Полная версия
Азбука спасения. Том 34
Если естественные силы души не будут очищены от сквернот и срамот, какими они завалены по причине грехов, и если не получат затем должного врачевания, преобразования и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию. Больное и немощное прежде должно быть уврачевано и укреплено, чтобы быть гожим на служение; потому, что пока что больно, дотоле оно ни к чему негоже.
От души исповедовать Христа и творить волю Его кажутся только двумя делами различными; в существе же это одно и тоже дело, а не два. Кто страха ради Божия отсекает свою волю, тому Бог, неведомо для него… дарует Свою волю и соделывает ее неизгладимой в сердце его.
Игуменья Арсения (Себрякова)
Со смертью у человека отнимется воля
Когда человек живет земною жизнью, то он не может познавать, насколько дух его находится в порабощении, в зависимости от другого духа, не может этого вполне познавать потому, что у него есть воля, которой он действует, как, когда хочет. Но когда со смертью отнимется воля, тогда душа увидит, чьей власти она порабощена. Дух Божий вносит праведных в вечные обители, просвещая их, освещая, боготворя. Те же души, которые имели общение с дьяволом, будут им обладаемы. Именно поэтому Церковь учит, что изменения посмертного состояния возможно только для тех, кто при жизни вступил на стезю покаяния, посеяв в своей душе живоносные зёрна благодатного обновления.
Преподобный Исаак Сирин
Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику
Не добродетель уже человеку, когда достигнет ее, не иметь попечения и труда в ней, но вот селение Духа – непрестанно принуждать себя быть в повиновении, хотя и есть способ сделать дело в покое, потому что такова воля Духа: в ком обитает Он, – не приучать тех к лености. Напротив того, Дух побуждает их не покоя искать, но предаваться паче деланию и наибольшим скорбям. Искушениями Дух укрепляет их и делает, что приближаются они к мудрости. Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах.
Не Дух Божий живет в тех, которые пребывают в покое, но дух диаволов, как сказал некто из любящих Бога: «Клялся я, что умираю всякий день». Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем. Ибо, не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении, в утружденном теле, в отречении от сродников, в печальных мыслях, имели иной взгляд на всю тварь, место жительства, непохожее на обыкновенное человеческое, жилище иноческое, которое безмолвно, невидно по человеческому взгляду, не заключает в себе ничего такого, что веселит здесь человека.
Иноки плачут, а мир смеется. Они воздыхают, а мир веселится. Они постятся, а мир роскошествует. Трудятся они днем, и ночью предаются подвигам в тесноте и трудах. Некоторые из них пребывают в добровольных скорбях, другие – в трудах, борясь со страстями своими, иные гонимы людьми, а иные бедствуют от страстей, от демонов и от прочего. И одни были изгнаны, другие умерщвлены, иные проидоша в милотех (Евр.11:37) и прочее. И исполнилось на них слово Господа: … в мире скорбни будете, но о Мне возрадуетесь (Ин.16:33). Господь знает, что живущим в телесном покое невозможно пребывать в любви Его, и потому воспретил им покой и услаждение оным. Христос Спаситель наш, любовь Которого превозмогает телесные смерти, да явит нам крепость любви Своей!
Вопрос. Откуда человек дознает, что приял он мудрость от Духа?
Ответ. От самой мудрости, которая в сокровенности его и в чувствах учит его смиренным нравам, и в уме его открывается ему, как приемлется смирение.
В веке несовершенном нет совершенной свободы
Если скажем, что Бог обучает людей без их о том познания, то это значит уже сказать, что Бог хочет соделать их подобными волам и ослам и не имеющими ни в чем свободы…
Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов.
Невежественная свобода… есть матерь страстей… Ибо неуместной свободы конец – жестокое рабство.
Остерегайся собственной своей свободы, предшествующей лукавому рабству.
Не давай, человек, свободы какому-либо из чувств своих, чтобы не дойти до невозможности снова возвратиться к свободе.
Преподобный Иустин (Попович)
Человеческая воля излечивается только соединением с волей Божией
Воля есть единосущная часть богообразной души и своей природой проходит через все степени развития души. Обожение души происходит и через волю. Соединяясь с благодатью, воля обоживается. Человеческая воля освобождается от власти диавола и излечивается только соединением с волей Божией. В воле Божией воля человеческая находит свою целостность, свое здравие. Синергизм воли и благодати проявляется через «христообразную», богочеловеческую деятельность. Обоженная воля формирует всю свою деятельность по образу Божию, то есть в соответствии с очищенной богообразной своей сущностью, что предполагает личное участие Триипостасного Божества.
