Полная версия
Сверхситуативное мышление. Чуждый опыт
Давайте посмотрим пристальнее на якобы имеющуюся взаимосвязь между уровнем жизни в социальном смысле и духовным возрастанием. Как известно, исторически гораздо нагляднее прямо противоположная картина: большинство святых в житиях любой религии были людьми бедными, причем по собственному выбору, ведь многие из них реально отказались от своих состояний, чтобы не отягощать душу мирскими заботами. Нестяжательство традиционно числится среди добродетелей всех народов, когда речь идет о духовной культуре. Однако испокон веку само общество поддерживало подношениями достойных священников и отшельников, поэтому никто не рисковал умереть от голода, если только честно подвизался на избранном духовном пути, а это все вокруг видели. Стоит подчеркнуть, что профессионально занимающихся саморазвитием людей было крайне мало, поэтому они представляли собой ценность для социума, да и не были настолько обременительны в плане их содержания.
Вместе с разрушением традиционного общества поменялись и условия. Заметным веянием нашего времени стала доступность духовных практик обычным мирянам, хотя ранее они держались в тайне для избранных. Повсеместное распространение разных методов самосовершенствования порождает проблему духовного дилетантства, где каждый гражданин, продолжая ходить на работу по своей основной специальности, в свободное от работы время может заниматься саморазвитием. Причем, речь идет давно уже не только о тонкой прослойке интеллигенции, далекой от народа. Например, захожу в магазин, а там продавщица говорит по телефону и задает уточняющий вопрос: «Так это диэровская методика?» На мою лекцию по йоге приходил электрик, а на практикум по випассане ходил столяр, кстати собиравшийся на отпуск в Грецию, причем я далеко не всех спрашивала, чем они занимаются. В общем, достаточно очевидно, тратя основное время на работу, чтобы заработать деньги, человек не может продвигаться быстро в освоении психотехник и т. п.
Серьезные люди не могут не понимать бесперспективность раздвоения жизни на заработки торговлей у прилавка и короткие медитации по утрам и вечерам. Разумеется, возникает закономерный вопрос, как внедрить методы личностного роста в повседневную деятельность или, наоборот, превратить обучение психотехникам в основную профессию, которая будет служить также источником дохода. Так, дианетика появилась именно тогда, когда саморазвитие пошло в массы – и перед большинством людей, заинтересовавшихся личностным ростом, встал роковой вопрос: на что жить, чтобы было время на себя. Надо отметить, что пик увлечения этим учением пришелся на мутные 90-е годы, пока не было более достойных альтернатив. Со временем идея совмещения заработка и саморазвития обрела воплощение в столь разнообразных формах, что разгром церкви саентологов за откровенное мошенничество уже не сильно влияет на привычную пеструю афишу предложений по прокачке лидерства и пр. Другой вопрос, как там неопытному искателю отделять зерна от плевел.
Итак, мы живем в социальной среде, где всякому хорошему человеку, искренне стремящемуся к совершенству, не приходится рассчитывать на подаяние от общества, а необходимо самостоятельно решать вопрос об источнике средств к существованию, поэтому поставленная задача далее будет нуждаться в идеологическом основании, независимо от дианетики, которая послужила лишь индикатором данной проблематики в социуме. Конечно, никакой прямой взаимосвязи между богатством мирским и духовным на самом деле нет, и всегда можно найти примеры бедных святых и богатых негодяев. Однако мы вынуждены констатировать очевидный факт, что в современном обществе есть запрос на формулу успеха, которая помогала бы совместить несовместимое – деньги и духовность, поскольку сейчас каждому приходится решать эту задачу по отдельности, пробуя и находя индивидуально приемлемые варианты, чтобы достигать целей, не нарушая законов – и волки сыты, и овцы целы.
