Полная версия
Введение в трансперсональную психологию
Введение в трансперсональную психологию
Алексей Тулин
© Алексей Тулин, 2022
ISBN 978-5-0056-8903-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Брошюра посвящена трансперсональной психологии и кратко охватывает основные темы данного направления. Эта работа была написана как учебное пособие для моего авторского курса «Трансперсональная психология: История и современное состояние», разработанного мною в 2012 году.
В последнее время к трансперсональной психологии не спадает интерес со стороны психологов, антропологов, физиков и даже некоторых мистиков. Данное направление получила широкую известность своими исследованиями измененных состояний сознания, мистических переживаний, мистического опыта, парапсихологическими исследованиями. Лидеры данного направления за рубежом – это С. Гроф, А. Минделл, Ч. Тарт, и д.р., в России: В. Майков, В. Козлов, Г. Карельский, Е. Гордеева и д. р. Кафедры трансперсональной психологии есть во многих городах России, специалистами проводятся огромное количество семинаров и тренингов по трансперсональной психологии, приглашаются специалисты из других стран.
Трансперсональная психология – это интереснейшее направление психологической науки XXI века.
Определение трансперсональной психологии
Трансперсональная психология обозначена как «ненаучная дисциплина», поскольку у нее нет объекта исследования или он недостаточно четко сформулирован. Однако свой неоднозначный статус данная дисциплина во многом получила благодаря «серьезным» ученым психологической науки, которых настораживает тот факт, что трансперсональная психология слишком большое внимание уделяет различным эзотерическим и лженаучным учениям. Трансперсональная психология возникла в 70-е годы XX века вместе с другими психологическими науками и к началу XXI веку была подкреплена большим исследовательским материалом. При этом стоит отметить, что у нее сложился определенный объект изучения – измененные состояния сознания. Что касается различных эзотерических и лженаучных учений, как бы наивно это ни прозвучало, они являются своего рода «приложением» к данной дисциплине, которое во многом обусловлено мировоззрением различных авторов – ученых, трансперсональную психологию создававших. А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф стояли у истоков трансперсональной психологии, они желали создать дисциплину, которая изучала бы особые состояния сознания или аномальные состояния психики человека, такие как транс, мистический/религиозный опыт, мистические переживания и т. д.
В связи с этим представляется возможным дать следующее определение современной трансперсональной психологии:
Трансперсональная психология – научное направление, исследующее трансперсональные состояния человеческой психики с помощью восточных и западных психотехник и практик.
Основной парадигмой трансперсональной психологии стало когда-то очень популярное направление в физике – квантовая механика.
Методы исследования
трансперсональной психологии
Наряду с этим трансперсональная психология оперирует огромным количеством практических, абсолютно научных методов. Перечислим некоторые из них.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – график электрической активности головного мозга, получаемый в процессе электроэнцефалографии. Применяется для исследования активности мозга при измененных состояниях сознания.
Самочувствие. Активность. Настроение. Тест (САН) – разновидность опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 году.
САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение – могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако сегодня получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А. Б. Леонова, 1984). САН широкое применяется при оценке психического состояния больных и здоровых людей, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Методика INSPIRIT (Индекс базовых духовных переживаний). Изначально была разработана для изучения «базовых духовных переживаний», убедивших человека в существовании Бога, оценки их значимости для личности, а также определения отношения респондента к религиозным практикам. Ниже приведены примеры из опросника.
Насколько религиозным или духовным человеком вы себя считаете? Примерно, как часто вы уделяете время религиозным или духовным
практикам?
Насколько часто вы ощущали присутствие мощной духовной силы? Насколько близким (-ой) к Богу вы себя ощущаете?
Было ли у вас когда-нибудь переживание, которое убедило вас в существовании Бога?
Согласны ли вы или не согласны с утверждением «Бог находится внутри человека?»
Данная методика, переведенная по согласованию с автором на русский язык специально для нашего исследования, была апробирована на выборке здоровых студентов, испытывающих повседневный стресс. В оригинальной версии INSPIRIT оценки по всем семи заданиям методики в финальной факторизации образовывали одну шкалу, характеризуя тем самым полюс «внутренней религиозной ориентации» по типологии Г. Олпорта, определяющей, в частности, динамику духовного роста личности.
По данным Левина и Шиллера, изучавших взаимосвязь здоровья и духовности, внутренняя или зрелая религиозность способствует формированию у субъекта положительных психологических отношений, которые являются своеобразным буфером, предохраняющим человека от стрессорного воздействия различных эндо- и экзогенных факторов. Валидизация шкалы INSPIRIT была проведена на базе ряда кардиологических, травматологических и онкологических стационаров в США, где у пациентов изучалась связь выраженности базовых духовных переживаний и динамики выздоровления (модель стресса, обусловленного соматической патологией). Выборка насчитывала 83 испытуемых в возрасте от 25 до 72 лет, преимущественно женщин (66%) и белых американцев (94%). Из них 37% были католиками, 23% протестантами и 40% исповедовали иудаизм.
