Полная версия
Второй потоп
Гарретт Сервисс
Второй потоп
ПРЕДИСЛОВИЕ
То, что здесь изложено, является плодом долгих и тщательных исследований среди разрозненных записей, оставленных выжившими после описанных ужасных событий. Автор хочет откровенно сказать, что в некоторых случаях он следовал курсом, которым вынуждены следовать все историки, используя свое воображение, чтобы дополнить картину. Но он может добросовестно заявить, что по существу своего повествования, а также во всех деталях, которые конкретно описаны, он добросовестно следовал рассказам очевидцев или тех, кто был в состоянии знать правду о том, что они связаны.
Глава I. КОСМО ВЕРСАЛЬ
Низкорослый, худощавый человек с морщинистым лицом, с огромной лысой головой, круглой, гладкой и блестящей, как гигантский мыльный пузырь, и парой черных глаз-бусин, близко посаженных друг к другу, так что он напоминал гнома с поразительными способностями ума и не менее поразительной способностью к концентрации, сидел, склонившись над письменным столом с огромным листом ватмана перед собой, на котором он быстро рисовал геометрические и тригонометрические фигуры. Циркули, Т-образные угольники, линейки, транспортиры и эллипсографы повиновались прикосновению его пальцев, как будто вдохновленные жизнью.
Комната вокруг него представляла собой джунгли из земных и небесных глобусов, химических реторт, пробирок, трубок и всего того неописуемого оборудования, которое изобрела современная наука и которое непосвященным кажется таким же непостижимым, как древние принадлежности алхимиков и астрологов. Вдоль стен тянулись книжные полки, а верхние части были украшены самыми необычными фотографиями и рисунками. Даже потолок был покрыт картами, некоторые из которых представляли небо, в то время как многие другие были геологическими и топографическими изображениями поверхности земли.
Рядом с чертежной доской лежал блокнот, и время от времени маленький человечек нервно поворачивался к нему и, схватив длинный карандаш, производил сложные вычисления, покрывая бумагу россыпью математических символов, которые выглядели как увеличенные анималькулы. Пока он работал при ярком свете из единственного окна, расположенного высоко под потолком, его лоб покрылся сотней морщин, щеки покрылись жаром, пронзительные глаза горели внутренним огнем, а перед ушами стекали капли пота. Однако можно было подумать, что он трудился, чтобы спасти самую свою душу, и у него осталось всего несколько секунд передышки.
Вскоре он отбросил карандаш и с поразительной ловкостью быстро, но осторожно, соскочил со стула на котором сидел, держась ладонями за сиденье рядом с бедрами, пока не почувствовал, что его ноги коснулись пола. Затем он метнулся к книжной полке, снял с нее увесистый том, раскрыл его на свободном месте на полу и опустился на колени, чтобы заглянуть в него.
Перевернув один или два листа, он нашел то, что искал, прочитал страницу, не отрывая пальца от строк, и, закончив чтение, вскочил на ноги и поспешил обратно к табурету, на который он вскарабкался так быстро, что было невозможно увидеть, как ему это удалось без помощи. Он мгновенно нарисовал новую диаграмму, а затем принялся яростно что-то вычислять в блокноте, заставляя свой карандаш вращаться так быстро, что его верхний конец вибрировал, как крыло стрекозы.
Наконец он бросил карандаш и, обхватив колени скрещенными руками, без сил опустился на табурет. Веки опустились на его сияющие глаза, и он погрузился в размышления.
Когда он снова открыл глаза и разогнул брови, его взгляд случайно оказался направлен на ряд любопытных больших фотографий, которые, как замершие изображения, тянулись по верхней части стены комнаты. Случайный наблюдатель мог бы подумать, что маленький человечек развлекался, фотографируя взрывы фейерверков в ночь на четвертое июля; но по выражению его лица было очевидно, что эти необычные снимки не имеют никакого отношения к гражданской пиротехнике, но должны представлять нечто несравненно более важное и, фактически, колоссальное значение.
На лице маленького человечка появилось восхищенное выражение, в котором, казалось, смешались удивление и страх. Взмахом руки он охватил всю серию фотографий всеобъемлющим взглядом, а затем, остановив свой взгляд на особенно причудливом объекте в центре, он начал говорить вслух, хотя слушать его было некому.
