Полная версия
Магия гипноза. Даосское искусство транса
Также стоит упомянуть о вегетативной нервной системе. Считается, что она никак не может быть подконтрольна сознанию. Она отвечает за такие функции, как дыхание, сердцебиение, выделение пота и слюны, пищеварение и т. д. В свою очередь вегетативная нервная система делится на симпатическую (СНС) и парасимпатическую (ПНС). Первая отвечает за мобилизацию организма, активизацию, «бей или беги». Стимулирует выработку гормонов кортизола, дофамина, норадреналина, адреналина. Вторая отвечает за отдых и восстановление, успокоение. Стимулирует выработку гормонов серотонина и мелатонина.
В состоянии глубокого гипноза или глубокой медитации активизируется парасимпатическая система. Что само по себе оказывает оздоровительный эффект на всё тело. Восстанавливает циклы активности и отдыха. Балансирует работу внутренних органов. Восстанавливает здоровый гормональный фон. Само пребывание в этом состоянии вызывает эти положительные эффекты.
Опытный практикующий медитацию способен по собственной воле управлять «не контролируемой» вегетативной нервной системой. Осознанно «включать» парасимпатическую нервную систему и погружаться в состояние глубокого восстановительного покоя. Всё это по собственной воле.
В 2003 году нейроучёный Холройд доказал сходство процессов погружения в гипноз и погружения в состояние медитации[20]. По сути, медитация – есть процесс самопогружения в состояние гипноза посредством фокусировки внимания. Ментальная активность замедляется, и человек погружается в состояние внутреннего безмолвия при сохранении осознанности. В коре головного мозга разливается процесс торможения, активность мозга плавно переходит в альфа- и тета-ритм.
Используя функциональную магнитно-резонансную томографию, Холройд доказал схожесть нейробиологии глубокого гипноза и глубокой медитации по особенности протекания кортикального торможения, подтверждаемого очень медленными тета-волнами. Тета-ритм фиксировался в области фронтальной коры и передней поясной извилины.
У тибетских буддистских монахов во время медитации фиксировалась активизация поясной извилины, орбитально-фронтальной коры, дорсолатеральной префронтальной коры и таламуса[21].
И неважно, на чём именно фокусируется медитирующий. На процессе дыхания, на различных точках тела (чакры, даньтяни), на звуках (мантры, чжоу) и т. п. Суть в осознанном управлении собственным вниманием, которое переводит мозг в иной режим функционирования. То есть медитирующий собственной волей управляет активностью своего мозга.
Много лет ежедневных тренировок позволят научиться самостоятельно погружаться в гипнотический транс и пробуждать скрытые внутренние способности. Но есть и другой путь. Даосский мастер своим намерением погружает человека в глубокий гипнотический транс и делает это не за годы, но за один-единственный сеанс. Мастер «передаёт» (心传) это состояние от себя ученику. Именно это и есть традиционный метод обучения и передачи Учения.
Потому даос должен уметь погружать не только себя, но и других людей в трансовые состояния. Именно об этом древнее искусство Чжу-ю-шу, позволяющее исцелять болезни. Если же целью является не только лечение, но и духовные и мистические переживания, то этим занимается даосское магическое искусство Фан-шу (方术).
Феномены гипноза
В состоянии гипноза возможно прямое влияние на организм человека, на не подконтрольные обычному сознанию процессы. В частности, доказана способность прямого влияния гипнотических внушений на иммунную систему[22]. Исследования доказали, что может быть уменьшена воспалительная реакция, аллергические реакции. Гипнотическое воздействие способно уменьшить уровень лейкоцитов в зонах периферического кровообращения и усилить чувствительность лимфоцитов к стимуляции митогенами. В гипнотическом состоянии также возможно увеличить секрецию иммуноглобулинов A (sIgA).
Гипноанестезия. Исследования доказали, что гипноз может уменьшать или устранять боль при лечении ожогов[23], удалении костного мозга и родах[24]. Была доказана эффективность гипноза как средства анальгезии в стоматологии. В том числе во время хирургического стоматологического лечения[25]. Метаанализ 27 экспериментов с 993 испытуемыми показал, что в 75 % случаях гипноз был эффективен в качестве средства обезболивания[26].
Оксфордские исследования показали эффективность лечения синдрома раздражённого кишечника методом гипнотерапии[27].
Здесь мы не будем касаться лечения психических заболеваний гипнозом. Это довольно очевидно, что данным методом хорошо лечатся депрессии, фобии, наркомании[28], посттравматические стрессовые расстройства и т. п. Самое главное, что необходимо понять, это то, что сознание человека, находясь в особом состоянии, способно влиять не только на психические, но и на физиологические процессы. Разве это не чудо?
Но поговорим о чудесах. В состоянии глубокого гипноза открывается удивительная феноменология.
