bannerbanner
История государства и права России. Учебное пособие
История государства и права России. Учебное пособие

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 8

В Киевской Руси, как во всяком классовом обществе, наследственное право было разработано детально. Оно регулировало отношения, связанные с имуществом. С его помощью богатства, накопленные поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса.

Семейное право. Вначале семейное право развивалось в Древней Руси по правилам обычаев, связанных с языческим культом: похищение невест, многоженство. Например, Владимир Красное Солнышко до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц. С введением христианства установились новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность разводов, жестокое наказание за внебрачные связи, бесправие внебрачных детей. Брачный возраст был очень низким: 12–13 лет для невесты и 14–15 лет для жениха. Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался с соблюдением церковных правил и регистрировался в церкви.

Церковь регистрировала и другие акты гражданского состояния: рождение, крещение, брак, смерть, развод, что давало ей немалый доход и обеспечивало господство в духовной жизни.

2.9. Судебный процесс

Древнейшей формой суда был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями в судебных разбирательствах. Состязательность сохранялась долгое время, поэтому судебный процесс в Древнерусском государстве называли состязанием. Ему были присущи такие отличительные черты, как относительное равенство сторон и их активность при рассмотрении дела в сборе доказательств и улик. Одновременно в Х—XI веках укреплялся процесс, где ведущую роль играли князь и его администрация: тиуны, вирники, отроки, метельники и писцы. Розыскной процесс применялся при раскрытии преступлений, совершенных против княжеской власти. В таких случаях князья сами судили преступников. Тиуны – слуги князя – играли важную роль при суде: от них зависело решить дело «право или не право». Чиновники по уголовным делам назывались вирниками. Вирнику и его писцу давали лошадей – в трехдневный срок они должны были обнаружить украденные вещи и виновника.

В судебном процессе использовались различные виды доказательств: устные свидетельские показания, письменные документы, улики, ордалии и присяга. Решающее значение имело собственное признание. Очевидцы происшествия назывались видаками. Существовали еще и послухи, которых одни исследователи считают очевидцами «по слуху», другие – свидетелями «доброй славы обвиняемого». Свидетелями могли быть только свободные люди. Широко распространен был судебный поединок. Победитель выигрывал судебный процесс.

Под видом Божьего суда были испытания железом и водой. Их применяли тогда, когда не хватало доказательств. Русская Правда посвящает этим ордалиям три статьи, но не раскрывает их содержания и порядок проведения.

В церковном суде, как полагают многие исследователи, применялся розыскной, вошедший в средневековую историю как инквизиционный, метод со всеми его атрибутами, в том числе и с пыткой.

Древнерусское право знало три специфические процессуальные формы: заклич, т. е. объявление на торговой площади о пропаже, свод – очная ставка, гонение следа – поиск доказательств и преступника.

Гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы. Если след приводил к дому конкретного человека, считалось, что он и есть преступник. Если след приводил просто в село, ответственность несла вервь, т. е. территориальная община. Если след терялся на большой дороге, то поиск прекращался.

Правовая система Киевской Руси явилась важной вехой в истории страны, заложив основу для развития права на многие века вперед. Она повлияла и на право некоторых соседних с Русью народов.

Темы для семинарских занятий

1. Русская Правда как источник права.

2. Преступление и наказание по Русской Правде.

3. Гражданско-правовые отношения в Древнерусском государстве.

4. Система договоров в Древнерусском государстве.

5. Семейное и наследственное право в Древнерусском государстве.

Темы для написания докладов и рефератов

1. Норманская и антинорманская теории образования Древнерусского государства.

2. Общественно-политический строй Древнерусского государства.

3. Юридическая система Древнерусского государства.

4. Деятельность первых русских князей.

5. Историческое значение крещения Руси.

Вопросы для самоконтроля

1. Как и почему изменялось содержание Русской Правды от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха?

2. В чем особенности правовой системы Киевской Руси?

3. Каким было правовое положение социальных групп в Древнерусском государстве?

4. Как происходила христианизация Руси?

5. Считаете ли вы закономерным принятие на Руси христианства, а не другой религии? Почему?

Список литературы

1. Вернадский Г. В. История России: в 5 кн. Кн. 2. Киевская Русь / пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. – Тверь: ЛЕАН; М.: Аграф, 1996.

2. Вернадский Г. В. История права. – СПб.: Лань, 1999.

