Полная версия
Духовно-аскетические беседы Часть 2
– А видящему это говорит о том, что форма падшего телесного человека в Логосе существует вместе с формой нового и искупленного человека во Христе. А это и означает, что Логосом было предусмотрено грехопадение человека. Проще говоря, потеря Адамом Бога изначально входила в замысел и намерение Бога.
Этого мнения придерживались многие святые отцы первых веков наиболее глубоко знавшие Логос и его природу. Позднее это мнение было подвергнуто сомнению, но дихотомия мнений по этому вопросу существует до сих пор. Это тоже один из аспектов Логоса, который предопределяет практически всё сущее.
– А в чём тогда был смысл грехопадения с точки зрения Логоса?
– В испытании душ добром и злом, добродетелями и страстями, ангельским и дьявольским умом, в чём же ещё, – ответил старец. – Для расширения вселенной Духу нужны испытанные и проверенные на надёжность и отношение к истине души, поэтому всё дело только в испытании душ свободным выбором добра и зла.
Так работает закон Логоса. И хотя абсолютное большинство людей ничего не знает о нём, Логосом практически полностью предопределена жизнь любого человека от рождения до самой смерти, но самое удивительное то, что люди при этом думают, что обладают свободой выбора.
– Ты хочешь сказать, что у людей нет никакой реальной свободы в жизни?
– С точки зрения Логоса свобода выбора – это тоже одна из иллюзий, причём, самых трепетных и близких сердцу каждого человека, который искренне в это верит. В реальности у человека есть свобода только играть в свободу, как дети играют в разные игры.
Реальной свободы изменить жизнь плоти в соответствии с программой Логоса у человека нет и никогда не было. Тело строго следует программе Логоса, которая расписана детально для каждого возраста и управляется через регулирование подачи жизненной энергии.
Проще говоря, чтобы люди не делали на земле, как бы правильно они не жили и не питались, какие бы техники оздоровления и омоложения они ни использовали, старость и смерть к ним придут неизбежно и неумолимо в свой срок, поскольку так настроена программа Логоса для человека и так работает высшее намерение, на которое человек не в силах повлиять, понимаешь?
– Да, понимаю.
– Но ведь духовная свобода у человека есть ?
– Вот тут ты попал в десятку. Только духовная свобода и есть у человека реально, но этой свободой ещё нужно овладеть, а для этого и нужно выйти из рабства эго ума, эго чувства и эго воли, которые прочно удерживают каждого человека во плоти и программе старости и смерти.
Вот почему выбора и свободы в телесном состоянии у человека практически нет, кроме свободы состариться и умереть. Выбор есть только при совлечении формы ветхого человека и вхождении в форму нового духовного человека.
Этот выбор и свобода связаны с тем, что форма духовного человека обладает гораздо большим потенциалом возможностей, которые определены тем же Логосом. Проще говоря, программа Логоса как бы стимулирует человека к духовному развитию и переходу от материи к Духу, поскольку дух свободнее плоти. Таково божественное намерение и никто не в силах этого изменить, но только исполнить.
Возникла пауза и молодой монах внезапно осознал всю обречённость человечества и каждого человека в отдельности, как пойманных в систему Логоса.
– Отче, получается мы все рабы Логоса?
Старец посмотрел в глаза молодого монаха и тихо ответил:
– Да. Мы пойманы в систему Логоса, как мотыльки в паутину и с самого рождения стремимся к смерти. Весь выбор, который у нас есть – это или следовать программе ветхого человека или всеми силами души прорываться к новому духовному человеку и его на порядок более совершенной программе.
Как ты уже знаешь, второй выбор делают только иноки и исихасты, а абсолютное большинство людей предпочитает программу ветхого эго человека с его дьявольским рациональным эго умом и интеллектом.
То состояние мира и людей, которое ты видишь сегодня – это и есть закономерный и неизбежный итог работы Логоса, который чётко выполняет свою задачу отсева зёрен спелых душ от плевел.
В настоящее время в решете Логоса остались практически одни плевлы и мусор, спелых зёрен практически уже нет и это верный признак завершения мира и начала великой жатвы.
