bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 9

Принятие схимы – это и есть в православии самый короткий путь к Богу, минуя все уловки, табу, ограничения и правила, придуманные именно с целью удерживания верующего в лоне церковного благочестия. Иными словами схима может приниматься и по обряду и по сути. Я тебе предлагаю второе.

– Ты хочешь сказать, что я могу быть рукоположен в великую схиму не по официальному церковному обряду и правилу и это будет тоже законно и правильно ? – с удивлением переспросил молодой человек.

– Да, именно это я и говорю, что возможно рукоположение в схиму и по форме и по сути. Официальный обряд пострига в схиму, как форму веры совершенной, создавался на протяжении всей истории церкви. У отцов пустынников, древних аскетов и в раннем христианстве не было обряда пострига в схиму, а было две ступени восхождения к Богу – крещение с оглашением и посвящение в веру совершенную или умное делание. Христос в Евангелие также говорит об этих двух видах веры.

Само чинопоследование и обряд пострига появились только в восьмом веке, как говорит Евхологий, в котором и описывается впервые сам чин, состоящий из непрерывно следующих друг за другом молитв и ектений. Поэтому сам обряд пострига в схиму – это то, что было изобретено самими людьми в рамках института официальной церкви, как киновии и коллективножития.

В анахоретстве и пустынничестве посвящение в высшее знание и делание всегда было менее формальным и более сущностным, определяемым не человеком, а самим Духом. По учению отцов крестит и посвящает в монашество и схиму не церковь и не человек, а только Дух Святой, как говорил святой Кирилл Иерусалимский «люди крестят тебя теперь, а Дух Святой крестить не будет». То же самое и со схимой, – люди тебя рукоположили в схиму, а Дух Святой не рукоположил, и наоборот, понимаешь ?

– Не совсем, поясните, отче.

– Экий ты стал непонятливый, брат, я говорю тебе о том, что рукоположение в схиму – это компетенция исключительно Святого Духа, а не людей пусть даже из числа священноначалия. Так понятно ?

– Так понятно, – робко и нерешительно ответил молодой человек.

– Я предлагаю тебе тайное принятие схимы, минуя стадии расофора и мантии потому, что ты уже фактически прошёл ступень рясофора, как низшего монашества, и хотел достичь мантии, как малой схимы, но не смог по вполне понятной причине, поскольку попал в руки не духовника, а тюремного надсмотрщика и проходимца в рясе.

Именно поэтому я тебе предлагаю не оставлять пути веры, а предлагаю тайное рукоположение в великую схиму по упрощённому иноческому обряду, ибо знаю тебя и вижу для тебя в этом единственный выход.

Для рукоположения в схиму с точки зрения закона Логоса нужны всего два условия: носитель Духа, как связующее звено, и готовность рукополагаемого к принятию строгого внутреннего устава иночества в миру. Сейчас ты к этому, конечно же, не готов, но ты сможешь подготовиться, если захочешь и примешь такое решение. Подумай над этим.

– А такие случаи в церкви бывали? – поинтересовался молодой человек.

– Конечно, бывали и не редко, особенно, перед революцией, когда церковь омирщала также, как и сегодня, став институтом державной идеологии и политики, а не церковью Христовой. Тогда многие монахи стали искать пути сохранения веры в миру. Я помню читал у оптинских старцев, где Амвросий Оптинский прямым текстом говорил своему тяжело больному чаду:

«Советую тебе принять тайно схиму. Смотри, опять не отказывайся: схима есть второе крещение, очищающее и прощающее грехи. Если встанешь, что, однако, ненадежно, то будем тебя уважать, а ты смиряться. Ты хоть и бодришься, но болезнь свое показывает и доказывает, поэтому не усумнись прямо принять тайную схиму, которая прикроется явной мантией».

– Отче, а что значит «прикроется явной мантией»?

– Это значит то, что у схимы будет явное основание – смирение и скорбь. Эти слова говорятся преподобным Амвросием тяжело и неизлечимо больному раком верующему человеку, у которого уже нет времени на церковные игры в благочестие и душепопечение, а есть время только на очищение связующего звена с сердцем, чтобы успеть достичь духовного сердца и уйти из мира в ясности ума и трезвении духа.

