bannerbanner
Мудрость люду не во грех
Мудрость люду не во грех

Полная версия

Мудрость люду не во грех

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

* * *


«У кого образ жизни хорошо устроен, у того и сама жизнь идет правильно».


* * *


«Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствия еще большими».


* * *


«Хорошие люди становятся в большей степени от упражнения, чем от природы».


* * *


«Человек, у которого испытанные друзья не остаются долго, имеет тяжелый нрав».


* * *


«Честный и бесчестный человек познаются не только по тому, что они делают, но и по тому, чего они желают».


* * *


«Бедность и богатство – слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден».


* * *


«Благо и истина – одни и те же для всех, но удовольствия от них могут быть разные».


* * *


«Благоразумие отца есть наиболее действительное наставление для детей».


* * *


«Быть верным долгу в несчастье – великое дело».


* * *


«Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать ее».


* * *


«Враг не тот, кто наносит обиду, но тот, кто делает это преднамеренно».


* * *


«Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».


* * *


«Говорить правду надо в том случае, если это лучше, чем смолчать».


* * *


«Добродетельно нужно поступать, а не говорить».


* * *


«Должно стыдиться самого себя так же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным, или о нем узнают все».


* * *


«Единомыслие создает дружбу».


* * *


«Если не можешь признать похвалы заслуженными, то считай их лестью».


* * *


«Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным».


* * *


«Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время».


* * *


«Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство».


* * *


«Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу».


* * *


«Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко».


* * *


«Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потерял и дочь».


* * *


«Кто сам не любит никого, того, мне кажется, тоже никто не любит».


* * *


«Лучше изобличать свои собственные ошибки, чем чужие».


* * *


«Любящие порицать других не способны к дружбе».


* * *


«Многие совершающие постыднейшие поступки говорят прекраснейшие речи».


* * *


«Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим».


* * *


«Наихудшее, чему может научиться молодежь, – легкомыслие, ибо последнее порождает те удовольствия, из которых рождается порок».


* * *


«Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства».


* * *


«Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков».


* * *


«Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд».


* * *


«Не родственные связи создают друзей, но общность интересов».

Русский писатель Федор Михайлович Достоевский

«Себя, свой покой и комфорт он любил и ценил более всего на свете, как и следовало в высшей степени порядочному человеку».


* * *


«Человек, слишком увлекающийся страстью, особенно если он в летах, совершенно слепнет и готов подозревать надежду, где вовсе ее и нет; мало того, теряет рассудок и действует, как глупый ребенок, хотя бы и был семи пядей во лбу».


* * *


Одна из героиню (Лизавета Прокофьевна) говорит:

«Дура с сердцем, но без ума, такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца».


* * *


Князь Мышкин говорит:

«Нельзя судить, не имея опыта».


* * *


«Это был из того разряда лгунов, которые хотя и лгут до сладострастия и даже до самозабвения, но и на самой высшей точке своего упоения все-таки подозревают про себя, что ведь им не верят, да и не могут верить».


* * *


«Честный человек для того и живет, чтобы иметь врагов».

Венгерский писатель Кальман Миксат

«Брак и в самом деле не что иное, как дурная привычка, которая к тому же никак не выходит из моды».


* * *


«У некрасивой женщины не следует просить поцелуя, у бедняка – брать в долг: они тотчас начнут хвастаться этим».


* * *


«Стыдливость тоже вредна, если её больше, чем следует».


* * *


«Такова мудрость Всевышнего: лишая жизни одного, он дарует жизнь другому».


* * *


«Всё упрощать, упрощать и всегда упрощать – вот философия мудрости и прогресса».

Русский историк Николай Михайлович Карамзин

«Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться».


* * *


«…Миролюбие, которое спасает виновного от казни, бывает вреднее самой жестокости».


* * *


«Вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели».


* * *

«Туча доносителей, клеветников, кромешников4, им образованных, как туча гладоносных насекомых, исчезнув, оставила злое семя в народе; и если иго Батоево5 унизило дух россиян, то без сомнения и царствование Иоаново не возвысило его»6.


* * *


«Для меня истинный философ, кто со всеми может ужиться в мире; кто любит и несогласного с его образом мыслей».


* * *


«Скажите человеку, что он ошибается и почему; но не поноси сердца его и не называй его безумцем».


* * *


«Думаю, что женщины вообще могут чувствовать некоторые красоты поэзии живее мужчин».


* * *


«…Кто еще не заперт в клетку, кто может, подобно птичкам небесным, быть здесь и там, и там и здесь, тот может еще наслаждаться бытием своим, и может быть счастлив, и должен быть счастлив».


* * *


«Может быть, ни в какой земле, друзья мои, не бывает так мало преступлений, как в Швейцарии, а особливо воровства, которое считается здесь за великое злодеяние».


