bannerbanner
Богословие Апостолов: Петра, Иакова и Иуды
Богословие Апостолов: Петра, Иакова и Иуды

Полная версия

Богословие Апостолов: Петра, Иакова и Иуды

Язык: Русский
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 6

Собрание первых христиан молитвенно просит Бога, дать им силы и смелость говорить слово, исходящее от Него, подкрепляемое исцелениями, знамениями и чудесами, совершаемыми именем Сына Его Иисуса. И здесь, как видим, неизменно говорится лишь об одном Боге и о Сыне Его Иисусе Христе, но не как о Боге, а как о Человеке, Которого Бог прославил на небе, а теперь прославляет на земле.

(31—32) И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

Молящиеся правильно расставили акценты, ставя во главе Бога, и Он откликнулся, поколебав то место, где были собраны первые последователи Христа. Дух всех молящихся наполнился естеством Святого Духа Божия, объединяющего и благотворящего. Именно поэтому у всех было одно сердце и одна душа, и дух каждого обрел Божественные свойства: радость, любовь, смирение, разумение истинной сути бытия и осознание незначительности всего тленного, преходящего. Поэтому отступил от них эгоизм и все у них было общее.

(33) Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.

Великая сила свидетельства истины обнаруживается в решительности, бесстрашии и мудрости свидетелей. Эти качества обретаются благодаря благодати Божией.

Глава 5

(1—2) Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

Совершенно очевидно, что и Анания, и его жена Сапфира были лишены той благодати, которую получили Апостолы и другие христиане. А лишены они были этого дара не по прихоти Божией, не потому что Бог предопределил им такое поведение, нет, но лишились они благодати Божией по своему маловерию и лукавому духу.

(3—4) Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

Ложь присуща лукавому духу, и сатана, по слову Иисуса Христа, является отцом лжи (Ин. 8:44). Ложь неприятна любому нормальному человеку, тем более она противна Богу. Анания намеревался солгать Апостолам и другим христианам, почему же Петр упрекает Ананию в том, что он допустил сатане вложить в сердце свое солгать Святому Духу? Мы уже говорили, что природа всех адамитов причастна Святому Духу Божию, поэтому Петр и прознал о намерении Анании именно посредством Св. Духа, находящегося как в Анании, так и в Петре. Наверняка Ананию беспокоила совесть перед тем, как совершить лукавый поступок, а совесть, это беспокойное чувство в душе, возбуждаемое действием Св. Духа в духе человека. Но сатана, действующий извне, оказался ближе и доступнее скупой и лукавой душе Анании; поэтому Анания пренебрег голосом своей совести13, и поддался влиянию сатаны утаить часть денег и солгать. А так как он лгал не только Петру и прочим, в которых живет и действует Дух Святой, то он лгал и Св. Духу, а по сути, Богу, ибо Св. Дух и Бог – единое Существо, как дух человека и сам человек – единое существо. Всякая ложь и всякий проступок совершается, прежде всего, пред Лицом, всё видящего, и всё знающего, Бога. Вот почему Петр сказал: «Ты солгал не человекам, а Богу».

(5—8) Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.

Совершенно очевидно, что Анания и жена его Сапфира были единодушны, будучи поражены одним лукавым духом.

(9—11) Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

Искусить Духа Господня, вовсе не значит, искусить одну из Его Личностей. Св. Дух не называется Господом, но Господом называется Сам Бог, а Его Дух – Духом Господним. Но, искушая Духа Господня, человек искушает Самого Бога, точно так же, по аналогии с человеком (являющимся образом и подобием Божиим), можно говорить: «…искушать дух человека», или «…искушать душу человека», или «…истязать тело человека», – а по сути, искушать или истязать самого человека.

Смерть, постигшая Ананию и Сапфиру, не была местью Бога за их скупость и лживость, она была уроком для многих других членов Церкви, по слову самого Христа: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29).

(12—16) Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

Вот такой могучей хоть и весьма малочисленной была первозданная Церковь Христа. Все знамения, чудеса и исцеления совершал Бог руками Апостолов, точно так же, как Он творил дела любви и милосердия руками Христа, по слову Его Самого: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:12—13). Слова Иисуса «то сделаю», не означают, что Он сделает просимое, будучи Богом, одним из Троицы, но сделает Отец, Который в Сыне Человеке, ибо Он сказал: «Чего попросите у Отца…, да прославится Отец в Сыне», – то есть Иисус и после прославления на небе сделает, просимое Апостолами, силой Отца Своего, как Он и прежде, ходя по земле, творил чудеса силой Отца.

