Полная версия
Виктор Цой – уста к небу, уста к земле
В каком же «месте» оказываются человек, общество и само государство, отрекшиеся об Бога? Ответ очевиден: в отстойнике, на его дне, в нечистотах, в кале, на последнем месте. «Имеющий уши – да слышит!»
А из наших труб идёт необычный дым.Необычный дым может идти только от необычных производств. Дым необычного цвета, запаха, свойства по причине производства его в ином измерении, в ином смысле. Да и вообще, «дым» здесь – метафора, символ. В книге «Апокалипсис» (Откровение) молитвы святых уподобляются благоухающему дыму от воскуряемого ладана. Молитвы эти также можно назвать – «необычным дымом».
Виктор Цой спел, что трубы – «наши», а не только «мои», он спел об особом собрании глубоко мыслящих и глубоко переживающих людей, о собрании людей, покоряющих свои сердца Истине. Где нет огня, там нет и дыма. В духовном смысле можно «гореть», находясь в Духе Святом. Христос говорил, что желает, чтоб «скорей разгорелся» этот Огонь в сердцах верующих в Него.
На апостолов было схождение Святого Духа в виде «огненных языков». Иногда решающие сложные задачи люди говорят: «Уже мозги дымятся, кипят, плавятся». Виктор Цой не спел о дымлении мозгов; «дым», о котором он поёт, – восхождение духа человека к Богу в молитве.
В традиции Церкви молитва ассоциируется с кадильным (необычным) дымом. На каждой вечерне в храмах поют: «Да исправится молитва моя, как кадило, дымящееся пред Тобою». (см.: Пс. 140, 2).
Стой! Опасная зона! Работа мозга!..С внешней стороны это «окрик» впереди идущего человека к тем, кто идёт сзади, «окрик» голосом, жестом или знаком. Это таблички (явные и скрытые) при дорогах и опасных объектах, где есть угроза радиационных, химических, электрических и других поражений, в их числе душевных и духовных.
С внутренней, духовной стороны это окрик разума человека к другим членам самого человека: к уму воле, духу, душе, к телу. Не удивляйся, читатель, что написал то, что разум обращается к уму человеческому, хоть корень этих слов один, но значения слов существенно различаются. Почему слова «работа мозга» Виктор Цой предварил предупреждением: «Стой! Опасная зона». Какая здесь опасность?
Опасность находится в самом человеке, в его оторванности от Бога, непослушании Богу, в послушании духам зла. Христос говорил ученикам: «Остерегайтесь людей (и себя без Бога) (см.: Мф. 10, 17). «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16).
«Всяк человек (в отрыве от Бога) ложь», – говорит Псалтирь. «Ненавидящие Меня (люди и ангелы) любят смерть», – говорит Бог в Притчах Соломона. Только в молитвенной встрече и диалоге с Богом, с жаждой творить волю Божию дух человеческий прозревает и возрастает, как и растение, тянущееся к солнцу.
Этому «следи за собой, будь осторожен» Виктор Цой посвятит отдельную песню. В каких бы ты ни был обстоятельствах, следи за собой, чтобы ты был с Богом и в творении Его воли. Прежде чем пойти после окрика «Стой!», духовно прозрей и иди осторожно, опять же в связке с Ним.
Работа мозга!..Ум – вещь невидимая. «Рабочий кабинет» человеческого ума – мозг, а человеческого разума – сердце. Виктор Цой предупреждает человека об опасности действовать при принятии решений только умом, так как по инерции безбожного мироощущения и мышления человек склонен думать только умом – мозгом, забыв о разуме. Так некоторые и говорят: «Это дело надо обмозговать (обдумать)».
Разница между умом и разумом в том, что разум стремится уразуметь волю Божию («И отверз им ум разуметь Писание»), разум стремится покориться воле Божией и её сотворить.
Колоссальный ум есть у Сатаны или гениальных преступников, но они не устремлены к Богу, и они в очах Божиих являются как безумные. «Сказал безумный в сердце (духе) своём: нет Бога», «Безумный, в эту ночь вырвут (истяжут, по-славянски, отсюда слово «истязание» – значение, противоположное «приобретению») душу твою» (см.: Лк. 12, 20), – говорит Христос.