– Значит, программа Логоса уже выполнила свою задачу ? – переспросил молодой монах.
– Практически да. Для видящего, современное состояние человечества подобно бесплодной смоковнице с которой ты сам знаешь, как должен поступить хозяин сада. Она выработала свой ресурс и одичала. Также одичало и духовное древо всего человечества, переставшее приносить Богу добрые и сочные плоды спелых душ.
– Отче, а Бог мог хоть как-то изменить эту ситуацию?
Старец засмеялся и успокоившись ответил:
– Нет. Бог первый, кто неукоснительно соблюдает собственный закон Логоса, а потому не вмешивается в работу этого закона. Бог дал людям всё необходимое для спасения, вплоть до собственного Сына, показавшего как работает Логос, но человечество само выбрало не следовать Логосу, как и денница с третью ангелов, и Бог ничего с этим не смог поделать.
Повторяю единственный реальный выбор человека с точки зрения Логоса – это неукоснительно следовать Логосу в своей жизни, а это наращивать массу ума, расширяя сеть осознания, чтобы она вмещала в себя и была способна проводить максимальное количество энергии благодати.
Я уже говорил тебе, что всё управление душой человека осуществляется посредством регулирования подачи энергии благодати. Вот почему самой главной задачей жизни отцы считали стяжание благодати, а обрядоверы считают обретение чувственной любви. Ты не видишь тут явного противоречия ?
– Вижу, но ведь верна и одна задача и другая? – возразил молодой монах.
– Верны обе, это так, но спасение обеспечивает только одна из этих двух задач – стяжание благодати. Дело в том, что обретение любви – это промежуточная задача только душевного уровня, тогда как стяжание благодати – это конечная задача духовного уровня.
– С чем это связано?
– С тем, что обретение любви – это лишь социальная задача, которая свидетельствует о преобладании в душе человеческих добродетелей над страстями и это лишь душевная победа, которая важна и значима только в мире людей и социуме, а не в мире Духа.
В мире духа человеческая любовь бесполезна, поскольку там нет людей, а есть только духи и сущности, обладающие к тому же сверх осознанностью, а чувственная любовь – это та же страсть и земная привязанность к чувству, сердцу, человеческим эмоциям и представлениям.
В мире духа важно только безстрастие, поскольку всё в мире духа решается силой осознанности, силой намерения и наличием потенциала энергии благодати, которая есть самое бесценное и самое дорогое в духовном мире за чем все охотятся.
– Значит в духовном мире обычная человечность по существу уже отсутствует? – переспросил молодой монах.
– В значительной мере да. За гробом уже нет прежней человеческой формы, прежних человеческих представлений, понятий, чувств и желаний, я тебе об этом уже говорил. В духовном мире всё новое, поэтому и любовь в духовном мире тоже новая и совершенно иная по сравнению с обычной чувственной человеческой любовью.
У души нет гормонов, нервной системы и живого человеческого сердца для чувственной любви, а есть только сердце духовное, как сплав духовного ума, духовного переживания и духовного намерения, поэтому духовная любовь – это совершенно безусловная любовь, как естественное желание души следовать Логосу, как закону Божьему.
Пусть тебя это не удивляет, но дело в том, что сам Логос – это и есть форма безусловной любви и сплав четырёх высших божественных добродетелей – мудрости, мужества, целомудрия и правды.
– Отче а что существует вне Логоса?
– Вне Логоса ничего нет, кроме тьмы и большой пустоты, – ответил старец. Оказаться вне Логоса – это самое страшное для любой души что только может быть, поскольку вся осознанная жизнь во вселенной Духа связана только с Логосом. Оказаться вне Логоса – это собственно сама смерть.
– А сатана находится вне Логоса ?
– И вне и на самой границе Логоса. Сатана косвенно даже поддерживает работу Логоса, хотя и не находится в его системе. Структура душ всех демонических сущностей такова, что не тождественна и не синергийна Логосу, а потому является олицетворением совершенно иного типа энергии.
