Полная версия
Сверхситуативное мышление. Чуждый опыт
Самый больной вопрос состоит в компьютерной малограмотности большинства обычных пользователей, которые ведомы программами и не способны вступать с ними в диалог, а уж тем более в религиозный диспут!
Цивилизованный шаманизм
Путешествие героя в исполнении потомственной сибирской шаманки по образованию квантового физика с исходно успешной карьерой в банке, последующим счастливым браком с американским коучем и активной деятельностью в институте нейро-лингвистического программирования – прекрасный пример безграничных возможностей самореализации современного человека, независимо от «точки входа» в этот мир, следуя своему внутреннему зову реализовать исходно заложенные цели жизни. Наглядную иллюстрацию интересной методики «Путешествие героя» дал на прямой трансляции психотерапевт Стивен Гиллиген, развивающий концепцию известного религиоведа Джозефа Кэмпбелла, пригласив в прямой эфир давнего организатора своих мероприятий в России.
В целом данный подход весьма органично синхронизируется с моей авторской методикой «Стратегия самобытности», хотя делает акцент на телесном заякоривании и душевном чувстве более, чем на развитии чистого объемного осознания с вербальной рефлексией саморазвития. Ответ на риторический вопрос, почему «путешествие героя» необходимо именно сейчас, сводится к открытию в современном мире таких возможностей трансформации для каждого человека, о которых в прошлые века могли мечтать лишь избранные. Это отнюдь не вопрос выживаемости, хотя другие примеры «героев» подчеркивают шансы на спасение в безнадежных ситуациях – парализованный в юности Милтон Эриксон, выживший в фашистском концлагере Виктор Франкл, похищенный колонизаторами Малидома Соми. Это громкие имена.
Не ставя себе целью пропагандировать данное учение, отмечу один рефлективный момент, который считаю важным при работе с людьми. Многие жалуются на то, что трудно находить время для самого себя, и на консультации ходят так называемые «выгоревшие» психологи и тренеры. Аналогичную проблему решала героиня, пытаясь уравновесить работу в институте с семьей, и получила от наставника весьма эффективную рекомендацию записывать в распорядок время для себя как для своего клиента. Здесь отражается основной принцип саморазвития с позиции буддхи (как способности различения), отделяющий собственную сущность от внешних оболочек, культивированием которых она занимается – тела, чувств, ума и пр.
Обращаясь к публикациям о невменяемом шамане, предлагаю сравнить судьбы двух героев и сделать соответствующие выводы. Гораздо большую пользу народу и обществу можно принести не путем протестов против власти, рискуя попасть в психушку, а вкладываясь в образование и целительство, используя все возможности, которые предоставляет огромная социальная свобода при имеющимся государственном устройстве. Человек с внутренним даром прекрасно может социализироваться и приносить пользу окружающим, используя свой внутренний ресурс на благо других людей, – вот путь цивилизованного шаманизма. Надеюсь, что рьяные последователи нашумевшего якутского шамана пересмотрят свое отношение к применению шаманизма с революционных на эволюционные идеи саморазвития!
Индуизм – несуществующая религия
Пользуясь названием «индуизм», многие россияне не понимают, что индийцы смирились с внешней рефлексией сначала персов, а потом британцев, которые не слишком разбирались, а точнее и не слишком хотели разбираться в сложных и многообразных верованиях народов, живущих в долине реки Инд, которые они постепенно захватывали. По сути, задача была отличить всех остальных от оформившихся религий, таких как ислам, буддизм, джайнизм и пр. Все, что было трудно понять и классифицировать, огульно называлось «религией индусов», как пелось и у нас в известной песне для советского народа. Впервые лишь в XIX веке, а окончательно в середине ХХ века термин «индуизм» стал самоназванием исконных народов в борьбе с колониализмом, прижившись во всем мире.
