой. Я умею обманывать людей, потому что умею их прочитывать, ведь я вырос на улице. Сейчас нам с сестрой опять негде жить. Мы только перебрались в этот город. Здесь, хорошо клюет. Я чую. (Осматривается. Камера вращается вокруг него. Он расправляет плечи и глубоко вдыхает). Охота за крупной добычей началась
Роман подсаживается к девушке и завершает на камеру мысль:
Человеческая психология очень примитивна. Мы хотим одинаковых вещей. Быть значимыми, хотим, чтобы с нами церемонились, заглядывали в рот, цацкались с нашим мнением, в нас смертельно нуждались, прощали, хотели, любили. Et Cetera Et Cetera Et Cetera. По мне – быть успешным так скучно. Быть ценным – вот что хорошо. Отдавать – вот, что важно. Это я и делаю. Отдаю свои силы, чтобы все люди получили, что хотели. Я – гуманист. Мне нужна востребованность на рынке проблем. Я – консультант. Сейчас вы услышите типичный диалог с моим клиентом.
Красивая девушка реагирует на появление Романа на ее диванчике и начинает разговор с ним:
Доктор Арну? Секретарь сказала, что обращаться к вам следует так (флешбэк: звонок на мобильный, Бьянка берет трубку, пока Роман стоит в Mac авто и получает за кого-то заказ, подделав циферки на чеке. «Да, это офис доктора Арну»). Спасибо, что пришли в такое необычное место. Я решила, что лучше вам один раз увидеть, чем сто раз услышать
Роман на камеру:
Что ж. Сегодня тривиальный случай. Простое уравнение. Решаем задачу по одной формуле
Девушка рассказывает Роману причину, по которой они здесь. Роман виртуозно искренне ее слушает:
Я – очень красивая. Умная. Я в хорошей форме. У меня красивые ровные зубы, хорошая кожа. И вообще я – магистр.
Роман серьезно перебивает:
Магии?
Девушка продолжает не улыбнувшись:
Да нет же. Магистр искусствоведческих наук. И я достойна найти равного партнера. Но его нет. Меня никто не любит.
Роман:
Все думают, что любить – это просто, а вот найти объект любви – сложно. Еще труднее – оказаться любимым этим объектом. Милая, любить – это искусство. Оно требует дисциплины, терпения, заинтересованности и веры. Любовная лодка разбивается не о быт, а о тот факт, что мы – абсолютные любовные неучи
Девушка утвердительно:
Это вы так считаете
Роман:
Нет, Фромм
Девушка:
Кто?
Роман:
Неважно. Кто он? Кого ты хочешь заполучить? Любого человека можно влюбить в другого, создав правильные условия
Девушка показывает кивком головы на панорамные окна второго этажа клуба. В них виден мужчина, который безучастно наблюдает за происходящем. Мужчина одет в хороший двубортный костюм-тройку совершенно идентичный костюму Романа Арну, только другого цвета. Девушка продолжает:
Его зовут Филипп Милованов. Он – собственник клуба Coco Bongo. Только что развелся. Он сам выбирает танцовщиц для шоу. И в очередь выстраиваются километры желающих. Говорят, что все они и есть его любовницы. Правда, одноразовые. Никому еще не удавалось быть позванной им дважды
Роман изучает человека за стеклом:
Что значит – «быть позванной им дважды?»
Девушка:
Ему неинтересна одна и та же девушка дважды
Роман:
Ты глянь, какой Сократ. «Сколько же есть вещей, без которых можно жить»
Девушка:
Вы можете сделать так, чтобы без меня он жить не смог?
Роман отворачивается от девушки и говорит на камеру:
Если бы я сам ночами не мечтал о такой партии для своей сестры, как этот двубортный, я посоветовал бы ей научиться хорошо танцевать, чтобы обратить его внимание. Но малышку нужно слить
Роман поворачивается к ней, а потом опять в камеру и договаривает:
Вот это везуха. Первый день в большом городе и такой куш
Роман озабоченно вздыхает и говорит девушке:
Он знает о твоем существовании?
