Полная версия
Великие мысли великих людей. XIX – XX век
Нельзя считать разумным человека, который не умеет быть одержимым, когда это нужно.
Есть люди настолько сухие, что вы можете вымачивать их в шутках целый месяц, и ни одна из них не попадет им под кожу.
Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет место своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание.
Душа без воображения все равно, что обсерватория без телескопа.
Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Только теми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы.
Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя.
Не храните алебастровые сосуды вашей любви и нежности запечатанными до тех пор, пока ваши друзья не умрут. Наполните сладостью их жизнь, пока они еще живы. Говорите им слова утешения, пока их уши еще могут услышать эти слова и пока их сердца еще могут взволноваться от ваших речей.
Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает.
Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба.
Величие заключено не в том, чтобы быть сильным, а в том, чтобы правильно употреблять свою силу.
Чувство юмора – великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор.
Благодарность – прекраснейший из цветков души.
Каждый милосердный поступок – это ступень лестницы, ведущей к небесам.
В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем.
Ни один человек, совершивший достойный поступок, никогда не получил в награду меньше, чем отдал. Эгоизм – такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе.
Настоящее самоуважение заключается в том, чтобы не думать о себе.
Нередко несчастье – это инструмент, с помощью которого Бог придает нам более совершенную форму.
Из всей земной музыки ближе всего к небесам – биение истинно любящего сердца.
Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.
Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть.
БИЧЕР-СТОУГАРРИЕТ БИЧЕР-СТОУ (1811–1896) – АМЕРИКАНСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА. МИРОВУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ ПОЛУЧИЛ ЕЕ РОМАН «ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА».
Половина несчастий на свете происходит от недостатка мужества, позволяющего говорить и выслушивать правду спокойно и в духе любви.
Чувство единства нации невозможно без уважения к себе, которое в свою очередь невозможно без свободы.
На всех уровнях жизни сердце человека томится по прекрасному; и то прекрасное, что ниспосылает нам Господь, предназначено равно для всех людей.
БЛОКАЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (1880–1921) – РУССКИЙ ПОЭТ. ИЗ ВСЕХ ПОЭТОВ СВОЕГО ВРЕМЕНИ С НАИБОЛЬШЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИЛОЙ И ПРАВДОЙ ОТРАЗИЛ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭПОХИ, ОБРАЗ УСТРЕМИВШЕГОСЯ К СВОЕЙ НЕОТВРАТИМОЙ ГИБЕЛИ СТАРОГО МИРА.
Прямая обязанность художника – показывать, а не доказывать.
Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни.
О, я хочу безумно жить:Все сущее увековечить,Безличное – вочеловечить,Несбывшееся – воплотить!Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.
Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.
Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
Только правда, как бы она ни была тяжела, – легка.
Только влюбленный имеет право на звание человека.
Бездельники и взбалмошные головы вредны для народного благосостояния.
…я – сочинитель, Человек, называющий все по имени,Отнимающий аромат у живого цветка.…гибель не страшна герою,Пока безумствует мечта!Всегда хочу смотреть в глаза людские,И пить вино, и женщин целовать,И яростью желаний полнить вечер,Когда жара мешает днем мечтатьИ песни петь! И слушать в мире ветер!Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта – нет. Покоя – нет.
Есть времена, есть дни, когдаВорвется в сердце ветер снежный,И не спасет ни голос нежный,Ни безмятежный час труда…Заглушить рокотание моряСоловьиная песнь не вольна!И вечный бой! Покой нам только снится…
Твой взгляд – да будет тверд и ясен.Сотри случайные черты —И ты увидишь: мир прекрасен.Познай, где свет, – поймешь, где тьма.Пускай же все пройдет неспешно,Что в мире свято, что в нем грешно,Сквозь жар души, сквозь хлад ума.Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,И обливаясь черной кровью,Она глядит, глядит, глядит в тебя,И с ненавистью, и с любовью!..Мира восторг беспредельныйСердцу певучему дан.БОГАТЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ БОГАТ (1923–1985) – ПИСАТЕЛЬ— ПУБЛИЦИСТ.