Кто же такие эти загадочные «индусы», которых никогда раньше не было, хотя эта религия считается древнейшей? По крупному данное название объединило прежде всего заклятых антагонистов, которые на протяжении всей истории вели идеологическую борьбу в диспутах – это пришлые арии, принесшие веды, и аутохтонные дравиды, чьи ритуалы заложили основы тантры. В дальнейшем многие ритуалы и даже боги смешались, однако принципиальное отличие сохранялось и отразилось в разных направлениях йоги. Главное отличие – ведическая религия была чисто духовной и предполагала освобождение духа от всех оболочек воплощенного существования, тогда как тантрическая магия была направлена на создание бессмертного тела для управления всей природой. Все дальнейшее – компромиссы между духом и телом.
Примерно к VIII веку, когда персы впервые стали использовать название «индуизм», в Индии уже установилось брахманическое общество, основанное на ведической религии, вытеснившей тантру на периферию. Самоназванием духовного учения индийцев служил санскритский термин санатана дхарма, или «извечный закон». Понятие дхарма чаще известно применительно к личному долгу каждого человека, который он обязан осуществить в своей жизни. Однако здесь возникает еще одна частая путаница у россиян – это повальное смешение двух прилагательных «ведический» и «ведантический», где первое отсылает к ритуальным текстам Вед, а вот второе относится к уже рафинированной философии, которую религией можно назвать с большой натяжкой, поскольку вместо пантеона богов там есть лишь безличный Брахман – Единое, или Абсолют. Адвайта-веданта (учение о недвойственности) – это вообще никакая не религия, однако всех его последователей огульно записывают в индуисты.
Следующая трудность в определении принадлежности к индуизму состоит в том, что он относится к так называемым «неканоническим» религиям, то есть там нет общего для всех верующих «символа веры». Каждый волен верить в избранное божество (ишта девата), выбирая тот или иной способ его истолкования и ритуальную канву богообщения. Общим является лишь признание единства каждого человека с Единым. При достижении полной самореализации каждый индуист и вовсе может объявить себя Богом. Злоупотребления случаются нечасто, поскольку признаки божественной личности как таковой известны каждому индусу, отличаются лишь конкретные формы, поэтому долго прикидываться не получится – просто не найдется последователей, а значит, придется продолжать поклоняться самому себе в полном одиночестве, что в традиционном обществе было аскезой или наказанием – на выбор.
Наконец, еще большую путаницу вносит способность индусов присваивать себе любую новую или пришлую религию. Так, никаких особых проблем не возникло с признанием Иисуса Христа за аватара (боговоплощение) бога Вишну. Индусы трогательно украшают распятия цветочными гирляндами как и всех своих богов. Не случайно Свами Вивекананда, выступая на первом всемирном конгрессе религий в конце XIX века имел огромный успех у американцев, а потом и европейцев, позиционируя индуизм как универсальную религию, способную вобрать в себя все религии. Отсюда возникает частое непонимание религиозного конфликта между православной церковью и российскими йогами – если для вторых принятие христианства не составляет проблемы, то для первой занятия йогой неприемлемы, поскольку у РПЦ возникает подозрение в приобщении к чуждой религии, а это неканонично!
Что же касается индуистской йоги, то здесь придется сделать глубокий вдох – и выдохнуть. В рамках лаконичной статьи однозначно невозможно описать все многообразие йогических школ, – я давно читаю лекции по философии йоги на курсах подготовки инструкторов по йоге, – достаточно только отметить, что на развитии йоги как духовной практики отразилась прежде всего исходная дилемма между ведантой и тантрой. Здесь мы уже выходим за рамки индуизма как религии, однако главная трудность в том, что существует бхакти-йога, или богореализация путем преданности, которая во многом сохраняет ритуальную практику, внешне неотличимую от обычных культовых действий. Принципиальная разница в том, что часто религиозный человек молится богам с целью что-то получить от них, тогда как йогу не нужно ничего, кроме любви самого Бога. Это внутренний мир.
