Полная версия
Сатирические формулы
§ 15 – 26
В головах, как и у пращуров, засядет шоу-бизнес; изменится лишь конфигурация потребительской корзины.
§ 15 – 27
Будущее за гремучей смесью: либерализма и социализма.
§ 15 – 28
Американцы всех континентов встретят сокращение рабочей недели с горючими и грохочущими слезами.
§ 15 – 29
Аристократия возродится. И только она и будет travailler.
§ 15 – 30
Восток потеплеет, занедужив западной религией.
§ 15 – 31
Царица грядущего – восточная женщина.
Замечание. С её стороны ожидаются кульбиты невиданного масштаба.
§ 15 – 32
Чадра отправляется в музей.
Замечание. Скатертью дорожка.
§ 15 – 33
Расцветут досуги и курорты. Поменяется пляжное большинство.8
§ 15 – 34
Школы-казармы, кладбища, обсценная лексика… – третье тысячелетие незаметно смоет весь этот унылый доисторический хлам.
§ 15 – 35
Будет изобретено платье, принимающее с помощью презренного «гаджета» миллионы форм и цветов с оттенками.
Замечание. Счастья не принесёт.
§ 15 – 36
Потомки назовут мировое правительство коррумпированным и примутся его проклинать.
§ 15 – 37
Ожидается тяжёлый прогресс.
Временами – регресс.
§ 15 – 38
Появится Высшее Консультативное Собрание.9
Замечание. Совет мудрецов.
§ 15 – 39
Будет создан чудо-аппарат: на входе – песок и щебень, на выходе – нектары и пироги.
Замечание. Автор решительно призывает все мало-мальски амбициозные правительства мира оживлённо финансировать соответствующие исследования. Род людской выйдет из полной убогости только лишь после прекращения зверств над живой природой – и никак иначе.
А пока выдаём наше гигантское недоумение: о чём раздумывают политики с их непутёвыми избирателями? о чём таком quasi-великом возмечтала почитающая себя интеллектуальным центром научная прослойка?10
§ 15 – 40
Городу Джалалпур чуткие потомки вернут его историческое название Буцефала, данное Александром Македонским в честь любимой лошадки.
Замечание. Грядущее – за справедливостью.
§ 15 – 41
Человечество будет одухотворять зоозащитная идея.
§ 15 – 42
В Конституции Земли появится запись вида:
«Статья четвёртая. Кошачий род признаётся святым».
§ 15 – 43
Настоящим уполномоченным по правам животных сможет сделаться далеко не каждый.
Здесь нужен какой-то Лев Орлов.
§ 15 – 44
Уполномоченный по правам животных ощутит себя поначалу жалкой белой вороной.
§ 15 – 45
Людей будет объединять не антипатия к чужеземцам, а благоволение к меньшим братьям.
§ 15 – 46
Улучшайте нравственно-политический климат и готовьтесь к судьбоносной встрече со старшими товарищами.
§ 15 – 47
Будущее порождает не календарь, а удалец-изобретатель.
§ 15 – 48
Кое-что линейное на поверку окажется многомерным.
§ 15 – 49
Всё чуток поумнеет.
Сюрприз так сюрприз: даже бестолочь педагогика.
§ 15 – 50
Жизнь улучшится. Но не изменится.
Замечание. Позитивизм не поднимется выше жизни, жизнь – выше позитивизма.
§ 15 – 51
Может показаться, что человек грядущего станет походить на Олега Даля, тогда как в действительности – никогда не дорастёт.
§ 15 – 52
Роль красавиц только увеличится, а вот что там насчёт больших умов – неизвестно.
§ 15 – 53
Красивых дам будут носить на руках, остальных ожидают государственные компенсационные выплаты.
Замечание. Прогноз оправдается не менее, чем на 50%.
§ 15 – 54
Маятник качнётся назавтра в противоположную сторону.
§ 15 – 55
Нервных просим удалиться: эра Владимира Зворыкина не закончится никогда.