Индотерапия против достоевщины
Петербург в пандемию удерживал первенство по числу пациентов с первичным диагнозом «психическое расстройство», хотя в целом по стране статистика скорее улучшалась. Будучи петербурженкой как минимум в пятом поколении, мне ли не знать, как культурно сходить с ума – это называется достоевщиной в широких кругах интеллигенции (а здесь даже дворники с высшим образованием), что заложено в культурном коде «безумного города». Конечно, главная проблема – это коллективный психоз, хотя каждый сходит с ума по своему, а вот нездоровая среда заедает. Гениальность и безумство – единство в противоположностях культурной столицы, которое каждому жителю приходится решать в глубинах собственной психики, если он выдержит. Вопрос не столько в описании феномена – откройте книги Достоевского, сколько в неудачных попытках искоренения терзаний питерской души.
Что такое вытягивать себя за волосы из болота питерского отчаяния, я с лихвой хватила в юности, пришедшейся на 90-е годы. Бросив ЛГУ, побыв санитаркой в психушке, я работала сиделкой у умирающих старух, а потом и вовсе искала работу в морге по всему городу, параллельно состоя в тайном ордене, связавшись с экстрасенсами, да и христианство тоже по-черному (самопальные затворы с крайней степенью аскетизма), пока систематическое философское образование не расставило все на свои места. Помнится, как очень вежливо меня заворачивали из моргов, где вообще-то всегда нужны кадры, но только не истощенные девицы с выплаканными глазами, отвечая примерно так: нам ведь нужны работники, а трупов здесь и так хватает. Перелом наступил в 1996 году, когда после получения степени бакалавра философии я улетела в Индию.
Индотерапия – так в шутку называли мои коллеги по счастливому спасению процесс восстановления общего психического равновесия и преобладания позитивного настроения. Поначалу, когда привыкнув быть бледной ходячей тенью, окунаешься в вихрь бесконечного праздника, кажется, что крышу сносит окончательно. Просто невозможно поверить, что люди могут постоянно улыбаться – все без исключения, даже нищие калеки подзаборные. Атмосфера всеобщего эмоционального подъема сначала вызывает резкое сопротивление одновременно с осторожным недоверчивым приглядыванием: «А что, так правда можно жить?» Конечно, в это трудно поверить, еще труднее перестроиться, и самое сложное – закрепить результат, чтобы удержаться от скатывания в депрессию после возвращения. Несколько поездок по полгода не давали устойчивой ремиссии – возвращаешься счастливой с улыбкой на лице в родной Петербург, а там как поленом по лицу вновь холодное окружение.
Конечно, теперь в северной столице стало очень уютно и комфортно жить, поэтому нынешняя статистика не слишком напрягает. Подумаешь, менее пяти тысяч психов ежегодно на пять миллионов коренных жителей – это ведь один на тысячу, то есть его еще поискать придется в толпе. Проблема не в выявленных пациентах, а в той среде, которая их продолжает порождать, оставляя скрытые мучительные поиски себя и смысла жизни в туманной мгле под неизменно-мерзкими осенне-холодными моросящими дождями, сковывающими душу безнадежностью серого беспросветного будущего. Международный туризм серьезно решил эту проблему, все-таки у петербуржцев хватает средств ездить по заграницам, и помимо индотерапии на вооружении давно имеются грекотерапия, балитерапия, туркотерапия, перутерапия и пр. Хорошо также осознавать, что интуристы разбавляют и оздоравливают ситуацию в историческом центре города. Вот только карантин все немного подпортил…
Одержимость психоанализом
Системно-векторную психологию разоблачали за псевдонаучный подход еще много лет назад в СПбГУ, однако искоренить сектантскую гидру не удалось. Примечательно, что столь широкое движение, собирая тысячи участников, может оставаться столь незаметным для профессиональных психологов. И вот, ее основатель потирает руки за океаном, снова весело настраивая кабель для вещания на Россию, откровенно представляясь маньяком психоанализа и уверяя, что все психологи – жулики и шарлатаны, кроме отдельных самородков. Все это безудержное веселье приводит к быстрому и эффективному исцелению любой психосоматики без малейшей связи с медициной.
