Полная версия
Великие мысли великих людей. XIX – XX век
Вот в эту самую минуту, когда мы здесь дышим, есть люди, которые – задыхаются.
Есть удивительное напряженное состояние ума, когда человек сильнее, умнее, красивее самого себя… Такие состояния, приближающие нас к мирам запредельным, бывают у каждого, как бы в подтверждение великого принципа конечной равноправности всех душ. Но одних они посещают, быть может, только раз в жизни, над другими, то сильнее, то слабее, они простирают почти беспрерывное влияние, и есть избранники, которым дано в каждую полночь видеть привидения и с каждым рассветом слышать биение новых жизней.
Истерия есть повышенная чувствительность, и то, что в мире врачевания является недугом, подлежащим устранению, в мире искусства предстает исключительно ярким цветком.
БАРБЮСАНРИ БАРБЮС (1873–1935) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК БОРЬБЫ С ВОЙНОЙ И ФАШИЗМОМ. ИНОСТРАННЫЙ ПОЧЕТНЫЙ ЧЛЕН АН СССР.
Понять жизнь и полюбить ее в другом существе – в этом задача человека и в этом его талант.
Только святоши и слабые нуждаются в обольщениях, как в лекарстве.
После своей смерти человек может жить только на земле.
Мы говорим на великом языке сознания и разума, перед которым бессилен язык религии.
Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений.
Благо отдельного человека или отдельной нации связано с общим благом для всех.
Проповедь самых высоких идеалов не служит ничему, если не видит положительного пути к их достижению.
Когда налицо явная ложь, очевидное искажение истины, надо опровергать.
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Я твержу себе, что нет сверхъестественных сил, что ничто не падает с неба, что все в нас и в наших руках. И, окрыленный этой уверенностью, я ласкаю взглядом великолепие пустого неба, земной пустыни, рай возможного.
Правда преодолевает любые пространства, и не может быть остановлена никакими межами.
Идея справедливости неопровержима: она вырастает из нравственных законов, из законов разума и из самой жизни масс; справедливость – слово, полное трепета жизни.
Источник нашей веры и надежды – правда.
БАТЛЕРСЭМЮЭЛ БАТЛЕР (1835–1902) – АНГЛИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ФИЛОСОФ, ТЕОЛОГ, МУЗЫКАНТ И ХУДОЖНИК.
Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам.
Искусству можно научиться лишь у тех, кто зарабатывает им себе на жизнь.
Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег.
Жизнь – это искусство извлекать значительные выгоды из незначительных обстоятельств.
Жить – то же, что любить: разум против, здоровый инстинкт – за.
В конечном счете удовольствие – советчик более надежный, чем правота или чувство долга.
Разбойники требуют кошелек или жизнь, женщины – и то, и другое.
Есть два основополагающих закона: один общий, другой частный. Согласно общему каждый может, если постарается, добиться того, чего хочет. Согласно же частному каждый человек в отдельности является исключением из закона общего.
Наша непосредственность – лишь следствие незнания Божьего промысла.
Жизнь – это усталость, растущая с каждым шагом.
В оправдание дьявола следует сказать, что до сих пор мы выслушивали лишь одну сторону: все Священные Книги написаны Богом.
История искусства – это история возрождений.
Да, Бог – это Любовь. Но что за дьявольская затея эта любовь!
Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет.
Что такое вера, как не пари или чисто умозрительная гипотеза? Следовало бы сказать: «Держу пари, что Спаситель существует».
Справедливость – это когда мне позволено делать все, что угодно.
Несправедливость – это то, что мешает мне жить по своему усмотрению.
Доводы на большинство из нас действуют плохо. Притязания – куда лучше.
Отвага в лучшем случае опрометчива. Единственное по-настоящему серьезное убеждение заключается в том, что в мире нет ничего, что следовало бы принимать всерьез.
Иметь свое собственное мнение можно лишь в том случае, если знаешь, как его опровергнуть.