Тест-опросник (уровня) религиозности («ТОР»; Ю. В. Щербатых с соавторами, 1996), состоявший из 40 вопросов, которые можно было разбить на 8 субшкал (гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии; отношение испытуемого к магии; тенденция личности искать в религии поддержку и утешение; внешние признаки религиозности; тенденция веры в Творца и признание существование высшей силы, создавшей мир, и др.).
Опросник ИСС («Признаки измененных состояний сознания», Л. И. Спивак, 1992, модификация 2004) был разработан в рамках отечественной научной школы исследования ИСС по данным массовых обследований, а также с учетом структуры наиболее авторитетных зарубежных опросников. Опросник ИСС направлен на измерение выраженности тех составляющих религиозно-психологического опыта, которые мы определяем в порядке первого приближения как «предрелигиозные». Включенные сюда необычные психические переживания, такие как прекогнитивные («вещие») сны, когнитивные инсайты («прозрения»), мистические озарения, аудиовизуальные иллюзии, яркие амбивалентные эмоции, весьма часто служат промежуточной стадией при нарастании религиозно-психологической доминанты либо же, при «задержке» на данной стадии, в течение достаточно долгого времени могут подменять собой отправление религиозного культа (в современной культуре они проявляют тенденцию к оформлению в виде самодостаточной «новой духовности» типа нью-эйдж. Опросник состоит из 15 шкал, представляющих основные признаки качественного изменения сознания, по данным которых рассчитывается интегральный индекс.
Опросник ИСС направлен на регистрацию достаточно краткосрочных, волатильных, реактивных компонентов религиозно-психологических переживаний.
Психологический опросник «Особенности мистической личности» (А. В. Тулин) состоит из 81 утверждения и из восьми шкал. Цель ОМЛ – исследование предрасположенности личности к мистическим верованиям и роли в них самого человека, а также изучения влияния мистических учений на детей и взрослых. Психолог должен понимать, что «трансцендентное», с которым человек столкнулся, будь это инопланетяне или что-либо еще, как правило, сильно меняет мировоззрение. Во многих случаях человек не может справиться с возникшей у него проблемой, в том числе может переживать так называемый духовный кризис.
Трансперсональные направления
Особенность трансперсональной психологии состоит в том, что она включает огромное количество течений, направлений и школ, как зарубежных, так и российских. Различных трансперсональных практик насчитывается свыше 500. В российской трансперсональной психологии главенствует так называемый холотропный подход С. Грофа, точнее практика холотропного дыхания. Данный подход чрезвычайно популярен в России, при этом другие трансперсональные направления практически не игнорируются, и это представляет собой проблему.
В этой главе я расскажу о наиболее известных трансперсональных школах, насколько позволяет мне формат этой небольшой книги. Заинтересованому читателю рекомендую обратиться к книге В. Майкова, В. Козлова «Трансперсональный проект», где он найдет более подробную информацию.
Зарубежные трансперсональные направления
Станислав Гроф родился в Праге, 1 июля 1931 года. С 1956 по 1967 годы Гроф – практикующий психиатр-клиницист. Автор психотерапевтического метода холотропного дыхания.
Гроф разделил опыты с психоделиками на четыре категории: абстрактные, психодинамичные, перинатальные и трансперсональные.
1. Сенсорные опыты – это главным образом переживания, связанные с органами чувств, необычно яркое восприятие цвета или звуков.
2. Индивидуальные опыты – это ожившие эмоционально окрашенные воспоминания. Сюда же относятся переживания, имеющие символический смысл, подобные тем образам, которые мы видим в своих снах.
3. Перинатальные опыты – переживания, связанные с рождением и смертью. Гроф говорит, что процесс рождения имеет четыре стадии. Первая начинается с периода, предшествующего началу схваток. Развивающийся ребенок спокойно лежит в утробе матери. Эта стадия ассоциируется с ощущением безграничности и с такими символами, как, например, океан. Вторая стадия, начало схваток, ассоциируется с тревогой и угрозой, ощущением западни. Во время третьей стадии ребенок продвигается по родовому каналу. С этой стадией может ассоциироваться борьба за существование, сильное давление и ощущение удушья. Четвертая стадия – это саморождение ребенка, борьба, которая, в конце концов, заканчивается освобождением и релаксацией. Сюда же можно отнести ассоциации с созерцанием прекрасного или света, чувство освобождения или спасения, а также переживания, связанные со смертью и новым рождением.