(17—20) Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Даже первосвященник, почитающий себя верховным служителем Бога и проводником истины, был еретиком, отвергающим Ангелов и воскресение из мертвых; поэтому не удивительно, что он и ему подобные, из зависти, гнали Христа – Помазанника и посланника Божия. Но разве по силам кому-то противостать Богу и воспрепятствовать Его воле?

(21—26) Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого. Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило. Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ. Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.

Явное чудо освобождения из запертой и охраняемой темницы, не побудило к надлежащим выводам притеснителей и гонителей Апостолов Христовых.

(27—28) Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.

Ненависть противников Христа была столь велика, что они даже не могли произнести имени Иисуса. Но они, все-таки, трусливо чувствовали свою вину, хоть и не желали признавать этого. Видя успех проповеди Апостолов, они опасались возмездия со стороны народа, что выразилось в словах: «…хотите навести на нас кровь Того Человека».

(29) Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.

Этими словами Петр и Апостолы свидетельствуют, что, проповедуемое ими учение, не их выдумка, но оно от Бога исходит, поэтому они повинуются Богу, игнорируя угрозы и приказы людей, даже облеченных властью.

(30) Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.

Совершенно очевидно, что такое смелое, обличительное заявление о воскресении умершего Иисуса, не могло быть выдуманным; тем более об этом свидетельствует не один и не два человека, а целая группа людей.

(31—32) Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.

Вновь и вновь мы видим свидетельство того, что именно Бог воскресил и возвысил Христа. В этих двух стихах вся основная суть богословия Апостолов. Бог, как Существо, как Личность – один, и Он не есть Личность Иисуса. Иисус для Апостолов не является истинным Богом, рожденным прежде веков от Бога Отца, как гласит Никео-Цареградский символ веры. Бог возвысил Иисуса не словами (как это обычно бывает среди людей), а делами («десницею Своею») в Начальника и Спасителя. Если бы Иисус был Богом, равным Отцу, то не имел бы нужды, чтобы Бог воскресил Его (Деян. 2:24), да еще и возвысил.

О том, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса Петр утверждал и прежде (2:36); и теперь Апостолы дружно заявляют, что они являются свидетелями Иисуса, Которого Богом дал израильтянам как Начальника и Спасителя. Более того, свидетелем Иисуса является и Дух Святой. И мы снова и снова утверждаем и доказываем, что Святой Дух не есть одна из Божественных Личностей, как утверждает тринитарное учение, но Бог владеет Св. Духом как Своей ипостасью, и действует ею в людях, которые повинуются Ему и исполняют Его волю. Так и человек владеет своим телом, как своей ипостасью, и действует ею в окружающем мире.

(33—40) Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.

Участники синедриона не просто негодовали, но разрывались от гнева и даже замышляли убить Апостолов. Но фарисей Гамалиил остудил их пыл трезвым рассуждением и весьма разумным выводом: если это предприятие от Бога, то вы не сможете разрушить его. Апостолов били, но отпустили, запретив им проповедовать об Иисусе.

(41—42) Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

Эта неизреченно сладостная духовная радость, которую переживали побитые Апостолы – дар Божий, Его награда за бесчестие, которое они приняли за имя Господа Иисуса. Поэтому они без страха и сомнений благовествовали об Иисусе Христе всюду, и даже в храме.

Глава 6

(1—4) В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов14 ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

Как видим, даже среди первых христиан, когда изобильно действовала благодать Божия, были нестроения и ереси, проявлялась дискриминация одних евреев другими, отчего уже тогда состоялся первый христианский собор во главе с Апостолами.

Семь человек изведанных, то есть проверенных временем, показавших, что они исполнены Св. Духом, коим Бог действует в них, подвигая к любви и милосердию, наполняя благодатью разумения истины, справедливости, решительности, твердости духа и пр.

(5—6) И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

Возложение рук – чисто символическое действо, как, впрочем, и многие другие мистические ритуальные действия людей, обращенные к Богу: озвучивание молитв, принесение жертв, погружение в воду во время крещения, помазание елеем и пр. Все это необходимо людям, но не Богу, к Которому и обращены эти действия. Ритуалы важны для людей, а не для Бога, Который зрит не на слова и действия, а на сердце человека, говорящего и совершающего действия. Прекрасный пример этому – жертвоприношения Каина и Авеля (Быт. 4:3—5). Служение иудейских первосвященников Богу на самом деле оказалось лицемерием, наполненным гордыней и властолюбием, что и выразилось в гонениях на Иисуса Христа, в Котором Бог явился во всей Своей полноте, совершая невиданные исцеления и воскрешения умерших. Убив Иисуса, они посягнули на убийство Бога, Которому служили.

(7) И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

В начале образования Церкви Христовой благодать Божия была настолько изобильной, что и из священников очень многие покорились вере во Христа, но ни один из первосвященников не уверовал в Него.