3. Вехи российской истории / под ред. В. В. Привалова. – СПб.: Петрополис, 1994.

4. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Мысль, 1992.

5. Гумилев Л. Н. От Руси к России. – М.: Экопрос, 1992.

6. Зимин А. А. Правда Русская: монография. – М.: Древлехранилище, 1999.

7. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. Т. 5. От Великого князя Дмитрия Иоанновича до Иоанна III. – М.: ИДДК, 2000.

8. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. – М.: Мысль, 1995.

9. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. – М.: Наука, 1982.

Глава 3

Русские княжества в период феодальной раздробленности (XII–XIV вв.)

После изучения главы 3 бакалавр должен:

– знать: причины и последствия феодальной раздробленности, образования новых государственных центров;

– уметь: охарактеризовать положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности;

– владеть: навыками логически грамотного обоснования и выражения собственной точки зрения по рассматриваемой теме.

Тема главы 3 предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

– политическая раздробленность Руси: причины, проявление, влияние на ход истории страны;

– развитие отдельных земель Руси в условиях политической раздробленности;

– основные источники и нормы права в период феодальной раздробленности.

3.1. Причины феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность – закономерный этап развития средневековых государств. Древняя Русь не явилась в этом плане исключением. Закрепление отдельных территорий за определенными князьями было ответом на вызов времени. Киевскую Русь сопоставляют с империей Каролингов в Центральной Европе, где в это время происходили такие же процессы образования новых государств. Только в отличие от Европы раздробленная Россия имела свой культурный и политический центр в Киеве, а все русские князья были Рюриковичи. Кроме того, существовала единая православная религия, особая форма христианства, которая отличала русских от всех их соседей, даже западных славян. Было также единство исторического развития, единство языка и культуры, было и политическое единство, поскольку на Руси во всех княжествах княжила одна и та же династия. В народе продолжало жить представление о единстве Русской земли, столь ярко воплощенное в «Слове о полку Игореве».

Соседями славяно-русского племени были литовцы, чудь, черемисы, финны, турки, мордва, печенеги, половцы, хазары, булгары, удмурты и др. Существовала постоянная угроза нападения со стороны этих и других кочевых народов. Поэтому, несмотря на то что междоусобица и просуществовала более 300 лет, русская идея единства никогда не исчезала.

Киевская Русь распалась вначале на 14 княжеств, точно по числу племенных союзов VI–VIII веков. Раньше всех обособились Новгород и Полоцк, затем Галич, Волынь, Чернигов. В результате дробления выделились княжества, названия которым дали стольные города: Галицко-Волынское, Киевское, Муромское, Переяславское, Полоцкое, Ростово-Суздальское, Рязанское, Смоленское, Тмутараканское, Турово-Пинское, Черниговское, Новгородская и Псковская земля. В каждом княжестве правила одна из ветвей династии Рюриковичей. Владение каждой ветви этого рода передавалось по наследству. В результате продолжавшихся междоусобиц княжества то объединялись, то распадались на новые.

Наиболее крупными княжествами были Галицко-Волынское, Киевское, Муромо-Рязанское, Ростово-Суздальское, а также Новгородская и Псковская феодальные республики.

3.2. Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское княжество – крупнейшее древнерусское феодальное государство в Северо-Восточной Руси. С X до середины XII века оно называлось Ростово-Суздальским княжеством и входило в состав Киевской Руси. С середины XII века стало Владимиро-Суздальским великим княжеством, поскольку столица переместилась в город Владимир.

Первоначальными жителями северо-восточной окраины были угро-финские племена – меря и мурома. Позже сюда проникли славяне-вятичи. В результате смешения славян и местных племен появились великороссы.

Первыми городами были Суздаль и Ростов. Как считают большинство исследователей, первыми русскими колонистами на Ростово-Суздальской Руси могли быть новгородцы, основавшие город Клин.

Расцвет Ростово-Суздальского княжества связан с именами Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого, прозванного так за постоянное стремление расширить свои владения. Географическое положение Ростово-Суздальской земли имело свои преимущества: не было угрозы набегов степняков, княжеские тиуны и рядовичи не могли добраться до них из-за непроходимых лесов, даже варяжские отряды здесь были редкими гостями. Все это создавало относительную безопасность Северо-Восточной Руси.

