Полная версия
На далекой Амазонке… Книга вторая. Психотерапевтические экспедиции по Мезоамерике
По окончании службы произошла встреча и долгожданная беседа участников нашей экспедиции с настоятельницей православного Свято-Троицкого монастыря Мадре Инес. Несмотря на то, что мы уже третий день гостили в монастыре, наши коллеги виделись с нашей гостеприимной хозяйкой только в день приезда. И то, очень коротко, так как это было уже вечером. А в последующие дни мы очень рано уезжали и очень поздно приезжали.
Беседа с Мадре Инес.
Беседовали прямо в храме. Функцию переводчика взяла на себя профессор Галина Ершова.
Мадре Инес рассказала об истории создания монастыря, о детском приюте, о научно-исследовательских и образовательных проектах, проводимых и в стенах монастыря, и в созданном ей Дистанционном университете-облаке «Институт Междисциплинарных исследований им. Рафаэля Айау», и о совместных работах с Мезоамериканским центром им. Ю.В. Кнорозова РГГУ.
Долгий задушевный разговор с Мадре Инес.
И чем больше Мадре Инес рассказывала, тем больше у слушателей возникало вопросов: о религии, о семье, о политике, о животных, о душе….
Уже и без испано-русского и русско-испанского переводов, плавно перешли на англо-русский язык (Мадре Инес, как блестяще образованный человек прекрасно говорит на английском и немного говорит на русском). Да, и без всяких слов многим хотелось просто постоять рядом с этим удивительно теплым и светлым человеком.
Кстати, Мадре Инес впервые позволила нашей группе не только находиться на территории монастыря, но и поселиться в нем. Это был поистине знак доверия и уважения к россиянам и к нашей профессии.
Но, как бы долго нам не хотелось оставаться рядом с Мадре Инес, в круге ее Света, нас ждала наша гид Марина, чтобы везти в Антигуа.
И вот, мы в Антигуа, в прежней столице Гватемалы.
Групповое фото на центральной площади Антигуа.
Наш замечательный гид Марина приготовила нашей группе очень интересную экскурсионную программу по этому городу. Настолько интересную, что даже мы с Верой, неоднократно уже бывавшие в Антигуа, и, казалось бы, излазившие его вдоль и поперек, с удовольствием ходили по ранее нехоженым местам и узнавали много нового. Недаром она, окончив Национального института туризма Гватемалы (INGUAT), является сертифицированным гидом.
Наш замечательный гид Марина умеет создавать нужное настроение.
Прежде всего, она повела нас в кафе, где вместе с вкуснейшим кофе предлагают вкуснейший шоколад местного производства.
Что нужно девушкам для хорошего настроения? Конечно же, ароматный кофе! (слева – направо: Марина Гарбузова, Галина Макарова, Вера Одынь).
Ну, а потом хождение по улочкам старинного города.
На улицах Антигуа.
Уличное представление.
Посещение рынка ETNIKA с разнообразными товарами культурно-религиозно-бытового назначения.
Алтарь местному идолу Машимону на рынке ETNIKA.
Осмотр городского католического собора, в котором наряду с традиционной иконой Иисуса Христа, красуется икона Иуды. Кстати, здесь весьма почитаемого.
Икона с изображением Иуды в католическом храме Антигуа.
Ну, и, конечно же, были всякие курьезные моменты и неожиданные встречи. Например, с весьма любезными и общительными представителями туристической полиции на крутых байках.
Полковник полиции (в отставке) доктор Вера со своими гватемальскими коллегами (действующими).
Завершилась наша поездка в Антигуа в аутентичном ресторане при отеле, в котором во времена испанского владычества располагался женский монастырь.
Приятное завершение вечера в приятном месте, в приятной компании.
Правда, и здесь не обошлось без экзотики. Когда мы уже было закончили свою трапезу и собирались возвращаться к автобусу, ожидавшему нас на соседней улице, разразился тропический шторм. Дождь стеной, шквалистый ветер, громы с молниями. Гид Марина повела нас к автобусу через подземный ход (!).
Симпатичный подземный ход с мрачной историей.
Сейчас это, конечно же, вполне симпатичный подземный переход из одного здания в другое. А раньше это был настоящий подземный ход. По преданию его прорыли монахини к мужскому монастырю, располагавшемуся по соседству. Во время раскопок в стенах этого подземелья находили останки младенцев. По мнению историков, они могли принадлежать новорожденным детишкам, которые богобоязненные монашки замуровывали в стены, дабы никто не мог сомневаться в их святости и непорочности. Такие вот, истинные христианки….