Итак, никакого индуизма на самом деле не существует. Пользуясь данным названием, мы облегчаем себе жизнь подобно нашим предшественникам. Среднему россиянину недосуг разбираться, во что эти индусы там верят, но хотелось бы дать один практический совет. Если вы встретились сначала с одним индусом, а потом с другим, не спешите априори вести себя так, как будто они закадычные «единоверцы». Сначала спросите одного, во что он верит, а затем другого – и сравните. Не удивляйтесь, если услышите совершенно разные вещи, а то и прямое заявление одного из двух индусов, что истина передается только в нашей парампаре (линии духовной преемственности), а тот другой индус вас просто обманывает. Если вы справитесь с этой задачей, то спросите еще и третьего! Никто не врет, просто вы начнете сталкиваться с исконной вариативностью.
Спасительная комета
Астрология соперничает с детективами по захватывающим сюжетам борьбы темных и светлых сил в небесах. Астролог рисует завораживающие картины 13-летних циклов соединения Юпитера и Плутона, где последний вызывает пандемию коронавируса. Однако на горизонте звездного неба появляется некая спасительная комета, которая распадается в космосе, порождая новую комету, грозящую карой всем нехорошим людям, успевшим нажиться на страданиях. Тем не менее, их ждут последующие трудности, связанные с социальными катаклизмами, там ведь затмения… Мне вспоминается ответ Шри Сатья Саи Бабы в индийском ашраме, когда все ждали какого-то очередного ужасного знамения с небес: «Когда вы едины с Богом, который управляет звездами, никакие звездные войны вам не страшны!» Вот о чем хотелось бы напомнить любителям астрологии.
Каждый человек, приходящий в мир, обречен на преодоление трудностей, которые могут возникнуть в любой момент. Важно не столько уметь предсказывать, когда наступит то самое роковое стечение обстоятельств, вызванное хоть звездами, хоть личной кармой, сколько заниматься самосовершенствованием постоянно, чтобы быть готовым преодолеть все тяготы обусловленного человеческого существования. А иначе получается, когда звезды не благоприятны, приходится наверстывать упущенное и срочно мобилизоваться, а пока звезды отдыхают, можно предаваться всем смертным грехам в свое удовольствие. Когда же человек сосредоточен на главном – самореализации, тождественной богореализации – череда созвездий в небе для него такая же пустяковая смена декораций как ежедневные погодные колебания в атмосфере.
Можно возразить, что личный гороскоп отражает индивидуальную карму, включая склонность человека к духовному развитию в принципе. Однако карма создается поступками самого человека, поэтому ее можно менять на протяжении текущей жизни, не особо оглядываясь на звезды. Здесь возникает порочный круг, где звезды просто вынуждены предсказывать ту судьбу, которую сам человек себе выбирает, нет у них никакого другого шанса. Когда я сидела длительный ритрит по випассане в буддийском монастыре Таиланда, чтобы получить ежедневные личные наставления мастера, перед входом висели разные назидательные надписи, одна из которых гласила: «Хочешь знать, кем ты был в прошлых жизнях? Посмотри в зеркало!» Применительно к астрологии, уж если вы хотите узнать, что вам уготовали звезды, так извольте потрудиться над своей судьбой – и тогда звезды непременно будут к вам чрезвычайно благосклонны.
Ничего нового о том, что будущее человечества богато на испытания, никакая астрология не добавляет, разве только создает красочный антураж из парада планет и сияющих комет. Подготовка к испытаниям состоит не в изучении натальных карт и астрологических прогнозов, а в непрерывном самосовершенствовании, чтобы даже вероятная гибель была достойной и душеспасительной. А иначе будет как в том анекдоте, когда владелец бизнеса удивляется, почему нет прибыли, раз уже и подкову повесили и монетку закопали, пока не сталкивается с прямым вопросом: «А работать не пробовали?» Если человек работает над собой, то личная трансформация приводит к единению с божественным началом, которое управляет небосводом, и звезды будут «подтягиваться» как надо.
Представляется, что «существенные подвижки в ограничительных мерах произойдут, когда Сатурн сдвинется с места и перейдет в первый градус Водолея». А что сделали вы для того, чтобы сдвинуть Сатурн с места – и снять ранее наложенные ограничения?