* * *


«Где богаты люди, – автор имеет в виду швейцарцев, – там дешевы деньги; где дешевы деньги, там дороги вещи».


* * *


«Какое различие в судьбе человеческой! – Восклицает Карамзин. – Один родится и умирает в отцовской своей хижине, не зная, что делается за полями его; другой хочет всё знать, всё видеть – и необозримые океаны не могут ограничить его любопытства».


* * *


«Немцы, французы, англичане были впереди русских по крайней мере шестью веками; Петр двинул нас своею мощною рукою и мы в несколько лет почти догнали их».


* * *


«Всё народное ничто перед человеческим. Главное дело – быть людьми, а не славянами. Что хорошо для людей, то не может быть дурным для русских и что англичане или немцы изобрели для пользы, выгоды человека, то моё, ибо я человек!»


* * *


«По непринуждённому ходу вещей едва ли сделалось бы то, что государь наш сделал за двадцать лет. Как Спарта без Ликурга, так Россия без Петра не могла бы прославиться».


* * *


«Не один русский народ обожает Бахуса. Разница та, что пьяный француз шумит, а не дерется».


* * *


«Жизнь наша делится на две эпохи: первую проводим в будущем, а вторую в прошедшем».


* * *


«Я напомню вам слово, сказанное в Лондоне Петром Великим Вильгельму и достойное нашего монарха.

Король спросил:

– Что более всего полюбилось в Англии?

Петр ответил:

– То, что гошпиталь заслуженных матросов похожа здесь на дворец, а дворец вашего величества похож на гошпиталь».


* * *


«В человеческой натуре есть две противные склонности: одна влечет сердце наше всегда к новым предметам, а другая привязывает нас к старым; одну называют непостоянством, любовью к новостям, а другую – привычкою».


* * *


«Оборонительная война с наглым неприятелем редко бывает счастлива».


* * *


«Французское дворянство и духовенство кажутся худыми защитниками трона»7.


* * *


«Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция – отверстый гроб для добродетели и – самого злейства».


* * *


«Когда люди уверятся, что для собственного их счастья добродетель необходима, тогда настанет век златой и во всяком правлении человек насладится мирным благополучием жизни».


* * *


И далее Карамзин добавляет:

«Всякие же насильственные потрясения гибельны, и каждый бунтовщик готовит себе эшафот».


* * *


«Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её то же самое, что не стричь ногти».


* * *


«Как любовь, так и ненависть редко бывают довольны истиной: первая в хвале, последняя в осуждении».

Классик чешской литературы Карел Чапек

«Газеты могут писать что угодно, но с условием, что это достаточно правдоподобно и привычно, чтобы читатель без труда этому поверил».


* * *


«Газеты большей частью тоже состоят из общих фраз, общих мест и штампов, поэтому и они столь же анонимны, как и объявления в общественных местах и служебных циркулярах».


* * *


«Если попросить автора подписаться под передовой, то, я полагаю, он или вообще откажется ее писать, или попробует написать получше».


* * *


«Аноним в газетах – это не человек в маске, это просто человек без лица. Только тот, кто не ставит свою подпись, может написать какую-нибудь бессмыслицу».


* * *


«В газетах есть рубрики, которые никто не читает… Было бы, однако, ошибкой исключить из газет рубрики, которых не читают. Народ хочет их иметь в газетах, подобно тому, как хочет иметь в городе учреждения, которые не посещает».


* * *


«Если даже всю редакцию свалит грипп, газета все-таки выйдет, и в ней будут все обычные рубрики, так что читатель ни о чем не догадается и, как всегда, будет ворчать на свою газету».


* * *


«Журналистами, как и актерами или политическими деятелями, делаются люди самых различных профессий, оказавшиеся на бездорожье».


* * *


«Журналистом человек обычно становится после того, как по молодости и неопытности напишет что-нибудь в газету. К немалому его изумлению, заметку напечатают, а когда он приносит вторую, человек в белом халате говорит ему: „Напишите нам что-нибудь еще“… Таким образом, человек становится журналистом в результате совращенья».


* * *


«Любимая мечта всех редакторов – так реорганизовать редакционную работу, чтобы ничто не миновало их личного контроля».


* * *


«Ответственный редактор – это обычно добрейший человек во всей редакции, который и мухи не обидит… Он – козел отпущения по призванию и стоически расплачивается за чужие грехи».


* * *


«Иногда материал не покупается, а просто выстригается из других газет, причем это газетное браконьерство, в отличие от обычного, проходит безнаказанно и даже вошло в обычай».


* * *


«Редакционная атмосфера полна фамильярности, люди газеты суматошны и немного циничны, часто поверхностны и легковесны, но, я думаю, что, если бы мне было суждено вновь родиться на свет, я бы снова дал совратить себя в журналистику».

