bannerbanner
Введение в трансперсональную психологию
Введение в трансперсональную психологию

Полная версия

Введение в трансперсональную психологию

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Исходной позицией Чарльза Тарта служит тезис, принадлежащий Уильяму Джеймсу: «Наше бодрствующее сознание есть не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него лежат совершенно другие, потенциальные формы сознания, отделенные тончайшей преградой». В своей книге «Пробуждение» Тарт ввел в лексикон выражение «согласованный транс», уподобив нормальное бодрствующее сознание гипнотическому трансу. Он подробно описал, как каждый из нас с детства вводится в транс, в котором пребывает окружающее нас общество. Тарт подметил сходства и различия между наведением гипнотического транса и транса согласованного. Он особо подчеркнул колоссальное и всеохватывающее воздействие родителей, учителей, религиозных вождей, политических лидеров и др., заставляющее подчиниться трансу. На основе учения Гурджиева и других духовных учителей Тарт очертил путь к пробуждению от транса, основанный на самонаблюдении. (Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М.: Эксмо, 2003. 288 с.)

Российские трансперсональные направления

Тыну Сойдла один из признанных пионеров трансперсональной психологии в России. Родился в 1939 году в г. Раквере (Эстония), окончил биолого-географический факультет Тартуского университета. Кандидатскую и докторскую диссертации по генетике защитил в Ленинграде. Автор ряда статей в трансперсональных изданиях. Член редколлегии ряда трансперсональных журналов, таких как International Journal of Transpersonal Studies и Journal of Transpersonal Psyсhology.

Козлов Владимир Васильевич в течение 25 лет работает в психологической науке и практике, основатель Интегративной психологии. Деятельность психолога начал 1981 году на заводе Топливной аппаратуры (Ярославль) в психологической лаборатории Е. П. Шарапова. В. Козлов – самый продуктивный практический психолог, ведущий тренинги личностного роста в мировых масштабах. Он провел более 500 научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии с участием более 16 000 человек на территории России, ближнего и дальнего зарубежья. Им разработано около 50 авторских тренинговых программ, внедрено в психологическую практику 35 авторских методик и целостных технологий самоисследования и личностного роста.

В. Козлов – научный куратор Института трансперсональной психологии (Москва), Института развития личности (Москва), организатор и руководитель специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям Международной академии психологических наук, основатель Международного института интегративной психологии. За период с 1990 по 2007 годы принял активное участие в 85 отечественных и зарубежных конференциях (в качестве председателя, директора-организатора, руководителя секций и круглого стола, докладчика). Являлся координатором 55 международных конференций по проблемам теории и практики психологии. Ему принадлежит выдающаяся роль в создании научной школы интегративной психологии. (Майков В. Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние Изд. АСТ, 2004)

Владимир Майков родился в 1956 году в Ярославле. Ученик Станислава Грофа, основоположник школы холотропного дыхания в России. В 1980 году окончил с отличием факультет общей и прикладной физики Московского физико-технического института и в том же году поступил в аспирантуру Института философии АН СССР. В своей диссертации «Единство познавательных и ценностных отношений в структуре человеческого сознания» В. Майков впервые в отечественной литературе провел анализ на материале трансперсональной психологии и «новой науки» (диссертация защищена в 1988 году). Это исследование стало фундаментом будущих разработок в области трансперсональной психологии и терапии. Майков обучался у Станислава и Кристины Гроф с осени 1990 по весну 1993 года и стал сертифицированным преподавателем холотропного дыхания и трансперсональной психологии. В 1990 году он выступил одним из инициаторов создания Советской ассоциации гуманистической психологии и был избран вице-президентом этой организации. В 1994-м основал Международный издательский проект «Тексты трансперсональной психологии» и по сей день является главным редактором этого проекта. Им издано свыше 50 книг по трансперсональной психологии и психотерапии, в которых представлен весь спектр идей современной трансперсональной психологии. (Майков В. Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние Изд. АСТ, 2004)

Евгений Файдыш долгие годы изучает мистические традиции и шаманизм, мегалитические сооружения, их связь с возникновением и развитием земной цивилизации. Был организатором и участником многих экспедиций в малоизученные уголки Сибири. После 1990 года регулярно проводит экспедиции в те отдаленные районы, где еще уцелели остатки древних культов: в Северную Америку, Мексику и на Гавайские острова, в Китай, Индию и Непал, Шотландию, Ирландию и Средиземноморье. Евгений учился на тренингах-семинарах Арнольда Минделла (World Work), являлся соорганизатором многих российских и международных конференций в области трансперсональной психологии. С 1994 года – постоянный делегат от России на ежегодных конференциях Европейской трансперсональной ассоциации. Был одним из организаторов и учредителей фонда «Трансперсональная психология», фонда «Экологии жилища и фэн-шуй» и других научно-общественных организаций, связанных с трансперсональной психологией. В последнее время большое внимание уделяет трансперсональным аспектам виртуальной реальности и информационно-психологической безопасности. (Майков В. Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние Изд. АСТ, 2004)

Марина Белокурова начиная с 1983 года постоянно интересовалась различными концепциями в области развития личности и психотелесного единства человека и прошла учебные курсы по культурологии, мифологии, теории религий, натуропатии и макробиотике, фитотерапии, окончив также учебную программу по Вальдорфской педагогике Штутгартского антропософского центра. В 1989 году прошла один из первых семинаров по практике связного дыхания, окончила многочисленные сертификационные курсы по этому направлению (Джим Леонард, Сондра Рэй, Р. Дубиел, Дж. Террус и др.) и с 1991 года окончательно посвятила себя исследованиям в области психологии, психотерапии, теории и практике психологического тренинга.