Итак, что есть хорошего в данном направлении не-психологии и не-науки. Относительно псевдонаучности сам творец совершенно спокоен, ведь только в России живут такие «смешные люди», которые считают научное знание поиском истины, тогда как во всем мире наука ценится исключительно за практическое применение с выдачей результатов. А коль скоро отзывы о успешных результатах применения СВП исчисляются десятками тысяч, то беспокоиться по поводу «научности» основатель движения считает просто излишним. Относительно систематичности он тоже весело проходится над обвинениями в навешивании ярлыков (восемь векторов – не путать с типами личности), хотя при любом конкретном вопросе все-таки уходит в детальную конкретизацию, отчего каждый случай становится уникальным, а не типичным. А значит, это все-таки не система, а стратегия – это говорит лишь в ее пользу в контексте современного алгоритмического мышления.
Поскольку здесь наука никак не обязана соответствовать действительности, создается альтернативная эволюционная теория с выборочными мутациями, присущими только человеку, наглядно показывая, как в истории закладываются вектора развития отдельных особей на благо всего племени – так появляются «кожные» или «звуковые» люди, которых никто не понимает, кроме собратьев по аномалии. Все это огульно готов подтвердить «целый штат большого сумасшедшего дома», как называют засевших надолго в СВП профессионалов из различных областей, а там немало психологов, врачей и прочих весьма образованных адептов. Вот только систематичность быстро размывается смешанными типами, да еще неправильным воспитанием, поэтому норма выделяется в данной системе относительно разнообразных патологий, а никак не наоборот, как принято во всем научном мире, где норма выступает эталоном для диагностики.
Один из самых больших блоков воздействия на людей составляет лечение детей посредством работы с родителями, преимущественно матерью, где до семи лет маг и волшебник гарантирует стопроцентные результаты. Надо сказать, ничего новаторского здесь нет – лечение детей через работу с матерью используют давным-давно многие целители, самолично таких встречала, причем тоже очень успешно. Другое дело, что по методу СВП осознание не предусмотрено даже для взрослых, а просто нужно пройти тренинг, и тогда все изменится как бы само собой, естественно и непринужденно, просто дети вдруг начнут вести себя совершенно иначе, чем прежде. Ясно, что психоанализ активно задействует гипноз, однако на дистанционных тренингах с большими массами речь идет скорее о широком социальном внушении, нежели об индивидуальном подходе, который Бурлан издевательски называет «беспомощным», и откровенно отказывается тратить время попусту.
Безусловный идеализм данного направления выражается в формуле, которую следует повторять как мантру: «В здоровом духе – здоровый тел». Что ж, совершенно справедливо, однако опять-таки ничего нового для современной психологии, которую так ругают, поскольку данный принцип используется повсеместно, и завзятых материалистов давно не осталось даже в пост-коммунистической России, в которой основатель по самоличном признанию просто никогда не жил. Вот почему откровение СВП прозвучало бы совсем тускло на фоне совершенно идентичных утверждений любого психолога, если бы не забавная мимика и жесты, которыми сопровождаются высказывания. Вообще, превосходство идеального над материальным выражается прежде всего в том, что на эфирах совсем не скучно, а артистизм довлеет над содержанием, поэтому совсем не важно, что говорится, а западает то, как это делается.
Мимоходом были высказаны политические и религиозные приоритеты, где по диагонали либерализм противопоставляется христианству. Буквально так: если вы хотите быть счастливым – значит, вы либерал, а если вы верующий человек, то нужно просить господа лишь об одном «забери мою жизнь». Итак, обращается лидер СВП к воображаемому россиянину: «Вы либеральный гуманист, но придуриваетесь религиозным человеком». Впрочем, это не мешает ему ссылаться на библейское «полюби ближнего как самого себя» в качестве доказательства, что человек исходно себя любит всецело, поэтому призывы лже-психологов поднять самооценку нужно выкинуть в мусорную корзину, ведь требовать начать уважать самого себя может только проходимец. Итак, в заключение: «Приходите к нам – ибо больше некуда идти!» Не ищите дальше смысл жизни – он заключается в СВП.
