Полная версия
Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры
В Дмитрове сохранилось большое число памятников истории и архитектуры. В нем немало неординарных деревянных построек в стиле модерн. В городе работает краеведческий музей, основанный в 1918 г. Из многочисленных и великолепных памятников Дмитрова назовем только некоторые: кирпичный Успенский собор (1509), кирпичная Сретенская церковь (1814), Троицкая-Тихвинская церковь (1785–1801), деревянный бывший дом Новоселова в стиле ампир (1842), кирпичный двухэтажный бывший дом Емельянова в стиле классицизма (вторая половина XVII в.), Борисоглебский монастырь (1462), дом Милютиной (яркий образец архитектуры модерна, конец XIX – начало XX в.), дом Олсуфьевых (в стиле модерн, построен в 1895 г., в нем жил и умер П.А. Кропоткин).
Дмитров имеет славное боевое прошлое. В 1941 г. Дмитров оказался на рубеже, где были остановлены фашистские войска, пытавшиеся обойти Москву.
Дмитров. Кремль. Елизаветинская церковь
Промышленность в Дмитрове стала развиваться только в начале XIX в., когда в городе появились крупные суконные фабрики (купцов Тугариновых), но уже к середине XIX в. он утратил значение промышленного центра. Тем не менее в годы Первой мировой войны на военном заводе под Дмитровом у села Очево (теперь завода там нет) был построен первый русский танк. (В Очеве сохранилась дивной красоты Введенская церковь 1842 г.) В 1934 г. в Дмитрове начала работать крупная трикотажная фабрика. Развитию экономики города и расширению его территории способствовало строительство канала Москва – Волга (канал им. Москвы). Почти половина трассы канала прошла по территории Дмитровского района. Город, расположенный в центре трассы, стал штабом огромной стройки, в нем размещалось Управление каналстроя. В Дмитровском районе располагался специализированный лагерь заключенных, которые в основном и работали на строительстве этого канала, так называемый Дмитлаг. Почти все они умерли от истощения, нечеловеческих условий труда, неимоверного объема работ или были расстреляны.
Ведущей отраслью промышленности Дмитрова в советский период стало машиностроение. В Дмитрове в 1918–1921 гг. провел последние годы жизни князь П.А. Кропоткин. Он выступал здесь с докладами на съездах учителей уезда, на собраниях Дмитровского союза кооператоров, оказывал помощь местному краеведческому музею.
Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) был русским революционером, теоретиком анархизма, ученым – географом и геологом. Он вел революционную пропаганду среди петербургских рабочих, 41 год страдал без России в эмиграции (1876–1917), активно участвовал в анархических организациях и искренне стремился к научно-гуманистической деятельности. П.А. Кропоткин обосновал широкое распространение древних материковых льдов в Северной и Средней Европе, был автором трудов по этике, социологии, истории Французской революции, написал воспоминания «Записки революционера». Похоже, что жизнь в Дмитрове дала ему ощущение какого-то спокойствия и нужности людям; жил он очень скромно, стремился не разрушать что бы то ни было, а созидать, в меру сил помогать и поддерживать нуждавшихся. Умер П.А. Кропоткин от голода в 1921 г.
Главный вход в Борисоглебский монастырь
В Дмитрове находится действующий Борисоглебский мужской монастырь. По одной из версий, основал его великий князь Юрий Долгорукий в XII в., по другой – он был основан в 1388 г., а в документах он впервые упомянут в 1472 г. Главная постройка монастыря – собор Бориса и Глеба – относится к 1537 г. В 1610 г. монастырь разорили и сожгли литовцы, его отстроили, но в 1672 г. его опять уничтожил пожар, однако он вновь возродился. До конца XIX в. в нем вели рукописную летопись. Монастырь закрыли в 1926 г. В 1930-е гг. в здании монастыря располагалось одно из управлений ГУЛАГа (Государственное управление лагерей) – Дмитлаг, позже – воинская часть, склады, конторы городских учреждений и квартиры обычных горожан. В 1993 г. монастырь был возрожден. В монастыре сохранились Борисоглебский собор (1537) с приделом (1656) и колокольней XVII в., Никольская надвратная церковь с трапезной и жилыми палатами (1685–1687), стены и башни (1689), кельи и службы (XVIII–XIX вв.).