4. Трансперсональные опыты, связанные с чувством, что наше сознание простирается за пределы границ эго, за пределы пространства и времени. Среди других переживаний и ощущений можно назвать экстрасенсорное восприятие, видение архетипических образов, память предков, память более ранних реинкарнаций, ощущение полного единения с другими людьми.
Гроф утверждал, что эти четыре уровня взаимосвязаны. Он отмечал, что работа с психодинамическими воспоминаниями, как правило, приводит практикующего к перинатальному и затем к трансперсональному опыту. Верно, также и обратное; те, кто испытал глубокие духовные или трансперсональные переживания, находят, что им легче работать с психологическим материалом.
Другим важным отличием является то, что значимые биографические элементы в воспоминаниях появляются не изолированно, а образуют определенные динамические сгущения в памяти, так называемые система конденсированного опыта (СКО). СКО – это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, которые объединяются сильным эмоциональным зарядом сходного качества, интенсивными физическими ощущениями определенного рода или общими важными элементами. СКО являются принципом, управляющим не только динамикой индивидуального бессознательного, но и являются общими организующими принципами, действующими на всех уровнях психики.
Большинство биографических СКО динамически связаны с определенными аспектами процесса рождения, т.е. с персональным уровнем психики. Перинатальные же темы и их элементы специфически связаны с соответствующим эмпирическим материалом из трансперсональной области.
Обычно определенние динамическое СКО охватывает материал различных биографических периодов, биологического рождения и всевозможных областей трансперсонального мира, наподобие воспоминаний о других воплощениях, отождествление с животными и мифологических мотивов.
Связь между биологическим рождением и перинатальными переживаниями глубока и специфична. Это дает возможность использовать стадии биологических родов для построения теоретической модели, позволяющей понять динамику перинатального уровня бессознательного и даже прогнозировать на этом уровне. Перинатальные переживания организованы в типичные тематические группы, базовые характеристики которых эмпирически связаны с анатомическими, физиологическими и биохимическими аспектами определенных клинических стадий рождения. Модель, основанная на этих стадиях, дает новое понимание динамической архитектуры различных форм психопатологии и создает новые возможности для терапии. Модель процесса рождения является мощным объяснительным принципом в рамках феноменов специфического уровня бессознательного. Перинатальный уровень бессознательного представляет собой важную промежуточную область между индивидуальным и коллективным бессознательным или между традиционной психологией и мистикой. Переживания смерти и возрождения, отображающие перинатальные уровни бессознательного, богаты и сложны. События, связанные с различными стадиями или аспектами биологического рождения, как правило, перемежаются или, ассоциируются с многочисленными мифологическими, мистическими, архетипическими, историческими, социополитическими, антропологическими или филогенетическими трансперсональными переживаниями. Они проявляются в четырех эмпирических структурах или сгущениях, связанных с клиническими стадиями рождения ребенка.
Станислав Гроф после запрета ЛСД в США и по всему миру 1970 году создал перспективную замену, основанную на гипервентиляции легких, которую назвал Холотропным дыханием. Структура техники состояла в том, чтобы человек (холонавт) лег на коврик и под громкую этническую музыку начинал глубоко и часто дышать, в результате чего у человек начинал входить в измененное состояние сознания и из его подсознательного по убеждению Грофа, начинают выходить наружу различные травмирующие воспоминания о прошлых жизнях, о рождении, психологических травмах детства и т. д. Однажды Гроф потянул спину при участии в сеансе холотропного дыхания и уже не мог продолжать сессию, тогда у него возникла идея «сиделки» или ситера, который будет следить за безопасностью холонавта. Вот, собственно, так я в очень жатой форме изложил историю становления холотропного дыхания.
Гроф также выделят так называемые Базовые перинатальные матрицы, которые являются ключевой понятием его концепции поэтому, по всей видимости, стоит упомянуть и о них.
Первая перинатальная матрица (БПМ-I). Биологическая основа этой матрицы – опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. В периоды безмятежной жизни в матке условия для ребенка почти идеальны, однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны серьезно их осложнить. При этом на поздних стадиях беременности ситуация скорее всего будет менее благоприятной – из-за крупных размеров ребенка, усиления механического сдавливания или функциональной недостаточности плаценты.
Вторая перинатальная матрица (БПМ-II). Этот эмпирический паттерн относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается вначале тревожными химическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка матки закрыта и выхода еще нет.
Третья перинатальная матрица (БПМ-III). Многие важные аспекты этой сложной матрицы переживаний можно понять по ее отношению ко второй клинической стадии биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии, шейка матки теперь раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже кал.
