Полная версия
Волшебный голос. Энергетические ключи к магии вокала
Нас, как вокалистов, интересует такая сторона магии как сознание человека во всей его полноте, в том числе и главным образом – контакт с собственной душой и через него умение смещать восприятие в тонкий мир. Для этого рассмотрим структуру человеческого сознания (рис 2).
Обычный социальный человек владеет немного физическим и ментальным планами. Эмоции свои он не контролирует, хотя примерно понимает, что это такое. Контролировать потоки событий, управлять ими, а также перепрограммировать свои ценности и убеждения (с пониманием, когда и для чего это необходимо) – вот о какой магии идет речь в данной книге.
Практическое применение рассмотрим на примере. Чтобы запеть непоющему человеку, надо влезть в собственную программу запрета звучать, которая находится в будхиальном теле и начать с ней работать. Удалить ее полностью не получится. Только трансформировать, переписать заново.
Магия начинается с ощущений. Развивать тело ощущений необходимо для того, чтобы открылся доступ в тонкий мир. Видеть, но не чувствовать не имеет смысла. Управление – это контакт, а контакт – всегда ощутим. Чувство тактильного контакта может быть не только в нашем мире. Но и в тонком – там, где нам предстоит начать работу со звуком.
Ощущения сразу не возникают. Они также заблокированы, как и голос. Но постепенно мы начинаем слышать свое сердцебиение, вибрацию звука в ногах, позвоночнике, на макушке. Тогда возникает и понимание, что такое пение через ощущения.
Талант
Попробую дать определение таланта, которое не зависит о того, к чему проявляется этот талант.
Талант – это проявление одной или нескольких особенно выпуклых граней души.
Это непрерывный доступ в тонкий мир, к некой волшебной полочке, проявленный в нашем мире как творчество, магические способности. На физическом плане это выглядит как высокая нервная проводимость, чувствительность, дающая внимательность и концентрацию, интуитивное мышление, способность генерировать идеи, образы, способность учиться самому (самоучка) и учить других, брать ответственность за свои проекты и не бояться трудностей в их реализации.
Талант может быть проявлен очень глубоко и широко. Полностью раскрытый и реализованный талант – это гениальность. Но может быть проявлен лишь в каком-то узком направлении. Например, только как талант к рисованию. Но, на мой взгляд, такие люди просто недостаточно изучили свои возможности. Есть фраза о том, что талантливый человек талантлив во всем. Это ближе к истине.
Талант должен сопровождаться смелостью, иначе ему не удастся полностью раскрыться во внешнем мире, для людей. К сожалению, темп и нравы нашей действительности не способствуют раскрытию всех талантов. Тот, кому удалось реализовать хотя бы какую-то сторону души, – уже счастливчик.
Хочу ликвидировать распространенное заблуждение: надо быть лучшим или вовсе не быть (артистом, поэтом, певцом…). Это тот самый тормозящий развитие перфекционизм. Ничего не делая, невозможно что-то улучшить. Начинайте делать. Учитесь на своих ошибках. Просто учитесь видеть, чувствовать, ощущать…
Халтура на сцене конечно недопустима. Но что значит «лучший»? Нужны разные певцы, артисты и пр. А петь, как мы помним, нужно именно вам. Внутренний цензор подскажет, когда выходить на сцену. Зрители и мода – это вторично. Поэтому всегда слушайте себя и доверяйте себе! Это и есть духовная полнота, когда ваша душа с вами в согласии.
Ансамбль «Василиса», руководитель Е. Новопавловская, 2019 г.
Мое пение мешает соседям?
Еще раз вернемся к этой теме. Вы думаете, что соседи и ваши домашние могут не очень хорошо реагировать на ваши вокальные занятия? Но часто – это только ваши страхи.
Что скажут соседи? Ничего! Ничего они не скажут. Это на 90%.
Давайте разберем этот ложный страх: страх чужого мнения и того, что вы мешаете соседям или еще кому-то мешаете. Нас приучили жить и бояться.
Я всю жизнь пою и только один раз выслушала недовольство и то, только, когда, совершенно забывшись, пропела до 23.30 ночи! Больше – ни разу.