Тяжёлая болезнь для этого человека и является его мантией, которая является образом смирения души перед страданием и смертью, понимаешь ?

– Понимаю, отче, но ведь я же не смертельно болен и не проходил даже малой схимы?

Старец посмотрел в глаза молодого человека и тот снова увидел в них знакомый ему блеск и внутреннее свечение, которое он много раз уже видел ранее и которое всякий раз парализовало его своим магнетизмом и неизъяснимой силой. После секундной паузы старец ответил:

– Всё современное человечество смертельно и неизлечимо больно рационализмом и прагматизмом и за последние пять лет мне не удалось встретить здесь ни одного здравого умом и духом человека, даже среди верующих и монахов вашего монастыря. Поэтому не обольщайся видимостью своего здоровья и других. Ты только с виду здрав, как и другие люди, а копни тебя глубоко в душу, там обнаружится обычная человеческая гниль, о которой ты даже не подозреваешь, что она там есть. То же самое и у других.

Этот мир, подобно трухлявому дереву, стоит на грани краха, дружище, он смертельно болен, как и всё человечество, и ни у кого из людей сегодня нет гарантий на завтрашний день и времени для покаяния и схимы. Сама жизнь человека в современном аду и безумии среди людей полубесов является своего рода мантией скорби и смирения, поэтому я тебе и предлагаю самый короткий путь к Богу.

Цитата преподобного Амвросия о принятии тайной схимы смертельно больным – это прообраз современного смертельно больного мира и человека у которого уже нет времени на благочестивые игры, а есть время только на покаяние и молитву перед самой смертью, вот как обстоят дела в действительности.

– Отче, неужели всё так плачевно и безнадёжно?

– Всё ещё хуже, говорит мне дух, и если я тебе открою всю правду о мире и современном человечестве, твой мозг и ум просто не выдержит этого откровения и взорвётся, поэтому я приберегу его для другого раза, когда у тебя будет больше силы для того, чтобы выдержать ужас давления сермяжной правды.

Молодой человек ничего не ответил, слова старца подобно пуле снайпера, поразили его в самое сердце и он ими был сражён почти наповал и сейчас просто ощущал, как смысл сказанного находит отражение во всём, о чём он думал, и медленно растекается по всему сознанию подобно радиоактивному маркеру, введённому в кровь.

Видя подавленное состояние бывшего монаха, старец спросил:

– Чайку моего целебного выпить не желаешь с дороги, а то мы с тобой заговорились, а я тебе ничего не предложил?

– Нет, отче, спасибо, я не планировал задержаться у вас надолго, хотел просто справиться и гостинцы передать, если вы дома. Мне ещё нужно целую кучу вопросов решить в городе, поэтому я через десять минут пойду. Мой автобус уходит через полчаса.

– Ну, как знаешь, тебе видней, – ответил старец.

– Я вот что хотел у вас спросить, отче, что мне сейчас делать и как готовиться к тайному принятию схимы ?

– Вот это вопрос настоящего монаха, – с улыбкой отреагировал старец. Значит, мир тебя не поймал в свои сети. Ничего особого делать тебе не нужно. Тебе нужно просто вспомнить себя таким, каким ты был в момент нашей последней встречи, когда дух познания горел в твоём сердце.

Вспомни себя, постарайся вспомнить во всех деталях наш последний с тобой разговор о душе и когда вспомнишь, ты будешь готов к продолжению. Это будет твоей главной задачей по подготовке и упражнением для твоей памяти.

– Но разве можно вспомнить наш разговор трёхлетней давности? – с некоторым недоумением переспросил молодой человек.

– Можно, ещё как можно. Тот разговор от слова до слова лежит в твоём духовном сердце, поскольку когда мы с тобой говорили о душе, твой ум был почти в самом сердце, а всё то, что положено в сердце, хранится там в самом наилучшем виде, я тебе об этом уже говорил.

Поэтому твоя задача сконцентрировать свой ум и войти в то самое состояние, в котором ты тогда находился, тогда твоя память снова раскроется как книга и ты вспомнишь весь наш разговор.