Гипноожог. Давно известный феномен[29], описанный во многих учебниках по психотерапии[30]. Приложенная холодная монета с внушением, что она горячая и раскалена, вызывает реальные изменения кожных покровов. Соответствующие обычному ожогу.
Верна и обратная реакция. В трансовом состоянии человек способен ходить по горящим углям и не обжигать стопы. С древнейших времен шаманы и служители разных культов занимались огнехождением. В Азии, Африке, Европе, Китае… по всему свету. Шаманы во время камланий входили в транс и демонстрировали свои необычайные способности.
Православные болгарские нестианары каждый год 3 июня на праздник святого Константина и Елены ходят по раскалённым углям. Как и индийцы на фестивале Тимити. Как и африканские къхунги и много кто ещё.
На самом деле, в этом нет никакой мистики. Лишь отсутствие страха и правильный психологический настрой. Однодневные тренинги по огнехождению ныне довольно популярны. Это может сделать каждый. По сути, для этого не нужно глубокое состояние. Важен лишь внутренний настрой и правильная техника.
Множеством экспериментов было доказано, что в состоянии гипнотического транса человек способен управлять обычно не контролируемыми процессами. Такими, как температура тела, сердцебиение, перистальтика ЖКТ, состав крови, её свёртываемость, углеводный и белковый обмен и т. п. Появляется возможность управлять внутренними органами и системами тела. В частности, нервной, эндокринной, иммунной и иными.
Есть опыты по внушению алкогольного или наркотического опьянения. Внушение подобного состояния вызывает выделение соответствующих гормонов, эндогенных опиоидов и иных веществ. Испытуемый испытывает опьянение, как от алкоголя, кокаина и т. п.
Гипнооргазм. Кому-то подобное может показаться настоящим чудом, но на самом деле абсолютно естественно. У каждого были эротические сновидения, вызывающие настоящее сексуальное возбуждение без физической стимуляции. У мальчиков в период полового созревания случаются «поллюции» – спонтанные семяизвержения во сне. То есть без физической стимуляции человек испытывает полноценный оргазм. Это естественно.
Можно сказать, что гипнооргазм – это управляемое эротическое сновидение, доведённое до пика. Даосский мастер так же, как и мастер тантры, вызывает управляемое сексуальное возбуждение у партнёрши и доводит его до пика. Без физического касания, одной силой намерения и воображения. А дальше начинается самое интересное. Оргазмическим переживаем становится возможно управлять. Длить его не минуту-две, а десятки минут или даже более часа без перерыва. Интенсифицируя оргазм, усиливая его в десятки раз.
Как уже отмечалось выше, в состоянии гипноза можно управлять сенсорным восприятием человека. Вызывать анестезию (обезболивание) либо напротив – гиперестезию (повышенную чувствительность). Полную или частичную амнезию либо гипермнезию (обострение памяти).
Глубокое состояние позволяет получить из подсознания практически любую информацию. Выведение каракулей во время разговора по телефону – один из классических примеров автоматического письма. Если же субъекта погрузить в гипноз, вызвать диссоциацию руки и дать конкретную установку, то бессознательное выдаст конкретный ответ, словами или рисунками.
К примеру, даосский патриарх Ян Си (кит. 楊羲), основатель школы Шанцин, при помощи особых галлюциногенных снадобий погружался в состояние транса и выводил палочкой на песке «Речи совершенных», передававших ему откровения. Не является ли это религиозным применением автоматического письма? Служащего мостом между глубинным бессознательным и миром обыденной реальности?
Многие гадательные практики основаны на том же принципе. Погрузиться в транс (например, пристально смотря в хрустальный шар или на пламя свечи) и получить из бессознательного (гадатели называют его «космическим сознанием», «коллективным бессознательным» и т. п.) яркий ответ.
Особое место здесь занимает метод предсказания посредством маятника, называемый «лин бай шу» (灵摆术). Но подробно они рассмотрены в других книгах – «Сила сознания» и «Мета-Магия: трансовые состояния и сила намерения».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Также это означает «причину» болезни. С которой и борется мастер. Ибо причина всегда внутри.
2
Именуемые «ань-ши» (暗示).
3
Не путать с боевыми искусствами «у-шу». Записывается другими иероглифами – 武术.
4
Murray D., Stoessl A. J. Mechanisms and therapeutic implications of the placebo effect in neurological and psychiatric conditions. Pharmacol. Ther. 2013 Dec; 140 (3): 306-18.
5
Beyenburg S., Stavem K., Schnidt D. Placebo-corrected efficacy of modern antiepileptic drugs for refractory epilepsy: systematic review and meta-analysis. Epilepsia. 2010; 51-7-26.