Психически больной, умственно слаборазвитый, но стремящийся всерьёз творить волю Божию человек разумнее умнейшего академика, занимающегося только тварным миром и не желающего знать Творца, исключающего Творца из своего мировоззрения. Такой академик в очах Божиих будет как безумный.
Мы, будучи потомками падшего Адама, имеем одновременно разум и ум, но ум, оторванный от Бога. Об этом сошествии с ума (оторванности от разума, от творения воли Божией), пел Виктор Цой в песне «Мама, мы все тяжело больны…».
Множество святых отцов говорят о необходимости для спасения человека ум покорить, соединить с сердцем, духом, «переплавить» ум в разум. Разум же, приобретший прежде блуждавший и метавшийся ум, вводится Богом в мудрость и премудрость, но об этом здесь не место писать.
В Священном Писании, в святоотеческой литературе и у тех, кто не причтён к лику святых, но всерьёз писал и рассуждал о духовной жизни, встречаем употребление слов «ум» и «разум» формально не в тех смыслах, которые я употребил в описании различий ума и разума. Но если рассмотрим контекст этих слов с позиций ориентированности к творению воли Божией, то увидим, что по сути противоречий нет.
Например. Апостол Павел: «А мы имеем ум Христов» (см.: 1 Кор. 2, 16), ориентированный к Богу и Его воле ум является разумом. Преподобный Антоний Великий: «Придёт время, когда безумные будут называть умных безумными, и наоборот». Здесь так же ориентированный к Богу и Его воле ум является разумом.
Преподобный Исаак Сирин говорит: «Начало помрачения ума (разума), прежде всего, усматривается в лености к Божией службе и к молитве». Здесь речь не об обрядовых богослужениях, а именно о творении воли Божией. Иеромонах Роман Матюшин-Правдин сказал:
Надменный разум к Истине стремится,Но без смиренья он – самоубийца.Здесь слово разум нужно взять в кавычки, так как слово употреблено в ироничном, антонимичном смысле. Бог есть смиренная Любовь, без которой немыслим разум, но под маской такого «разума» скрывается глупая гордость, эквивалентная безумию, безбожию.
М-м-м, Бошетунмай…Эти звуки – м-м-м и слово «бошетунмай» одновременно загадочны и понятны. Слово «бошетунмай» не взято из обычных языков. Некоторые исследователи находят отдалённое созвучие этого слова с китайскими и тюркскими словами, но смысл их не согласуется с контекстом песни. Окружавшие поэта люди также не знали значения этого слова и не употребляли его в общении с Виктором Цоем, и он его не употреблял.
Мало того, Виктор Цой не занимался дешёвым заигрыванием с иностранными слушателями. У него нет песен на иностранных языках, он пел, прежде всего, для соотечественников и их потомков. Приведу слова Виктора Цоя, сказанные им в двух интервью об этой загадке.
Интервью с Виктором Цоем. (см.: «РИО» № 19, 1988 г.)
– Откуда взялось слово «бошетунмай»?
– Сам придумал?
– Нет, не сам. Есть несколько версий возникновения этого слова.
– А у тебя какая?
– Классическая. Просто такое волшебное слово…
Интервью с Виктор Цоем. (см.: Мурманское ТВ, апрель 1989 г.)
– А что такое «бошетунмай»?
– Это секрет…
Мы видим, что Цой явно «темнит», не хочет сказать явно, хочет сохранить шифровку до времени, одновременно называя смысл слова классическим и волшебным. Так что же значит последняя строка его песни?
Классическим и волшебным одновременно для всех народов земли, в независимости от их континента, языка, расы, тысячелетия, будет молитва – «Господи, помилуй». Это любое обращение и прошение к Создателю обо всех «гранях» Его милости к своему творению.
Считаю справедливым рассматривать спетые Виктором Цоем «м-м-м» как указание на молитву, о которой поэт не хочет говорить прямо, чтобы не быть обвинённым в дешёвом религиозном популизме или насильственном насаждении религиозности «на волне» своей популярности. Цой умудрён Богом, он указал в интервью на «несколько версий возникновения этого слова». Указывает на богатство (от слова Бог) вариантов, указаний ему на это слово и песню.