– А с чего мне начать, отче, дай хоть какую-то подсказку ?

– Я не знаю с чего тебе начать, мой друг. Просто вознамерься вспомнить наш разговор, найди какую-нибудь важную подсказку или зацепку, которая послужит ключом и проводником ума, например, идею двойника или тела энергии.

Последние слова старца глубоко запали в душу молодого человека и, встав со стула, он по традиции попросил благословения, протянув старцу руки.

– Благословите, отче.


– Оставь эту формальность, с улыбкой ответил старец. Мы с тобой давние друзья, а не учитель с учеником, и я не хочу менять эту форму отношений, поскольку она отвечает учению Христа и традиции первых христиан. Дух всех благословляет, иди и не приезжай ко мне, пока не будешь готов.

– А как я узнаю о готовности, отче?

– Узнаешь. Когда будешь готов, сама сила заставит тебя ехать ко мне, ступай.

…продолжение следует…

Беседа монаха со старцем о втором оглашении


Прошло более трёх месяцев после последней встречи монаха со старцем. Старец дремал на кровати, пережидая полуденный зной, как неожиданно раздался негромкий стук в дверь и уже знакомый голос спросил:

– Можно войти, отче?

– Входи, входи, – ответил старец, вставая с кровати.

Дверь отворилась и в дом зашёл бывший монах с пакетом в руках.

– Здравствуйте, отче, это я.

– Вижу, вижу, что ты, – с улыбкой ответил старец. – Ну, проходи в дом, я тут от полуденного солнца прячусь, надеюсь время ты даром не терял.

Молодой человек аккуратно снял обувь и прошёл к уже знакомому столу.

– Мог бы не снимать, – заметил старец, – у меня тут пыльно и грязно.

Извините, отче, не хочу добавлять своей пыли, к тому же мне так удобнее, – ответил молодой человек.

– Ну, как знаешь, присаживайся, дорогой. Может чайку моего желаешь отведать? – поинтересовался старец.

– В этот раз не откажусь, – не задумываясь ответил молодой человек.

Старец вышел в кухню и уже через минуту вынес оттуда на подносе фарфоровый чайник, накрытый вафельным полотенцем, и две большие чашки, точно ждал кого-то.

Видя некоторое удивление на лице молодого человека, старец пояснил, – это я себе только что заварил, а ты точно ко времени подоспел. Наливай сколько нужно, только не обожгись, это особый чай на основе мяты, мелиссы, шалфея и чабреца и ещё кой чего, – с улыбкой добавил старец.

Молодой человек налил себе в кружку густого тёмно-коричневого напитка и приятный бальзамический запах с ароматом душистых трав тут же ударил ему в нос. Напиток оказался необыкновенно приятный и кроме трав и чая в нём явно чувствовалась лёгкая кислинка со жжением, придававшая чаю старца ещё большую пикантность.

Чай оказался не очень горячим и молодой человек почти залпом выпил всю чашку. Несмотря на то, что чай был достаточно горячим, приятная прохлада сразу растеклась по рту и всему телу.

– Удивительно, чай вроде бы горячий, но я почувствовал прохладу. А что придаёт этому чаю такой своеобразный кисловатый привкус?

– Старец лукаво улыбнулся и выдержав небольшую паузу ответил – Да так, пару молотых корешков из лесу и ягоды барбариса. Ты давай рассказывай, как твои успехи, удалось тебе за эти три месяца вспомнить наш последний разговор перед самым отъездом из монастыря ?

– Удалось, отче, хотя и не с первого раза. Больше месяца мне потребовалось на то, чтобы вспомнить наш с вами последний разговор. Несколько раз вечером после работы я пытался вспомнить, но никак не получалось. А потом однажды как-то выдалась свободная минутка и я вспомнил наш монастырь, братию и настоятеля.

А потом сам собой всплыл в памяти наш с вами последний разговор о душе почти во всех деталях. Он был настолько ярким и живым, что я даже с ужасом почувствовал, будто это было не три года назад, а вчера. Я даже отчётливо вспомнил ваши последние слова – «да пребудет с тобой сила знания отцов».