Исцеление воли – это воссоздание её целостности путём слияния, воссоединения её с волей Божией, благой и совершенной.
Христообразную, духоносную личность Дух Святой ведет к совершенному исполнению воли Божией. Поскольку воля души согласна с волей Божией, постольку она способна на вечные, богочеловеческие дела, на служение Святому Духу. Таинственно, через всю сложность жизненных обстоятельств Дух Святой ведет, поддерживает равновесие и гармонию между волей Божией и человеческой, потому что знает волю Господню, волю Христову. Только Он учит человека познанию таинственной воли Божией, «так как только Святому Духу известна воля Божия». «Без Духа Святого… никто не может познать – волю Божию». Таким образом, для преподобного Макария Великого облагодатствование, обожение воли является правилом христианской жизни – и необходимостью в познании Истины.
По учению преподобного Макария Египетского, отношения благодати с человеком сосредоточены вокруг его воли. Из этого вытекает многообразие спасительных действий, потому что воля «приводится в колебание… всякого рода удовольствиями» и поэтому благодать «различно видоизменяет свои действия к его пользе». Этими действиями благодать выводит человека на путь подвижничества.
Действия благодати «по особенному смотрению удаляется от нас, чтобы мы усиленнее искали ее». Законами благодати испытывается свободная воля человека, «к чему она склонна и с чем согласна», чтобы «видеть, точно ли верным и истинным почитают Бога». При разном проявлении воли человека благодать изменяет свои действия. Если воля засвидетельствовала свою духовную опытность и душа «после великого терпения и великодушия, после искушений и испытаний» осталась верной, тогда «действие Божией благодати открывается в человеке, и он принимает дарования Духа Святого». В случае отступления грех изменяет характер отношений. Благодать оставляет человека, но, при этом, «Сила Божия не попускает тьме войти в душу и поглотить ее».
Преподобный авва Дорофей
Видишь ли падшего? Знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего губительнее этого.
Ничто не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли, поистине от этого человек преуспевает более, чем от всякой другой добродетели.
Отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения этого человек должен потрудиться до смерти…
Человек только тогда видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Когда же повинуется своей воле, то не видит, что непорочны пути Божии, и, если его наставляют на эти пути, – противится, уничижает их и отрицает.
Бог хочет, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей… по благоволению, т. е. всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное; вот это – воля Божия благая.
Совершенная же (воля Божия) есть та, когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и всем произволением подавал так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния, и тогда исполняется совершенная воля Божия.
Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк
В чём же состоит путь Божий, если не в том только, чтобы человек во всём отвергал свою волю и считал себя последнейшим и самым меньшим из всех. Такой может идти путем сим, ибо кто не отсечет своей воли и не возложит упования своего на Господа, не может сего сделать. На нём исполняется слово Евангелия: ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7). В сем состоит жизнь и спасение. Поревнуй приобрести сие, ибо нет другого пути, кроме сего. Брат! Не подвергнись бесовскому поруганию.
Преподобный Ефрем Сирин
Кто исполняет волю Господню, тот будет признан мужем совершенным
Кто исполняет волю Господню, тот будет признан мужем совершенным.
Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит душе своей.
Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно.
Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй, ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, егоже неси приял от Бога (1Кор.4:7); и если не будешь ходить по Его заповеди и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою и отдаст это лучшему, и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила.
Тот и мудрец, кто боится Господа. А кто боится Бога, тот соблюдает все заповеди Его, вполне творит волю Его и исполняет всякое слово Его.
Приобрети страх Божий, возлюби вразумление и мудрость и облобызай ее, и увенчает тебя венцом жизни.
Кто боится Господа и соблюдает все заповеди Его, того Господь облечет властью над всем имением Своим и вручит ему все богатства Свои.
Возлюби страх Божий и шествуй путем его непреткновенно, тогда обретешь стези жизни, которые приведут тебя в Небесное Царство.
Воля Божия есть доблесть добрых дел
Тем, что не хотим ради Господа оставить собственную волю, мы сами вредим своей душе.
В какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к преуспеянию. А чем упорнее держится собственной своей воли, тем более наносит себе вреда. Поэтому не желай раболепствовать собственной воле, но лучше будь послушен воле Божией.
Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога, потому что от Него Единого крепость и сила.
Воля Божия есть вера во благое, посему воля вражья есть неверие. Воля Божия есть доблесть добрых дел.
Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем Своим.
Авва Исайя
Кто следует своей воле, тот не имеет мира даже с благочестивыми людьми
Кто надеется на свою правду и следует своей воле, тот не избежит вражеских козней, не найдет себе покоя, не познает своих недостатков. Трудно ему получить милость Божию в час исхода.
Постоянно понуждай себя отсекать собственную волю, ибо собственная воля губит все добродетели.
Кто следует своей воле, тот не имеет мира даже с благочестивыми людьми, ибо в сердце его обитает нетерпение, гнев и раздражительность.
Надеющиеся на свою правду и следующие воле своего падшего существа не смогут избежать демонских козней, не смогут стяжать сердечного безмолвия…, а после выхода из тела им будет трудно получить милость от Бога.
Если Бог хочет помиловать душу, а она упорствует и не повинуется, но поступает по своей поврежденной воле, то Бог попускает ей скорби, которые она не желала бы иметь, чтобы таким образом эта душа взыскала Бога.
Бог не помогает тем, которые хотя и вступили в служение Ему, но одновременно служат и страстям. Бог предоставляет их самим себе, так как они произвольно захотели следовать себе, и предает их в руки их врагов, демонов…
Предпочитай ее (Божию волю) всякой мудрости человеческой и признавай оную полезнейшею всех человеческих разумений.
Древний Патерик
Один брат, приняв иноческий образ, тотчас затворился в келлии, говоря: «Я отшельник». Старцы, услышав об этом, вывели его и заставили обходить келлии монахов, каяться и говорить: «Простите меня! Я не отшельник, а монах новоначальный». Старцы сказали: «Если увидишь юношу по своей воле, восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось его оттуда, ибо это ему полезно».
Господь не насилует свободы, а вразумляет, пробуждает, поражает.
Промысл Божий выводит человека на путь спасения, действиями благодати испытывая, выправляя и укрепляя его волю.
Святитель Григорий Нисский
Воля Божия состоит в том, чтобы благодатью очистить душу свою
Итак, следует знать, что есть воля Божия (Рим.12:2), с которой должен сообразоваться устремляющийся к жизни блаженной и в нее желающий претворить свое житие. А воля Божия состоит в том, чтобы благодатью очистить душу от всякой скверны, поставив ее выше телесных наслаждений, и чистой привести ее к Богу; ибо таких называет блаженными Господь, говоря: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:8). И в другом месте Он говорит: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:48). Стремиться к этому совершенству призывает и апостол, говоря: Да представлю всякого человека совершенна во Христе, в немже труждаюся и подвизаюся (Кол.1:28,29). И Давид, Духом глаголя, желающих право любомудрствовать учит следовать путем истинного любомудрия, которым надлежит идти к цели совершенной, прося у Дающего того, о чем устами Давида поучает Дух: Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Пс.118:80).
Он повелевает бояться дел постыдных и отбрасывать их, как оскверненную одежду, которая бесчестит тех, кто пороками в нее облачился. Еще говорит: Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя; ибо в исполнении заповедей Дух полагает дерзновение. И еще: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей, и: духом владычним утверди мя (Пс.50:12,14). А в другом месте спрашивает: Кто взыдет на гору Господню? Затем отвечает: Неповинен рукама и чист сердцем (Пс.23:3,4). И того он возводит «на гору» Божию, кто чист во всем, кто в конечном итоге ни помышлением, ни познанием, ни делами не осквернил души своей, закоснев во зле, но кто благими делами и мыслями стяжал дух владычный (Пс.50:14) и сердце свое, поврежденное пороком, воссоздал вновь.
