Полная версия
История государства и права России. Учебное пособие
Объединение славянских земель шло постепенно. В конце IV века Русколань объединилась с славянами Приднепровья, в результате чего образовалась Киевская Русь. В 890 году князь Олег объединил Новгородскую республику с Киевским княжеством. Князь Святослав в 970-х годах предпринял попытку объединения всех русских земель в империю, в которую вошли остатки поселений Русколани, а затем Рязанское и Муромское княжества. Сурожская Русь и сарматы Кубани объединились в Тмутараханское (Тмутараканское) княжество.
Возникновение государств у восточных славян было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами: разложением первобытнообщинного строя, развитием производства материальных благ в обществе, разделением труда, выделением скотоводства, земледелия, ремесел и торговли. Большое значение имели и другие факторы: улаживание конфликтов, возникавших с соседними племенами, борьба против кочевых племен.
Соседями восточных славян были: карелы, мордва, мари, мурома, литы, литва, ятвяги, волжские болгары, хазары, печенеги, ляхи, чехи, угры и др. При расселении славяне ассимилировали или вытеснили эти народы. Закрепляясь на новых местах, восточные славяне создавали основы хозяйственной и общественной жизни.
1.5. Общественное устройство
Общественная организация восточных славян накануне образования Древнерусского государства была сложная и разнообразная. Живы были еще родовые и племенные связи, но уже образовались и чисто политические союзы племен, объединенных соседством и общностью интересов. Единство соседской общины поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.
Задолго до образования Древнерусского государства на торговых путях, проходящих по его территории, уже было несколько больших городов: Киев, Муром, Новгород, Смоленск, Суздаль, Чернигов и др.
Во главе восточнославянских государственных образований стояли князья из племенной знати. Князей окружала родовая знать – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Все важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Существовало общее ополчение, однако постепенно вокруг князя сложилась профессиональная организация воинов – дружина, которая делилась на старшую и младшую.
Государства восточных славян были по своей сути раннеклассовыми, но с тенденцией развития не рабовладельческих, а феодальных отношений. Классы только зарождались, и родовая знать, князь и дружинники стремились захватить главное богатство – землю. Захватывая общинные земли и земли покоренных народов, знать не сгоняла земледельцев с территории, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Так называемая военная демократия, существовавшая в условиях родоплеменной жизни, уступала место новым социально-экономическим и духовным отношениям, несмотря на то что внутриплеменная структура социальной власти (вече, избрание вождя, князей, сословие старейшин) сохранялась еще довольно длительное время. Возникала публичная власть, выросшая из родоплеменного общества, но уже возвышающаяся над ним и приобретшая полномочия принуждения не только в отношении «иноземцев», но и в отношении своих соплеменников.
Родоплеменная знать во главе с князем начала отделяться от простых общинников в социальном (сословном) и имущественном отношениях. Таким образом, образовалась изначальная элита, которая постепенно присваивала полномочия государственной власти.
1.6. Религия
Восточные славяне были язычниками. Важное место в религии древних славян занимал культ предков, а также волхвов и кудесников, которые считались служителями богов и толкователями их воли.
Древние славяне поклонялись Даждьбогу – богу солнца, Перуну – богу грома, Стрибогу – богу ветра и Велесу – покровителю скотоводства. Мать Сыра Земля почиталась как божество. Велениям богини земли и плодородия Макоши, которая олицетворяла женское начало, подчинялись боги и люди. Славяне верили в бессмертие души. Смерть была воплощена в образе богини Морены.
Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Восточные славяне с большим уважением и почтительностью относились к различным духам: лешим, домовым, водяным, берегиням, упырям, лесовикам и русалкам. Поклонялись силам природы, животным и деревьям.
Религиозные обряды совершали волхвы. Волхвами именовались и славянские гадатели, и прорицатели, и пророки. Нередко волхвы возглавляли разрозненные племена и роды, в случае необходимости становились военными предводителями, вершили суд и являлись главными хранителями тайного знания, культовых обрядов и тотемных традиций, передавая их из уст в уста как бесценное достояние от поколения к поколению. Волхвы пользовались непререкаемым авторитетом и безграничным доверием народа.
Темы для семинарских занятий1. Восточные славяне до образования государства.
2. Территория восточных славян.
3. Славянские племенные союзы.
4. Государственное устройство восточных славян до образования государства.