Можно сколь угодно спорить о ненаучных основаниях данного учения, одно несомненно – смех лечит все болезни, а его создатель явно человек с юмором.
Выбор между сублимацией и сбросом эмоций
В идеале приоритеты расставить несложно, ведь сброс эмоций – это потеря энергии, тогда как сублимация способствует духовному росту, интеллектуальному совершенству, творческим порывам и многим иным не менее прекрасным результатам. Конечно, я за сублимацию – вот только возникает каверзный вопрос, а на каком уровне саморазвития человеку можно однозначно рекомендовать трансформационные практики, к коим относится сублимация как таковая. Ведь такая идеальная картина, когда гнев мгновенно преобразуется в порыв к богу, характерна лишь для святых, а скромный подвижник, не говоря уже о мирском ищущем, прикладывает для подобного преобразования собственной психики много усилий на протяжении длительного времени. Чем чревата задержка сублимации, хорошо известно из психоанализа, а именно, разрушением изнутри, где нереализованные эмоции становятся причиной разного рода психосоматических расстройств вплоть до физических заболеваний. Итак, давайте сосредоточимся на двух факторах – усилие и время.
Берем самую начальную точку саморазвития, где идея сублимации уже присутствует, однако психотехники не освоены, навыки не наработаны, то есть времени на воплощение замысла потребуется очень много, вероятно, даже годы. Нетрудно догадаться, что за такое время подавленная энергия эмоций, которую не удается качественно и полностью преобразовать, будет исподволь продолжать разрушительно воздействовать на самого человека, поэтому исключительно в рамках техники безопасности ее все-таки лучше потихоньку стравливать, несмотря на очевидные потери. Просто избыток энергии опасен на данной стадии для начинающего, а вот эмоциональный сброс может быть более или менее экологичным. Порой лучше высказать все накипевшее другому человеку, он хоть в курсе будет, какова реальная ситуация (и тем самым она может измениться), как вариант можно перегнать ее в чисто физическое усилие, относительно полезное, типа копать канаву от забора и до обеда. В общем, это уже дело техники, главное понимать, что избыток завинченной энергии не подарок.
При большой силе воли можно допустить ускорение трансформации, понимая все риски и ответственность. Допустим, человек «сжимает зубы», чтобы не выплеснуть накопившейся гнев, а интенсивно начинает его перегонять в нужное русло, например, ваяет восхитительную статую денно и нощно, забывая есть и спать (энергии ведь и так до дури). Шансов на хэппи-энд крайне мало, один из миллиона (известные гении на фоне толп пропащей бездарности). Наиболее вероятный сценарий – это все-таки неконтролируемый срыв вместо осознанного сброса, со всеми вытекающими последствиями в виде гораздо более впечатляющих признаков саморазрушения. Если сброс как обычное самовыражение все-таки находится еще на относительно низком уровне и происходит в узком диапазоне, то при прорыве плотины под напором накопившегося запаса энергии трудно представить, каковы могут быть последствия – инфаркты, нападения, истощение и прочие совсем нежелательные исходы.
Конечно, выбирая тактику поведения и стратегию саморазвития, каждый вынужден заранее прикидывать свои силы – сколько он выдержит, что стоит на себя брать, а что явно не потянет. Проблема начинающего именно в том, что при отсутствии должного опыта сублимации, ему сложно заранее адекватно оценить свои перспективы, сможет или не сможет. Вот почему настолько распространенными являются ситуации, когда люди с неустойчивой психикой не желают тратить достаточно времени на стабилизацию, а бросаются накапливать энергию, в том числе и путем завинчивания естественных клапанов стравливания выхлопного пара в виде эмоциональных выбросов. Попытка играть героя, который ничуть не подвержен слабостям человеческим, не просто смешна для окружающих, которые нередко понимают, насколько это показное спокойствие, но и довольно скоро становится социально опасным явлением, ведь срыв в любой точке означает, что соломки не подстелешь, всем будет больно.