– Боже мой!" – сказал он. "Вот оно! Эта фотография туманности Лорда Росса – ее точное изображение, за исключением того, что на ней нет электрического свечения. Тот же огромный водоворот внешних спиралей, а затем появляется ужасная центральная масса – и мы собираемся погрузиться прямо в нее. Тогда квинтиллионы тонн воды сконденсируются на земле и покроют ее подобно вселенскому ливню. И тогда прощай человеческая раса – если только… если только я, Космо Версаль, вдохновленный наукой, не смогу спасти остатки, чтобы снова заселить планету после катастрофы.
И снова, на мгновение, он закрыл глаза и наморщил свой полусферический лоб, в то время как, подтянув колени, он, казалось, опасно балансировал на высоком табурете. Несколько раз он медленно покачал головой, как сонная сова, и когда его глаза снова открылись, их огонь исчез, и их покрыла зеркальная пленка. Он начал говорить, более обдуманно, чем раньше, и задумчивым тоном:
– Что я могу сделать? Я не верю, что на поверхности земного шара есть гора, достаточно высокая, чтобы поднять голову над этим потопом. Гм, гм..! Бесполезно думать о горах! Глубина наводнения составит шесть миль – шесть миль от нынешнего уровня моря; мой последний расчет доказывает это вне всяких сомнений. И это только минимум – это может быть на много миль глубже, потому что ни один смертный не может точно сказать, что произойдет, когда земля погрузится в туманность.
– Нам придется плыть, вот в чем дело. Мне придется построить ковчег. Я буду вторым Ноем. Но я посоветую всему миру строить ковчеги.
– Миллионы могли бы спастись таким образом, потому что потоп не будет длиться вечно. Мы пройдем через туманность через несколько месяцев, а затем воды постепенно отступят, и снова появятся высокие земли. Однако это будет ужасно долго. Я сомневаюсь, что земля когда-нибудь станет такой, какой была раньше. Там не будет много места, за исключением для рыб, но там и не будет так много жителей для той суши, которая там останется.
Он снова погрузился в безмолвную медитацию, и пока он размышлял, раздался стук в дверь. Маленький человечек подскочил на своем сиденье, насторожившись, как белка, и оглянулся через плечо, внимательно прислушиваясь. Стук повторился – три быстрых резких удара. Очевидно, он сразу узнал их.
– Иду! – крикнул он и, спустившись, быстро подбежал к двери и открыл ее.
Высокий худощавый мужчина с густыми черными волосами, густыми бровями, высоким узким лбом и широким, чисто выбритым ртом, на котором играла торжественная улыбка, вошел и схватил маленького человечка за обе руки.
– Космо, – сказал он, не тратя времени на предисловия, – ты закончил вычисления?
– Да, только что закончил.
– И вы ожидаете худшего?
– Да, все хуже, чем я когда-либо мог себе представить. Глубина воды составит шесть миль.
– Фух! – воскликнул другой, и его улыбка исчезла, – Это действительно серьезно. И когда это начнется?
– В течение года. Сейчас мы находимся в пределах трехсот миллионов миль от водяной туманности, и вы знаете, что Земля проходит больше этого расстояния за двенадцать месяцев.
– Ты видел ее?
– Как я мог это увидеть – разве я не говорил вам, что это невидимо? Если бы это можно было увидеть, все эти глупые астрономы давно бы ее заметили. Но я расскажу вам, что я видел.
Голос Космо Версаля понизился до шепота, и он слегка вздрогнул, продолжая:
– Буквально прошлой ночью я осматривал небо в телескоп, когда заметил, что в Геркулесе и Лире, и во всей этой части небес некоторые из более слабых звезд потускнели. Это было похоже на тень от савана призрака. Никто другой не заметил бы этого, и я бы не заметил, если бы не искал этого. Именно знание проясняет глаза и порождает новое знание, Джозеф Смит. Это не было по-настоящему видно, и все же я мог увидеть, что это было там. Я попытался разглядеть очертания предмета, но они были слишком неопределенными. Но я знаю очень хорошо, что это такое. Смотрите сюда, – он внезапно замолчал, – Посмотрите на эту фотографию. – Он указывал на туманность Лорда Росса на стене. – Оно похоже на это изображение, только оно приближается к нам боком. Мы можем пропустить некоторые внешние спирали, но мы врежемся прямо в центр.