Да будет воля Твоя
Как в мрачных пещерах, когда вносится туда свет, мрак исчезает, так, когда Твоя Божия воля во мне будет совершаться, всякое лукавое и неуместное движение произвола обратится в ничто. Целомудрие угасит невоздержное и страстное стремление ума, смиренномудрие истребит кичливость, скромность уврачует болезнь гордыни, а доброта любви изгонит из души многочисленный сонм противоположных зол; бегут от нее ненависть, зависть, негодование, гневное движение, раздражительное расположение духа, злонамеренность, притворство, памятование огорчения, жажда мщения, воскипение крови в предсердечии, недоброе око – все это стадо таковых зол уничтожится любвеобильным расположением. Так действенность Божией воли исторгает сугубое идолослужение, называю сугубым, как неистовую приверженность к идолам, и как вожделение серебра и золота – этих, как наименовало их пророческое слово, идолов язык (Пс.113:12). Посему да будет воля Твоя (Мф.6:10), чтобы стала недействительною воля диавола.
Святитель Василий Великий
Не должно собственной своей воли предпочитать воле Божией
Не должно собственной своей воли предпочитать воле Господней: но при всяком деле надобно искать, какая есть воля Божия, и исполнять ее. Кто исполняет волю Господню, но не так, как хочет сего Бог, и не по чувству любви к Богу, делает это бесполезно.
Но, говорят, почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, чтобы нельзя было согрешить, хотя бы и хотели? Потому же, почему и ты не признаешь слуг достойными, если держишь их связанными, но, когда видишь, что добровольно выполняют перед тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно; добродетель же происходит от свободной воли, а не от необходимости, а свобода воли зависит от того, что в нас; и что в нас-то свободно. Поэтому кто порицает Творца, что не устроил нас безгрешными, тот не что иное делает, как предпочитает природу неразумную, неподвижную и не имеющую никаких стремлений, природе, одаренной произволениеми самодеятельностью.
Что значит сказанное Апостолом: преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная?
Много такого, чего хочет Бог. Иного хочет по долготерпению и благости, и это есть благо, и называется благим; иного же хочет по гневу за грехи наши, и это называется злым. Ибо говорит: Я делаю мир и произвожу бедствия (Ис.45:7), не то злое, за что бываем наказаны, но то, чем бываем вразумляемы. А вразумляющее и чувством скорби приводящее к обращению служит во благо. Поэтому, чего хочет Бог по долготерпению и благости, того и нам необходимо должно хотеть и тому подражать. Ибо говорит: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6:36). И Апостол говорит: подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас (Еф.5:1,2). Но что насылает по гневу за грехи наши, и что, как сказал я, на том основании, что возбуждает чувство скорби, называется злом, того, без сомнения, не должно нам делать. И когда есть воля Божия, чтобы люди нередко гибли от голода, от язвы, от войны, или от чего иного сему подобного, нам нет надобности служить сей воле. Ибо в подобных случаях Бог употребляет и служителей злых, по сказанному: послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость, и бедствие, посольство злых ангелов (Пс.77:49).
Посему, во-первых, должно искать, что есть благая воля Божия; потом, когда узнаем благую волю, должно исследовать, угодна ли Богу сия благая воля. Ибо не иное в особом отношении есть воля Божия, и воля благая; но когда это делается или не тем лицом, или не в то время, как бы надлежало, то не бывает уже благоугодным Богу. Например, была воля Божия и воля благая, чтобы кадили Богу; но не благоугодно было Богу, чтобы делали сие Дафан и Авирон. И еще: есть воля Божия и воля благая, чтобы творили милостыню; но, чтобы делали сие ради прославления от людей, это уже не благоугодно Богу. И еще: была воля Божия и воля благая, чтобы ученики, что на ухо слышали, проповедовали на кровлях (Мф.10:27); но, чтобы говорили о чем-нибудь прежде времени, сие не благоугодно было Богу.
Ибо говорит: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф.17:9). И вообще, всякая воля Божия благая тогда и благоугодна, когда исполняется в ней сказанное Апостолом: все делайте в славу Божию (1Кор.10:31), и: все должно быть благопристойно и чинно (14:40). Но опять, если на что есть воля Божия, и воля благая, и воля угодная, то и в сем случае должно не безпечности предаваться, но подвизаться и заботиться, чтобы сие было совершенно и без недостатков, в мере как самого дела, точно ли согласно оно с заповеданным, так и силы совершающего дела. Ибо сказано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк.10:27), как и Господь научил в Евангелии от Иоанна (Ин.13:34). Да и всякую заповедь люби, как написано (Втор.6:6). Ибо сказано: блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так (Мф.24:46).