Девушка:
Да. Мы даже занимались любовью. Но он выскочил из постели в середине дела и сказал: да ну тебя, скучно с тобой
Роман:
Ты же понимаешь, что секс – это не самое интимное,
что может произойти между людьми
Девушка:
Да
Роман:
И мы хотим его вернуть
Девушка:
Да
Роман:
Чтобы отомстить?
Девушка:
Нет
Роман:
Тогда для чего?
Девушка мечтательно глядя на Милованова:
Он такой красивый
Роман:
Склонность к мазохизму. Эмоциональный недобор. И вы – типичная Drama Queen. Он холодный, замкнутый, не отдающий. Сколько раз он еще выпрыгнет из вашей постели, пока это не сведет вас с ума? Счастья такой союз не принесет. Вас он сделает пустой
Девушка:
Но у вас же есть приёмчики, как заарканить такой типаж?
Роман на камеру закатывает глаза и говорит:
Кто бы мне их подсказал?
И поворачиваясь к девушке, продолжает:
Я – врач – психиатр. Доктор медицинских наук, моя цель – сделать клиента здоровым
Девушка:
Мое здоровье заключается в моем счастье. А счастье для меня – быть любимой им
Роман:
Понимаю. Синдром Адель Гюго.
Девушка:
Как это?
Роман:
У Гюго было пятеро детей. Дочь Адель не в силу величия фамилии, а потому что была очень хороша собой и виртуозно играла на пианино, была самой яркой. Психическая нестабильности постучалась в 26. Но для семьи Гюго это не было прецедентом. Брат Виктора Гюго – Эжен умер в психиатрической лечебнице с приобретенным идиотизмом. Когда утонула сестра Адели, причем во время медового месяца, Адели казалось, что они общаются на другом уровне – астральном. Родители Адели тоже баловались спиритизмом. Виктор Гюго в это время принимал участие в противодействии госпереворота, он сражается на баррикадах, потом отправляется в изгнание на Нормандские острова и за ним едет Адель. Там она тонет в депрессии и возвращается во Францию лечиться. Потом едет в Англию, знакомится с английским офицером Пинсоном. И решает – вот он – мужчина всей её жизни.
Девушка:
А он?
Роман:
Избегал ее. Она его преследовала, переезжала по его следам, воровала, чтобы жить. Даже у собственной матери украла драгоценности. Всем рассказывала о свадьбе, которой не было и рождении мертвого ребенка. Только потом призналась, что все выдумала. Что этого не было, но будет. Нашла гипнотизера, чтобы уговорил Пинсона на ней жениться.
Девушка:
И что же?
Роман:
Сумасшествие убыстрилось, отец поместил ее в лечебницу. Там она умерла.
Девушка:
Это ужасно. Но моя история другая. Я отдаю себе отчет во всем
Роман:
Ты называешь любовью то, что ей не является. Если бы ты не встретила меня, то запустила бы свою болезнь и финишировала бы полной деградацией личности
Девушка:
Неправда. Я себя контролирую
Роман:
Стадия отрицания
Девушка, уже сердясь:
Я вам плачу не за это
Роман настойчивее:
Клиент платит психиатру за то, чтобы удалить из себя недуг. А не чтобы док потакал его паранойе
Девушка:
Что мне делать?
Роман:
Никаких контактов с объектом вожделения 4 недели. Даже в мыслях. Выработается привычка жить без него. А мы – рабы своих привычек. Через 4 недели я тебя найду совсем другим человеком.
Девушка:
Что же мне делать?
