bannerbanner
Обидная теория невроза. Том первый
Обидная теория невроза. Том первый

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Существует в общественном пространстве феномен психологов, старательно «проминающих» под себя принципы «психодраматизма».

На выходе при таких стараниях, часто получается или какое‑нибудь «развитие и лечение через танцы», или через художества.

Да, это может быть очень полезно для детей, родители которых, будучи «прошаренными» в психологии отдали к такому психологу‑преподавателю.

Тут тебе и полезные навыки отреагирования во вне. Делаем из парализованного неврозами, дисфункционального и дезадаптированного человека – компенсированного и встроенного в социум, и неврозы уже «не баг, а фича.6». Всё по принципу: «Нервничаешь – потанцуй или позанимайся изготовлением каких‑нибудь кукол или глиняных чаш». В жизни, ведь, так или иначе, приходится переживать всякие трудности.

В этом есть своя логика, ведь, никакой психолог никогда не сделает так, чтоб жизнь человека перестала его как‑либо пытаться «поддеть». Тогда уходит весь смысл этой самой жизни, и она превращается в Рай. А Рая на земле нет. Речь тогда идёт о повышении адаптивности личности к изменениям, через расширения количества инструментов компенсации и отреагирования, через искусство, культуру, хобби. И в последующем вместо образования невроза, при потенциально травматической ситуации, человек будет успешно эту ситуацию проживать, активно компенсируясь, пока проживаются стадии принятия, ведь у него хватает инструментов.

Для активно практикующих психологов все это звучит как утопия. Да и не совсем это психологическая работа, а скорее развитийно‑педагогическая, подкреплённая основанием из психологических знаний. Хотя современная психология о себе более высокого мнения.

Подобные преподаватели‑психологи, как и другие специалисты аналогичных направлений работы, в упор не хотят замечать тот факт, что настоящий, перекрытый несколькими фиксированными страхами на тему проявления Себя, человек, никогда на такое не придет, а если и придёт разок, то больше не вернётся.

А ведь задача психологии стать максимально гибкой и доступной для всех.

Что, если уточнить, что такой психолог развивает кого‑либо с помощью тех инструментов, которые он любит и которые ему подходят? А если ситуация будет неподходящей для их использования или личностные черты развиваемого клиента не позволяют в стрессовой ситуации отреагировать невроз через танцы и прочее? Где универсальность методики?

В таком ракурсе эти практики приближаются по эффективности к «развитию характера» через спорт или боевые искусства – распространенную практику на постсоветском пространстве. Как будто в жизни единственная потенциально‑травматическая ситуация это если тебя: «победят в драке» или, на вроде того.

Чувствуете, пахнет неврозом у родителей?7

Гораздо важнее в таком контексте привить ребёнку привычку всё время развиваться (не забывая при этом наслаждаться плодами развития и жизни), тогда весь мир станет его «развитийной песочницей», что бы ни случилось: «Да, сейчас тяжело, но это просто моя зона роста, а если я пока не могу это преодолеть, то да, иногда жизнь – это искусство ждать».

Можно подвести такой итог: психодраматизм можно применять, но аудитория очень узкая. Подходят только те, у кого фиксированные страхи (неврозы), позволяют хотя бы попробовать выразить свои внутренние эмоциональные переживания.

Введение. Часть 4. Психоанализ

По сути, психоанализ, как теоретическая основа (да и практика) сделал всё, чтоб мы передали вам это свое открытие.

Мы взяли классификацию, описанную в книге Нэнси Мак‑Вильямс, в которой выделяется два уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает Индивиду адекватно воспринимать реальность.

Внимательно с ними ознакомьтесь. Это титаническое открытие психоаналитиков. Эти защитные механизмы, практически: «Вся психология в одной странице».

Психолога, хотя бы частично интериоризировавшего8 содержание понятий о механизмах защиты, и способного после отличать эти защиты на практике, что называется «на глаз» – смело можно отделять от остальной массы.

Да они итак выделяются. Только их не любят. Кто вообще любит людей, что видят «под защиту»? Философский вопрос о том, кто любит гонцов, несущих правдивые, да ещё и дурные вести?


Первичные защитные механизмы:


Всемогущий контроль  – восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.

