bannerbanner
Bon voyage, или Друг на букву "П"
Bon voyage, или Друг на букву "П"

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Когда я села к нему в машину, он сказал, что первым делом нам нужно отправиться на рынок и купить мне подходящую для пляжа обувь. Да, я всё ещё была в своих распрекрасных белых балетках с бантиками.

Когда я собирала вещи перед поездкой в Индию, оказалось, что вся моя летняя была никуда не годной для новых путешествий. Я попыталась найти на нашем местном рынке сандалии или шлепанцы, но когда увидела, что на меня смотрят, как на ненормальную, решила, что летнюю обувь будет лучше купить уже на Гоа. Ну не буду же я каждому продавцу обуви объяснять, для чего мне в ноябре понадобились пляжные тапочки.

По сути гоанский рынок такой же, как и все остальные во всём мире. Разве что немного многочисленнее и шумнее. Приехав на рынок в Маргао, мы естественно попали в многоголосую и динамичную толпу, в которой я бы просто заблудилась без своего спутника. Он взял меня за руку, аргументируя тем, что я могу иначе потеряться, и уверенным шагом направился между рядами переполненных прилавков.

Мы подошли к одной обувной лавке, и Праджит спросил, какой у меня размер обуви. Тридцать шестой. Перемеряв несколько вариантов шлепанцев, я остановилась на простой паре – с твёрдой подошвой и двумя расходящимися от большого пальца резиновыми шнурами. Они мне понравились: на ноге они смотрелись просто и при этом были очень удобные. Кстати, я ношу их до сих пор. Даже спустя десять лет они всё ещё остаются прочными и удобными.

Когда я потянулась к своей сумочке за кошельком, Праджит неуверенно спросил:

– Можно я куплю их для тебя? – и посмотрел на меня кротким взглядом.

На что я твёрдо сказала:

– Нет, я сама заплачу.

Это не было с моей стороны каким-либо знаком эгоизма и самодостаточности. Просто, во-первых, я не привыкла получать подарки от малознакомых мужчин. А, во-вторых, я считаю, что если мужчина хочет что-то купить женщине, он просто берёт и покупает, а не просит на это разрешения.

Дорогие мужчины, пусть этот жизненный пример станет для вас напутствием в том, что не нужно казаться хорошими, предлагая свои знаки внимания или заботы. Если вы хотите что-то сделать для женщины, просто сделайте это.

Почему-то именно в тот момент мне показалось, что Праджит задал этот вопрос не потому, что действительно хотел мне купить эти шлепанцы, даже несмотря на то, что стоили они не так дорого относительно другой обуви. Просто, вероятно, он до конца не знал, стоит ли на меня изрядно тратиться или нет, будет ли с моей стороны какая-то отдача.

И ещё мне показалось, что когда я сказала, что заплачу сама, он как будто даже с облегчением выдохнул. Шутка ли?

Купив мне удобную летнюю обувь, мы отправились в Панаджи (или Панджим) – столицу штата Гоа. Праджит привёз меня на пляж Дона Паула, известную набережную, недалеко от которой установлен памятник, названный в честь дочери вице-короля Гоа Доны Паулы де Менезеш, жившей во времена колониального правления.

Согласно легенде Дона Паула была очень доброй девушкой. Она влюбилась в местного рыбака из Гоа и хотела выйти за него замуж, но из-за того, что её отец был против этого брака, она покончила с собой, бросившись со скалы. Сегодня среди местного населения ходят истории о привидении Доны Паулы (местные жители вообще верят в приведений). Это место известно также как «рай для влюблённых».



Памятник влюблённым в порте Дона Паула


Когда я достала свой фотоаппарат, именуемый на современном сленге «мыльницей», мой спутник уверенным голосом сказал мне убрать его назад и достал свою фотокамеру, сказав о том, что её привезли его друзья из Германии. Фотоаппарат действительно оказался качественнее по сравнению с моим. Снимки на нём получались гораздо лучше. Мало того – он был сенсорным. Такой я держала в своих руках впервые.

