Полная версия
Методические рекомендации по военной тактике и стратегии в мультиплеерных сражениях Total War: Rome 2
Ударную конницу можно разделить на несколько групп по так называемому «весу» юнита или же «тяжести» отряда. Но это на самом деле это не что иное, как вооружение отряда. Чем более тяжеловооруженно подразделение, тем оно более эффективно в проведении натиска.
Начнем с самого слабого типа, это легкая ударная конница. И единственный ее представитель – «конные сариссофоры». Самый слабый юнит данного рода войск.
Затем идет средняя ударная кавалерия. Эффективность данных подразделений выше, чем легкой ударной конницы, но все еще недостаточна для нанесения ощутимого урона врагу.
Тяжелая ударная кавалерия – именно отсюда начинается действительно стоящие юниты.
Очень тяжелая ударная кавалерия – опасная и смертоносная конница. Если она есть у противника, вам стоит напрячься и думать, как ей противодействовать.
Чрезвычайно тяжелая ударная конница. Судя по названию, сразу ясно, какова ее мощь в натиске.
Все юниты ударной конницы обладают свойством маскировки (лес). Всадники на верблюдах имеют в наличии свойства неутомимые и пугают лошадей. «Нумидийские наездники» способны размещаться перед боем практически в тылу врага, так как имеют свойство автономность. У некоторых отрядов есть свои климатические предпочтения, выразившиеся в наличии свойств – привычные к жаре/холоду.
А вот большим количеством умений данный род войск похвастаться не может. Значительная часть ударной конницы может выстраиваться в ромб, а «знатные всадники» Гетов в клин. Катафрактам как на конях, так и на верблюдах доступно умение – напор.
Сильные стороны ударной конницы – это сверхэффективный натиск и мобильность. Натиск ударной конницы настолько мощный, что может с одной атаки обратить слабый пехотный отряд в бегство.
Общей слабостью всей ударной кавалерии является уязвимость к обстрелам, а также затянувшимся рукопашным схваткам (из-за слишком низких показателей ближнего боя и защиты в ближнем бою). В этом и есть главное различие между ударной конницей и конницей ближнего боя. Ударной коннице находиться в бою дольше 10–15 секунд не стоит, так как она начнет нести заметные потери. Помимо прочего нельзя не упомянуть юниты стоимостью до 690 монет. Все они имеют броню в 10–20 единиц, что делает из них очень и очень тяжело заигрываемых юнитов. От любого урона они тут же понесут огромные потери. Поэтому ударная конница с малым запасом брони очень быстро гибнет, и набирать такие юниты в армию, сомнительная затея.
Тактика действий ударной кавалерии на поле боя довольно проста на словах, но сложна в реализации. Позиция ударной конницы перед боем – это либо фланги армии, либо тыл. При таком расположении мы уберегаем ее от обстрела и натисков вражеской кавалерии. Но не стоит забывать о стрелковой кавалерии, ведь противник чаще всего при устранении или не имении у вас стрелковой конницы, будет вести огонь именно по вашей коннице. В таком случае не стоит пытаться своей более медленной ударной конницей отпугнуть стрелковую кавалерию врага, уместнее либо отгородится пехотой с копьями, либо пешими стрелками. Следующая часть боя – это рукопашная схватка, и тут наступает звездное время ударной кавалерии. Есть несколько вариантов развития событий.
Первый: при атаке противника пехотой ближнего боя, без поддержки копейщиков или кавалерии, можно провести ударной кавалерией натиск по вражеским юнитам ближнего боя. И тут же «вторым темпом» зайти своей пехотой ближнего боя в рукопашную схватку, после этого быстро отвести ударную конницу в тыл. При таком маневре вражеская пехота ближнего боя лишиться натиска, и получит сразу натиск и от ударной кавалерии, и от нашей пехоты. Но тут нужно быть осторожным, если противник вовремя увидит ваш маневр то, несомненно, переведет атаку на ударную конницу. А это очень и очень чревато. Ведь у большинства юнитов ближнего боя есть дротики, которые очень неплохо уничтожают ударную кавалерию (даже достаточно защищенную). В случае большого риска проведения такого маневра или наличия в резерве оппонента вспомогательных юнитов способных нанести урон нашей коннице используем второй вариант.