Диссоциация  – человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем‑то посторонним.

Интроекция, в частности  идентификация с агрессором  – бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

Отрицание  – полный отказ от осознания неприятной информации.

Примитивная идеализация  – восприятие другого человека как идеального и всемогущего.

Примитивная изоляция , в частности  защитное фантазирование  – уход от реальности в другое психическое состояние.

Проективная идентификация  – бессознательная попытка навязать кому‑либо роль, основанную на своей проекции, выраженной фантазией об этом человеке.

Проекция  – ошибочное восприятие своих внутренних процессов как приходящих извне.

Расщепление Эго  – представление о ком‑либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего‑то совершенно отдельного.

Соматизация или конверсия  – тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.


Вторичные защитные механизмы:


Аннулирование или Возмещение  – бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некого позитивного события.

Вытеснение, Подавление или Репрессия  – активное, мотивированное устранение чего‑либо из сознания.

Вымещение, Замещение или Смещение  – бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой.

Игнорирование или Избегание  – контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

Идентификация  – отождествление себя с другим человеком или группой людей.

Изоляция аффекта  – удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

Интеллектуализация  – неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

Компенсация или Гиперкомпенсация  – прикрытие собственных слабостей за счёт подчёркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

Морализация  – поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка – снятие эмоционального напряжения за счёт проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

Поворот против себя или Аутоагрессия  – перенаправление негативного аффекта по отношению ко внешнему объекту на самого себя.

Раздельное мышление  – совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

Рационализация  – объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

Реактивное образование, Реактивное формирование или Формирование реакции  – защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

Реверсия – проигрывание жизненного сценария с переменой в нём мест объекта и субъекта.

Регрессия  – возврат к детским моделям поведения.

Сексуализация или Инстинктуализация  – превращение чего‑то негативного в позитивное за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

Сублимация  – перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность


Когда читаешь эти варианты защит, (обязательно пройдитесь по ним глазами, и сверяйтесь снова и снова, пока не запомните, иначе вообще не поймете, о чём написана книга) тогда, и только тогда становится ясно, как произошло это открытие. Эти защиты – это ключ. Ключ к пониманию: как разрушается личность, почему какие‑то люди сходят с ума, а какие-то покрываются неврозами, не помнят половины жизни и почти ничего не чувствуют.

Что может быть достаточно разрушительным, достаточным для того, чтобы столько «защитных механизмов» – не справлялись, или психике их приходилось применять пермаментно?

И тут на поле выходит игрок под именем «Обида». Если подставить в большей части, предлагаемых исследователями защит слово «обида», то всё встанет на свои места. Обида – пучок негативных эмоции (чувств), застрявших (удерживаемых) в теле. Ни для кого не является новостью, что большинство психосоматических проблем вызывают неверно (неэкологично) проживаемые негативные чувства.

Что будет, если человек пытается отрицать тот факт, что у него есть обиды, и вытесняет их и репрессирует в определенные зоны тела?9

Вот как отрицающий тело подопечный описывает грусть (вырезка из протокола):


– А как бы ты ее описал, если б мне хотел бы объяснить, что это такое?

– Состояние при котором трудно подбирать какие‑то определенные слова, в эти моменты хочется поддержки, чтоб тебе кто‑то поддержал в какой‑то степени выслушал, в основном грусть наступает при каких‑то определенных моментах, что‑то когда не ценил, не было кашля, например, и он появился, неприятное ощущение в теле, начинаешь грустить, начинаешь вспоминать те моменты, когда оно не болело.

– А ощущения в теле от грусти, есть какие‑то?

– Ну, в основном это «залипания в одну точку. В этот момент в голове просто пусто, больше как пустота в голове, думать ни о чем не хочется в этот момент, максимум, что у тебя в голове кружится это то, что у тебя грусть или вообще пустота. Бывает, грусть накатывает из‑за воспоминаний, песню услышал, она начинает в голове крутиться и становится грустненько, в основном это « пустота внутри», в голове пустота.

– А часто тебя мучает пустота внутри?

– В последнее время нет

– А до этого в основном, мучала, от того, что я не мог найти то, чем я хочу заниматься…, когда что‑то не получалось, думал, что никогда этому не научусь и пустовать внутри будет.