6
Guekht A.B., Korczyn A.D., Bondareva I.B., Gusev E.L. Placebo responses in randomized trials of antiepileptic drugs. Epilepsy Behav. 2010; 17-64-9.
7
Тут у медицинского сообщества закономерно возникли серьёзные этические вопросы к хирургу, который по сути обманул больных. И не оказал им должного лечения. И это можно понять. Но с другой стороны он доказал удивительную регенеративную способность организма, включаемую эффектом плацебо.
8
J Bruce Moseley 1, Kimberly O'Malley, Nancy J Petersen, Terri J Menke, Baruch A Brody, David H Kuykendall, John C Hollingsworth, Carol M Ashton, Nelda P Wray. A controlled trial of arthroscopic surgery for osteoarthritis of the knee, 2002
9
Tilburt J.C., Emanual E.J., Kaptchuk T.J., et al. Prescribing “placebo treatments”: results of national survey of US internists and rheumatologists. BMJ 2008
10
Gupta, Ajay. Adverse events associated with unblinded, but not with blinded, statin therapy in the Anglo-Scandinavian Cardiac Outcomes Trial—Lipid-Lowering Arm (ASCOT-LLA): a randomised double-blind placebo-controlled trial and its non-randomised non-blind extension phase: [англ. ] / Ajay Gupta, David Thompson, Andrew Whitehouse … [et al.] // Lancet. – 2017. – 2 May. – doi:10.1016/S0140-6736(17)31075-9. – PMID
11
Petrovic P., Kalso E., Petersson K. M. Ingvar M. Placebo and opioid analgesia-imaging a shared neuronal network / Science. 2002 Mar 1; 295 (5560)
12
McMillan F. D. The placebo effect in animals. J Am Vet Med Assoc. 1999;215:992–999.
13
K.R. Muñana D. Zhang E. E. Patterson. Placebo Effect in Canine Epilepsy Trials. Journal of veterinary internal medicine. 04.01.2010.
14
M. E. Gruen, E. Griffith, A. Thomson, W. Simpson, and B. D. X. Lascelles. Detection of Clinically Relevant Pain Relief in Cats with Degenerative Joint Disease Associated Pain. J Vet Intern Med 2014;28:346–350.
15
Gantt, W. H., Newton, J. O., Royer, F. L., et al. Effect of person. Conditional Reflex 1966; 1: 18–35.
16
Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов; Ред. и статья «Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности», с. 454–71 акад. К. М. Быкова. – Москва: изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1949 (Ленинград). – 475 с.
17
Подробно читайте в книге автора «Искусство осознанных сновидений».
18
Graham A. Jamieson, Adrian P. Burgess. Hypnotic induction is followed by state-like changes in the organization of EEG functional connectivity in the theta and beta frequency bands in high-hypnotically susceptible individuals // Frontiers in Human Neuroscience. – 2014-07-24.
19
Schumann, W. O., Über die strahlungslosen Eigenschwingungen einer leitenden Kugel, die von einer Luftschicht und einer Ionosphärenhülle umgeben ist, Z. Naturforsch. 7a, 149, (1952).
20
Holroyd, J. (2003) “The Science of Meditation and the State of Hypnosis” in American Journal of Clinical Hypnosis, 46:2, October 2003: 109–128.
21
Newberg, A., Alavi, A., Baime, M., Pourdehnad, M., Santanna, J., d’Aquili, E. (2001) “The Measurement of Regional Cerebral Blood Flow During the Complex Cognitive Task of Meditation: A Preliminary SPECT study” in Psychiatry Research, 106 (2): 113–122.
22
Daruna J. Introduction to Psychoneuroimmunology, 2nd Edition. – Academic Press, 2012.
23
Ewin, D. M. The use of hypnosis in the treatment of burn patients // International Handbook of Clinical Hypnosis: journal. – 2001. – P. 274–283.
24
Mendoza, M. E.; Capafons, A. Efficacy of clinical hypnosis: A summary of its empirical evidence // Papeles del Psicólogo: journal. – 2009.
25
Jerjes et al. Psychological intervention in acute dental pain: Review // British Dental Journal (англ.)русск.: journal. – 2007. – Vol. 202.
26
Michael R. Nash. The Truth and the Hype of Hypnosis // Scientific American. – Springer Nature, 2001
27
Moore, M. & Tasso, A. F. The Oxford handbook of hypnosis: theory, research and practice (англ.). – New York: Oxford University Press, 2008. – P. 719–718.
28
Elkins, G. R.; Rajab, M. H. Clinical hypnosis for smoking cessation: Preliminary results of a three-session intervention // The International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis: journal. – 2004.
29
Подьяпольский П. «Волдырь от мнимого ожога, причиненный словесным внушением в состоянии искусственного сна». – Саратов, 1905 г.
30
Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Рук. для врачей. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. школа, 1999. – 524 с.