Роман, уходя от нее и забирая деньги со стола, которые она преждевременно положила на стол:
Заведи собаку
В клубе танцуют под песню Vocal группы Madrugada красивые девушки в прозрачных капсулах. Роман подходит к одной из официанток – их называют BongoGirl. Дает часть денег, которые только что получил за консультацию и пишет записку на салфетке, используя как подставку декольте красотки. Девушка уходит. Роман остается ждать. Он видит в отражении – как девушка отдает записку Милованову, неподвижно наблюдающему со второго этажа через панорамное окно за происходящим. Он читает записку и благодарным кивком отвечает Роману. Роман отвечает кивком и уходит. В движении говорит на камеру:
Величайшая идея гуманизма в действии. Он меня запомнил по двум причинам. Я поступил бескорыстно и достойно. Это раз. Два – у нас одинаковые костюмы. У него – коричневый. А у меня – серый. Черт меня дери. Я «шился» у его портного.
ТИТР: Глава вторая: Филипп Милованов
Крупный план записки:
«Только что спас тебя от сумасшедшей фанатки. Она – моя пациентка. Если будет нужна помощь – к твоим услугам. Психотерапевт, изгоняющий бесов и избавляющий от идиотов. Доктор Р. А.» и номер телефона.
BongoGirl обращается к Милованову:
Филипп, я могу идти?
Милованов:
Хочешь остаться?
BongoGirl:
Конечно
Милованов:
Это твой первый день в CocoBongo?
BongoGirl:
Да
Милованов:
И как?
BongoGirl:
Все нравится. Особенно ты
Милованов:
Подойди
Девушка приближается к Милованову, соблазнительно танцуя. Музыкальная подложка – песня What’s On Your Mind? группы Madrugada. Она начинает его раздевать, пытается поцеловать в губы, он не даёт этого сделать. Она продолжает раздевать его, он – ее. Она томно шепчет ему на ухо:
Меня зовут Алена
Милованов равнодушно:
Как угодно
Камера отъезжает от Милованова и Алены, которые занимаются сексом, виден общий план роскошного кабинета – минимализм, все прозрачное, на стене надпись на испанском: "¡Сómprate un bosque y ¡piérdete en él!" – в переводе: «Купи себе лес и заблудись в нем». Эквивалент фразы «да пошел ты», олицетворяющей его отношение к жизни. Красиво подсвечены панорамные окна, из которых открывается красивый вид на первый этаж клуба CocoBongo. Там по-прежнему многолюдно, танцовщицы заняты своей работой.
Камера, облетев первый этаж, возвращается через панорамное окно в кабинет Милованова. Милованов, с отсутствующим видом, молча одевается, застегивает свой жилет, закатывает рукава. Алена в растерянности тоже одевается:
Ты не целуешься в губы?
Милованов:
Это интервью?
Алена:
Я тебе не нравлюсь?
Милованов:
Мне нужно сейчас быть в другом месте
Девушка затягивает корсет, подтягивает чулки, цепляет за них подтяжки. Они молча выходят из кабинета. Алена следует за ним. Милованов ей:
Не ходи за мной
Он уходит. Она остается в растерянности стоять на месте. Поправляя то корсет, то волосы. На этаже появляется помощник Милованова – брутальный, крепкий, всегда на позитиве Сэми – Семён Савойский. Он припустил к кабинету Милованова, завидев Алену спрашивает у нее:
Сладкая, босс у себя? Не ведаешь?
Алена, еле сдерживая слезы:
Только что спустился через черный выход
Сэми побежал догонять Милованова. Успел. Милованов подкуривал, пока его водитель протирал автомобиль – Maybach 62S выпуска 2009 года. Милованов повернулся к Сэми и тепло его поприветствовал.
Весь день выбирал девочек для завтрашнего кастинга, братишка. За тобой будет последнее слово. Но я бы оставил всех
Милованов, протягивая портсигар Сэми:
Pledge Prequel – лучшие сигары в мире. Черный перец, черешня, пряный дуб
Сэми, морщясь:
Нет, воняет дико. Я распугаю весь народ. Сам кури. Ты же делаешь это не потому что хочешь, а потому что ты – одержим приобретением и потреблением дорогих вещей. И после секса с красивой девушкой следует выкурить лучшую сигарету в мире и поехать на своей сумасшедшей машине в свою крутую квартиру на набережной. Скучно. Не жизнь, а сплошное буржуазное клише.
