bannerbanner
Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры
Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры

Полная версия

Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Троицкий монастырь, затем Троице-Сергиева лавра, внес исключительный вклад в развитие русской культуры, искусства и духовности. В обители работали Максим Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, архитекторы И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский. В самой лавре сосредоточены огромные архитектурно-художественные ценности. Здесь в 1742 г. открыли семинарию, в 1814 г. здесь разместилась Московская духовная академия.

Люди со всех концов России приезжали в Троице-Сергиеву лавру помолиться в ее храмах, приложиться к раке с мощами Сергия Радонежского. Правители России, первые лица Москвы, вступая на путь служения Отечеству или в особо ответственные для них моменты обязательно приезжали в лавру, молились у раки Сергия Радонежского и просили у него помощи и поддержки. Все без исключения российские князья, цари, императоры, их семьи из всех монастырей России особо выделяли Троице-Сергиеву лавру, жаловали ей большие вклады, делали подарки, предоставляли льготы.

Тому можно привести множество примеров. Строительство белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия Радонежского начали главным образом на средства, пожалованные князем Юрием Звенигородским, крестником святого Сергия и сыном Дмитрия Донского. Для Троицкого собора Андрей Рублев создал знаменитую «Троицу» – главную храмовую икону собора (в наши дни подлинник иконы находится в Третьяковской галерее в Москве, в Троицком соборе – чтимая копия). Царь Борис Годунов для этой иконы пожертвовал драгоценную ризу из позолоченного серебра, украшенную самоцветными камнями и с большим изумрудом. Мощи преподобного Сергия Радонежского хранились в серебряной гробнице, пожертвованной царем Иваном Грозным (его самого крестили в Троицком соборе, при крещении он был положен на раку святого Сергия).

С монастырем связано много драматических эпизодов российской истории. Так, в период княжеской междоусобицы 1425–1452 гг. князья Дмитрий Юрьевич Шемяка и Иван Андреевич Можайский в Троицком храме монастыря захватили великого князя московского Василия II (1446) и ослепили его. Тем не менее вскоре Василий II снова стал царем и остался в российской истории как Василий Темный. Царь Иван Грозный часто посещал монастырь, делал щедрые вклады. В 1554 г. на его средства заложили Успенский собор (строили его 26 лет). Однако когда троицкие монахи не одобрили введенную Иваном Грозным опричнину, он со второй половины 1560-х гг. охладел к монастырю. Правда, когда умер его любимый сын Иван, то он приехал именно в этот монастырь, просил принять огромную сумму на помин души усопшего (этих денег хватило, чтобы достроить Успенский собор), плакал, молился, просил ежедневно петь панихиды по умершему сыну…

Во время стрелецкого восстания в 1682 г. в Троицком монастыре укрылись от стрельцов правительница царевна Софья и ее малолетние братья – цари Петр и Иван. В 1689 г., когда молодому Петру грозила опасность со стороны царевны Софьи и ее единомышленников, он нашел убежище именно в этом монастыре, бежав из села Преображенское. В монастырь к Петру пришли его «потешные» полки, приехали бояре и дворяне, здесь его поддержал патриарх. Именно здесь он преодолел свой страх, ощутил себя единовластным царем.


Троице-Сергиева лавра в наши дни


В 1917 г. при новой власти Троице-Сергиева лавра пережила несколько ограблений. В 1919 г. при огромном возмущении верующих вскрыли могилу и осквернили мощи Сергия Радонежского. В том же году закрыли Духовную академию и всю лавру, опечатали храмы, а всю монастырскую братию арестовали. В 1920 г. вышел декрет Совета народных комиссаров о превращении лавры в музей, и уже в 1921 г. он занимал часть ее территории, остальная часть принадлежала Электротехнической академии, курсам-школе и Институту народного образования. Храмы в то время использовались как клубы, тиры, столовые. Корпуса лавры отдали под жилье, разные учреждения. В 1930 г. Сергиев Посад переименовали в Загорск в честь партийного лидера Москвы В.М. Загорского (псевдоним, настоящая фамилия Лубоцкий). В 1930 г. с колокольни лавры сбросили и отправили в переплавку 19 старинных колоколов (в том числе и крупнейший в провинциальной России лаврский Царь-колокол весом более 65 т, поднятый на колокольню в 1759 г.).

При этом в 1919–1920, 1925–1926 гг. и с 1937 г. проводилась частичная реставрация архитектурных памятников лавры. Но не было главного: она не жила в те годы как духовно-религиозный центр. В 1940 г. музей в лавре получил статус государственного заповедника. В 1946 г. Троице-Сергиеву лавру возродили как монастырь, в ней снова начали проводить богослужения. В лавре вновь открылись Духовные академия и семинария. В конце 1980-х годов в лавре было более 120 монахов и послушников, в 2000 г. – 300 человек братии, сейчас больше.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7

Другие книги автора