В руках ростово-суздальских князей был такой магистральный путь, как Волга. Все новгородские пути проходили через Ростово-Суздальскую землю – этим широко пользовались князья, насильственно воздействуя на экономику Новгорода и собирая большую пошлину с новгородских купцов, которые пользовались торговым путем «из варяг в греки». Под влияние ростово-суздальских князей попали Рязань, Муром и Ярославль. С 1147 года началось строительство Москвы. Юрий Долгорукий стал великим Киевским князем, но в 1157 году был отравлен на пиру.

Настоящим хозяином Северо-Восточной Руси стал сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский. Своей столицей он сделал город Владимир. Княжество стало называться Владимиро-Суздальским. Андрей Боголюбский хотел править единолично, со своей дружиной и боярами он обращался не как с товарищами, а как с подданными. Не желавшие покориться его воле должны были оставить страну. Можно сказать, что Андрей Боголюбский опережал время на три века, пытаясь основать самодержавие уже в XII веке. Своим деспотизмом он вызывал ненависть противников и был убит в 1174 году в селе Боголюбове.

Владимиро-Суздальское княжество усилилось при сводном брате Андрея, Всеволоде Большое Гнездо, который продолжил его политику по усилению княжеской власти. При нем в княжестве окончательно установилась власть в форме монархии. Всеволод Большое Гнездо расширил границы своего княжества за счет новгородских земель по Северной Двине и Печоре, отодвинул границу Волжской Булгарии за Волгу. Он был сильнейшим князем на Руси. Даже после его смерти Владимиро-Суздальское княжество, ядро будущего Московского государства, сохранило первенство среди русских земель.

Во Владимире в 1205 году была создана летопись, получившая впоследствии название Радзивиловской. При Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо в городах шло большое строительство. В это время были возведены церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Рождественский собор в Суздале и др. Княжество процветало и при сыновьях Всеволода, но в начале XIII века оно распалось на уделы: Московский, Муромский, Переяславский, Ростовский, Суздальский и Ярославский. Княжества Северо-Восточной Руси в XIII–XV веках стали основой формирования Московского княжества и великого Русского государства.

Владимиро-Суздальское княжество было раннефеодальной монархией. Верховная власть, как законодательная, так и исполнительная, принадлежала великому князю. В XIII–XIV веках титул великого Владимирского князя считался главным в Северо-Восточной Руси. При князе был совет, состоявший из служилого боярства, духовенства и княжеской дружины. Для решения наиболее важных вопросов созывались феодальные съезды, а в чрезвычайных ситуациях – вече.

Местное управление находилось в руках наместников и волостелей, которые осуществляли и судебные функции. Подчинялись они дворецкому. Эта система управления называлась дворцово-вотчинной.

Во Владимиро-Суздальском княжестве сохранилась правовая система Древнерусского государства. Русская Правда здесь оставалась основным источником права более длительное время, чем в других княжествах.

3.3. Галицко-Волынское княжество

Галицко-Волынское княжество возникло в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств в 1199 г. Оно занимало юго-западную окраину русских земель и имело большое значение в борьбе с венграми и немцами, а также в установлении торговых связей с Западом. Галицко-Волынское княжество делилось на воеводства. Воевод назначал боярский совет.

В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов, в которых располагались ювелирные, гончарные, кузнечные и стеклодельные мастерские. Самыми многочисленными группами населения были ремесленники и купцы. Большие доходы приносила соляная торговля. Крупным торгово-промышленным и культурным центром был город Галич.

Галицко-Волынское княжество было одним из богатейших и играло важную роль в политической жизни Древней Руси. Эта земля имела своеобразную культуру и интересную историю. В XIV веке Полоцко-Витебско-Минская земля стала колыбелью белорусского народа. К сожалению, процесс феодального дробления не позволил ей сохранить свою самостоятельность, и в 1352 году эти земли частично попали по власть Польши (Галиция), а частично – под власть Литвы (Волынь).

Высшими органами власти и управления были князья, боярский совет и вече. Власть князя ограничивалась сильным влиятельным боярством. Сохранялась дворцово-вотчинная система управления. В крупные города посылались посадники, в земства – воеводы и волостели. Здесь установился новый порядок княжеского владения, который в отличие от очередного назывался удельным. Для него характерны два признака: князья становятся независимыми владельцами своих земель, которые передают в наследство по личному распоряжению. Каждое удельное княжество представляло собой монархию.

Основным источником права оставалась Русская Правда. Кроме нее действовали церковные уставы киевских князей и местные правовые документы.