Казалось, что Праджит решил устроить мне фотосессию на фоне каждого камня. Хотя как фотографу ему действительно стоило отдать должное. На фоне моря мои снимки получались с ровной линией горизонта. Он говорил мне, куда лучше повернуть голову, чтобы свет на фотографии был лучше. А может быть ему просто хотелось сделать побольше моих фотографий на свой фотоаппарат? Я уже никогда этого не узнаю.

Когда мы прошли с ним на один из пирсов, я снова достала свой фотоаппарат, чтобы запечатлеть виды. На что он снова предложил услуги своей фотокамеры. Я понимала, что эта вещь была дорогой, и она была не моя. Именно поэтому я аккуратно намотала её шнур вокруг своего запястья и старалась держать её очень крепко, чтобы, не дай Бог, ничего не испортить. Вероятно, увидев эту мою старательность, Праджит решил пошутить и подлил, скорее всего, сам не до конца понимая своих собственных слов, масла в огонь:

– Если ты уронишь мой фотоаппарат в море, то я брошу тебя в воду, чтобы ты достала его.

Каково? Вот как по мне, эта шутка жёстко не удалась. Мне хотелось просто всучить эту фотокамеру обратно ему в руки и больше никогда к ней не прикасаться. Однако в силу своей воспитанности я это сделала не сразу, а после того, как сделала несколько снимков гоанского побережья.

Мы отправились обратно к машине, и он предложил мне попробовать кокосового молока. Я согласилась. Вроде стоило это недорого. Я точно не знаю. А возможно даже достаточно дёшево для того, чтобы он со всей уверенностью достал свой пухлый кошелёк и заплатил за один кокос.

Для меня это стало настоящим открытием. Новый шаг к знакомству с Индией. Я всегда думала, что кокос – это просто плод. Он всегда такой, каким мы привыкли его видеть на этикетках «Баунти». Но оказалось, что кокос кокосу рознь. Они бывают разные: большие и маленькие, мясистые, из которых пьют молоко и едят мякоть, и сухие, их которых делают кокосовую стружку.

В нашем случае это были большие зелёные кокосы. Парнишка, который продавал их, умелой рукой срезал маленьким топориком верхушку кокоса и вставил в него трубочку для напитков. Молочко оказалось вкусным, но не без доли непривычного привкуса, отдававшего, как мне показалось, солёностью морской воды.

Молока в кокосе оказалось не настолько много, и поэтому я выпила его быстро. Однако на этом вся процедура поглощения кокоса не закончилась. Потому что потом парнишка забрал у меня кокос, снова умелым движением разделил его вдоль пополам, срезав с одной половинки часть шкурки в форме маленькой лопаточки, выгреб из одной половинки в другую мякоть и подал мне кокос в виде чашки вместе с вырезанной лопаточкой.

В недоумении я посмотрела на Праджита:

– Что с этим делать?

– Бери лопаточку и ешь ею.

Мякоть кокоса мне понравилась больше, чем молочко. По крайней мере, она уже не отдавала вкусом морской воды и была более сладкой. За сим умолкаю по поводу моего знакомства с гоанскими кокосами.

Дальше мы поехали на пляж. К сожалению, я уже не вспомню, какой именно. Дело в том, что если посмотреть на карту Индии, то можно увидеть, что штат Гоа по своей форме и положению напоминает узкую полосу, вытянутую вдоль западной части полуострова Индостан. И из-за его протяженности на нём можно найти множество пляжей, различных по размерам, инфраструктуре и атмосфере.

Вообще, принято разделять Гоа на южную и северную части. Северный Гоа известен своей динамикой. Как правило, именно там проводятся известные на весь мир трансовые вечеринки. Там очень много клубов, дискотек, и без проблем можно приобрести самый разный невежественный товар (думаю, не имеет смысла вдаваться в подробности, какой именно). Поэтому север считается местом отдыха молодёжи.

Южный Гоа – напротив, зона настоящего умиротворения и релакса. Эта часть штата больше пользуется популярностью для семейного отдыха. Сюда любят приезжать пожилые люди, семьи с детьми или просто искатели покоя, тишины и уединения. На моё счастье, наш отель располагался на юге.