Поставьте цель и идите к ней, поймите, что все мы кем-то загнаны в тесные квартиры именно для того, чтобы мешать друг другу развиваться. Но ваше развитие важнее предрассудков.
Не пользуйтесь микрофоном, пока не запоете в ноты и не укрепите диафрагму. Помните, что пение (без микрофона) – это не самый громкий звук, который издают жильцы. Учитесь петь с тихих звуков, которые будут мягко литься из вашего тела. Если все-таки кто-то вам возражает, скажите, что вы имеете право развиваться так, как вам надо. Пусть войдут в ваше положение.
Поверьте, не все люди будут говорить неприятности вам в лицо. Не пойте до 9 утра и после 9 вечера, и все будет нормально.
Если, к примеру, за стеной ребенок спит днем в определенное время, договоритесь с соседями, что вы не будете заниматься в эти часы. Только так, чтобы это были одни и те же часы, а не каждый день разные.
Если родители против вашего пения – они успокоятся, когда увидят ваши результаты, попросите потерпеть и пообещайте, что скоро вы запоете классно и объясните, как вам это необходимо! Проявите здоровый эгоизм. Здесь он будет вашим помощником.
Детский вокал
Ребенок и взрослый поют по-разному. В чем же отличие, и что надо учитывать преподавателю пения?
Говоря о развитии вокальных данных, можно считать взрослым человека примерно лет с 21-25. Мальчик-юноша проходит ломку голоса, и звучит уверенным тенором или баритоном. Это другая энергетика. Девочка-девушка, хотя ломку явно не проходит, но тоже меняется энергетически.
Энергетика взрослого человека, как цветок, расцветает в полную силу. Ребенок поет в основном грудью и головой, т.к. половые центры неразвиты, преобладают верхние частоты. Взрослый звучит и ногами, и животом (должен звучать), потому что это необходимо для энергопитания тела из земли. Поэтому в голосах появляются низкие вибрации (частоты), голос становится сильнее, увереннее, насыщеннее. Не зря же говорят, что вырастить ребенка значит «поставить на ноги». Через ноги происходит основной энергообмен физического тела и энергии Земли, и происходит это через движение. Отсюда становится понятным, почему ребенку необходимо так много движения – дети хотят бегать и прыгать, заниматься спортом. Запрещая детям достаточно двигаться, мы лишаем их энергии Земли.
Это надо учитывать преподавателю пения при работе с резонаторами груди и живота, ног и головы. Надо дать понимание ребенку, что поет всё тело, чтобы в дальнейшем, когда откроются эти энергоцентры, он смог звучать правильно. Но ожидать, что ребенок будет петь полноценно животом и ногами – не стоит. Можно и нужно развивать ощущение вибрации в ногах и животе (например, с помощью танцевальных ритмических движений, совершаемых тут же при пении), прокачивать звук по телу, усиливать подачу звука в голову и гортань через работу мышц живота и ног.
На своих уроках я говорю: слушай музыку животом. Они понимают меня и сразу чувствуют, что надо делать и поют лучше. Самое главное открыть ребенку, что существует чувственная сторона мира, система восприятия телом – звука, информации и дальнейшее преобразование этой информации через собственный голос как нового аспекта этого мира. И что он – ребенок, человек, может стать проводником этого канала. Это даст ребенку понимание, для чего человеку петь и как петь. Рисунки с изображением оси – канала души (рис. 1) и тонких тел (рис. 3) приведены выше и ниже по тексту, и мы вернемся к этим темам более подробно.
Научить ребенка чувствовать при пении свое физическое (плотное) тело, а главное – тонкие тела гораздо проще, чем даже на уроках йоги. Ведь, считывая информацию с учителя (как и чем петь), ребенок понимает, что делает это иными органами восприятия, нежели умом. Просто учитель пения должен постоянно заострять на этом внимание ученика, будь то взрослый или ребенок. Однако у ребенка это, во-первых, проще пробудить (иногда и видение тонких тел сразу включается), и, во-вторых, останется и закрепится надолго, потому что дети еще не разучились удивляться. А удивление – это моментальное открытие сознания, при котором информация проникает глубже уровня ума и записывается надолго. Эти открытия пробудят в ребенке понимание многогранности мира и человека, чувство и желание поиска, самоисследования и самообучения.
