Аркадий Воеводин
Богословие Апостолов: Петра, Иакова и Иуды


Совершенно очевидно, что Анания и жена его Сапфира были единодушны, будучи поражены одним лукавым духом.

(9—11) Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

Искусить Духа Господня, вовсе не значит, искусить одну из Его Личностей. Св. Дух не называется Господом, но Господом называется Сам Бог, а Его Дух – Духом Господним. Но, искушая Духа Господня, человек искушает Самого Бога, точно так же, по аналогии с человеком (являющимся образом и подобием Божиим), можно говорить: «…искушать дух человека», или «…искушать душу человека», или «…истязать тело человека», – а по сути, искушать или истязать самого человека.

Смерть, постигшая Ананию и Сапфиру, не была местью Бога за их скупость и лживость, она была уроком для многих других членов Церкви, по слову самого Христа: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29).

(12—16)Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса;и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

Вот такой могучей хоть и весьма малочисленной была первозданная Церковь Христа. Все знамения, чудеса и исцеления совершал Бог руками Апостолов, точно так же, как Он творил дела любви и милосердия руками Христа, по слову Его Самого: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:12—13). Слова Иисуса «то сделаю», не означают, что Он сделает просимое, будучи Богом, одним из Троицы, но сделает Отец, Который в Сыне Человеке, ибо Он сказал: «Чего попросите у Отца…, да прославится Отецв Сыне», – то есть Иисус и после прославления на небе сделает, просимое Апостолами, силой Отца Своего, как Он и прежде, ходя по земле, творил чудеса силой Отца.

(17—20) Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Даже первосвященник, почитающий себя верховным служителем Бога и проводником истины, был еретиком, отвергающим Ангелов и воскресение из мертвых; поэтому не удивительно, что он и ему подобные, из зависти, гнали Христа – Помазанника и посланника Божия. Но разве по силам кому-то противостать Богу и воспрепятствовать Его воле?

(21—26)Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привестиАпостолов.Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого. Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило. Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ. Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.

Явное чудо освобождения из запертой и охраняемой темницы, не побудило к надлежащим выводам притеснителей и гонителей Апостолов Христовых.

(27—28)Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.

Ненависть противников Христа была столь велика, что они даже не могли произнести имени Иисуса. Но они, все-таки, трусливо чувствовали свою вину, хоть и не желали признавать этого. Видя успех проповеди Апостолов, они опасались возмездия со стороны народа, что выразилось в словах: «…хотите навести на нас кровь Того Человека».

(29) Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.

Этими словами Петр и Апостолы свидетельствуют, что, проповедуемое ими учение, не их выдумка, но оноот Бога исходит, поэтому они повинуются Богу, игнорируя угрозы и приказы людей, даже облеченных властью.

(30) Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.

Совершенно очевидно, что такое смелое, обличительное заявление о воскресении умершего Иисуса, не могло быть выдуманным; тем более об этом свидетельствует не один и не два человека, а целая группа людей.

(31—32)Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.

Вновь и вновь мы видим свидетельство того, что именно Бог воскресил и возвысил Христа. В этих двух стихах вся основная суть богословия Апостолов. Бог, как Существо, как Личность – один, и Он не есть Личность Иисуса. Иисус для Апостолов не является истинным Богом, рожденным прежде веков от Бога Отца, как гласит Никео-Цареградский символ веры. БогвозвысилИисуса не словами (как это обычно бывает среди людей), а делами («десницею Своею») в Начальника и Спасителя. Если бы Иисус был Богом, равным Отцу, то не имел бы нужды, чтобы Бог воскресил Его (Деян. 2:24), да еще и возвысил.

О том, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса Петр утверждал и прежде (2:36); и теперь Апостолы дружно заявляют, что они являются свидетелями Иисуса, Которого Богом дал израильтянам как Начальника и Спасителя. Более того, свидетелем Иисуса является и Дух Святой. И мы снова и снова утверждаем и доказываем, что Святой Дух не есть одна из Божественных Личностей, как утверждает тринитарное учение, но Бог владеет Св. Духом как Своей ипостасью, и действует ею в людях, которые повинуются Ему и исполняют Его волю. Так и человек владеет своим телом, как своей ипостасью, и действует ею в окружающем мире.

(33—40) Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.

Участники синедриона не просто негодовали, но разрывались от гнева и даже замышляли убить Апостолов. Но фарисей Гамалиил остудил их пыл трезвым рассуждением и весьма разумным выводом: если это предприятие от Бога, то вы не сможете разрушить его.Апостолов били, но отпустили, запретив им проповедовать об Иисусе.