5. Религия восточных славян.
Темы для написания докладов и рефератов1. Ранние политические объединения восточных славян.
2. Сравнительная характеристика поселений предков восточных славян и трипольцев.
3. Характеристика роли готов и гуннов в истории славян.
4. Языковые предки славян и русов.
5. Обычаи и нравы славян.
Вопросы для самоконтроля1. Когда возникли города Киев и Новгород?
2. Какие народы были соседями восточных славян?
3. Как происходило расселение славян по Восточно-Европейской равнине?
4. Расселяясь, восточные славяне вытесняли коренные народы или ассимилировали их?
5. С кем вели торговлю восточные славяне и что являлось предметом торговли?
Список литературы1. Асов А. Атланты, арии, славяне: История и вера. – М.: Гранд-Фаир, 2011.
2. Вернадский Г. В. История России: в 5 кн. Кн. 1. Древняя Русь / пер. с англ.; предисл. Б. Л. Губмана; ред. Б. А. Николаева. – Тверь: ЛЕАН; М.: Аграф, 2000.
3. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учеб. пособие. 2-е изд. – М.: Право и закон, 2001.
4. Ломоносов М. В. Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» // Полн. собр. соч.: в 11 т. Т. 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
5. Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. 4-е изд., доп. – СПб.: Лань, 2000.
6. Кожинов В. В. История Руси и русского слова. – М.: Эксмо, 2001.
7. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XII веков. – Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995.
8. Петухов Ю. Д. История Русов: в 3 т. Т. 1. 40–5 тыс. до н. э. – М.: Метагалактика, 2000; Т. 2. IV–III тыс. до н. э. – М.: Метагалактика, 2000.
9. Русский народ: Терминология, исследования, анализ / сост. А. Р. Андреев, В. Д. Кривошеев, И. Э. Круговых. – М.: Кучково поле: Полиграфические ресурсы, 2001.
Глава 2
Древнерусское государство (IX—XII вв.)
После изучения главы 2 бакалавр должен:
– знать: предпосылки образования Древнерусского государства и основные этапы объединения восточных славян;
– уметь: опираясь на тексты документов и учебников, сделать собственные выводы об историческом значении образования Киевской Руси;
– владеть: навыками анализа точек зрения историков по данной проблеме и сравнения их позиций.
Тема главы 2 предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
– процесс образования и развития единого государства;
– структура органов государственной власти Древнерусского государства;
– источники права Древнерусского государства.
2.1. Процесс образования и развития единого государства
Вопрос о возникновении единого государства у славян является одним из самых дискуссионных в исторической и юридической науке.
В XVIII веке возникла норманнская теория происхождения Русского государства. Ее авторы, немецкие ученые Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлёцер, основываясь на летописной легенде о призвании славянами варягов, сделали далекоидущие выводы о якобы низком уровне развития восточных славян, об их неспособности создать свое государство, о подчинении славян варягам и создании последними изначальной государственной власти в лице трех варяжских князей: Рюрика, Трувора и Синеуса.
Решительными противниками этой теории стали великий русский ученый М. В. Ломоносов и выдающийся историк В. Н. Татищев, которые утверждали, что варяги и Рюрик – это представители южно-балтийского поморского славянства, которые были тесно связаны с восточными славянами общностью происхождения и языка. Ломоносов в своем труде «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I, или до 1052 г.» убедительно обосновал вывод о том, что Русское государство образовано именно русскими людьми, а не пришельцами с Северо-Запада.
В XIX веке русские историки С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский также выступили против норманнской теории, утверждая, что государственность у славян сложилась задолго до появления варягов. Представителей этой научной позиции стали называть антинорманистами.
Современные отечественные ученые также опровергают норманнскую теорию. Главным ее опровержением является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточных славян в IX веке.
Как известно из летописных источников, в течение всего VIII века шло формирование крупных союзов из отдельных родственных племен. В Среднем Поднепровье сложился племенной союз полян. Их центром стал город Киев. В Волынской губернии жили древляне; между реками Припятью и Западной Двиной – дреговичи; в верховьях Волги – вятичи; на Двине – полочане; в верховьях Днестра поселились белые хорваты; ниже по Днестру – тиверцы и уличи; дулебы и бужане расселились в бассейне реки Южный Буг. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и реки Волхов, была заселена словенами. Главными городами здесь стали Ладога и Новгород. Название племен напрямую связано с местом их обитания.