Джозеф Смит уставился на фотографию с отвисшей челюстью и сдвинутыми черными бровями.
– Она не так светиться, – сказал он наконец.
Маленький человечек презрительно фыркнул.
– Что я говорил тебе о ее невидимости? – сказал он упрямо.
– Но откуда же тогда вы знаете, что она имеет водную природу?
Космо Версаль вскинул руки и замахал ими в порыве нетерпения. Он взобрался на свой табурет, чтобы оказаться на уровне глаз собеседника, и, устремив на него пристальный взгляд, воскликнул:
– Ты очень хорошо понимаешь, откуда я это знаю. Я знаю это, потому что я продемонстрировал с помощью своего нового спектроскопа, который анализирует вневизуальные лучи, что все те темные туманности, которые были сфотографированы в Млечном Пути много лет назад, состоят из водянистого пара. Они далеко, на границах Вселенной. Этот потоп прямо на расстоянии вытянутой руки. Это маленький потоп по сравнению с ними – но этого достаточно, да, этого достаточно! Вы знаете, что более двух лет назад я начал переписываться с астрономами по всему миру об этом, и не один из них не послушал меня. Что ж, они прислушаются, когда, возможно, будет слишком поздно.
– Они прислушаются, когда откроются хляби небесные и начнется наводнение. Это происходит уже не в первый раз. Я не сомневаюсь, что Ноев потоп, над которым сейчас все притворно смеются, был вызван тем, что земля прошла через водянистую туманность. Но этот будет еще хуже – тогда не было двух тысяч миллионов человек, которые могли бы утонуть.
В течение пяти минут оба молчали. Космо Версаль раскачивался на стуле и играл с эллипсографом; Джозеф Смит опустил подбородок на грудь и нервно теребил карманы своего длинного жилета. Наконец он поднял голову и тихо спросил:
– Что ты собираешься делать, Космо?"
– Я собираюсь подготовиться, – последовал короткий ответ.
– Как?
– Построю ковчег.
– Но неужели ты не предупредишь других?
– Я сделаю все, что в моих силах. Я позвоню всем официальным лицам, научным и иным, в Америке, Европе, Африке, Азии и Австралии. Я буду писать на всех языках во все газеты и журналы. Я разошлю циркуляры. Я буду советовать всем бросить все остальные занятия и начать строить ковчеги – но никто не прислушается ко мне. Ты увидишь. Мой ковчег будет единственным, но я спасу в нем столько людей, сколько смогу. И я рассчитываю на то, что ты, Джозеф, поможешь мне. Судя по всему, это единственный шанс человеческой расы на выживание.
– Если бы я не сделал этого открытия, они все были бы уничтожены, как шахтеры в затопленной шахте. Мы можем убедить немногих спастись, но как ужасно то, что, когда правду бросают им прямо в лицо, люди не верят, не слушают, не видят, не помогают друг другу, а умирают, как собаки, в своем упрямом невежестве и слепоте.
– Но они должны вас выслушать, – с жаром сказал Джозеф Смит.
– Они не будут слушать, но я должен их убедить, – ответил Космо Версаль. – В любом случае, я должен заставить нескольких лучших из них услышать меня. На карту поставлена судьба всего человечества. Если мы сможем спасти горстку лучшей крови и мозга человечества, у мира появится новый шанс, и, возможно, результатом станет лучшая и более высокоразвитая раса. Поскольку я не могу спасти их всех, я буду выбирать и выбирать. В моем ковчеге будет цвет человечества. Хотя бы это я вырву это из пасти разрушения.
Маленький человечек становился очень серьезным, и его глаза горели огнем энтузиазма и целеустремленности. Когда он склонил голову набок, она казалась слишком тяжелой для похожей на стержень шеи, но создавала впечатление огромной интеллектуальной мощи. Его внушительные очертания придавали силу его словам.