Само слово «бошетунмай» есть ни что иное как сказанное с иностранным акцентом – «больше думай». Боше – больше, тунмай – думай. Цой осознанно замаскировал их «маской» – деформированным звучанием слов как бы иностранного гостя (слово с иностранным акцентом). Тем самым указал, что он как бы гость в нашей стране, подданный иного, необычного (необычный дым), неземного Царства, он – уста к Небу, и уста к земле.
Виктор Цой предлагает больше думать, но не отпавшим от Бога умом, а иным, к Небу обращённым в молитве мышлением. Мышлением о пути к Отцу Небесному. Исполняя эту песню, Виктор Цой в конце её четырежды повторяет заключительную фразу, ставя на ней смысловой акцент.
Чтобы читатель не поспешил отбросить мою книжку как бредовую, опишу содержание песни «Апрель». Обращаю внимание на аранжировку песни, она подобна биению пульса.
Апрель
Над землёй – мороз,Что ни тронь – всё лёд.Лишь во сне моём поёт капель.А снег идёт стеной, а снег идёт весь день.А за той стеной стоит Апрель.Припев:А он придёт и приведёт за собой весну,И рассеет серых туч войска.А когда мы все посмотрим в глаза его,На нас из глаз его посмотрит тоска.И откроются двери домов.Да ты садись, а то в ногах правды нет.И когда мы все посмотрим в глаза его,То увидим в тех глазах солнца свет.Припев:И откроются двери домов.Да ты садись, а то в ногах правды нет.И когда мы все посмотрим в глаза его,То увидим в тех глазах солнца свет.На теле ран не счесть,Нелегки шаги,Лишь в груди горит звезда.И умрёт Апрель, и родится вновь,И придёт уже навсегда.Припев.Над землёй – мороз.Что ни тронь – всё лёд.Это состояние нашего мира после грехопадения Адама и Евы. Это повреждённость, проклятость земли. Это подобие ядерной зимы, когда Солнце Правды – Христос – закрыт облаками – бесовскими войсками. В целом ряде песен Виктор Цой употребит этот образ в одном и том же смысле. Итак, земля без солнечного света и тепла заморожена. Это образ и наших сердец без Бога. Они холодны, жестоки, остры, мертвы – безжизненны, в них поселилось зло.
Лишь во сне моём.Сон. Здесь речь о глубинной генетической памяти, об утерянном рае. Подобное увидим в песне «Красно-жёлтые дни»: «А мне приснилось – миром правит Любовь, а мне приснилось – миром правит Мечта».
Поёт капель.Это оттого, что Дух Святой прикасается к духу автора песни. Дух Виктора Цоя поёт без слов, слыша новую жизнь в себе.
А снег идёт стеной, а снег идёт весь день.А за той стеной стоит Апрель.Снег идёт стеной и весь день, – это обозначает действия духов зла, стремящихся закрыть от нас Солнце Правды – Христа, оставить «весь день», всю жизнь человека без божественного света. Засыпать в нас «снегом» всё, что напоминает нам об утерянном рае. «Мороз и снег» стремятся «заморозить» рост человека в стремлении к Богу. В своё время, при втором пришествии Христовом, этот «снег» растает и приобретёт иную, противоположную, живительную силу для тех, кто противостоял силам зла.
А за той стеной стоит Апрель. Над землёй – стена злых духов – демонов. А над ней, за ней стоит Бог. «Апрель» в этой песне – Христос.
А он придёт и приведёт за собой весну.Весна – новая жизнь для уверовавших во Спасителя и сохранивших верность Ему. «Весна» – новая, неведомая прежде жизнь откроется после второго пришествия Христова и Страшного суда. Все, стремящиеся к Истине и Любви через всесильное стремление исполнить волю Божию в себе, будут преображены. Такие люди не пойдут на суд, но в жизнь вечную.
И рассеет серых туч войска.Придёт Апрель – Христос и рассеет войска зла, войска бесов. Цой спел, что эти войска серые, как волки. Христос и об этом говорил: «Вот, Я посылаю вас, как овец посреди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и просты, (от зла) как голуби. Остерегайтесь же людей…» (Мф. 10, 16-17).