– Так работает сила духовного намерения и тебе удалось ей воспользоваться для раскрытия своей памяти. Это хороший духовный знак для меня, – заметил старец.

После этих слов молодой человек несколько смутился и через минуту сказал:

– Я вообще-то приехал честно сказать, что не готов к тайному принятию схимы. Я долго думал о нашем прошлом разговоре по поводу схимы и совесть не позволяет мне принять такое решение, поскольку я последние полгода даже не жил духовной жизнью и не представляю себе как я буду совмещать схиму с мирской жизнью.

После этих слов бывший монах виновато опустил глаза и замолчал.

– Я ждал от тебя именно этой реакции, – невозмутимо ответил старец, – поскольку это единственно возможная реакция чистого сердца, которое осознаёт всю степень ответственности за столь серьёзный шаг, как принятие великой схимы.

Буду с тобой откровенен – твоя трудность мне хорошо понятна и я не ожидал сегодня получить твоё согласие. Даже если бы ты и согласился, мне пришлось бы тебя отговорить от этого шага.

Скажу более того, моё предложение тебе о тайном принятии схимы было испытанием твоей совести и твоего сердца. В действительности мне нужно было получить убедительное подтверждение твоей внутренней чистоты и готовности двигаться дальше по пути духовного познания и я его получил.

– И что же стало этим подтверждением? – переспросил молодой человек.

– Чистота твоей совести и трезвость, которые правильно оценили твоё состояние даже несмотря на то, что ты выполнил моё поручение. Совесть и сердце нельзя обмануть, как центр прямого и точного знания в отличие от центра головы и рассудка.

Когда ты вспомнил наш разговор, фактически ты достиг умом своего сердца и вернул ум в то состояние, в котором он был во время того разговора. Это было хорошее состояние твоего ума, очень ясное и трезвое, которое ты позднее частично утратил. Именно это состояние твоего ума, в которое ты вернулся, и дало тебе ясно понять, что к принятию схимы ты ещё не готов.

– Ты всё это понимал и осознавал заранее, отче ? – с нескрываемым удивлением переспросил молодой человек.

– Не всё, но многое, – с улыбкой ответил старец. – Мне известен Логос, а зная его, не сложно понять то, что происходит в уме и сердце любого человека. Закон Логоса – это единый закон управления осознанием, которому подчинено в этом мире всё, что обладает осознанием, поэтому знающий Логос, знает практически всё, что происходит в уме и сердце.

Старец взглянул на бывшего монаха, чтобы оценить его реакцию, и после непродолжительной паузы произнёс:

– В этом месте принято задавать вытекающий из ситуации вопрос. Ты не хочешь мне его задать?

Молодой человек посмотрел в глаза старца и как-то нерешительно ответил:

– Отче, но у меня нет никакого вопроса, ей-Богу. Какой вопрос я должен был тебе задать ?

Старец в очередной раз сделал наигранную паузу, придавая важности моменту, и с достоинством хорошего актёра ответил:

– Ты должен был спросить меня сейчас о том, как разрешается эта духовная проблема и что именно служит основанием для согласия на принятие великой схимы. Ведь если ты об этом не узнаешь, ты никогда не будешь готов к схиме.

Именно по этой причине абсолютное большинство простых верующих годами и десятилетиями ходит одними и теми же кругами и лабиринтами благочестия вокруг храма и прихода так и не выходя на путь духовного знания и веры совершенной, а оставаясь несмышлёными детьми и чудоверами, увязшими в обрядоверии и сказочной религиозности.

– Ну хорошо, я согласен с тобой и как же разрешается эта сложная проблема и что служит основанием для принятия схимы?

Старец опять выдержал паузу, как и минуту ранее, и с некоторой многозначительностью и важностью ответил:

– Она разрешается всего одним хорошо испытанным и проверенным за тысячелетия способом, который называется духовное оглашение или посвящение в знание о духовном делании. Твоя проблема, как и проблема большинства верующих, состоит в том, что у тебя нет полноты знания о схиме и внутреннем делании, ни теоретического, ни тем более практического.