Домашнее пение как метод воспитания
Мне очень повезло, что у меня были поющие родители! Я не могла не петь, потому что в семье пели по праздникам и просто так. И хотя родители совершали большую ошибку, пресекая мои мечты стать профессиональной певицей, говоря, что у меня нет голоса, я пела постоянно.
Что происходит, когда ребенок растет в обществе поющих (путь и непрофессионально) родителей? Он слышит и впитывает, как надо петь и чувствует при этом своей детской неиспорченной душой все тонкости и нюансы этого искусства. Он начинает прислушиваться, как поют профессионалы, интересуется музыкой.
Ребенок поющих родителей развивается не принудительно, а совершенно естественно! Достаточно, чтобы пел хоть кто-то в семье. Даже приходящая бабушка. Дети не могут не реагировать на душевное, мелодичное звучание голоса любимого человека – мамы, папы, бабушки…
В настоящее время редкая мама, к сожалению, понимает, как важно петь ребенку колыбельные песни!
Да, не любая музыка подходит для развития ребенка! Часто приходится наблюдать, как маленьким детям включают агрессивную музычку для взрослых, и поощряют танцевать под всеобщий хохот взрослых. Это полнейшее невежество!
Дети должны учиться любить мелодичную, красивую и спокойную музыку. Только в этих условиях душа ребенка раскрывается к безопасному и искреннему общению, к проживанию прекрасного. Подойдут балеты Чайковского, многие песни советских композиторов, музыка из советских мультфильмов.
Учите и пойте с ребенком детские песни. Это сделает ваше общение более доверительным.
Обратите внимание, какая музыка звучит на детских утренниках в садике. С каким вкусом воспитатель-музыкант подбирает для детей песни и мелодии? Это очень важно!
Если вы поющие бабушка или дедушка, а родители внука (внучки) петь не любят, старайтесь заменить их в этом деле. Внуки будут вас очень ценить, это я проверила на себе.
Принимая решение отдать ребенка в музыкальную школу, на танцы или в подготовительную музыкальную студию, поговорите с ним. Пусть это решение будет совместным и заранее подготовленным. Пусть ребенок как можно раньше почувствует важность музыки и пения в жизни человека.
Если в музыкальной школе большая нагрузка (а чаще всего это так) – это может отвернуть ребенка с музыкального пути навсегда. Лучше позвольте ему оставить эти уроки и заниматься самому или с частным преподавателем, чтобы сохранить желание и творческий порыв. Это мой опыт и мнение.
Одно несомненно. Если вы сами достаточно хорошо поете (голос звучит легко, и вы наслаждаетесь этим процессом) или играете на чем-либо, то ваше пусть и непрофессиональное пение и игра на инструменте дадут маленькому ребенку намного больше, чем годы учебы в музыкальной школе.
Слушая пение и задушевную музыку, ребенок растет с открытым сознанием*, его будет затем труднее обмануть, запугать, сбить с толку. Он будет чутко проживать свою жизнь и будет гораздо счастливее и увереннее в себе.
Сейчас многие духовные учителя приходят в единогласному выводу, что творчество – это первый шаг к просветлению! Не внушайте ребенку, что творчество не принесет ему материальных выгод во взрослой жизни. Свободное занятие творчеством в детстве поможет ребенку почувствовать, каким трудом зарабатывать себе на жизнь, и в нашем жестоком мире, где талант и творческий подход воспринимаются часто как нечто ненужное, все-таки найти себе работу по душе!
Работа с детьми с ДЦП. Музыка и пение при психических отклонениях
Любые размышления начинаются с того, чтобы сформулировать правильный вопрос. Тогда, отвечая на него, мы получим концепцию, подход, методику. Итак, какой вопрос необходимо задать сейчас?
Почему творчество так благотворно влияет на любого человека?