К северо-востоку от города Дмитрова находится село Даниловское. Здесь во второй половине XVIII в. князь И.Ф. Голицын построил усадьбу Даниловское. Сохранились двухэтажный кирпичный усадебный дом, флигели, Никольская церковь с декоративным убранством в стиле елизаветинского барокко (1768–1771), парк в стиле московского барокко.
В первой половине XVII в. здесь была вотчина князя И.И. Шуйского, затем село принадлежало князю П.И. Прозоровскому, потом – князьям Голицыным. И.Ф. Голицын был адъютантом императора Петра III, после дворцового переворота отказался принести присягу Екатерине II и удалился в село Даниловское. Тогда при нем построили Никольскую церковь, усадебный дом, разбили парк, вырыли пруды. После смерти князя усадьба перешла к Н.П. Поливанову – участнику суворовских походов. Уйдя в отставку, он поселился здесь и почти все время проводил за любимым занятием – псовой охотой.
Некоторые знают это место как Даниловскую слободу, где в скромной усадьбе Поливановых у своей тетки провел детские годы декабрист Михаил Павлович Бестужев-Рюмин (1801–1826), один из активных членов Южного общества. Вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом он написал революционный «Катехизис», в котором, выбирая отдельные слова и фразы из Священного Писания, они пытались доказать необходимость свержения самодержавия, надеялись распространить революционные идеи в армии и в народе. Но восстание Черниговского пехотного полка не поддержали другие воинские части и крепостные крестьяне. Царские войска подавили восстание. М.П. Бестужева и С.И. Муравьева-Апостола привезли в Петербург, где казнили вместе с тремя другими руководителями восстания декабристов. С.И. Муравьев-Апостол встретил приговор с мужественным спокойствием. Увидев М.П. Бестужева перед казнью, он просил у него прощения за то, что погубил его, затем перед виселицей помолился и произнес: «Боже, спаси Россию и царя!»
В 17 км от Дмитрова находится село Синьково, в котором сохранилась кирпичная в стиле классицизма Ильинская церковь (1816) с трапезной и колокольней (вторая половина XIX в.). Эта деревня издавна славилась своим ювелирным промыслом.
Поблизости находится село Рогачево, первые письменные сведения о нем относятся к XV в. Это ближайший населенный пункт от устья реки Яхрома, где товары с мелководных судов перегружались на более крупные. В XVI в. село уже было большим торговым поселением. Сюда на торг съезжались жители не только из окрестных, но и из дальних мест – Смоленска, Москвы, Переславля. Торговали здесь в основном солью, рыбой, хлебом, медом, свинцом, оловом, медью. В XVII–XVIII вв. значительных масштабов достигла торговля пшеницей, рожью, крупой, скотом. В XVIII в. сильный пожар уничтожил практически все строения в Рогачеве. До наших дней здесь сохранилась Никольская церковь (конец XIX в.).
В 1959 г. в Рогачеве был организован овощеводческо-картофелеводческий совхоз; пойменные земли реки Яхромы позволяют получать здесь высокие урожаи овощей и картофеля. Рогачевское шоссе – одна из наиболее живописных автодорог Подмосковья.
Недалеко от Рогачева находится село Удино. Усадьба Удино была основана во второй половине XVII в. Чаплиными, в 1760—1780-х гг. она принадлежала князю И.А. Вяземскому, следующим владельцем был князь Ю.В. Долгоруков, впоследствии ее владельцы многократно менялись. Сохранилась Покровская церковь, построенная по заказу И.А. Вяземского в стиле классицизма в 1789 г. Храм имеет прекрасную акустику благодаря устроенным в стенах потайным голосникам. В усадебном парке XVII–XIX вв. сохранились липовые аллеи, аллеи из редкой для Подмосковья сибирской пихты и пруд. В бывшей усадьбе Удино снимались некоторые эпизоды фильма «Гусарская баллада».