К моменту нашего выезда из Антигуа погода наладилась. Дождь прошел, ветер стих, гроза пошла громыхать дальше. Наверное, Высшим силам на примере с несчастными монастырскими младенцами было важно показать нам что-то. Может быть, многоликость этого мира, в котором внешняя красота, величие и праведность сочетается с уродством, низостью и ханжеством. Может быть, как гуманнее век от века становится человечество, когда современные матери не замуровывают своих детей в стены, а отдают на попечение в теплые руки Мадре Инес. А, может быть, еще что-то.
Но это мы оставили для обсуждения во время обратной связи, по приезду в монастырь, а в процессе пути от Антигуа до Аматитлана гид Марина проводила строгий инструктаж о том, как не навлечь на себя гнев Потусторонних сил во время завтрашнего участия в шаманском ритуале.
Наш гид была настроена очень серьезно, опасаясь, как бы кто-нибудь из нас не «подцепил» у местных шаманов чего-нибудь из «нижних миров». И эта ее серьезность передалась и некоторым нашим коллегам. Но, о подробностях четвертого дня экспедиции – в следующем рассказе.
День четвертый. «Гиды Души»
Писано Андреем Стрельченко
Вот и наступил день четвертый экспедиции ОППЛ. В этот день в нашей программе значилось знакомство с шаманскими ритуалами майя.
Ну, совершенно случайно, по какому-то совершенно невероятному совпадению (или «падению сов»?) этот день пришелся на 1 мая.
1 мая. Красный день календаря. День международной солидарности трудящихся (см. Историю СССР). В недавнем прошлом – демонстрации трудовых коллективов, цветы, музыка, песни и пляски на улицах городов.
Сакральность этого дня была известна разве только историкам-германистам, артистам оперы и балета – исполнителям «Фауста» Шарля Гуно, да наследственным колдунам и ведьмам. Остальные атеисты Страны Советов только интуитивно ощущали энергетику этого дня и праздновали с неистовством.
А ощущать было что… Ночь с 30 апреля на 1 мая называется Вальпургиевой ночью («ночь ведьм», «ведьмин костер» и т.д.). Во многих странах Западной Европы в эту ночь отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям. В эту ночь жгли костры и водили вокруг них хороводы. А некоторые особо наблюдательные граждане были свидетелями собрания ведьм всех стран и народов на Лысой горе.
Ну, а так как к нам прибилась местная гватемальская ведьма российского происхождения, которая по совместительству была еще и сертифицированным гидом (кстати, очень даже профессиональным), то путь наш лежал в самое что ни на есть шаманское место – в селение Сан Андрес Итцапа.
Место это было выбрано нами неслучайно. В феврале прошлого года в этом селении мы с группой сотрудников Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова изучали шаманские ритуалы местных майя кекчи (см. Главу 2. Под созвездием Ориона). По этому поводу есть серия научных публикаций, отчет в свободном стиле (http://enjoytrip.ru/pod-sozvezdiem-oriona) и даже видео (https://www.youtube.com/watch?v=_l1fgwKZIgs&t=2s).
На всю серьезность возможных последствий нашего беззаботного стремления пообщаться с местными колдунами обратила внимание ангел-хранитель нашей группы в образе прекрасной Марины-гида.
И как штатный ангел-хранитель она воздвигла целую систему защиты в виде даров Земле-Матушке, силам Верхних и Нижних Миров, а также средств индивидуальной защиты в виде красных шерстяных нитей, привезенных из самого сердца России, которыми и повязала нам все руки и ноги.
Наша группа, полная решимости, во что бы то ни стало встретиться с местными шаманами.
В общем, когда мы приехали на место, и самый главный шаман, специально подобранный для нас авторитетным сеньором Марко, увидел нас в индивидуальных средствах защиты и почувствовал силы Верхних и Нижних Миров, сгрудившихся за нашими спинами, то стоимость ритуала сразу снизилась в два раза по сравнению с ранее оговоренной суммой.
Какой шаман может устоять перед коллективным духом и разумом группы российских психотерапевтов?
Место, где проводятся шаманские ритуалы в Сан Андрес Итцапа, особенное. Это большая площадка перед некогда католическим храмом стандартной архитектуры. Перед храмом раскладываются костры и проводятся шаманские ритуалы.
Жарко горят шаманские костры в Сан Андрес Итцапе.
Одновременно может проводиться сразу несколько ритуалов. В качестве клиентов выступают местные жители. Ритуал может проводиться как в присутствии клиента, так и «онлайн» (не по Скайпу, а по предварительному заказу).
Так, рядом с нами усердно раскладывал костер, а потом работал в полном одиночестве шаман, с которым я общался год назад. Не думаю, что он просто тренировал своих «демонов» или грелся – стоимость ингредиентов для устройства «правильного» костра не малая. Да и тепло там – не Таймыр.