А как можно становиться на любой путь, не зная прежде его условий, задач и конечной цели? Никак, – торжественно закончил свою мысль старец.

– И что мне теперь с этим делать, отче?

– Ничего. Проходить оглашение и посвящение в сакральное знание о внутреннем делании, как это всегда было в святоотеческой традиции. Когда у тебя будет ясное знание о схиме, тогда у тебя может появиться и твёрдое намерение стать на этот путь и никак иначе.

– А разве не сам Господь даёт знак и указание для становления на этот путь? – переспросил бывший монах.

– Когда люди хотят снять с себя всякую ответственность за свои поступки и решения, а проще хотят совсем ничего не делать и не решать, они чаще всего говорят «Господь управит», «Господь попустит», «Господь подаст знак» и т.д. и потом до самой смерти с чистой совестью ждут этого управления, попущения или знака, так ничего и не делая. А знака и управления так и не поступает и знаешь почему ?

– Нет, не знаю.

– Да потому, что в этом мире всем управляет Логос или высший божественный Закон, который требует от человека не ожидания чуда, а конкретных личных усилий и соработничества с Логосом.

Ты удивишься, но самым трудным для человека и требующим наибольших усилий является изменение ума высшего хищника, который человеку нужно трансформировать в ум духовный через аскезу и получение высшего духовного знания о Логосе.

Ты проходил оглашение перед крещением ? – неожиданно спросил старец.

– Да, проходил, отче, как и все. Я принимал крещение в 18 лет и перед этим у меня были три огласительные беседы с моим духовником отцом Николаем по Символу Веры и Священному Писанию, а потом была ещё и лекция для оглашаемых по православному катехизису.

– Замечательно, и в чём по-твоему заключалась роль оглашения?

Молодой человек немного задумался, но довольно быстро дал ответ:

– Я думаю в подготовке к таинству крещения и получении первого знания о православной вере, её догматах и о Господе нашем Иисусе Христе, в чём же ещё.

– Всё верно, – сказал старец. – Оглашение – это, действительно, подготовка к таинству первого крещения через осмысление Символа Веры православной. В древней церкви институт оглашения был непременным условием для обращения к вере и само оглашение представляло собой весьма не простое испытание, которое выдерживали далеко не все.

Институт оглашения – это способ подготовки ума и духа человека к великому таинству крещения, которое есть становление души на путь веры христианской для взращивания нового человека во Христе, а оглашение – это начальное просвещение ума, который принимает в себя первичное семя Святого Духа.

Как ты думаешь, что происходит с этим семенем Духа, посеянном в душе и уме? – переспросил старец.

– Я думаю оно прорастает и укореняется в душе.

– В том-то и дело, что не у каждого оно прорастает и не у каждого оно укореняется, становясь живым плодоносным растением по притче Христа о сеятеле. Оно прорастает только в той почве ума, которая благодатна для всходов, а это ясный, трезвый и пытливый ум, который начинает расширяться в направлении духовного сердца.

Любопытно в этой ситуации то, что первичное оглашение – это как бы удобрение почвы ума светом Евангельского знания о спасении души для лучшего прорастания семени Духа.

То же самое и со схимой, как со вторым крещением, которое есть становление ума на ступень веры совершенной и иноческой, требующей гораздо больше, чем требовалось для крещения, – полного самоотречения и самораспятия. Как ты думаешь, в чём отличие первого оглашения от второго по притче Христа о сеятеле?

– Я этого не знаю, отче, правда, – ответил молодой человек.

– Разумеется, ты этого не можешь знать, поскольку не знаешь закона Логоса. Первое оглашение – это подготовка почвы ума для посева духовного знания и получения первых всходов растения души нового человека, а второе оглашение – это подготовка растения души, которое укоренилось и стало большим к духовному плодоношению и получению плодов Духа.

Твоё растение души уже окрепло за время подвизания и для продолжения роста и плодоношения ему нужно получить соотвествующее духовное знание. Проще говоря, тебе требуется пройти второе оглашение, понимаешь ?

– Нет, не совсем.