Так вот возвращаясь снова на пляж и снова к Праджиту, я наверняка могу сказать, что это был достаточно развитый по инфраструктуре пляж. Мы прошли к одному из кафе, расположенному на первой береговой линии, с организованной площадкой для отдыха, заставленной шезлонгами и соломенными зонтами. Праджит арендовал два шезлонга, между которыми располагался плетёный столик. Оставив на них вещи и переодевшись, мы отправились к морю.

Тут, думаю, стоит отдельно остановиться на том, чтобы описать, что из-себя представляет море. Казалось бы – море и море. Но важно понимать, что Аравийское море, которое омывает гоанское побережье, является частью Индийского океана. На нём не предусмотрено никаких волнорезов. Береговая линия очень пологая. Морские волны набегают на берег и катятся по песку вглубь суши очень аккуратно и медленно, оставляя после себя утрамбованную песчаную зону. Причём настолько плотную, что по ней свободно ездят велосипеды.

Для меня, если честно, стало настоящим открытием увидеть это воочию. Я никогда не думала, что можно ездить на велосипеде буквально по морской воде. Но оказалось, что можно за счёт того, что песок на побережье очень мелкий, буквально, как манная крупа, и при соприкосновении с водой он становится очень плотным. Поэтому бродить босиком по гоанскому побережью – ни с чем несравнимое удовольствие.

Зато плавать не всегда получается с большим удовольствием. Потому что море штормит всегда. Абсолютно. Вне зависимости от времени суток. Приливы сменяются отливами, оставляя по утрам на песке множество ракушек и морских звёзд. Но волны не прекращаются никогда. И для того, чтобы поплавать, порой приходится заплывать далеко от берега.

При этом прибрежная зона очень широкая. Можно очень долго заходить в море и идти буквально по щиколотку в воде. Но зато потом глубина начинается резко. Для тех, кто плавает неуверенно, это может быть опасным ещё и потому что у побережья бывают течения, которые могут отнести от берега.

Так как береговую линию гоанского побережья я знала ещё достаточно плохо, а Праджит признался, что не умеет плавать, то практически всё время у моря мы провели, барахтаясь в волнах.

И вот тут началось самое интересное, когда я заметила, что мой новоиспечённый друг старается находиться как можно ближе ко мне. А потом и вовсе в открытую пошли старания ухватить меня за талию и поднять над волнами. Конечно, если бы он был моим парнем, я не возражала бы против такого развлечения. Но мне было очень некомфортно от того, что малознакомый мужчина начал так вести себя рядом со мной.

Можно назвать меня недотрогой. И я даже не обижусь, потому что это правда. Я – недотрога. И прикасаться ко мне развлечения ради я не позволяю. Не позволила и в тот раз, тактично попросив Праджита так больше не делать.

Пожалела ли я что, поехала с ним на море? Отчасти да. Даже несмотря на то, что первый выходной оставил о себе достаточно много позитивных впечатлений.

Было видно, что после моей просьбы Праджит не находил себе места. Он не знал, как вести себя. А мне было странно смотреть на его реакцию. Неужели он ожидал того, что я брошусь в его объятия, когда мы будет с ним вместе бороться с волнами? Наверное, такое действительно бывает в фильмах про курортные романы. Но! Мне не нужен был курортный роман. И отношения с этим человеком мне тоже не были нужны. Я приехала на Гоа, на минуточку, не за этим.

Немного поплавав, мы вернулись к нашим шезлонгам, и Праджит заказал на обед пиццу с апельсиновым соком. Пицца была действительно вкусная. И видя, что я не злюсь на него за его выходку, мой спутник немного отошёл и стал снова проявлять активные знаки внимания. Например, стал кормить меня пиццей с рук. Приходилось есть. Опять же из своей воспитанности (как же порой она мне мешает, оказывается!).

Мне сложно было понять, что происходит. Возможно, это было частью местной культуры, кормить из рук друзей или гостей. По крайней мере, как уроженка Узбекистана я знала, что есть такая традиция, когда остаётся несъёденным очень много плова, тамада начинает раздавать всем по очереди этот плов. А так как плов традиционно ели руками, то и раздача плова происходила руками. То есть в Средней Азии ни у кого не вызовет настороженности тот факт, что кто-то кого-то кормит из рук.