Почему такой вопрос? Ведь речь в заголовке идет о людях (детях) с отклонениями. Да потому, что наша задача – исцеление творчеством. Верно? У меня еще нет такого конкретного опыта, но я думаю, что это возможно.
Творчество оказывает влияние на ту сферу сознания (сверхсознание), которая является управляющей по отношению к уму и телу. Вернемся к схеме энергетической структуры человека. Верхние чакры (энергоцентры) управляют нижними. Самым нижним является тело и чакра муладхара. Ум стоит на уровне чаркы анахата. Как видно над умом есть еще 3 центра, которые мы даже не можем адекватно именовать – там полная путаница. Йога и творчество, объединяясь, дают эффект гармонизации всех уровней и чакр. Человек начинает сочинять стихи, танцевать, вспоминает себя ребенком. Этот процесс называется освобождением сознания. Когда освобождается сознание, то освобождается и тело.
Один раз ко мне привели мальчика 8 лет на занятия по исправлению речи. Мама его не сказала мне по телефону, что у него был диагноз ДЦП. Но при первом взгляде на ребенка это было понятно. Да, форма может быть была не очень тяжелой, но тем не менее.
Как общаться с такими детьми? Конечно через диалог с его душой. Нужно установить такой контакт, такую степень доверия, какая только возможна. Только поток любви может исцелить малыша.
Мы стали говорить о разных вещах. Я прощупывала почву: через какую тему ребенок начнет открываться. Что его волнует? На уроках вокала и йоги постепенно становишься психологом. Поэтому я стала параллельно помогать детям в развитии речи, хотя логопедических знаний не было, было только понимание (чувствознание) и личная сила моей души. У меня получалось пробить блокировки, мешающие детям слышать звуки и произносить их. Это происходит так же, как и на вокале при исправлении слуха. Удавалось довести внимание ребенка до необходимой концентрации, а далее – практическое закрепление результата.
Недостаток внимания как недостаток энергии, получаемой через внимание взрослых (с первую очередь родителей!) и как следствие – небрежное отношение к произношению – вот причина всех нарушений речи. Но об этом стоит писать другую работу.
Однако понятно, что проблемы детей надо начинать решать с их родителей. Почему мамы, папы и даже бабушки стали уделять детям настолько мало внимания, что они и говорить-то научиться не могут? Это социальная проблема, характерная для нашего времени. Раньше с этим было намного лучше. Я учила говорить свою внучку, когда поняла, что дочь не справляется с этой задачей. У меня всё получилось, и я спросила себя: почему же я другим детям помочь не могу? И начала заниматься приемом детей с дефектами речи.
ДЦП – врожденное заболевание. Но это не меняет моего исходного принципа: вмешательство и помощь возможны только путем усиления внимания, повышения энергетики ученика-пациента за счет моих душевных сил.
Максимально этому способствует музыка. После написания букв и произнесения слов я предложила мальчику (его звали Олег) просто сеть за пианино и поиграть. Я увидела, что он проявил интерес к инструменту. Мы беседовали с его мамой, а он что-то играл…
Сначала это были робкие звуки, пробы. Но вот спустя пару минут мы услышали нечто, похожее на настоящую музыку. По поведению ребенка было видно, что он перешел в другое состояние: расслабился (ведь ДЦП – сильнейший зажим, спазм мышц), стал мечтать и испытывать удовольствие. Мука, присутствовавшая на его детском лице до этого, ушла! Я была потрясена и мама тоже. Мы договорились и дальнейших занятиях. Я предложила подключить и йогу. Она согласилась. Олегу так понравилось играть, что он не хотел уходить!
Я была немного напугана сложностью своей задачи, но мобилизовав свои душевные силы, стала изучать вопрос ДЦП в интернете, читать статьи на эту тему. Я поняла, что моё чутьё не подвело и, хотя во всех статьях было сказано, что эта болезнь не излечима, я поняла, что йога и творчество – это действительно те инструменты, которые в сочетании с правильным подходом могут как-то помочь.