И когда мы все посмотрим в глаза Его…На нас из глаз его посмотрит тоска.Нам покажут нас, наше подлинное состояние как отражение в Его глазах. Покажут нам нас самих в нашем подлинном безблагодатном, безобразном состоянии. Без тоски и ужаса мы на себя и посмотреть не сможем. Когда преподобному Серафиму Саровскому Бог показал все его грехи, то преподобный взошёл на камень и три с половиной года взывал: «Боже, милостив будь мне грешному» (см.: Архимандрит Серафим Чичагов. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца). А если нам такое показать, то мы с ума сойдём.
И откроются двери домов.Домовинами на Руси называли гробы. Это были погребальные срубы, колоды, корзины. Наверху, на надземной части, устраивали двускатные крыши, и общий вид был как домик. В интернете можно увидеть фотографии образцов этой ушедшей культуры погребения. Отроются двери домов (гробов) – это о воскресении всех умерших перед Страшным судом.
Да ты садись, а то в ногах правды нет.В книге «Апокалипсис» сказано: «Побеждающему (со Мною диавола) дам сесть со Мною на престоле Моём, как Я и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3, 21). «Да ты садись», – скажет Христос тем, кого называл друзьями, всем, творящим волю Божию.
По слову Христа все, слушающие Его и пославшего Его Отца, воскреснут в жизнь вечную, а неслушающие – воскреснут на суд(см.: Ин. 5). На суде все встают при входе судьи и при зачитывании приговора. Здесь же Виктор Цой поёт о неподсудных, верных Истине.
И когда мы все посмотрим в глаза его,То увидим в тех глазах солнца свет.После увиденной и ужасающей правды о себе, после первого взгляда в глаза «Апреля» и внутреннего обращения к Его Любви с покаянием, человек с надеждой взглянет и вторично. При раскаянии человека отроется в глазах Христа – «Апреля» и бесконечная Любовь, на всех светящая. В песне это звучит как «Солнца свет».
На теле ран не счесть.Туринская плащаница и фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» очень хорошо иллюстрируют израненность тела Спасителя. Всякий увидит великое множество ран на страшно истерзанном теле Христа от трости и кнутов – «скорпионов» (с когтями и гирьками на концах, которыми был бит Христос). Так же и раны от тернового венца, раны, полученные при падении и несении креста. Ран этих, действительно, не счесть.
Нелегки шаги.Христа принудили нести крест, привязав перекладину к плечам и рукам. Прежде люто избитый и не в силах нести крест, Христос падал и разбивался ещё больше. Воины, видев Его не способным далее нести крест, остановили земледельца Симона Киринейского и заставили его донести крест до Голгофы (см.: Мф. 27, 32).
Лишь в груди горит звезда.Виктор Цой поёт о горении в груди Христа, по человеческой природе, Любви к Богу. Слово «любовь» произошло от слияния слов: людям (ЛЮ), Божия (БО), воля (В). Если человек следует ей, то можно сказать: ведение (знание), видение (В). По церковно-славянски слово «любовь» звучит как любы, обозначающее: людям (ЛЮ) бытие (БЫ).
Любовь названа апостолом Павлом «вершиной совершенств». Апостол Иоанн прямо пишет: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4, 16). Отсюда и слово «совесть» (совместная весть, совместное знание). Триединый Бог – Святая Троица – создала человека для дарования ему познания Себя, этот ДАР и назван Любовью.
Христос сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). Там, где нет творения воли Божией, там нет настоящей любви, там ядовитая подделка. В Евангелии при описании Преображения Христа сказано, что «лицо Христа просветилось, как солнце». От этого и духовное горение как образ устремления и восхождения духа и воли человека к Богу в горении – жажде исполнить Его волю.
По человеческой природе Христос не знал, что на Фаворе Он преобразится. На эту гору Он взял трёх верных учеников молиться о предстоящем Ему распятии. Его жажда исполнить волю пославшего Его Отца была показана и апостолам, и нам как Преображение человеческой природы в Нём. Об этом горении Любви в груди Христа и спел Виктор Цой.
И умрёт Апрель, (на кресте) и родится вновь, и придёт уже навсегда.Речь здесь о Воскресении Христа из мёртвых и о втором Его пришествии – навсегда. Речь о том событии, когда отнято будет время и придёт, настанет навсегда бесконечность, непостижимая нашим падшим умом и сердцем. Придёт бесконечный «День Солнца». Так христиане в античности называли день Воскресения Христа из мёртвых. Это Будущий Век, НАВСЕГДА!
