Полная версия
Собираем неосферу детства
Мария Говорухина
Собираем неосферу детства
Читаем,
думаем,
создаем,
оцениваем
в правильное время
для взрослых,
родителей,
воспитателей,
учителей
«Прежде чем думать, читай»
Фран Лебовиц
(из сериала
«Представьте, что вы в городе»,
Netflix)
обложка книги: изображение от upklyak: Freepik.com
#Начало. о главном.
автор рисует карты, читатель охотится на сказки
когнитивные карты–точность когнитивных карт –
в погоне за эмоциями
Мы – это наш мозг. Это, конечно, преувеличение – у кого–то еще есть усы, лапы и хвост. Но… Мозг изучают с разных сторон. Например, химия мозга – это как раз та невероятная область знания, в которой сочетание дофамина, окситоцина и серотонина означает любовь. Авторы текстов тоже изучают мозг. Не с помощью МРТ или позитронной эмиссионной томографии. Веками писатели рассказывали о поведении человека в разных ситуациях, вымышленных и настоящих. Они создавали карты, по которым ходили люди. Эти карты порой были настолько искривленными, что найти в них истинный путь было трудно. И все же такие карты создаются до сих пор.
Когда–то профессором американского университета Беркли Эдвардом Толменом (1886–1959) был поставлен эксперимент с животными, которых часто изображает Бэнкси. На таком типе животных часто ставили негуманные эксперименты. Если когда–нибудь эти существа создадут профсоюз, что не так маловероятно эволюционно, то человечеству может быть предъявлено множество исков. Правда, есть надежда, что их спишут в связи с истечением срока давности. Животное запускали в лабиринт, давали время, чтобы оно нашло еду. Оно находило. Причем с каждым разом все быстрее. В конце концов, заходя в лабиринт, животное сразу бежало к еде. Человек устроен сложнее. Но принцип работает. Сначала что–то кажется трудным. Будь то езда на велосипеде или чтение, но с каждой практикой, которая положительно подкрепляется, действие становится все проще и приятнее. Животное запомнило, куда нужно бежать в лабиринте. И, узнав пространство по некоторым признакам, бежало туда, где еда. Наличие еды было самым значимым фактором для запоминания дороги. Почему разговор о развитии мы начинаем с истории не просто о животном, а об одном из самых неприятных персонажей – крысе? Эксперимент говорит нам о двух значимых для обучения вещах: что–то узнавая, мы создаем карты, причем не просто окружающего пространства, а с навигацией, со схемой действий, чтобы получить то, что нам нужно. Символически это не карты, нарисованные от руки с пометками, это карты Google, со снимками со спутника, расчетом времени на дорогу и рейтингами ресторанчиков.
Можно смотреть на познание, как на создание таких карт реальности, и мы будем говорить о когнитивных картах именно в таком, более широком смысле. Не только как карт пространства, а как упрощенных моделей реальности, которые помогают найти верное решение – сориентироваться в ней. Элементы этих карт могут быть эмоционально окрашены. И как масса искривляет пространство–время, так и эмоциональный вес искривляет карту реальности.
Если заведомо карта ложная, она не отображает действительности – она может быть воспринята правильно, но не привести к желаемому.
Картографирование процесс не математически точный, связанный с особенностью человеческого мышления создавать абстракции, воображать, творить.
Как у взрослых у нас возникает логичное желание – мы хотим создавать для детей точные карты. Чтобы они могли лучше ориентироваться в мире, понимать других людей, ставить цели и их добиваться – находить верные дороги. Как взрослые мы хотим, чтобы то, что попадает в мозг ребенка не было кривым, ложным, не было токсичным, то есть негативно действовало на эмоции и на мышление.
Логично, когда от автора научно–популярной книги мы ждем истины. А от автора художественной литературы? А от автора сказок?
История, чтобы она подействовала, по крайней мере на человека Запада, имеет структуру – начало, середину и конец. А главная задача истории – катарсис. Это известно со времен Аристотеля. Итог, который мы ждем от истории – снятие эмоционального напряжения. Ищем мы – удовольствие.
Но точность когнитивных карт и удовольствие не всегда идут рядом. И мы ловим баланс, даже в сказках: когда смысл книги – решения, которые автор предлагает, кажутся нам правильными, согласуются с нашими ценностями, соответствуют нашим нормам. То есть дополняют наши собственные когнитивные карты, а не противоречат им. И при этом еще мы получаем желаемое. Что же нам дарит удовольствие? И что подарит удовольствие детям?
Эмоции – вот то желаемое, чего мы от сказки хотим. Чтение сказок – это детская охота за эмоциями. В каждом из нас сидит охотник–собиратель.