Русский классик Лев Николаевич Толстой

Для «лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии».


* * *


«Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению его власти».


* * *


«Смерть, неизбежный конец всего… Не нынче, так завтра, не завтра, так через тридцать лет, разве не все равно!»


* * *


«Если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».


* * *


«Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения».


* * *


«Любить – значит жить жизнью того, кого любишь».


* * *


«Храбрый тот, который ведет себя как следует».

Большевик Александр Васильевич Луначарский

А. В. Луначарского как-то спросили:

– Что требуется, чтобы стать интеллигентом?

И он ответил:

– Надо получить три высших образования.

– А каких?

– Во-первых, чтобы получил высшее образование ваш дед; во-вторых, чтобы имел высшее образование ваш отец; а, в-третьих, чтобы вы сами получили высшее образование.

Весьма-таки спорное утверждение. Разве всем людям, имеющим высшее образование, гарантирована интеллигентность?

Марк Аврелий

«Негодованием и гневом нельзя улучшить людей. Дела их будут все те же, сколько ни сердись».


* * *


«Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им».


* * *


«Не падай духом и не отчаивайся, если тебе не удается сделать все то хорошее, чего ты желал бы».


* * *


«Постыдно, если душа отказывает тебе в жизни раньше, чем тело».


* * *


«Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и пойми, сколько можешь, душу говорящего.


* * *


Приучись, что бы кто ни делал, по возможности спрашивать себя, куда ж он метит? А начинай с себя, и прежде всего себя изучай».


* * *


«Брать без ослепления, расставаться с легкостью».


* * *


«Внутрь гляди, внутри источник блага, и он всегда может пробиться».


* * *


«Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что не было на пользу обществу».


* * *


«Выше всего, если тебя осуждают за доброе дело, и ты радуешься».


* * *


«Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою закону».


* * *


«Зла не существует для вещественной природы, но зло существует для каждого человека, которому даны сознание добра и свобода выбора между добром и злом».


* * *


«Кто сам не умеет читать и писать, не может учить этому другого, как же может указывать людям, что им делать, тот, кто не знает, что ему самому делать».


* * *


«К чему стремишься ты, природа, того и я хочу».


* * *


«Настоящих благ немного. Лишь то истинное благо, что благо для всех».


* * *


«Даже если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».


* * *


«Если заметил чью-либо ошибку, поправь его кротко и укажи, в чем он ошибся».


* * *


«Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, это неожиданный подарок».


* * *


«Пусть дела твои будут такими, какими ты бы хотел их вспомнить на склоне жизни».


* * *


«Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием и не желай себе за это похвалы».


* * *


«Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе».


* * *


«Часто несправедлив и тот, кто не делает чего-либо. А не только тот, кто что-либо делает».


* * *


«Человека благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам».


* * *


«Для разумного существа, что содеяно по природе, то разумно».


* * *


«Душа человеческая не добровольно, а силой отвращается от правды, умеренности, справедливости и добра. Чем яснее это уразумеешь, тем мягче отнесешься к людям»


* * *


«Если бы ты ведал, из какого источника проистекают людские суждения и интересы, ты перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей».


* * *


«Брать без ослепления, расставаться с легкостью».


* * *


«Внутрь гляди, внутри источник блага, и он всегда может пробиться».


* * *


«Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что не было на пользу обществу».


* * *


«Выше всего, если тебя осуждают за доброе дело, и ты радуешься».


* * *


«Для разумного существа, что содеяно по природе, то разумно».


* * *


«Душа человеческая не добровольно, а силой отвращается от правды, умеренности, справедливости и добра. Чем яснее это уразумеешь, тем мягче отнесешься к людям».


* * *


«Если бы ты ведал, из какого источника проистекают людские суждения и интересы, ты перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей».


* * *


«Даже если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».


* * *


«Если заметил чью-либо ошибку, поправь его кротко и укажи, в чем он ошибся».


* * *


«Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, это неожиданный подарок».


* * *


«Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою закону».


* * *


«Зла не существует для вещественной природы, но зло существует для каждого человека, которому даны сознание добра и свобода выбора между добром и злом».


* * *


«Кто сам не умеет читать и писать, не может учить этому другого, как же может указывать людям, что им делать, тот, кто не знает, что ему самому делать».


* * *


«К чему стремишься ты, природа, того и я хочу».


* * *


«Настоящих благ немного. Лишь то истинное благо, что благо для всех».


* * *


«Негодованием и гневом нельзя улучшить людей. Дела их будут все те же, сколько ни сердись».


* * *


«Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им».


* * *


«Не падай духом и не отчаивайся, если тебе не удается сделать все то хорошее, чего ты желал бы».