Итак, рассматривая шкалу между психоаналитическим сбросом и духовной сублимацией, оптимально выстраивать плавную градацию перехода от психотерапии зажимов к трансформационным практикам.
Сфера на оси – базовая структура
«Можно ли реально чувствовать кокон вокруг тела и его восстановление во время цигун, например, при круговом движении рукой, если там пробой или что-то, и неужели вообще есть дыры в коконе?» Давайте обратимся к тонкой анатомии в древнекитайской традиции даосизма, ныне представленной в популярных современных направлениях, таких как оздоровительный цигун и отвлеченное разучивание упрощенных форм боевых искусств вроде тай-цзы. Вот почему нелишне сначала также ознакомиться с отличиями терапевтического и тренингового форматов при занятиях духовными практиками, поскольку исходный вопрос относится к восстановлению.
Рассматривая энергоструктуру в даосском описании, мы видим прежде всего базовую форму, которая называется «сфера на оси» (есть точка зрения, что это буквальный перевод названия тай-цзы). Вот почему большинство упражнений для начинающих в цигун направлены на восстановление исходного правильного состояния. Ведь трудно найти человека, живущего обычной жизнью, который сохранял бы идеальные конфигурации уже просто в силу индивидуального характера, даже при наличии здорового образа жизни, не говоря уже о психических травмах, вредных привычках и пр. Вышеупомянутые круговые движения руками по направлению главных орбит предназначены именно для того, чтобы приучить энергию двигаться по правильным контурам вместо застойного блуждания или хаотического метания по бесформенной массе с плохой защитой, куда относятся и пресловутые «пробои» и другие искажения.
У большинства начинающих возникает тот самый вопрос про реальность ощущений, поскольку далеко не все нормальные люди чувствуют энергию или понимают, как интерпретировать собственные переживания, не умея связывать факты разных уровней проявленного существования духа – говоря по-простому, ментального, эмоционального и физического. Во-первых, можно доверять инструктору, поскольку внутренняя перестройка происходит при постоянных ежедневных упражнениях независимо от непосредственной чувствительности. Во-вторых, в духовной практике развитие экстрасенсорики вообще не является самоцелью, а лишь служит подсобным инструментом, без которого можно и обойтись. В-третьих, со временем глубинные органы чувств действительно постепенно начинают воспринимать все более тонкие сигналы, поэтому вам остается набраться терпения, продолжая практику, ориентируясь на рекомендации мастера.
В качестве примера я люблю вспоминать случай своего бывшего мужа в период становления почти четверть века назад в середине 90-х. При исходно неплохой чувствительности, развитой за декаду творчества (музыка и поэзия), только начиная работать с микрокосмической орбитой (классический контур – не буду воспроизводить здесь описание), он досадовал, что вообще не чувствует движение потока согласно описанию, однако продолжал медитировать и выполнять упражнения. Весна сменила осень, я уже давно забыла, чем он там занимается, и как-то вышла на кухню попить чаю, чтобы отдохнуть от редактуры текстов, как вдруг он влетает едва ли не со слезами на глазах и взволнованно повторяет: «Пошла! Пошла!» Видя концентрическое расширение моих зрачков в немых вопросах «кто пошел, куда пошел, зачем пошел…", он пояснил, что начал реально чувствовать движение энергии внутри своего тела точно по всему контуру микрокосмической орбиты как единое целое вращение. Итак, у него на это ушло примерно полгода при настойчивой практике.