В IX веке большинство славянских союзов сумели освободиться от власти хазар и перестали платить им дань. Бурно развивалось хозяйство славян; на базе развития хозяйства менялись и отношения людей в обществе. Появилась необходимость создания государства.
Древнерусское государство сформировалось в результате подчинения одних племенных союзов другими. Ключом к пониманию ранней русской государственности является полюдье, т. е. ежегодный объезд великим князем подвластной (в итоге войны или договора) территории со славянским населением. В полюдье великий князь отправлялся со своей дружиной. Через полюдье устанавливалась феодальная, иерархическая «лестница» постоянного политико-экономического подчинения. Именно полюдье (сбор податей, долгов, налогов, дани и т. д.) стало переходной формой к классовому обществу, к государственности на Руси. Процесс этот был сугубо русским. Власть «князя князей» все более отходила от старинных традиций и родственных связей и становилась многоступенчатой: «князь князей» – князь племени – старейшины (старосты) родов.
2.2. Киевская Русь
В IX веке на территории восточных славян сложилось единое, крупное Древнерусское государство с центром в городе Киеве. Любое государство, в том числе и Древнерусское, складывалось не мгновенно и не по указанию какого-либо лица. Это – длительный процесс накопления социально-экономических предпосылок и условий, результат экономического, социального, политического и духовного развития народа.
Основателем государства, которое впоследствии стало называться Киевской Русью, стал князь Олег. В 882 году Олег захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира и сам стал княжить, заявив: «Да будет это мать городам русским», т. е. объявил Киев метрополией – столицей, центром государства. Князь Олег объединил Новгородское и Киевское княжества в единое государство.
К концу IX века Древнерусское государство объединяло уже более 20 племен и занимало огромную территорию от Черного до Балтийского моря, от Западного Буга до Волги. Академик Б. А. Рыбаков назвал Киевскую Русь «колыбелью государственности трех братских народов – русских, украинцев, белорусов» [9]. Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Средневековья. Она имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами, победоносно воевала с Византией, неоднократно вынуждая ее заключать договоры, по которым русским купцам на льготных условиях разрешалось торговать в Константинополе (столице Византии). Русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород, связанный с Ганзейским союзом городов, был крупнейшим торговым центром Европы.
Особенностью Древнерусского государства было то, что оно формировалось и развивалось исторически длительный период времени, находясь территориально в «срединном» геополитическом положении между католической Европой, восточно-христианской Византийской империей, арабским мусульманским миром, иудейским Хазарским каганатом и кочевниками-язычниками. В связи с этим выбор впоследствии государственной религии приобрел особую важность для судеб государства.
Теснимое со всех сторон, Древнерусское государство – Киевская Русь – сохранило многие традиции патриархальной жизни, избежало рабовладельческого строя, сформировав свой вид феодального государства в виде огромного союза племен, переросшего в раннефеодальную монархию.
В дальнейшем развитии и укреплении Древнерусского государства важную роль сыграли киевские князья.
Вещий Олег – первый великий князь Киевский – включил в состав Киевской Руси древлян, северян, радимичей и другие соседние княжества и народы, утвердил свое единоначалие, построил на Руси много городов. Он совершил также два удачных похода на Византию, в результате которых были заключены договоры с греками (907 и 911 гг.) Договоры закрепляли успех русского оружия и обеспечивали русским купцам возможность мирной торговли русскими товарами на рынках Византии. В договорах закреплялись права русских купцов и их свиты в Византии, определялись торговые льготы и пошлины. Даже после победы никаких территориальных претензий Русь не предъявляла.
После смерти Олега Киевским князем стал Игорь (912–945). Князь Игорь совершил два похода на Константинополь. Первый поход в 941 году оказался неудачным. В морском сражении флот князя Игоря потерпел поражение вследствие удачного применения византийцами «греческого огня». Жидкость, обладавшая способностью гореть на воде, зажгла деревянные корабли русов.