3.4. Киевское княжество

После распада Древнерусского государства влияние Киева ослабело, но князья по-прежнему соперничали за великокняжеский престол. Длительные княжеские распри вызвали, по мнению В. О. Ключевского, отток населения с юго-запада Руси во Владимирскую землю. В 1210 году митрополит Матфей перевел свою кафедру из Киева во Владимир.

В связи с тем что Киев часто являлся «яблоком раздора» между князьями, киевское боярство ввело систему дуумвирата, смысл которой заключался в том, что на киевский престол одновременно приглашались представители двух враждующих княжеских ветвей, что способствовало установлению относительного равновесия и устранению усобицы.

В 1132 году Киевское княжество распалось на ряд уделов, в 1240 году оно было разорено монголо-татарами, в 1362 году вошло в состав Великого княжества Литовского и управлялось литовскими наместниками. С 1471 года оно стало Киевским воеводством. В январе 1654 года на раде в городе Переяславле, созванной Богданом Хмельницким, было провозглашено о добровольном воссоединении Украины с Россией.

3.5. Новгородская и Псковская феодальные республики

Новгородская феодальная республика существовала с 1136 по 1478 год. Она занимала огромную территорию от Урала до Прибалтики, от Ледовитого океана до верховья Волги. В XII–XIII веках в состав республики входил город Псков.

Республиканское правление в Новгороде было с самого начала его существования.

В Х—XI веках Новгород находился под властью великих киевских князей, которые назначали там своего наместника. В 1136 году новгородцы добились полной независимости и назвали свой город «Господин Великий Новгород». В конце XII века новгородцы получили право приглашать к себе князя по своему выбору. Чаще всего приглашались владимирские князья. История этого города насчитывает около 80 вооруженных восстаний горожан. Новгород 26 раз воевал со шведами и 11 раз с Ливонским орденом, платил дань монголо-татарам. Московским князьям удалось подчинить Новгород лишь в 1478 году.

Псковская феодальная республика входила в состав Новгородской. Как самостоятельная республика она оформилась в 1348 году. В 1510 году вошла в состав Московского государства. Псков по своему внутреннему устройству был похож на Новгород с тем лишь отличием, что Псков был централизованнее и демократичнее. Там вместо одного посадника выбирались два. Боярский класс был менее влиятельным, чем в Новгороде, и не держал политическую судьбу города в своих руках. Такого внутреннего разлада, который губил Новгород, в Пскове не было. Самостоятельность Пскова пала не от внутренних, а от внешних причин – от стремления Москвы к государственному объединению русских земель.

Общественный строй. Во главе новгородского общества стоял сильный, влиятельный и богатый класс бояр. Класс феодалов делился на две категории: духовные феодалы и светские – бояре и житьи люди, хозяева – собственники средних промышленных предприятий и землевладений.

Имелся многочисленный и деятельный класс купцов. По направлению своей торговли купцы делились на «заморских» и «низовских», а по предметам торговли различали просолов, суконников, хлебников, рыбников и др.

Городское население состояло из мелких ремесленников: плотников, каменщиков, гончаров, кузнецов, портных, кожевников, рыболовов, лодочников, перевозчиков и т. д. Все слои свободного городского населения пользовались одинаковыми политическими и гражданскими правами.

Сельское население делилось на две категории: землевладельцы-собственники и смерды, жившие на государственных и церковных землях, а также на землях частных собственников. Крестьяне, которые обрабатывали чужие земли, назывались «половниками», «третниками» или «четвертниками» в соответствии с договором. Крестьяне были лично свободными и имели право переходить от одного землевладельца к другому. Сельское население объединялось в общины, носившие название погостов, в которых существовало самоуправление. Они сами выбирали себе старост, обсуждали свои нужды, решали насущные дела и творили суд.

Низший слой населения составлял многочисленный класс холопов, которые были слугами в боярских дворах и рабочими в крупных боярских вотчинах. Холопы находились в зависимости от своих господ, которые отвечали за них по делам частного обвинения.

Государственное устройство. В Новгороде в IX–XI веках сформировалась ремесленно-торговая республика. Новгород не испытал на себе в полной мере княжескую власть, что создало через новгородское вече благоприятные условия для развития демократических форм правления.