Здесь в отличие от первого варианта главной нашей целью будет конница противника. Расположив ударную конницу по флангам, при поддержке конницы ближнего боя или пехоты с копьями (хотя тут подойдет и легкая пехота ближнего боя) выманиваем кавалерию оппонента на фланг. И проводим натиск по его коннице, параллельно подводя отряд поддержки. Как только бой завяжется, отходим своей ударной кавалерией, и снова проводим натиск, повторять до тех пор, пока кавалерия противника не погибнет. В таком случае мы после уничтожения вражеских конных сил можем спокойно атаковать пеших стрелков противника или же помогать пехоте, добить вражеские отряды. Но опять же при численном преимуществе в кавалерии противника, можно увязнуть в бою с вражескими конниками, поэтому не всегда стоит первыми отправлять ударную кавалерию, а завязать бой конницей ближнего боя или пехотными отрядами (только не легкой пехотой ближнего боя, так как от натиска кавалерии она тут же опрокинется и побежит). В общем, нужно уметь грамотно оценить ситуацию и попытаться понять, как будет действовать противник в той или иной ситуации.
Вывод: очень полезный и действительно смертоносный тип войск, правильная игра за который может показать неплохие цифры в статистике боя (иногда до 200+ убийств, а то и больше). Легкая и средняя ударная кавалерия крайне уязвима и не эффективна, и их реализация возможна только при очень высоком уровне игры и большом везении. Главными особенностями этого типа войск можно считать практически мгновенное уничтожение нескольких десятков противников с одного натиска, высокую маневренность на поле боя. Не зря исторически Александр Великий именно ударной кавалерией наносил смертельные удары в сражениях, а Парфия смогла противостоять Риму только благодаря конным стрелкам и катафрактам (ударная конница). В последующих эпохах роль ударной кавалерии будет только расти. И приведет в Средних веках к появлению рыцарства.
Руководство по особым юнитам.
Особые юниты – само название рода войск говорит за себя. Представлены очень специфичными и интересными в управлении и тактике юнитами. В данную группу входят элефантерия, колесницы и боевые псы.
Итак, по порядку. Слоны – танки античного мира, в игре являются самым дорогим юнитом с ценовым диапазоном от 1400 до 2100 монет. Всего имеется семь различных отрядов. Самые дешевые и слабые среди них – «африканские слоны» и «союзные африканские слоны». Затем идут «наемные индийские слоны», «индийские боевые слоны» и «африканские боевые слоны». А самые сильные из слонов – «индийские бронированные слоны» и «наемные сирийские бронированные слоны» (разница в стоимости на целых 200 монет совершенно не оправдана, так как характеристики слонов абсолютно идентичные, за исключением того, что у первых на спине лучники, а у вторых метатели дротиков). Все слоны обладают свойствами: бесстрашные, боевое безумие, внушают страх, ответный удар и привычные к жаре. А также навыками: напор и убийство слонов. У элефантерии самый большой урон и самый высокий показатель здоровья среди всех юнитов. Помимо огромного физического урона, слоны очень сильно влияют на мораль оппонента.
Слоны в игре, не менее опасное и грозное оружие, чем в армиях Древнего мира. В некоторых турнирных битвах слоны уничтожали до 500 солдат противника (это 20 % армии!), но есть у них две очень явных слабости – уязвимость к обстрелу и шанс поддаться безумию, взбеситься до такой степени, что отряд начинает убивать вообще всех, кто находится рядом с ним. Этими-то слабостями и пользуются игроки, если хотят эффективно противодействовать этим мощным отрядам.
Для успешной реализации слонов нужно, во-первых: держать их подальше от основной гущи сражения. Оберегая от снарядов и стрел противника. Во-вторых, нужно связать боем всю пехоту противника, в том числе стрелков. Опять же для защиты от обстрела. И, в-третьих, ввести с одного фланга отряд слонов и буквально «протаскивать» отряд прямо по позициям врага, с одного фланга на другой. Отдавая приказ атаковать отряд, наш слон будет менее эффективен, чем при «протаскивании». «Протаскивание» – механика игры, при которой игрок не нажимает по вражескому отряду для атаки, а нажимает на любую точку на карте, расположенную за отрядом противника, так что бы юнит, управляемый игроком столкнувшись с вражеским юнитом, не остановился и сражался, а просто проходил сквозь него. На турнирах даже есть правило, ограничивающее эту механику, а именно: нельзя «протаскивать» отряд пехоты, через отряд пехоты, отряд кавалерии через отряд кавалерии. А на слонов это правило не распространяется (кстати, так же, как и на колесницы).
Используя механику протаскивания, игрок тратит кучу контроля, столько же придется потратить времени и сил, чтобы создать идеальные для ввода слонов условия. Но если все получится, то слоны покажут врагу всю ярость и силу.