кормим мозг книгами
обогащенная среда – чтение как элемент обогащенной среды
– эмпатия – идентификация – эмоциональный интеллект – эмоции для решений – понимание других
Нас формирует взаимодействие генов и среды. Есть известные эксперименты, которые упоминаются в разных источниках. Одним из авторов таких исследований была Марион Даймонд – ученый, которая открыла своими работами путь для понимания нейропластичности. Младенцев, прототипов Микки Мауса, переселяли из обычных клеток в среду с препятствиями, игрушками, которые часто меняли. Они выросли более способными, их мозг отличался от выросших в сильно ограниченных условиях.
Но нас интересует конкретный элемент среды – чтение. Есть исследование, которое доказывает, что чтение в дошкольном возрасте связано с большим развитием белого вещества мозга, в том числе большей миелинезацией1, а значит, скоростью мыслей, в тех частях, которые задействованы в формировании языка и грамотности.
Долгое время чтение было элементом обогащенной среды, теми сменяемыми игрушками, которые позволяли мозгу развиваться. Чтобы создавать карты реальности, нам необходимо чтение, но ищем мы при этом эмоции, а что же их вызывает?
Читая, мы проживаем то, что происходит в книге, как происходящее с нами. Чтение – активный опыт. То, что наблюдается при чтении, исследователи из Университета штата Огайо2 описывают как ассоциацию – читатель ставит себя на место какого–то героя. Исследователи предполагают, что читатели думают о том, о чем думает этот персонаж и испытывают похожие чувства. Косвенно это доказано с помощью использования фМРТ.
Исследования университета Эмори3 позволили сделать еще один вывод. У читателей романа были обнаружены нейронные изменения, связанные с физическими ощущениями и двигательными системами, которые позволяют предположить, что читатель воспринимает телесно происходящее с главным героем. Ставит себя на его место, переживает схожий опыт, “ощущает” его.
Люди эмоционально сопереживают, отождествляют – идентифицируют себя с героями книг.
Согласно Raymond A. Mar and Keith Oatley4 цель чтения в создании моделей социального мира с помощью абстракции, упрощения и сжатия, которые позволяют получить опыт социальных взаимодействий.
“Участие в имитационном опыте художественной литературы может облегчить понимание других, увеличить способность к сочувствию и социальным заключениям”.
Raymond A. Mar and Keith Oatley
Развитие навыка понимания душевного состояния других людей, позволяющего строить сложные социальные взаимоотношения, тоже можно отнести к задачам детской книги, как и всей художественной литературы. Влияние ее доказано экспериментально5. Эмпатия – не врожденная способность, она развивается. Это осознанное сопереживание. И то, что художественная литература способствует ее развитию, дает родителям еще один инструмент, чтобы помочь ребенку создать те карты в социальном мире, которые позволят найти нужные решения.
Идеи о силе эмоционального влияния сказок, высказанные Бруно Беттельгеймом в 70–годах ХХ века, сейчас подтверждаются исследованиями.
Л.Выготский в работе «Психология искусства» еще в начале XX века определял искусство, как систему эстетических знаков, направленную на возбуждение эмоций.
Ребенок переносит себя в предлагаемые обстоятельства, это происходит автоматически. Один из вопросов счастливого детства – вопрос безопасности. И при чтении сказки путешествие по морю эмоций безопасно. Удивительно, но, возможно, этот опыт помогает ребенку выстроить отношение между рациональной и эмоциональной частью личности. Можно предположить – то, что добро и зло в сказке разведены четко и однозначно – залог этого разделения.
Мы можем предположить, что “лишние” части книги те, которые не воздействуют на ребенка эмоционально, то что “неинтересно”. И то, что можно исключить из книги без потерь для сюжета.
Как показывают исследования, художественная литература способствует лучшему пониманию психического состояния других людей6. Но понимание психического состояния других людей, как говорят современные теории7, – это основа сознания. Значит, увеличивая точность таких моделей, улучшая понимание, мы помогаем не просто ребенку лучше ориентироваться в обществе, мы помогаем ему лучше понять других и себя, а в итоге делаем сознательным человеком.
в чем нуждаются дети?
потребности по Симонову – удовольствие как потребность
Мы зависим от внешней среды и от внутренней. Ребенок окружен семьей, воспитателями, учителями. У него есть потребности. И, когда они удовлетворяются, рождаются положительные эмоции. На основе удовлетворения потребностей строится обучение. Потребность удовлетворяется – действие закрепляется, потребность не удовлетворяется – действие отбрасывается.