Как вы думаете, это грусть или всё-таки Пустота? Основной соматической жалобой клиента были: астма и чувство Пустоты, появляющиеся, если сумма в кошельке падает ниже определенной контрольной для клиента точки.

Клиницисты назовут состояние, когда такой подопечный в бодром расположении духа: «компенсированным», а когда у него заканчиваются деньги и он впадает тяжелое уныние с ярким психосоматозом по дыхательной системе – «декомпенсированным».

По факту же очередной пациент, который живет в глубокой обиде, практически всё тело (или точнее душа) заполнена обидами. Пустота никуда не исчезла, но пока он в процессе мести (то есть живет в неврозе), она отступает, будто бы превращаясь в движитель. Пока он активно мстит, добывая деньги (почему деньги это главный символ успешности мести, тут уж его личный вопрос) он считает себя ценным и может не есть, и не спать, ему ничего не нужно кроме этой мести. Как только он начинает подозревать, что месть не свершится (деньги исчезли), Пустота (обида) возвращается. Объект мести и обиды чётко выделяется самим клиентом: Родители. Они применяли к нему различные систематические физические наказания, а отомстить им можно лишь став успешным по их меркам, и как говорит клиент: Показать им, что они не правы, а я прав и так поступать было нельзя.

Таких протоколов можно привести миллионы. Пустых людей, хорошо, если не миллиарды. И никто никогда не поднял вопрос: «Что такое пустота?».

Но пустота – это обида, с замаскированными идентифицирующими её (всё, что может выдать Пустоту, как обиду для окружающих и сознательной части «Я» – маскируется отрицанием10).

Обида, также как и Пустота, состоит из комбинации нескольких негативных чувств, но Пустота состоит из базовых эмоций, а обида может состоять из усложнённых культурно‑зависимых чувств и эмоций. Таких, например, как чувство несправедливости. Тоже чувство несправедливости в Пустоте может упроститься в описании до «боли».

А невроз – это месть, то есть переход от пассивной по своей природе обиды к надежде на нанесение обидчику такого же урона. Урон обычно предполагается нанести Себе или Миру, но, по большому счёту, так как мы неотъемлемая часть Мира и мы и есть Мир, то никакой разницы нет, на кого держать обиду (Пустоту).

«Хроническая опустошенность» идёт, как симптом различных нарушений личности, таких как «F60.3» (классический пример) (по МКБ‑10).11Пустоту находят в протоколах у зависимых людей (от других людей или от каких‑то деструктивных увлечений). Пустоту находят у трудоголиков. У, по‑настоящему, выгоревших людей. Пустоту находят у ярких «ПТСР» симптоматизированных пациентов. У прошедших войны, катастрофы и так далее. На первой страничке поиска по запросу «Вьетнамский синдром» вы увидите, житейский термин «Взгляд на тысячу миль», он же «Взгляд в пустоту» и соответствующий «арт» или фотографию. Пустоту находят у людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, еще без симптомов развития травматического синдрома. Пустоту находят у людей, страдающих конкретно зависимых отношений, которые часто называют симбиотическими.

Про пустоту клиенты могут проговариваться по‑разному, но ваши «ушки должны быть на макушке», речь всегда об одном и том же.


Что дал нам психоанализ, и чего до этого у нас не было:

Если б не психоанализ мы бы не знали, что какие‑то вещи не забываются на самом деле, а вытесняются в бессознательную часть психики и, более того, что бессознательная жизнь психики человека, гораздо объемнее сознательной.

Психоанализ подарил нам само изыскание такого явления как невроз.

Психоанализ описал множество видов «Обиженных и хронически мстящих людей», хоть и не понял, что именно описал.

Психоанализ описал, как будут развиваться различные индивиды, которые всю жизнь прожили в мести и ожидании чего‑то от мира. Психоанализ догадался, что невротизироваться можно взрослым и это одна проблема. И другая проблема, если невротизация началась, раньше, чем человек произнес первые звуки.

Если она началась еще тогда, когда у ребенка только‑ только началось кормление грудью. То, что тогда? Все эти примеры были описаны психоаналитиками!

Психоанализ подарил нам знание о том, что мозг это психодинамическая структура, что любую травматическую ситуацию можно разрешить здесь и сейчас.

