Используя дар божий.А этот дар – запоминать.Явленья истин сложных.В те дни не мог не удивлятьОн богословов Мекки,Любивших громко диктоватьСтихи хадисов редких.Один из них ему сказал:«Без записей в тетрадиЗапомнить хадисы нельзя —Записывать их надо.А у тебя всех лекций нетВ твоей тетради скромной».Ему ответил Мухаммед:«Я их и так запомнил».И вслух точь-в-точь пересказалОн хадисы пророка.И шейх талант его призналОтбросив все упрёки.Затем учился в Басре он,Чтоб весь Коран осмыслить.И здесь народ был удивлён —Он помнил все хадисы.Ходили люди по пятам,И умоляли громко:«Ты прочитай Мухаммад намВеления пророка».И он на память им читал,Выплёскивая знанья.И каждый разумом внималСвященному сказанью.Их было тысячи, а онЕщё юнец безусый,Но, безусловно, наделёнОраторским искусством.Нам очевидцы говорят,Что память в нём огромна:Лишь стоит книгу прочитать —Всю целиком запомнит.Стал он хадисы собирать,Их было слишком многоИ надо было отобратьТе, что близки для бога.Что достовернее другихНадуманных и слабыхИ откровенно не святых —Пересмотреть их надо.Во многих странах, городах,У шейхов для народаЛежат томами в их домахХадисов разных своды.Никто их не перебирал.Но все ли достоверны?Не каждый мусульманин зналИ всем хадисам верил.И даже шейхи иногдаТерялись в тех хадисах.И в этом пряталась беда,Как искаженье мыслей.Никто в них, даже невзначайНе смеет заблудиться.Ведь в них начало всех начал,Бессмертия частица.Нельзя зачитывать их сплошь,Не зная чувства страха —А вдруг коснётся чья-то ложьПосланника Аллаха.Его лишь истины верны,Его живые мыслиВсе, подтверждённые людьмиРодных ему и близких.Иные хадисы – как вздор,Чужих мышлений ересь.Но чтоб отбросить этот сорНужна кому-то смелость.И если даже кто-то вдруг,Всю жизнь, общаясь с ними,Начнёт великий этот трудНайдутся ли в нём силы?Не просто вызовом судьбеДеянье это будет.Неверный шаг ведёт к беде —Не разъяснить всё людям.И если правду не поймутИные, в гневе страшном,Камнями тут же изобьют,Как и, бывало, раньше.И всё же, что ни говори,Но в мире много смелых.И юный наш Аль-БухариНа подвиг был нацелен.Стал ездить он по городам.В Багдаде был, в Каире,И в Мекке.… Собирая тамХадисы – ценность мира.И где он только не бывал —В Термезе, в Самарканде…Записывал, запоминал,Искал в них ложь и правду.И вот громадное числоХадисов, сотни тысяч11Собрал. Завален ими столИ всё его жилище.Опять он в милой БухареРодной, до боли в сердце.Опять встаёт он на заре,Припоминая детство.И, помолившись богу, вновьТруду весь отдаётся.И день за днём, по морю словПлывёт, как лодка к солнцу.Он хадисы все проверил,Проследив их выход в свет.Мало было достоверных —Не во всех пророка след.Явных хадисов при этомОн нашёл из массы их,Даже меньше двух процентов12Среди хадисов иных.В остальных чужие мысли —Иногда и шейхи врут.Очищение хадисов —Непомерно тяжкий труд.Он шестнадцать лет трудился.Каждый хадис проверял.И работал, и молился —В помощь бога призывал.Смог создать он людям верыСвод «Аль Джами ас-сахих»Из хадисов достоверных,Исключая всех иных.Труд его живой и строгийКаждый шейх в те дни признал.Был Коран святым для многихИ «Сахих» священным стал.Кроме этого немалоСоздал он святых трудовТех, что людям раздавалиВеру в бога и любовь.И гордится мир ИсламаТем, что правдой озарилМусульманские все страныМухаммад аль-Бухари.Был прост учёный. Всех любил.И подтверждают люди —Жил скромно. Скудно ел и пил.Был сплетням неподсуден.Но был и гордым говорятВластям не подчинялся.Наместник Бухары, арабХалид в те дни пыталсяПризвать учёного к себеНо он ответил сразу:«Ты сам за знаньями ко мне,Как все прийти обязан».Хотя слова его не злыИ всё же был рассерженХалид ибн Ахмад Зухали —Правитель, но невежа.Стал тайно шейхов натравлятьОн на него незримо.Пришлось имаму уезжатьИз Бухары любимой.В Хартанге он закончил жизнь,У Самарканда рядом.Ушёл. Но мир весь дорожитЕго святейшей правдой.Бухарой своей, бесспорноБыл в веках запечатлён,Выдающийся историкДней божественных времён.Забыть нельзя его, не зряОн многим в жизни дорог.И им гордиться Бухара —Он обессмертил город.И поэтому священнойБухару с тех пор зовутВидно, с богом отношеньяЗдесь сливались в тесный круг.