Истинная жизнь человека – та, о которой он даже не подозревает.
Наша ошибка часто заключается не в содеянном, а в сожалении о содеянном…
Все мы выкидыши… одни через три месяца после зачатия, другие – через сто лет после появления на свет.
Учиться лгать следует, как и всему остальному, с малого.
Перемены – это неизменность в изменяющихся обстоятельствах.
Бог не так плох, как Его малюют, но и не так хорош. Все то, что мы делаем совершенно бессознательно, это именно то, без чего бы мы моментально умерли.
Так много я пишу о себе только потому, что это предмет, о котором я лучше всего осведомлен.
Я ненавижу тех, кто ненавидит Бога, но мне кажется, что Бог недостаточно ненавидит тех, кто ненавидит меня.
Природа – как фокусник: за ней нужен глаз да глаз.
Коммерция должна быть такой же, как религия и наука: не испытывать ни любви, ни ненависти.
В основе искусства и литературы, как и в основе войны, лежат деньги.
Я забочусь об истине не ради истины, а ради себя.
То, что для одного комар, для другого – верблюд.
Выдумка – нередко мать необходимости.
Жизнь – это материя, в которой мы запутаемся, если будем рассуждать о ней слишком много или слишком мало.
Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее.
Откровенно говоря, я не вижу особого смысла превозносить смиренных и кротких. Когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими.
Вера, как и все в природе, идет по пути наименьшего сопротивления.
Один шаг не только от великого до смешного, но и от смешного до великого.
Пока есть болезнь, будет не только страх, но и надежда.
Чтобы создать великий труд, человек должен быть не только очень прилежен, но и очень ленив.
Логика и постоянство – предмет наслаждения богов и низших животных.
Ничего не следует принимать всерьез.
Умереть – значит перестать умирать.
Величайший лжец – лжец бессознательный.
Особое искусство – знать, на что не следует обращать внимания. Чем дольше длится беседа, тем такое искусство более необходимо.
Все народы питают тайную симпатию к своей нечистой силе.
Искусство – как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно.
Лишения – это неуклюжая попытка добиться того же, что гораздо проще достигается благосостоянием. Все следует принимать всерьез.
Жить – то же самое, что играть в ресторане на скрипке, которую впервые взял в руки.
БЕЛИНСКИЙВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ (1811–1848) – РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК, ПУБЛИЦИСТ, РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМОКРАТ И ФИЛОСОФ.
Глупо для переезда через лужу на челноке раскладывать перед собою морскую карту.
Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – время.
Из всех страстей человеческих, после самолюбия, самая сильная, самая свирепая – властолюбие.
Труд облагораживает человека.
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству.
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование.
Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.
Подлецы потому и успевают в своих делах, что поступают с честными людьми, как с подлецами, а честные люди поступают с подлецами, как с честными людьми.
У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.
Много людей живет, не живя, но только собираясь жить.
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.
Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь – смерть.
В важных делах жизни всегда надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.
Какова бы ни была деятельность, но привычка и приобретаемое через нее умение действовать – великое дело. Кто не сидел сложа руки и тогда, как нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время.
Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других.
Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет.
Клевета не всегда бывает действием злобы: чаще всего она бывает плодом невинного желания рассеяться занимательным разговором, а иногда и плодом доброжелательства и участия столь же искреннего, сколько и неловкого.
Воспитание – великое дело:
им решается участь человека.
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.
Ум – это духовное оружие человека.
Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы.
Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи.
Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью.
Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится.
В словах «бог» и «религия» вижу тьму, мрак, цепи и кнут.
Суеверие проходит с успехом цивилизации.
Честные люди всегда имеют дурную привычку со стыдом опускать глаза перед наглою и нахальною подлостью.
Друг мне тот, кому все могу говорить.
Поприще женщины – возбуждать в мужчине энергию души, пыл благородных страстей, поддерживать чувство долга и стремление к высокому и великому – вот ее назначение, и оно велико и священно.