Сравни сам энергии Логоса – мудрость, мужество, целомудрие, правда и энергии сатаны – коварство, дерзость, алчность и ложь. Это две несовместимые противоположности.
Ты вообще знаешь, в чём состоял замысел сатаны, повредившего сердце и три силы души первозданного человека этими четырьмя противоположными энергиями ?
– Нет, не знаю.
– Он состоял в создании системы дуализма путём расщепления целостного ума и мышления первозданного человека. Когда Христос говорил о том, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит», Он имел в виду и дом человеческого сознания, понимаешь?
– Нет, отче, не понимаю.
– Ну, вот, я открыл тебе сейчас величайшую с тайну человеческого сознания, а ты этого даже не понял, – с некоторым разочарованием произнёс старец, – Вот она – трагедия ума современного человека.
– Отче, прости, но я действительно не понял, что это значит, объясни в чём заключается тайна сознания человека.
– Эта тайна проста, как и всё гениальное, и заключается она в том, что с момента повреждения трёх сил души противоположными энергиями всё в сознании и восприятии человека стало дуальным и разделённым на два полюса со знаком плюс и минус.
Ум человека, его чувство и воля стали не просто дуальными, а рабами дуальности и извечного противостояния добра и зла, белого и чёрного, светлого и тёмного, хорошего и плохого, добродетелей и страстей, божественного и демонического и т.д.
Вся природа человека была разделена надвое привнесением в сердце этих полярных энергий. Сам ум человека стал двойным – ум головы и ум сердца. С тех пор люди и стали рабами дуализма и извечной разделённости в самих себе, но самое главное в том, что они не знали пути возвращения к единству и целостности.
– Ты хочешь сказать, что именно благодаря этому приёму сатаны ум человека оказался пойман в ловушку дуальности и полярности ?
– Именно это и случилось и самое трагичное в этом то, что человек стал искать выход из ловушки дуализма не в духовной вертикали, а в горизонтали борьбы со злом, искренне думая, что в этом и состоит спасение добра.
Но это не спасение, а лишь противоположный полюс и другой конец того же самого дуализма. Проще говоря, побеждая зло грубой силой якобы с интересах добра человек не выходит из системы дуализма, а лишь приходит к его другому полюсу. В этом и состоял расчёт сатаны.
Этим и объясняются бесконечные и совершенно бесплодные религиозные войны добра со злом, нравственности с безнравственностью, моральности с аморальностью, которые уже более двух тысяч лет ни к чему ни приводят и не выводят ум из поля дуализма.
– И как же решается эта проблема и существует ли её решение? – поинтересовался молодой монах.
– Конечно, она решается, – ответил старец, – но решается она только с позиции видения структуры Логоса. Отцы просто увидели, что в Логосе нет этого дуализма и поляризованности ума, а есть сплошная однородность осознания, которая и позволяет видеть не одни крайности, как в поляризованном уме человека, а весь спектр состояний и оттенков бытия.
Проще говоря, отцы увидели, что Бог смотрит на мир через призму Логоса взглядом безусловной любви ко всему сущему по всему спектру оттенков энергии добродетелей и страстей, даже к падшим духам. Вот почему Бог и Логос есть безусловная любовь.
Только человек смотрит на мир или глазами мух или глазами пчёл, а это и есть два противоположных полюса одной и той же дуальности. Так понятно?
– Да, отче, так понятно. Если честно, я просто потрясён простотой и гениальностью этой тайны устройства сознания. Значит, выход из системы дуализма не в противоположности злу, а в выходе из любого противостояния ?
Но почему тогда в христианстве борьба со страстями строится на основании обретения добродетелей, а зло побеждается добром, разве в этом ошибка?
– В этом нет ошибки, но в этом нет и всей полноты истины. Переход от страстей к добродетелям, как и от зла к добру, нужен не как достижение совершенства, которого тут нет, а только для успокоения страстей и уравновешивания всей системы, которая приходит в состояние покоя и равновесия.