Среди основных наиболее важных и часто встречающихся в источниках полномочий вече выделяют следующие:

– заключение и расторжение договора с князем;

– избрание и смещение посадников, тысяцких, владык;

– назначение новгородских воевод;

– контроль за деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц;

– решение вопросов войны и мира, торговых отношений с Западом;

– распоряжение земельной собственностью Новгорода;

– пожалование земель, установление торговых правил и льгот;

– установление повинностей населения;

– контроль за исполнением судебных решений;

– непосредственное разбирательство дел в случаях, которые имели большое значение для всего города.

Согласно летописной формуле, вече было полномочно принимать решения именем Великого Новгорода, когда на нем присутствовали:

1) высшие должностные лица – посадник и тысяцкие. Знаком их присутствия служили печати, подвешенные к вечевым грамотам, без которых последние были недействительными. Ряд вечевых грамот скреплялся и печатью владыки, что свидетельствовало о его благосклонности;

2) представители всех пяти концов города, также подтверждающие свое участие печатью на грамотах;

3) представители всех социальных групп: бояр, купцов, ремесленников, крестьян, имевших дворы в черте города.

Вече, состоявшее только из одних черных людей, не признавалось правомочным. Количественного учета вече не знало. Понятие кворума не существовало. Протоколы, фиксирующие явку участников, не велись. В случае возникновения разногласий между участниками спор решался дракой. Но и этот анархический элемент был подчинен определенным правилам судебного поединка, требовавшим равных условий для противников.

Грамота, принимавшаяся на вече, становилась легитимным актом, если она скреплялась соответствующими печатями. Фактически же власть в Новгороде принадлежала совету, формируемому из бояр и высших чиновников новгородской администрации. Возглавлял этот совет владыка.

Князь и другие должностные лица. В конце XII века новгородцы получили право выбирать любого князя из числа русских князей. Князь выполнял свои полномочия на основе договора с вече. Власть князя была ограниченной посадником: «без посадника ти, княже, суда не судити». Князь выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Ему запрещалось приобретать земли в Новгороде, раздавать их приближенным, управлять новгородскими волостями, открывать питейные заведения, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий, облагать население налогами и вести самостоятельную торговлю. Несмотря на то что князь выполнял функции предводителя войска, ему, однако, не позволялось объявлять войну и заключать мир без согласия вече, а также вести дела внешней политики. За свою службу князь получал определенную часть доходов республики.

Все договоры начинались с княжеской клятвы нерушимо соблюдать права и вольности новгородцев. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан. В политическом сознании масс князь был таким явлением, без которого они не могли обойтись.

Княжение прекращалось вследствие сложения князем своих полномочий или вследствие изгнания князя, когда вече «указывало ему путь». С 1095 года до XIV века князья в Великом Новгороде сменялись 58 раз.

Первым по степени важности должностным лицом был посадник, который ежегодно избирался вече. Он контролировал деятельность всех должностных лиц, председательствовал на вече, которое собиралось по его распоряжению. Вместе с князем посадник осуществлял суд, командовал войском, во время военных действий выступал в поход в качестве советника и помощника князя. В отсутствие князя посадник командовал новгородским войском. За свою службу он получал «поралье», т. е. налог с каждого плуга.

Тысяцкий, представлявший интересы незнатных слоев населения: купцов, ремесленников и землевладельцев, – был вторым по важности должностным лицом. В мирное время он ведал торговлей и осуществлял суд по торговым делам, а также полицейский надзор. В военное время тысяцкий командовал народным ополчением. За свою службу он получал «поралье».

Архиепископ был хранителем государственной казны, играл большую роль в управлении государством, обладал не только духовной, но и светской властью, председательствовал в совете господ, контролировал торговые меры и весы, ведал дипломатическими сношениями с другими государствами.

Судебные органы. К судебным органам в Новгородской республике принадлежали следующие: вече, суд князя и посадника, суд тысяцкого и суд архиепископа.

Вече рассматривало дела о государственных преступлениях и преступлениях должностных лиц.

Судом высшей инстанции был суд князя совместно с посадником и десятью «докладчиками» по боярину и житьему человеку от каждого из пяти концов города. Суд рассматривал уголовные дела об убийствах, разбоях, грабежах и т. д.

Тысяцкий вместе с пятью старостами ведал торговым судом, а также рассматривал дела, возникавшие между новгородцами и купцами немецкого двора в Новгороде.

Архиепископ имел право суда над духовенством и над феодально-зависимым населением, проживающим на землях монастырей и церквей. К ведению церковных судов относились дела о преступлениях против церкви, религии, семьи, нравственности и о наследстве.

На страницу:
4 из 8