Пока в мироздании будет существовать лицо рембрандтовского мужчины или улыбка Джоконды, культура, созданная человечеством на скромном небесном теле, названном нами Земля, не исчезнет бесследно, будет обладать, выражаясь высокопарным языком, «космической ценностью», «ценностью вечности».
Пока человек существует, он будет себя открывать.
Все человеческие вопросы… должны быть осмыслены по-новому – в поисках ошеломляюще нетрадиционных ответов.
Повседневность начинается на улице, а кончается в бесконечности.
Искусство вечно именно потому, что жизнь человеческая коротка. Это – цена…
Судить людей надо или по абсолютным нравственным нормам, или по нормам времени, в которое они живут. Но не по нормам времени, когда живем мы.
Поиск любой истины – художественной, научно-технической, а не только нравственной – заключает в себе большую этическую ценность, потому что любая истина убийственна для лжи.
Да, человек должен жить по законам вечности именно потому, что он не вечен. Если бы он был вечен, то мог бы разрешить себе «роскошь» жить по законам мгновения. Но поскольку открыть в мгновении вечность – его единственная надежда на бессмертие, то должен жить он, отрешившись от мгновения.
Уровень чести общества зависит от уровня уважения (даже почтения, поклонения) таланту; нет большего удара по чести, чем торжество посредственности. Самая большая трагедия для мыслящего человека – остывание страсти к познанию.
Отличие нравственных истин от научных в том, что в мире нравственных истин изобретение велосипеда не только не смешно, но даже важно: человек открывает то, что было высказано мудрецами две или три тысячи лет назад. Но он не повторяет, а именно открывает это сам…
Наверное, самое трагическое из несовершенств – несовершенство человека.
Отличие лжи от истины в том, в частности, что ложь может быть тотальной. А истина – не может. Она разрешает старые сомнения и порождает новые. Она не может быть тотальной, потому что она универсальна. Она дочь сомнений, и она мать сомнений. Тотальна ложь. В этом одновременно и ее мощь и ее обреченность. А истина универсальна, в этом ее уязвимость и долговечность.
Чтобы хорошо мыслить, надо хорошо жить.
И все же нет ничего ужаснее, безнадежнее трагедии всякой реализации.
Чтобы возвыситься над человечностью, надо сохранить в себе человечность…
Суета сообщает чувство бессмертности, потому что усыпляет «я» настолько основательно, что оно остается в летаргическом сне… Человек суетный как бы забывает о вековечной истине – человек смертен… Он стал для себя бессмертным, у него в запасе несколько «вечностей», и нет ни одного мгновения, когда бы он сумел, осознав собственную судьбу, стать выше нее. Бессмертны суетные, но это бессмертие почти тождественно нерожденности: они родились, и их нет, они умрут, и никто о них не вспомнит…
Может быть, самая интересная жизнь – жизнь незамечательных людей. В будущем создадут серию ЖНЛ – Жизнь Незамечательных Людей. И вот когда в этой серии начнут выходить том за томом, мы и поймем, что людей незамечательных нет.
Две навязчивые, вечные идеи сопровождали человечество на всем его долгом пути: ожидание конца мира и ожидание золотого века. Пустой страх. Пустая надежда.
Искусство жить, может быть, состоит лишь в том, чтобы не превратить маленькие ошибки в большие.
В жизни не должно быть ничего лишнего, только то, что нужно для счастья.
Жертвуя обстоятельствами, мы выигрываем судьбу.
Великие страсти и великие произведения рождаются великой неудовлетворенностью.
В молодости все мы слишком заняты собой, чтобы видеть и понимать мир. С годами утрачивается интерес к себе. И странно: именно тогда мы и открываем в себе самое духовное и сокровенное.
Сказка – высшее бытие факта.