§ 15 – 56
Хороший телезритель – будущий телезритель с приставкой «экс-».
§ 15 – 57
Непримиримые, жёсткие спорщики могут с годами стать сущими «не разлей вода».
§ 15 – 58
Футбольный мяч покатится в сторону балета.
Et cetera. Бокс – вниз, бильярд – вверх.
§ 15 – 59
Не уважающие себя в который раз окажутся среди аутсайдеров.
§ 15 – 60
Прототип светлого будущего – шестидесятые годы XX века.
§ 15 – 61
Без романтизма-идеализма ничего значительного никогда не добиться.
§ 15 – 62
На Руси вернётся обращение «сударыня».
§ 15 – 63
Прекрасное не набедокурит.
§ 15 – 64
Прорывная пора начнётся в тот момент, когда возродится высокохудожественный театр миниатюр «Кабачок "13 стульев"».
Замечание. Скажем, под именем «Кабачок "13½ стульев"» (т. е. плюс загадочная табуретка).
Замечание 2-е. Явится долгожданная пани Профессор; вне всяких сомнений, пани станет походить на героиню Джорджии Хейл, играющей на Аляске мужчинами и в снежки.
§ 15 – 65
Улицы абсолютной любимицы потомков Майи Кристалинской появятся в Одессе, Иркутске, Тамбове, Орле и т. д., а в её родной Москве таковых окажется как минимум три: «улица Майи Кристалинской», «2-я улица Майи Кристалинской», «3-я улица Майи Кристалинской»…
Замечание. Не исключены проспекты.
§ 15 – 66
В первопрестольной воздвигнут памятник Жанне Горощене и Юрию Филимонову, вдохновенно поющим о здешнем дожде.
§ 15 – 67
Лариса Мондрус – особый друг грядущего.
Лунное пророчество песенки «Милый мой фантазёр» непременно сбудется.
§ 15 – 68
Туристы отправятся в круиз по Солнечной системе на чýдном космическом лайнере «Михаил Светлов».
§ 15 – 69
Образ славного будущего заложен в обворожительном танце пани Ольгицы и пани Каролинки.
Грядущее окажется белым и небесно-голубым.11
§ 15 – 70
Их трое – бойцов за прекрасное завтра: мальчик лет девятнадцати и девочка лет восемнадцати, изрядно улыбающиеся друг другу, а также вечно насупленный созидатель идей.
§ 15 – 71
Дорога одна – avançar.
§ 15 – 72
Огромнейший магнит,
Всех помыслов полёт.
Грядущее манит,
Грядущее зовёт.
16. Окрестный променад
§ 16 – 1
На Востоке основная беда точно такая же, как и на несчастном бездуховном Западе.
§ 16 – 2
В Бразилии высокая преступность. Зато – люди добрые!
§ 16 – 3
Австралийцы обыкновенно безмятежны и добродушны, следовательно, кенгуру – наставник что надо.
§ 16 – 4
Отбросы и интеллектуалы не жалуют одну и ту же державу – страну среднего человека.
§ 16 – 5
Если чиновник способен только вредить, практичные янки командируют его на международную арену.
§ 16 – 6
В старые добрые времена европейского мещанина нередко дискриминировали культурой.
§ 16 – 7
В гостях у некоторых западных европейцев можно угоститься чаем вприглядку.
§ 16 – 8
Обратите внимание: форма Греции похожа на корни.
§ 16 – 9
Примы очарования обитают в Штатах и на Руси. Интернациональное – всегда блеск.
Пара детско-юношеских иллюстраций. Шарм севера – петербурженки. Венец южной красоты – крымчанки.
§ 16 – 10
Россиянин – скорее, грек. Западный европеец – провинциальный римлянин.12
§ 16 – 11
Европейских стран много. Сверхевропейская страна одна.
§ 16 – 12
Уму повсюду тесно. Менее всего – в философии и в бескрайней России.
§ 16 – 13
Россия – самая интересная из четырёх земных цивилизаций: и запад, и восток, и юг, а главное – север, который ментально ближе других расположен к романтическим звёздам.