Видеть и уважать в женщине человека – не только необходимое, но и главное условие возможности любви для порядочного человека нашего времени.
Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове.
Сердце имеет свои законы – правда, но не такие, из которых легко было бы составить полный систематический кодекс.
Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью. Присутствие элемента непосредственности видно и в самой разумной любви, потому что из нескольких равно достойных лиц выбирается только одно, и выбор этот основывается на невольном влечении сердца.
Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодородною, для других – холодною, гнилою и бесплодною.
Любовь дается только любви.
Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет… Но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму.
Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит.
Человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески.
Если бы вся цель нашей жизни состояла только в нашем личном счастии, а наше личное счастие заключалось бы только в одной любви, тогда жизнь была действительно мрачною пустынею… Но хвала вечному разуму, хвала попечительному промыслу! Есть для человека и еще великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца, – мир исторического созерцания и общественной деятельности.
Брак есть действительность любви. Любить истинно может только вполне созревшая душа, и в таком случае любовь видит в браке свою высочайшую награду и при блеске венца не блекнет, а пышнее распускает свой ароматный цвет, как при лучах солнца…
Всякая крайность есть родная сестра ограниченности.
Нет ничего опаснее, чем связывать свою участь с участью женщины за то только, что она прекрасна и молода.
По моему кровному убеждению, союз брачный должен быть чужд всякой публичности, это дело касается только двоих – больше никого.
Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое.
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.
Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства.
Всякие бывают люди и всякие страсти. У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается.
Гадок наглый самохвал; но не менее гадок и человек без всякого сознания какой-нибудь силы, какого-нибудь достоинства.
Кому нечего сказать своего, тому лучше молчать.
Не надо и в шутку лгать и льстить. Пусть думает о тебе всякий, что ему угодно, а ты будь тем, что ты есть.
Люди обыкновенно не столько наслаждаются тем, что им дано, сколько горюют о том, чего им не дано.
Мужчина с женоподобным характером есть самый ядовитый пасквиль на человека.
Люди умирают для того, чтобы жило человечество.
Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое.
Желание смерти показывает самое ложное и призрачное состояние духа.
БЕРАНЖЕПЬЕР ЖАН БЕРАНЖЕ (1780–1857) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЭТ-ПЕСЕННИК. УРАВНЯЛ ПЕСНЮ В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРАВАХ С ПРОЧИМИ ЖАНРАМИ ПОЭЗИИ.
Невежество – рабство, знание – свобода.
Сердце матери – неиссякаемый источник чудес.
Здоровье – мудрых гонорар.
Умеренно вкушайте наслажденья, Где крайности – там наслажденья нет!
Прощай вино – в начале мая, А в октябре прощай любовь!
Как путнику мираж является в пустыне, Так память о былом отрада стариков.
На задних лапках человек Ступает горделиво, Гоняясь тщетно целый век За вольностью счастливой. Но много бед в погоне той, Падения нередки, – Пред своенравною судьбой Мы все – марионетки.
Какая забота великим поэтам, узнает ли потомство историю их жизни? Вся она – в славе их произведений.
БЕРДЯЕВНИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ (1874–1948) – РУССКИЙ ФИЛОСОФ. ОТ ЛЕГАЛЬНОГО МАРКСИЗМА ПЕРЕШЕЛ К ФИЛОСОФИИ ЛИЧНОСТИ И СВОБОДЫ. В 1922 ГОДУ ВЫСЛАН ЗА ГРАНИЦУ.
Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя.
Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.
В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего!
Ничего нельзя любить, кроме вечности, и нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви. Если нет вечности, то ничего нет. Мгновение полноценно, лишь если оно приобщено к вечности…
Свобода нелегка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя… Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы.
Свобода моей совести есть абсолютный догмат, я тут не допускаю споров, никаких соглашений, тут возможна только отчаянная борьба и стрельба.
Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться… Когда речь идет о любви между двумя, то всякий третий лишний… Любовь всегда нелегальна. Легальная любовь есть любовь умершая. Легальность существует лишь для обыденности, любовь же выходит из обыденности. Мир не должен бы знать, что два существа любят друг друга. В институте брака есть бесстыдство обнаружения для общества того, что должно было бы быть скрыто, охранено от посторонних взоров… Брак, на котором основана семья, есть очень сомнительное таинство.
Конфликт жалости и свободы… Жалость может привести к отказу от свободы, свобода может привести к безжалостности… Человек не может, не должен в своем восхождении улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех… Свобода не должна стать снятием ответственности за ближних. Жалость, сострадание напоминают об этом свободе.
В сексуальной жизни есть что-то унизительное для человека. Только наша эпоха допустила разоблачение жизни пола. И человек оказался разложенным на части. Таков Фрейд и психоанализ, таков современный роман. В этом – бесстыдство современной эпохи, но также и большое обогащение знаний о человеке.
Ревность не соединена со свободой человека. В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения. Нужно признавать право любви и отрицать право ревности, перестав ее идеализировать… Ревность есть тирания человека над человеком. Особенно отвратительна женская ревность, превращая женщину в фурию.
У женщин есть необыкновенная способность порождать иллюзии, быть не такими, каковы они на самом деле.
Есть несоизмеримость между женской и мужской любовью, несоизмеримость требований и ожиданий. Мужская любовь частична, она не захватывает всего существа. Женская любовь более целостна. Женщина делается одержимой. В этом смертельная опасность женской любви. В женской любви есть магия, но она деспотична. И всегда есть несоответствие с идеальным женским образом.
Любви присущ глубокий внутренний трагизм, и не случайно любовь связана со смертью… Мне всегда казалось странным, когда люди говорят о радостях любви. Более естественно было бы, при более глубоком взгляде на жизнь, говорить о трагизме любви и печали любви… Любовь, в сущности, не знает исполнившихся надежд. Бывает иногда сравнительно счастливая семейная жизнь, но это счастливая обыденность.
Не только творческая мысль, но и творческая страсть, страстная воля и страстное чувство должны расковать затверделое сознание и расплавить представший этому сознанию объективный мир.
Революция – конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения.
Народу кажется, что он свободен в революциях, это – страшный самообман. Он – раб темных стихий… В революции не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна духу свободы… Революция… случается с человеком, как случается болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение.
Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе.
Признание народной воли верховным началом общественной жизни может быть лишь поклонением формальному, бессодержательному началу, лишь обоготворением человеческого произвола. Не то важно, чего хочет человек, а то, чтобы было то, чего он хочет. Хочу, чтобы было то, чего захочу. Вот предельная формула демократии, народовластия. Глубже она идти не может. Само содержание народной воли не интересует демократический принцип. Народная воля может захотеть самого страшного зла, и демократический принцип ничего не может возразить против этого.
Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины!
Самодержавие народа – самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества, от темных инстинктов масс. Воля одного, воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех.
Все революции кончались реакциями. Это – неотвратимо. Это – закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг.
БЕРНАНОСЖОРЖ БЕРНАНОС (1888–1948) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ. КРИТИКОВАЛ СОВРЕМЕННОЕ ЕМУ СОСТОЯНИЕ МИРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ.
И в аду есть свои монастыри.
Храни нас Бог от святых.
Мысль, не претворенная в действие, немногого стоит, а действие, не проистекающее от мысли, не стоит вообще ничего.
БЁРНЕЛЮДВИГ БЁРНЕ (1786–1837) – НЕМЕЦКИЙ ПУБЛИЦИСТ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК. БОРОЛСЯ С ФЕОДАЛЬНОЙ РЕАКЦИЕЙ, НАЦИОНАЛИЗМОМ, ФИЛИСТЕРСТВОМ.