Старец немного прокашлялся, точно готовился сказать речь, и отхлебнув из чашки немного уже остывшего чая, сказал:

– Духовное знание – это своего рода пища для роста ума к сердцу. Иными словами ум растёт и расширяется в сторону сердца только когда, получает духовное знание и занят его обдумыванием и осмыслением. Если ум не получает в определённый момент требуемого ему знания, он начинает чахнуть, как растение без влаги.

Ты знаешь почему в действительности безблагодатна современная вера и религиозность и абсолютное большинство верующих и даже священства не имеют никаких плодов духа после десятилетий подвизания?

– Вероятно в силу того, что их растения души не достигают стадии плодоношения, – не совсем уверенно ответил молодой человек.

– Совершенно верно. Всё современная безблагодатная религиозность – это плод лишь первого оглашения, которое и не предполагает духовных плодов, а предполагает только посев и получение первых всходов.

Современная религия уже давно утратила полноту знания о духовном плодоношении и по существу подобна бесплодной смоковнице. Я могу тебе совершенно искренне сказать, что у большинства современных верующих ум достигает высоты только нравственного преображения после чего останавливает свой рост.

Иными словами, абсолютное большинство современных верующих – это моралисты и религиозные прагматики у которых нет духовного ума и которые даже не имеют представления о духовном уме и плодах духа. Как ты наверно уже догадался – это и есть результат отсутствия у них соответствующего духовного знания.

– Отче, но ведь не всем нужна вера иноческая и совершенная, дающая соотвествующие плоды и не всем нужно становиться монахами и схимниками.

– Не всем, согласен с тобой. Но религия должна хотя бы не лгать о том, что представляет собой путь истинной веры по учению Христа и не выдавать половину духовного пути за весь путь. Всё оценивается по плодам и если плодов нет, бесплодную смоковницу срубают и сжигают.

– Разве эту ситуацию можно как-то изменить? – спросил молодой человек.

– Я тебе уже говорил ранее, что её уже не изменить в рамках массовой религии. Её можно изменить только на уровне отдельно взятого верующего человека, который выйдет из потока религиозной лжи и встанет на полный путь совершенной веры, а он требует второго оглашения.

– А в чём отличие второго оглашения от первого ?

– Первое оглашение даётся зверскому или по учению отцов «телесному» уму, которому только предстоит принять в себя семя Святого Духа, как закваски, чтобы в уме началось первичное нравственное брожение. Первое оглашение – это первичное просвещение телесного ума и подготовка его к принятию нравственного закона для исполнения нравственных заповедей Евангелия.

Второе оглашение – это духовное просвещение уже укреплённого религиозно нравственного разума, который из святилища воцерковляющихся вводится в святое святых или высшее духовное знание о Логосе.

Первое оглашение – это оглашение профанов и всех званных, а второе оглашение – это оглашение только избранных и наиболее достойных, готовых прикоснуться к сакральным тайна учения Христа.

– Отче, а где можно узнать о втором оглашении избранных?

– Хочу сразу тебе сказать, что знания о втором оглашении ты уже не найдёшь в церковной литературе и письменности, поскольку это сакральное знание, которое всегда передавалось и передаётся только напрямую от живого сердца к живому сердцу и не хранится на ветхих носителях.

– Значит, для принятия схимы мне нужно пройти второе оглашение ? – с некоторым удивлением переспросил молодой человек.

– Именно так. По традиции анахоретства и пустынничества тебе необходимо прохождение второго оглашения для избранных, как просвещение твоего пока ещё душевного ума знанием о Логосе и его законах. Только после этого твой нравственный разум будет готов продолжить рост, чтобы взойти на высшую ступень духовного ума или точнее священнобезумия духовного.

Теперь ты понимаешь почему абсолютное большинство верующих, священства и даже богословов не продвигается в своём духовном росте и развитии далее нравственно-религиозного разума, как ума душевного ?

– Да, теперь понимаю. Это связано с отсутствием в современной церкви института анахоретства и второго оглашения.

– Верно! – заметил старец. – С отсутствием института анахоретства и старчества в церкви просто не осталось живых носителей сакрального знания о втором оглашении, а институт великой схимы фактически деградировал в самой церкви до уровня обычного ритуала и обряда.

На страницу:
2 из 9