Замечание (почин XXI века). Три остальные – это, естественно, Китай, Штаты и Индия.
§ 16 – 14
Европейскому союзу надо было щебетать по-французски.
§ 16 – 15
Прекрасен Ватикан. Благодаря религии, папе, а также уникальным объёмам трудящихся, безнравственных здесь меньше, чем во всякой иной державе.
§ 16 – 16
Исландия удалилась от коллектива, и как следствие – высокий культурный уровень.
§ 16 – 17
Коррупция водится там, где беспорядок и бездуховность.
§ 16 – 18
Цинизм популярен там, где в чести шоу-бизнес.
§ 16 – 19
Все государства делятся на полицейские и полицейско-демократические.
17. Красным цветом в учебник искусствоведам
1) Дважды два, дорогие шефы
§ 17 – 1
Культура – дело первейшей социальной значимости.
«На пальцах». Основа – содержимое голов.
2) Праведное теоретическое слово
§ 17 – 2
Розыски «современного искусства» оканчиваются удачей далеко не во всякую эпоху.
§ 17 – 3
Приходит иногда такое пустопорожнее время, что даже некому бывает воскликнуть: «До чего же бессмысленный век!»
§ 17 – 4
Чем «новости культуры» короче, тем они ближе к священной правде.
§ 17 – 5
Одарённые всегда наперечёт.
§ 17 – 6
Как бытовали предки – покажут Мольер, Бомарше и Гоголь, а как поживают современники – ни за что не узнать.
§ 17 – 7
Диоген выискивал «просто человека».
Как же нелегко повстречать талант!
§ 17 – 8
Первый среди равных – это герой времён упадка.
§ 17 – 9
«Острова культуры»? Правильно говорить – «островки».
§ 17 – 10
Чтобы дотянуться до художественной истины, необходимо быть великаном.
§ 17 – 11
Одну из базовых тайн искусства открыл баритон М., заметив как-то о группе исполнителей: «Орлята учатся летать».13
§ 17 – 12
Способность молчать, когда нечего сказать, в действительности – талант.
§ 17 – 13
Если у произведения имеется нерв, это ещё не означает, что у созданного наличествует душа.
§ 17 – 14
Натурализм – цитадель бездарности.
Раз и навсегда о недостойном дебоше. Скандал – уже криминал.
§ 17 – 15
Всё великое было создано только что. Всё бесталанное – в пещерный век.
§ 17 – 16
Художник не отталкивается от действительности: скорее, действительность отталкивает его.
§ 17 – 17
Шедевр могут породить только вдохновение, вдохновение и вдохновение, помноженные на сомнение, сомнение и сомнение.
§ 17 – 18
Все шедевры – на десять с минусом.
§ 17 – 19
Все искусства – родня.
Трогательный пример. Знаменитая живописная панорама «Наш мудрый вождь, учитель дорогой» обладает ещё и чисто литературными достоинствами.
§ 17 – 20
Если автор – «выше среднего», то из этого ещё не вытекает, что он имеет хоть какое-то отношение к искусству.
§ 17 – 21
Кто вне сатиры и юмора, тот вне настоящей свободы.
§ 17 – 22
У кого как, а у сатирика работодателем является негодяй.
§ 17 – 23
Там где спешка – ремесло.
§ 17 – 24
Найденное трудом прекрасным быть не может.
Потребны следы вдохновения.
§ 17 – 25
Есть понимание и умственный возраст, всё остальное – лишь скромность мастерства.
Замечание об одарённости. Любовь к большому делу, способность работать медленно-вдумчиво, интеллектуальное мужество – таковы они, главные признаки величины.
§ 17 – 26
Талантливый гармоничен: ценит и себя, и художественную необходимость.
§ 17 – 27
Лирическое невозможно опровергнуть.
Замечание им. Паскаля. Лирик всегда прав.
§ 17 – 28
Стиль-эталон – трезвый поэтический.
§ 17 – 29
Уход от канонов классического искусства опасен скольжением в направлении греха.