Наполняя город светомИ духовностью живой.А возможно и бессмертьемИли вечностью иной.И спешила путь продолжить,Духом святости, добра,Свои чувства приумножив,Вдаль иную, Бухара.Вера в истину бессмертьяПомогала ей во всём.Торопясь, прошли столетья,Как тяжёлый страшный сон.Под стремлением народовНезависимыми стать,И вернуть свою свободу —Пал арабский Халифат.Бухара смогла увидетьСвет свободы на заре.Стали править Саманиды13В благородной Бухаре.После многих, чуждых, пришлыхСтали местные, свои,Править городом. ИзлишнеБыли праведны они.Бухаре своей желалиСтать прекраснее других,Но при этом подавлялиВсех восставших против них.Бухара должна гордитьсяЭтим временем своим.Превращённая в столицу,Величавая, как Рим,Возвышалась над другимиГородами много лет.Бухара хранит и нынеЭтой славы яркий свет.В эти годы возрожденьяБухары, как прежде, вновьШло страны объединеньеИ рожденье кишлаков,И ремесел появленьеНа изделья чьи, был спрос,И крестьян освобожденьеИ торговли бурный рост.Расширенье поливногоЗемледелия в стране.В ней выращивалось многоЗерновых культур: ячмень,Рис, кунжут, пшено, пшеница.…Из других культур был лён,Хлопок, словно мех пушистый,Белый – чудо всех времён.Также клевер рос обильно,Тыква, огурцы, горох.Набирались соков дыни.Был инжир весьма неплох.Персики, гранаты, сливы,Яблоки в садах, урюк,Виноград… как жизни диво,Дань труду крестьянских рук.В Средней Азии в те годыЗнали золото и медь,Серебро и было модноДрагоценности иметь.А открытие железаЛюдям пользу принесло.В дни те, медники полезнымЗанимались ремеслом.Их изделия из меди,Как искусства светлый дар.Даже дальние соседиПокупали их товар.Но руда довольно трудноДобывалась в недрах гор.Нефть и уголь знали людиВ Бухаре с далёких пор.Изготавливали блюдаИ кувшины гончары.Их стеклянная посудаГордость древней Бухары.А ткачи полотна ткалиИз хлопковых и льняныхНитей, швеи вышивалиТонким золотом на них.Их красивые одеждыВосхищали всех кругом.Бухара, она, как прежде,Добрым славится трудом.К сожаленью СаманидыПотерпели также крах.И под власть Караханидов14Перешёл Мавераннахр.Злых врагов тянулись рукиИз пустынь и дальних гор.Газневиды и Сельджуки15Разрешали в битвах спор —Кто владеть имеет правоЭтим краем? С той поры,Стали меркнуть мощь и славаБлагородной Бухары.Вскоре всех Каракиданы16Вытеснили, зло творя.Сколько податей и данейУплатила Бухара.Поднимала и восстанья,Чтобы сбросить тяжкий гнёт.Никогда не перестанетВспоминать о том народ.Саманидского правленьяГоды, я решусь сказать —Золотой эпохи время.И забыть о том нельзя.И искусство, и культураПолучили в них расцвет.Бухары архитектураУдивила белый свет.Мавзолея СаманидовНа земле чудесней нет.Кто хоть раз его увидел,Будет помнить много лет.Не велик, и всё ж заметенОн сиянием своим.Золотой от солнца, летомИ зимой неповторим.Поражает всех прекрасный,Удивительный декор,Что со всех сторон весь разный —Из камней его узорПрост на вид, но так изящен,Что притягивает взор.Мавзолея ярче, крашеЯ не видел до сих пор.Отличаясь благородством,Инженерным мастерством,Он, конечно же, не простоБыл когда-то возведён.Долго зодчие искали,Чтобы выразились в нём.Прогрессивные началаИ явленья новых форм.Помогала им и вераИ, построенный, готовБыл он выдержать наверноИспытания веков.Так оно и есть. СегодняВидим мы, что МавзолейСаманидов стал намного,Чем когда-то, красивей.Про эпоху СаманидовВскользь нельзя сказать, при нихМир мыслителей увиделНаписавших много книг,Математиков, учёных,Астрономов… знаем мы,Был один из просвещённыхМухаммад ибн Хорезми18 —Астроном, географ, он же,Автор «Алгебры» самой.Мир науки этой сложнойРаспознает не любой.Также создал его генийИ донёс до наших днейИ систему исчисленийУравнений, степенейПервой и Второй, касаясьСовременностью всех нас,Ведь система та осталасьЛучшей даже и сейчас.Созданному вдохновеньемНе препятствия года.Остаётся современнойМатематика всегда.Из его произведенийМногое переведеноНа латынь и, несомненно,Что влияние егоБыло сильным и на ЗападИ конечно на ВостокНе мешало людям знать быЗнаний подлинный исток.Вот ещё звезда, философ —Знаменитый Фараби19.