Сербская церковь в Черногории
Как только сняли карантин и открыли границы, сразу вернулась протестная повестка в связи с законом о свободе вероисповедания, принятым в Черногории. Проблема в том, что данный документ предусматривает изъятие церковной собственности у Сербской православной церкви. Однако, заявления о том, что он якобы прямо «взорвал общество» и «сплотил оппозицию», сильно преувеличены. Дело обстоит, по-видимому, не совсем так, как хотелось бы видеть или хотя бы представлять. Не случайно, сербский президент обратился к России с просьбой о защите православной церкви на Балканах, чье «выживание в регионе находится под угрозой». Хотя после вступления Черногории в НАТО сложно говорить о серьезном влиянии России на эту страну, не говоря уже о том, что обязательная регистрация иностранцев по месту проживания была введена сразу после разгрома пророссийской оппозиции, хотя туризм и политика – совсем разные вещи.
Давайте оставим геополитику профессиональным дипломатам, и просто глянем на обычную жизнь черногорцев. Я сама провела две зимовки в Черногории до и после принятия вышеупомянутого закона. Могу с полной ответственностью заявить, что я не увидела в жизни общества вообще никаких изменений, хотя часто посещаю разные церкви и монастыри с исследовательскими целями. Демонстрации удается собрать в столице, однако в таких малых городках, как Герцег-Нови, Котор, Тиват, где я бывала в те самые даты, на которые были назначены пресловутые протесты, их вообще было не видно и не слышно. Более того, нередко звучали от местных такие реплики, что дескать завтра в церковь лучше не ходить, потому что там будут эти «маргиналы» собираться. Отношение к раскачиванию общества у самого людей, очевидно, весьма нелестное.
Спрашивается, почему черногорское общество в массе своей на самом деле довольно равнодушно к новому закону. Во-первых, а что плохого в свободе вероисповедания? Да, теперь ею могут воспользоваться адепты новейшей черногорской церкви, однако их крайне мало и они никому не мешают. Во-вторых, именно старшее поколение, которое по идее должно составлять костяк прихожан, выросло еще при коммунизме и доселе не слишком религиозно, а то и вовсе откровенные атеисты (например, мои последние хозяева-пенсионеры – он неверующий, а она католичка). В-третьих, прихожане ходят в храмы молиться, им совершенно неважно, кому принадлежит здание церкви как объект недвижимости, они не будут за это биться. В-четвертых, реальных проблем в Черногории хватает в экономической сфере, народу интереснее зарабатывать на туризме, а не заниматься спасением души. В-пятых, исторически территории страны входили в состав таких разных империй, что несмотря на преобладание сербской церкви, веротерпимость там на довольно высоком уровне.
Церковь Св. Николая – древний и главный православный храм в старом городе Котор оказался в фокусе скандала в самом начале карантинных мер, принятых правительством Черногории. Священник этой церкви был вызван в полицию на допрос по поводу богослужения, несмотря на запрет массовых собраний. Он аргументировал свою невиновность тем, что пришло всего два десятка прихожан, а храм вместительный, поэтому социальная дистанция была соблюдена. Однако показательно другое: по большим праздникам в храме не протолкнуться, да и обычные вечерние службы происходят при изрядном скоплении верующих (я свидетель). Вывод простой: ведь черногорцы сами предпочли не нарушать постановления правительства и добросовестно отказались от литургии. Тогда священника отпустили – но выбор народа достаточно очевиден, никто особенно не собирается бороться за церковь против государства.
Вот и получается, что имеется скорее очередное раздувание протестов в масс-медиа, тогда как на самом деле они слабы и локальны.
Мирское младостарчество
Повышенное внимание к явлению младостарчества спровоцировал строптивый священник, будучи далеко не единственным духовным отцом с подобными склонностями. Сектоведы считают, что отказ подчиниться церковным властям свидетельствует о растущей в церкви проблеме младостарчества – неправильной и опасной практики наставничества, которая приобретает все более тревожные черты. Младостарчество – это такое порочное и осуждаемое явление в церковной жизни, связанное со злоупотреблением пастырской властью, характеризуется стремлением полностью подчинить себе волю или сознание прихожан, присвоением себе завышенных полномочий. Это подход неопытного священника, который думает, будто он все вопросы может разрешить без личного опыта своего подопечного. Обратите внимание: без личного опыта.