Преподобный Петр Дамаскин
Никакая иная добродетель не может так постигнуть волю Божию, как смиренномудрие
Если плоть не будет умерщвлена, и человек не будет весь водим Духом Божиим, то не может он исполнять воли Божией без понуждения себя. Когда же воцарится в нас благодать Духа, тогда уже не будем иметь своей воли, но все, что ни бывает с нами, есть воля Божия. Тогда мир имеем, и сынами Божиими назовутся таковые, ибо они любят волю Отца, как и Сын Божий и Бог. Но этого невозможно никому достигнуть без соблюдения заповедей, которыми всякие наслаждения, т. е. пожелания свои, отсекает (подвизающийся), и всякие огорчения, от сего происходящие, терпит.
Никакая иная добродетель не может так постигнуть волю Божию, как смиренномудрие и то, чтобы оставить всякое свое разумение и свою волю.
Нет кратчайшего преуспеяния души, как отсечение своих хотений и разумений, и ничего нет лучшего, как повергать себя кому-либо пред Богом день и ночь и просить Его, да будет во всем воля Его, и ничего нет худшего, как любить свободу и легкомыслие души или тела.
Святитель Иоанн Златоуст
Не исполнять волю Божию – значит быть в сети диавольской
Как глина принимает всякий вид, какой дают ей руки обделывающего ее, так и человеку должно поступать сообразно с тем, что повелевает Бог, и принимать с благодарностью все, что Он посылает, нисколько не противореча и не усиливаясь дознать причину этого, потому что это непостижимо не для одних нас, но и для мужей святых и дивных, живших прежде нас.
Что делается против воли Божией, то сквернее всего, будет ли то жертва или пост. Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и неугодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, – хуже и беззаконнее всего.
Толпа людей, возлюбленный, когда они не творят воли Божией, ничем не разнится от тех, кого нет совсем.
Если в делах человеческих мы многого не понимаем, как что делается, и, хотя многое нам кажется неуместным, однако уступаем, – то тем более (должно так поступать) по отношению к Богу.
Не будем же говорить: для чего это и к чему это? Когда все устрояет Бог, не станем требовать от Него отчета – это крайне нечестиво и безумно.
Мы побеждаем или бываем побеждены не вследствие силы противников-демонов или слабости помощников-Ангелов, а по нашей воле. Когда те и другие склоняют нас на свою сторону: святые Ангелы к добру, а преступные демоны к злу, наша воля, наделенная свободой, избирает то, чего хочет, потому что ни Бог, почтивший нас свободой, не принуждает, ни диавол не имеет над нами принудительной власти. По своему решению мы или поступаем хорошо, или грешим…
Успех брани с диаволом и властями тьмы зависит не от нашего естества, а от произволения души.
Но никто не думай о диаволе, будто он так силен, что может заградить путь к добродетели. Он прельщает и соблазняет нерадивых, но не препятствует и не принуждает.
Пока диавол нападает извне, мы в состоянии противиться. Когда же откроем ему двери души и примем врага внутрь, то уже не сможем противиться ему. Он помрачит нашу память, как дымящийся светильник, и только уста будут произносить пустые слова.
Преподобный Никодим Святогорец
О преданности в волю Божию
Покаявшийся предает себя Богу на служение и тотчас начинает служить Ему хождением в заповедях Его и в воле Его. Начинается труд и работа в поте лица. Заповеди не тяжки, но много препятствий встречает исполнение их во внешних обстоятельствах трудящегося и особенно во внутренних его склонностях и навыках. Неутомимый труженик с Божиею помощью наконец все препобеждает: мирно внутри и покойно течение дел вне – разумеется, относительно.
Труженик сам все действует, хотя с помощью Божиею. Но опыт с первых дней дает ему разуметь, что при всех его усилиях, если делается что доброе, то только то, на которое подается сила свыше. Чем дальше, тем удостоверение в этом укореняется глубже. С установлением посильного мира внутри оно выступает вперед и делается господствующим, и наконец завершается совершенною преданностью в волю Божию, или преданием себя вседействию Божию. Действование Божие в трудящихся о спасении начинается с первых минут обращения к Богу, и самое обращение оно же совершает. Но оно возрастает по мере того, как трудящийся, отклоняясь от себя, к Богу прилепляется и, убеждаясь в своем бессилии, утверждается в уповании на силу Божию.