Вывод: хоть реализация слонов в битве рискованное дело, главное подобрать нужное время для введения их в схватку. И при удачном стечении обстоятельств вы можете очень эффектно заявить о себе противнику!
Далее поговорим о колесницах. В игре всего четыре вида колесниц. Три колесницы стрелковые, одна ближнего боя. «Защищенные колесницы пустыни», «колесницы», «колесницы пустыни» – стрелковые, а «серпоносные колесницы» – ближнего боя.
Стрелковые колесницы в качестве снаряда используют дротики (причем количество боеприпасов всего семь-восемь, хотя должно быть больше, чем у застрельщиков или конных застрельщиков, ведь у них есть куча места в этой самой колеснице!). В ближнем бою «защищенные колесницы пустыни» и «колесницы пустыни» вообще ни на что не годны (их показатели ближнего боя не доходят и до 20 единиц, а урон оружием такой же, как у пикинеров). В этом плане «колесницы» Ицен более универсальны. Они смертоносны в ближнем бою, имеют хороший навык защиты и неплохой бонус в натиске. И хоть «защищенные колесницы пустыни» и называются защищенными, на самом деле их броня ниже «колесниц» Иценов в два раза!
То есть понятно, что «защищенные колесницы пустыни» и «колесницы пустыни» использовать в ближнем бою совершенно бессмысленно. Но может они играют роль стрелковой конницы? Ответ нет. Низкая скорость, малая мобильность, уязвимость к обстрелу (слабость всех колесниц), высокая цена, обычное количество боеприпасов, малое количество воинов в отряде просто не дают им шанса на равных противодействовать стрелковой кавалерии противника. Использование их в своей армии совершенно бессмысленно и неблагоразумно.
А вот «колесницы» уже более конкурентоспособны и универсальны. В качестве стрелковой конницы их, конечно, использовать точно не стоит, а вот для уничтожения вражеской пехоты можно. Работает все, так же, как и с элефантерией, а именно благодаря механике «протаскивания» отрядов. Но повторюсь, опасайтесь снарядов и стрел врага! Один залп дротиков и от колесниц останутся только воспоминания.
И наконец, «серпоносные колесницы». В античное время считались очень опасным и смертоносным оружием в руках полководца. Но в реалиях игры они все так же уязвимы к обстрелу. Хотя, конечно, в натиске они очень даже неплохи. Но с ними ситуация абсолютно такая же как со слонами. Нужно не торопиться вводить их в бой. Как только будут нейтрализованы все стрелковые отряды и пехота ближнего боя (у которой в наличии есть дротики) завязнет в ближнем бою, вот тогда самое время прокатится на «серпоносных колесницах».
На практике, конечно, бывали случаи, когда опытные игроки против таких же опытных игроков смогли реализовать колесницы, и при правильном управлении они делали по 300+ убийств. Но для начинающего и даже среднего игрока в бою с равным противником брать колесницы в армию – большой риск.
Вот мы добрались и до боевых псов. Их в игре такое же количество, как и колесниц – четыре отряда. «Боевые псы», «дикие собаки», «молосские псы» и «кельтские боевые псы». По полезности в реальном сражении все эти четыре юнита ушли не далеко от «колесниц пустыни» и «защищенных колесниц пустыни». Их задача – отвлечь противника или атаковать с тыла или флангов, в то время пока враг сражается с нашими основными силами. Но урон они нанесут все равно не большой. Они, конечно, могут победить и даже обратить в бегство пеших стрелков, но не более того. К тому же, после того как вы приказали им атаковать, псы спускаются с цепи и сражаются с теми врагами, кто к ним ближе. То есть управлять псами в бою невозможно. За цену от 450 до 575 монет просто ненадолго отвлечь врага, как-то дороговато.
Если же противник натравил на вас собак, просто остановитесь, и ваши бойцы их быстро перебьют.
Вывод: особые юниты, самые специфичные, необычные и очень сложные в реализации и тактике подразделения. Брать их в состав своей армии всегда рискованно.
Основные тактики боя в мультиплеере.
Описать все тактические схемы и приемы, используемые в мультиплеерных сражениях, не представляется возможным, так как каждое сражение, каждый полководец имеет уникальный стиль игры за ту или иную фракцию. Начиная от выбора подразделений в армию, заканчивая маневрами на поле боя. Но, тем не менее, есть основные тактики, которыми пользуются многие игроки. Выделяется три стиля игры – атакующий (раш), оборонительный и изматывающий (кайт).