Не благодаря терпению, а благодаря нетерпению народы добиваются свободы.
Можно помешать народам учиться, но заставить их разучиться нельзя.
Рабство делает человека только несчастным, но не лишает его достоинства, лакейство же унижает.
Для любящего человека вся Вселенная слилась в любимом существе. Легко скрывать ненависть, трудно – любовь, а всего труднее – равнодушие.
Горе тем народам, которые повинуются времени, вместо того чтобы повелевать им!
Прекрасные изречения, полные силы и остроумия, никогда не забываются, они сохраняются в памяти целыми столетиями, переходя из поколения в поколение.
Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует ее для всех, несправедливый – только для себя.
Справедливость – такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб.
БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙАЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ (1797–1837) – РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ДЕКАБРИСТ. ПРИГОВОРЕН К 20 ГОДАМ КАТОРГИ, С 1829 ГОДА – РЯДОВОЙ В АРМИИ НА КАВКАЗЕ. ПОГИБ В БОЮ.
В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням.
Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг.
Что такое воля, как не мысль, преходящая в дело!
Великодушное сердце – лучший вдохновитель разума. Тот, кто оставил после себя хоть одну светлую, новую мысль, хоть один полезный для человечества подвиг, не умер бездетен.
Гораздо легче строить вновь, чем перестраивать старое.
Не тот победитель, за кем поле; тот за кем слава, а слава тому, кто ценит смерть выше плену.
Покуда сам жив, счастье не умерло.
Признаваться в своих ошибках есть высшее мужество.
Трус умирает сто раз, храбрый однажды, и то не скоро.
БЕТХОВЕНЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770–1827) – НЕМЕЦКИЙ КОМПОЗИТОР, ПИАНИСТ И ДИРИЖЕР. ПОЛНАЯ ГЛУХОТА, ПОСТИГШАЯ БЕТХОВЕНА В СЕРЕДИНЕ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ, НЕ СЛОМИЛА ЕГО ВОЛИ, НО УГЛУБИЛА ФИЛОСОФСКИЙ ХАРАКТЕР ПОЗДНИХ СОЧИНЕНИЙ КОМПОЗИТОРА.
Музыка должна высекать огонь из людских сердец.
Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград.
Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий.
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.
Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.
БЕХЕРИОГАННЕС РОБЕРТ БЕХЕР (1891–1958) – НЕМЕЦКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ГДР. АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК АНТИВОЕННОГО И АНТИФАШИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ, В 1933–1945 ГОДАХ – В ЭМИГРАЦИИ.
Человек становится человеком только среди людей.
Аполитичный человек – какое это бездушное существо! Он схема, только подобие человека, ибо он абстрагируется от факта, что человек является существом общественным.
Скромность, хвастающаяся своей скромностью, – это уже не скромность, а высокомерие, облаченное во властную одежду скромности.
БЕХТЕРЕВВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕХТЕРЕВ (1857–1927) – РУССКИЙ НЕВРОЛОГ, ПСИХИАТР И ПСИХОЛОГ, ОСНОВАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ.
Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача, и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного суровый холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать силы внушения.
Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач.
Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить.
БИСМАРКОТТО ФОН ШЁНХАУЗЕН БИСМАРК (1815–1898) – ПЕРВЫЙ РЕЙХСКАНЦЛЕР ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. ОСУЩЕСТВИЛ ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ НА ПРУССКО-МИЛИТАРИСТСКОЙ ОСНОВЕ.
Жизнь научила меня много прощать, но еще больше – искать прощения.
Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности.
Горе тому государственному деятелю, который не позаботится найти такое основание для войны, которое и после войны еще сохранит свое значение.
БИЧЕРГЕНРИ УОРД БИЧЕР (1813–1887) – АМЕРИКАНСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ.
Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один дюйм отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.
В будничных житейских делах трудолюбие способно делать все, на что способен гений, а кроме того, множество вещей, которые гений делать не умеет.