Милованов улыбается:
Я бы тебя понял, если бы ты сам был пролетарием. А ты – художник. Они всегда отдельно. Ты свободный и чистый
Сэми:
А ты?
Милованов оправдываясь:
Я же не кичусь. Вещи не приносят счастья. Это сублимация
Сэми:
Я вижу это по твоей роже
Милованов:
Мещанской?
Сэми:
Несчастной
Смеются. Молчат оба. Милованов курит. Тишину нарушает водитель:
Филипп, едем?
Миловано ему одобрительно кивает. Сэми:
Ты даже сам не водишь свой Майбах
Милованов:
И какой вывод ты из этого делаешь?
Сэми:
Ты – несчастный пустой человек
Милованов:
Я не спорю. Я погряз в плоских глубинах. Примитивных действиях. Посредственных событиях
Милованов садится на пассажирское сидение назад. Сэми напоследок окрикивает его:
И как она? (взглядом показывая на второй этаж)
Милованов:
Никак
Сэми себе под нос бубнит:
Ну, еще бы. Как обычно
Черный Maybach 62S выпуска 2009 года начинает движение. Милованов безучастно смотрит в стекло. На нем появляются брызги дождя. Водитель спрашивает:
Дождь зарядит на всю неделю. Будете сегодня бегать по набережной?
Милованов:
Буду
Водитель:
Некомфортно же. Мокро
Милованов:
Нормально
Водитель себе под нос:
Ясно. Понятно. Чему тут удивляться. Как будто наказывает себя
Милованов:
Прибавь громкость
Водитель делает громче песню Lost Day группы Other Lives. Это основная музыкальная тема Филиппа Милованова. Они едут молча, слушая музыку, через красивый город, тонущий в дожде. Милованов безучастно и безэмоционально, холодно и отстраненно смотрит на сменяющие друг друга панорамы витрин и огней. Кажется, что мокнущий мир за окном радостнее, чем он – красивый, с выразительными скулами и длинными ресницами городской денди, с легкой щетиной, подчеркивающей для всех вокруг, кто еще не понял, что ему на все плевать. Но не потому что он пресытился и жизнь ему наскучила. Рана глубже. Он заходит в свою квартиру с видом на набережную. Снимает свой хороший костюм, небрежно кидает его на пол, переодевается в спортивную одежду и отправляется бегать по набережной. Идет дождь.
Очень красивая набережная, нет ни души, кроме бегущего Милованова. Камера перемещается под крылечко небольшой кофейни на берегу с напитками формата to go. На его пороге под крышей сидит девушка в спортивном костюме и прячется от дождя. В ее наушниках играет песня Sit down by the fire группы The Veils. Это основная музыкальная тема героини. Она наблюдает за пробегающим Миловановым и он цепляет ее взгляд.
ТИТР: Глава Третья: Бьянка Арну
Бьянка поднимается со ступенек маленького кафе и бежит, повторяя траекторию Милованова. Она не знает – кто он. Но он так хорош собой и что-то мистическое есть в этом моменте. Набережная длинная. И он не смотрит назад. Пробежав ее до конца, он возвращается и заходит в маленькую кофейню, на ступеньках которой сидела Бьянка. Она повторяет его путь, но старается, чтобы Милованов не заметил ее. Он берет воду и бежит дальше. Бьянка заходит внутрь кофейни и спрашивает продавца:
А кто он?