У каждой из таких тактик есть свои преимущества и слабости. Многие игроки обладают достаточными знаниями и умениями, но тем не менее является заложниками одной тактики. Чаще всего это происходит просто из-за привычки и отработки навыков управления и контроля до автоматизма используя именно одну тактику. Пытаться научиться другому стилю игры, у игрока не хватает либо терпения, либо чего-то еще, а вполне возможно и банального нежелания проигрывать бои в процессе обучения и понимания новых тактик. Но стоит все-таки признать, чем больше тактик на вооружении игрока, тем он более универсален, лучше понимает принципы различных стилей игры, и как следствие прекрасно осознает, что нужно противопоставить противнику в той или иной ситуации. К тому же есть ряд фракций, за которые играть некоторыми стилями игры просто не выгодно. Что может противопоставить восточная фракция варварским фракциям в ближнем бою? Вот тут-то на помощь и приходят описанные ниже тактики игры.
Начнем с атакующего стиля игры – применяется в основном у варварских, афро-номадских, римских фракций, так как доступные для найма юниты сами к этому располагают. Хотя при должном навыке и умении восточные, пунийские и греческие фракции тоже способны к атакующему стилю. Принцип действия достаточно прост – идти вперед и как можно быстрее вступить в рукопашную схватку. Соответственно и состав армии должен быть подходящий, а именно большое количество пехоты ближнего боя, малое количество стрелков и конницы. Часто в атакующих составах применяют пельтастов или хороших застрельщиков. При таком способе ведения боя главным является правильное введение войск в бой и максимальная реализация натисков. Так же из-за преимущества в пехоте, возможен фланговый обхват противника. Вообще атакующий стиль игры, считается самым распространённым и более всех встречается у новичков. Но действительно опытные игроки доводят эту технику до идеала. Минусом данного стиля является отсутствие хорошей кавалерии (или ее малое количество), и как следствие у противника появляется возможность обойти с флангов всю союзную пехоту и пойти по тылам. Но плюсом является наличие большого числа пехотных юнитов, при грамотном распределении которых, можно свести на нет преимущество врага в кавалерии – просто выделив несколько пехотных юнитов для борьбы с конницей. Так же остается проблема с вражескими стрелками, но как описывалось выше, при удачном проведении натисков по врагу, у игрока освобождается достаточно много пехотных юнитов. И выделить один-два вполне возможно. Хотелось бы сказать и о кавалерии – наличие пары отрядов обязательно. Но сохранять ее нужно до последнего, так как именно кавалерия в конце боя способна нанести решительные удары по вражеским стрелкам и связать боем оставшуюся конницу противника.
Вывод: наиболее распространенный и требующий меньшего уровня игры стиль. Самым важным моментом которого, является удачное навязывание рукопашного боя и проведение эффективных натисков по врагу. Если не соблюсти два этих условия, то ваши шансы на победу значительно снизятся.
Перейдем к оборонительной тактике ведения сражения – так же любимому новичками стилю боя. Каждый из нас встречал построения армий в углу карты в так называемые «коробки». Так вот эта с позволения «тактика» не имеет ничего общего с оборонительным стилем игры. При обороне игрок в начале сражения остается на месте или занимает выгодную позицию на местности, и просто ждет подхода противника. Лучшими в такой тактике являются конечно же греческие фракции, благодаря фалангам пикинеров и гоплитов. Состав войска как правило сбалансированный, без упора на какой-либо род войск. Так же встречаются составы со значительным количеством стрелков. Игроки, придерживающиеся такой тактики, не стремятся идти в рукопашную схватку, предпочитают сначала перестрелку, а только потом уже рукопашный бой. Вообще оборонительный стиль игры рассчитан как противовес, именно на агрессивного соперника, который сразу идет в атаку. Смысл этой тактики строится на грамотной встрече натисков врага тяжелой пехотой с копьями, пока в это время реализуются стрелки, пехота ближнего боя проводит натиски, а конница пытается пробиться в тылы. Минусами такой тактики является нехватка тяжелой пехоты с копьями, для встречи всех натисков, соответственно в тех местах, где натиски сбить не удалось, скорее всего будет прорыв строя. Так же если противник использует схожую тактику, то очень многое будет завесить от качества ваших стрелков и конницы. Если стрелки врага сильнее или многочисленнее, то вам придется идти в атаку. Или же сценарий, где ваша конница слабее вражеской. Тогда вы подставите свои фланги и тылы, а также стрелков, а ввиду того, что вся пехота будет задействована в рукопашной схватке, то спастись от натисков всадников будет невозможно. Поэтому оборонительная тактика хоть и кажется на первый взгляд самой простой, по факту таковой не является. Нужно уметь на ранней стадии разглядеть свои уязвимости и прикрыть их.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.