БОКЛЬГЕНРИ ТОМАС БОКЛЬ (1821–1862) – АНГЛИЙСКИЙ ИСТОРИК И СОЦИОЛОГ.
Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен.
Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом.
Кто присмыкается перед высшими, сам топчет тех, кто ниже его.
БРАУНИНГРОБЕРТ БРАУНИНГ (1812–1889) – АНГЛИЙСКИЙ ПОЭТ. СТРАСТНЫЙ ПОБОРНИК ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ.
Ты хочешь, чтобы твои песни не умерли? Пой о сердце человека.
Предел возможностей человека должен быть превзойден, иначе для чего нужны небеса?
Долг человека – трудиться и по мере сил превращать землю в небеса.
Уничтожьте любовь – и наша земля превратится в могилу.
БРЕХТБЕРТОЛЬТ БРЕХТ (1898–1956) – НЕМЕЦКИЙ ПИСАТЕЛЬ, РЕЖИССЕР, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ.
Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства, – это скука… Искусство должно быть средством воспитания, но цель его – удовольствие.
Несчастна та страна, которая нуждается в героях.
Легкомысленный человек, не знающий истины, изъясняется абстрактно, высокомерно и неточно.
БРОДСКИЙИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРОДСКИЙ (1940–1996) – ПОЭТ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК. РОДИЛСЯ В ЛЕНИНГРАДЕ. ОСТАВИЛ ШКОЛУ ПОСЛЕ 8-го КЛАССА. ЗАНИМАЛСЯ САМООБРАЗОВАНИЕМ. ПЕРЕПРОБОВАЛ МНОЖЕСТВО ПРОФЕССИЙ. СТИХИ ПИСАЛ С 1957 ГОДА. В 1964 ГОДУ ОСУЖДЕН ПО ЛОЖНОМУ ОБВИНЕНИЮ В ТУНЕЯДСТВЕ К ВЫСЫЛКЕ НА 5 ЛЕТ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ К ФИЗИЧЕСКОМУ ТРУДУ. В 1972 ГОДУ ЭМИГРИРОВАЛ ИЗ СССР. ЖИЛ В США. ПРЕПОДАВАЛ В УНИВЕРСИТЕТЕ. В 1987 ГОДУ СТАЛ НОБЕЛЕВСКИМ ЛАУРЕАТОМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. В 1992 ГОДУ – ПОЭТ – ЛАУРЕАТ США.
Самая надежная защита против Зла состоит в крайнем индивидуализме, оригинальности мышления, причудливости, даже – если хотите – эксцентричности. То есть в чем-то таком, что невозможно подделать, сыграть, имитировать; в том, что не под силу даже прожженному мошеннику.
Поэта долг – пытаться единить края разрыва меж душой и телом. Талант – игла. И только голос – нить. И только смерть всему шитью – пределом.
Каждая могила – край земли.
К чему близки мы? Что там, впереди? Не ждет ли нас теперь другая эра? И если так, то в чем наш общий долг? И что должны мы принести ей в жертву?
Все будут одинаковы в гробу. Так будем хоть при жизни разнолики!
Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо.
Смотри без суеты вперед. Назад без ужаса смотри. Будь прям и горд, раздроблен изнутри, на ощупь тверд.
Тех нет объятий, чтоб не разошлись как стрелки в полночь.
…страданье есть способность тел, и человек есть испытатель боли. Но то ли свой ему неведом, то ли ее предел.
Классический балет есть замок красоты…
Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос – Бог сохраняет все; особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос.
Поэзия это не «лучшие слова в лучшем порядке», это – высшая форма существования языка.
Наряду с землей, водой, воздухом и огнем, деньги – суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться.
Устремления большинства человечества сводятся… к достижению нормальных человеческих условий.
Всякое творчество начинается как индивидуальное стремление к самоусовершенствованию и, в идеале, – к святости.
Никто не знает будущего. И менее всего – те, кто верит в исторический детерминизм. После них идут шпионы и журналисты.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, Из него раздаваться будет лишь благодарность.
БРЮСОВВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ (1873–1924) – РУССКИЙ ПОЭТ И УЧЕНЫЙ, ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОГО СИМВОЛИЗМА. ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ И. СЕВЕРЯНИНА – «ПРЕЗИДЕНТ СРЕДИ ПОЭТОВ».
Кто не родился поэтом, тот никогда им не станет.
Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя – яснее проступают его самобытные черты.
Если можешь, иди впереди века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века.
Человек умирает, его душа, не подвластная разрушению, ускользает и живет иной жизнью. Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, – душа его, все та же, жива и для земли, и для человечества…
Меняются приемы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создание искусства. Если язык стихотворения еще позволяет прочесть, если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца и для нас живущих.
Вечен только мир мечты.
Каждый миг есть чудо и безумье, Каждый трепет непонятен мне, Все запутаны пути раздумья, Как узнать, что в жизни, что во сне?
Искусство жаждет самовластья И души черпает до дна. Едва душа вздохнет о счастье, – Она уже отрешена.
Только доблесть бессмертно живет, Ибо храбрые славны вовеки!
И всё, что нас гнетет, снесет и свеет время, Все чувства давние, всю власть заветных слов, И по земле взойдет неведомое племя, И будет снова мир таинственен и нов.
Сверкает жизнь везде, грохочет жизнь повсюду! Бросаюсь в глубь веков, – она горит на дне… Бегу на высь времен, – она кричит мне: буду! Она над всем, что есть; она во всем, во мне!
Глупец восклицает: «Ломок Стебель памяти о заслугах!» Мудрый говорит: «Буду скромен, И меня прославят речи друга!»
Ты – женщина, и этим ты права.
Речи знакомые – новы опять, Если любовью согреты.
…никогда не разорвутся звенья Между душой и прелестью земли!
Великое вблизи неуловимо, Лишь издали торжественно оно, Мы все проходим пред великим мимо И видим лишь случайное звено.
В любви душа вскрывается до дна, Яснеет в ней святая глубина, Где все единственно и не случайно.
Всё – оскорбленье: дружбы лживый зов, Объятья беглые любви обманной И сочетанье надоевших слов…
О, сколько царств, сжимавших мир! Природа Глядит с улыбкой на державства эти: Нет, не цари – ее родные дети! Пусть гибнут троны, только б дух народа, Как феникс, ожил на костре столетий!
Верь в звук слов: Смысл тайн – в них…
БУЛВЕР-ЛИТТОНЭДУАРД ДЖОРДЖ БУЛВЕР-ЛИТТОН (1803–1873) – АНГЛИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ПОЛИТИК.
Лишить сердце желаний все равно, что лишить землю атмосферы.
Кто ценит мелочи во имя их самих, тот пустой человек, кто оценивает их ради выводов, которые из них можно сделать, или ради пользы, которую можно получить, тот – философ.
Угрызение совести – это эхо утраченной добродетели.
Для умного человека благодарность не является тягостным чувством. Наука – океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота, другой удит в нем сельдей.
В шестьдесят лет человек начинает осознавать ценность домашнего очага.
Если прекрасное лицо – это рекомендательное письмо, то прекрасное сердце – это верительная грамота.
Что прошло – то прошло. Будущее же принадлежит тем, кто достаточно добродетелен, чтобы раскаиваться, и тем, у кого достаточно сил, чтобы загладить свою вину.
Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые.
БУЛГАКОВМИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ (1891–1940) – РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ. В СВОЕМ «ПОСЛЕДНЕМ ЗАКАТНОМ» РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» ЧЕРЕЗ БЛИСТАТЕЛЬНУЮ ФАНТАСТИКУ ДАЛ ПОУЧИТЕЛЬНУЮ КАРТИНУ СЛОЖНЕЙШЕЙ МЕХАНИКИ ТЕКУЩЕЙ ЖИЗНИ, ВЕЧНОЙ БОРЬБЫ В НЕЙ СИЛ СОЗИДАНИЯ И РАЗЛОЖЕНИЯ.