Психические проблемы – это дисбаланс ума и души, возникающий по причине энергопробоя тонких тел человека. ДЦП – это такая блокировка тела, при которой сознание недополучает большое количество энергии и поэтому оно как бы разорвано на части. Оно не может контролировать одновременно физические (тело) и психические (эмоции, реакции) характеристики. Мне было бы интересно поработать с этим мальчиком, но к сожалению его семья видимо не поддержала предложенные мною методы и они больше не пришли. Грубо говоря, испугались моего нестандартного подхода.
Я думаю, что если бы этот подход массово можно было практиковать с душевнобольными, то перемены бы обязательно наступили. Результат обязательно был бы, потому что основа моего подхода – не медицинская, не психологическая, а энергетическая. Йога утверждает, что причина любых нарушений в теле и психике – это блокировка энергопотока. Если мы налаживаем поток, то все проблемы уходят.
Так как же ответить на мой первоначальный вопрос: почему творчество так благотворно влияет на любого человека? И почему оно может помочь даже психически больному?
Видимо, потому что творчество подключает человека к изначальной силе творца, силе преображающей и трансформирующей. Эта разумная сила дает дополнительный приток энергии в ЭИС человека и происходит улучшение, исцеление. Ведь все мы в этом мире так или иначе недостаточно здоровы.
Пение – это способ открыть энергопоток, т.е. усилить свое взаимодействие с естественными (природными) источниками энергии, напитаться ими и исцелиться от проблем. С помощью учителя-энергопрактика это возможно сделать быстрее.
Е. Новопавловская – ведущая концерта, 2008 г.
Речь и музыка. Пение в природной логопедии
Я написала несколько книг. Одна из них – «Природная логопедия», где я рассказываю, как с помощью природных знаний, чувствительности и простых образных психотехник улучшить речь свою или ребенка. Приведу здесь одну главу из этой книги, т.к. она напрямую связана с пением и показывает суть универсального метода, применимого ко всему.
В моей книге о вокале «Позвольте себе петь!» я писала о психологических зажимах, препятствующих свободному прохождению звука. Рекомендую ее прочитать, т.к. работа с речевым и певческим каналами очень похожа.
Известно, что заикание при пении исчезает. Музыка творит чудеса, потому что переводит нас в особое состояние. Когда мы поем, то не думаем в привычном смысле слова. Это помогает перестроить привычный взгляд на речь, когда эта привычка сформировалась под действием невроза, т.е. неправильно.
Я часто пою с детьми на логопедических сеансах. Они раскрываются и начинают проявлять ко мне гораздо больший интерес, слыша, как красиво и легко звучит мой голос.
Музыка помогает ребенку переключиться от напряжения логопедических упражнений, расслабиться. Но одновременно, делает его более внимательным и спокойным. Она помогает понять, как важно исправлять речевые нарушения, потому что во время пения, они становятся как бы более заметны. После этого мы снова с учеником продолжаем с большим усердием выговаривать звуки.
Под музыку веселее пропеть да-да-да, ла-ла-ла, ри-ре-ря-рё-рю. Творчеству здесь нет границ.
Голосовой поток с применением диафрагмального дыхания при пении работает интенсивнее, поэтому может быть легче прочувствовать свою речь и исправить ее.
К сожалению, чаще всего, в музыкальной школе не учат диафрагмальному дыханию. Поэтому я занимаюсь его постановкой с учениками на уроках вокала и сеансах логопедии. Часто это бывает настоящим открытием, что ученик начинает сразу лучше петь. Диафрагмальное дыхание помогает начать чувствовать не только, как человек дышит, но и включить всё тело ощущений, без чего невозможно развить ни единого навыка.
Ощущения работают на вокале, так же и на логопедических сеансах, важно научиться чувствовать слабо контролируемые телесные процессы, а затем и те, что пока вовсе не контролируются, и тогда их можно будет исправить. Ведь влиять мы можем только на то, что знаем и чувствуем. На этом основаны все так называемые экстрасенсорные способности. Именно ощущения лежат в их основе.