Парень – продавец пританцовывает и, не снимая наушников, отвечает:
Не знаю. Каждый вечер бегает по набережной. Недалеко, видать, живет. Красавчик, ну. Вы бы так не палились
Бьянка ничего не отвечает, выходит из кофейни и смотрит в след убегающему Милованову. Потускнев еще сильнее, она идет пешком. Идет долго под дождем. Задерживается на остановке с козырьком и читает объявления. Срывает номерок с одного и идет дальше, кутаясь в куртку с капюшоном. Доходит до места, где уже сидит Роман и ждет ее. Это красивое здание с колоннами, роскошная крыша с лепниной прикрывает от дождя территорию. Он протягивает ей стакан с кофе с чужим именем. Бьянка берет стаканчик, нюхает кофе и читает надпись: «Илья». Иронизирует:
Илюша осталась без капучино на альтернативном молоке?
Роман:
Вижу – адаптировалась к большому городу. Выучила необходимые слова
Бьянка:
Скоро кончатся города в этой стране, где я неудачно вышла замуж
Роман:
Ты не выходила неудачно замуж. Ты удачно не вышла замуж. Значит, мы на верном пути. Сделаем работу над ошибками, проанализируем и пустимся в бой. И у меня хорошее предчувствие. Потому что сегодня я встретил ЕГО. Твоего нового последнего героя. Кандидата на роль твоего мужа. О таком не то что ты, но и я мечтать не мог
Бьянка:
Нет. Я – пас. Последнее «нет» от последнего «полумужа» охладило мой пыл продолжать этот бунт. Бессмысленный и беспощадный. Эту борьбу за выживание. Почему бы нам просто не умереть? Мы – лишние люди, братишка. Нас никто не хотел и никто не любил
Роман:
Ты что, Ремарк? Сколько раз я гасил твой негатив. Думаешь, у меня нет козырей на финальную битву?
Бьянка:
У тебя каждый шаг – финальная битва
Роман:
Да. Нас ждут великие завоевания. Итак. Наш новый объект – Филипп Милованов. Сказочно смазлив, большегуб, неразборчив в связях. Его соблазнить будет несложно. Все, как ты любишь. Гедонист, сибарит, но знает себе цену. Педант, очевидно, зануда и нытик. Уязвим, брезглив, изливает нарциссизм всеми клетками. Но не поверхностный. Взгляд глубокий и очень тоскливый. Пустой. Но не от пресыщенности, а как будто у него что-то забрали. Если найти и надавить на нужную кнопку, он – твой. Еще, он владеет новым в городе модным ночным клубом CocoBongo. Они только открылись, и сейчас идет набор танцовщиц. Ты пойдешь туда завтра и получишь эту работу
Бьянка показывает сорванный на остановке номерок от объявления:
Нет. Я пойду в хоспис и устроюсь санитаркой. На оклад. Начну жизнь как и все. Работа. Ночлег. Сиюминутные радости. Смерть.
Роман:
Ты не умеешь ухаживать за больными детьми
Бьянка:
А танцевать эротические танцы я умею?
Роман:
Ты не совсем меня поняла
Бьянка:
Это ты меня не понял. Я устрою себя на работу и никаких попыток фальшивого замужества больше не предприму. К тому же (мечтательно смотрит на другой берег, который хорошо видно оттуда) мне кое – кто сегодня понравился
Роман:
О чем, черт тебя дери, ты говоришь?
Бьянка:
Я встретила его сегодня на набережной. Он – мужчина моей мечты
Роман:
А ты? Девушка его мечты?
Бьянка:
Мы не разговаривали
Роман:
Ладно. Он хотя бы в курсе, что ты существуешь?
Бьянка:
Нет
Роман:
Вокруг сплошной синдром Адели. Эти бесконечные безответные страдания по тому, кто тебя даже не знает, зато ты дорисовала его в голове
Бьянка:
Синдром Адели? Адели Гюго?
Роман:
Да. Сегодня я на Гюго хорошо заработал, кстати. Нам хватит на еду и ночлег. На ближайшее время. Пока ты не выйдешь замуж за Милованова. А не того с набережной, образ которого докрутило твое сознание и воспаленное воображение, изголодавшееся по романтике