Рукописи не горят.
Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.
Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Человек смертен, и это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах.
Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя.
Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжело больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения.
Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
БУРДЕНКОНИКОЛАЙ НИЛОВИЧ БУРДЕНКО (1876–1946) – РУССКИЙ ХИРУРГ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ НЕЙРОХИРУРГИИ В СССР, АКАДЕМИК АН СССР, ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ АМН СССР, ГЛАВНЫЙ ХИРУРГ СОВЕТСКОЙ АРМИИ, ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ.
Тот, кто работает, всегда молод. И иногда мне кажется, что, может быть, труд вырабатывает какие-нибудь особенные гормоны, повышающие жизненный импульс.
Живое слово делает чудеса.
Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что еще предстоит сделать.
БУРЖЕПОЛЬ ШАРЛЬ ЖОЗЕФ БУРЖЕ (1852–1935) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ. ОТВЕРГАЛ ГУМАННОСТЬ РАЗУМА, ПРОТИВОПОСТАВЛЯЯ ЕМУ РЕЛИГИОЗНУЮ МОРАЛЬ.
Великий яд для сердца – молчание.
Во всех важных происшествиях жизни продолжают действовать два основных инстинкта нашего существа: инстинкт самосохранения и инстинкт любви.
В самых искренних признаниях женщины всегда остается место умолчанию.
ВАЛЕРИПОЛЬ ВАЛЕРИ (1871–1945) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЭТ, МАСТЕР ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ.
Если кто-то лижет тебе подошвы, прижми его ногой, прежде чем он начнет кусаться.
Умная женщина – та, в обществе которой можно держать себя как угодно глупо.
Количество ежедневно вырабатываемой и потребляемой нежности ограничено.
Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем. Ибо об этом-то и думаем. Сюда направлена работа мысли.
Из двух возможных слов всегда выбирайте самое простое.
У серьезного человека немного идей. Человек с множеством идей никогда не бывает серьезным.
Одинокий человек всегда находится в дурном обществе.
Человек компетентный – это тот, кто заблуждается по правилам.
ВАМПИЛОВАЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ ВАМПИЛОВ (1937–1972) – РУССКИЙ ДРАМАТУРГ, АВТОР ОСТРОКОНФЛИКТНЫХ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПЬЕС.
Счастье – в предчувствии счастья.
Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать.
Говорите правду – и вы будете оригинальны.
Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди.
ВАШИНГТОНБУКЕР ТАЛЬЯФЕРРО ВАШИНГТОН (1856–1915) – ИДЕОЛОГ НЕГРИТЯНСКОЙ БУРЖУАЗИИ В США.
Существует два способа приложения силы: толкать вниз и тянуть вверх.
Я понял, что успех должен измеряться не столько положением, которого человек достиг в своей жизни, сколько теми препятствиями, которые ему пришлось преодолеть на пути к успеху.
Если ты хочешь возвыситься, помоги возвыситься кому-нибудь другому.
Великие люди развивают в себе любовь, и лишь мелкая душа лелеет дух ненависти.
Я никогда не позволю себе так низко пасть, чтобы возненавидеть человека.
Я убежден, что жизнь любого человека должна быть наполнена постоянными и неожиданными стимулами, которые будут побуждать его держаться каждый день на самом высоком уровне.
Жизнь, достойная своего имени, – это посвящение себя благу других людей.
В той степени, в какой человек тратит себя ради великой цели, в той же самой степени он обретает в своей работе высочайшее счастье.
Высочайший критерий цивилизованности той или иной расы – это ее готовность протянуть руку помощи менее удачливым народам.
Столкнуть вниз слабого человека, пытающегося встать на ноги, – это очень легко, для этого требуется не так уж много ума, щедрости и организаторских способностей. Это может сделать любой. А настоящее величие, щедрость и государственный ум проявляются в постоянном поощрении каждого человека к тому, чтобы тот превратился в самого полезного, интеллигентного и патриотичного гражданина.