Список потребностей по Маслоу так часто употребляют, что хочется воспользоваться другим, не менее интересным. Его составил советский ученый Симонов П.В. Он состоит из трех классов:
витальные потребности – биологические потребности в пище, воде, сне и т.д;
социальные потребности – потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место;
идеальные потребности – потребность познания себя и мира или назовем их потребностями развития.
И у ребенка есть базовые витальные потребности, он живет в обществе, у него есть потребности социальные. И у него есть потребности развития и познания себя. И все они нуждаются в удовлетворении.
История появления сказок говорит о том, что в схожих сюжетах нуждались разные народы в разное время. Потребность в сказке – это потребность в чуде, в том, что случится по причинно–следственным соображениям не может. И это потребность в очень резком преображении жизни в прекрасную сторону – из Золушки стать принцессой, получить пол королевства. Такую потребность трудно удовлетворить в жизни, но легко в сказке.
Потребность в сказке лежит на стыке идеальных и социальных потребностей. Идентифицируя себя с героями сказки, дети и взрослые познают мир и занимают место в социальной группе. Уточним, вымышленный мир, среди вымышленной группы.
Человек нуждается в счастье. Это удовлетворенность жизнью, ее полнота, цельность и осмысленность. Стремление к такому состоянию естественно. Исследования последних лет показывают, что часто неуспех ведет к счастью, а счастье к успеху. И это меняет причинно–следственную связь.
Складывая потребность в счастье с потребностью в сказке, мы получаем потребность в счастливой сказке. Сказка нужна ребенку, чтобы, пройдя через все испытания вместе с героем, все было хорошо. Ради этого чуда – хорошо.
В книге Линуса Торвальдса, основателя операционной системы linux, есть классификация потребностей, которая написана как бы в шутку. Она очень похожа на классификацию Симонова, только высшие потребности по Торвальдсу в удовольствии. Нам видится, знание человеческой природы. Мозг стремится к удовольствию.
горячо.
две системы мышления – включать медленную.
Довольно долго в науке ученые говорили о двух системах, определяющих человека. О том, что горячая эмоциональная система старейшая. Она помогала выживать предкам. В этой системе имеет особое значение миндалевидное тело (амигдала), которое участвует в формировании эмоций, в том числе страха. Холодная когнитивная система, в ней задействована префронтальная кора, – управляющий мыслями, действиями и эмоциями.
Даниэль Канеман говорит о двух системах мышления. Первой – эмоциональной, реагирующей быстро. И второй, которой нужно время и концентрация.
Психолог Дэниел Бердин выделил две грани раздражителя: соблазнительный (горячий) и описательный, или информационный (холодный). Соблазнительный мотивирует, описательный нет.
Сейчас наука говорит о мозге, как о сложно устроенной сети. И описание через горячо–холодно, через противостояние между эмоциями и разумом можно считать устаревшим. Но метафора имеет воспитательную ценность, поэтому мы продолжим говорить в рамках горячо – холодно. В которой на горячие раздражители в большей степени реагирует горячая система, на холодные – холодная. В одном случае система реагирует быстро, в другом медленно.
реальность – виртуальность – неосфера
виртуальное против реальных результатов – неосфера как противоположность виртуальности
Есть когнитивные карты, основанные на явлениях, выходящих за границы опыта как конкретного человека, так и людей в целом, обобщенно мы определим их относящимися к «виртуальности». Они могут быть как своими, так и усвоенными. В данном случае виртуальность – воображаемое, вымышленное. Но мы не можем остановиться на дихотомии реальное – виртуальное. Нам понадобится еще один термин – неосфера.
К ней мы отнесем когнитивные карты, описывающие реальность – это знания, и предположения о мире, главное свойство которых – в возможности менять то, что вокруг. Это и доказательство теорем, и проектирование зданий, и написание нон–фикшн книг. И книг художественных, хотя они, с одной стороны, вымышлены и относятся к виртуальности, с другой – это продукты, которые меняют повседневность. Что говорит: реальность, виртуальность и неосфера пересекаются, более того, находятся в постоянном движении.
Мы можем говорить о коллективных областях мысли – реальности, виртуальности и неосфере. Реальность – мир информации описывающей. Виртуальность – мир вымысла. Реализация идеальных потребностей возможна именно в неосфере. Само название подсказывает – мы относим туда то, что позволяет создавать новое – новые знания, продукты, концепции, идеи, новые миры – книги, игры и т.д… Именно в этой сфере мысли мы развиваемся и познаем мир. Сфере, в которой творчество становится прикладным инструментом.
Социальные потребности реализуются в реальности, идеальные в неосфере. Но в наш век все больше людей реализуют и те, и другие потребности в виртуальности.