В интернете эта песня Цоя иллюстрирована (разными авторами) подборками фото и видеоряда, во многом совпадающими с моей точкой зрения. Все авторы именно в образе Апреля видят Христа. Здесь я не одинок в своих наблюдениях.
Есть и другая песня, где видно зашифрованное повествование о страданиях Христа, о первой и единственной Литургии и о нашем безумии. Это песня – молитва «Мама, я знаю, мы все сошли с ума». Аранжировка изображает хаос, дезориентацию, смятение. Итак, текст.
Мама, мы все сошли с ума
Зёрна упали в землю, зёрна просят дождя.Им нужен дождь.Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,Ты увидишь, там всё горит огнём.Через день будет поздно, через час будет поздно,Через миг будет уже не встать.Если к дверям не подходят ключи,вышиби двери плечом.Припев:Мама, мы все тяжело больны…Мама, я знаю, мы все сошли с ума…Сталь между пальцев, сжатый кулак.Удар выше кисти, терзающий плоть,Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд.Разрушенный мир, разбитые лбы,разломанный надвое хлеб.И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,А кто-то так рад, кто-то так рад…Припев:Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:Руки прочь, прочь от меня!Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть.Что будут стоить тысячи слов,Когда важна будет крепость руки?И вот ты стоишь на берегу и думаешь:«Плыть или не плыть»?Припев:Христос сравнивал себя с сеятелем (см.: Мф. 13, 3-8). Зёрна, Его слова, падали на разную землю: при дороге, на камни, в тернии (в сорняки) и в добрую землю. Об этих зёрнах-словах, упавших в добрую землю, в сердце человека, и поёт Виктор Цой.
Зёрна просят дождя – благодати Святого Духа. Евангелие – недовмещённая книга. Христос сказал ученикам: «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16, 12). Далее Он говорит: «Утешитель же, Дух святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).
Итак, кто последует Евангелию, тому дастся Христом Дух Святой, который вводит дух человеческий в соединение – познание Бога Отца. В этом Богообщении будет конец духовному сиротству человека. Цель Христианской жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, есть «стяжание (приобретение) Духа Святого Божия».
«Если же Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9), – говорит апостол Павел. Сердце человека, принявшего слово Божие, просит благодати Духа Святого – «дождя» животворящего. В беседе с женщиной из Самарии Христос говорит о Духе Святом как об источнике, текущем в жизнь вечную, и о том, что этот источник открывается в самом сердце человека (см.: Ин. 4, 4-26).
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь, ты увидишь, там всё горит огнём.Выражение опять символическое. Цой поёт об особом состоянии духа, о горении внутреннего огня, устремлении духа и воли человеческой исполнить волю Божию. Одновременно это и жажда Истины, жажда бытия Бога в самом человеке.
На кресте Христос, по человеческой природе, испытывает страшное чувство богооставленности. Через это чувство, как испытание веры – верности Богу, проходят все святые. В этой Богооставленности Христос (и всякий идущий за Ним) должен сам, по своей человеческой воле, дать бытие Богу в себе. В особом смысле сотворить Бога в себе самом.
Об этом говорит и конец притчи Христовой «О блудном сыне» (см.: Лк. 15, 11-32). Сын, перечеркнувший Отца в сердце своём в начале истории, вновь даёт бытие Отцу в своём же сердце, осознав ужас своего сиротства.
Человек наделён образом Божиим. Адам и Ева в раю отвергли Божию волю, исполнили диавольскую и этим присягнули последнему, в себе самих «отменив» бытие Бога (см.: Быт. 3, 1–23). Отсюда пошла вселенская катастрофа. Чтобы исцелить человека, Христу необходимо вознесену быть людьми на крест, вопреки богооставленности разрушить присягу диаволу в человеческой природе, воскресив в Себе отвергнутого людьми Бога.
На кресте Христос воскликнул: «СВЕРШИЛОСЬ!»: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19, 30) Свершилось исцеление человеческой природы. Он сказал: Я всего человека исцелил (см.: Ин. 7, 23).
Отсюда проистекает необходимость причастия Христу всякому верующему Ему и в Него. Виктор Цой спел и о Христе, и о Его распятии, и о переживании тех учеников, которые были у Его распятия, независимо в каком бы столетии или тысячелетии они ни жили.