И только когда система сознания придёт в состояние покоя и равновесия, а все страсти будут уравновешены противоположными им добродетелями, ум обретает способность осознать свою целостность и разобраться с дуализмом, чтобы выйти к единству и монаде Духа.
В современной церкви об этом секрете сознания уже ничего не известно и поэтому верующим внушают мысль о том, что переход от страстей к добродетелям – это и есть спасение души. В действительности это далеко не так и второй частью работы инока является переход от человеческих добродетелей к четырём высшим божественным.
Только достижение четырёх высших божественных добродетелей – мудрости, мужества, целомудрия и правды есть залог достижения изначальной целостности сознания и синергии с Логосом. Теперь ты понимаешь, как непросто было Христу донести до падшего мира и ума человечества идею Логоса?
– Да, понимаю. Только от этого откровения я ещё больше сознаю обречённость всего человечества, крепко пойманного в ловушку извечного дуализма и противостояния полярных мнений.
– Увы, это главное откровение второго оглашения, которое открывает одну из главных тайн Логоса о целостном и дуальном типах мышления. Именно это откровение и делает ум инока, схимника и исихаста непричастным миру лжи и любым играм дуализма.
Ты только представь себе, что все конфликты между людьми и все войны на земле от локальных до мировых идут именно из-за этого принципа дуализма и разделённости ума – «если ты думаешь не так как я, ты мой враг».
У человечества и каждого человека в отдельности при такой системе дуализма сознания просто нет третьей точки, чтобы не быть на одном из полюсов, поэтому противостояние добра и зла – это не божественное установление, а уловка сатаны. А в чём тогда Божественное установление ?
– Может, в уходе от любого конфликта и противостояния? – неуверенно ответил молодой монах.
– Истинно так. Для решения этой задачи падшего в дуализм ума и приходил в мир Христос, как Логос, который заповедал упразднить ветхое правило дуализма – «око за око и зуб за зуб», а утвердить новое – «не противься злому».
«Не противься злому» буквально означает вовсе не покорность, как это поняли обрядоверы и патриоты, а выход на третью точку мира и единства, которая вне дуализма и вне любого конфликта и противостояния. Это и есть высшая психология души.
Вот почему мало выйти от зла к добру, а от страстей к добродетелям, нужно ещё выйти из общей системы дуализма и любого противостояния всерьёз плохое – хорошее, чёрное – белое, враг – друг и т.д. к изначальной гармонии, целостности и единству Логоса.
Вот чему учил Христос, а вовсе не тому, чтобы не быть плохими, страстными и злыми, а быть только хорошими, добродетельными и добрыми. Видимая хорошесть и доброта – эта та же ловушка сатаны по слову апостола – «освободившись же от греха, вы стали рабами праведности». Вот что такое выравнивание сил души по учению отцов, которое идёт не по горизонтали дуализма, а по вертикали Духа.
– Отче, а это выравнивание сильно меняет ум и всю природу человека ?
– Сильно, разумеется, хотя внешне это почти незаметно. Все изменения происходят глубоко внутри и касаются больше природы внутреннего человека, а не внешнего. Я тебе уже говорил, что вся суть Логоса – это расширение внешнего телесного человека в сторону внутреннего духовного через канал духовного сердца.
Логос – это программа расширения сети осознания вовнутрь, а не во вне. Во вне мира материи ничего нет, кроме иллюзий, вся сущностная сторона жизни, как и сам Бог, находится внутри. Поэтому задача инока, следующего Логосу, – это постичь природу внутреннего человека и овладеть ей, как своей новой духовной формой, которая является вечной и безсмертной в сравнении с временной и смертной телесной формой, понимаешь?
– Да, понимаю, но как же сложно решается эта задача практически…
– Да, сложно и только через осознание. Осознание своей новой духовной формы – это самая сложная задача для ума, чувства и воли человека, который всей жизнью и опытом привязан к своей телесной форме с руками, ногами, плотскими запросами, языком и мышлением. В Логосе ничего этого уже нет, там есть только энергия души, а это осознанность, восприятие и намерение.