Под удовлетворением потребности мы понимаем удовлетворенность от свершившегося факта. Например, витальной потребности – съеденной еды в реальности, идеальной потребности – решенной задачи в неосфере. Человек осознанно или неосознанно стремится потребности удовлетворять и прилагает усилия, действует. Получает положительный результат – человек удовлетворен. Исследовательское поведение, новизна, действия с положительным результатом подкрепляются выработкой дофамина.
Под удовлетворением потребности в виртуальности мы понимаем чувство удовлетворения без свершившегося факта, а благодаря, например, отождествлению с героем, у которого потребность была удовлетворена.
Мы считаем, что правильный баланс между реальным и виртуальным это баланс между здоровым проживанием отрицательных и положительных эмоций, получением нужного опыта и виртуальным удовлетворением потребностей, что опасно.
мир вымысла VS мир, описывающий реальность
мир вымысла (пересечение с виртуальностью) –
мир, описывающий реальность –наука, знания, предположения, гипотезы
Если посмотреть на мир книг, то можно заметить: есть книги, которые создают картину мира – нон–фикшн и фикшн, расширяющие этот мир за пределы реальности или создающие новый. Так и мир интернета – одна его часть помогает миру реальному – электронная почта, поисковые системы и т.д., другая производит вымыслы и их размножает – компьютерные игры, художественное кино и т.д. Не правильнее ли считать, что нет противоречия между миром книг и миром интернета, а есть мир вымыслов и мир коммуникаций, в котором живет и описывается реальность. Тогда встает вопрос не об ограничении использования гаджетов или чтения книг, а ограничений и более ответственного выбора при столкновении с чужим вымыслом.
Иногда можно зайти в чью–то квартиру, увидеть в ней тысячи томиков с детективами плохого качества, оглянутся и понять, что чтение книг совсем не так полезно, как об этом говорят. А связано это с тем, что нет четкого деления, которое должно быть. Чтение нон–фикшн и фикшн разные вещи. Компьютерные игры и онлайн обучение, просмотр научно–популярных фильмов – разные вещи. Линия проходит между реальностью и чужим вымыслом, а не между книгами и интернет – это только разные средства. Мы можем говорить о противоречии: мир вымысла против реальности и мира, описывающего реальность. Но эти миры порой пересекаются. Дети читают как одни книги, так и другие, смотрят как мультфильмы, так и учатся онлайн. Информация как из одного мира, так и из другого может быть небезопасна. И из того, и из другого полезна. Потому что оба мира могут транслировать важные вещи.
Мир вымысла: навыки управления эмоциями, принципы социального взаимодействия, общественные ценности.
Мир, описывающий реальность: знания, элементы реалистичной картины мира.
карты и картины – роль автора
знания – драматичный мир
Знания о мире – материал для когнитивных карт, на которые мы ориентируемся по жизни. Кто–то их важность осознает интуитивно, а кто–то не имеет знаний и просто не может оценить преимущества владения ими. Но есть карты, а есть картины.
Слово карты подразумевают что–то точное и схематичное, картины – часто воображаемое и расплывчатое. Что создает в нас картину мира? То общее представление, с которым мы живем? Информация, которую мы получаем из разных источников. Для многих сейчас – это СМИ и ресурсы сети Интернет. Но картины мира не идентичны картам. Потому что под знаниями понимается “результат познания, который можно логически или фактически обосновать, и эмпирически или практически проверить”8. В картину мира обычно входит то, что часто обосновать и проверить нельзя.
Из картин формируются модели себя, отношений, общества, на основе которых человек действует и принимает решения. Встает сложный и большой вопрос о точности моделей.
Трудно назвать большинство источников информации полноценными. Как показывают исследования Ханса Рослинга, большинство людей не знают, как устроен мир. Если мы хотим, чтобы дети владели более точными картами, а, значит, лучше в мире ориентировались, для исправления этой ситуации нужно предпринимать конкретные шаги. Нужно понять, какие главные искажения мешают корректно видеть мир.
Люди “рисуют” картины, потому что это легче и естественней. Как показывают исследования, люди мир придумывают. Но на это есть объективные причины. Первая причина – мозг, который любит истории. Казалось бы, что в этом плохого. Но на удивление, это причина многих заблуждений и этим пользуются СМИ.
Со времен Аристотеля известна схема истории – завязка, кульминация, развязка. Мозг человека заточен на негатив, потому что это более важно. Потому что эволюционно человеку нужно было выжить – реакция на драматические события важнее для выживания, чем на позитивные. Когда ничего не происходит – это не драма. Когда что–то происходит, внимание включается автоматически. А цель СМИ – внимание зрителей или читателей.