Следующая проблема, которая встает перед уже не начинающими, а продолжающими практику, – это закрепление результатов. Да, мало добиться реального чувствования своего тонкого тела, так еще нужно поддерживать форму, иначе она отъедет к прежнему размазанному состоянию, и придется собирать себя заново. Благая весть в том, что чем качественнее наработки, тем меньше времени приходится тратить на ежедневное поддержание своих завоеваний и можно переходить к развитию и трансформации, но это все потом. Помнится, сразу после завершения разучивания формы тай-цзы в Ладакхе одна китаянка из нашей группы записалась сразу на випассану, а там десять дней не разрешено занимать никакими другими практиками, что закономерно вызвало возмущение мастера тай-цзы, а зачем было разучивать форму, чтобы сразу ее забыть? Однако, девушка оказалась смекалистая и умудрилась получить официальное разрешение администрации медитативного центра на то, чтобы уделять четверть часа в день на повторение формы. Как ей это удалось – вопрос на засыпку к владеющим обеими практиками!
Вернемся к изначальному вопросу, у которого было продолжение: «Круговое движение рукой восстанавливает кокон, – или только если сначала набрать шар энергии?» Здесь явно выражено понимание того факта, что границы и наполнение как форма и содержание не одно и то же, однако очевидно так же непонимание, что энергоструктура не является эдаким воздушным шариком, состоящим исключительно из оболочки и равномерного наполнения. Тонкая анатомия в даосизме очень хорошо разработана, и в личной энергоструктуре выделяется множество центров, включая главные дань-тяни (не путать с чакрами), система меридианов (широко известная по акупунктуре из китайской медицине), орбиты и пр. Вот почему в цигун такое большое количество упражнений на проработку отдельных элементов тонкой анатомии, ведь просто «сфера на оси» никак не будет держаться, если внутреннее пространство не структурировано. Итак, нужны не только восстановление кокона и не только набор энергии, а тщательная детальная координация всех тонких центров и каналов.
Делаю усилие, чтобы остановиться, поскольку формат легкого непринужденного чтения на досуге – это не методическое пособие. Надеюсь, что основные идеи будут полезны тем, кто находится в поиске.
Профанация йоги
Прославившаяся на американских протестах «Голая Афина», выполнявшая серию йогических и балетных поз перед полицией будучи только в маске и шапке без какой-либо иной одежды оказалась труженицей сферы интимных услуг. Стражи порядка стреляли перцовыми шариками ей в ноги, но женщина мужественно обошла стороной защитника с самодельным щитом, демонстрируя крайний феминизм. В данном случае эмансипация тесно связана не только с пренебрежением традиционными устоями жизни в обществе, но и крайней профанацией восточных духовных практик, к которым относится йога. Конечно, сейчас публика уже привыкла к йоге в бане или йоге с козлами и прочей дичи, однако применение йогических поз совершенно не по назначению просто возмутительно для всякого серьезного практикующего и преподавателя.
Прежде всего, практика йоги требует строгой брахмачарьи – строгого контроля половой сферы жизни, будь то воздержание в одиночестве или регламентированная супружеская жизнь. Представительница самой древней профессии, занимающаяся самой древней духовной практикой, – это абсолютное противоречие не только в терминах, но и по самой сути. Чисто теоретически, если бы она действительно занималась йогой, то свои прочие непристойные занятия она бросила бы уже в силу перестройки энергоструктуры и менталитета. Тот факт, что она продолжает зарабатывать торговлей собственным телом (что делает практически невозможной внутреннюю трансформацию), означает, что никакой йогой она не занимается. И значит, массовое сознание до такой степени опустило йогу, что принимает за таковую обычное кривляние.
Другой интересный момент состоит в том, что якобы исполнение йогических поз было сделано в поддержку демонстрантов, то есть с целью социального протеста. Тогда как практикующий йогу отрешенно относится к общественной жизни, поскольку для него важна внутренняя работа по самосовершенствованию, а не внешний успех, тем более какая-то соревновательность или борьба. Издревле йог был отшельником, не заинтересованным в мирских благах. Современные практикующие, конечно, предпочитают парадигму саморазвития в социуме. но и здесь остается важным правильно расставить акценты. Вот почему глядя на аффектированное противостояние с полицией, можно сразу сказать, что йога здесь не при чем, а женщина просто дрыгала ногами без всякой цели духовного роста или хотя бы предварительной подготовки своего тела. Репортерам не стоило бы использовать слово «йога» в данном контексте.