– Отче, ты хочешь сказать, что в Логосе нет обычного мышления ?
– Нет, уверяю тебя. В Логосе есть только знание – прямое знание всего обо всём, которое и именуется ведением. Давай ка сделаем паузу и попьём моего чая. Ты ведь не торопишься сегодня в город и останешься у меня с ночёвкой ? – переспросил старец с улыбкой глядя в глаза молодого монаха.
– Да, останусь, а как ты узнал, отче?
– Какая разница, Дух мне об этом сказал, можешь так считать и ещё он мне сказал, что мы с тобой вдвоём встанем сегодня на молитву полуночницу и ты сам узнаешь что такое Логос, – после этих слов старец громко засмеялся.
Молодой монах открыл рот от удивления и не смог промолвить ни единого слова, а старец встал из-за стола и направился в кухню готовить свой травный чай…
…продолжение следует…
Беседа монаха со старцем о Логосе Часть 4
Не прошло и пяти минут, как старец вышел из кухни, отделённой от прихожей тонкой деревянной перегородкой, неся на символичном подносе из куска фанеры фарфоровый чайник, накрытый полотенцем и две кружки без блюдец но с ложками.
– А вот и мой охлаждающий чаёк – с улыбкой сказал старец, ставя на стол эту незамысловатую конструкцию. Из носика чайника продолжал идти пар, что явно говорило о том, что чай был очень горячий.
– А почему он охлаждающий, отче, – поинтересовался молодой монах.
– Потому что охлаждает горячий ум – с улыбкой ответил старец, – а если без шуток, он содержит особые ингредиенты, придающие уму спокойствие и рассудительность. Для молитвенного делания нужен очень спокойный и даже прохладный ум, чтобы не впасть в прелесть, поэтому я добавляю в свой чай некоторые корешки и травы, обладающие этим эффектом. Ты же его уже пробовал и знаешь, как он работает.
– Да, мне очень понравился твой чай, отче. Прошлый раз в жару я почувствовал от него прохладу.
– Ну вот об этом я и говорю. У нас с тобой ещё уйма времени до вечера, давай ещё немного поговорим за чаем, а потом ты поможешь мне кое в чём по хозяйству, ну а ночью мы с тобой встанем на полуночницу.
– Хорошо, как скажешь, – ответил молодой монах.
Старец снял с заварника полотенце и разлил по чашкам свой травный чай буровато-коричневого цвета. Комната моментально наполнилась ароматным запахом пряных трав с лёгким ментоловым оттенком то ли перечной мяты, то ли другой травы.
Мы с тобой остановились на том, что входя в Логос, ум человека меняет режим работы и от думания и рассуждения переходит к прямому знанию и ведению. Это принципиальный момент, который открыли отцы, разобравшись в работе ума.
Они практическим путём выяснили, что думание, умопостроение и размышление – это удел рассудка или нижнего рассудочного ума плоти, пребывающего в постоянном движении, а в Логосе нет движения ума и рассуждения, а есть прямое знание и ведение духа, как высшего ума сердца.
– И что это давало отцам? – переспросил молодой монах.
– Это давало прямое знание. Связь с Логосом отцы использовали как канал прямого знания и ведения всего обо всём. Проще говоря, отцы могли не имея никакого формального или светского образования знать через Логос самую глубинную суть и природу любых вещей и явлений.
Это всегда очень пугало мирян, которые полагали, что знание связано только с образованием. Именно поэтому и миряне и простые верующие и даже церковноначалие считало ведение отцов – пустынников, иноков и анахоретов происками дьявола, а не связью с Логосом.
– С чем это было связано ?
– С тем, что с момента своего создания церковь присвоила себе монополию на истину и ведение истины и ни с кем не хотела этой монополией делиться, а как ты знаешь, «дух дышит где хочет», поэтому всегда находились те иноки и отшельники, которые минуя лабиринты церковного благочестия, напрямую достигали Логоса и ведения.
В этом собственно и состоял путь восточной исихии, как священнобезмолвия и исихазм можно считать особым созерцательным направлением в рамках Восточного Православия, которое позволяет через созерцание, священнобезмолвие и умное делание напрямую достигать Логоса.