(8—10) А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

Синагоги евреев, находящихся в рассеянии, были и в Иерусалиме. Как пишет архиеп. Аверкий (Таушев): «Кажется, каждая иноземная страна или даже каждый большой город, где жили в значительном числе иудеи, содержали в Иерусалиме свою синагогу для того, чтобы их могли посещать приходящие в Иерусалим на богомолье».15

Стефан говорил со своими оппонентами, движимый Духом Святым. Понятно, что спорить с Богом неразумно, но в том и трагизм людей, спорящих с Богом, что они лишены здравого рассудка, ведь даже убеждаясь в своем бессилии, они полагают, что спорят с человеком, а не с Богом.

(11—15) Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Порочность всегда комплексна. Дети диавола во всем подражают своему отцу, они, также как он, агрессивны и не гнушаются ничем: ни ложью, ни клеветой, ни подлогом, ни совращением слабых душ с пути мира и истины.

Глава 7

(1—29) Тогда сказал первосвященник: так ли это? Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов. Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим. И пришел голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания. Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов наших в первый раз. А когда [они пришли] во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов. Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова. А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых. В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего. А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына. И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли. На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына.

Изложение Стефаном краткой истории еврейского народа мы комментировать не станем, ибо вся известная история имеет множество комментариев различных экзегетов. Но мы обратим внимание на то, что, Бог дает рукою Моисея спасение евреям, угнетаемым в Египте. Точно также руками Апостолов Бог творил чудеса и знамения. Все это лишний раз говорит о том, что Бог действует в адамитах (пророках, Апостолах, святых чудотворцах), как Он действовал в Человеке Иисусе Христе. В этом и проявляется наше (адамитов) подобие Иисусу Христу, а отличается Он от нас тем, что совершенно чист от греха, и в Нем совершенная полнота Божества. А вот догматическая христология, наряду с утверждением: «Он во всем подобен нам, кроме греха», – говорит и другое: «А в каком отношении природы Его связуются через ипостась, имея одну сложную ипостась, по которой Он различается и от Отца, и от Духа, и от Матери, и от нас»16 (курсив наш – А.В.). Как известно, под термином «ипостась» отцы разумели понятие «личность», то есть, исходя из сказанного Иоанном Дамаскиным, Личность Христа сложная, в отличие от простых Личностей: Отца, Св. Духа, Девы Марии и нас с Вами. Каково? Но если это так, то зачем тогда утверждать, что Он во всем подобен нам?

(30—35) По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет. Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.

Как видим, не Сам Бог явился Моисею в огненном кусте, но Его Ангел (Посланник), в Котором был Бог, и говорил Моисею. И в этом нет ничего удивительного или сверхъестественного. Когда хочет Бог, тогда даже ослица говорит человеческим голосом (Числ. 22:28—30). Ведь и во Христе Человеке говорил Бог от Своего имени, находясь в Иисусе, отчего и гнали Его, и до сих пор не понимали, – Кто Он есть: Бог, Человек или Богочеловек? Всегда и неизменно в Св. Писании Бог говорил о Себе в единственном числе, как о единственной и неповторимой Личности. И Моисей, с которым устами Ангела Господня говорил Сам Бог, и Иисус Христос, устами Которого тоже говорил Сам Бог, и Апостолы Христовы – все они говорили о Боге, как о единственной Личности, Которую они всегда отличали от прочих личностей, будь то Ангел – Посланник Божий, или человек (адамит), или Иисус Христос.

Но Тринитарное учение упорно стремится расщепить единую Личность Бога на три Личности. Архиеп. Аверкий (Таушев) пишет: «Как и Моисей, он называет явившегося в купине „Ангел Господень“ (Исх. 3:2) под которым древние всегда понимали „Великого Совета Ангела“, (Ис. 9:6 по переводу 70-ти) Слово Божье, или Второе Лицо Пресвятой Троицы».17 Архиепископ ссылается на слова пророка Исаии: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). Но этот стих тринитаристы просто извращают своим пониманием, ибо считают Иисуса, родившегося от Девы Марии, одним из Троицы – предвечным Сыном. На самом деле пророк говорил о рождении Человека (Сына), Которому нарекут имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира, потому что в этом Человеке в мир явится Сам Бог Отец, Отец вечности и всех сотворенных Им существ. Но если бы Иисус был предвечным Богом Сыном, и тринитарное учение было бы истинным, то Исаия сказал бы: «Сын дан нами нарекут имя Ему: Бог крепкий, Сын вечности», а не «Отец вечности». Тем более, что тринитарное учение не признает во Христе Личности Отца вечности.

На страницу:
4 из 6