В работах Проппа, Кэмпбелла, Воглера не просто найдена структура историй, она разложена по элементам и представляет собой схему, в которой герой, покидая один мир, попадает в другой, а потом, найдя средство спасения для своего мира, возвращается домой. То есть учеными выделена некоторая структура, которая повторяется в мифах, сказаниях, сказках. Устойчивость и повторяемость этой структуры говорит о том, что привлекает и удерживает внимание – опасности и способы их преодоления.
Еще одна важная вещь – легкость “рисования” картин. Чтобы составить карту нужны усилия, нужны источники знания, время, когнитивные затраты. Картины – это намного проще. Легкость создания картин и иллюзия ценности получаемых сведений выигрывает у карт. Книги читать сложнее, чем найти информацию в сети. А еще проще включить телевизор.
Чтобы воспринять картину мира, достаточно быть зрителем, чтобы создать карту, нужно стать картографом. Для полноценных карт, которые позволяют находить нужный путь – решение, нужны целенаправленные, сознательные усилия.
Влияние автора – Коммуникация – разные процессы мышления – правила – что делает чтение
Как оценить влияние автора на читателя? Книга – это коммуникация. Автор передает информацию, читатель ее получает. Влияние автора определяется реакцией читателя. Самый простой вариант – реакции нет, читатель тут же забывает прочитанное. Самая сильная реакция читателя, когда информация влияет на его поступки. Но связь тут не прямая. Автор книг не всегда дает прямолинейные советы, хотя есть и такие книги, например, мотивационная литература. Но обычно автор влияет иначе. Он дополняет картины мира читателя или даже изменяет их.
“Я – дровосек дремучего леса мыслей, извитых лианами книжников,
душ человечьих искусный слесарь,
каменотес сердец булыжников.”
В. Маяковский9
Как человек мыслит:
создает когнитивные карты – собирает информацию (факты, сведения, представления;
копирует (моделирует) – повторяет схемы поведения за другими людьми/персонажами/историческими личностями и т.д;
следует правилам – повторяет действия, которые привели к решению задачи, ведет себя так, как принято в обществе;
разрабатывает собственные схемы действий – продумывает и реализует свои собственные последовательности действий, которые приводят к решению задачи или должны привести;
ведет себя эмоционально и непоследовательно, при этом свои действия не прогнозирует, реакции не просчитывает, мыслит только в рамках конкретного события.
В моделировании отсутствует элемент креативного мышления, в основе которого уже существующей и знакомой модели нет. Где в роли творца – сам человек.
Мы хотим подчеркнуть, обратить внимание на алгоритмы, лежащие в основе поведения. Когда действия продуманы и спланированы, они тестируются, в зависимости от обратной связи – реакции общества, действия уточняются для получения оптимального желаемого результата. Как только действия отработаны, если задача часто повторяющаяся, они становятся правилом, если задача редкая, отправляются в архив – память и будут «распакованы» при необходимости решить похожую задачу.
Авторы показывают каковы правила жизни в обществе, дают ответ на вопрос “Что делать?” и на вопрос “Как?”. Авторы могут влиять на действия, на поведение, на правила и нормы, на представления о будущем, на вероятности наград или наказаний.
Сознание – эволюционный инструмент для нахождения баланса в решении задач выживания и получения удовольствия, размножения и самосохранения. Автор книги влияет на поведение ребенка, строя новые когнитивные карты – давая новые знания, показывая новые модели поведения и рассказывая о реакциях взрослых, сверстников на такие модели. Ребенок считывает на какие модели поведения – какая может быть обратная связь. Автор берет идею и дает примеры. Автор показывает принятое: нормы и ценности. То есть как можно действовать и из чего действуют люди. Поэтому чтение литературы, как художественной, так и не художественной, инструмент для развития мышления: реального опыта недостаточно. Построенные системы – детские сады, школы дают жесткую сетку принятого поведения, четкие правила для поведения, однотипные задачи и варианты решения. Недостающий опыт дает семья, друзья, секции и чтение.
Чтение стирает границы между общественными системами, показывая другие системы, стирает границы между странами, показывая другие страны, временные границы, показывая другое время, тем самым формируя человека более свободного и открытого. Чтение помогает представить то, чего нет, формируя человека более творческого.
Но влиять автор может как положительно, так и отрицательно. Если автор транслирует, что успех зависит от усилий, а не от способностей, транслирует ценность доброты, уважения, честности, щедрости – это лучшее, что может сделать автор детской литературы для развития ребенка.
что ребенок о себе думает?
Установка на данность и установка на развитие – Что думает ребенок –