При достаточном усердии можно научиться слышать, как ваше сердце бьется в каждой зоне тела, как движется по позвоночнику спинномозговая жидкость, как меняется ваше настроение еще до того, как оно окончательно упало, и изменить это. Ощущения и управление ими творят чудеса. Это базис магических практик.
При работе с речью мы должны развивать все ощущения, связанные с процессом речи. Так налаживаются нейронные связи, которые заблокированы в детстве в результате стрессов, непонимания и обид.
Музыка и пение – это один из самых мощных инструментов для развития тела ощущений, потому что здесь ощущения не совсем тактильные (звук, вибрация струн и голоса), но если указать ученику на это соответствие, ему становится легче понять, как много ощущений мы можем воспринимать, и как это важно для его речи.
Еще больше раскрыть тему социальных предпосылок неспособности к творчеству у детей и взрослых помогут мои статьи в Приложении. А мы идем дальше.
Часть 2. Физическая трансформация. Теория и практика работы с телом
В этом разделе рассмотрим физические, телесные методы улучшения голоса, хотя безусловно невозможно полностью разделить нашу физику и психику. Ведь мы – единое энергоинформационное существо.
Тело ощущений
Рис. 2. Тонкие тела
Прежде чем углубиться далее в работу вокального аппарата, т.е. физического тела вокалиста, рассмотрим надстройку, обеспечивающую эту бесперебойную работу – тонкие тела человека. Их совокупность еще называют аурой, биополем. Без них невозможно понять многих аспектов вокала. Далее суть этой взаимосвязи будет разбираться в разделе «Психическая трансформация. Работа с сознанием и душой».
Если определить суть моей методики в нескольких словах, то она звучит так: пение – это ощущение. Что это значит?
Это значит, что пением управляет не ум, а душа. Ей подчиняются тонкие тела человека – ощущения, эмоции, мысли и т.д. А воздействует она на физические процессы именно через второй уровень сознания – тело ощущений, или эфирное тело (рис.2). Не думайте, что сейчас начнется какая-то скучна теория. Нет. Это практика самая что ни на есть.
Итак, коротко о сферических телах. За что отвечает каждое тонкое тело:
Эфирное – управляет ощущениями,
Астральное тело – эмоциями,
Ментальное – мыслями,
Куазальное – событиями, опытом, временем жизни,
Будхиальное – это идеи, убеждения, ценности,
Атмическое – связь с высшим разумом, инфополем, творческими каналами, богом.
Рассмотрим на примерах работу некоторых тонких тел, чтобы понять, почему так важно это знание для вокальной реализации.
Вы думаете, чем мы ощущаем вибрацию, равновесие, скорость, полеты наяву или во сне? Именно телом ощущений. Когда нам снится, что мы падаем в самом начале засыпания, в пограничном состоянии между сном и бодрствованием, вызвано включением тела ощущений. Ведь во сне физическое тело отключается и происходит резкий перенос внимания в тело эфирное, а затем и в астральное, которое действует и видит во сне.
Тело ощущений – накопитель всей энергии, которую вырабатывают органы физического тела. У эфирного тела есть свой ритм, он называется витальным, т.е. ритмом жизни. Его можно почувствовать, если сеть расслабленно, закрыть глаза и представить, что колышишься на волнах моря. Тело начнет совершать микроколебания вперед-назад или справа налево. Это и будет витальный ритм.
Тело ощущений содержит очень много информации о нашем самочувствии, воспринимает все сигналы, идущие к т. наз. органам чувств: слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые. Все они объединяются в эфирном теле и дают результирующую оценку, называемую восприятием. Сюда же идут сигналы о температуре окружающей среды, влажности, объеме и форме пространства и предметов, ощущения цвета, уровня комфорта, опасности и более сложные ощущения.
Например, ощущение скорости невозможно отнести к какому-то одному органу чувств. Скорость – это смесь зрительных, слуховых и осязательных явлений.
Так и музыка – сложное явления, воспринять которое можно лишь хорошо развитыми тонкими телами.
Музыкальный слух – это комплексная работа тонких тел по обработке и передаче информации о воспринятой музыке, начиная с ритма, мелодии, аккомпанемента и других нюансов.