– Цвет человечества, – продолжил он после небольшой паузы. – Кто это определит? Я должен решить этот вопрос. Это миллиардеры? Это цари и правители? Это люди науки? Это лидеры общества? Уф! Я должен подумать об этом. Я не могу принять их всех, но я дам им всем шанс спастись, хотя я знаю, что они не последуют совету.
Здесь он сделал паузу.
"Не подойдут ли существующие корабли или те новые, что будут построены? – Внезапно спросил Джозеф Смит, прерывая ход мыслей Космо.
– Ни в ком случае, – последовал ответ. – Они не подходят для навигации, которая потребуется. Они недостаточно плавучие, недостаточно управляемые, и у них недостаточно грузоподъемности для запасов и провизии. Они будут затоплены у причалов, или, если им удастся уйти, они отправятся на дно в течение нескольких часов. Ничто, кроме специально построенных ковчегов, не годиться. И есть у меня еще большая проблема – я должен изобрести корпус новой формы. Боже, как мало времени! Почему я не мог понять этого десять лет назад? Только сегодня я сам узнал всю правду, хотя я так долго работал над этим.
– Сколько человек вы сможете разместить в своем ковчеге? – спросил Смит.
– Я пока не могу сказать. Это еще один вопрос, который следует тщательно рассмотреть. Я построю корпус из этого нового металла, левия, наполовину тяжелее алюминия и вдвое прочнее стали. Думаю, я без малейшего труда найду в нем место для примерно тысячи человек.
– Уверен, что гораздо больше, чем это количество! – воскликнул Джозеф Смит. – Есть же океанские лайнеры, которые перевозят в несколько раз больше.
– Вы забываете, – ответил Космо Версаль, – что у нас должно быть достаточно провизии, чтобы хватило на долгое время, потому что мы не можем рассчитывать на немедленное возрождение какой-либо поверхности Земли, даже самой гористой, а даже самая уплотненная пища занимает много места, когда ее требуется большое количество. Не годится переполнять корабль и вызывать голод. К тому же я также должен взять с собой много животных.
– Животные, – ответил Смит. – Я об этом не подумал. Но так ли это необходимо?
– Абсолютно. Разве у нас должно быть меньше предусмотрительности, чем у Ноя? Я не буду подражать ему, забирая самцов и самок всех видов, но я должен, по крайней мере, обеспечить пополнение запасов тех земель, которые в конечном итоге появятся над водами, животными, наиболее полезными для человека. Кроме того, животные также необходимы для жизни на земле. Любой агрохимик скажет вам это. Они играют незаменимую роль в жизненном цикле почвы. Я должен также взять определенные виды насекомых и птиц. Я позвоню профессору Хергешмитбергеру в Берлин, чтобы точно узнать, какие виды животного мира являются наиболее важными.
– И когда вы начнете строительство ковчега?
– Немедленно. Нельзя терять ни минуты. И не менее важно немедленно отправлять предупреждения в эфир. Здесь ты можешь мне помочь. Ты знаешь, что я хочу сказать. Напишите это немедленно, сделайте это настолько сильным, насколько сможете; разошлите это повсюду, оформите это в виде плакатов, поспешите разослать это по редакциям газет. Позвоните от моего имени в Институт Карнеги, в Смитсоновский институт, в Королевское общество, во французскую, российскую, итальянскую, немецкую и все другие Академии и научные ассоциации, которые возможно найти во всех уголках земле.
– Не пренебрегайте малейшими средствами рекламы. Слава Богу, денег на оплату всего этого хватает. Если бы мой добрый отец, когда сколачивал свое состояние на прибылях Трансконтинентальной авиационной компании, мог предвидеть, что его сын употребит капитал во благо – что я говорю, во благо? нет, для спасения всего человечества, он бы порадовался своей работе.
– Ах, вы как раз напомнили мне! – воскликнул Джозеф Смит. – Несколько минут назад я собирался спросить, почему дирижабли не подходят для этого дела. Разве люди не могли спастись от потопа, укрывшись в атмосфере?
Космо Версаль посмотрел на своего собеседника с иронической улыбкой.