Четвертая перинатальная матрица (БПМ-IV). Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, с непосредственным появлением на свет. В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид. (Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира Издательство АСТ 2004)
Кен Уилбер – американский философ, сформулировавший интегральную теорию сознания и основавший интегральный подход, в котором сочетались психология, социология, философия, мистицизм, постмодернизм, эмпирические науки и теория систем.
В своих работах Уилбер интегрирует в единую систему различные точки зрения на Вселенную. Понятием «космос» (Kosmos) Уилбер объединяет все проявления существования, включая различные области сознания. Понятие употребляется, чтобы отделить недуалистическую Вселенную (которая, согласно Уилберу, включает и ноэтические, и физические аспекты) от сугубо физической модели Вселенной, рассматриваемой традиционными («узкими») науками.
Уилбера ассоциируют с трансперсональным движением, от которого, впрочем, в поздние годы он значительно дистанцировался. В 1998 году им основан Интегральный институт – исследовательский центр по изучению научных и социальных вопросов в рамках интегрального и нередукционистского подхода. Уилбер практикует буддизм (но при этом не позиционирует себя как буддиста); особое влияние на его философию оказали такие буддийские традиции, как мадхъямака (под значительным влиянием философии Нагарджуны) и йогачара, положения которых составляют основу его подхода, а также дзогчен, махамудра и абхидхарма. Кена Уилбера иногда называют «Эйнштейном в области человеческого сознания». (Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М.: АСТ и др., 2004. 314 с.)
Роджер Уолш опубликовал результаты своего масштабного проекта, в котором он изучает семь главных практик, общих для мировых духовных традиций. В ходе исследований Уолш обнаружил глубинное единство всех духовных традиций и путей, выражающееся в наличии у них общей цели (освобождение, просветление, спасение). Семь практик для достижения этой цели настолько схожи, что их можно назвать семью общими практиками.
1. Мотивационная сфера (стремления, влечения, привязанности, желания).
2. Эмоциональная сфера (страсти, любовь, сострадание).
3. Нравственная сфера (добро, зло).
4. Способность к управлению умом (сосредоточение, покой).
5. Способность к сознаванию.
6. Способность к пониманию (мудрость).
7. Способность к действенной передаче опыта (служение).
В своей книге «Основания духовности» Р. Уолш объединяет духовные основы христианства, иудаизма, ислама, буддизма, индуизма и даосизма и впервые показывает, как можно применять в своей повседневной жизни семь практик, занимающих центральное место в главных мировых религиях. (Уолш Р. Основания духовности. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 320 с.)
Арнольд Минделл – американский психотерапевт, писатель и основатель процессуально-ориентированной психологии. С 1990 года проживает в Портленде, штат Орегон, США. Автор 19 книг, изданных на 20 языках.
Процессуальная работа, или процессуально ориентированная психология – это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутриличностного, межличностного, группового и глобального характера. Благодаря своему физическому образованию Минделл сформировал собственную точку зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. Таким образом, он расширил концепцию бессознательного путем включения целого спектра неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепций, убеждений и идей, с которыми индивид не идентифицируется, – с другой.
По наблюдениям Минделла, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как чуждый. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, составляют первичный процесс, происходящий на осознаваемом уровне. Опыт, маргинализируемый в качестве чуждого, называется вторичным процессом и не осознается. (Минделл А. Сила безмолвия. Как симптомы обогащают жизнь. М.: АСТ, 2003.)
Чарльз Тарт – американский психолог и парапсихолог, получивший широкую известность в академической среде благодаря своим исследованиям природы сознания (особенно в области измененных состояний), а также как один из основателей трансперсональной психологии и как видный представитель парапсихологии. Степень доктора философии по психологии получил в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл в 1963 году.
Чарльз Тарт заслужил репутацию пионера и классика в исследовании измененных состояний сознания. Изданная в 1969 году в его редактуре антология научных статей «Измененные состояния сознания» стала бестселлером и, по оценке издательства Common Boundary, вошла в число ста самых влиятельных книг по психологии XX столетия. Как отметил один из ведущих российских специалистов в области исследований измененных состояний сознания Дмитрий Спивак, в широкий научный обиход эта область была введена в данной антологии. Тарт написал свыше 250 статей, опубликованных в академических изданиях, включая такие престижные научные журналы, как Science и Nature.
Чарльз Тарт на материале изучения наркотических ИСС предложил модель факторов, формирующих ИСС, выделив и классифицировав целый ряд ненаркотических факторов, определяющих – наряду с самим физиологическим воздействием – характер возникающего при употреблении наркотика состояния.