§ 17 – 30
Адепт теории космического оптимизма справедливо заметит, что трагедий-шедевров не бывает в принципе.
§ 17 – 31
Комедия может всё.
§ 17 – 32
Сократ ошибся: нормальная комедия чище и выше трагедии.
Однако была ли в его патриархальные времена хотя бы одна мало-мальски удачная весёлая вещь?
§ 17 – 33
Комедия – жанр нормальный. Трагедия – маргинальный.
§ 17 – 34
Драма ближе к науке, комедия – к философии.
§ 17 – 35
Жизнь – очень трудная штука. Ergo, главнейший среди жанров – комедия.
§ 17 – 36
Зачем «как в жизни»? Надо – как в сути вещей.
§ 17 – 37
Эстет замурлыкал – значит произведение состоялось.
§ 17 – 38
Талантливая актриса в ногах не нуждается.
§ 17 – 39
Художественного без абстрактного не бывает.
§ 17 – 40
Надо, надо любоваться! Но – не следует сближаться.
§ 17 – 41
Бесталанные режиссёры подразделяются на трудящихся и уголовников.
§ 17 – 42
Фатальное ЧП (черепушка и кости): от артиста не исходит обаяние.
§ 17 – 43
Актёру надлежит быть магнитом.
И только затем уже – пластилином.
§ 17 – 44
Не чтущий себя актёр нелеп и похож на пугало.
§ 17 – 45
Истинный философ – как правило, искусствовед.
Замечание. Ибо философ – родственник художника: оба исследуют сущности.
§ 17 – 46
Тяга к прекрасному всегда добродетельна. Скажем, крадущий музейные шедевры оказывает немалую услугу делу пропаганды высокого искусства.
3) Чьи эти чада?
§ 17 – 47
Средний сеет пошлость и хаос.
§ 17 – 48
Одна из трагедий мира заключается в том, что невозможно посадить бездарность.
§ 17 – 49
Ограниченный хуже мистика.
§ 17 – 50
Талантливый может стать только каким-нибудь скрипачом, зато для насквозь безликого и пост министра культуры – не предел.
§ 17 – 51
В театре и кино алгоритм удачи исключительно прост – найти даровитого режиссёра и передать тому всю полноту творческой власти.
Равнодушные подслеповатые шефы не в состоянии справиться даже с пустяковиной из пары пунктов.
§ 17 – 52
Суета профильного министерства великодушно затеняет отсутствие культурной жизни.
§ 17 – 53
Если проводится творческий конкурс – значит организаторам это нужно.
§ 17 – 54
Им бы, молодушкам, деток рожать, а они – кинокритикой занимаются.
§ 17 – 55
Говорить о культуре должны её лучшие носители, а не прискорбные писатели газет.
§ 17 – 56
Сущность обычного критика – эрудированное дитё.
§ 17 – 57
Если сочинитель не вылезает из телевизора – значит его опусы не выкарабкиваются из болота.
§ 17 – 58
Некоторые слабые актёры знамениты как вульгарные телеведущие.
§ 17 – 59
Не режиссёры, не артисты, не литераторы…
А страшно сказать – трудящиеся.
4) Логика пера
§ 17 – 60
Практически единственное, о чём может написать мирянин, – это о чепухе.
§ 17 – 61
Бытописатель исследует нуль.
§ 17 – 62
Конец света пожалует, когда обезьянка настукает библию, а значит – ни в жизнь.
§ 17 – 63
Во-первых, поэт должен уметь парить.
Во-вторых – быть чудовищным и неисправимым волокитой.
§ 17 – 64
Поэзия всегда извинительна.
§ 17 – 65
Сказав: «Клянусь, я не люблю её!» – замечательный поэт солгал.
§ 17 – 66
Большие глупости – политика, великие – поэзия.
§ 17 – 67
Как бы герой ни философствовал, в конце он непременно молвит: «Я люблю вас, Мария Евграфовна!»