– Знаете ли вы, – спросил он, – как долго дирижабль может держаться в воздухе? Знаете ли вы, на какое время полета могут быть обеспечены энергией лучшие типы самолетов? Нет ни одного воздушного корабля, который мог бы лететь более двух недель в самом крайнем случае, не касаясь твердой земли, и даже в этом случае он должен быть очень экономным выдавая большую мощность. Если мы сможем спасти человечество сейчас и дать ему еще один шанс, возможно, придет время, когда силу можно будет черпать из космического эфира, и люди смогут парить в воздухе столько, сколько захотят.
– Но при нынешнем положении вещей мы должны вернуться к плану Ноя и довериться жизненной силе воды. Я вполне ожидаю, что, когда начнется потоп, люди устремятся в высокогорья и горы на воздушных кораблях, но, увы! Это их не спасет. Помните, что я вам сказал – глубина этого наводнения составит шесть миль!
На второе утро после разговора между Космо Версалем и Джозефом Смитом Нью-Йорк был поражен, увидев огромные красные буквы на каждой глухой стене, на голых боках небоскребов, на высоких станциях самолетных линий, на рекламных щитах, заборах, баннеров вдоль пригородных дорог, на станциях метро и развевающихся над городом воздушных змеев следующее объявление:
"МИР ДОЛЖЕН УТОНУТЬ!
Спасайтесь, пока еще есть время! Бросьте свой бизнес: это не имеет никакого значения! Стройте ковчеги: это ваше единственное спасение! Земля собирается погрузиться в водянистую туманность: выхода нет! Сотни миллионов утонут: у вас есть всего несколько месяцев, чтобы подготовиться! Подробности по адресу: Космо Версаль, Пятая авеню, 3000."
Глава II. НАСМЕШКА НАД СУДЬБОЙ
Когда Нью-Йорк оправился от своего первого изумления по поводу необычных плакатов, он разразился громким смехом. Все знали, кем был Космо Версаль. Его эксцентричность заполнила многие читаемые колонки в газетах. И все же к нему было определенное уважение. Это произошло благодаря его необычайным интеллектуальным способностям и неоспоримым научным знаниям. Но его воображение было свободно, как ветер, и часто уводило его в такие странствия, в которых никто не мог за ним уследить и которые заставляли более консервативных ученых братьев качать головами. Они назвали его способным, но непостоянный. Публика считала его блестящим и забавным.
Его отец, который происходил из какого-то неизвестного местечка в юго-восточной Европе и, начав с разносчика газет в Нью-Йорке, добился успеха в финансовом мире, оставил все свое состояние Космо. У последнего не было тяги к финансам или бизнесу, но была всепоглощающая тяга к науке, которой он, по-своему, посвятил все свои силы, все свое время и все свои деньги. Он никогда не был женат, никогда не появлялся в обществе, и у него было очень мало близких друзей, но его знали в лицо или по репутации все. Не было ни одного сколько-нибудь значимого научной организации или ассоциации в мире, членом которой он не был. Те, кто косо смотрел на его причудливые идеи, были рады принять от него денежную помощь.
Мысль о том, что мир должен утонуть, овладела им примерно за три года до вступительной сцены этого повествования. Чтобы реализовать эту идею, он построил обсерваторию, оборудовал лабораторию, изобрел инструменты, в том числе свой странный спектроскоп, над которым потешался научный мир.
Наконец, подвергнув результаты своих наблюдений математической обработке, он, к собственному удовлетворению, доказал абсолютную правильность своего тезиса о том, что хорошо известное "правильное движение Солнечной системы" должно было привести к столкновению Земли с невидимой водяной туманностью, что привело бы эффекту затопления земного шара. По мере того, как эта поразительная идея постепенно обретала форму, он делился ею с учеными людьми во всех странах, но не смог найти ни одного ученика, кроме своего друга Джозефа Смита, который, не имея возможности следовать всем его рассуждениям, принял на веру выводы более мощного разума Космо. Соответственно, в конце своего расследования он нанял Смита секретарем, пропагандистом и агентом по рекламе.