По сообщению летописных источников, в 944 году князь Игорь снова отправился в поход – на этот раз в ладьях и на конях. Встревоженное правительство Византии поспешило предложить Киевскому князю мир. В результате этого похода был заключен новый договор, дошедший до нас в русском переводе. В договор были включены нормы уголовного и гражданского международного права. Предусматривались в нем действия сторон при кораблекрушении купеческого судна, ответственность за кражу и продажу краденного, особенно оговаривалась ответственность за посягательство на жизнь и телесную неприкосновенность, а также за посягательство на честь и достоинство. В соответствии с договором запрещалось наказание греков русскими за какое-либо преступление без разрешения византийского суда. Определялись условия и порядок подсудности. В договоре имеется ссылка на «закон русский», т. е. на нормы обычного права, действовавшего в Древнерусском государстве.
В 945 году князь Игорь был убит восставшими древлянами во время сбора дани в полюдье. Править государством стала его жена Ольга, которая показала себя умным, энергичным и дальнозорким государственным деятелем. Княгиня Ольга жестоко подавила восстание древлян весной 945 года, вместо обычаев ввела правовые нормы по сбору дани, т. е. провела административно-налоговую реформу, установила «уроки» (размер дани) и «погосты» (места сбора дани). Погосты и становища (княжеские станы, пункты приезда за данью, свозимой сюда из ближайших поселений) стали впоследствии центрами управления княжеской власти на местах. Административная и судебная системы распространялись на все подвластные Киеву земли племенных княжеств. С княжением Ольги (945–964) связано наступление второго этапа в развитии древнерусской государственности. В годы ее правления было заключено союзное русско-византийское соглашение. Княгиня Ольга участвовала в общем с византийцами походе на остров Крит. Первой на Руси княгиня Ольга приняла христианство, начала строить в Киеве православные храмы и создала определенные предпосылки для будущего крещения Руси.
Во время княжения Святослава (964–972) Киевская Русь успешно оборонялась от набегов кочевников. Князь Святослав покорил мордовские племена по правому побережью реки Волги, разгромил Хазарский каганат и Волжскую Булгарию, присоединил земли вятичей и Тмутаракань на Таманском полуострове, покорил ясов и косогов на Северном Кавказе. В 968 году войско Святослава захватило Болгарию, где князь предполагал основать новую столицу – Переславец-на-Дунае, считая новый город центром своих владений.
Занятый военными походами князь Святослав не имел времени на внутреннее устройство государства, поэтому в 870 году он передал Киев в управление своему сыну Ярополку, Древлянскую землю – второму своему сыну, Олегу, а в Новгород послал младшего сына Владимира. Раздел территориального управления государством между сыновьями стал предтечей удельного раздела Руси в будущем.
После гибели князя Святополка в 972 году между его сыновьями вспыхнула усобица, в результате которой киевским князем стал Владимир. При великом князе Владимире (980–1015) была окончательно решена задача защиты русских земель от набегов печенегов. Победа над печенегами воспета в народных былинах – так, известны былины о Владимире Красном Солнышке, об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др. Это был былинный период русской истории.
При князе Владимире государство значительно окрепло. Ускорилось формирование феодальных отношений. С развитием культуры землевладения возросла ценность земли. Параллельно с развитием феодальной собственности на землю развивались города и ремесла. Начали чеканить первые русские серебряные и золотые монеты.
В начале своего правления князь Владимир провел религиозную реформу. Из многочисленного пантеона славянских богов он выбрал шесть во главе с Перуном. Изваяния этих богов были установлены возле терема князя – тем самым был обозначен государственный идеологический центр. При князе Владимире в 988 году состоялось крещение Руси. Христианство стало государственной религией. Принятие христианства было не только огромным культурно-историческим событием, но и важнейшим политическим актом, укрепившим культурное и идейное единство молодого государства. Вся Европа к тому времени была христианской. Решался вопрос о том, какого типа христианство предпочтительнее для Руси – западное или восточное. На выбор конфессии повлияли тесные торгово-политические связи с Византийской империей. К тому же послушная государству восточная церковь была для правителя предпочтительнее, чем западная, которая была соперником государства в притязаниях на власть.
Принятие христианства, безусловно, имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Княжеская власть получила обоснование государя как лица, поставленного Богом, не только для защиты от внешних врагов, но и для установления порядка внутри страны. Русская культура стала развиваться под влиянием византийской культуры. Произошло разделение светской и духовной власти; началось строительство монастырей, которые вскоре стали культурными центрами. Теперь великого князя церковь освящала как князя-отца, т. е. суверена, а княжичей-сыновей – как его вассалов. Князь Владимир увидел в христианской церкви опору государственной власти и установил налог в пользу церкви – десятину. В свою очередь, церковь в лице митрополита и епископов (собора епископов) канонизировала Владимира как святого равноапостольного князя.