§ 17 – 68
Кто научился писать, тот пожертвовал способностью кропать белиберду.
§ 17 – 69
Первая заповедь начинающего драматурга: «Научись разговаривать с самим собой!»
§ 17 – 70
Писатель со здоровым сердцем профессионально непригоден.
§ 17 – 71
Читатель вкушает корень из n ассоциаций автора.
5) В ожидании рыцаря Мельпомены
§ 17 – 72
«В нашем городе более ста театров!..»
В несчастном граде вашем около сотни самодеятельных сумасшедших домов.
§ 17 – 73
Ставить надо так, чтобы Чехову было хорошо.
§ 17 – 74
Что ни новатор на театральных подмостках, то посланник доисторических времён.
§ 17 – 75
Бег – не красен, а по сцене – ещё и порочен.
§ 17 – 76
Обычно не играют и даже не кривляются; зримы токмо кривлянья режиссёра.
§ 17 – 77
В ряду слабых пьес современные – самые-самые.
§ 17 – 78
Не в силах дотянуться до классики, маленький постановщик поднимает на неё руку.
§ 17 – 79
Тусклое освещение – единственный верный союзник у никудышной режиссуры.
§ 17 – 80
Бесталанные также имеют право на игру: их ожидают роли Ревизора, пана Бонифация и т. д.
§ 17 – 81
Художественный руководитель театра – это уникум, способный в любом почтенном возрасте перевоплотиться в Ромео.
6) Стучит хлопушка, а выходит – обычно петрушка
§ 17 – 82
Все романтические героини золотого века кино делают одно и то же: выкуривают сигарету за сигаретой.
Наукоёмкое замечание. Осуждаем.
§ 17 – 83
Душа фильма – талант его лидера.
§ 17 – 84
У высококультурного режиссёра кино – три основных занятия: кричать, краснеть и извиняться.
§ 17 – 85
Сценарист смеётся над режиссёром. Режиссёр – над актёрами. Актёры посмеиваются над сценаристом.
Замечание. «Вокруг смеха», – наверняка улыбнулся бы незабвенный Александр Иванов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Поэт Леонид Дербенёв премного удивил нас постановкой данной проблемы; в такую же ересь впал как-то Роберт Рождественский.
2
К чему такое язычество приведёт – сказано в начале гл. 15.
3
Пыхти как паровоз (фр.).
4
Между делом-политотделом: наилучшая интерпретация «Арбатской песенки» Б. Окуджавы – у Майи Кристалинской.
5
Делайте вашу игру, интеллигентные господа (фр.).
6
Не трогать того, что покоится, мой господин (лат.).
7
Заметим дорогому читателю, что данная сентенция, как и большинство иных, была сотворена автором за много лет до выхода настоящего труда.
8
Человека будущего, что немного забавно, можно встретить уже сейчас. Это добродушное, искреннее и в меру инфантильное существо; homo futuro симпатизирует природе, но решительно недолюбливает несвободу и прочие, как ему представляется, средневековые пережитки. Другой важный вывод из младенческой песочницы – особы из грядущего станут меньше опасаться своих собратьев.
9
ВКС.
10
Замечание текущего дня: запретите хотя бы рекламу мясосодержащей продукции! (Мир не без союзников: медицина поддержит.)
11
См. сенсационный выпуск «Кабачка "13 стульев"», посвящённый предстоящей свадьбе пана Директора и пани Эльжбеты.
12
Тема «Русь – Запад» действительно не лишена интереса. Россия выше: она толковее и не агрессивна; к тому же – самокритична. Разумеется, мы имеем в виду Запад «в среднем», а не отдельные (небольшие) страны. На момент выпуска книги Россия слаба в многочисленных деталях и слишком консервативна, но это безусловно поправимо, тогда как хвори другой стороны едва ли излечимы.
13
Между тем, Н. Добронравов и С. Гребенников сотворили, в содружестве с композитором, сочинение весьма значительное: благочестивому отроку рекомендуется прослушивать данную песню с предельным вниманием и по крайней мере с десяток раз.