Как можно было объяснить подобное поведение Праджита, я не знала. Но просто принимала всё, как есть. Однако этого оказалось мало. Почему? Потому что когда вечером мы уже садились в машину, чтобы отправиться домой, мой знакомый сказал, что я – эгоистка, потому что он меня столько раз кормил из рук, а я со своей стороны не сделала в ответ этого ни разу.

В ответ на такой упрёк я лишь промолчала, всё больше приходя в недоумение от подобного поведения и таких претензий, потому что я как бы и не собиралась кормить его из рук.

Что ж, дорогая Индия, кажется, мне придётся поближе познакомиться с тобой, чтобы хоть как-то понять поведение твоих жителей…



Гоанские пляжи как велодорожки

Глава 4. Гоанские свадьбы

Когда я приехала домой из Индии, я привезла с собой много сувениров и подарков для родных и друзей, много вещей, которые я покупала для себя либо которые мне подарили. Конечно же, кроме материальных вещей я привезла множество замечательных и не очень замечательных воспоминаний и ни с чем несравнимый жизненный опыт. Однако помимо всего прочего я прихватила с собой жгучее желание сыграть свою свадьбу в гоанском стиле. И поверьте, это желание было вовсе не беспочвенным. Ибо гоанские свадьбы – это удивительное действо, которое оставляет после себя неизгладимые впечатления.

Говоря о гоанских свадьбах, стоит остановиться на том, что Гоа – это бывшая португальская колония. В своё время португальцы принести свою культуру, быт, традиции, инженерные технологии и религию. Именно поэтому по статистике 80% жителей штата Гоа являются католиками. Вы не найдете на Гоа древних индуистских храмов, так как в эпоху колониальной Индии они были разрушены колонизаторами. Те храмы, которые ещё хранят в себе свою древнюю индийскую самобытность, считаются относительно новыми.

Между тем, и наравне с древними индуистскими храмами, на стенах современных храмов можно увидеть изображение свастики. Отмечу, что для многих свастика ассоциируется с фашистской Германией. Однако на самом деле данный символ имеет более раннее происхождение, я бы даже сказала – древнее. И изначальный символ свастики абсолютно далёк от какого-либо насилия, олицетворяя собой Вселенную, развивающуюся по спирали.

Но вернёмся всё же к храмам. Так вот, помимо индуистских храмов, естественно, благодаря активному внедрению португальской католической культуры на Гоа очень много часовен, церквей, храмов и т.д. И вполне естественно, что в день свадьбы венчание молодожёнов проходит именно в церквях.



Индуистский храм на Гоа


Известно, что время стирает границы, причём не только культурные или языковые, но и религиозные. Так, в привнесенный португальцами католицизм со временем проникли черты местной религиозной культуры. Например, на божество Девы Марии традиционно надеваются гирлянды из цветов, как это было принято в древней индийской культуре.

Сам же свадебный вечер у местных также являет собой своего рода «замес» национальных и привнесённых традиций. Вот об этом я с огромной радостью хочу рассказать.

Моё знакомство с гоанской свадьбой произошло буквально в первые недели моей работы. Однажды я пришла в отель и заметила некое оживление прямо на ресепшен. Выяснилось, что коллектив собирал деньги на свадебный подарок для одной из сотрудниц нашего департамента, Мэлины.

К сожалению, я не успела с ней близко познакомиться именно по этой причине. Так как за несколько дней до свадьбы она уволилась и после свадьбы отправилась со своим супругом на круизном лайнере… нет, вовсе на медовый месяц, а на работу. Вероятно, молодые собирались заработать определённый капитал, чтобы потом спокойно обосноваться и обзавестись детьми. Это вполне распространенная практика для многих молодых индийцев.

Я тоже сдала определённую сумму в общий конверт от нашего отдела. Когда я прошла к своему рабочему месту, Праджит поинтересовался, собираюсь ли я на свадьбу, и предложил мне подвезти нас с Таисией (она тоже была приглашена). Естественно, мы согласились! И в условленное время он забрал нас из дома.

Когда мы подъезжали к месту проведения торжества, меня, конечно же, охватило волнение. Это ведь нормально? Так ведь всегда бывает перед тем, как соприкасаешься с чем-то доселе неизведанным.