Государством князь Владимир управлял с помощью своих сыновей. В Новгороде правил Ярослав, который еще при жизни Владимира хотел отделиться от Киева. После смерти князя Владимира между двенадцатью его сыновьями от разных браков началась междоусобица за власть. Встал вопрос о порядке наследования «великокняжеского стола». Политическое и военное «старейшинство» стало считаться более важным, чем генеалогическое.
В 1019 году киевским престолом завладел Ярослав, прозванный Мудрым. При нем Киевская Русь достигла наивысшего могущества, а Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Сила и могущество Руси позволили князю Ярославу в 1051 году без участия константинопольского патриарха поставить в митрополиты русского священника Иллариона. Сам Ярослав стал называть себя царем, о чем свидетельствует надпись на его саркофаге в Софийском соборе. Во время правления Ярослава Киевская Русь достигла широкого международного признания. Ярослав Мудрый изменил порядок престолонаследия, разделив территорию государства на уделы, княжить в которых определил своих сыновей, и дал им наказ жить в мире и любви и во всем слушаться старшего брата. Таким образом Ярослав стремился избежать кровавых столкновений между сыновьями за княжеский престол и надеялся, что они будут сообща защищать свои земли от внешних врагов. Однако после его смерти в 1054 году снова началась междоусобица.
Владимиру Мономаху, княжившему в Киеве в 1113–1125 годах, удалось сохранить единство русских земель. С именем Владимира Мономаха связано появление главной регалии русских великих князей и царей – Шапки Мономаха – короны русских царей, «Повести временных лет» и его знаменитого «Поучения». Большое внимание Владимир Мономах уделял развитию просвещения. При нем Киевская Русь соответствовала уровню развития других европейских средневековых государств. Русь имела отлаженный государственный механизм, свод законов и единую государственную религию. Экономико-политический потенциал государства содержал возможности для перехода к следующему этапу исторического развития – феодальной раздробленности. В 1132 году, после смерти сына Владимира Мономаха – Мстислава I (Великого) – Древнерусское государство окончательно распалось на удельные княжества.
2.3. Структура органов государственной власти
По форме государственного правления Древнерусское государство было раннефеодальной монархией с сочетанием элементов аристократического и демократического правления.
Во главе государства стоял великий князь, который выполнял государственные функции вместе с дружиной, т. е. было княжеско-дружинное управление. Бояре подчинялись ему по принципу вассалитета. При князе состоял совет из бояр и «княжих мужей».
Родоплеменная знать занималась управлением страной, судебно-административной деятельностью, сбором пошлин и дани. Главными функциями княжеской власти были военное руководство, законодательная и судебная деятельность. Князь назначал местных судей, а в важных случаях судил сам как верховный судья.
Иногда созывались княжеские съезды. На съездах удельных князей решались вопросы, связанные с междоусобицей или вопросы о совместных действиях против общих врагов. Так, на одном из съездов был решен вопрос о престолонаследии. По завещанию Ярослава Мудрого власть великого князя передавалась по наследству старшему в роду. Старшинство определялось следующим образом: после смерти великого князя власть переходила к его братьям, а после смерти последнего из братьев престол наследовали их старшие сыновья. При этом киевский престол могли наследовать только те сыновья, чьи отцы побывали на этом престоле. Отсюда возникла неразрешимая проблема преимущества старшинства и престолонаследия: кто имеет преимущество старшинства – младший по возрасту дядя или старший по годам племянник. Князья часто претендовали на престол в том уделе, в котором они родились и выросли, поэтому на Любечском съезде князей в 1097 году было принято решение «каждо да держит отчину свою». В отдельных случаях великокняжеский престол занимался по соглашению между удельными князьями. Владимир Мономах, например, передал престол своим завещанием сыну: «посадил Мстислава, сына своего, по себе в Киеве».
Важное значение в управлении государством имело вече Киева и вечевые собрания в городах удельных княжеств. Вопрос о приглашении князя на престол или об изгнании нелюбимого князя решался именно на вече. К избранному кандидату на престол посылали послов с приглашением: «Поиди, княже, хочем тебе». Вместе с тем имели место случаи занятия престола силой.