Поблизости, в поселке Луговой, находится один из древних памятников старины – бывший Николо-Пешношский монастырь, основанный в 1361 г. учеником Сергия Радонежского Мефодием. Сергий Радонежский благословил место, выбранное для этого монастыря. По одной из версий, монастырь получил имя по названию речки Пешноша, у которой его основали. Создатель монастыря Мефодий, игумен Пешношский (умер в 1392 г., канонизирован), при строительстве обители трудился наравне с рядовыми монахами, переносил бревна для новой обители через речку пешком («пеш нося»), что, возможно, и дало название монастырю. Уже во второй половине XVII в. здания в монастыре были каменными, что свидетельствовало о его процветании, но в 1700 г. он пришел в упадок и его приписали к Троицкому монастырю, а в 1764 г. – вообще упразднили, однако в 1766 г. учредили вновь. Сохранились Никольский собор (XV–XVI вв.) с колокольней (XVI в.), Святые ворота, над ними – Преображенская церковь (1689), Сергиевская и Сретенская церкви, Казначейский корпус, Настоятельский корпус, Братский корпус, Спасская башня, кирпичные стены с башнями (XVII–XVIII вв.), ограда с башнями (XVIII в.), другие строения.
К северо-западу от поселка Луговой находится село Усть-Пристань, а рядом с ним – село Медведева Пустынь, где сохранилась каменная церковь Рождества Богородицы (1547–1556) с колокольней (XVI в.) и деревянная Спасская церковь (XII в., перенесена сюда в 1809 г. из соседнего села Дулово). В XVI в. церковь Рождества Богородицы была соборным храмом Медведевой Рождественско-Богородицкой пустыни, упраздненной в 1764 г.
П.Я. Чаадаев
В 15 км от станции Орудьево находится поселение Алексеевское, в котором в усадьбе своей тетушки жил философ, публицист, дворянский просветитель, друг А.С. Пушкина – П.Я. Чаадаев.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856) жил здесь в детстве и в конце 1820-х гг., так как эта усадьба принадлежала его тетке княгине А.М. Щербатовой, взявшей его в 4 года на воспитание после смерти обоих родителей. П.Я. Чаадаев получил прекрасное образование (домашнее и в Московском университете), в 1812 г. стал военным, участвовал в Бородинской битве и в ряде других сражений, потом состоял адъютантом у генерала Н.В. Васильчикова. Он был остроумным и красивым молодым человеком. Участие в боевых операциях, будни армейской жизни, бунт в Семеновском полку (в качестве курьера ему пришлось передавать известие об этом царю Александру I), осмысление событий, происходивших в России, сильно изменили характер Чаадаева. В 1820 г. он подал в отставку, хотя жить ему было почти не на что. Наследства у него не осталось, имение он продал, чтобы не иметь крепостных и не быть эксплуататором, а полученные деньги скоро кончились. В 1823 г. Чаадаев уехал за границу, думал – навсегда, но через 3 года, то есть в 1826 г., решил возвратиться. На границе его арестовали, так как было известно о его связях с декабристами и членстве в «Союзе благоденствия» и в Северном обществе. После освобождения его отдали под строгий надзор московского военного губернатора.
В старом Талдоме
В 1826–1836 гг. Чаадаев пережил глубочайший внутренний кризис. Жил он в этот период то в Москве, то в Алексеевском. В этот период сложилось его философское видение прошлого и будущего России, которое он изложил в «Философических письмах». Причины застоя в России он объяснял общественными условиями в стране. В отличие от декабристов Чаадаев полагал, что путь к стабильному прогрессу в России не в политическом перевороте, а в распространении просвещения, в создании условий для формирования и мужания нравственно здоровых, грамотных и образованных россиян. Первое письмо было опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп», что навлекло серьезные неприятности на его издателя. Журнал закрыли, а Чаадаева по приказанию царя Николая I насильственно подвергли медицинскому освидетельствованию и для видимого приличия признали сумасшедшим. Однако в 1837 г. пришла резолюция Николая I: «Освободить от медицинского надзора под условием не сметь ничего писать». Тем не менее в 1837–1838 гг. Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», вышедшую уже после его смерти. В ней он предсказал, что Россия «сможет решить большую часть проблем социального порядка». Далее он утверждал: «…Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло… я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия».
К 1830-м гг. он стал завсегдатаем Английского клуба, был почетным гостем салонов и гостиных, раз в неделю по понедельникам принимал у себя. Его воспринимали как нравственного учителя. Здоровье его ухудшалось, с 1831 г. Чаадаев никуда не выезжал из Москвы. Его похоронили в Донском монастыре, рядом с могилой Е.С. Норовой (1799–1835), с которой у него был единственный в его жизни роман, оборвавшийся с ее смертью. П.Я. Чаадаев, как порядочный человек, не хотел посвящать чужих людей в свою частную жизнь. Незадолго до смерти он сжег всю свою переписку.