Герман Карельский кандидат философских наук, специалист по интенсивным интегративным психотехнологиям (закончил специализацию у профессора В. Козлова в 1999 году), является представителем экзистенциально-трансперсонального подхода к реабилитации наркозависимых.

Ирина Курис – специалист в области биоэнергетики движения и трансперсональной психологии. Кандидат педагогических наук, доцент Ленинградского областного государственного университета, Ирина Курис преподавала на кафедре педагогики детства и современной образовательной технологии и на факультете искусства. Член Петербургского отделения Союза ученых РАН. В настоящее время докторант кафедры психологии ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.

Автор и ведущий ряда тренингов по трансперсональным практикам в динамическом режиме. Исследователь, практик, визионер. Первый опыт мистического транса пережила в семь и двенадцать лет. (114. Майков В. Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние Изд. АСТ, 2004)

Татьяна Гинзбург – доктор психологических наук, техник Школы игротехников, профессиональный инструктор по ребефингу, холотропному дыханию, вайвейшн, свободному дыханию и другим западным психотехникам с 1995 года, лидер Европейской школы дыхания, директор Центра гуманистических технологий «Человек».

Татьяна была инициирована на Путь на программах семинара «Трансзональная адаптация» в 1993 году. Первую дыхательную сессию прошла в декабре 1993 года под руководством Геннадия Широкова.

С 1995 по 1997 год профессионально обучалась на тренинге «Дерево Жизни» в Международной ассоциации свободного дыхания.

С 1998 года в течение нескольких лет являлась национальным координатором Международного фонда дыхательных психотехник (International Breathwork Foundation – IBF), представляя Россию и российских ребеферов в международном сообществе.

С 1996 года проводит дыхательные тренинги и сессии в Москве и Санкт Петербурге, постоянно совершенствуя свое профессиональное мастерство. В 2000 году вместе с коллегами Татьяна организовала международную конференцию «Глобальное Вдохновение», на которую собралось несколько десятков мастеров со всего мира, в том числе ведущих специалистов по западным дыхательным психотехникам.

В 2001 и 2002 году Татьяна вместе с командой Школы игротехников организует конференции «Глобальное Просветление».

Татьяна Гинзбург лично знакома с Леонардом Орром (создателем ребефинга) и множеством других лидеров дыхательного движения и трансперсональной психологии.

Неоднократно участвовала в международных конференциях IBF, АТПП, ЕВРОТАС с докладами и воркшопами.

Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Методология Интеграции в Дыхательных психотехниках» в 2004 году, докторскую диссертацию в 2010 году.

На сегодня Татьяна один из самых квалифицированных «дыхальщиков» в России, при этом устремленных не только к профессиональному росту, но личному развитию. (Информация взята с сайты: http://samopoznanie.ru/trainers/tatyana_ginzburg/)

Измененные состояния сознания

Термин измененное состояние сознания (ИСС) исходит из убеждения в том, что существуют различные уровни, или состояния сознания. Состояние сознания можно изменять искусственно (например, с помощью гипноза) или естественным образом (во время сна). Считается, что состояние сознания человека оказывает влияние на его психологическую активность – например, на уровень мотивации. ИСС характеризуется, в частности, тем, что в них изменяются язык и речь человека.

Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, в то же время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии, психиатрии, искусственного интеллекта, социальной психологии и др. В наше время собрано множество клинического материала по проблеме измененных состояний сознания. Ученые долгие годы занимаются проблемами гипноза, разрабатываются многочисленные техники медитации, в клиниках в качестве обезболивающих практикуется прием психоделиков, исследуются проблемы сна и сновидений – все это и многое другое является гранями измененных состояний сознания. Изучение феноменологии ИСС, получаемой при психотерапии, позволяет переосмыслить проблему сознания, резервов психики, сущности человека. Таким образом, данная тема достаточно актуальна.

Измененные состояния сознания (ИСС) – качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями (классическое определение А. Людвига).

Известно значительное количество факторов, вызывающих ИСС, например сон как особое состояние организма, равно как и длительное лишение сна, сенсорная депривация, наркотики, алкоголь, повышение или понижение давления, психическая травма и др.

Обретенный в состояниях ИС интеллектуальный опыт может быть столь уникален, что сильнейшим образом воздействует на личность и ее последующую жизнь (например, пророческие сны).

Бесспорно то, что ИС – сфера, малоизученная и загадочная. По мнению некоторых исследователей, накопленные в процессе изучения ИС факты часто совершенно необъяснимы с позиций устоявшихся представлений о сознании личности, формах ее взаимодействия с миром и могут со временем привести к их радикальным изменениям.

Измененные состояния сознания (ИСС) – состояния человека, во время которых происходит:

1. смену нормированных культурой способов упорядочения внутреннего опыта и переживаний на иные, нестандартные формы категоризации. Этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов;

2. изменения эмоциональной окраски представленного в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2