«Мой» шаман (в правой части фото, в голубой рубашке, в одиночестве стоящий перед костром) в этот раз работал, очевидно, онлайн.
Кстати, шаманами местных колдунов обычно не называют. Их музыкальный слух ласкает более нежное определение – «гид Души». Так-то, вот!
Храм тоже особенный. В алтарной его части, на возвышении находится фигура местного божества – Сан Симона.
Алтарь с Сан Симоном.
В прошлой версии своего комментария о первом посещении храма мною была описано смутное предположение сотрудников Мезоамериканского центра, что культ Сан Симона перекликается к другим, более древним гватемальским культом Машимона.
В этот раз, пообщавшись другими носителями сакральной информации, оказалось, что культ Сан Симона вполне самостоятельный. Это достаточно молодой культ. Возможно, он имеет какую-то связь с более старыми, традиционными богами древних майя, но сильно трансформировался под воздействием явно Западной цивилизации. Взять, хотя бы его внешний вид: мужчина европейской наружности, в почти офисном костюме, в пижонской шляпе, с усами, сигарой и тростью в левой руке.
Да и покровительствует Сан Симон теневому бизнесу – всем тем делам, которые носят не вполне законный характер. О том, что вера в силу Сан Симона велика, свидетельствуют многочисленные таблички со словами благодарности, которыми увешаны все стены храма.
Сила Сан Симона, судя по всему, настолько велика, что в помощниках у него ходят католические святые, занимающие скромное место в закопченном шкафчике в уголке храма.
Мы попали разгар ритуала общения местного населения с Сан Симоном. К его алтарю, как некогда к мавзолею, выстроилась очередь жаждущих получить что-то очень нужное.
И, конечно же, все это ментальное торжество теневого бизнеса сопровождалось живой музыкой в исполнении местных мариачи.
Какой же праздник без них – 1 мая, все-таки!
В храме Сан Симона в этот день было весело и многолюдно.
Какие пожелания высказывала паства своему Богу, не знаю. Может быть здоровье, счастье, любовь? Может быть, что-то вполне материальное (что более достижимо, исходя из четкости формулировки запроса)? А, может быть, что-то, соответствующее специализации Сан Симона: нелегальную визу в США, фальшивый диплом, краденую машину и т.д.?
Проводить социологический опрос этих крепких неулыбчивых ребят как-то язык не поворачивался. Хорошо, что Матушка послала с нами авторитетного сеньора Марко!
«Работает» Сан Симон по принципу: «Ты – мне, я – тебе». Чтобы он выполнил твое желание надо ему заплатить. Чем – решать тебе: деньги, имущество, здоровье, чья-то жизнь, твоя душа…? Как договоритесь. Лишь бы плата была адекватна просьбе – чтобы Сан Симон не рассердился….
С такими щедрыми подношениями Сан Симону трудно будет оставаться равнодушным к просьбам своих почитателей.
Еще задолго до этой поездки мы озадачились, какой запрос сделать шаману? Были разные варианты. Особо горячие как поклонники, так и разоблачители шаманизма, пытаясь рвануть на груди тельник и закусив зубами ленточки виртуальной бескозырки, хотели пожертвовать собой ради торжества науки.
Но коллективный разум возобладал над страстями бессознательного, и было принято решение вместе почувствовать «тонкие вибрации» и всей группой «лечь под гусеницы» трехтысячелетней машины гватемальского шаманизма.
Так гиду нашей групповой Души мы и сказали: «Дядька гид Души, пожалуйста, попроси для нашей группы профессионального изобилия».
Наш гид Души, судя по его глазам, зубам, одежде и манерам, повидал в жизни всякое. Наверное, бывали запросы и покруче. Но и наш запрос произвел на него сильное впечатление. Поэтому, услышав его, он с еще большим уважением посмотрел на нашу команду, стоявшую плечом к плечу, тяжело вздохнул и пошел собирать костер.
Гид Души нашей группы.
Правда, он все же попытался сделать робкую попытку сломить наше единство, спросив жалобным тоном, так, скорее, для проформы: «А может быть, у кого-то есть индивидуальные пожелания?». Но услышав в ответ короткое и твердое «Нет!», обреченно махнул рукой и пошел в лавку за новой порцией свечей.
По ходу раскладывания костра, он по нашей просьбе подробно рассказывал, что он делает и что символизируют его действия и предметы, которые он использует для формирования костра. Подробности перевода его рассказа можно узнать из видео (https://youtu.be/Chb-XiH6R0Y).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.