Около канала им. Москвы и в 6 км от станции Орудьево находится деревня Надеждино. Здесь была усадьба отца декабриста В.С. Норова – С.А. Норова, куда его сын был выслан в 1838 г. В.С. Норов был участником войны 1812 г., оставил ценные рисунки и записки о военных походах 1812–1813 гг. (опубликованы в 1834 г.). С 1818 г. он был членом тайного общества декабристов. На следствии В.С. Норов отказался давать показания, отбыл несколько лет в заключении в Петропавловской крепости, в Свеаборге и Бобруйске; в 1835 г. был сослан на Кавказ солдатом. Из-за болезни ног в 1838 г. его выслали в Надеждино под надзор отца, монархиста и жестокого крепостника.
Веретьево. Георгиевская церковь, 1778 г.
В окрестностях Дмитрова сохранились памятники церковной архитектуры. В селе Андреевское сохранилась кирпичная Покровская церковь с трапезной и трехъярусной колокольней в стиле зрелого классицизма (1803), сооруженная на средства графов Орловых; в селе Вороново – церковь Рождества Богородицы в стиле ампир (1824 г., строили местные крестьяне Иосиф Абрамов и Степан Иванов), возведенная на средства прихожан. Памятники архитектуры, мемориальные места сохранились также в селах Ассаурово (церковь 1826 г.), Ивановское (церковь 1836 г.), Игнатово (церковь 1835 г.), Карпово (церковь 1744 г.), Куликово (церковь 1807 г.), Матвейково-Семерлино (церковь 1785 г.), Морозово (церковь 1823 г.), Раменье (церковь 1842 г.), Храброво (церковь 1790-х гг., усадьба XVIII–XIX вв. князя Е.П. Оболенского), Якоть (церковь 1809 г.) и в некоторых других селах и деревнях.
В 6 км от станции Вербилки расположен поселок городского типа с тем же названием. В нем был построен один из старейших фарфоровых заводов нашей страны, основанный в 1766 г. При заводе открыли музей, рассказывающий о его истории. В XVIII–XIX вв. он считался одним из лучших фарфоровых заводов России. Здесь делали вазы, сервизы, разнообразные фарфоровые чашки и чайники, фарфоровые статуэтки. Продукция различалась по качеству, художественному оформлению и, конечно, по цене. В конце XIX в. заводом владел Кузнецов и «кузнецовский фарфор» был широко известен и высоко ценился в России. На первый план в этот период вышли коммерческие цели, и продукция завода отчасти утратила художественную ценность, хотя в небольшом количестве выпускались и высококачественные изделия. В советский период фарфоровый завод в Вербилках выпускал как высокохудожественные изделия из фарфора, так и рядовую посуду, многие российские художники и скульпторы сотрудничали с этим заводом.
Талдомский район – самый северный и один из самых благополучных в экологическом плане районов Подмосковья. В нем основан единственный в Европе заказник «Журавлиная родина». В 111 км от Москвы находится древний город Талдом. Первое упоминание в документах о селении Талдом относится к 1677 г. Точное происхождение названия неизвестно, хотя некоторые считают «Талдом» производным от финских слов, имеющих корень «тал», «тало» – дом, «талоус» – хозяйство, «талоуден» – хозяйственное. Местное население из-за малоземелья издавна занималось промыслами, в основном скорняжным и кожевенным. Отмена крепостного права форсировала развитие промыслов. К концу XIX в. Талдом был уже известным центром обувного производства, в начале XX в. оставался крупным торговым селом, центром скорняжного и кожевенного промыслов. Изделия талдомских башмачников были известны в разных частях России, их охотно покупали в обеих столицах и во всех крупных городах. В 1920 г. село Талдом было преобразовано в город.
Спас-Угол. Памятник М.Е. Салтыкову-Щедрину
Спас-Угол. Преображенская церковь
В 1922 г. в деревне Костино, вблизи Талдома, поселился писатель М.М. Пришвин, опубликовавший об этом «крае башмачников» ряд очерков под общим названием «Башмаки», в которых рассказал об истории, природе, хозяйстве этих мест. В 1924 г. по его инициативе было основано общество по изучению местного края. Общество краеведов издало книгу «Кустарный рай», брошюру «Ярмарка», 3 номера журнала «Башмачная страна». В Талдоме с 1920 г. работает краеведческий музей. Один из залов музея рассказывает о жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина, есть и экспозиция, посвященная жизни М.М. Пришвина в Талдомском районе.