Нью-Йорк целый день и ночь смеялся над предупреждающими красными буквами. О них говорил весь город. Люди шутили о них в кафе, клубах, дома, на улицах, в офисах, на биржах, в трамваях, в надземках, в метро. Толпы людей собирались на углах, чтобы посмотреть на развевающиеся плакаты на воздушных змеях. Вечерние газеты выпустили специальные статьи, в которых говорилось о грядущем наводнении, и повсюду слышались крики мальчишек-газетчиков: "Экстренная новость! Тысяча миллионов человек утонут! Космо Версаль предсказывает Конец света!" На своих редакционных страницах газеты старались не обращать внимания на пугающие строки и потрясающие фотографии, которые покрывали первые полосы, с юмористическими насмешками над автором грозного предсказания.
"Сова", которая была единственной газетой, поместившей новости в полстолбца обычным шрифтом, заняв осуждающую позицию, призвала городские власти снести плакаты и намекнула, что "этот абсурдный человек, Космо Версаль, который позорит некогда почетное имя своей детской попыткой создать сенсацию, которая может нанести неисчислимый вред невежественным массам", должен подвергнутся уголовному преследованию.
В своих последних выпусках несколько газет напечатали интервью с Космо Версалем, в котором он привел цифры и расчеты, которые, на первый взгляд, казались математическим доказательством правильности его прогноза. В страстных выражениях он умолял общественность поверить, что он не вводит их в заблуждение, говорил о немедленной необходимости строительства безопасных ковчегов и утверждал, что присутствие ужасной туманности, которая так скоро поглотит мир, уже проявилось на небесах.
Некоторые читатели этих уверенных заявлений начали колебаться, особенно когда столкнулись с математикой, которую они не могли понять. Но все равно, в общем, смех продолжался. Это вызвало шум в одном из крупнейших театров, где остроумный артист, который всегда стремился к самой последней сенсации, изобразил живую имитацию хорошо известной фигуры Космо Версаля, увенчанную лысой головой размером с бушель, и уплыл в море с хорошенькой участницей балета, которую он галантно выхватил из бурлящего океана зеленого сукна, распевая во весь голос, пока они не скрылись за занавесью авансцены:
"О, эта Туманность приближается, Чтобы утопить нечестивую землю, И все ее спирали гудят, Когда она вальсирует в своем веселье.
Припев "Не медлите ни секунды, готовьтесь к посадке и отправляйтесь в безопасное место вместе с Космо и его ковчегом."
"Эта туманность – ужасная птица, она скользит по синему эфиру! Она зла из-за того, что услышала, И положила на тебя глаз."
Припев "Не колеблясь ни секунды и т.д.
"Когда из туманности хлынет по трубопроводу Н2О, ставлю на твою жизнь, настало время подумать, что ты будешь делать."
Припев "Не колеблясь ни секунды и т.д.
"Она опрокинет Атлантический океан до краев И затопит высокие горы; Она выпустит широкий Тихий океан И вообще не оставит земли."
Припев "Не колеблясь ни секунды и т.д.
"У нее есть право выбора в отношении сфер; Она арендовала Млечный Путь; Она погрузила планеты в долги, и она обязана заставить их заплатить."
Припев "Не колеблясь ни секунды и т.д."
Взрывы смеха и аплодисменты, которыми было встречено это излияние водевильного гения, показали, в каком веселом настроении публика восприняла это событие. Казалось, "невежественным массам" пока не причинили никакого вреда.
Но на следующее утро в общественном сознании произошла подозрительная перемена. Люди были удивлены, увидев новые плакаты вместо старых, более кричащие по буквам и языку, чем оригинал. В утренних газетах были колонки описаний и комментариев, и некоторые из них, казалось, были склонны относиться к пророку и его предсказанию с определенной степенью серьезности.
Ученые, у которых брали интервью всю ночь, говорили не очень убедительно и совершили ошибку, обрушившись с презрением как на Космо, так и на легковерную публику.
Естественно, общественность этого не поддержала, и маятник общественного мнения начал качаться в другую сторону. Космо помог своему делу, разослав во все газеты тщательно подготовленное заявление о своих наблюдениях и расчетах, в котором он говорил с такой силой убеждения, что мало кто мог читать его слова, не испытывая трепета тревожной неуверенности. Это было усилено опубликованными депешами, которые показали, что он направил свои предупреждения всем известным научным организациям мира, которые, осуждая их, не дали никакого эффективного ответа.