Место проведения свадебного вечера представляло собой большую территорию, обнесённую невысоким заборчиком, с большим искусственным водоёмом с фонтанчиками, крытой площадкой, на которой располагались гости и которая как раз и находилась у этого самого водоёма, а также большая танцевальная площадка. Это всё было первое, что предстало перед нами в самом начале. В целом гоанские свадьбы как раз играются не в банкетных залах, как принято у нас, а на открытых площадках.

Мы с Таисией и Праджитом прошли к площадке для гостей, на которой за несколькими столиками уже сидело большинство людей из нашего департамента. Причём за одним столом сидели все: и наше начальство, и менеджеры, и обычные рядовые служащие. Было удивительно видеть их всех такими нарядными: мужчины во фраках с галстуками или бабочками, женщины – в вечерних платьях. Снова оказавшись в толпе знакомых лиц, я немного выдохнула. Дело оставалось за малым: сидеть за столиком и наблюдать за дельнейшим ходом событий.



Банкетная площадка на Гоа (свадьба Мэлины)

В отличие от наших свадеб, на гоанских свадьбах гости рассаживаются за абсолютно пустые столы. Да, это не опечатка и не ошибка. Максимум, что может стоять на столах – это композиция из искусственных цветов.

Далее официанты начинают разносить лёгкие закуски, у нас их именуют аперитивами, на Гоа их называют «снеки» (snacks). Снеки в большинстве своём представляют собой маленькие котлетки, канапе либо просто бутерброды. Наряду со снеками в ящиках разносят разлитые в стаканы напитки.

Как правило, напитки, разносимые на гоанских свадьбах, бывают трёх видов: соки, газировка (кола, спрайт или что-то подобное) и пиво. Все! Единственный алкогольный напиток – это пиво. Причём, как правило, слабоалкогольное.

Для меня этот факт был очень интересен: гоанская свадьба проводится практически без алкоголя. И! При этом они бывают гораздо веселее и интереснее наших. Там просто другое настроение, другая атмосфера, да и в целом другое отношение к жизни. На самом деле это невозможно передать словами. Там просто всё по-другому и всё тут.

Раздача напитков и снеков проходит под весёлую и громкую музыку. Но в начале ещё никто не танцует. Первыми на танцпол выходят жених с невестой с ближайшими родственниками. Молодожёны разрезают свадебный торт и только после этого начинаются танцы: весёлые, энергичные, зажигательные.

Первые несколько песен я пропустила по причине своего хронического стеснения. Однако, когда в мой адрес посыпалось множество уговоров выходить на площадку для танцев со всеми, я сдалась.

На танцполе я также ощутила своего рода поддержку, когда увидела, что ребята из нашего департамента танцуют в одном круге. Причём настолько весело и раскрепощенно, что вся эта непринужденность – хочешь не хочешь – заставляет тебя влиться в общий поток веселья. Особенно, когда ты видишь, что даже самые, казалось бы, суровые сотрудники весело приплясывают под песни самых разных языков, жанров и поколений: и индийские зажигательные танцы, и классика американского ретро. Но апогеем всех танцев стал (внимание!) танец маленьких утят! Я не шучу!

Помните первые аккорды этой песенки? Когда я услышала их впервые на Гоа, то просто не могла поверить ни своим ушам, ни своим глазам. Ведь вокруг меня все: и стар и млад, и женщины и мужчины – со всем жаром повторяли одни и те же ритмичные движения: сжимание ладошек, взмахи локтями и приседания с кручением пятой точки влево и вправо, а потом хватали того, кто находился ближе всех, за локоть и начинали с ним кружиться.

Я была в полнейшем шоке и растерянности, когда увидела всё это буйство. Люди вокруг меня веселились по-настоящему, без каких-либо условностей. И в этот момент я рассмеялась, искренне, по-доброму и от души. Потому что весь этот поток открытости и веселья сорвал кокон моих собственных комплексов. Я начала вспоминать движения под эту детскую песенку, которую слышала в последний раз в третьем классе.

И тут меня просто понесло. С меня словно сорвали оковы собственных шаблонов и предрассудков. Под все остальные песни я танцевала так, как хотело мое тело. Я просто отпустила его и позволила ему выразиться на полную мощность. Я не скакала в истерике по танцполу. Вовсе нет. Я просто стала танцевать раскрепощённо, позволяя всему тому напряжению, которое накопилось во мне с самого начала моего путешествия и новой работы.