В окрестностях Талдома в деревне Веретьево сохранилась деревянная Георгиевская церковь (1778). В народе ее зовут «Старый Егорий». Рядом, в селе Зятьково, сохранилась кирпичная Казанская церковь (1852) с фасадами в стиле классицизма.
В селе Маклаково, в 17 км от Талдома, расположен действующий Александровский женский монастырь, созданный в конце XIX в. в имении и на средства калязинского купца И.Д. Бачурина в благодарность Господу Богу за избавление от гибели во время крушения царского поезда в 1888 г. императора Александра III и членов его семьи. В 1895 г. Бачурин в Маклакове открыл женскую общину, преобразованную в 1906 г. в монастырь. Обитель закрыли в начале 1930-х гг., в монастырских корпусах разместили больницу, школу, почту, часть помещений отдали под жилье. В 1996 г. монастырь возродился, в нем действуют два храма.
В Талдомском районе многие селения связаны с именем великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826–1889), который либо жил в них, либо описал в своих произведениях. Так, в «Господах Головлевых» и «Пошехонской старине» М.Е. Салтыков-Щедрин описал селения Спас-Угол, Ермолино, Бревново, Малиновец, Семино, Николо-Кропотки и озеро Золотая Вешка. Село Спас-Угол (впервые упоминается в писцовой книге 1627 г.) – старинная родовая вотчина Салтыковых, где в 1826 г. родился и провел детские годы будущий писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889). Здесь у Салтыкова-Щедрина появился первый учитель – крепостной живописец Павел Дмитриевич. С 1836 г. М.Е. Салтыков-Щедрин уже не жил в этой усадьбе, но приезжал сюда регулярно. Последний раз он был здесь в 1874 г. на похоронах матери. До наших дней усадебный дом не сохранился, зато сохранились Преображенская церковь, построенная в 1795 г., а также трапезная и колокольня, возведенные в первой половине XIX в. в стиле позднего классицизма. Возле этой церкви, у ее алтаря, похоронены мать и другие близкие родственники М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этом селе разные происходили события, подчас совсем необычные. Так, в августе 1887 г. вблизи села приземлился воздушный шар, на котором Д.И. Менделеев совершал полет из Клина, чтобы наблюдать с высоты солнечное затмение. Рядом с селом Спас-Угол находится село Ермолино, где была усадьба матери М.Е. Салтыкова-Щедрина, приобретенная ею в 1836 г., а позже принадлежавшая брату писателя – И.Е. Салтыкову. М.Е. Салтыков-Щедрин приезжал в Ермолино в 1853–1879 гг. В его произведении «Пошехонская старина» Ермолино выведено под названием Бубново. Сейчас здесь сохранились только некоторые служебные постройки и старинный парк.
В северо-восточной части Дмитровского района, у села Заболотье, расположено озеро Заболотское, где растет несколько видов редко встречающихся в Московской области растений. Некоторые из них принадлежат к таежной и тундровой флоре (морошка, водяница, плаун-баранец и пр.), другие представляют степную флору (триостренник, дудник и др.). Особенно интересна здесь редчайшая реликтовая водоросль – кладофора. Плоды этой водоросли величиной с апельсин обычно лежат на дне водоема, а в солнечные дни иногда всплывают на поверхность.
В 128 км от Москвы, на реке Волга, неподалеку от впадения в нее реки Дубны, расположен город Дубна, основанный в связи с созданием Объединенного института ядерных исследований, принесшим ему всемирную известность. В городскую черту Дубны в 1957 г. включили близлежащие поселения: Большая Волга, Александровка, Козляки, Ново-Иваньково, Ратмино, Юркино.
Проектные и изыскательские работы по строительству в СССР мощного протонного ускорителя синхроциклотрона начались в 1947 г. В 1949 г. этот ускоритель был пущен, в то время он был крупнейшим в мире. С этого момента в нашей стране приступили к исследованиям в новой области науки – экспериментальной физике высоких энергий. У деревни Ново-Иваньково для обслуживания нового научного центра в 1954 г. создали жилой поселок. В 1956 г. представители правительств социалистических государств подписали соглашение о создании в нем Объединенного института ядерных исследований. В 1956 г. этот поселок получил статус города, основной функцией которого была и остается наука. С 1961 г. в городе Дубна работает филиал НИИ ядерной физики МГУ им. М.В. Ломоносова. Город отличается высоким уровнем градостроительного и экологического комфорта. В Дубне сохранилась церковь Похвалы Богородице, построенная на средства Е.Р. Вяземской в 1827 г., рядом с остатками бывшей усадьбы князей Вяземских.