Психоанализ даже активно использовал миф про Эдипа, метафору на месть обидчику.

Но психоанализу не суждено победить неврозы. Как мы уже написали выше нужно совмещение знаний о механизмах защиты из психоанализа и навыков по работе с установками из «КПТ», но и это не все. Требуются некоторые уникальные знания.

В книге мы попытаемся представить наиболее полный рецепт.

Введение. Часть 5. Психиатрия.

Психиатрия всегда опаздывает. Это нормально. Так и должно быть. Все знают, что сначала профилактика (психология), а затем уж терапия и после хирургия. И такой порядок распространяется на все виды медицины, окромя инфекционной. И на психиатрию тоже. Если она необходима – значит, все опоздали. Когда, по‑настоящему, требуется психиатрическое лечение – это говорит о том, что уже поздно. Психоз как известно оставляет на психике неизгладимый след.

Проблема психиатрии в «забывании» этого факта. Нежелание принимать факт своей природы крайного инструмента.

Это, кстати, особенно выражено в постсоветском пространстве, где возводили учение о рефлексах в культ, где применяли карательную психиатрию. Психиатрия это такая страшилка на словах. На словах и на деле. У постсоветского гражданина только два состояния: либо он абсолютно здоров, либо он абсолютно болен, тогда точно пора в «дурку» (увезут уже насильно).

Решение о том, болеет ли чем‑то человек, обычно, в такой системе ценностей выносится уже тогда, когда остаётся только принудительная госпитализация (постфактум).

Это заблуждение за пару десятков лет удалось «подвинуть» и теперь те же больные шизофренией, могут прекрасно получать лечение, никто об этом не знает, а они, принимая лекарства, прекрасно функционируют в обществе.

Но это не решило проблему бесполезности психиатрии с точки зрения здорового обывателя.

Психиатрия бесполезна в лечении любых психологических проблем. Но она упорно «лезет» со своими таблетками к людям, которые жалуются на весьма банальные проблемы эмоциональной незрелости личности.

Иногда, проблемы, наступающей, из‑за вполне конкретной психотравмы. Иногда из‑за дисфункционального воспитания. Иногда, по причине общей педагогической или психической задержанности когнитивного и культурного развития. И, конечно же, и в тех случаях, когда все перечисленное слилось в жизни одного человека.

Повседневное чувство тревоги, стандартная спутница хронической опустошенности, в их психиатрической интерпретации, перерастает, даже не в симптом повышенной тревожности, а в заболевание. «Генерализованное тревожное расстройство»! Как важно звучит, правда?

Соответственно, бессоницу, небредовую ипохондрию, кошмары, «сны с мертвецами и умиранием», и прочую основу жизни опустевших иднивидов – интерпретировать будут аналогично, через призму заболевания, а не очередного нарушения баланса взятой на себя ответственности и реальных возможностей индивида.

Они пытаются лечить таблетками даже диссоциальное расстройство, хотя это, всего лишь, обиженный, и мстящий миру психопат (он же социопат).12

Да, даже если не удаётся построить к нему мостик доверия (ещё б он вам доверял, если социопат расскажет, что бы он хотел сделать, вы его точно закроете в палату‑одиночку), то он скорее неизлечим, чем вы его, товарищи, сделаете при помощи таблетки «человеком».

Как можно за счёт таблеток привить ему совесть?

А если не про социопатов? Как можно вложить "невротику или пограничнику эффективные установки в голову? Остановить течение мести? У него и так вокруг полно «пилюль гиперкомпенсации». Он может вести развязный образ жизни, может бить кого‑нибудь на ринге, да и просто так. Он может отложить месть, пока работают препараты. Толерантность выработается, а страхи, обиды и долженствования с ними связанные просто подождут подходящего настроения.

Зачем ему вы? А он вам зачем? А что вы можете кроме таблеток и зачем в свою классификацию его вносите?

Что в вашей классификации делает пограничное расстройство личности, если это не расстройство личности, а пограничный уровень развития личности? Зачем лезть туда, где вы ничего не понимаете? Списали этот пункт для «DSM‑5» у психоаналитиков, а «МКБ‑10» перевели с ошибками с «DSM‑5». И рады. Не помогает же.