– Отче, а как узнать что инок достиг Логоса, а не впал в прелесть или не стал одержим злым духом?
– По духу, который овладевает иноком и энергиям, сообщаемым этим духом. Достижение Логоса нельзя спутать ни с одним другим духом, поскольку Логос – это суть дух Христов, а дух Христов – это дух мира, благости, ведения и безусловной любви.
Входящий в Логос, самим сердцем без всяких слов и мыслей знает наверняка, что прикоснулся к самому святому и блаженному, чему нет аналогов на земле. Это состояние внутренней духовной свободы, которой нет ни в одном другом духе ни тем более во плоти, как темнице для души.
Прелесть всегда связана со сладострастием, умопомрачением и исступлением, а духи зла внушают могущество, ревность и жажду мести. Только Логос передаёт тишину, благость и предельную ясность ума, которая просто ужасает глубиной и полнотой открывающегося знания.
Иными словами Логосу всегда сопутствует предельная трезвость и ясность ума, которую нельзя ни с чем спутать.
– Отче, а известно с чем связана эта ясность ума?
– Известно. Она связана с особым положением и состоянием ума, который как бы входит сам в себя или возвращается к себе, полностью концентрируясь в духовном сердце. В этот момент духовное сердце как бы вспыхивает и озаряется внутренним светом. Это состояние ума и именуется повышенным осознанием.
Повышенное осознание – это своего рода преддверие вхождения в Логос и особое состояние духовного сердца. В массовой религии нет знания об этом состоянии, точнее оно утрачено церковью ещё в первом тысячелетии христианства.
– А что представляет собой повышенное осознание ? – поинтересовался молодой монах.
– Повышенное осознание представляет собой момент концентрации или собирания энергии ума в одной точке, за которой и находится вход в систему Логоса или прямого ведения. Это очень сложно описать словами, поскольку это навык умной молитвы и аспект сугубо практического знания.
Проще говоря, умеющий собирать ум и входить в Логос не задумывается над тем как и почему это происходит, а просто пользуется этим навыком и умением для получения духовного знания, прозрения и откровения.
Ранее это была очень распространённая и даже повсеместная практика и все монахи, иноки, знахари, волхвы, странники, юродивые и прочие не от мира сего ей обучались, владели и пользовались, как инструментом прямого духовного знания. Сегодня этой практики нет уже нигде, даже в церкви.
– Отче, а использование всяких галлюциногенных трав, психоактивных соединений и грибов с этим было как-то связано? – поинтересовался молодой монах.
– Отчасти было, – с некоторой усмешкой ответил старец. – Это очень древнее языческое знание, которое получило наиболее сильное развитие в магической и шаманской традиции, а уже потом перекочевало в другие культуры. Использование силы растений и грибов просто помогало размягчению ума или деланию его более пластичным и податливым и использовалось в начальный период обучения, когда нужно было вывести ум из ловушки рацио.
Позднее, когда ум становился более подвижным и обучался концентрации под действием внимания, этого размягчения и использования силы грибов и растений уже не требовалось. Собственно сама молитвенная практика стала своего рода альтернативой размягчению ума с помощью психоактивных веществ.
Ты же, надеюсь, помнишь, что само слово молитва обозначает буквально «размягчать» или «утончать». Позднее по мере развития церкви, как нравственного и социального института, все остатки языческих практик и традиций использования растений и грибов были запрещены и искоренены.
– Значит, молитва – это сегодня единственный инструмент связи с Логосом?
– Да, по сути единственный, но не просто молитва, а только умная молитва, связанная с практикой повышенного осознания. Я тебе говорил, что существует много ступеней и видов молитвы и из всех только один вид молитвы ведёт ум к Логосу.
Поэтому в рамках официального института церкви молитва это единственный инструмент связи с Логосом, а в монастырях и у отшельников практика работы с органическими субстанциями, растениями, грибами и силами живой природы по существу почти никогда не прекращалась, даже несмотря на запрещения.