К западу от города Дубна располагается Иваньковское водохранилище, или Московское море. Площадь его зеркала – 327 кв. км, средняя глубина – 3,4 м (максимальная – 19 м). Это самое крупное водохранилище в системе канала им. Москвы, поэтому его часто называют Московским морем. Оно было заполнено водой в 1937 г. Гидроузел состоит из бетонной водосливной и земляной плотин, ГЭС и однокамерного судоходного шлюза (это шлюз № 1 канала им. Москвы). Максимальный объем водохранилища – 1120 млн куб. м, длина водохранилища – 120 км. На берегах Иваньковского водохранилища и его заливов существует много колоний водоплавающих птиц (более 50 видов).
2. Северо-восточный сектор
Северо-восточная часть Подмосковья характеризуется высокой плотностью населения. Освоению этой части Подмосковья способствовало основание и развитие Троице-Сергиева монастыря, ставшего с XIV–XV вв. влиятельным религиозным центром. Основал этот Троицкий монастырь главный духовный авторитет Древней Руси Сергий Радонежский, позже причисленный к лику русских святых. По этой части Подмосковья проходят дороги к древним русским городам Сергиев Посад, Александров, Ростов Великий, Ярославль. Северо-восточный сектор Подмосковья включает Мытищинский (его восточную часть), Пушкинский, Щелковский, Сергиево-Посадский административные районы. Главной транспортной осью этой территории является Ярославское направление железной дороги. Полоса преимущественно городской застройки тянется от Москвы к городам Мытищи, Королев, Щелково.
Город Мытищи находится в 19 км к северо-востоку от Москвы. Первые поселения, относящиеся к неолиту, возникли здесь в IV–III тысячелетии до н. э.; во II тысячелетии до н. э. здесь селились люди фатьяновской культуры (бронзовый век), во второй половине I тысячелетия до н. э. появились поселения людей другой культуры – дьяконовской; а во второй половине I тысячелетия н. э. стали расселяться славянские племена – кривичи и вятичи. В городе Мытищи, в его историческом районе Тайнинский, в 1962 г. обнаружили селище вятичей, относящееся к XI–XII вв.
Протекающие по территории района реки Яуза и Клязьма способствовали развитию здесь торговли. На месте современного города Мытищи кончался семикилометровый волок, соединявший большие речные пути, шедшие по Клязьме и Яузе (притоку Москвы-реки). Яузский путь существовал задолго до возникновения Москвы. Заброшен он был в XIV в., когда прекратился сбор мыта. В древности слово «мыт» означало проездную пошлину с людей и судов, а слово «мытищи» означало место, где собирали этот «мыт». Родоначальником современного города Мытищи является «село на Мытищах», возникшее в середине XV в. и впервые упомянутое в летописях в 1631–1633 гг. В конце XVIII в. через Мытищи стали прокладывать водопровод для снабжения Москвы водой (начал действовать в 1804 г.). В 1861 г. через Мытищи прошла Северная железная дорога, в 1896 г. начал работать вагоностроительный завод С.И. Мамонтова, а с 1908 г. – первая в России фабрика искусственного шелка «Вискоза», несколько позже – пожарно-автомобильный и механический заводы. В начале XX в. станция Мытищи превратилась в крупный железнодорожный узел. В советский период Мытищи стали крупным научно-производственным центром, который в 1925 г. получил статус города. В 1932 г. в городскую черту был включен ряд населенных пунктов, среди них Перловка (Перловский), Дружба, Тайнинка (Тайнинский) и др. Недалеко от станции Перловская находится еврейское кладбище, основанное в 1932 г. В советский период в Мытищах были построены приборостроительный и электромеханический заводы, комбинат синтетических изделий и материалов, завод художественного литья, ВНИИ искусственного волокна, индустриальный техникум, кооперативная школа Центросоюза и кооперативный техникум, НИИ овощного хозяйства.