* * *


«Постыдно, если душа отказывает тебе в жизни раньше, чем тело».


* * *


«Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и пойми, сколько можешь, душу говорящего.


* * *


«Приучись, что бы кто ни делал, по возможности спрашивать себя, куда ж он метит? А начинай с себя, и прежде всего себя изучай».


* * *


«Пусть дела твои будут такими, какими ты бы хотел их вспомнить на склоне жизни».


* * *


«Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием и не желай себе за это похвалы».


* * *


«Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе».


* * *


«Часто несправедлив и тот, кто не делает чего-либо. А не только тот, кто что-либо делает».


* * *


«Человека благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам».

Французский писатель Марсель Пруст

«…Из отвращения к вульгарности они доводили до такой тонкости искусство маскировать личный намёк замысловатыми иносказаниями, что он часто проходил незамеченным даже тем, к кому был обращён».


* * *


«…Тирания рифмы является для хороших поэтов поводом нахождения наивысших красот».


* * *


«Когда прекращалось анестезирующее влияние привычки, я начинал размышлять, начинал испытывать невеселые чувства».


* * *


«Она не могла смотреть на тех, кого очень любила, не лаская их нежно взглядом».


* * *


«Именно потому, что эта физиономия новая, мы не находим её вполне схожей с тем, что мы называем талант. Мы говорим скорее: оригинальность, обаяние, изящество, сила, и затем однажды мы отдаем отчет себе, что совокупность всего этого как раз и есть талант».


* * *


«Наследный принц для одержания самых лестных побед в чужих странах, по которым он путешествует, не нуждается в правильном профиле, являющемся, пожалуй, необходимым для биржевого маклера».


* * *


«Нам бывают известны только чужие страсти, и если случается узнать наши собственные, то лишь в той мере, в которой кто-нибудь другой нам их покажет».


* * *


«…Мы сомневаемся в любовницах даже в минуты, когда им верим».


* * *


«Умный человек не боится показаться глупцом другому умному человеку; так и человек элегантный страшится увидеть непризнание своей элегантности не со стороны вельможи, а со стороны деревенщины».


* * *


«Все, что в отношениях не поддавалось переноске или обмену на еще неиспытанное наслаждение выбрасывалось им как вещь, не имеющая цены, как бы она не была завидна в глазах других».


* * *


«…Жизнь содержит в себе более интересные и более романические положения, чем все когда-либо написанные романы».

Английский писатель Мэри Элизабет Брэддон

«Мужчина грелся бы целыми днями на солнышке и питался зеленым салатом, если бы только жена ему позволила».


* * *


«Все мужчины, которые не на своем месте, были задвинуты туда своими жёнами».


* * *

«Философ, считающий жизнь заблуждением, довольно серьёзно относится к вложению своих денег, признавая реальность индийских бонов или испанских сертификатов, в противоположность болезненным сомнениям собственного эго в метафизике».

Российский писатель Константин Паустовский

«В скромности – моральная сила и чистота народа, в бахвальстве – его ничтожность и недостаток ума».

А вспомнил эту фразу, когда в очередной раз услышал, как российские деятели превозносят Россию (будто бы из патриотических чувств), видя в ней самобытность и уникальность, одновременно, унижают другие цивилизации, в частности, американскую.


* * *


Константин Паустовский о Грине, то есть об Александре Степановиче Гриневском:

«Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком, золотоискателем, но прежде всего – неудачником».

Я также был нищим и даже грузчиком, как Грин, но еще большим, чем он, неудачником. Потому что менее мечтательным оказался.


* * *


«Одна из основ писательства – хорошая память».


* * *


«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание».


* * *


«Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости».


* * *


«Писателем может быть только тот, у кого есть еще что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, которое другие не замечают».


* * *


И еще одно рассуждение на ту же тему.

По мысли Паустовского, сначала в голове писателя накапливается электрическая энергия, затем сгусток ее приводит к мощному электрическому разряду, то есть к молнии – это есть замысел произведения. Чтобы замысел воплотился в какую-то вещь, нужен ливень, который должен пролиться на бумагу, а ливень – это и есть воплощение замысла. Хорошо, если слепяще сверкнула молния. Прекрасно, когда вслед за молнией пролился ливень. Но и этого еще мало, как считает Паустовский, для создания произведения. Необходимо, чтобы появилось вдохновение. Что это такое и с чем его едят?

По мнению Паустовского, наиболее простую формулировку предложил Лев Толстой:

«Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения».


* * *


«Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы их усыпить».


* * *


«Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка».


* * *


«Способность к счастью – такой же редкий талант, как способность к музыке, живописи».

Французский писатель Поль Бурже

«С чувством дружбы и уважения еще можно жить и даже быть довольной, если нельзя быть счастливой».


* * *

На страницу:
2 из 3