Ни один человек, который привносит что-то в материальное, интеллектуальное и нравственное благосостояние того общества, в котором он обитает, никогда не остается долгое время невознагражденным.
Колыбель личного успеха в жизни – это сохранение дружбы, доверия и уважения со стороны ближайшего вашего соседа.
Когда мы касаемся другого человека, мы либо помогаем ему, либо мешаем. Третьего не дано: мы либо тянем человека вниз, либо поднимаем его вверх.
ВЕБЕРКАРЛ МАРИЯ ВЕБЕР (1786–1826) – НЕМЕЦКИЙ КОМПОЗИТОР И ДИРИЖЕР, МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК. ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ НЕМЕЦКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РОМАНТИЗМА.
Цивилизованная дикость – самая худшая из всех дикостей.
Остроумие далеко не то, что ум. Ум отличается изобретательностью, остроумие же только находчивостью.
То, что не стоит прочтения более одного раза, совершенно не заслуживает прочтения.
ВЕРЕСАЕВВИКТОР ВИКТОРОВИЧ ВЕРЕСАЕВ (СМИДОВИЧ) (1867–1945) – РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ. ОСНОВНАЯ ТЕМА ТВОРЧЕСТВА – ИСКАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ.
Жизнь – не бремя, а крылья творчества и радость а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.
Не было бы риска – не было бы и прогресса.
В жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.
ВЕРНЖЮЛЬ ВЕРН (1828–1905) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ ЖАНРА НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ. МНОГИЕ ИДЕИ ВЕРНА ОКАЗАЛИСЬ ВПОСЛЕДСТВИИ ВОПЛОЩЕННЫМИ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Не может быть таких обстоятельств, при которых человек имел бы право посягать на свободу себе подобных.
Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей воли или желания отвечает за других.
Придет время, когда наука опередит фантазию.
ВЕРНАДСКИЙВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ (1863–1945) – РУССКИЙ УЧЕНЫЙ, ОСНОВАТЕЛЬ ГЕОХИМИИ, БИОГЕОХИМИИ, РАДИОГЕОЛОГИИ, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И АКАДЕМИИ НАУК СССР. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВЫСТУПАЛ ЗА ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ ТРАДИЦИЙ И ПРИНЦИПОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ГУМАНИЗМА, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ОТ УЧЕНЫХ ПОСТИГАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ ДЛЯ БЛАГА И СЧАСТЬЯ ЛЮДЕЙ, ШИРОКО РАСПРОСТРАНЯТЬ ЗНАНИЯ В МАССАХ, БОРОТЬСЯ ЗА СОЮЗ НАУКИ И ДЕМОКРАТИИ.
Ученые те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают.
Я вполне сознаю, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведет меня в дебри; но я не могу не идти по нему, мне ненавистны всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить ее идти по дорожке, практически важной, но такой, которая не позволит мне хоть несколько более понять те вопросы, которые мучают меня… И это искание, это стремление – есть основа всякой научной деятельности.
Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.
Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения.
Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя.
В истории развития человечества значение мистического настроения – вдохновения – никогда не может быть оценено слишком высоко. В той или иной форме оно проникает всю душевную жизнь человека, является основным элементом жизни.
Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывают еще его истинности. Нередко видно обратное. Сложным и кружным путем развивается научная истина, и далеко не все научное мировоззрение служит ее выражением.
Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов… Истина нередко в большем объеме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли. Конечно, не все группы и лица, стоящие в стороне от научного мировоззрения, обладают этим великим прозрением будущего человеческой мысли, а лишь некоторые, немногие. Но настоящие люди с максимальным для данного времени истинным научным мировоззрением всегда находятся среди них, среди групп и лиц, стоящих в стороне, среди научных еретиков, а не среди представителей господствующего научного мировоззрения. Отличить их от заблуждающихся не суждено современникам.