Жизни сложные вопросыОн распутывать любил.В Бухаре начал учиться,Позже призван был в Багдад,Этот истинный мыслительИз селения Фараб,У реки известной многимПод названьем Сыр-Дарья.Фараби упорно долгоПознавал весь мир не зря.Он спешил постичь все тайныМира жизни и души,В жизни, вовсе не случайно,Став философом большим.Как учёный, очень крупный,Людям знаний свет он нёс.И в развитие наукиТех времён, немало внёс.Бухара не зря гордитсяТой эпохой золотой.Как положено, в столицеСобирались все, гурьбой —Астрономы, звездочётыМатематики, врачи…Мир учёных был в почётеИз-за множества причин:Людям знаний не хватало,Иногда весьма простых,При строительстве каналовИ домов, и мастерских.При строительстве же зданий,Мавзолеев и дворцовНе годились вовсе знаньяСтародавних мудрецов.Не построить, понимали,Мастерством одних лишь рук.С нетерпеньем ожидалиВсе развитие наук.Математикам в те годыПросто не было цены.Знанья нужные народуНаходя, несли они.И философы старалисьОсознать всей жизни суть.А географы искалиДля купцов кратчайший путьВ страны те, где на товарыИх весьма высокий спрос.Астрономы открывалиМного новых крупных звёздИ при этом исчислялиИх орбиты над ЗемлёйИ тем самым развивалиМатематику собой.Чтобы мы об этом знали,Не погас, чтоб знаний свет,Жизнь правдиво описалиНам, историки тех лет.Среди них мне очень дорогНаршахи20, историк, онОписал мой славный городС незапамятных времён.С самого возникновенья,Как в нём люди стали жить,Не смогло чтоб, даже времяПравду жизни исказить.И сейчас наверно книгиНаршахи реальней нет.В ней, как в зеркале, мы видимБухару прошедших лет.Рост её и становленье.Наршахи поведал нам.Про её сопротивленьеМногочисленным врагам.Жизнь, обычаи, привычки,Труд народа своего,Повседневный быт и пищу,И религию его.Очень древнюю культуруИ искусство мастеров,Бухары архитектуру,Красоту его дворцов.Жизнь царей и полководцев,Воинов, вельмож, крестьян,Слуг, рабов, купцов, торговцев,Богатеющих дехкан.Духовенство, как опоруВласти, склонной к чудесам.Вплоть до времени, в которомЖил давно, когда-то сам.Всё описано им ясным,Умным, лёгким языком.Мы трудом его прекраснымНынче пользуясь, живём.Но особенно поэтыОчень славились в те дни,Ведь поэзией, как светом,Освещали мир они.Было праздником послушатьВ тишине вечерней их.Услаждал порою душиВсех людей волшебный стих.И входил он непременноВ сердце каждое, как в дом.Сохранить сумело время,Пусть не множество имёнТех поэтов, о которыхНе мешало бы нам знать.Их поэзия бесспорноЖизнь учила познавать.Озаряла души светом,В ночь, бросая огоньки.А Адамом всех поэтовБыл, конечно, Рудаки21.