Давайте теперь оглянемся вокруг пошире, так сказать за пределы сектоведения. Главное в явлении младостарчества – это требование безусловного подчинения, лишающее другого человека возможности набираться личного опыта. Оно основано на предпосылке, что «старший» знает лучше, поскольку у него уже имеется опыт, поэтому «младшему» остается только слушаться, чтобы совершать исключительно правильные поступки и никогда не ошибаться. Возникает закономерный вопрос, а будет ли такое наставничество продуктивным, если человек вообще лишен возможности набираться личного опыта, а значит, по каким-то причинам оставшись без того, кто постоянно дает ему указания, вообще не справится ни с духовным деланием, ни с обычной жизнью. Где такое поведение может проявляться помимо религиозных структур?
Семья. Наверное, лучшим эквивалентом младостарчества будет новомодный термин «токсичные родители» в семейной психологии. Это люди, использующие деструктивные методы воспитания, травмирующие психику и характер. Прежде всего, они подавляют личность взрослеющего человека своей излишней приставучестью с советами, отчего никакого выбора не остается: «Найди работу, какую хочет отец. Выйди замуж за кого скажет мать. Роди на радость бабушке. Всегда подавай хороший пример сестре» и т. д. Никаких самостоятельных решений, следовательно, никакого взросления не предусматривается, ведь у человека нет опыта. Такие люди считают себя хорошими родителями – и попробуй обвини их в плохом воспитании. Это вызовет резкий протест, дескать всю душу в него вкладываем. А вот этого как раз делать не надо – душа у человека своя!
Образование. Если учительница в школе сродни токсичным родителям, то высшее образование открывает совсем новые просторы для явления младостарчества, особенно в плане научного руководства дипломами и диссертациями. Однако построение программ и экзаменов в нынешних вузах тоже граничит с младостарчеством, поскольку студентам часто не дано почти никакого выбора, а остается только следовать стандартам образовательной системы, превращаясь в профессионала определенного образца с головой, набитой вполне конкретным материалом, но редко умеющей думать и принимать решения. Проверка знаний тоже зачастую состоит лишь в необходимости воспроизвести сказанное преподавателем на лекции, чтобы подтвердить свое послушание. Навязанные сверху темы для дипломных работ совсем не дают молодому специалисту развиваться.
Работа. Конечно, есть творческие профессии, где начальнику приходится холить и лелеять подчиненного, чтобы он что-то сам придумал, однако большинство так называемых наемных работников испытывают на себе подлинный гнет младостарчества. Начальник всегда прав, и его всегда надо слушаться, а мечты о карьерном росте – непозволительная вольность. Причем, в отличие от духовной жизни у начальника есть действенный метод манипулирования подчиненным – это размер зарплаты. Только исполнительный труженик получает премии и надбавки. Полностью всех построить и не давать никому даже пикнуть – вполне обычное дело на многих предприятиях. Более того, томиться у дверей кабинета начальника с любым вопросом, чтобы дождаться решения этого вопроса как манны небесной, хотя за это время давно уже все можно было и самим сделать, однако здесь важнее не сделать быстро и хорошо, а сделать по указке.
Итак, явление младостарчества – далеко не только церковная болесть. Люди вообще склонны пытаться лишить других возможности получать личный опыт, пытаясь навязывать им готовые решения на том основании, что они опытнее и мудрее, поэтому лучше их послушаться без лишних потуг на поиски истины. Осмотритесь вокруг – сколько их собралось?