На песне «Rain over me» я просто подняла правую руку вверх и стала болтать головой в разные стороны. И да, в тот день я танцевала так, как никогда раньше в своей жизни. Я видела ошарашенные взгляды некоторых своих коллег. И видела, с каким восторгом на меня смотрели другие знакомые.

Мне было всё равно. Музыка вытаскивала из меня весь адреналин. Мне очень запомнился тот момент, когда Джой вначале немного обомлел от моих движений, а потом наоборот составил мне компанию.

Было видно, что он очень любит танцевать. Он действительно замечательный танцор: гибкий, пластичный, грациозный, знающий множество танцевальных движений, захватов и выпадов. С ним на самом деле можно танцевать абсолютно под любую музыку – от вальса до рок-н-ролла. И даже если его партнерша по танцам не особо умеет танцевать, как это было в моём случае на многих других свадьбах, куда он неоднократно приглашал нас с Таисией, благодаря его танцевальной ловкости танец всегда получался фантастическим. Он прирожденный танцор. Воистину!

На самом деле тема детства в песенке маленьких утят не исчерпывается на гоанских свадьбах. Так как помимо этого традиционным танцем является ещё и известный у нас ручеёк. Мы играли в эту игру на физкультуре в начальной школе. Помните её? Даже не знаю, насколько современное поколение молодёжи вообще о ней имеют хоть какое-то представление.

Ручеёк – действительно обязательный танец на гоанских свадьбах. Как правило, его заводят ближе к концу. И, скорее всего, под определённую песню. Этот момент я, к сожалению, уже и не припомню. Смысл в том, невеста и жених первыми берутся за руки, и создают «арку» из рук, пропуская гостей. Гости берутся также попарно за руки и проходят через этот «ручеёк». Образуется живой коридор, по которому, когда уже все гости выстроились, должны в самом конце пройти молодые.

Некоторые из гостей опускают руки, не давая молодожёнам пройти, пока те не поцелуются. Это смотрится мило со стороны. Однако, когда подобных «барьеров» становится слишком много, молодые могут даже начать раздражаться. Мы однажды это наблюдали – гости в тот вечер перестарались со своими импровизированными шлагбаумами. Но в большинстве своём это смотрится очень весело, энергично и позитивно.

Между песнями мы устраивали перерывы, возвращались за наши столики, пили напитки и доедали свои снеки. В один из таких перерывов нам сказали, что уже открыли фуршет. Оказалось, что в разгар вечера открывают большой сервированный стол, который находится в стороне от общей гостевой зоны. На некоторых подобных площадках такой стол вообще располагается в отдельном крытом здании. Но не всегда. В тот день это был фуршет под открытым небом.

Что он из себя представляет? Как правило, это широкий и очень длинный стол. В самом его начале стоит посуда: тарелки и вилки с ложками. Беря тарелку с приборами, гость начинает продвигаться дальше вдоль стола, набирая себе самые разнообразные кушанья.

По традиции на свадебных фуршетах всегда есть несколько видов гарниров: рис и «нудлз» (noodles). Нудлз – блюдо, которое готовится из отваренной вермишели и различных добавок: овощей, мяса курицы, нарезанных соломкой яичных блинчиков. За гарнирами следуют салаты и различные подливки и соусы. Довершает меню, конечно же, десерт: сладкая выпечка, мороженое, а если кому-то повезёт и он окажется одним из первых в очереди за фуршетом, то ему может перепасть даже кусочек свадебного торта (нам однажды повезло).

Набрав полные тарелки еды, мы вернулись за свои столики. Ко времени открытия фуршета просыпается зверский аппетит, тем более после таких весёлых танцев, да ещё и на свежем воздухе.

На гоанских свадьбах присутствуют, как правило, два основных цвета: цвет невесты и цвет жениха. Эти цвета используются в качестве основных для декора свадебной площадка, а также в элементах одежды родни обеих сторон, в частности в бутоньерках. Чтобы родственники на свадьбе знакомились друг с другом и понимали, с чьей они стороны.

На страницу:
3 из 4