Вы даёте лекарства (у многих препаратов столько «побочек», что люди выкладывают в интернет короткие видео‑шутки с использованием прилагаемого рецепта в качестве одеяла), на короткое время снижается симптоматика, но через какое‑то время приходится повышать дозу, менять лекарства, потому что толерантность уже возникла, а излечение не наступает. Даже пока он (пациент), что называется, «на лекарствах», его мучает большинство симптомов.

Всё же «таблетка» виновата или недостаточно современная, или вы, таки, не туда залезли?

Почему вы не учитываете тот факт, что главное отличие психиатрического профиля болезней сниженная или отсутствующая критичность к самому себе и происходящему. Клинический психопат (f 60.2), критичнее критичного к миру. Он здоровее работающих в этой больнице, в плане критичности того, что он делает. Иначе, как тогда объяснить, что те из них у кого есть мотивация (и сохранен интеллект), могут обойти любую из ваших методик опроса и даже все вместе. И только тот судмедэксперт, который по сути своего дообразовываания уже и психологом стал («профессор антропологических наук»), может с какой‑либо точностью выявить их.

Вот, пожалуйста, часть «манифеста» так называемого «Пермского стрелка». Цитата:


«… К марту 2021 года я собрал достаточную сумму для покупки оружия, после исполнения 18 лет начал процедуру получения лицензии.

Приблизительно 13 марта я написал заявление на получение охотничьего билета, после чего отправился в психиатрическую клинику по адресу Петропавловская 74 для получения справки. Психиатром была женщина в возрасте, после того как она задала мне пару вопросов наподобие «Курите? Пьёте? Наркотики употребляли? Зачем оружие?» попросила у меня приписное, которого у меня с собой не было, после чего сказала о том что нужно вернуться к ней, но уже с приписным, так как без него выдавать справку она отказывалась. Я знал, что для получения этой справки приписное не нужно, но решил пойти на сотрудничество с врачом, в конце концов проблемы в моём деле мне были не нужны. Вернувшись через пару дней с приписным и снова попав на приём, я услышал следующее: «Я посмотрела записи и в них написано, что я не доверяю вашим ответам», после этого она предложила мне пройти платного психолога который находился левее по коридору. Заплатив деньги в кассу я пошёл на приём, прождав час с небольшим настала моя очередь, психолог вновь задала мне те же вопросы, после чего сказала о том что нужно пройти тест и ушла за ним. Вернувшись она сообщила о том, что сегодня я не успею пройти тест упомянув следующее: «Вам нужно пройти тест на тип личности, он большой, примерно на 500 вопросов», после этого попросила меня вернуться через пару дней. После возвращения домой мне не составило труда найти этот тест, прочитать про критерии оценивания и пройти его пару десятков раз за выходные. Вернулся на приём через несколько дней, зная ответы на вопросы довольно быстро прошёл данных тест. Следующий тест который она мне дала был тестом с визуальным изображением ситуаций, в котором нужно было написать свою реакцию на те или иные события, так уж совпало, что одной моей знакомой во время учёбы давали данный тест как домашнее задание и она скидывала его мне, поэтому и на него я знал ответы . Суть следующего теста была в продолжении незаконченных предложений, отталкиваясь от прошлых тестов примерно понимал какие ответы будут правильными. В конце мне выдали лист А4 и попросили нарисовать человека и некое несуществующее животное. После сдачи всех тестов пару дней ждал результаты, вернулся на приём к психиатру, она сообщила о успешно пройденном тестировании и сначала вручила мне справку для водительских прав, заметив ошибку переделала и выдала справку об отсутствии противопоказаний к владению оружием. За время нахождения в больнице не покидало ощущение того, что те, кто должны лечить, сами больны…».

(Вырезка из основного текста «манифеста» приведена без правок, но интересующие моменты выделены жирным шрифтом)


Диссоциальное расстройство личности на лицо. Она же «первичная или клиническая психопатия». Как при отсутствии критичности, можно понять, что по‑честному ты тест не пройдешь? Понятно, что нужна и критичность и понимание того, что сделать, чтоб обойти тест. Чего у психически больных людей наличествовать не может.

На страницу:
3 из 4