bannerbanner
Евразийский гамбит
Евразийский гамбит

Полная версия

Евразийский гамбит

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

«советизации» под предлогом экономической интеграции: «Это будет называться по-другому: таможенным союзом, Евразийским союзом или еще как-нибудь в этом роде. Но не будем обманываться на этот счет. Мы знаем, какова истинная цель, и пытаемся найти эффективные способы замедлить или предотвратить это»1. Политическая повестка определена западным истеблишментом в долгосрочной перспективе. Но стратегическое видение в противовес ситуативному реагированию возможно лишь при наличии четкого осознания цивилизационного кода на государственном уровне.

Осмыслить Россию как цивилизацию первыми предложили евразийцы. Евразийская идеология возникла и оформилась в среде русской эмиграции, когда оказавшиеся за границей русские мыслители пытались понять, почему в короткие сроки рухнули российская политическая система и культура. Они пришли к выводу, что русские властные и культурные элиты не мыслили в категориях своей цивилизации, а пользовались западным цивилизационным кодом. При этом народ не понимал и принимал мышления элит. Подобная гибридная система не могла просуществовать долго.

Ранние евразийцы в своей политической философии системно отрицают претензии Запада на универсализм. В работах классиков евразийства2 (Трубецкой, Савицкий и др.) можно выделить следующие идеологические принципы:


1. Отрицание эволюционистской теории и прогрессистского подхода, вместо которого принят холистский, структурный подход.


2. Утверждение уникальности каждой культуры.


3. Утверждение самостоятельности российской цивилизации, сущность которой заключается в органичном сочетании культур этносов, населяющих евразийское пространство.


4. Формирование альтернативного проекта для России.


5. Формирование альтернативного глобального проекта для всего человечества. (Каждый народ, а не только русский, должен развивать свою идентичность, а не руководствоваться навязанными извне принципами).


Евразийская идеология не нашла поддержки в СССР, так как не соответствовала базовым принципам марксизма. Тем не менее, коммунисты пытались реализовать именно цивилизационный проект. После поражения Советского Союза в холодной войне возникает квази-однополярный мир, не устраивающий Россию, а также многие другие государства.

Недовольство однополярным мироустройством со стороны остальных субъектов международных отношений обусловливается следующими факторами:


– наличием иных, отличных от Запада идентичностей


– недовольство государств своим неравноправным положением (экономическим и политическим).


– неравноправием элементов системы и, как следствие, возникающими на этой почве кризисами – экономическими, политическими, военными, которые существующая система не о состоянии разрешить.


В настоящее время в России из многочисленных народов и этносов, проживающих на ее территории, пытаются сформировать «гражданскую политическую нацию». В случае успеха этого начинания Россия превратится в государство-нацию, построенное по модели европейских государств.


Но для того чтобы быть крупным региональным и даже глобальным актором, России необходимо вырабатывать цивилизационную идею, базисом которой являются религия и культура, в свою очередь, определяющие геополитику, геостратегию, политику и экономику.


Для адекватного ответа на геополитические вызовы России необходим полноценный политический дискурс, определяемый цивилизационным кодом. В его рамках должны приниматься ответственные политические решения. Евразийство говорит о цивилизационном содержании и потому

способно выстраивать долгосрочную политическую повестку. Интересно, что евразийство вновь приобретает актуальность после второго распада русского государства. Базовые принципы евразийства Трубецкого, Савицкого и Гумилева заложены в идеологию неоевразийства, выступающего за цивилизационный суверенитет России. Неотъемлемая часть неоевразийской идеологии – теория многополярного мира. Русское евразийство – новый контргегемонистский проект XXI века, в рамках которого возможно плодотворное сотрудничество с представителями других цивилизаций, не желающих быть поглощенными глобальным миром, скроенным по западным стандартам.

В настоящее время теория Международных Отношений подвергается существенной трансформации. В нее вводится принципиально новый актор, не тождественный традиционному актору в виде суверенного государства в позитивистских теориях МО, а также новым акторам проде ТНК или НПО, описанных в постпозитивистских теориях МО. В книге А. Г. Дугина

«Международные отношения» приводится следующее определение цивилизации как актора в рамках зарождающегося многополярного мира:

«Цивилизация – коллективная общность, объединенная причастностью к одинаковой духовной, исторической, культурной, ментальной и символической традиции (чаще всего религиозной в своих корнях, хотя не обязательно осознаваемой в терминах конкретной религии), члены которой осознают близость друг к другу независимо от национальной, классовой, политической и идеологической принадлежности»3.

В отличие от государств цивилизации являются динамичными и более устойчивыми единицами. Динамичность цивилизации предполагает возможность ее ситуативного расширения или сужения. Они обладают не жесткими, а «плавающими» границами. Устойчивость цивилизации заключается в том, что даже после прекращения существования в ее рамках государства, цивилизация не уничтожается. Так, русская, евразийская

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2