Музыкант, певец и автор,Мастер красочных стихов.Вот кто истинно талантлив,Гений мысли, рифм и слов!Он смягчал сердца из камня,Наполнял их добротой.Был он радостен с друзьями,Жил любовью и мечтой,Сорок лет при Саманидах,Во главе поэтов всех.Знает мир его касыды.«Мать вина» – одна из тех,Замечательных творений,Что известно нынче всем.Он во всех стихотвореньях,Оставался между тем,Как всегда правдивым, честным,Слишком искренним порой.И конечно не без лести,К тем, кто выше над судьбой.А в своей «На старость» одеОн о мудрости писал,Восхвалял его природуИ к добру всех призывал.Так он жил в почёте, в мире.Но пришли иные дни —Ослеплённый злым эмиром,Изгнан был он в царство тьмы.В восемьдесят лет познал онМрак, изгнание, позор.Но поэтом мирозданьяОстаётся до сих пор.И иных певцов, поэтов,Знала в прошлом Бухара,И поэзией их светлой,Нежной, чистой, как заря,Наполнялись люди в жизни,Изгоняя грусть и боль.И стихов прекрасных мысли,Пробуждали в них любовьИ к родным и близким людям,К нищим, сирым, и больным…Помогали в час их трудныйВ их нерадостные дни.Чтобы стала жизнь прекрасней,Чтоб свобода расцвела,В людях вовсе не напрасно,Та поэзия жила.Все великие – поэтыИ учёные землиВеря в мудрость, в разум света,Жить без правды не могли.Высоки, светлы их будни.Все их помыслы чисты —Чтоб сумели в жизни людиМир и счастье обрести.Нет, добрей их, несомненно,Надо истину признать,Об одном из них отдельноЯ хотел бы рассказать.Примечания ко второй главе «ИСТОКИ»:
К стр. 29: Сиявуш1 – СИЯВУШ – легендарный царь, основавший Бухару.
К стр. 31: Ширак2 — ШИРАК – легендарный герой народов Средней Азии, заведший персидских завоевателей в пустыню и обрёкший их на гибель.
К стр. 31: над любимой Согдианой3 – СОГДИАНА – область Средней Азии между реками Аму – Дарья и Сыр – Дарья. Согдианой3
К стр. 33: так росло Ахеменидов4 – АХЕМЕНИДЫ – династия древних, персидских царей. В 558—580 до н. э. Государство Ахеменидов включило в себя большинство стран Ближнего и Среднего Востока. Прекратило существование в результате завоевания его Александром Македонским.
К стр. 36: Согдианец Спитамен5 – СПИТАМЕН – один из местных князей Средней Азии активно сопротивляющийся захвату страны греческими завоевателями во главе с Александром Македонским. Был предан и тайно убит.
К стр. 38. И кангюнцев и парфян6 — КАНГЮНЦЫ – кочевники, жившие в среднем и нижнем течении реки Сырдарья, образовавшие сильное государство КАИГ. ПАРФЯНЕ – иранское племя, создавшее парфянское царство в 250 г. до н. э., соперники Рима на Востоке.
К стр. 38: князей Гуншуан 7 – ГУЙШУАН (или КУШАН) – один из 5 княжеских домов, князь, которого объявил себя Кушанским государем. Отсюда название Кушанского царства (I—IV в.в.н.э.).
К стр. 39: Эфталиты 8– ЭФТАЛИТЫ – до сих пор нет единой точки зрения об этнической природе эфталитов. Их считают одним из племён приаральских массагетов смешавшихся с хуннами и воспринявших в некоторой мере их язык.
К стр. 39: Тюркский Каганат 8 – ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ – большое кочевое государство, сложившееся в середине VI века в Центральной Азии.
К стр. 39: Арабский халифат 9– АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ – феодальное теократическое государство, созданное на завоёванных арабами в середине VII по началу IX века стран Ближнего и Среднего Востока, севера Африки и Юго-запада Европы.
К стр. 42: Бухари10 – Богослов Мухаммад Аль-Бухари, уроженец Бухары, установивший точное количество достоверных хадисов из громадного количества существующих.
К стр. 45: Хадисов, сотни тысяч11 — Аль – Бухари собрал у многих шейхов восточных городов шестьсот тысяч хадисов.
К стр. 45: даже меньше двух процентов12– количество достоверных хадисов, выявленных Аль —Бухари, всего 2557 из 600000 собранных им.
К стр. 47: Саманиды1 3—Местные феодалы, ханы Бухары.
К стр. 49: И под власть Караханидов14 — КАРАХАНИДЫ – жители феодального государства созданного в конце X века, на территории Восточного Туркестана и Семиречья, состояли из тюркских племён карлуки, чигили, и ягма. Названы по имени легендарного героя Карахана.