Солнечное затмение в летнее солнцестояние
Пик затмения уже прошел – никаких катаклизмов не произошло, однако вопрос «как жить дальше» остается для многих астрозависимых людей весьма насущным, хотя новолуние в принципе приносит облегчение и дарует возможность начинаний. Я скептически отношусь к астрологии в формате гаданий и предсказаний будущего, поэтому во избежание абсурдного следования рекомендациям звездочетов, разберу основные предостережения и напутствия с позиций здравого смысла. Имею полное право, ведь мы вступили в созвездие рака, и я нахожусь в своей родной стихии.
«По мнению астрологов ― это очень непредсказуемый день, когда эмоции будут зашкаливать, из-за чего многие из нас могут совершать резкие и необдуманные поступки». Вообще, среднестатистический человек почти всегда живет на эмоциях, которые зашкаливают по самым разным поводам, да и совершение резких и необдуманных поступков – дело настолько обыкновенное, что «затмение» у населения каждый божий день. Никому не привыкать к внутренней борьбе с эмоциональными вихрями, поэтому любой психолог скажет, что не надо ждать затмения для того, чтобы поупражняться в самоконтроле, а заниматься психотренингом ежедневно, как вы принимаете душ и чистите зубы – такой же режим психической гигиены, а иначе «черного козла не отмоешь добела».
«Затмение произойдет в знаке рак, а значит, в несколько раз усилятся разрушительные и деструктивные влияния». Вообще, правильное использование так называемых «разрушительных» тенденций всегда позволяет человеку освободиться от всего лишнего, расчистить место для жизни, создать пространство для творчества, избавиться от накопленной кармы и пр. Иными словами, только от вектора силы зависит, что конкретно вы разрушите, а каждому человеку совершенно необходимо постоянное обновление, избавление от прошлого с продвижением вперед, поэтому единственные опасения перед указанными влияниями состоит в направлении приложения усилий, то есть разумной оценки ситуации. А само по себе уничтожение ненужного – совершенно благое дело.
«Многие люди под влиянием сильной энергетики покажут не самые лучшие стороны своего характера». Так и замечательно – представьте только, сколько времени можно сэкономить на психоанализ, да и денег, если вы платите психоаналитику. Здесь возникает тема избытка энергии, которую многие начинающие отчаянно стараются накапливать, выискивая с данной целью специальные практики на повышение личной энергетики. Я всегда предостерегаю от преждевременного накопления энергии, и как раз ситуация энергетического всплеска может показать, насколько вы вообще готовы к управлению силами стихий. Таким образом, благодаря текущему явлению, мы убиваем двух зайцев – и характер вырабатываем, и силу воли развиваем. Если кому-то не нравится – пусть отлеживается.
«Сам день затмения идеально подходит для составления планов на ближайшие шесть месяцев». Мечтать не вредно, а вот грамотное планирование в современном мире предполагает построение алгоритмов, а не фиксацию желаний. Например, так: если молодой человек делает мне предложение, то я выхожу замуж и занимаюсь семьей, а если нет, то ухожу на полгода в морской круиз вокруг света». Разумеется, такие планы можно строить при наличии как партнера, так и денег, а не просто фантазировать от скуки. При вариативности в программе, никаких особых проблем не возникает – не одно, так другое. А вот при сильном желании, допустим, выйти замуж, которое может не сбыться (а вдруг молодой человек под влиянием затмения пошел в другую сторону), придется грешить на оба предыдущих пункта, и совершенно напрасно.
«А вот приступать к свершению задуманного лучше после того как Меркурий войдет в прямое движение». В текущих условиях это совпадает со снятием ограничений после карантина. Сейчас все равно многое невозможно воплотить в жизнь, ибо Меркурий пока дублирует действия властей, или они его – господь разберет. В любом случае, планам всегда лучше вылеживаться, поскольку «вся поступающая к нам информация в день затмения будет восприниматься немного остро и искаженно». Можно днем с огнем искать человека, который строго объективно воспринимает поступающую информацию, опять-таки речь идет о совершенно типичном поведении. Каждый человек рассматривает ситуацию со своей точки зрения, поэтому дополнительное время «повертеть» ее со всех сторон никому не помешает.