Бывает и иное «горение»: это чувство – от близости Бога. Он ниспосылает устремляющемуся к Нему благодатное извещение о Своей близости. О «горении» сердца свидетельствовали апостолы Лука и Клеопа, когда шли рядом с воскресшим Христом в селение Эммаус (см.: Лк. 24, 13–32). Господь Иисус Христос послал ученикам Дух Святой, сошедший в день пятидесятницы на апостолов в виде «огненных языков». Пророк и Креститель Иоанн говорил о том, что Грядущий «будет крестить вас Духом Святым и огнём» (см.: Мф. 3, 11).
Через день будет поздно, через час будет поздно, через миг будет уже не встать.Человек как растение, погибающее от жажды, как бы кричит, что скоро будет поздно, не встать…
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.К Небесным дверям есть ключи – это пламенное устремление духа и воли человека исполнить в себе премудрую волю Божию. Как верные дорожные указатели становятся для путешествующих «ключами» к проблеме, как добраться до места, так и правильные молитвы являются «ключами» на пути к Богу.
Речь не о внешней форме молитвы, а о сути молитвы, как таинственной молве нашего духа к Богу. Молитвенные тексты есть только некие формальные указания для ума человеческого. В Богообщение прежде всего входит наш дух, а не ум. Ум становится Богопросвещён. Но в таинство соединения (познания) с Богом не входит вполне, а только ограниченно.
Внешних молитвенных форм духи зла не боятся, им тексты молитв и богослужений известны. Бесы боятся благодати Божией, которая посылается человеку в ответ на восходящую от человека к Богу энергию (действие, с греческого языка) молитвы.
Без восходящей энергии – устремления к Богу – молитва подобна разговору по выключенному телефону. В телефоне не важны формы кнопок, цвет корпуса или фирма-производитель. Важна способность его устанавливать связь между другими людьми.
Апостол Павел сказал: «Стану молиться духом, стану молиться и умом» (1 Кор. 14, 15). Ум создаёт некие словесные конструкции для другого человеческого разума, но эту форму творчества в молитве апостол ставит на второе место. Прежде всего – молитва духом, она выше слов. В высшем своём проявлении она совершается при молчании ума.
Ум несёт охранительную функцию, как свидетель и охранник на свадьбе. Но в брак, как соединение, вполне не входит. Не все тексты, умственные «ключи», даже святых отцов созвучны тем или иным состояниям духа конкретного человека.
И тогда нужно «вышибить двери плечом», то есть своими словами, или без слов, экстремально воззвать к Богу. В песне «На сердце тоска» Виктор Цой спел: «Ты читала молитвы, похожие на визг тормозов». За такое горячее дерзновение даруется на время Дух Святой, а за ним и Ум Христов. И человек ясно видит, что ему делать.
Мама, мы все тяжело больны,Мама, я знаю, мы все сошли с ума.Мама – это обращение к Церкви, отчасти и к Богородице. Христос. Этот текст Цоя – крик души и духа при виде распятия и Христа, и всякой святости в истории человечества.
Святые отцы высказывались, что с грехопадением первых людей человеческая природа раскололась на три части, а другие говорили, что на тысячи частей. Все эти части приобрели как бы чуждость и своеволие как разные политические партии со своими интересами. В Евангелии есть притча «О милосердном самарянине» (см.: Лк. 10, 29-37).
В ней присутствует много глубоких смыслов, есть фрагмент, иллюстрирующий и раскол человеческой природы. Вот он. «Человек некий спускался (путешествовал, спускаясь с гористой местности) из Иерусалима в Иерихон (это символ отступления людей от Бога после грехопадения). И попал на засаду разбойников (образ духов зла), которые, стащив его (с колесницы, верблюда или коня), изранили и бросили еле живого. (Видимо, подвергшийся нападению имел что-то чрезвычайно дорогое и важное и, защищая эту ценность, оказал сопротивление и был изувечен).
Священник шёл тем же путём. Увидев израненного, прошёл мимо, так же и левит (помощник священника), быв на том месте, прошёл мимо. Человек из народа самарян, проходивший тут, увидел израненного путника и умилосердился о нём, и сделал всё, чтобы спасти израненного (это образ Христа Спасителя)»…