(41—42) Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

Эта неизреченно сладостная духовная радость, которую переживали побитые Апостолы – дар Божий, Его награда за бесчестие, которое они приняли за имя Господа Иисуса. Поэтому они без страха и сомнений благовествовали об Иисусе Христе всюду, и даже в храме.

Глава 6

(1—4)В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов[14 - Евреи из стран языческих.] ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

Как видим, даже среди первых христиан, когда изобильно действовала благодать Божия, были нестроения и ереси, проявлялась дискриминация одних евреев другими, отчего уже тогда состоялся первый христианский собор во главе с Апостолами.

Семь человек изведанных, то есть проверенных временем, показавших, что они исполнены Св. Духом, коим Бог действует в них, подвигая к любви и милосердию, наполняя благодатью разумения истины, справедливости, решительности, твердости духа и пр.

(5—6)И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

Возложение рук – чисто символическое действо, как, впрочем, и многие другие мистические ритуальные действия людей, обращенные к Богу: озвучивание молитв, принесение жертв, погружение в воду во время крещения, помазание елеем и пр. Все это необходимо людям, но не Богу, к Которому и обращены эти действия. Ритуалы важны для людей, а не для Бога, Который зрит не на слова и действия, а на сердце человека, говорящего и совершающего действия. Прекрасный пример этому – жертвоприношения Каина и Авеля (Быт. 4:3—5). Служение иудейских первосвященников Богу на самом деле оказалось лицемерием, наполненным гордыней и властолюбием, что и выразилось в гонениях на Иисуса Христа, в Котором Бог явился во всей Своей полноте, совершая невиданные исцеления и воскрешения умерших. Убив Иисуса, они посягнули на убийство Бога, Которому служили.

(7)И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

В начале образования Церкви Христовой благодать Божия была настолько изобильной, что и из священников очень многие покорились вере во Христа, но ни один из первосвященников не уверовал в Него.

(8—10)А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

Синагоги евреев, находящихся в рассеянии, были и в Иерусалиме. Как пишет архиеп. Аверкий (Таушев): «Кажется, каждая иноземная страна или даже каждый большой город, где жили в значительном числе иудеи, содержали в Иерусалиме свою синагогу для того, чтобы их могли посещать приходящие в Иерусалим на богомолье».[15 - Аверкий (Таушев) архиеп. Толкование на Деяния Апостолов гл. 6, стих 9 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ekzeget.ru/bible/deania-apostolov/glava-6/stih-9/ (https://ekzeget.ru/bible/deania-apostolov/glava-6/stih-9/) Дата доступа: 17.11.2021.]

Стефан говорил со своими оппонентами, движимый Духом Святым. Понятно, что спорить с Богом неразумно, но в том и трагизм людей, спорящих с Богом, что они лишены здравого рассудка, ведь даже убеждаясь в своем бессилии, они полагают, что спорят с человеком, а не с Богом.

(11—15)Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Порочность всегда комплексна. Дети диавола во всем подражают своему отцу, они, также как он, агрессивны и не гнушаются ничем: ни ложью, ни клеветой, ни подлогом, ни совращением слабых душ с пути мира и истины.

Глава 7

(1—29) Тогда сказал первосвященник: так ли это? Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов. Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим. И пришел голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания. Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов наших в первый раз. А когда [они пришли] во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов. Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова. А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых. В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего. А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына. И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли. На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына.

Изложение Стефаном краткой истории еврейского народа мы комментировать не станем, ибо вся известная история имеет множество комментариев различных экзегетов. Но мы обратим внимание на то, что, Бог дает рукою Моисея спасение евреям, угнетаемым в Египте. Точно также руками Апостолов Бог творил чудеса и знамения. Все это лишний раз говорит о том, что Бог действует в адамитах (пророках, Апостолах, святых чудотворцах), как Он действовал в Человеке Иисусе Христе. В этом и проявляется наше (адамитов) подобие Иисусу Христу, а отличается Он от нас тем, что совершенно чист от греха, и в Нем совершенная полнота Божества. А вот догматическая христология, наряду с утверждением: «Он во всем подобен нам, кроме греха», – говорит и другое: «А в каком отношении природы Его связуются через ипостась, имея одну сложную ипостась, по которой Он различаетсяи от Отца, и от Духа, и от Матери, и от нас»[16 - Преп. Иоанн Дамаскин. Источник знания – с.240.] (курсив наш – А.В.). Как известно, под термином «ипостась» отцы разумели понятие «личность», то есть, исходя из сказанного Иоанном Дамаскиным, Личность Христа сложная, в отличие от простых Личностей: Отца, Св. Духа, Девы Марии и нас с Вами. Каково? Но если это так, то зачем тогда утверждать, что Он во всем подобен нам?

(30—35) По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет. Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.

Как видим, не Сам Бог явился Моисею в огненном кусте, но Его Ангел (Посланник), в Котором был Бог, и говорил Моисею. И в этом нет ничего удивительного или сверхъестественного. Когда хочет Бог, тогда даже ослица говорит человеческим голосом (Числ. 22:28—30). Ведь и во Христе Человеке говорил Бог от Своего имени, находясь в Иисусе, отчего и гнали Его, и до сих пор не понимали, – Кто Он есть: Бог, Человек или Богочеловек? Всегда и неизменно в Св. Писании Бог говорил о Себе в единственном числе, как о единственной и неповторимой Личности. И Моисей, с которым устами Ангела Господня говорил Сам Бог, и Иисус Христос, устами Которого тоже говорил Сам Бог, и Апостолы Христовы – все они говорили о Боге, как о единственной Личности, Которую они всегда отличали от прочих личностей, будь то Ангел – Посланник Божий, или человек (адамит), или Иисус Христос.

Но Тринитарное учение упорно стремится расщепить единую Личность Бога на три Личности. Архиеп. Аверкий (Таушев) пишет: «Как и Моисей, он называет явившегося в купине „Ангел Господень“ (Исх. 3:2) под которым древние всегда понимали „Великого Совета Ангела“, (Ис. 9:6 по переводу 70-ти) Слово Божье, или Второе Лицо Пресвятой Троицы».[17 - Аверкий (Таушев) архиеп. Толкование на Деяния Апостолов гл. 7, стих 30 / Режим д-а: https://ekzeget.ru/bible/deania-apostolov/glava-7/stih-30/ (https://ekzeget.ru/bible/deania-apostolov/glava-7/stih-30/) Дата доступа: 18.11.2021.] Архиепископ ссылается на слова пророка Исаии: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). Но этот стих тринитаристы просто извращают своим пониманием, ибо считают Иисуса, родившегося от Девы Марии, одним из Троицы – предвечным Сыном. На самом деле пророк говорил о рождении Человека (Сына), Которому нарекут имя:Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира, потому что в этом Человеке в мир явится Сам Бог Отец, Отец вечности и всех сотворенных Им существ. Но если бы Иисус был предвечным Богом Сыном, и тринитарное учение было бы истинным, то Исаия сказал бы: «Сын дан нам… и нарекут имя Ему:Бог крепкий,Сын вечности», а не «Отец вечности». Тем более, что тринитарное учение не признает во Христе Личности Отца вечности.

(36—37) Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет. Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте.

Вновь обращаем внимание на слова Моисея о Пророке – Иисусе Христе – Который по природе будет таким же Человеком, каким является Моисей, ибо Иисус действительно родится евреем, имея, и Мать, и братьев.

(38) Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам,

Вновь видим подтверждение того, что не Сам Бог явился Моисею в горящем терновом кусте, а Ангел Божий. Однако, приведем толкование этого стиха архиеп. Аверкием (Таушевым): «Вспоминая Синайское законодательство, Стефан говорит, что Моисей получил заповеди Божии через Ангела, говорившего с ним. В кн. Исход изречение закона Моисею приписывается Самому Господу, но Флавий приписывает это Ангелу, что согласно и со словами святого Апостола Павла в Гал. 3:19 и в Евр. 2:2. Может быть, здесь имеется в виду опять „Ангел Господень“ (Ис. 9:6), то есть Второе лицо Пресвятой Троицы».[18 - Аверкий (Таушев) архиеп. Толкование на Деяния Апостолов гл. 7, стих 38.] Но, объясняя 20 стих этой главы, мы показали, что этот Ангел Господень говорил от имени Бога, но этот Ангел не есть Сам Бог; не является Он и вторым лицом Троицы, ибо у Бога одно единственное Лицо, и у Него не может быть, ни второго, ни третьего Лица, ибо Он – не многоликий Янус.

(39—50) которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось. И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона. Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова. Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?

Сколько ни говорится о Боге, неизменно говорится только об одной Его Личности, и нигде невозможно усмотреть множества Лиц.

(51—53)Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие

Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, – вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
Новости
Библиотека
Обратная связь
Поиск